И. В. Прохоренко

ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ДВИЖЕНИЯ NEW AGE В СТРАНАХ ЗАПАДА

Под термином «New Age» («Новый век», «Новая эра», «Эра Водолея») в данной работе понимается движение в культуре, религии, философии и науке, возникшее в ХХ в. и охватившее в первую очередь западные страны (Северную Америку и страны Западной Европы).

До настоящего времени специальных исследований данного движения практически не проводилось. Различными авторами публиковались работы, которые отражали сущность составляющих элементов движения, анализировали деятельность отдельных сект и культов «Нового века» или же описывали проблемы его развития на отдельных этапах и преимущественно в одной стране — США. Западные авторы начали изучать движение с 1980-х гг. (в качестве самых полных и точных работ можно отметить монографии Д. Маршалла1, Ф. Х. Локхааса2, Г. Дж. Берри3 и исследование Советов Ватикана по Культуре и Межрели-гиозному диалогу «Иисус Христос несет живую воду. Христианский взгляд на New Age»4). В России данное движение достаточно мало известно и плохо изучено. Среди вышедших в последнее время отечественных работ можно отметить главу о New Age в двухтомной монографии президента Российской ассоциации центров религиоведческих исследований

A. Л. Дворкина «Сектоведение: тоталитарные секты»5 и аналитические статьи Л. Созаева6,

B. Харкива7, Б. Фаликова8, Ю. А. Жукова9.

В вышеназванных исследованиях можно отметить спорность и эмоциональность оценок движения, постоянное сравнение учений христианства и New Age с акцентом на оккультных сторонах последнего и ярко негативным отношением к нему авторов-христиан. Например, Д. Маршалл отзывается о New Age как об «искусственно созданной ‘‘ религии’’, которая по мерке сатаны подогнана к нашему веку»10. Ф. Х. Локхаас отмечает, что «по причине своей привлекательности для греховной природы человека и в результате тонко замаскированной лжи, движение New Age стало основным противником христианства в наше время»11.

Вышеназванные авторы дают такие определения New Age:

• это странная смесь восточного мистицизма и западного материализма, науки и суеверий, физики и метафизики, древней мудрости и современного мышления12;

• движение New Age можно определить как систему отдельных групп людей, целью которых является замена представления о личностном Боге убеждением, что человечество является центром всех вещей13.

В Ватиканском документе New Age представляется как «современное возрождение языческих религий с примесью влияния восточных религий, современной психологии, философии, науки и контркультуры, которая развивалась в 1950-1960-х гг. New Age — свидетель культурной революции, сложной реакции на доминирующие идеи и ценности в западной культуре». Подчеркивается, что «New Age — не отдельное однородное движение, а скорее сеть практикующих людей, предпочитающих думать глобально, а действовать локально. Эта эклектичная структура включает в себя множество разнообразных © И. В. Прохоренко, 2008

элементов, позволяющих людям разделять интересы, выраженные в различной степени и на разных уровнях»14.

Основными источниками при написании данной статьи являются труды основательницы New Age А. А. Бейли15, западного ньюэйджера Ф. Капры16, работа российского приверженца New Age С. Синицына17, ченнелинг Крайона18.

Анализ первоисточников позволяет заключить, что наступление эры Водолея, которое станет ключевым моментом в истории человеческой цивилизации, принесет с собой «эру гармонии, правосудия, мира, единства»19, создаст «мир осознанных целостных взаимоотношений, цивилизацию света и любви»20, даст «осознание всеобщности и новые способы выражения всемирного синтеза, человеческих интересов и мировой религии»21.

Движение New Age не имеет однородного учения, но исследователи выделяют в нем ряд общих доктринальных признаков (по мнению американского ученого Н. Л. Гейслера, их число достигает четырнадцати22). К отличительным религиозным чертам New Age можно отнести представления о безличностности Бога, представляющего собой универсальную энергию, Силу, Абсолют, всеобщее сознание, общность всего живущего23; о вечном существовании Вселенной и иллюзорности существующего мира; о цикличности Бытия и сходстве жизненных циклов отдельных клеток, человека и окружающей природы24. Ньюэйджеры верят в реинкарнацию и карму, возможность отдельных людей быть «каналами» откровений внеземных существ (ангелов, демонов, пришельцев, небесных учителей и т. п.), в то, что люди представляют собой частицы Бога25 и при условии развития своего потенциала каждый человек сам может стать богом, обладающим абсолютным всемогу-ществом26. Для последнего необходимо применять специальные оккультные практики (магию, астрологию, гадания, спиритизм), вегетарианство и «холистические» практики27. Целенаправленного «изменения сознания» достигают с помощью разнообразных методов: гипноза и самогипноза, медитации, визуализации, акупунктуры, проверки на выживание, применении кристаллов и пирамид, — приемлемо практически все, что вызывает мистические или психические переживания, способные заставить человека отказаться от своих прошлых убеждений и восприятия реальности.

Непосредственные корни New Age, на наш взгляд, установить достаточно сложно. В исследовании «Иисус Христос несет живую воду…» говорится, что New Age включает в себя множество теорий, соединяя в себе эзотерические и светские элементы28. Важнейшими предпосылками возникновения и развития движения New Age, по нашему мнению, являются:

Религиозно-философские предпосылки — возникновение в XIX в. трансцендентализма, оформившегося в виде многочисленных метафизических групп, «второе открытие» и распространение различных форм оккультизма, растущий интерес к восточным учениям, отступление традиционного христианства перед натиском религиозного либерализма и «свободомыслия»29.

Социальные предпосылки — наличие острых социальных проблем, необходимость глобальных программ реформирования сложных общественных систем, кризис традиционной культуры, стандартов потребительского образа жизни, забвение духовных ценностей ради достижения материально-финансового успеха, развитие процессов глобализации с возможностью мгновенного доступа к огромному объему информации, которая на протяжении веков являлась достоянием ограниченного круга лиц30.

Все вышеперечисленное, а также неудовлетворенность духовной атмосферой в западном обществе и духовная опустошенность людей позволили возродиться древним религиозно-мистическим учениям, осуществляющим более интенсивное воздействие

на духовный мир человека, его сознание и чувства31. Считают, что настало время более духовного образа жизни, который позволит уверенно пройти через кризисные десятилетия ХХ в. и поведет далее в новый век и новое тысячелетие32.

Рассмотрим особенности эволюции движения New Age в странах Запада. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы его развития:

1. Начало ХХ в. — 1950-е гг. — формирование теоретических основ движения;

2. 1960-е гг. — конец 1970-х гг. — становление New Age как субкультуры;

3. Конец 1970-х гг. — 1980-е гг. — массовое распространение идей New Age в странах Запада;

3. 1990-2000-е гг. — коммерциализация движения.

Происхождение New Age, прежде всего, связано с развитием спиритизма в США и Западной Европе и теориями Е. П. Блаватской и ее последователей.

В середине Х1Х в. к спиритуалистическому движению причисляли себя тысячи американцев33, затем число последователей спиритизма резко возросло и достигло в середине ХХ в. 750 тыс. человек. Гудини, А. Форд, Р. Монтгомери, Дж. Диксон и их коллеги внедрили спиритические сеансы в широкие массы людей34. Из спиритизма New Age заимствует настолько много, что ряд авторов рассматривают его как последнюю модификацию данного оккультного вида деятельности35.

Е. П. Блаватская, основатель теософского учения, является авторитетом и учителем New Age. Она выдвинула идею поиска в различных религиях «подлинного знания»: » не принадлежит какой-либо одной религии. является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма»36. Данную тенденцию продолжило движение New Age, считающее, что учение Е. П. Блаватской носит промежуточный характер, «предшествует Новому Веку и обусловливает его»37.

А. А. Бейли, одна из последующих лидеров Теософского Общества, в начале ХХ в. ввела в употребление сами термины «New Age» и «Век Водолея»38 и основала в 1922 г. компанию Lucis Trust, до сих пор являющуюся наиболее важной организацией движения — «мозгом движения New Age»39. А. А. Бейли был «передан от Учителей» особый План и инструкции по его выполнению40 — о специальных приготовлениях Земли для прихода на нее Майтрейи (Христа New Age) и наступления Века Водолея: «Вследствие огромного эмоционального напряжения всего планетарного человечества. был инициирован процесс объединения двух миров: жизни на физическом плане и опыта астрального плана. Это должно привести к огромным изменениям и преобразованиям в сознании человека. Они откроют дверь веку понимания, братства и просветления.»41.

Теософское учение было продолжено антропософскими трудами Р. Штайнера42 в Германии и «Агни-Йогой» («Живой этикой») Н. К. и Е. И. Рерихов в России. Они связаны с New Age использованием восточных мистических терминов, необходимостью самосовершенствования человечества и т. п.

Дальнейшее распространение движения New Age выразилось в выходе в 1933 г. Первого Гуманистического манифеста, активно выступившего против традиционной религиозности и призывающего к появлению новой «объединяющей» религии43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, теоретические основы движения New Age были заложены в период с начала ХХ в. по 1950-е гг., когда в западных странах широко распространились оккультные и синкретические учения.

Первые попытки практического воплощения идей New Age отмечаются в 1960-х гг. в среде молодежной контркультуры, бунтующей против традиционного общества, его рациональности, морали и религии. Это была попытка совершить в западном обществе духовную революцию путем разнообразных экспериментов по «расширению» сознания, в том числе при помощи секса, наркотиков, политического протеста и мистических культов и т. д.44

Первое международное сообщество New Age образовалось в Шотландии в 1962 г. под названием «Фонд Финдхорн»45, где последователи А. Бейли использовали коллективные медитации с целью приблизить наступление «новой эры», следуя ее словам, что «новые истины Эпохи Водолея могут быть постигнуты только в результате группового усилия»46.

В 1967 г. название «New Age» получило широкое распространение благодаря американскому мюзиклу «Волосы»47, в частности, песне из него «Это рассвет Эры Водолея…», который популяризировал концепцию New Age.

Р. Альперт, один из лидеров психоделического движения, совершив паломничество в ашрамы Индии, вернулся в США в качестве «гуру» Рам Дасса и принялся широко пропагандировать восточные техники расширения сознания48. В странах Западной Европы и США миллионы поклонников «Биттлз», посетивших в 1969 г. общины Махариши Махеш Йоги в Индии, стали называть трансцендентальную медитацию «научной йогой» и считать ее «еще более действенным средством достижения блаженства, чем наркотики»49.

Доктор Дж. Г. Мелтон, основатель Института по изучению американских религий при Калифорнийском университете Санта-Барбары, считает, что к 1971 г. приобрели популярность ключевые элементы, необходимые для синтезирования New Age, — восточные религии и психология, затрагивающая вопросы изменения личности, — и лидеры-метафизики смогли приступить к формированию взглядов New Age. «Восточно-западный журнал» и «Журнал Нового века», издаваемые в США, стали первыми периодическими изданиями, отражающими проблемы нового движения. К 1972 г. были изданы первые американские справочники и руководства50. В Австралии был опубликован справочник New Age «Голубые страницы», предлагавший широкий выбор альтернатив для тех, кто отказался от материализма и ищет пути реализации своих духовных возможностей в форме «личного преображения» и «самооткрытия». В справочник были включены услуги трансличностных психологов, гуру, священников гностицизма и целителей. До конца 1960-х гг. желающих воспользоваться такими услугами было мало, но в 1970-е гг. их число значительно возросло51. В начале 1970-х гг. университетские городки Запада ощутили «горячее дыхание Востока»52: молодых людей притягивала экзотика, причем особо привлекало то, что большинство новых «пророков» и наставников не утруждало последователей теологией, ограничиваясь несколькими простейшими ритуалами.

Таким образом, в 1960-1970-х гг. произошло становление New Age как субкультуры, оно выделилось из круга прочих религиозных движений в самостоятельное течение и начало распространяться по всему миру, выйдя за непосредственные рамки религиозности и превратившись в культурный феномен.

Согласно теории А. А. Бейли, последние десятилетия ХХ в. должны были быть посвящены переоценке святынь человеческого существования, изменению образа жизни человечества, утверждению новой цивилизации на фундаменте старой и изменению основных направлений мировой мысли и принципов мировой политики, а также перераспределению мировых ресурсов согласно божественной цели53. Эти слова совпали

по времени, а возможно, и непосредственно вызвали активное распространение идей New Age в странах Запада в конце 197Q^ — 198Q^ гг.

К концу 197Q^ гг. было выпущено уже около 25Q книг New Age, 2Q книг, написанных ранними американскими сторонниками его политики, существовали 5Q издаваемых ньюэйджерами журналов и 1QQ ньюэйджерских организаций54. В дальнейшем рост числа публикаций и территориальных групп New Age шел столь бурно, что это было похоже на взрыв. Оккультную литературу стали выставлять в своих витринах крупнейшие книжные магазины55.

С 197Q^ гг. концепции, терминология, феномены и идеи «Нового века» занимают центральное место во всех фильмах Голливуда. У. Мартин, автор книги «Культ ‘‘Нового века’’», и Д. Хант, один из критиков New Age, проанализировали ряд фильмов на предмет содержания в них идей New Age. Сильное влияние New Age было выявлено в фильмах «Близкие контакты третьего рода», «Полтергейст», «Охотники за привидениями», цикле «Звездные войны», «Замок обреченных» и др.56 Это также свидетельствует о все большем проникновении идей New Age в западную культуру.

В конце 197Q^ гг. были проведены первые представительные встречи последователей New Age. Наиболее крупной из них был проведенный в Лос-Анджелесе фестиваль «Разум, Тело и Дух». Каждый из фестивалей сопровождался участием гуру, обучением трансцендентной медитации, распространением различных форм йоги наряду с астрологией, хиромантией, спиритическими чтениями, исцелением и медитацией57.

В 1977 г. сообщалось, что уже 12 % американского населения увлекалось средневековой магией58. Опросы, проведенные институтом Гэллапа и университетом Северного Иллинойса, показывают размах, которого достигло распространение в США идей New Age: если в 1978 г. 4Q % американцев увлекались астрологией, то в 1984 г. их число возросло до 59 %. Число американцев, имевших контакты с умершими, возросло с i5 % до 42 %.

67 % взрослых американцев (7Q млн человек) были связаны с оккультизмом: 58 % верили в перевоплощение, мировосприятие 6Q % включало отдельные аспекты восточной религии.

34 млн американцев были озабочены своим «внутренним ростом» — в том смысле, как это понимает New Age59.

Широкую известность в 198Q^ гг. приобретает ньюэйджерская музыка, которая пишется в разных стилях, но самый известный из них — это медитативная музыка, сочетающаяся со звуками живой и неживой природы (музыка G.E.N.E., Karunesh и др.). Как справедливо отмечает Д. Маршалл, большинство людей, слушающих подобную музыку, не является поклонниками New Age, но сами ньюэйджеры считают ее религиозным действом, возводящим к высшему сознанию611. В этом мы также можем видеть проникновение New Age в современную культуру.

Учение New Age оказало влияние и на науку: А. А. Бейли предсказывала, что в период наступления Века Водолея наука проникнет немного дальше в область еще неуловимых действительных явлений; будет открыто, что существует только одна субстанция, предстающая в природе в различных степенях плотности и вибрационной активности, и что эта субстанция приводится в движение упорным намерением и выражающей божественное целью61. Еще в середине ХХ в. ученым-биологом А. Г. Гурвичем была выдвинута гипотеза о «биополе» человека, видимом экстрасенсами как разноцветная «аура»62. В работе современного философа и физика-теоретика Ф. Капры «Дао физики» были описаны важнейшие физические открытия XX в. в области ядерной физики и квантовой механики с точки зрения интуитивно-созерцательного подхода, характерного для духовных

и философских учений63. Развилось целое направление, называемое «биоэнергетикой», или «биоэнергоинформатикой», в котором «причудливо слились наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы религиозных культов»64.

Таким образом, в конце 1970-1980-х гг. New Age на Западе приобрел популярность, перешагнув религиозные рамки и проникнув в сферу культуры (литература, кино, музыка) и науки. С начала 1980-х гг. New Age постепенно стал проникать во все сферы человеческой деятельности, распространяться в общественной жизни, культуре и СМИ, возникло много разнородных течений и групп ньюэйджеров. Можно сказать, что в это время движение переживало свой расцвет.

На фоне проникновения New Age в культуру в 1990-е — 2000-е гг. происходит ярко выраженная коммерциализация движения. Массы стали воспринимать New Age исключительно с внешней стороны, что повлекло за собой смещение акцентов в самом движении: упор делался на гарантированное достижение необходимых людям результатов при приложении ими минимальных усилий, New Age стал восприниматься как средство «быстрого достижения Нирваны»65.

В большом количестве в странах Западной Европы и США стали возникать и активно функционировать всевозможные центры, спекулирующие на культе здорового образа жизни и на проведении всевозможных эзотерических курсов и семинаров. Например, в Нью-Йорке крупнейший в своем роде «Открытый центр» уже более 10 лет проводит ежегодно около 900 различных семинаров, курсов и лекций с участием более 27 тыс. человек. Крупнейшую ньюэйджерскую коммуну Финдхорн в Шотландии ежегодно посещают

5 000 человек. В коммуне Холлихокк, расположенной в Канаде, проводятся курсы и семинары по «духовной» практике, целительству, арт-терапии и т. п. В Греции существует летний «холистический центр» на о. Скирос, где при помощи специальных приемов посетителям обещают одновременно поправить физическое и психическое здоровье66.

В 1990-е гг. во всем мире целительство переживало бум и успешно встраивалось в существующий рынок услуг. Согласно официальным данным Европейской комиссии по комплементарной медицине (таково одно из принятых в мире названий целительства), в период с 1993 по 1998 гг. рынок указанных услуг вырос в четыре раза (только в Германии в это время официально работало 18 тыс. целителей)67.

В настоящее время почти в каждом крупном городе Европы и Америки есть своя газета движения New Age. Содержание таких газет обычно составляют статьи о методах и приемах New Age, публикации на характерные темы (реинкарнация, путешествия в «параллельные» миры и т. п.) и реклама различных методик общения с миром духов68. На многочисленных выставках и презентациях демонстрируются книги, кассеты и аудиодиски, «магические кристаллы», устраиваются шоу-программы целителей и ясновидцев69. New Age успешно действует через телевидение, видео, кино. Его идеи находят отражение даже в детских мультфильмах («Shaman-King», «Последняя фантазия: Духи внутри нас» и др.), герои которых занимаются медитацией, магией, общаются с «восшедшими учителями»70.

На сегодня не существует точных статистических данных о количестве сторонников учения New Age. Люди вовлекаются в данное движение различными способами и на многих уровнях. Главным образом, это происходит через применение специфических методов или потребление изделий, которые маркированы «New Age», для оказания благотворного влияния на здоровье или благосостояние. Лишь немногие углубляются в теорию New Age71. Однако основные термины движения в последние годы стали общеизвестны, в том

числе из-за их активного употребления в СМИ («аура», «третий глаз», «энергетика», «космическая энергия», «реинкарнация», «экстрасенсорика», «чакры», «мантры», «доноры» и «вампиры» и пр.).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с начала 1990-х гг. и по настоящее время движение New Age стало во многих странах мира частью массовой культуры, своеобразной «торговой маркой» и приобрело популярность в различных слоях общества.

Таким образом, мы проследили основные этапы развития New Age. Нужно отметить, что в его эволюции выделяются четыре этапа, в ходе которых данное движение прошло путь от теоретико-религиозных построений теософов и оккультистов и последующего практического воплощения в жизнь через элементы маргинального мировоззрения хиппи 1960-х гг. до широкого проникновения в культуру и массового распространения движения в 1980-х гг., приведшего к его ярко выраженной коммерциализации в 1990-х — 2000-х гг.

В настоящее время идеи New Age проникли практически во все сферы человеческой деятельности: религию, философию, культуру, образование, политику, науку, здоровье и др. При этом наиболее развитыми и востребованными являются религиозная и культурная составляющие движения. Из проявлений религиозной стороны движения New Age большой популярностью пользуются различные тренинги по саморазвитию, обсуждения проблем наступления «Эры Водолея» и ее особенностей, астрологические и нумерологические расчеты, нетрадиционные способы лечения психосоматических заболеваний (цвето-, музыко-, арома-, сказкотерапия, работа с прошлыми воплощениями и «грузом кармы»), медитативные практики и занятия йогой. Влияние New Age на культуру проявляется в создании специальной музыки для медитаций и отдыха, эзотерической литературы для взрослых (П. Коэльо, Р. Бах, К. Кастанеда, Н. Мураками) и детей (приключения Г арри Поттера Дж. Роулинг), популярности статуэток восточных богов и животных и мистической символики. Большим спросом в современном мире пользуется продукция движения New Age — кристаллы, колокольчики и «музыка ветра», гадальные карты (таро, руны и др.), цветные свечи, ароматические масла и палочки и пр., часто используется в качестве украшения разнообразная заимствованная из различных учений символика New Age72.

Теоретически считается, что движение New Age стремится к установлению «нового мирового порядка», в котором все станут единым целым, не останется национальных границ, будет существовать одно мировое сообщество со своими правительством, единой мировой религией, экономикой73. Исходя из данного постулата возможно сделать предположение о неком глобальном воздействии New Age на мировые политические процессы и его стремлении влиять на сам ход развития истории. Однако на практике мы можем выделить наличие лишь некоторых связей движения New Age и западноевропейских экологических движений, т. к. приверженцы New Age достаточно часто поднимают экологические вопросы и содействуют «зеленым» в продвижении их кандидатов на руководящие посты74. Интересно также, что на мировой арене Организация Объединенных Наций поддерживает группы, принадлежащие к движению New Age (например, «Граждан Планеты»)75. Опосредованное воздействие на мировую политику New Age осуществляет и через высокопоставленных лиц, являющихся его активистами (принц Чарльз, Роберт Мюллер и др.76), однако число таких лиц остается крайне незначительным. Поэтому, на наш взгляд, серьезного влияния движения New Age на мировые исторические и политические процессы ни в прошлом, ни в настоящее время не прослеживается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9ЖуковЮ. А. Нищие духом. М., 1985.

iQМаршалл Д. Указ. соч.

ii Локхаас Ф. Х. Указ. соч.

12Маршалл Д. Указ. соч.

13 Локхаас Ф. Х. Указ. соч.

14 Jesus Christ the bearer of the water of life. A Christian reflection on the «New Age».

18 Крайон. Не думай как человек // http://www.koob.ru/books/kryon/2_dont_think_like_a_human. rar — Дата обращения — 2Q.Q3.2QQ8.

19 Jesus Christ the bearer of the water of life. A Christian reflection on the «New Age».

2QБейли А. А. Образование в Новом Веке…

21 Бейли А. А. Эзотерическая астрология.

22 Берри Г. Дж. Указ. соч.

24 Синицын С. Указ. соч.

25 Крайон. Не думай как человек.

26 Локхаас Ф. Х. Указ. соч.

27 Созаев Л. Указ. соч.

28 Jesus Christ the bearer of the water of life. A Christian reflection on the «New Age».

29 Созаев Л. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Там же.

32Маршалл Д. Указ. соч.

33 Созаев Л. Указ. соч.

35 Там же.

37Бейли А. А. Лучи и посвящения.

39 «Эра Водолея»: навстречу новому мировому порядку.

4Q Там же.

41 Бейли А. А. Экстернализация Иерархии.

44Харкив В. Указ. соч.

45 Findhorn Foundation // http://www.findhorn.org.

46Бейли А. А. Экстернализация Иерархии.

47 Фаликов Б. Указ. соч.

49 Маршалл Д. Указ. соч.

5Q Созаев Л. Указ. соч.

51 Маршалл Д. Указ. соч.

52 Там же.

53Бейли А. А. Лучи и посвящения.

54Берри Г. Дж. Указ. соч.

55 Жуков Ю. Указ. соч.

56Маршалл Д. Указ. соч.

57 Там же.

58 Жуков Ю. А. Указ. соч.

59 Маршалл Д. Указ. соч. б° Там же.

61 Бейли А. А. Эзотерическая психология…

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Шевелев Г. Г. Легко ли стать «целителем»?: Сб. документов с комментариями автора. М., 2QQ6. С. 3.

63 Капра Ф. Указ. соч.

64 Там же. С. 46.

65Жуков Ю. Указ. соч.

66 Созаев Л. Указ. соч.

68 Там же.

69 Кантеров И. Я. Указ. соч. С. 711.

™ Там же.

НЬЮ ЭЙДЖ — аморфное и эклектичное новое западное религиозное движение, объединяющее различные религиозные и квазирелигиозные культы и секты, которые противопоставляют себя иудейской и христианской традициям.

Воз­ник­ло в 1970-е годы в ре­зуль­та­те раз­ло­же­ния и ком­мер­циа­ли­за­ции «мо­ло­дёж­ной суб­куль­ту­ры» 1960-х годов на ба­зе пси­хо­де­лической мис­ти­ки и про­тес­та про­тив тра­диционных религиозных ин­сти­ту­тов. Ис­точ­ни­ка­ми Нью Эйдж по­слу­жи­ли так­же раз­но­об­раз­ные ок­культ­но-мис­тические уче­ния конца XIX — начала XX веков: гер­ме­тизм и ма­гия, мо­дер­ни­зи­ро­ван­ная Па­пю­сом (Же­ра­ром Ан­кос­сом), тео­со­фия Е.П. Бла­ват­ской, ан­тро­по­со­фия Р. Штай­не­ра, аг­ни-йо­га Е.И. Ре­рих и Н.К. Ре­ри­ха, мис­ти­цизм Г.И. Гурд­жие­ва, П.Д. Ус­пен­ско­го и О.М. Ай­ван­хо­ва. Из тра­диционных ре­ли­гий, осо­бен­но вос­точ­ных, Нью Эйдж за­им­ст­во­ва­ло различные магические прак­ти­ки и ме­то­ди­ки дос­ти­же­ния не­по­средственного мистического опы­та. Важ­ной со­став­ляю­щей Нью Эйдж яв­ля­ют­ся псев­до­эко­ло­гическая ми­фо­ло­гия и ве­ра в чу­дес­ные свой­ст­ва пи­ра­мид и дра­го­цен­ных кам­ней.

В Нью Эйдж не су­ще­ст­ву­ет стро­го оп­ре­де­лён­ной ве­ро­учительной док­три­ны, од­на­ко име­ет­ся ряд по­ло­же­ний, в той или иной сте­пе­ни раз­де­ляе­мых боль­шин­ст­вом уча­ст­ни­ков дви­же­ния. Счи­та­ет­ся, что на сме­ну хри­сти­ан­ской «эре Рыб» при­хо­дит но­вая «эра Во­до­лея» — эпо­ха гос­под­ства эзо­те­риз­ма, мис­ти­ки и ма­гии (на­зва­ния «эр» за­им­ст­во­ва­ны из ас­т­ро­ло­гии). Соз­на­ние че­ло­ве­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся в Нью Эйдж как не ог­ра­ни­чен­ная про­стран­ст­вом и вре­ме­нем выс­шая ре­аль­ность, или аб­со­лют; при этом эм­пи­рическое, кон­крет­ное соз­на­ние яко­бы во­вле­че­но в эво­лю­ци­он­ный, вос­хо­дя­щий про­цесс пе­ре­ро­ж­де­ний. Ут­вер­жда­ет­ся, что че­ло­век об­ла­да­ет скры­ты­ми сверхъ­ес­те­ст­вен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, ко­то­рые мож­но и долж­но раз­ви­вать. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва по­ни­ма­ет­ся в Нью Эйдж как ду­хов­ный про­гресс, ко­то­рый на­прав­ля­ет­ся выс­ши­ми су­ще­ст­ва­ми — «бес­смерт­ны­ми ма­га­ми», «ма­хат­ма­ми», «кос­мической ие­рар­хи­ей», ино­пла­не­тя­на­ми и т. п.

Прак­тическая сто­ро­на Нью Эйдж чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­на: от ма­гических дей­ст­вий (га­да­ний и др.) до слож­ных пси­хо­тех­ник; рас­про­стра­не­ны не­оша­ма­низм и чен­не­линг (раз­но­вид­ность спи­ри­тиз­ма). Нью Эйдж мож­но счи­тать по­пыт­кой пост­мо­дер­ни­ст­ско­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния и пе­ре­ра­бот­ки всех когда-либо су­ще­ст­во­вав­ших ви­дов ма­гии, кол­дов­ст­ва, ман­ти­ки и мис­ти­ки. В це­лом прак­ти­ка Нью Эйдж в выс­шей сте­пе­ни тех­но­ло­гич­на и ори­ен­ти­ро­ва­на на кон­крет­ный ре­зуль­тат (ис­це­ле­ние, оз­до­ров­ле­ние, ре­ше­ние фи­нан­со­вых про­блем, дос­ти­же­ние мис­тич. опы­та и пр.). По­кло­не­ние выс­шим си­лам, в от­ли­чие от тра­диционных ре­ли­гий, за­ни­ма­ет в Нью Эйдж не­зна­чительное ме­сто.

Ор­га­ни­зационные фор­мы внут­ри Нью Эйдж так­же край­не раз­но­об­раз­ны. С од­ной сто­ро­ны, для не­го ха­рак­тер­ны кли­ент­ские, ау­ди­тор­ные и ха­риз­ма­тические куль­ты, ко­то­рые не­ред­ко име­ют се­те­вую струк­туру и кон­ку­ри­ру­ют ме­ж­ду со­бой на «рын­ке ду­хов­ных ус­луг». С другой сто­ро­ны, в рам­ках Нью Эйдж по­сто­ян­но воз­ни­ка­ют вер­ти­каль­ные ие­рар­хические струк­ту­ры то­та­ли­тар­ных сект. Кро­ме то­го, весь­ма рас­про­стра­не­ны сме­шан­ные фор­мы, в ко­то­рых со­че­та­ет­ся ши­ро­кий кли­ент­ский культ и не­боль­шое яд­ро «про­фес­сио­на­лов», пред­став­ляю­щее со­бой ха­риз­ма­тический культ или жё­ст­ко струк­ту­ри­ро­ван­ную сек­ту .

Чис­ло по­сле­до­ва­те­лей Нью Эйдж с тру­дом под­да­ёт­ся оп­ре­де­ле­нию. Боль­шин­ст­во уча­ст­ни­ков дви­же­ния пред­по­чи­та­ют на­зы­вать се­бя по име­ни к.-л. ха­риз­ма­тического ли­де­ра, са­мо­оп­ре­де­ля­ют­ся в ка­че­ст­ве языч­ни­ков или не­оя­зыч­ни­ков или не ука­зы­ва­ют свою ре­лиг. при­над­леж­ность. Иден­ти­фи­ци­ру­ют се­бя с Нью Эйдж лишь несколько де­сят­ков ты­сяч че­ло­век. В то же вре­мя до­ля жи­те­лей Западной Ев­ро­пы, Рос­сии и Аме­ри­ки, вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве кли­ен­тов наи­бо­лее по­пу­ляр­но­го куль­та Нью Эйдж — ас­т­ро­ло­гии, со­став­ля­ет не ме­нее 40% взрос­ло­го на­се­ле­ния (при­мер­но 300 млн. человек). Боль­шин­ст­во этих лю­дей, од­на­ко, при со­цио­ло­гических оп­ро­сах при­чис­ля­ют се­бя к хри­стиа­нам.

В современном мире широко распространились религиозно-мистические группы, обычно именуемые «религиями Новой эры» (или «Нью эйдж»). Движение ньюэйджеров, оформившееся в 70-80-е годы в западных странах, представляет собой сплав различных верований, оккультизма, теософии, астрологии, пантеизма и язычества. В отличие от исторических религий, а также от большинства «классических» типов новых религий в объединениях последователей «Нью эйдж» обычно отсутствуют жесткие организационные структуры, четко сформулированные вероучительные доктрины.

Социологи религии классифицируют подобные объединения скорее как «религии-аудитории», нежели устойчивые группы единоверцев. Сегодня это движение, ставшее частью масскультуры, приобрело популярность во многих слоях общества. В зарубежных странах, как, впрочем, и на российских просторах, группы ньюэйджеров нередко предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров. В этом можно убедиться, посетив Духовно-оздоровительную выставку, которая дважды в год (четвертый год подряд) проводится в залах Московского Дома художника. На ней размещаются стенды десятков разновидностей объединений «Нью эйдж», читаются лекции, устраиваются презентации, шоу-программы целителей, астрологов, ясновидцев.

От анафем — к размышлению и пониманию

Ватикан стал проявлять повышенный интерес к неорелигиозным образованиям сравнительно недавно, с момента превращения их хотя и в маргинальный, но все же устойчивый компонент духовно-конфессионального ландшафта десятков стран мира. Изучение альтернативных форм религиозности возложили на несколько подразделений Римской курии. Одно из них — Папский совет по межрелигиозному диалогу — в 1986 году опубликовал обширный документ «Секты или новые религиозные движения. Пастырский вызов». Процедура его подготовки была весьма необычна для подобной структуры: 75 региональным и национальным епископальным конференциям разослали вопросники. В них предлагалось оценить тип действующих религиозных новообразований, определить численность их последователей, назвать причины и факторы, способствующие успеху неорелигий в данной местности, сообщить о мерах противодействия росту таких групп и движений.

Спустя 18 лет, в феврале 2003 года, Ватикан издает другой документ, озаглавленный «Христос несет живую воду. Размышление о «Нью эйдж». Текст документа мало чем напоминает наставления и предписания, выходящие из недр ватиканских канцелярий. Своим объемом, формой и содержанием он больше похож на научно-исследовательский трактат: детальная разбивка текста на разделы и параграфы, внушительный список цитируемых авторов (свыше 100). Хочется отметить, что при общем негативном отношении к «Нью эйдж» авторы документа воздерживаются от резких формулировок, демонизации, криминализации и карикатуризации своих оппонентов. В обширном тексте отсутствует терминология, обычно используемая при описании учения и практик «Нью эйдж»: «вербовка», «зомбирование», «кодирование», «промывание мозгов». Облегченным суждениям об этом явлении как порождении злокозненных деяний мошенников и проходимцев противопоставляется обстоятельный анализ «Нью эйдж» как сложного и противоречивого явления современной духовной жизни.

В сжатом, обзорно-конспективном виде в документе представлены практически все имеющиеся трактовки движения «Нью эйдж», а также способы распространения учения и практики. Это выгодно отличает позицию авторов документа от многочисленных публикаций с преобладанием ругательно-обличительной риторики, зачастую не позволяющей понять существо проклинаемого учения. К тексту прилагается подробный глоссарий, разъясняющий читателю значение используемых в тексте понятий различных философских школ, религиозных учений, многочисленных разновидностей движения.

Исследователи неорелигиозных образований сегодня по-разному оценивают место «Нью эйдж» в современном духовно-религиозном пространстве. Разнобой существует и в отнесении групп ньюэйджеров к определенному типу религиозных организаций, существенно различаются и трактовки природы данного феномена. Формулируя свое отношение к «Нью эйдж», авторы документа демонстрируют похвальную осведомленность в содержании огромного массива специальной литературы по самым различным проблемам этого феномена. Обращается внимание на неопределенность самого термина «Нью эйдж», порождающего немало споров. Нередко им даже не рекомендуют пользоваться вообще. Но тем не менее, подчеркивается в документе, поскольку при всем несовершенстве термин «Нью эйдж» продолжает многим служить обозначением кладезя мудрости, хранящего ответы на «вечные проблемы бытия», то не принимать его в расчет уже нельзя. Поэтому отказ от использования этого термина ни в коей мере не должен восприниматься как сомнение в искренности людей, ищущих смысл жизни. Следует серьезно задуматься и над причинами столь радикального противопоставления ньюэйджерами религии и духовности. По их мнению, многие отвергли организованную религию, поскольку она провалилась «духовно», а посему ее время прошло. Поэтому причисление «Нью эйдж» к религии приверженцы данного движения считают ошибочным, противоречащим пониманию его сущности.

В документе выделяются специфические черты учений и практик ньюэйджеров, отличающие их от других последователей неорелигий. «Нью эйдж» не является движением в том значении, которое обычно вкладывается в понятие «Новое религиозное движение», но это и не то, что обычно обозначается терминами «культ» и «секта». Объединение ньюэйджеров также представляет собой не единое однородное движение, а аморфные группы практикующих, предпочитающих «мыслить глобально, а практиковать локально». Зачастую они даже не знакомы друг с другом.

Уже на первых страницах текста развенчиваются заявления ньюэйджеров о «радикальной новизне» их учений и практик, будто бы принципиально изменяющих традиционные представления о человеке и его месте в мире. Истоки суждений о «новизне» «Нью эйдж» предлагается искать в крайне поверхностных представлениях о природе этого движения. «Когда же кто-нибудь как следует изучит труды ньюэйджеров, то вскоре становится ясным, насколько мало в «Нью эйдж» нового». Корни генеалогического древа ньюэйджеровских учений обнаруживаются уже в воззрениях гностических сект, появившихся во времена раннего христианства.

Одной из причин востребованности идеалов «Нью эйдж» называются глубоко укоренившиеся в сознании современного человека неуверенность, страх перед настоящим и будущим, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях. «Утверждается, что христианская религия является патриархальной и авторитарной, что политические институты не способны улучшить мир и что традиционная медицина просто показала свою неспособность успешно лечить людей». В поисках выхода из непредсказуемых и хаотичных жизненных ситуаций люди обращаются к альтернативным институтам в надежде найти здесь решение мучающих их проблем. Но хотя многие версии «Нью эйдж» и выступают как реакция на современную западную культуру, в действительности этот феномен — детище той же самой культуры Запада. Своими корнями учения и практики ньюэйджеров восходят к Ренессансу и Реформации. Именно тогда сформулированы основные установки умонастроения современного западного индивида, не отягощающие его ограничениями, авторитетами и традициями. И даже в трудных ситуациях индивиды подобного типа склонны ставить свои личные суждения выше официальных или традиционных.

Как отмечается в документе, в конце XVIII и на протяжении всего последующего столетия известные европейские интеллектуалы с энтузиазмом воспринимали ключевые мыслительные матрицы, основанные на теософско-эзотерических учениях. Их некоторые элементы можно встретить у масонов, спиритов, розенкрейцеров. В документе выделяются основные мировоззренческие констатации, связывающие воедино разнородные группы ньюэйджеров. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо, наделенное симпатиями и антипатиями, тайным огнем и светом, которыми человек стремится овладеть. С помощью воображения или через посредников (ангелов, духов, ритуалов) люди могут устанавливать контакты с высшими и низшими мирами. Пройдя процесс духовной трансформации, люди способны проникнуть в тайны космоса, Бога и самого себя. Конечный путь маршрута — гнозис — высшая форма знания, эквивалент спасения. Гнозис включает в себя не только философскую, но и тайную (эзотерическую) доктрину, передаваемую от учителя к ученику через ступени посвящения.

Христос или Водолей

Добрую половину документа занимает методическое опровержение главных постулатов учения ньюэйджеров. Их основной порок усматривается в «приватизации веры», неуемном разгуле фантазии, проявляющемся в конструировании эклектических философско-религиозных теорий, включении в них персонажей и символики христианства. Стрелы критики направлены в первую очередь против ньюэйджеровских представлений о Боге. Осуждается деперсонификация образа Творца, изображение его то как «жизненной силы», то как «души мира». Почти все последователи учений «Нью эйдж» убеждены в том, что «божественное» не существует «вовне». Вдохновляясь идеями Карла Густава Юнга, они проповедуют веру в существование «Бога внутри нас», а потому все проблемы сводят к нашей неспособности постичь нашу собственную «божественность». Такая неспособность может быть преодолена при помощи применения набора техник, выявляющих наши скрытые «божественные» возможности.

Отмечается, что практикуемое ньюэйджерами «перевертывание» взаимоотношений между Творцом и творением ведет к сатанизму. Сатана превращается в символ бунта против традиционных правил и установлений, зачастую принимающего агрессивные, эгоистические и насильственные формы. Поэтому некоторые группы протестантов-евангеликов выражают озабоченность сублимированным присутствием сатаны в рок-музыке, что, по их мнению, оказывает сильное воздействие на молодежь и отдаляет их от учения Христа.

Отношение ньюэйджеров к Иисусу Христу истолковывается как глобальный вызов всей христианской цивилизации. Эра Водолея, сменяющая христианскую эру Рыб, будет сопровождаться чредой радикальных перемен. В эру Водолея будут жить совершенные, гермафродитные существа, полностью овладевшие законами Космоса. По этому сценарию христианство должно исчезнуть и уступить место глобальной религии и новому мировому порядку. Наиболее опасным вывертом «христологии» ньюэйджеров считается замена образа Христа суррогатными символами, искажающими смысл и значение искупительной миссии (жертвы) Иисуса. В писаниях теоретиков «Нью эйдж» Спаситель предстает как некий образец для подражания, который может появляться в любые времена, у многих народов и в различных местах. Иисуса Христа нередко изображают одним из мудрецов, посвященным, аватарой. При этом смерть Иисуса на кресте или отвергается, или перетолковывается таким образом, что исчезает представление о страдающем Христе. «Спасаемся ли мы сами своими собственными делами или будем спасены Божьей любовью?» Ньюэйджеры отвечают на этот вопрос при помощи терминов «самореализация» и «самоискупление». Христиане же, напротив, должны видеть в спасении не экспериментирование над самим собой, а избавление от греха и его последствий, побуждающее вести борьбу за преодоление греха в человеке и окружающем мире.

Неоплаченные счета Церкви

Даже при беглом прочтении документа бросается в глаза присутствие в нем изрядной дозы «самокритики»: признание ответственности Католической Церкви и христианства в целом за распространение новых религий. Главной причиной недооценки вызова «Нью эйдж», запоздалой и неэффективной реакции на него называется отсутствие у многих считающих себя христианами глубоких и прочных знаний основ христианской веры. Отсюда проистекает и ошибочный вывод о неспособности христианства пробудить в человеке глубокие духовные взгляды и чувства, и о необходимости искать их вне Церкви. «Люди считают, что христианская религия не предлагает им или даже никогда не давала того, что им действительно необходимо». Нередко людей приводит в «Нью эйдж» жгучая тоска по тому, что способно захватить их сердца, наполнить смыслом жизнь в запутанном и отчужденном мире. «И если Церковь не желает быть обвиненной в глухоте к глубинным устремлениям людей, ее членам необходимы две вещи: самим как можно глубже постигать основы своей веры и слышать зачастую молчаливые крики людских сердец, уводимых куда-то в другие места, если они не будут утолены Церковью».

Для результативного противодействия распространению «Нью эйдж» авторы документа призывают активно использовать возможности широкой сети пастырских, культурных и духовных центров. В идеале такие центры могли бы придать беспорядочным спорам о «Нью эйдж» более продуктивные формы, превратиться в форумы по обсуждению различных аспектов учения и практики ньюэйджеров. В то же время с сожалением признаются слишком многочисленные случаи вовлечения католических духовных центров в распространение идей «Нью эйдж» среди верующих. Поэтому таким центрам предстоит избавиться от подобных ошибок и стать активными проводниками христианской духовности, местом для честного диалога. Правда, он не должен быть спонтанным. Для участия в нем католической стороне следует привлекать специалистов, способных критически оценить учение и практики «Нью эйдж».

Серьезную озабоченность ватиканских аналитиков вызывает сумятица в представлениях католиков о «Нью эйдж». Многие из них не видят ничего предосудительного в обращении к ньюэйджеровским методикам и практикам, порой считая это всего лишь невинным следованием последней моде. Для устранения такой нетвердости в вере рекомендуется формировать у католиков адекватное понимание природы данного движения, акцентируя их внимание на абсолютной противоположности исходных установок этого феномена христианскому вероучению. Католикам советуют быть более разборчивыми в контактах с миссионерами учений «Нью эйдж», способными увлечь собеседника красочными рассказами о своих собраниях. Так, некоторые объединения «Нью эйдж» называют себя «молитвенными группами», и прежде чем посещать собрание таких групп, следует выяснить: возносят ли здесь молитву Богу-Отцу, Святому Духу и Иисусу Христу.

Хотя авторы документа позитивно оценивают вклад представителей самых различных исследовательских школ в изучение природы «Нью эйдж», они в то же время призывают не переоценивать их заслуги. Прекрасные книги и другие источники могут помочь католикам лучше понять те элементы ньюэйджеровских учений и практик, с которыми придется встретиться. «Однако они не всегда гарантируют необходимое постижение «Нью эйдж» в свете христианской веры». Наряду с этим рекомендуется добывать достоверные сведения о лицах, группах и институтах, занимающихся распространением информации о «Нью эйдж». Имеются случаи, когда беспристрастные исследователи впоследствии становятся активными проводниками и апологетами альтернативных религий.

Настораживает также, что некоторые международные организации принимают участие в кампаниях по восхвалению «религиозного многообразия» и отстаивают статус некоторых сомнительных организаций.

Поучительные уроки

Выступая на презентации документа о «Нью эйдж», кардинал Поль Пупар призывал не «канонизировать» это детище нескольких ватиканских учреждений, поскольку, «если он будет заменен лучшим и совершенным текстом, только тогда можно будет говорить, что он достиг своей цели». В словах кардинала просматривается призыв к постоянному усовершенствованию форм и способов противодействия католицизма распространению новых религиозных движений. Такой призыв актуален не только для римо-католиков. Можно, разумеется, проигнорировать ватиканский документ «Христос несет живую воду. Размышление о «Нью эйдж»» посчитав содержащийся в нем опыт понимания этого феномена малопригодным, например, для российской действительности. Но даже с учетом этого из документа можно извлечь по меньшей мере два поучительных урока.

Во-первых, в противодействии «Нью эйдж» Римско-Католическая Церковь рассчитывает главным образом на свои силы: ответственность и сознательность верующих, клира, теологов, светский апостолат. Авторы документа не обращаются к помощи светских властей, не призывают их ограничить или вовсе запретить неорелигиозные объединения.

Во-вторых, в критических оценках природы своих оппонентов ватиканские аналитики используют наработки религиоведов, теологов, философов самых различных школ и направлений. Причем они не занесли в списки защитников сектантов всех, не согласных с их суждениями о новых религиозных движениях, что, на мой взгляд, весьма отрадно.

Как возродилась религиозность в России?

Постсоветская культура была ориентирована на идею не возрождения религиозных традиций на самом деле, хотя иногда это и так подавалось, а на идею разрыва, на идею того, что будет построено что-то новое.

Поэтому в первые постсоветские и в поздние советские годы наиболее востребованными оказываются движения, которые как раз предлагают что-то новое. Это харизматическое христианство и вообще новый протестантизм — не только пятидесятники, но и баптисты и разные формы так называемых новых религиозных движений, начиная от Свидетелей Иеговы и сайентологов и заканчивая местными движениями, такими как Церковь последнего завета, Белое Братство, Богородичный центр и так далее.

С чего начинается поздне- и постсоветский религиозный бум? С того, что протестантские миссии арендуют кинотеатры и дома культуры в разных местах и упорно показывают фильм Хеймана «Иисус» по Евангелию от Луки. Это на самом деле первое знакомство поздне- и постсоветской городской культуры с евангельским текстом.

Новые религиозные культуры — то, что называется еще иногда new age religion — симптоматичная для глобальной религиозной истории конца двадцатого и начала двадцать первого века вещь, когда на место организованных, догматически более или менее четких конвенциональных старых церквей приходит очень размытая религиозная культура, где нет социальных структур, нет четко установленных авторитетов и нет предписывающих норм, то есть нет жесткого разделения на то, что можно делать и что нельзя или во что можно верить и во что нельзя.

Поэтому происходит то, что иногда называется построением эклектичной религии, когда люди говорят: «Мы можем брать какие-то восточные практики (это, правда, чаще всего псевдовосточные практики, но неважно). Мы берем что-то из христианства, мы берем что-то из ислама, мы берем что-то из иудаизма, но важно то, что каждый теперь становится сам религиозным авторитетом».

А с другой стороны, эта культура очень любит заигрывать с идеями, образами научного характера, то есть люди говорят: «Это не религия. Это просто наша вера, это наша духовность, и это не противоречит науке». Хотя на самом деле все-таки противоречит.

Как New Age сочетается с православием?

Нью-эйдж-практики в течение девяностых годов становятся универсальным достоянием массовой городской культуры, и сейчас у нас есть, с одной стороны, уже новые поколения new age believers, людей, которые так или иначе ориентируются на практики нью-эйджа, а с другой стороны, все эти вещи довольно глубоко проникли и в культуру людей, у которых вполне четкая христианская идентичность, но которые при этом будут говорить про «энергетику намоленного места» и так далее.

С моей точки зрения, если говорить об уровне практик, то нью-эйдж победил все, что было до этого. Если говорить об уровне идентичности и политических репрезентаций, то тут, наоборот, победа оказалась за тем, что сейчас называется «политическое православие», за политизированной православной идеологией. Но эти две стороны или эти два аспекта современной религиозной культуры, как выясняется, друг другу, в общем-то, не противоречат, потому что можно быть политически ориентированным на националистическое православие, даже достаточно радикальное, а с другой стороны, на уровне практик все равно увлекаться и астрологией, и йогой, и многими-многими другими вещами.

Прижились и те вещи, которые идут куда-то гораздо шире чистой религии, — скажем, конспирология, теория заговора, которые в известном смысле мы и типологически, а иногда и генетически можем связывать с религиозной культурой Нового времени. Они во многом своим обликом и своим происхождением обязаны рациональности и научной революции. Неслучайно главными распространителями поздне- и постсоветской нью-эйдж-культуры оказались инженеры, то есть люди, имеющие высшее техническое или естественнонаучное образование.

Для них как раз противоречия между наукой и тем, что они считали духовностью, целительскими практиками и так далее, не существовало, то есть в каком-то смысле нью-эйдж-культура (не только постсоветская, может быть; в постсоветской это просто более заметно) обязана своим появлением и многими своими чертами научной революции XIX–XX веков и вообще тому, как развивались наука и технологии в XX веке.

Почему церковь и государство в России всегда вместе?

Что касается православия, особенно русского православия, его история чрезвычайно осложнена, скажем так, дисциплинарными практиками. Собственно говоря, после того как Петр I сделал православную церковь частью светского государства, нам вообще уже сложно разделить, где находится религиозная, а где — политическая составляющая в истории православия.

Рефлекс прислонения к государству у Русской православной церкви Московского патриархата не сработал на рубеже советского и постсоветского времени, но сейчас он срабатывает довольно хорошо. Мы видим, что основной репрезентативный идеологический тренд православной церкви связан не с благотворительностью, не с попыткой поддерживать и в эмоциональном, и в духовном, и в каком угодно контексте какие-то беднейшие группы людей, которые испытывают моральный кризис, а, наоборот, дисциплинирование. Мы — часть государства, которая отвечает за определенные формы дисциплинирования. Кто-то стреляет из автомата в других людей, а мы будем говорить о том, что можно и что нельзя, в том числе в моральной сфере.

Это и ново, и не ново. То, что мы наблюдаем в XVIII или XIX веке, – это, скорее, действительно православная культура и православная идеология, так или иначе встроенная в общую политическую программу государства. Соответственно при Сталине и во время Второй мировой войны церкви удалось сесть в этот поезд снова. Хотя ей давали очень мало места, но тем не менее уже после войны некоторую политическую нишу для Русской православной церкви Московского патриархата нашли.

В девяностые и двухтысячные годы отношения церкви и государства были более сложными, и действительно оказалось, что православие очень привлекательно именно для людей, которые хотят заново сконструировать свою политическую и национальную идентичность. Тут сошлись идея русскости, православности и некоторых политических проектов, которые в целом представляются как консервативные, но могут быть и не консервативными. Наверное, такая политизация религиозной культуры тоже характерна не только для постсоветского времени, а вообще для десекуляризации или постсекулярного мира во многих частях земного шара.

Почему религия становится частью идеологии?

Было бы замечательно провести полевое исследование в Администрации президента Российской Федерации или хотя бы в правительстве Санкт-Петербурга — просто взять интервью у разных людей, начиная с Путина или губернатора Полтавченко и заканчивая какими-то функционерами низшего звена, и просто посмотреть, как это все развивалось: когда, как и почему в ленинградском или санкт-петербургском КГБ или ФСБ начали читать философа Ивана Ильина, как они искали себе духовных отцов, что это был за проект, почему для них это обрело политическое звучание.

Но боюсь, что пока такой проект вряд ли возможен, так что не буду гадать, как это произошло. Можно сказать, что в поздне- и постсоветские годы символическая вселенная разрушалась. Мир устойчивых больших нарративов разрушается, и люди пытаются что-то построить из разных материалов, из того, что у них есть. Кто-то говорит, что пришел Христос, и его новое имя Виссарион, надо ехать в Сибирь и там создавать основание нового человечества, а кто-то пытается переключиться с позднесоветской официальной марксистско-ленинской идеологии на что-то другое, и православие оказывается весьма кстати.

Религию пытались и пытаются подформатировать под какую-то коллективизирующую и мобилизующую идеологию. Такие попытки предпринимались, я думаю, еще и при Ельцине, или, по крайней мере, об этом речь заходила. Патриарх Алексий, насколько я понимаю, не очень был этим озабочен, а нынешний патриарх Кирилл вроде бы во что-то подобное готов играть, хотя всегда возникает вопрос, насколько всем этим людям небезразлично то, чтобы делать какие-то долгоиграющие проекты, или, может быть, они просто заинтересованы в личном обогащении в распиле каких-то очередных бюджетов. Идея социальной инженерии и public relations овладела умами россиян, вероятно, после романа Пелевина «Generation «П»». Она, конечно, на самом деле не работает, потому что не получается контролировать того джинна, которого они выпускают из бутылки, и непонятно, джинн ли это и что с ним вообще происходит.

Особенно это все усилилось после 2011 года. Главная модель — это то, что существуют внешние враги, которые плетут заговор против России, и, соответственно, все, что происходит, мы будем объяснять в контексте этой модели происками врагов или, наоборот, борьбой с этими врагами. Надо сказать, что получилось гораздо удачнее. Конспирология — это другая тема, и сейчас мы на ней не будем останавливаться, но тоже непонятно, каков будет конечный эффект, потому что однажды выпущенные из бутылки такого рода нарративы тоже могут привести к самым удивительным и, возможно, вполне негативным социальным последствиям.

Нью-эйдж – молодёжная субкультура. Зародилось это движение после Второй мировой войны. Её суть заключается в духовном самосовершенствовании.
Приверженцы Нью-эйдж считают, что чем выше интеллектуальный и духовный уровень человека, тем выше его статус в рамках данной субкультуры.
Отличия от обычных людей кроются не только в этом, также дело коснулось религии.
На основе мировых учений приверженцы Нью-эйджа создают своё собственное течение.
Из музыки Нью-эйдж любят слушать рок во всех его проявлениях, нередко в приоритет ставится электронная музыка.
Это направление породило и собственный музыкальный стиль. Основное отличие кроется в текстах песен, а именно в воспевании мирного и прекрасного будущего, основанного на вечных ценностях человечества.
Музыка именно этого стиля идеально подходит для медитаций.

Составитель: Рубцова Е. М. Редактор: Чорний А. И.

Если вы интересуетесь культурой Востока, вас увлекает история мировых религий, вы хотите создать своё учение или вы просто любознательны, то предлагаем познакомиться с современной молодёжной субкультурой Нью-эйдж, что в переводе означает «Новая эра».
Об истории этого течения, особенностях и необычной музыке вы можете узнать на предложенных вашему вниманию сайтах.
Библиографические записи на источники информации расположены в алфавитном порядке авторов и заглавий.

Машнин А. Субкультура Нью-эйдж // Блог Антона Машнина : , 2010-2016. — URL: http://blog-mashnin.ru/?p=102137 (дата обращения: 05.08.16).

Про другие молодежные субкультуры см. на этой странице.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *