Аннотация:
В предлагаемом пособии рассмотрены: предыстория и история богослужебного пения от Ветхою Завета до наших дней, философски-музыкальные системы античного и византийского мира, особенности и судьбы богослужебного пения на Западе, его происхождение и формы на Руси, композиторское творчество и, наконец, возрождение древнерусской певческой традиции в связи с естественным стремлением социально-культурных структур к воцерковлению, что немыслимо вне конкретного восстановления самой идеи православной общины.Пособие предназначено для слушателей духовных шкал и всех, интересующихся историей церковной музыки.Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.Круглым столом разработан ряд проектов, к числу которых принадлежит и предложенная Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви программа подготовки и издания учебно-богословской литературы для духовных школ. Представляемое учебное пособие является одним из первых, издаваемых Круглым столом по этой программе.Деятельность и цели Круглого стола одобрены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.Издание осуществлено по заказу Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви

, один из видов партесного пения, употреблявшийся в русской церкви. Зародившись в конце 16 в. в юго-западной церкви, с. п. скоро перешло в Москву и особенно было распространено в 17-м в. Название свое с. п. получило от того, что над строкою текста песнопений находилось две, три или 4 строки безлинейных нот. Низшая строка (а иногда и самая рукопись с. п.) называлась демественником (писалась тушью), вторая – низом (писалась киноварью), третья – путем (тушь), четвертая – верхом (киноварь). Основная мелодия (большей частью знаменного распева) никогда не помещалась в верхнем голосе; остальные голоса служили ей как бы гармоническим – и довольно примитивным – сопровождением. Около половины 18-го в., когда лучшие хоры в России ближе стали знакомы с началами гармонии, доморощенное с. п. стало выходить из употребления и теперь не применяется даже любителями безлинейной системы. C. п. впервые создало на Руси настоящих регентов, не уставщиков. Наилучшее собрание памятников с. п. находится в Москве, в библиотеке Синод. училища. (П.).

УДК 78 О.А. ПАЛИЙ

МОДЕЛЬ СИНТЕТИЧЕСКОГО ПЕВЦА: ТЕХНИКА — ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ МАНЕРА — ОБРАЗ

Палий Олег Анатольевич, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), motoug777@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается модель синтетического певца, анализируется принцип ее построения — от технических параметров к параметрам воплощения художественного образа. Затрагиваются вопросы вокальной техники, манеры исполнения. Рассматривается, как данный комплекс может быть реализован в сфере массовой музыкальной культуры и академическом музыкальном театре.

Ключевые слова: синтетический певец, вокальная техника, вокальная исполнительская манера, художественный образ, К. Штокхаузен, гепталогия «Свет».

UDC 78 O.A. PALIY

MODEL OF SYNTHETIC SINGER: TECHNIQUE — PERFORMING MANNER — IMAGE

Голос — это совершенный музыкальный инструмент. Однако субъективные ощущения, испытываемые во время пения, у всех разные. С этой точки зрения обучение пению по одной унифицированной методике выглядит по крайней мере неубедительно. Проблема создания модели синтетического певца, с одной стороны, научная, с другой -практическая.

Одна из самых применяемых установок у певцов — «пой как я». Чтобы избежать подобных рассуждений, следует создать собственную технику звукоизвлечения, которая позволила бы каждому певцу решать технические и эстетические задачи в пении убедительно, а самое главное — просто и эффективно. Это сложная и одновременно смелая задача, поскольку все секреты пения давно известны.

Научно-практическая литература, посвященная вокальному искусству, ее историческим и техническим аспектам, огромна. Она освещает различные аспекты рассматриваемой проблемы. В трудах исследователей и практиков в сфере изучения вокального

Литература разносторонне освещает поставленные проблемы и различные аспекты при работе с голосом. Однако большинство этих книг написано для педагогов или певцов-профессионалов, прошедших огромный практический творческий путь и имеющих достаточный опыт в понимании специфической терминологии, применяемой в узком кругу специалистов.

Одновременно существует и другая литература, которая, напротив, упрощает информацию до уровня претензии на получение патента на изобретение «вокального велосипеда». Таковой является получившая большую известность книга С. Риггса с громким названием «Как стать звездой» .

Книга имеет свою ценность, но носит откровенно коммерческий характер, в которой две трети посвящено рекламе автора и исполнителей. Часть книги, посвященная проблемам вокальной техники, несистемно объясняет специализированый материал, что приводит в большей мере к информационной путанице, чем к пониманию поставленной научной или практической проблемы. Основная идея книги С. Риггса строится на принципе «пения в речевой позиции» .

Большинство вокалистов, особенно начинающих, задаются важным вопросом: возможно ли найти то упражнение, с помощью которого решатся все вокальные проблемы. Если принять за правило мысль, что пение — это слово, обличенное музыкальным характером, то становиться ясно, что С. Риггс ничем не рисковал, говоря о приеме, открытом старыми итальянскими мастерами, утверждавшими «пой, как говоришь». Подразумевается фонетическая чистота гласных, благодаря которой мы прекрасно понимаем друг друга при речи. Благодаря этому резонансная настройка голоса становится естественным процессом заложенной самой природой человеческого голоса, но не надуманной и насильно привитой манерой звукоизвлечения, разрушившей немало прекрасных сильных голосов. В подтверждение этому стоит послушать больших мастеров пения, у которых можно услышать простую, ясную и чистую манеру, без искажений и «подвываний», свойственных непрофессиональным певцам.

Для того чтобы говорить о принципах универсальной вокальной техники, сначала попытаемся сформулировать само понятие — «вокальная техника». Есть множество формулировок. На наш взгляд, довольно емко и в то же время лаконично представил это понятие французский исследователь голоса — Р. Юссон. В его трактовке — это способ управления голосом, при котором выдерживается такая категория, как эффективность по отношению к следующим качествам и характеристикам голоса :

1) неутомляемость — способность петь долго, легко и без потерь в голосовом здоровье;

2) рабочий диапазон — способность вокализировать, не меняя основной манеры зву-коизвлечения в диапазоне от полутора октав и более;

3) тембральные свойства голоса — такие как объем, окраска, блеск и мягкость или жесткость и глухость — те экстравокальные качества голоса, которые отличают одного певца от другого;

4) динамика — способность варьировать подачу голоса от пиано до форте, а также умение петь вполголоса.

Это основные категории, которыми оперирует исполнитель в своей работе. Манера пения отчасти зависит от музыкального стиля и жанра. Здесь и проявляются техническая наученность певца, владение голосом, позволяющим ему быть универсальным певцом.

Назовем некоторых певцов, демонстрирующих не перенос своей вокальной техники в другое эстетическое пространство, а наличие разнообразных вокальных манер, убедительно доказывающих вокальный универсализм: это А. Боччели, С. Брайтан, Л. Фабьен. Отечественным гением был М. Магомаев.

Если в самом начале обучения предлагать студенту как нормальный и неоспоримый факт явление вокального универсализма, даже самые наименее одаренные ученики постепенно усваивают две-три манеры звукоизвлечения с явным тяготением к одной из них. Ученики, имеющие стабильное вокальное и музыкальное мышление, хороший голос, легко дифференцируют и усваивают различные вокальные манеры и исполнительские стили.

Есть несколько известных сформировавшихся вокальных манер, которые можно определить как базовые для создания основных типов техник. К ним относятся — академическая, фольклорная, джазовая, ритм-блюзовая. Эстрадная манера пения, которая ассимилировала и впитала многие элементы и приемы от вышеперечисленных, взяла на вооружение в свой арсенал уже известные методы звукоизвлечения и начала применять их в зависимости от моды на определенную манеру пения. Это легко проследить, изучая антологию развития массовой и поп-культуры.

В области академической музыки можно видеть подобную тенденцию. Владение вокальными приемами, исполнительскими манерами ставят перед певцом задачу максимально точно воспроизводить тот или иной стиль исполнения. Приведем пример из гепталогии «Свет» К. Штокхаузена. Обратимся к четвертой сцене «Прощание Люцифера» из оперы «Суббота». Пространство сочинения открыто для слушателя. Вокальная и хоровая партии расширяются, постепенного включая голоса хора и оркестра.

Сцена написана для исполнения во дворе тибетского храма. Композитор синтезирует стилистику тибетского монашеского пения с традициями пения григорианских хоралов. «Гимн Добродетели Франциска Ассизского накладывается на религиозный цейлонский ритуал. Известно, что в учении Франциска Ассизского ведущими являются категории мудрости, бедности, любви, смирения, послушания. В гепталогии процессия постепенно выходит из храма» . Сцену исполняет мужской хор в составе теноров, басов I и басов II. Вокально-хоровая партитура исполняется на итальянском языке. «Lodi delle virtu» («Хвала добродетелям») исполняется вокальным приемом штро-бас. Звучит октавный унисон в низком регистре большой и контроктавы на фоне глис-сандирующей теноровой партии в диапазоне большой терции. Инструментальная партия представлена органом (см. приложение).

К. Штокхаузен расширяет пространство партитуры, усиливая ее метроритмическими изменениями, повышением тесситуры басовой партии. Стоит отметить, что синтез цейлонского монашеского и григорианского пения реализуется композитором через стилистику универсальности. Так он доказывает, что пение в любой традиции имеет общие точки соприкосновения, оно универсально. Кроме того, концепция, заложенная композитором в идейный и музыкальный ряды оперы, связана с тенденциями постмодернистской эстетики, воплощающей в первую очередь свободу от каких-либо правил. Проблема звукоизвлечения становится здесь основной, через синтез древних музыкальных традиций она воссоздает неповторимый образ. «Композитор придает характер надстройки, оно призвано объяснить характер действия» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе исполнения ритуала, в его кульминационный момент, монахи открывают клетки и выпускают птиц. Время проживания ритуального процесса совпадает с

реальным временем совершения ритуала. «Стираются границы: сцена ритуала превращается в жизнь, а жизнь в ритуал» .

Думается, что это и есть та определяющая позиция, которая моделирует пространство и время различных эпох, стилей, манер исполнения и т.д. В данном контексте вокалист должен владеть и техникой исполнения, и различными исполнительскими манерами, и музыкальными стилями, чтобы создавать голосом уникальный синтезированый образ. С одной стороны, он основывается на точном воспроизведении того или иного стиля, с другой — это самостоятельный творческий поиск, который не просто создает исполнительскую модель, но позволяет предвосхищать дальнейшее развитие исполнительской вокальной практики.

Таким образом, главные тенденции и парадигмы второй трети ХХ века и начала века XXI в полной мере отразились в творчестве композиторов как академической традиции, так и традиций, связанных с фольклорным и массовым направлением в искусстве. Голос, как уникальный живой инструмент, может репродуцировать любые исполнительские стили и манеры. В этом и состоит основной критерий для определения исполнительского уровня. Техника и полученная школа должны помогать вокалисту обрести индивидуальный исполнительский стиль и овладеть различными манерами исполнения.

Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается современной композиторской и исполнительской практикой, широтой научной полемики вокруг возможностей вокалиста-исполнителя в пространстве музыкального театра второй половины ХХ — начала XXI веков. Mодель синтетического певца успешно работает не только в сфере массовых жанров, но в системе академического музыкального театра.

Литература

1. Агин М.С. Развитие певческого голоса (теория и практика). M., 2015. 72 с.

2. Алиев И.Ю. Основы преподавания сольного пения. Mетодология теории и практики художественно-дидактической системы вокально-педагогического процесса. M., 2003. 192 с.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. M., 2004. 366 с.

4. Емельянов В.В. Практический метод воспитания голоса. M., 2006. 342 с.

5. Ермолаев Л.А. Руководство по фониатрии. Л., 1970. 369 с.

6. Бучель В.Н. Технология мембранно-резонансного пения. M., 2007. 64 с.

7. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. M., 2002. 494 с.

8. Юссон Р. Певческий голос. M., 1974. 261 с.

9. Гарсиа М. Школа пения. M., 2015. 414 с.

11. Ламперти Ф. Искусство пения. M.; Пг., 1923. 268 с.

12. Риггс С. Как стать звездой. M., 2000. 104 с.

13. Предоляк А.А. «Свет» Штокхаузена в контексте эстетических воззрений композитора: к вопросу интерпретации жанра мистерии // Текст художественный: грани интерпретации: сборник научных статей по материалам международной конференции. Петрозаводск, 2013. С. 171-180.

3. Dmitriev L.B. Osnovy vokalnoy metodiki . Moscow, 2004. 366 p.

4. Emelyanov V.V. Prakticheskiy metod vospitaniya golosa . Moscow, 2006. 342 p.

5. Ermolaev L.A. Rukovodstvo po foniatrii . Leningrad, 1970. 369 p.

6. Buchel V.N. Tehnologiya membranno-rezonansnogo peniya . Moscow, 2007. 64 p.

8. Yusson R. Pevcheskiy golos . Moscow, 1974. 261 p.

9. Garcia M. Shkola peniya . Moscow, 2015. 414 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lamperti F. Iskusstvo peniya . Moscow; Petrograd, 1923. 268 p.

12. Riggs S. Kak stat zvezdoy . Moscow, 2000. 104 p.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *