Почему невежественные люди не понимают своего невежества

С психологической точки зрения ничего непонятного в поведении невежественных людей нет – его определяет так называемый «эффект Даннинга-Крюгера», названный так по именам сотрудников Корнелльского университета Дэвида Даннига и Джастина Крюгера, которые его «открыли» – первыми обратили на него внимание и подробно его описали. Согласно этому эффекту, чем ниже интеллект человека, скромнее его профессиональные способности и уже кругозор, тем меньше он понимает собственное невежество и ощущает свою неполноценность. Происходит это по причине скудности ума – такие люди просто не в состоянии осознать, что знают и умеют меньше, чем те, кто больше, чем они, читал, учился, развивал профессиональные навыки. На это обратил внимание еще Чарльз Дарвин, написавший: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знания».

Многие знания – многие печали

Что же происходит с теми из нас, кто стремится знать как много больше – совершенствуется, занимается образованием и самообразованием? Для них эффект Даннинга-Крюгера работает в обратную сторону. Чем больше они узнают, тем яснее понимают, что бездна знаний настолько велика и глубока: постичь ее сложно, а порой и невозможно, а то, что успевает узнать обычный человек, – только вершина айсберга. Такая убежденность рождает в человеке в лучшем случае сомнения, а в худшем – неуверенность в своих знаниях и, как следствие, в себе – как говорится, многие знания – многие печали.

Невежество – зло или благо?

И все-таки чем является для нас невежество – злом или благом? Казалось бы, ответ лежит на поверхности: чем больше человек знает, тем лучше, и это так очевидно, что и задавать такой вопрос как-то неуместно. Однако торопиться с ответом не стоит – все не так однозначно, как представляется нам на первый взгляд.

Разумеется, никто не спорит с тем, что образование украшает человека – и на работе, и в дружеском общении, и в личной жизни. Окончивший вуз претендент быстрее получит освободившуюся вакансию, будет старательно выполнять свои служебные обязанности, смогут рационализировать и оптимизировать свой труд. Да и общаться с таким человеком куда интереснее, чем с тем, кто прочитал в своей жизни всего несколько книг – «Букварь», «Колобка» и «Буратино»: начитанные и образованные люди много знают, разбираются в самых разных отраслях жизни, могут уместно пошутить и дать дельный совет.

Однако есть у таких людей и качества со знаком минус – зачастую, как говорил герой незабвенной «Иронии судьбы», «великое им не по плечу». Им бывает трудно сделать решительный шаг или качественный рывок, потому что они – как раз в силу полученного образования – заведомо знают, что он невозможен. Возможно, именно поэтому все более или менее значительные открытия в истории нашей цивилизации были сделаны людьми, которые таких сомнений не знали и не ведали. Тут самое время вспомнить притчу о лягушонке, вместе с другими своими собратьями карабкающемся вверх по отвесной стене. Стоящие внизу умудренные опытом лягушки кричали: «Что вы делаете, безумцы? Вы никогда не сможете подняться наверх – стена абсолютно плоская, вы на ней не удержитесь». Слушая эти напутствия, лягушата один за другим падали вниз и только самый упорный все полз и полз вверх, пока наконец не достиг вершины. Оказалось, что он был глухим и просто не слышал хора «доброжелателей», которые уверяли, что задача, которую он перед собой поставил, ему не под силу.

Роскошь чего-то не знать или забыть

Так что же, нужно отказаться от образования и приобретенного опыта? Ни в коем случае! Но порой бывает очень даже неплохо – на время! – забыть то, что вы знаете о том или ином предмете, особенно если вас убеждают: добиться поставленной вами цели невозможно. Так, риелтор продает квартиру, от которой все его коллеги отказались, потому что не знал о ее репутации нереализуемой, а журналист берет интервью у культового режиссера, потому что не слышал, что тот наотрез отказывается общаться с представителями СМИ, а преступник грабит два банка подряд, намазав лицо… лимонным соком, поскольку верит, что в таком случае оно не отразится на камерах слежения. Не стоит умалять значения образования и опыта, но, обладая энциклопедическими знаниями, иногда очень полезно бывает чего-то не знать или напрочь позабыть о чем-то – позвольте себе эту роскошь.

Александра Волошина

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву.

31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек.

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения!

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

Рузибаева Фируза

студентка 2 курса лечебного факультета

Ташкентской Медицинской Академии

Ученье свет, а не ученье тьма!

Еще за пять веков до нашей эры на Востоке раздались бла­гословенные слова: «Невежество есть тягчайшее преступле­ние» …

Что такое невежество? И почему оно приводит к таким колоссальным последствиям?

В словаре русского языка слову невежество дается такое определение: невежество — это недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость . А в английском языке слово «невежественность» — ignorance- несёт содержательные дополнительные аспекты. Ignorance – это не только неведение, незнание, необразованность, неосведомленность, Ignore – это игнорировать, не обращать внимания, пропускать, не учитывать . Есть и другая версия. Невежество происходит от словосочетания «не ведать», слово «ведать» неразрывно связано со знанием истины, с изначальными Ведами и Ведической культурой .

Какую версию мы бы не выбрали, слово невежество – это позиция и мера осведомленности, означающая, одновременно незнание и упрямое нежелание знать, узнавать и познавать.

Невежество ненавидит все, что ему недоступно. Отрицает все, что требует напряжения, усилия, изменения точки зрения. Человек, знающий что-либо никогда не скажет, что он знает. А невежественный человек, получив хоть каплю знания, ограничивается этой информацией и считает, что он знает все. Это всего лишь одна отрицательная черта невежества, называющаяся «всезнайством». Даже Сократ говорят: «Я знаю, что ничего не знаю». Одной из проблем нынешнего поколения и является «всезнайство». Ведь одумайтесь братья и сестры, то что вы знаете это «капля из целого океана»!

Примером невежества в целом может служить почти каждое открытие в науке великими учеными, которое отвергалось другими упрямыми учеными, вследствие чего многих ученых несправедливо обвиняли «шарлатанами», а их великие труды уничтожали, дабы не влиять на разум народа.

Никому и в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда новое явление объявляется сверхъестественным и, следовательно, невозможным.

Именно из-за невежества рождаются братоубийства, предательства, примыкание к различным культовым движениям и ошибки, которые уносят за собой невинные жизни. Так почему же это происходит? По-моему, так как не хватает знаний, чтобы противостоять таким чуждым мыслям и действиям, уничтожающим все ценности человека в целом.

Противопоставлением невежеству является просвещение.

Просвещение (определение — франц. Lumiere, нем. Aufklarung, англ. Enlightenment) — особый тип мировоззрения в философии, характеризующий культурную жизнь Европы . Можно выразить данное слово как передачу, распространения знаний и культуры, а также как систему воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве .

На узбекский язык, слово просвещение переводится как маърифат. Оно имеет арабское происхождение и также означает знание, познание и даже умение. В нашей истории прошла плеяда просветителей — джадидов, которые боролись за независимость народа, через ее просвещение, путем приобретения знаний и повышения самосознания. Нам всем известна их трагическая кончина…

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-либо. Несовершеннолетие по собственной вине — это то, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения .

Можно прочитать 1000 книг и быть полной невеждой. А можно прочитать всего одну, но правильную книгу и ведать многое, хотя ведание также не означает начитанность, ибо знания не обязательно получать из книг или от людей — их можно получать и через свой внутренний голос.

Мы можем встретить невежество в его голом обличии в таких известных нам русских классических произведениях как «Недоросль» Д.И. Фонвизина, в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя, в маленьком произведении «Собачье сердце» М.А. Булгакова, а также в пьесе «Гроза» А.Н. Островского.

Великие писатели в своих трудах олицетворяют невежество в лицах своих героев, проводя сравнительный анализ между невеждами и героями, которые были образованны. Таким манером, открывались глаза на явное наличие невежества.

В нашей стране просвещение против невежества приобрело новую форму. На 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН — инициатива «Просвещение против невежества и насилия» была предложена Президентом Шавкатом Миромоновичем Мирзиеевым, еще раз напомнил позицию Узбекистана в религиозно-просветительской сфере.

Невежество в религии является основной проблемой на данный момент как в нашей стране, так и в других странах, где проповедуется Ислам. История и сегодняшний день напоминает трагические события…

В истории зарождения Ислама, как известно, была эпоха невежества (джахилия), где люди заживо закапывали своих дочерей, состояли различные виды браков, многобожие, кровная месть, гнет и эксплуатация слабых.

И именно, Ислам принёс за собой просвещение и были прекращены греховные дела, совершаемые народом.

В еще одном хадисе говорится, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь мираджа мне показали обитателей Ада, большинство из них были бедняками». Сподвижники (да будет Аллах ими доволен) спросили: «О Посланник Аллаха, они были бедными по причине отсутствия имущества?» «Нет, по причине отсутствия знаний», – ответил Пророк (мир ему и благословение) (Имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин») .

«Знания – это душа Ислама и столп религии». Если мы не будем стремиться к знаниям, то наше же оружие (Коран и хадисы) будут использовать против нас самих всякие сектанты и лицемеры (мунафики), неправильно истолковывая и перевирая наши священные хадиси о Пророке и аяты Корана.

На сегодняшний день мы можем увидеть множество примеров невежества. К примеру, среди мусульман распространяются всякие сообщения, вроде этого: «Письмо из Саудовской Аравии», которое якобы из Медины, из высокочтимой мечети Пророка (мир ему и благословение) отправил какой-то шейх Ахмад, в котором люди насмехаются над мусульманами, предлагая размножить и разослать их друзьям. При этом утверждается, что если их раздать, то вы обретете счастье, в противном случае вас постигнет несчастье. Меня поражают мусульмане, которые боятся и распространяют подобную ересь. Это и есть явный признак того, что невежество является самой большой бедностью.

16 апреля 2018 был издан указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности религиозно-просветительской сферы», где уделяется особое внимание широкому освещению гуманной сути религии на основе идеи «Просвещение против невежества», отражения в ней наших древних ценностей, таких как благородность, миролюбие и человечность; формирование сознания молодежи на основе глубокого изучения богатого культурного наследия наших предков, внесших неоценимый вклад в исламскую и мировую цивилизацию; повышение информированности населения, особенно молодежи, о реальной сущности и целях чуждых нам идей, ставящих религию в один ряд с насилием и кровопролитием и т.д.

Также на базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского университета создается Международная Исламская Академия Узбекистана. В структуре Академии будет организован Центр повышения квалификации с региональными филиалами в Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Наманганской и Сурхандарьинской областях.

Борьбу против невежества осуществляли и до нас и это будет после нас. Борьба с невежеством — процесс, идущий на протяжении всей истории человечества и связанный с накоплением знаний и доли свободно мыслящих людей. Обычно невежеству противопоставляется образованность, но это не совсем верно, так как образование, построенное на формальном заучивании чужих мыслей, сковывает разум и способно превратить свободного человека в раба.

С одной сторо­ны, открываются новые учебные заведения, одним видом своим как бы зовущие для последующих познаваний, но, с другой стороны, каждое необычное явление, не вошедшее еще в эле­ментарные учебники, оказывается достойным не только насме­шек, но и всяких гонений. Значит, гидра невежества не только в безграмотности, но и в окаменелости восприятий.

Прямой обязанностью нашего поколения, по моему мнению, является открытие своего разума для новшеств, меньшая доля критичности и скептицизма, а также приобретение бесчисленного количества «здоровой информации» в наши юные умы!

Использованная литература:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *