18 мая (5 мая по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 5-й седмицы по Пасхе (пятой недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается память четырёх христианских святых, известных по именам, а также празднование в честь одной особо почитаемой в Русской Православной Церкви святыни. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Старинный подмосковный город Серпухов широко известен своими храмами и монастырями, самый крупный среди которых — Высоцкий — сегодня является центром паломничества к иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Эта икона была написана чуть больше четверти века назад в память об утраченной древней святыне, обретённой в другом серпуховском монастыре, Владычном. Вот как рассказывается об этом в истории этого чудотворного образа:

В 1878 году один тульский крестьянин из отставных солдат, пропивший всё вплоть до остатков здоровья, увидел во сне благообразного старца: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы! Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом!» А у старика от беспробудного пьянства давно отказали ноги, но после чудесного видения он смог собрать последние силы и отправиться в путь. Старый солдат буквально ползком добрался до монастыря, но, как оказалось, здесь никто об этой иконе и не слыхивал. И тут вдруг кто-то вспомнил, что в переходе на колокольню висит старинный образ Богородицы. Икону сняли и буквально обмерли. На обратной стороне надпись: «Неупиваемая Чаша».

Русское чудо: 18 мая – день иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Конечно, люди воцерковленные понимают литургическое значение изображённой на этом чудотворном образе Чаши Спасения, из которой нас благословляет Богомладенец Христос. И тем не менее с самого момента чудесного обретения этой иконы её почитание связано именно с избавлением от пьянства. Однако помогает она не только от этой страсти. Как рассказала «Царьграду» настоятельница Введенского Владычного монастыря игумения Алексия (Петрова):

Икона «Неупиваемая Чаша» исцеляет не просто от пьянства, она исцеляет от страстей, которым служат люди вместо того, чтобы служить Богу. То есть исцеляет и от пьянства, и от наркомании, и от табакокурения, и от игромании. Но Матерь Божия по любви к роду человеческому исцеляет и физические недуги, решает даже какие-то домашние, житейские проблемы. У нас были случаи помощи в разрешении квартирных вопросов, был случай исцеления девушки от паралича лицевого нерва, причём это было, когда наша икона была на поклонении в городе Ярославле, то есть видели все люди, которые тогда стояли и молились перед этой иконой. И вот недавно было чудо, когда женщина исцелилась от бесплодия и даже приезжала, крестила своего младенца у нас, в нашем храме…

Святая Правда: Страсть пьянства

И когда видишь, как широко сегодня распространилось почитание иконы «Неупиваемая Чаша», то сразу понимаешь: если существует «самая русская» беда, то есть и «самое русское» чудо. Но главное то, что Пресвятая Богородица не оставляет Русскую землю в Своих молитвах. В один день с этой великой Серпуховской святыней также совершается память и другого Небесного покровителя этого старинного русского города — преподобного Варлаама Серпуховского, отошедшего ко Господу в 1377 году от Рождества Христова.

* * *

Великомученица Ирина. Фото: www.pravoslavie.ru

Великомученица Ирина. Святая страдалица I (апостольского) века, дочь правителя-язычника одного из македонских городов Ликиния, которую обратил ко Христу и крестил святой Тимофей, ученик первоверховного апостола Павла. Вот что мы знаем о подвиге этой великой святой из её Жития:

Отец Ирины, сначала благосклонно внимавший её словам, потом вознегодовал на неё, и когда она отказалась поклониться идолам, бросил её под ноги диким лошадям. Не коснувшись мученицы, лошади бросились на Ликиния и задавили его до смерти. Когда по молитве святой он возвращён был к жизни, то уверовал во Христа сам и всё его семейство, а с ним уверовало 3000 человек, после чего разъярённые язычники попытались убить святую, но ядовитые змеи не дотрагивались до мученицы, а пилы не вредили её телу… Многие мучители страдалицы обратились ко Христу, всего же Ириной обращено было более 10000 язычников. Когда Господь указал Ирине день её кончины, она удалилась в горную пещеру близ города Ефеса, вход которой по её просьбе был завален камнями. На четвёртый день её знакомые вернулись к пещере и, открыв её, не нашли в ней тела святой Ирины. Все поняли, что она была взята Господом на Небо.

Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского. Честные останки этого святого были обретены в 1422 году от Рождества Христова вскоре после кончины старца. Напомним, святой Иаков духовно восходил к великим монашеским традициям преподобного Сергия Радонежского и совершал духовные подвиги в Костромской Галичской земле.

Преподобномученик Ефрем Новый. Греческий святой, иеромонах, пострадавший в 1426 году от Рождества Христова от рук нечестивых агарян. Отец Ефрем претерпел многие муки, но отказался принять ислам и был за это казнён.

Поздравляем православных христиан с днём Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Христос Воскресе!

Наш путь по московским меркам совсем не долгий, километров 70 от МКАД. Машина глухо ворчит, пыхтит и почти обреченно останавливается, капитулируя перед очередным затором. Я признаюсь себе, что удивительно спокойно реагирую на препятствия пути — пробки. Но сейчас совсем не до них: мои мысли там, где я буду в первый раз через эти несколько десятков километров и где до меня побывали тысячи людей. Почему впервые? Потому что просто не было нужды. Едем мы в Серпухов, в Высоцкий монастырь, приложиться к чудотворному образу Богородицы «Неупиваемая чаша». Место, куда люди, страдающие разными видами зависимостей, притекают как к последней надежде. Я не могла не приехать сюда, услышав столько отзывов и жизненных историй, которые, собственно, могли закончиться весьма плачевно, а может быть, и вовсе прерваться задолго до того, как «герои сюжетов» поделились со мной своими воспоминаниями. Теперь пришла очередь делиться мне.

Высоцкий монастырь

Кажется, совсем недавно я одной рукой нервно теребила справочник расписания поездов, изучая направление на Серпухов, другой — «прыгала» мышкой компьютера по сайтам в поисках нужной информации, зажимая плечом трубку телефона, говоря в нее, в общем-то не очень умные слова: «Ты только не волнуйся, все будет хорошо». Просто моей старшей подруге было совсем худо. Беда случилась с ее сыном. Симпатичным восемнадцатилетним парнем, полным сил и здоровья. Полно у этого юноши было не только сил, здоровья, но и друзей, подружек, свободного времени и желания жить, как он говорил «на всю катушку, как в рекламе». Мысленно возвращаюсь еще буквально на пару лет назад. «Познакомься, это мой сын, ему шестнадцать», — сказала мне тогда Валентина, и я увидела милого мальчика с детской улыбкой. «Надо же, — подумала я, — совсем не похож на проблемного тинейджера, добрый чистый ребенок». И не ошиблась. Мне нравилось быть у них в гостях, общий язык нашелся с обоими, может, возраст помог, я оказалась как раз посередине: на 10 лет старше сына, и чуть более десяти лет младше матери. Но было видно, что и вдвоем им хорошо. «Как мужа похоронила — вся жизнь только в сыне», — делилась подруга. А сын без видимого неудовольствия мыл посуду, покупал продукты, помогал матери с генеральной уборкой и походами на рынок. Но год спустя откровенно загулял. Чем больше времени проходило, тем он больше менялся, это уже был совсем не угловатый мальчишка, а красивый высокий голубоглазый, «знающий себе цену» юноша. Начались звонки от влюбленных девушек, которые ему стали надоедать все быстрее, все его существо подтверждало, что он из разряда «крутых», а крутым совсем не положено ходить с авоськами и мамой, одетой в пальто позапрошлого сезона на оптовку, драить полы и мучительно зубрить непонятные лекции. Учеба заброшена, мама — в отставке, а что вместо этого? Пустота. На жизнь, соответствующую представленному образу и заявленному желанию, нужны большие деньги. У такого потрясающего парня, конечно, должна быть красивая дорогая машина, он не должен экономить на своих желаниях и марках одежды, и уж, конечно, он не обязан отчитываться перед мамой, почему пришел поздно. Но мать отчаянно требовала послушания, с криками, угрозами — просто ей очень хотелось вернуть того сына, который совсем недавно был с ней рядом: теплого, отзывчивого, любящего. И у парня получился такой максималисткий диссонанс, то есть маленькая внутренняя революция, когда не хочется жить по-старому, а нового, желаемого ничего не предоставляется. Жизни, которой он был так достоин — совсем не было, а другой ему не хотелось. Он честно пытался с этим бороться, периодически устраивался на работы, не требующие специальной квалификации, для того, чтобы у него были хотя бы карманные деньги «на маленькую красивую жизнь».

Алкоголизм: достигнуть дна, чтобы исцелиться

И тут — сплошные провалы: начальники требуют четкого исполнения указаний, и конечно, к курьеру не относятся так, как к высокому начальству, то есть бывает как-то совсем без уважения. А после заветного дня зарплаты мать вполне обоснованно спрашивала: «Ты получил деньги? Давай скинемся на продукты и коммунальные услуги». Вот и все, прощай, красивая жизнь. Ах, ну почему такая несправедливость, почему он такой несчастный? И наступил период, когда ему просто захотелось забыться. Это был не голодный оборванец, которого выгнали из дома, это был довольно благополучный красивый молодой москвич, сытый, одетый и ужасно несчастный, которого каждый вечер в окне ждала любящая мама. И всю меру красивой жизни, о которой он так мечтал, оказывается, можно почувствовать, вдохнув в себя немного белого порошка. И становится все равно, в подъезде ты или в подвале, появляются ощущения, что ты герой той самой рекламы с заветными шикарными авто, взмывающими по манящим бескрайним дорогам. Так вот какой может быть жизнь, аж дух захватывает! Захватило не только дух, но и душу. Теперь Андрею было совершенно все равно, во что он одет, на чем он спит. Даже еще не будучи зависимым, он все чаще думал о том, где бы добыть тот самый порошок, превращающий постылую реальность в фейерверк. Из дома пропали все ценные вещи, бытовые приборы, мониторы и ноутбуки, стильные мобильники и даже новые джинсы, на которые он совсем недавно канючил у матери денег, в надежде, что хоть таким образом приблизится к идеалу достойной жизни. Теперь не надо ни-че-го, только белый порошочек. Прошло несколько месяцев, и парня стало не узнать. Худой, агрессивный, озлобленный, с синими кругами под глазами и постоянной фразой, обращенной к матери: «Дай денег, или убью». В доме — поломанная мебель, раскуроченные двери, следы драк, постоянно заходящие незнакомые люди со следами былого интеллекта на лице. Особенно страшными были ночи: в одной комнате ярко горел свет, играла музыка и стены сотрясались от танцев и смеха, в другой— в полной темноте, обняв подушку, присев на край кровати рыдала беспомощная женщина. И однажды эта женщина взвыла, дрожащими руками достала иконы и всю свою материнскую боль разделила с печальными смиренными вечными глазами, все знающими, все понимающими, все прощающими. А с утра она уже беседовала с приходским батюшкой, который сказал однозначно: «Езжай в Серпухов». «Так ведь надо, чтобы он сам захотел, чтобы верил, а нет этого, он слышать не хочет!». «Ты мать?! Так дерзай!» — услышала она.

Интерьер храма

И вот, собственно, я у трубки телефона. Координаты уточнены, расписание изучено, подруга уехала. По приезду сначала мало что изменилось. Сын все так же гулял, хамил и нюхал порошочек, но мать стала более уравновешенной, если таковой, конечно, можно было быть при сложившихся обстоятельствах. Она перестала терзать себя, немного отгородилась от «созависимости», наблюдала за всем как бы со стороны, хотя с трудом это все ей давалось. Через несколько дней Валентина дала объявление в журнале о недвижимости: «Продаю трехкомнатную квартиру улучшенной планировки, срочно, недорого». «Нет! — уговаривала я ее. — Не вздумай, куда ты поедешь?». «В деревню, — спокойно сказала она». Я не поверила своим ушам, но она стала объяснять: «Сестра у меня под Казанью в деревне, дом сгорел, а у них с мужем трое детей, жить негде. Помогу им, куплю дом, вместе жить будем, а отсюда хочу выбраться, не до столичной мне сейчас цивилизации». «Но ведь сын с рождения в Москве, как ему привыкнуть к глуши?». Валентина молча подошла к шатающемуся сыну, крепко схватила его за голову, посмотрела в глаза и сказала: «Сынок, давай уедем отсюда». А в ответ высокорослый хулиган уткнулся в плечо матери и сказал: «Мама, побыстрее, забери меня куда угодно!». Бывшая москвичка уехала налегке, мебель раздала, своих координат мне сначала не оставила, а через полгода поздравила меня с Новым годом своим долгожданным звонком. «Как ты, где ты?», — сыпались мои вопросы. И первое, что я услышала: «Андрей женился, влюбился по уши в деревенскую — и женился». Ему после свадьбы она купила в райцентре двухкомнатную квартиру, а сама осталась жить с семьей сестры в купленном в деревне доме. Оставшихся денег хватило на дом далеко не новый, без удобств и канализации. Стирает она руками, иногда вспоминая автомат «Индезит», мечтает о горячей воде, но голос… это был голос совсем другой, счастливой женщины. «Как Андрей?». «Все позади, — слышу я, — ты слышишь? Все позади! Он работает, жену любит, а еще… у меня скоро будет внук!». «Все позади,» — шепотом повторяю я, вспоминая события тех лет. Сейчас, когда мы с Валентиной регулярно перезваниваемся, она даже с трудом вспоминает, что всего несколько лет назад ее родным городом была Москва, а ее родной сын приносил ей столько горя. …Бесконечный МКАД закончился, мы вырвались на почти беспрепятственную полосу. Водитель ободряюще подмигнул в зеркале салона: «Теперь домчим на одном дыхании!». И чтобы дорога не показалась скучной, он стал рассказывать о себе. С Кириллом я знакома не так давно. Знаю, что он доброволец службы помощи бездомным и у него свой путь, приведший когда-то в Высоцкий Серпуховской монастырь. Более пяти лет назад молодой человек приехал в Москву, причем приехал не на птичьих правах, а с намерением реализоваться в этом городе по полной программе. Кириллу было что предложить столице: небольшой капитал и врожденная эрудиция. Через два года парень был на коне, бизнес шел в гору, он мог себе позволить многое из того, о чем могли только мечтать юноши в его возрасте. Кирилл же не только мечтал, но и активно воплощал свои мечты в жизнь. Они были разные, желания становились все более рискованными. Вдруг появилось очень много «самых преданных» друзей и подруг, которые всегда были рядом, кроме тех моментов, когда, к примеру, нужно было оплатить счет в дорогом ресторане. Парню было тогда 26 лет, он многое умел, но много в силу возраста не мог знать, например, о том, что в бизнесе мало умной головы и денег, нужен опыт и честные партнеры. Ни того, ни другого не оказалось. Аферисты быстро сделали свое дело, Кирилл был разорен в считанные месяцы. Ему пришлось продать все активы, квартиру, машину, но и после всего, с чем пришлось расстаться — долг оставался непомерным. Кредиторы требовали постоянно денег, а Кириллу в один момент стало некуда идти. Он не мог даже снять комнату, чтобы где-то переночевать. Пришлось познакомиться с ранее неведомыми ощущениями, когда хочется есть, когда очень холодно и негде поспать. Все друзья разбежались, как будто бы их и вовсе не было. Рядом оказался грязный бомж, который сочувственно протянул дрожащему от холода парню бутылку водки. А дальше — смутные перемены мест: вокзалы, лестничные площадки, подвалы и всегда чьи-то грязные руки протягивали стакан водки. С водкой стало как-то легче, не так холодно и не так больно от осознания, во что превратилась жизнь. Трезветь и не хотелось. Ведь опять начнутся проблемы, где жить, что делать с долгами… Прошло несколько месяцев, и в худом, бородатом, постоянно пьяном мужчине трудно было узнать совсем молодого парня. А еще через год ему стало противно, захотелось вырваться — но, оказалось, все это не так просто осуществить. Бездомная жизнь затягивает.

Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша: всё об иконе

Куда бы Кирилл ни приходил с просьбой дать ему любую работу — все отказывали, опасливо глядя на рваную одежду не по сезону, запах перегара и синие круги под глазами. И он возвращался в свои притоны, напивался с еще большим рвением и с одной только мыслью: «Нужно все забыть». Забывал усердно, увеличивая постоянно дозу «амнезийного средства», удивляя масштабами даже прожженных алкоголиков. Дальнейшие события мелькали, словно сон: скорая, больничная палата, капельница, строгий врач, даже несколько врачей, но фраза одного из них вдруг совершенно ясно была услышана: «Печень разрушается, острый гепатит. Этот парень скоро умрет, даже если мы его сейчас поставим на ноги». «Ну вот и все, отмучился», — примерно такие ожидались собственные мысли Кириллу, но внутри сознание подсказывало совсем другое: «Жить! Как хочется жить! Кто-нибудь, помогите!». Но все, к кому он обращался, грустно отводили глаза: «Где ж ты раньше был?» или: «Как же ты дошел до жизни такой?». А еще очень хотелось выпить. Даже не с горя, не для того, чтобы опять все забыть, а просто потому, что этого очень требовала больная плоть. Алкоголь чувствовал себя в молодом организме полноправным хозяином и уже давно превратился в зависимость. Выйдя из больницы, Кирилл первым делом отправился в винно-водочный магазин. Выпил — и снова беспамятство, и сквозь пелену больного сознания он слышал собственные слова: «Помогите, я не хочу больше пить, я не хочу умирать, кто-нибудь, помогите!». «Его в Серпухов надо, к Богородице, давайте его отвезем, ничего, что пьяный, поехали,» — услышал он. Его привезли и оставили посреди храма. Людей почти не было. Кирилл посмотрел на икону Богородицы, о которой раньше мало что слышал. Он просто понял, что это место — единственное, где ему могут помочь. Он не знал молитв, не знал, как молить Матерь Божью, он стал повторять шепотом одну фразу: «Господи, если Ты есть — помоги». Было стыдно вот так пьяным буквально валяться у святыни. Как мог подсобрался, неумело наклонил голову.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Когда Кирилл выходил за ворота монастыря, он со страхом к себе прислушивался: «Вот сейчас начнется эта ужасная тяга к выпивке или потеряю сознание, потому что нет сил, а потом — умру. Как бы хоть до автобуса дойти, чтобы не упасть». Но он дошел до одного поворота, другого, дождался автобуса — и не упал. Из притона, где ему участливо наливали по рюмочке — вылетел при первой же возможности. Неожиданно появилась работа, потом — другая. Пришлось приложить немалые силы в борьбе с зависимостью. Тянуло очень, и каждый раз, когда, казалось, сил на борьбу уже нет, да и что, в конце концов, будет страшного от одной рюмочки, он вспоминал глаза Богородицы, Которая первая поверила ему, что он действительно хочет жить по-другому. И парень не мог этого забыть, он почти со стоном отворачивался от витрин с манящими этикетками. А потом был визит в поликлинику и недоумение лечащего врача, держащего результаты его анализов: «Ничего не понимаю, гепатита нет, причем настолько нет, как будто его и не было». Это значило, что жизнь продолжается, и даже не продолжается, а начинается новая. Сейчас мобильный телефон Кирилла разрывается, потому что он нужен многим. Он работает волонтером в центре помощи бездомным, регулярно ездит на «точки», раздает питание и одежду, которых так не хватало когда-то ему. Он ведет курсы трезвости, работает над созданием православных сайтов, один из которых — неупиваемая.ру. Всем этим Кириллу заниматься нравится намного больше, чем когда-то тем же бизнесом. Его интеллектуальные данные нашли применение намного в большей мере, чем когда-то, когда он только приехал в Москву. На этом поприще еще и радовалась душа. И каждый год Кирилл при любой занятости приезжает в Серпухов для того, чтобы поблагодарить Ту, Которая когда-то поверила в него раньше, чем он поверил Ей. Мы приехали. Людей в монастыре совсем немного — будний день. Но те, кто были — разительно отличались от прихожан других храмов. С испитыми лицами в неопрятной одежде они один за другим подходили к иконе, а в глазах у многих — боль и надежда. Начался молебен с акафистом. И люди, сомкнувшись в маленький серый печальный круг, повторяли с усердием, крестясь: «Радуйся, Благодатная». После молебна священник подошел к каждому, окропляя святой водой со словами: «Помоги, Пречистая, избави от пагубы». Некоторые беззвучно роняли слезы на свои руки, на крест, преподнесенный священнослужителем. И стало легче даже мне, не страдающей зависимостью. Нет непосильной ноши, нет того, что не в меру, не одолеть, есть помощь. А еще было видно, с каким неподдельным состраданием к оборванным алкоголикам относится служивший иеромонах, как всеми силами пытается помочь им. Нет отвращения и осторожной дистанции к весьма сомнительному контингенту. Потому что люди эти — особые, они хотят изменить себя, они поняли, что с ними делает зависимость, и все, что им нужно — это поддержка и понимание. — Нам часто говорят: «Как это так, без методики, без глубокой работы с человеком болящий приезжает к Неупиваемой Чаше, читает акафист — и исцеляется?». Но это действительно так, потому что это действительно чудо, — говорит отец Алексий, благочинный Высоцкого монастыря. — То, что здесь происходит — не помещается в рамки логики. Еще раз подтверждаю: никаких методик, человек пришел, бывает, даже просто проспал на лавке всю службу, вышел — перестал пить. Некоторых привозят жены и матери силком, а они стоят угрюмо, их просто трясет от желания выпить. У всех, конечно, разный путь. В большинстве случаев все-таки воля человека должна встретиться с волей Божьей, то есть в идеале должно присутствовать горение, желание человека перестать пить. Господь всегда хочет нам благого, и если мы тоже хотим этого — тогда рождается чудо. Но здесь происходят и другие свидетельства. Жены, матери, дети отмаливают мужей, сыновей, отцов. Как-то я сказал паломнице, со слезами рассказывающей об ужасах жизни с пьяным мужем: «Вы ему воды предложите святой воды выпить, расскажите про икону, про Богородицу, предложите приехать сюда», — прихожанка качает головой: «Что Вы, батюшка, да он об мою голову иконы ломает, он меня не слышит, убьет просто!». — «Скажите ему и все, — отвечаю я, — пусть просто знает эту информацию». Со времени этого разговора прошло три года. Три года эта женщина приезжала в монастырь и молилась. И недавно я увидел, что они приехали вместе. Муж со знанием дела крестится, причащается, и, надо сказать, не пьет. Здесь плачут крепкие, непробиваемые, как говорят в миру, «толстокожие» мужики, которые со времен раннего детства забыли, что это такое. Вспоминаю еще один случай: шел братский молебен, на скамейке я увидел, скажем так, малоадекватного мужчину, которого привезла жена. Мужичок в тельняшке, с синяками на небритом лице и теле, со следами алкогольного опьянения. Неприятно кольнула его наглая, вызывающая ухмылка на лице. Ему было совершенно не интересно в месте, куда его привезли. Я посмотрел на него и подумал: «Этот — бесперспективный, вряд ли здесь можно чем-то помочь». Начался молебен, я о нем позабыл. Под конец молебна случайно на него взглянул — а мужчина стоит и плачет. Ведь прошло полчаса. Как это происходит? Человеку не дано это понять и научно объяснить, но это факт, неоспоримый. Разные случаи, у каждого своя история, но настолько велика милость Царицы Небесной, что ко многому просто невозможно привыкнуть». «Наш монастырь древний, он основан в 1373 году преподобным Сергием по просьбе князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, — говорит насельник Высоцкого монастыря игумен Тихон. — Икона Матери Божией «Неупиваемая чаша» — главная святыня нашей обители, по благословению святейшего Патриарха Алексия она отнесена к числу чудотворных. Свидетельств о Ее помощи очень много. Часто, прежде, чем попасть сюда, люди прибегали к разным методам избавления от зависимости, в том числе и оккультным. Здесь у человека появляются силы бороться со своим недугом. Даже если страждущий пока далек от веры, нам дано благословение святых отцов: «Молитесь друг за друга». Святитель Филарет Московский сказал: «Если сердце человека открыто — туда можно войти советом, если сердце закрыто — туда нужно стучать молитвой». Поэтому часто родные болящих молятся здесь. Происходят и такие случаи, когда сами родственники, будучи невоцерковленными и маловерующими, но желающие помочь своим погибающим детям, мужьям, отцам, начинают молиться, воцерковляться и уже осознанно, искренне приходят к Богу. Они не только помогают своим близким, но и сами встают на путь православной жизни. Некоторые остаются здесь на несколько дней, чтобы полностью погрузиться в духовную жизнь. С молитвой человек духовно исцеляется, а стены монастыря ограждают от мирских искушений. Это, конечно, тяжелая борьба, кто-то получает быстрое исцеление и воодушевляется, видя такую явную помощь Божью, а кому-то Господь дает потрудиться, чтобы бережнее хранить то, что досталось с великим усердием. Мы все знаем Евангельскую историю, когда Господь смотрел на людей, дающих свои лепты в жертвенник и указал на вдовицу, которая положила две самых мелких монеты. И Он сказал, что она положила больше всех в своей мере. В духовной жизни тоже так бывает. Кому-то дано больше, и он может с легкостью отстоять службу, помолиться, а кому-то все это дается очень тяжело, и Господь принимает у таких людей даже малое понуждение, как те две лепты». Обратная дорога показалась короче и даже веселей, хорошо ехать, когда уже знаешь путь, и людям, спрашивающим дорогу, можно уверенно махнуть рукой: «Вам туда, только не сверните».

Явление Святого Образа «Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомер-ного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему явился старец и приказал идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша”, и отслужить перед ней молебен.

Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не та ли это икона, что висит в проходе из храма в ризницу? На оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша”. В лике ученика святителя Алексия — преподобного Варлаама — недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца. Из Серпухова крестьянин возвращался домой вполне здоровым.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили, чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Что изображает эта икона? По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери — «Оранта”, только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это чаша Причащения, источающая приступающим к нем с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно Неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и никогда же иждиваемый”. А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву — Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Акафист >>

Теги: Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» иконы Божией Матери

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», к которой обращаются с молитвами об избавлении от страстей алкоголизма, наркомании и курения, чтит Православная Церковь в субботу 18 мая.

История этого образа связана с необычным случаем, произошедшим в 1878 году в Тульской губернии с одним отставным солдатом.

Мужчина был одержим сильной страстью к вину, пропивая всё, что у него было. Со временем он стал нищим, вдобавок у него отнялись ноги, но он всё равно продолжал пить.

Однажды во сне бывший солдат увидел старца, который повелел ему идти во Владычный монастырь Серпухова и там отслужить молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

Не сразу, а лишь после ещё двух явлений старца, мужчина отправился в Серпухов. Сначала он полз на четвереньках, так как у него не было денег на то, чтобы его довезли. В одном из селений мужчине помогла одна старушка, растерев ему ноги, благодаря чему дальше он смог уже идти, опираясь на палку.

Добравшись до обители, бывший солдат рассказал её насельницам о желании отслужить молебен перед образом «Неупиваемая Чаша», однако они ничего не знали о такой иконе. Лишь спустя время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу, на оборотной стороне которой была надпись «Неупиваемая Чаша».

В лике же преподобного Варлаама Серпуховского мужчина узнал явившегося ему во сне старца. После молитв у образа, домой бывший солдат вернулся уже избавившимся от страсти пьянства.

После этого события весть о чудотворной иконе разнеслась по всей России и к ней стали приходить многие, кто страдал от пьянства или их родные.

Икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая её судьба неизвестна.

В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995-м – в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, с сохранением всех пропорций и стиля, характерного для подлинника.

В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5/18 мая.

Сегодня поклониться чудотворной иконе в Серпуховской Высоцкий монастырь едут со всех уголков России и других стран. Образ славится тем, что по молитвам к нему люди исцеляются от недугов наркомании, алкоголизма и курения.

Неупиваемая чаша, икона

Неупиваемая Чаша, икона Божией Матери.

Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Сказание это принадлежит Владычнему монастырю, но более оно все-таки есть сказание монахини Елизаветы (+1910), потому что она была церковницей при том храме, где обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» и в то самое время. Святой иконе она прислуживала до самой своей кончине.

Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо но он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, что бы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо больному стал лучше. И он действительно теперь уже идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.

Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».

Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.

История иконы «Неупиваемая Чаша» в XX веке

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов г. Серпухова известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

В 1993 году в Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был написан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», что послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.

Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

Описание иконы

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, что бы жертва сия — Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.

О дне празднования иконы «Неупиваемая Чаша»

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая, так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5 мая.

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 27 ноября, как это было в XIX веке.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *