11. Почему мощи святых не тлеют, а останки остальных людей подвержены тлению?

Вопрос: Почему мощи святых не тлеют, а останки остальных людей подвержены тлению?

В том, что нетленные мощи — большая загадка, советские ученые убедились еще в 1918 году. Отряду чекистов, который отправился в Александро-Свирский монастырь, была поставлена задача — уничтожить тела захороненных здесь святых. Вскрывая захоронения и вытряхивая оттуда кости, большевики хотели продемонстрировать народу, что «попы врали» и «нетленные» святые — миф. Но когда вскрыли раку с мощами преподобного Александра Свирского, благоговейный ужас охватил чекистов.

Сохранность тела преподобного, умершего аж в 1533 году, была фантастической. Единственный православный святой, которому при жизни явилась Святая Троица (в виде «Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом»), выглядел так, будто его похоронили только вчера. Изумленный командир отряда Август Вагнер написал о находке целый отчет и в строжайшей тайне перевез ее в Лодейное Поле, где тело святого сначала было спрятано в больничной часовне, а в январе 1919 года увезено в Петроград и помещено в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. Советские ученые долго изучали мощи, пытаясь понять, каким образом преподобный избежал тления. Видимо, они надеялись с помощью святого сделать нетленным Ленина. Но тайну не разгадали, и почивший вождь был забальзамирован «научным» методом.

В августе 1998 года мощи были найдены церковью. Любопытно, что останки идентифицировали специалисты Судебно-медицинской экспертной службы (СМЭС) Санкт-Петербурга, которые сделали вывод: «Естественная мумификация такой высокой сохранности современной наукой необъяснима». Сразу после получения заключения прямо в рентгенологическом кабинете СМЭС был отслужен молебен.

Теперь к преподобному приходят паломники в надежде избавиться от своих болезней. Ведутся записи случаев исцеления.

«Главный признак святости — чудеса, — заявляет сотрудник отдела связи с общественностью Московской патриархии отец Михаил. — Нетленность мощей не является решающим доказательством святости. Хотя в русском православии это чудо имеет традиционно большое значение.»

По словам отца Михаила, тление (а в это понятие входит и обычное старение организма) является процессом смерти, значит, чем более грешен человек — тем быстрее он тлеет. В то же время церковь не исключает, что при каких-то условиях и грешник может превратиться в мумию. Главный признак святости мощей для верующих — чудеса, происходящие вокруг них, случаи исцеления, которые происходили и сейчас происходят. Можно ли их объяснить одной лишь силой самовнушения? Увы, дать ответа на этот вопрос наука не может.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«От мощей святых исходит положительная энергетика»
По дороге к Зверинецким пещерам мы с Еленой Анатольевной беседовали о бытующих в народе легендах о монашеских подземельях Киева.
— Исследовали ли мощи лаврских святых, ведь рассказывают, что от них до сих пор исходит некая духовная сила?
— Об этом можно прочесть в моей книге «Киевские пещеры», которая недавно вышла в свет. Еще в 1982 году исследованиями занялись судмедэксперты, затем специальная комиссия, в состав которой входили ученые и медики, — отвечает Елена Воронцова. — Приглашали даже биоэнергетиков. Например, руководителя Центра биоэнергетических исследований Министерства геологии Украинской ССР Василия Стеценко. Вооружившись рамкой (с подобным инструментом издавна ищут места для рытья колодцев), он измерял биополе мощей. Стеценко считает, что от них до сих пор исходит положительная энергетика, особенно сильна она у мощей Агапита Лекаря. Чем это объяснить? Думаю, люди случайные в Киево-Печерской лавре не приживались. Оставались те, кто обладал от природы чем-то особенным. Вероятно, монахи, которые после смерти были причислены к лику святых, имели экстрасенсорные способности. Примечательна в связи с этим запись в летописи: навратный монах не пускал на территорию Лавры людей с дурными мыслями. Получается, он каким-то образом мог распознавать, что у человека на душе.
Василий Стеценко научил нас целенаправленно заряжаться энергией. Надо положить руку на гробницу святого и смотреть на икону. Я и многие мои коллеги мысленно молились. Поверьте, это придавало сил. Лавра расположена в благодатном месте, находясь там, чувствуешь моральную подпитку, обретаешь душевное равновесие, избавляешься от головной боли. Это мнение разделяют практически все, кто побывал в Лавре, даже атеисты. Важно знать: вести себя в таком месте следует почтительно, чтобы не вышло, как с одним не в меру самоуверенным фотографом. Дело было так: в лаврских пещерах за гробницей Нестора Летописца отрыли неизвестное помещение. На его стенах обнаружили много надписей на разных языках: церковнославянском, польском, литовском и даже армянском. Пригласили фотографа, чтобы их заснять. Он то ли из-за нервозности, то ли по причине изъянов характера был излишне многословен, сыпал неуместными шутками. Мы пытались вразумить, мол, место святое, шуметь здесь нельзя, лучше мысленно помолиться. Он не послушал. В результате ни один кадр не получился! Но, как говорится, на ошибках учатся. Перед повторной съемкой фотограф прочитал молитву, был серьезен, и фотографии вышли отличные.
— Получается, в жизни есть место мистике…
— Конечно. Моя бабушка рассказывала, что с ней в молодости приключилась весьма интересная история. На Рождество она гадала при свечах. В комнате никого не было, вдруг вошла ее подруга — и в тот момент в лежавшем на столе кольце появились очертания лица незнакомого мужчины. «Так это же Варлаам! — выпалила удивленная подруга. — При случае я тебя с ним познакомлю». Встреча состоялась в тот же вечер, а через некоторое время моя бабушка вышла за Варлаама замуж.
«Ученые выяснили, что рост богатыря Ильи Муромца был 177 сантиметров»
— Не удивлюсь, если окажется: работая в монашеских пещерах, вы видели вещие сны.
— Лишь однажды, когда писала диссертацию о Зверинецких пещерах. Меня интересовали сведения о жившем в начале XX века князе Жевахове. Он субсидировал раскопки Зверинецких подземелий, даже поселился в шалаше у входа в них, постригся в монахи. Никак не удавалось выяснить, при каких обстоятельствах князь узнал о пещерах, вырытых монахами еще во времена Киевской Руси. Однажды ночью мне приснился сон: какой-то большой церковный праздник, князь Жевахов приходит на богослужение, знакомится с отцом Валентином, и тот рассказывает о подземелье. Буквально на следующий день я обнаружила в архиве документ, в котором описано все то, что привиделось во сне.
— Вы чувствовали благодать, исходящую от мощей?
— Да, причем особенно сильно ощущала энергию, которую источают мощи святого Агапита Лекаря. Поднося к ним руки, чувствовала тепло. Правда, только когда рядом никого не было и я могла полностью сосредоточиться на своих ощущениях. Еще одна подробность — больше всего тепла исходило от рук Агапита. Объяснение этому содержится в древних письменных источниках: лекарь исцелял руками.
— А что при изучении мощей выяснили ученые?
— Множество интереснейших вещей. Например, сделали рентгеновские снимки, которые показали, что все внутренние органы у святых на месте! Это поразительный факт, ведь их наличие — одно из главных препятствий для бальзамирования. Поэтому из тела Ленина, как известно, внутренние органы вынули. Их извлекали и при мумификации в Древнем Египте. В летописях времен Киевской Руси говорится, что с телами усопших монахов ничего особенного не делали, только смачивали миром — смесью большого количества масел. Рецепт приготовления мира монахи держали в секрете. Не исключено, что именно эта субстанция способствовала мумификации.
Кандидат биологических наук Томила Решетникова изучала влияние святых мощей на зерна пшеницы. Она клала зерна на крышки гробниц на различные промежутки времени (от нескольких секунд до нескольких часов), а затем их проращивала. Всхожесть (количество проросших семян) была на 30 процентов выше, чем обычно. Скорость роста также оказалась небывалой. Причем не имело значения, как долго зерна пролежали на гробницах.
— Ученые провели комплексное изучение мощей, например, выясняли, какими недугами при жизни страдали монахи, от чего и в каком возрасте скончались, — продолжает Елена Воронцова. — Одной из задач было установить, действительно ли это мумии тех исторических личностей, о которых заявляет церковь. Оказалось, например, что былинный герой преподобный Илья Муромец был высокого для времен Киевской Руси роста — 177 сантиметров — и отличался исключительным развитием мышечной системы. Все это и раны на его теле не оставили сомнений, что в пещерах Киево-Печерской лавры действительно покоится тело Ильи Муромца. Ученым удалось определить: причиной его смерти стал удар копьем.
В середине 1980-х годов, проводя экскурсию по Лавре для участников конференции судмедэкспертов, я познакомилась с ленинградским специалистом Сергеем Никитиным, который затем сделал пластическую реконструкцию облика нескольких лаврских святых, в том числе Агапита, Ильи Муромца, Нестора Летописца. Дело было так: я демонстрировала восстановленный одним киевским антропологом лик Нестора Летописца. Вдруг один экскурсант, интеллигентный мужчина невысокого роста, категорически заявил: «Работа выполнена непрофессионально!» Это и был Никитин. «Как?!» — возмутилась я. «Извините, но я много лет работаю с кандидатом биологических наук Галиной Лебединской, ученицей выдающегося скульптора-антрополога Герасимова, воссоздавшего облик царя Ивана Грозного», — ответил он. Мы, конечно же, предложили Сергею заняться пластической реконструкцией лаврских святых. Он сотрудничал с нами пять лет. Запомнилось, что гонорары Сергей Никитин перечислял на благотворительные цели. Его работы часто демонстрируются на различных выставках и на территории Лавры.
— От одного священника приходилось слышать: мощи киевских святых приходится раз в год выносить из пещер, чтобы сменить одеяния, которые якобы страдают от подземной плесени и грибка.
— В советские годы был период, когда с паразитирующей микрофлорой и грибками боролись с помощью фурацилина. Но я этого не застала. При мне (я начала работать в 1979 году) использовали методы, которые столетиями применяли монахи: выносили мощи и одежду под лучи солнца. Мы делали это раз в несколько лет. Любопытно, что до революции в Лавре было специальное помещение — мощесушилка. Ныне пещеры находятся в ведении церкви, поэтому за мощами ухаживают священнослужители.
«Зверинецкие пещеры — это монашеское кладбище»
— Правда ли, что некоторые лаврские пещеры проходят под Днепром?
— И прокопаны до Чернигова? Это вымысел. На самом деле протяженность монастырских пещерных комплексов измеряется сотнями метров, но никак не километрами. Впрочем, отыскать и расчистить от завалов пока удалось далеко не все ходы, но под Днепром ни один из них пролегать не может. Пещеры рыли в склонах по направлению от реки, а не к ней.
Мы въехали в частный сектор, расположенный на Зверинецких холмах возле Ботанического сада НАН Украины. «Вот там вход в пещеру», — указала археолог на одно из подворий. Из дома вышел священник и проводил до двери, расположенной в склоне холма. «Справа в нише возьмите свечи, зажгите их и идите за Еленой Анатольевной», — проинструктировал нас батюшка. Пройдя по ходу с десяток метров, мы обнаружили, что в неотапливаемом подземелье тепло (на улице было семь градусов мороза), сухо, из запахов ощущается лишь аромат воска. В подземелье провели электричество, но включали его лишь раз — при испытании. Решили, что для такого места больше подходит свечное освещение.
— Подземные ходы называем улицами, — рассказывает Елена Воронцова. — Обратите внимание: в стенах много ниш — локул (в них покоятся кости похороненных здесь монахов) и крипт (усыпальниц игуменов и уважаемых старцев). Получается, что пещеры — подземное кладбище. Собственно, и удлиняли ходы ради того, чтобы было где хоронить монахов. Их отпевали в подземной церкви, единственной в Зверинецких пещерах.
Заходим в подземный храм, которому уже около 900 лет. В нем могут поместиться лишь семь-восемь человек. Убранство архаичное, кресты и надписи просто выцарапаны на сводах и стенах. Но тем и ценен этот храм — своей первозданностью. Подземные церкви в Киево-Печерской лавре имеют высокохудожественной работы иконостасы, резные мраморные колонны. Но все это появилось там сравнительно недавно, в XVIII- XIX веках, когда монастырь стали посещать тысячи паломников. Тогда же для мощей заказали гробницы из кипариса и одежды, украшенные бисером и золотым шитьем.
Оказалось, в церкви Зверинецких пещер молились даже в советские времена — на стене мы обнаружили крупную надпись «1936».
— В тот год закрыли церковный приход в поселке на Зверинце, — объясняет Елена Воронцова. — Похоже, тогда же был совершен последний молебен и в пещерном храме. Службу здесь восстановили несколько лет назад, после того как мы провели раскопки. Толчком к исследованию стали планы построить на Зверинецких холмах многоэтажный дом. Жители здешних усадеб обратились в мэрию с письмом протеста, тогда-то власти спохватились: в недрах холмов монашеские пещеры, ровесницы лаврских. В нашем музее организовали отдел «Киев подземный». Начали со Зверинца. Расчищая заваленные ходы, локулы, крипты, мы с коллегами перебрали своими руками несметное количество костей, черепов, но, знаете, страха я никогда не испытывала, энергетика ведь здесь особая.

Имам Абдуллах аль-Хаддад (1044 – 1132 гг. х.) о сокровище Рая — словах «Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях» («Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»)

Имам аль-Хаддад писал в книге «Сокровища для ищущих»:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Ты должен знать, что самой полной и всеобъемлющей формой для выражения отказа от собственных притязаний на власть и силу является формула:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ

«Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях» (Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха).

Довод Ислама (имам аль-Газали), да помилует его Аллах, сказал: «Сила (хауль) — это мощь, (кувва) — это способность».

Ни одно творение не обладает никакой способностью и силой над чем-либо, кроме как по Воле Аллаха, который является Сильным и Могущественным. Верующим необходимо быть убежденными в том, что только Всевышний позволяет им сделать что-то или наоборот, воздержаться от чего-то. Например, осуществить какое-то предписание, будь то действие или воздержание от чего-то; или когда человек для поиска пропитания прибегает к действиям в виде ремесел и профессий, и так далее — это все (производит) Всевышний, Который создает в них намерения, способности и движения.

Поэтому действия, которые они хотят совершить, будут предписаны им способом, известным как «приобретение» («кясб») и «деяние», за что потом они будут вознаграждены или наказаны. Но они (создания) могут проявить свою волю, только если Сам Всевышний позволит им, и они не могут совершить что-то или воздержаться от чего-либо, если Он не даст им возможности сделать это.

Они (творения) не обладают даже силой весом в один атом небес или земли, и при этом они никоим образом не могут быть Его сотоварищами в управлении или помощниками Ему.

Предписания и запреты основаны только на способности и возможности сделать выбор, которую (возможность) Аллах даровал Своим рабам. За деяния, которые были предопределены Творцом и приобретены ими (творениями), будут соответствующие вознаграждения или наказания.

Абсолютная власть принадлежит только одному Аллаху, а относительность и зависимость принадлежат Его рабам. Следовательно, слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» являются опровержением притязания на владение автономной (независимой от Него) властью и возможностями, и одновременным признанием наличия той относительной возможности сделать выбор, которую Он дал Своим рабам.

Если кто-то утверждает, что у человека нет никакой свободы выбора, что действия, которые он выбирает, на самом деле, совершаются по принуждению, (что при любых обстоятельствах человек принужден к совершению каких-то действий (джабри)), то такой человек — сторонник новшества детерминизма (мубтади’и), чьи лживые утверждения отрицают то, с чем были посланы пророки и ниспосланы Писания.

В отличие от этого, тот, кто утверждает, что человек обладает волей и силой делать что-то по собственной воле (независимой от Творца), является сторонником других новшеств — мутазилитом. Но кто уверовал в то, что:

— мукалляф (человек, отвечающий за свои поступки) обладает возможностью и выбором, которые позволяет ему выполнять предписания Аллаха и Его запреты, но
— он не является независимым от (воли) Аллаха и не является сам создателем собственных действий,

тот нашел путь Сунны, присоединился к пути большинства (спасшейся общине) и обезопасил себя от предосудительных новшеств.

Придерживаясь окончательной реальности относительно Могущества Аллаха и ответственности человека

Пространное объяснение этого следует по прочной дороге, на которой многие поскользнулись и сбились с пути. В этом скрыта тайна предопределения, над которой всегда были в недоумении гениальные умы и в которую Господин посланников запретил нам вникать. Таким образом, для нас довольно этих намеков, достаточно поверить, что все было создано Аллахом и ничто не существует без Его воли и власти. От нас требуется лишь следовать всем повелениям запретам и принять сторону Своего Господа против самих себя (своего нафса, эгоизма) при любых обстоятельствах.

Сокровище Рая

В хадисе сказано, что слова «ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях» являются одним из сокровищ Рая. Поймите указания, содержащиеся в этом слове «сокровище» — и вы поймете, что его значение содержится среди тайн (его значение скрыто), поскольку награда имеет такие же особенности, как и действие. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует также сказал: «Два ракаата намаза глубокой ночью — это одно из сокровищ совершенства». Их награда скрывает в себе тайное, скрытое сокровище, потому что время совершения этого действия, а именно, ночь, подразумевает это.

Средство от печали

Также передается, что слова «ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях» — это средство от девяноста девяти болезней, наименьшая из которых — печаль.

Это средство от печали, потому что печаль происходит главным образом от того, что люди теряют то, что любят, или когда с ними происходит что-то неприятное. Когда это происходит, люди чувствуют свою беспомощность и неспособность достигнуть желаемых целей, поэтому они испытывают сожаление. Если в такие моменты они будут отрицать (своим языком и в своем сердце) любые собственные силы и способности, то подобная уверенность даст им понимание того, что они беспомощны и слабы, если Всевышний не даст им власть и способности, так что в итоге их горе проходит, и их познание Всевышнего увеличивается. Это ясно видно из высказывания нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если человек верит в предопределение, его оставляет горе».

Способности и сила Аллаха описываются Его прекрасными Именами; на Его совершенство и наивысшее положение указывают два имени: Возвышенный (Аль-Аля) и Великий (Аль-Азым), в этом лежит признак того, что Он полностью превосходит в совершенстве представления тех, которые сбились с пути, не видят очевидных доводов и погрузились без понимания в тайны предопределения и деяния творений Всевышнего. Так будьте осторожны! И от Аллаха тауфик.

Передают, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды мы были вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в одной из поездок, и когда мы поднимались (на возвышенность), то возвеличивали Аллаха, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Умерьте свой пыл! Поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, однако, вы взываете к Слышащему, Видящему”. Затем пришёл ‘Али, а я говорил себе: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха”, и тогда он сказал: «О ‘Абдуллах ибн Кайс, произноси: ‹Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/›, ибо, поистине, эти слова являются одним из сокровищ Рая!” (Или он сказал: «Не указать ли мне тебе…”)». (Сахих аль-Бухари, №7386)

Метки: акыда единобожие зикр таухид[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *