Литературное чтение, 4 класс

Урок 1. Что такое летопись

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Былины. Летописи. Жития.

Глоссарий по теме:

Летопись- запись событий по годам.

Монах – священнослужитель.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц.

(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.

Житие – повествовательный жанр описание жизни.

Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основное содержание урока.

-Ребята, вы готовитесь стать настоящими читателями. Учебник «Литературное чтение» (4 класс) включает в себя очень серьёзные произведения, поэтому будет всё сложнее и сложнее их читать и понимать, но в то же время этот процесс станет интереснее и увлекательнее. — Первый раздел, с которым мы с вами сегодня познакомимся называется: Летописи, былины, жития.

В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

О-(Летописи, былины, жития.)

— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.

В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

О-(богатырь).

-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?

-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?

В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

О- (Летописи).

В-Какую цель поставим на урок?

О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.

В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?

О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.

Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.

В-А зачем нужны летописи?

О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.

Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.

-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.

В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).

В- Как понимаете слово летопись?

О- (Запись событий по годам).

В- Как называлась начальная русская летопись?

О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась «Повесть временных лет”, что значит «минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Легенда гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь. Именно так был задуман и построен белокаменный храм Покрова на Нерли, поставленный неподалеку от новой русской столицы – города Владимира, и резиденции Великого князя в Боголюбово. Он напоминает платок, сброшенный с небес на землю. Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора.В. М. Васнецов. 1919 г .

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.С развитием письменности на Руси (так раньше называлась Россия) стали записываться и летописи, которые так же, как и сказки, сначала в виде сказаний передавались из уст в уста. В летописях записывались самые важные для русского народа исторические события. Записи вели монахи-летописцы, которые были самыми образованными людьми в древности. Они умели читать и писать. Описывая события, летописец не был просто наблюдателем, он выражал свои чувства: радость и восхищение по поводу победы кого-либо из великих князей, а также горечь и негодование в связи с поражением княжеского войска. Чувства выражались различными знаками на полях (например, в виде знака восклицания или в виде изображений, похожих на современные смайлики). Над летописями трудились и простые писцы, их труд требовал большого напряжения и внимания. За день переписывалось всего 1,5—2 страницы. На полях от усталости делались приписки: «Ох, голова моя болит!» Всё, что описывалось, иллюстрировалось картинками. Так в исторические тексты вносились элементы художественности.

Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».

О летописи

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.

В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?

— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)

Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.

В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)

Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

а) с появлением письменности

б) многие тысячи лет назад

в) когда появилось устное народное творчество

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) с появлением письменности.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.

Летописи

Былины

1.Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня .

2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Летописи

Былины

Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня

О жизни преподобного Нестора летописца до того, как он стал насельником Киево-Печерского монастыря, нам не известно практически ничего. Мы не знаем, кем он был по социальному статусу, не знаем точную дату его рождения. Ученые сходятся на приблизительной дате — середина XI века. История не зафиксировала даже мирского имени первого историка земли Русской. А он — сохранил для нас бесценные сведения о психологическом облике святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, оставшись в тени героев своих трудов. Обстоятельства жизни этого выдающегося деятеля русской культуры приходится восстанавливать по крупицам, и не все лакуны в его жизнеописании можно заполнить. Память преподобного Нестора мы отмечаем 9 ноября.

Преподобный Нестор пришел в знаменитый Киево-Печерский монастырь, будучи семнадцатилетним юношей. Святая обитель жила по строгому Студийскому уставу, который ввел в ней преподобный Феодосий, позаимствовав его из византийских книг. Согласно этому уставу, прежде чем дать монашеские обеты, кандидат должен был пройти длительный подготовительный этап. Вновь пришедшим сначала предстояло носить мирскую одежду — до тех пор, пока они не изучат хорошо правила монастырской жизни. После этого кандидатам разрешалось надеть монастырское одеяние и приступить к испытаниям, то есть показать себя в работе на различных послушаниях. Тот, кто прошел эти испытания успешно, принимал постриг, но на этом испытание не заканчивалось — последним этапом принятия в монастырь являлось пострижение в великую схиму, которого удостаивались не все.

Преподобный Нестор прошел весь путь от простого послушника до схимонаха всего за четыре года, а также получил сан диакона. Немалую роль в этом сыграли, помимо послушания и добродетели, его образованность и выдающийся литературный талант.

Киево-Печерский монастырь представлял собой уникальное явление в духовной жизни Киевской Руси. Численность братии доходила до ста человек, что было редкостью даже для самой Византии. Строгость общинного устава, найденного в константинопольских архивах, не имела аналогов. Монастырь процветал и в материальном плане, хотя его наместники не заботились о собирании богатств земных. К голосу обители прислушивались сильные мира сего, он имел реальное политическое и, главное, духовное влияние на общество.

Молодая Русская Церковь в то время активно осваивала богатейший материал византийской церковной книжности. Перед ней стояла задача создания оригинальных русских текстов, в которых был бы явлен национальный облик русской святости.

Голос совести

Первый агиографический (агиография — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. — Ред.) труд преподобного Нестора — «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — посвящен памяти первых русских святых. Летописец, по-видимому, откликнулся на ожидающееся общерусское церковное торжество — освящение каменной церкви над мощами святых Бориса и Глеба.

Труд преподобного Нестора был не первым среди работ, посвященных этой теме. Однако он не стал излагать историю братьев по готовому летописному преданию, но создал текст, глубоко оригинальный по форме и по содержанию. Автор «Чтения о житии…» творчески переработал лучшие образцы византийской житийной литературы и смог выразить очень важные для русского церковного и государственного самосознания идеи. Как пишет исследователь древнерусской церковной культуры Георгий Федотов, «память святых Бориса и Глеба была голосом совести в междукняжеских удельных счетах, не урегулированных правом, но лишь смутно ограничиваемых идеей родового старшинства».

Преподобный Нестор не располагал большим количеством данных о смерти братьев, но как тонкий художник смог воссоздать психологически достоверный образ истинных христиан, безропотно принимающих смерть. Подлинно христианская смерть сыновей крестителя русского народа князя Владимира вписана летописцем в панораму общемирового исторического процесса, который он понимает как арену вселенской борьбы добра и зла.

Отец русского монашества

Второе житийное произведение преподобного Нестора посвящено жизни одного из основателей Киево-Печерского монастыря — преподобного Феодосия. Он пишет этот труд в 1080‑х годах, спустя всего несколько лет после кончины подвижника, в надежде на скорую канонизацию преподобного. Надежде этой, однако, не суждено было сбыться. Преподобного Феодосия канонизировали только в 1108 году.

Внутренний облик преподобного Феодосия Печерского имеет для нас особое значение. Как пишет Георгий Федотов, «в лице преподобного Феодосия Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Преподобный Феодосий — отец русского монашества. Все русские иноки — дети его, носящие на себе его фамильные черты». А Нестор Летописец был тем человеком, который сохранил для нас его неповторимый облик и создал на русской почве идеальный тип жизнеописания преподобного. Как пишет тот же Федотов, «труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества и, с другой стороны, заполняя общими необходимыми чертами пробелы биографического предания. <…> Все это сообщает Несторову житию исключительное значение для русского типа аскетической святости». Летописец не был свидетелем жизни и подвигов преподобного Феодосия. Тем не менее в основе его житийного рассказа — свидетельства очевидцев, которые он смог соединить в цельный, яркий и запоминающийся рассказ.

Конечно, для создания полноценного литературного жития необходима опора на развитую литературную традицию, которой еще не было на Руси. Поэтому преподобный Нестор многое заимствует из греческих источников, иногда делая длинные дословные выписки. Однако они практически не влияют на биографическую основу его рассказа.

Память о единстве народа

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Этот труд отстоит от первых двух известных нам литературных трудов преподобного Нестора на четверть века и относится к другому литературному жанру — летописи. Свод «Повести…», к сожалению, не дошел до нас целиком. Он был подвергнут переработке монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром.

В основе «Повести временных лет» лежит летописный труд игумена Иоанна, который предпринял первую попытку систематического изложения русской истории с древнейших времен. Свое повествование он довел до 1093 года. Более ранние летописные записи представляют собой фрагментарное изложение разрозненных событий. Интересно, что в этих записях содержится легенда о Кие и его братьях, коротко сообщается о княжении варяга Олега в Новгороде, о погублении Аскольда и Дира, приводится легенда о смерти Вещего Олега. Собственно киевская история начинается с княжения «старого Игоря», о происхождении которого умалчивается.

Игумен Иоанн, неудовлетворенный неточностью и баснословностью летописного изложения, восстанавливает года, опираясь на греческие и новгородские хроники. Именно он впервые представляет «старого Игоря» как сына Рюрика. Аскольд и Дир здесь впервые предстают как бояре Рюрика, а Олег — как его воевода.

Именно свод игумена Иоанна стал основой работы преподобного Нестора. Наибольшей переработке он подверг начальную часть летописного свода. Первоначальная редакция летописи была дополнена сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Большое значение святой Нестор придавал устным свидетельствам — рассказам старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников.

В своем главном труде Нестор Летописец выступает и как ученый-историк, и как писатель, и как религиозный мыслитель, дающий богословское осмысление отечественной истории, которая является составной частью истории спасения человеческого рода.

Для преподобного Нестора история Руси есть история восприятия христианской проповеди. Поэтому он фиксирует в своей летописи первое упоминание о славянах в церковных источниках — 866 год, подробно рассказывает о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о крещении равноапостольной Ольги в Константинополе. Именно этот подвижник вводит в летопись рассказ о первом православном храме в Киеве, о проповедническом подвиге варягов-мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.

Несмотря на огромный объем разнородной информации, летопись преподобного Нестора стала подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы.

В годы раздробленности, когда о былом единстве Киевской Руси не напоминало почти ничего, «Повесть временных лет» оставалась тем памятником, который будил во всех уголках рассыпающейся Руси память о ее былом единстве.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда.

Газета «Православная вера» № 21 (545)

9 ноября Русская православная церковь вспоминает святого Нестора Летописца (ок. 1056–1114) – первого и единственного русского историка, причисленного к лику святых.

Загадочный летописец

О личности Нестора и его жизни мы знаем крайне мало. Дата рождения монаха, подробности из детства и юношества – тайна, сокрытая навсегда. Согласно житийному повествованию, Нестор появился на свет около 1056 года в Киеве. Уже в 17 лет он подвизался в послушничестве в Киево-Печерском монастыре, который строил преподобный Феодосий, пока преподобный Антоний посвящал себя подвигу безмолвия в пещере. Затем Нестор стал монахом и нес послушание летописца. Скончался историк примерно в 1114 году и был похоронен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

«Грубый невежда»

Судя по всему, Нестор напрямую учился жить монашеской жизнью у преподобных Антония и Феодосия Печерских, перенимая весь их опыт первопроходцев иночества на Руси. О скромности и смиренности личности Нестора можно судить по тому, как он, уже будучи монахом, пишет о себе в летописи. А пишет он, используя такие эпитеты, как «невежда», «недостойный», «грубый», «исполненный множества грехов», «меньший всех в монастыре». Вместе с тем именно Нестору игумен Иоанн поручил в 1091 году отправиться на поиски мощей преподобного Феодосия, которые и были чудесно обретены руками летописца и еще двух монахов. Автором жития преподобного Феодосия также является Нестор Летописец.

Наследие

Фактически мы обязаны Нестору Летописцу тем, что он подарил нам историю, написав ее. Нестор был свидетелем многих событий и мог пользоваться при написании летописи такими письменными источниками, которые до нас не дошли ни в каком виде. Впрочем, древнейший дополненный список летописного текста Нестора, дошедший до нас, датируется 1377 годом, автором этой летописи является игумен Лаврентий. Тогда как сама летопись Нестора датируется примерно 1113 годом.

  • Биографии
  • /

  • Нестор Летописец

Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад.

О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов.

Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево- Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

Главным трудом великого писателя является работа «Повесть временных лет». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси. Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру. Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как » Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора.

Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.

По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним, до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.

Биография Летописец Нестор о главном

Нестор Летописец был рожден в ХI веке. О его жизни известно с самой «Повести временных лет». Будучи еще совсем юным, он обратился к преподобному Феодосию, с просьбой принять его в послушники. Со временем юный Нестор стал монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор всегда знал, что знание нужно ценить, именно оно соединяет человека с покаянием и смирением. Изучение книги приносит большую пользу. Духовная жизнь летописца была разнообразной. До наших дней дошли сведения о том, что Нестор был в числе тех монахов, которые изгоняли бесов из затворника Никиты.

В монастыре, в котором жил и работал Нестор, он был востребованным летописцем. Он описывал жизнь и смерть старцев Глеба и Бориса. Так же Нестор занимался составлением прожитых лет Феодосия Печерского. Получается, что летописец внес большой вклад в историю для будущих поколений. Именно Нестор составил летопись под названием «Летопись временных лет». Нестор обращается здесь к данным, к которым относится начало Русской земли. Обращается летописец, конечно же, ко многим источникам. Это в свою очередь, монастырские записи, различные сказания, исторические сборники, рассказы старцев. Конечно, брал во внимание Нестор и сказания путешественников и воинов. Все это было связано с единой церковной точкой зрения. Согласовав и дав добро, церковь разрешила Нестору написать такую трактовку исторических данных, которые стали частью изучения истории земель.

«Повесть временных лет» дает познания о том, когда появились первые упоминания о жизни русских людей. Рассказывает о создании первой славянской грамоты, авторами которой являются Мефодий и Кирилл. Нестор вписывает в исторический документ Крещение Руси, подвиги, возникновение первых православных храмов на Руси. Это и сегодня достаточно значимый исторический документ, изучаемый в школах. Жизнь самого Нестора летописца припала на трудные времена. Русские земли подвергались набегам, велись княжеские междоусобицы. Набеги половцев уничтожали не только села и города, в рабство было угнано много русских людей. Нестор сам стал очевидцем созданной ним самим истории. В 1096 году прямо на его глазах разгромили Печерскую обитель.

Жизнь Нестора оборвалась где-то в 1114 году. Его завещанием стала просьба, адресованная другим летописцам, чтобы те продолжили его работы. Приемниками Нестора стали игумен Сильвестр, который помог «Повести временных лет» преобразится в современный вид. А так же Моисей Выдубицкий и игумен Лаврентий. Все они смогли достойно продолжить начатое дело Нестора. Преподобного похоронили в Ближних пещерах, каждый год церковь чтит его память. Его работы по сегодняшний день издавались много раз, помогая будущим поколениям познавать историю своей земли, помнить о том, что было раньше, будто переживая это заново.

В нескольких городах Украины были установлены в память о Несторе памятники. Их можно видеть как в столице Киеве, так и в Борисполе и Владимире. Может быть, если бы ни настойчивость и образованность Нестора, не дошло бы никаких записей о жизни тех времен, он проделал большую работу, передав знания будущим наследникам.

Для детей 4 класса

Интересные факты и даты из жизни

Другие: Биографии[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *