На одном из холмов самого древнего города Урала – Чердыни – находится живописный православный храм, освящённый в честь праздника Воскресения Христова, история существования которого началась ещё в XVII столетии. Точная дата строительства первого деревянного собора неизвестна, в старинных документах сохранились только упоминания о нём, как о сгоревшем в 1699 году. Следующий деревянный Воскресенский собор был выстроен чердынскими плотниками на средства прихожан уже в 1700 году, а к 1750 году он обветшал и был разобран. Вместо него в 1750 году началось возведение нового каменного храма, завершившееся в 1754 году. Главный престол собора был торжественно освящён, как и престол прежнего храма, в честь праздника Воскресения Христова, а алтарь придела с южной стороны – во имя святителя Стефана Пермского. Главным украшением собора стал деревянный резной иконостас, перевезённый из упразднённого в конце XVIII века Пыскорского мужского монастыря и красочные росписи стен и сводов, выполненные чердынским изографом Леонтием Протопоповым.
В 1785 году к северной стене храма пристроили ещё один придел – зимний, освятив его в имя святителя Николая Мирликийского, после чего оба придела с западной стороны соединили между собой большой трапезной. В 1789 году храмовый ансамбль пополнился многоярусной колокольней, существовавшей при соборе до начала минувшего столетия.
В 1908–1911 годах Воскресенский собор перестроили – возвели новую колокольню, трапезную, ризницу, паперть и именно в таком виде храм сохранился до наших дней.
Белокаменный красавец-храм стал украшением города, а его трёхъярусная колокольня – единственной доминантой и градостроительной осью Чердыни.
Высокий двухсветный кубический четверик собора, к восточной части которого примкнула гранёная апсида, неизвестный мастер увенчал традиционным для русского церковного зодчества пятиглавием, причём четыре угловые главы луковичной формы поставил на восьмиугольные глухие барабаны, установленные на небольшие кубические постаменты, а центральную – на верхний из двух восьмигранных барабанов. Фасады храма, завершённые массивными полукружьями с небольшими восьмиугольными окнами, архитектор украсил пилястрами и фигурным карнизом, высокие прямоугольные оконные проёмы – простыми плоскими наличниками.
Более колоритно по сравнению с собором выглядят трапезная и колокольня, выстроенные из красного кирпича по проекту гражданского инженера из Перми Ивана Константиновича Бахарева (Бахирева). Фасады колокольни мастер декорировал плоскими угловыми пилястрами, верх яруса звона – зубчатым пояском, на уровне третьего яруса устроил смотровую площадку, огороженную для безопасности кованой решёткой, а стену над входом в колокольню украсил картиной «Спас Вседержитель», аккуратно снятой с частью стены старой колокольни.
Высокие прямоугольные окна трапезной И. К. Бахарев оформил белокаменными наличниками с завершениями в виде изящного цветка, а над её входным порталом установил изящную луковичную главку на тонком барабане.
Богослужения в Воскресенском собор совершались ещё более двадцати лет после Октябрьской революции 1917 года, но надежды прихожан, что их храм не тронут, оказались напрасными – в 1930-х годах его закрыли, ценности вывезли, а здание приспособили под районный Дом культуры, располагавшийся в нём до конца 1990-х годов.
В 2007 году Воскресенский собор возвратили верующим и с тех пор он понемногу восстанавливается. В настоящее время храм является действующим, в субботние, воскресные дни, дни больших церковных праздников, а также в дни особо почитаемых святых в нём совершаются богослужения.

Главная / История

Исторические сведения о епархии

Указом императрицы Екатерины I от 15 января 1727 г. была образована самостоятельная Иркутская епархия. Этому событию предшествовало почти столетнее подчинение территории будущей Иркутской губернии тобольским митрополитам Сибирской епархии.

Первым иркутским архипастырем стал Святитель Иннокентий I (Кульчицкий; † 27 нояб. 1731). В 1722 г. с титулом епископа Переяславского он был направлен начальником миссии в Китай, но не был туда допущен богдыханом. Пять лет по этому инциденту велась переписка между русским и китайским правительствами. В результате было определено возглавить духовную миссию в Китай архимандриту Антонию (Платковскому), а Святитель Иннокентий был назначен главой вновь организованной Иркутской епархии, которой руководил четыре года.

В подчинение епископу Иннокентию была отдана территория от Иркутска до Нерчинска с 43 церквями и 3 монастырями. Уже к концу правления Свт. Иннокентия к епархии были приписаны Илимск, Якутск, Охотск с уездами. Камчатские церкви были определены в ведение иркутского архиерея 5 июля 1733 г., а в 1760 г. Синод выделил Камчатку в отдельный заказ Иркутской епархии. В 1796 г. добавились Аляска и Алеутские острова.

С 1832 г. начинается процесс постепенного уменьшения размеров епархии, от которой забирались территории для новых сибирских епархиальных образований. В 1832 г. была образована Томская и Енисейская епархия, в 1840 г. — Камчатская, Курильская и Алеутская, в 1852 г. в состав последней вошла территория Якутии. В 1894 г. была учреждена Забайкальская и Нерчинская епархия. С этого времени Иркутская и Верхоленская епархия территориально стала совпадать с границами Иркутской губернии. В 1937 г., когда были закрыты все приходские церкви, когда большая часть духовенства арестована и расстреляна, и 24 ноября 1937 г. в Иркутской тюрьме погиб архиепископ Павел (Павловский), Иркутская епархия была практически обезглавлена. С 1943 по 1948 гг. ее территория находилась под управлением архиеп. Новосибирского Варфоломея (Городцев). В эти же годы было восстановлено существование 13 приходов в Иркутской области, что позволило в 1948 г. воссоздать Иркутскую епархию. С 1949 до 1988 гг. управляющие Иркутской епархией являлись временно управляющими Хабаровской епархии. В 1994 г. в связи с отделением земель вновь образованной Читинской епархии, территория по новому названной Иркутской и Ангарской епархии полностью совпала с территорий Иркутской обл.

С 1990 г. идет процесс церковного возрождения Иркутской епархии к полноценной жизни. 2 сентября 1990 г. были возвращены в Иркутск мощами первого иркутского епископа свт. Иннокентия (Кульчицкого). В сентябре 1994 г. Иркутской кафедрой вновь открыт один из старейших в России женских монастырей Иркутска – Знаменский. Начиная с 1994 г. в Иркутске ежегодно проходят религиозно-нравственные Иннокентьевские чтения, учреждена премия Святителя Иннокентия, присуждаемая деятелям культуры, просвещения и образования. В Иркутске учреждена православная женская гимназия работа во имя Рождества Пресвятой Богородицы, действую православная воскресные школы.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 106) из Иркутской епархии выделены Братская и Саянская епархии; Иркутская епархия включена (журнал № 132) в состав Иркутской митрополии.

Границы епархии включают в себя Иркутский, Ангарский, Жигаловский, Заларинский, Качугский, Ольхонский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский районы и Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской области.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *