Специфическая христианская идея рождения от Девы (Virgin Birth) является одной из наиболее спорных и запутанных теологических концепций, и если бы блог Yuletide не взялся бы за эту тему, он не выполнил бы свою работу.
Это не самое спорное место в Библии, однако глава 1 стих 35 Евангелия от Луки близко подходят к этому. Мария только что ответила на заявление ангела Гавриила о том, что она станет матерью мессии собственным вопросом: «А как будет это, когда я мужа не знаю?» — спрашивает она в переводе Библии короля Якова.
Не беспокойся об этом, говорит ей ангел. «Дух святой снизойдет на тебя, и силы Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим».
Другими словами, Иисус будет рожден от девственницы, от женщины, которая в библейском смысле не познала мужчину.
Я всего лишь говорю о том, что это не самое спорное место в Библии, потому что рождение от Девы Иисуса является одним из немногих пунктов, по которым согласны большинство мусульман и христиан. В стихах 21 Суры 19 в Коране ангел говорит Марии, что, хотя она и не познала мужчину (стих 18), тем не менее, Господь даст ей ребенка.
Согласно данным проведенного в 2012 году опроса исследовательским центром Pew Forum, 32% населения планеты являются христианами, а 23% — мусульманами, то есть огромное количество людей верят в это, хотя, конечно, не все христиане и не все мусульмане принимают идею относительно того, что их соответствующие священные писания являются правдивыми в буквальном смысле.
Тем не менее, поскольку христианство и ислам являются самыми сильными религиями в развивающихся странах, где широко распространено буквальное восприятие Священного Писания, около половины населения Земли, вероятно, верит в то, что мать Иисуса была девственницей в тот момент, когда она его родила. Вряд ли существует много утверждений, в которые верят еще большее количество людей; больше людей верят в рождение Иисуса от девственницы, чем в работу свободного рынка, в то, что жизнь возникла в результате процесса биологической эволюции, или в то, квадратный корень гипотенузы равен сумме квадратов других двух сторон.
Даже если и Коран, и Новый Завет согласны по этому пункту, они явно не согласны по вопросу о теологическом значении девственности Марии. Специфически христианская идея рождения от Девы является одной из наиболее спорных и запутанных теологических концепций, и если бы блог Yuletide не стал заниматься этой темой, он не выполнил бы свою задачу. Поэтому возникает вопрос: что означает эта концепция и почему так много христиан считают важной для себя правдивость?
Если судить по ответам моих студентов на вопросы, связанные с этими идеями, то первым делом нужно прояснить следующий пункт: рождение от Девы и непорочное зачатие (Immaculate Conception) не являются одним и тем же. Рождение от Девы означает, что Мария была девственна, когда родился Иисус, и что у Иисуса не было земного отца. Непорочное зачатие означает, что с помощью специального благословения от Господа сама Мария была рождена без первородного греха. До последних более скептических веков доктрина рождения от Девы была принята почти всеми христианскими церквями и теологами, начиная с библейских времен; доктрина о непорочном зачатии, широко обсуждавшаяся на протяжении многих веков, была официально провозглашена от лица Католической церкви Папой Пием IX в 1854 году. Другие главные вероисповедания не признают эту идею в качестве официальной доктрины, хотя восточное православие, копты, другие восточные церкви, а также некоторые англиканские церкви с таким глубоким уважением относятся к Деве Марии, что это различие становится в большей степени теоретическим, нежели практическим.
Некоторые полагают, что рождение от Девы отражает недостаток научного образования в древние времена. Это представляется маловероятным. Хотя античный мир был лишен знаний относительно многих научных истин, основные факты жизни были уже хорошо известны, и утверждение о том, что конкретная историческая личность (в отличие от легендарных героев прошлого времени) мог быть зачат без человеческого отца, наталкивалось непосредственно на такой же скептицизм, какой подобные заявления могут вызвать сегодня. С древнейших времен люди задавали вопросы относительно рождения от Девы. Утверждение о том, что Иисус был сыном Марии и римского солдата Пантера (Pantherus) стали появляться не позднее 180 года Новой эры; и об этом недавно упомянул в своей книге кинорежиссер Пол Верховен. Я не ожидаю ничего особенного, когда слышу разговоры о «научном» разрешении этого вопроса; в любом случае, я не знаю, как можно было бы проверить ДНК Бога в рамках теста на отцовство, даже если существовала бы возможность доставить в лабораторию некоторые части ногтей Иисуса или волос из его бороды. Люди должны принять собственное решение относительно того, во что верить, и основываться они должны на тех свидетельствах, которые уже существуют. Я бы только сделал следующее замечание: если вы верите (как верю я) в то, что Бог создал вселенную и все в ней, и если вы верите в то, что он поддерживает вселенную и лично заботится о благополучии каждого отдельного человека на Земле, то тогда несогласие с рождением от Девы ввиду его физической невозможности покажется несколько натянутым. Все равно что поглощать верблюдов и отцеживать комаров, как мог бы выразиться Иисус. Но вот что я скажу: это именно тот тип вопроса, который каждый мужчина и каждая женщина должны решать самостоятельно.
В любом случае, для убежденных христиан и любопытных нехристиан рассматриваемый вопрос не в том, можем ли мы доказать, что рождение от Девы произошло или не произошло; вопрос формулируется следующим образом: Что значит эта доктрина для тех, кто ее поддерживает? Почему христиане считают, что это важная идея?
Некоторые полагают, что ранние христиане выдумали эту историю в качестве прикрытия. Было бы скандалом иметь в качестве пророка своей религии незаконнорожденного человека, дитя любви; и поэтому ранние христиане скрыли этот скандал и придумали историю по поводу Святого Духа. Но такое объяснения представляется неубедительными. Вариант с придумыванием истории о рождении от Девы для того, чтобы скрыть скандал по поводу сексуальных эскапад, кажется немного натянутым. Мария не была античной кинозвездой, и ее частная жизнь не была предметом широко распространенных сплетен в таблоидных изданиях. Она не размещала в Facebook никаких селфи с изображением своей внебрачной беременности. Назарет был небольшим периферийным городом, а миру в целом мало что было известно о том, что там происходило. Мария не была единственной матерью-одиночкой, которая одна воспитывала своего сына; ее жених женился на ней обычным способом и принял сына как своего. Ранняя церковь не сталкивалась с морем слухов относительно добрачного поведения Марии, а если это и было так, что есть более убедительные способы борьбы со слухами, чем провозглашение чудесного рождения от Девы. Говорить о том, что она и Иосиф тайно поженились на несколько месяцев раньше официальной даты их свадьбы, перенесли ее на более ранний срок или утверждали, что ребенок был недоношенным — все это были бы более легкие объяснения, чем утверждения об уникальном божественном чуде. Если целью было отвлечь внимание от неудобных фактов относительно рождения Иисуса, то тогда история о рождении от Девы является самым плохим методом. Это все равно что студентка скажет, что ее курсовая работа не готова, потому что три дня назад ее проглотил кит, а в его чреве не работало беспроводное соединение для ее ноутбука.
Нет, эта история была придумана не для того, чтобы заглушить неприятные слухи. Прежде всего, эта история и вызвала те неприятные слухи, которые стали распространяться. Настаивание ранней церкви на провозглашении уникальной природы рождения Христа в большей или меньшей степени заставило скептиков сомневаться в добродетельности Марии. Церковь объявила очень маловероятное событие неопровержимым фактов, и это, естественно, заставило людей задавать вопросы, которые они и сегодня задают, а также разрабатывать альтернативные объяснения для того, что – они это прекрасно понимали — без божественного вмешательства является невозможным с точки зрения биологии.
Некоторые рассматривают идею рождения от Девы как часть более широкого недовольства христианства человеческой сексуальностью. Вера в то, что ребенок Иисус не был зачат обычным способом, по их мнению, является результатом желания отделить божественное от сексуального. Особо «просвещенные» люди, которые считают для себя удобным предполагать, что другие люди намного глупее, чем они есть на самом деле, часто находят удобной подобную точку зрения. Ох уж эти глупые христиане и их абсурдные сексуальные пунктики!
Несомненно, существуют — и всегда существовали — люди, чья приверженность данной доктрине коренится в чувстве страха или вины по поводу сексуальности, однако традиционно идея рождения от Девы не рассматривалась именно таким образом. На самом деле, все было как раз наоборот. Рождение от Девы отделяет священную область божественных вещей от «низкого» мира плоти и крови человеческих существ с их хаотичной жизнью. Рождение от Девы провозглашает союз человеческой плоти и божественного; Господь разрушает барьеры между божественным и человеческим.

И если идея рождения от Девы не является единственной не очень удачной попыткой скрыть неблагоразумный поступок Марии или проявлением болезненного отношения христианства к сексу, то что же она пытается там сообщить? Рождение от Девы всегда было связано с двумя другими идеями — одна из них о том, что Иисус является одновременно Богом и человеком, а вторая о Мария как о личности и, более широко, о месте женщины в мире. Ранние христиане считали эти идеи настолько важными, что они игнорировали насмешки и шутки своих неверующих соседей по поводу своего настаивания на том, что нехристиане считали абсурдным.
Прежде всего, они делали заявления по поводу Иисуса. Выступая с вопиющими и изначально сомнительными утверждениями о том, что мать Иисуса была девственницей, Евангелия подчеркивают уникальность этого конкретного ребенка. Он не был похож на других детей, у него с самого начала существовали особые отношения с Богом.
В различные периоды своей жизни Иисус говорил об этом своем уникальном отношении, а позднее теологи сделали это центральной темой размышлений относительно жизни Иисуса и его карьеры. Однако Евангелия с самого начала предпринимают все возможное для того, чтобы заявить: Иисус был не простым ребенком в обычных яслях. У него было специальное послание, говорят нам Евангелия. Он важен, потому что он особенная личность.
В Евангелиях ничего не говорится о том, как выглядел Иисус; мы вообще ничего не знаем о том, какого он был роста, какого цвета были его волосы и его глаза, нам не известно, был ли он больше похож на Джеймса Дина (James Dean) чем на Криса Фарли (Chris Farley), или, может быть, он больше был похож на Ясира Арафата, чем на Малкольма Икс (Malcolm X). Однако авторы Евангелий, на самом деле, сообщают нам – и делают это самым сильным, самым выразительным образом, — о том, что, хотя Иисус и был человеческим ребенком с человеческой мамой, он был еще чем-то, чем-то другим.
Одна из наиболее распространенных ошибок, которую делают люди относительно роли Иисуса в христианстве, состоит в следующем: они думают, что главное относительно Христа состоит в его роли в качестве учителя. Моисей был законодателем древних евреев; Конфуций учил жить древних китайцев; Будда учил своих апостолов тому, как идти по пути к просветлению; Мухаммед через откровение и с помощью примера показал своим последователям, как подчиняться воле Бога. Нехристиане часто думают об Иисусе в таком же ключе – они считают его Великим Учителем, указавшим Истинный Путь.
Для христиан роль Иисуса как учителя — какой бы она ни была значительной и вдохновляющей — является наименее важной вещью. Не пытаясь опорочить важное призвание, следует сказать, что моральные учителя отнюдь не редки. Человечество знает многих вдохновенных учителей и пророков. Как род, мы обладаем талантом давать хорошие советы, мы достигли многого в этом отношении, и поэтому те советы, которые мы даем, являются, действительно, очень хорошими. Возлюби своего ближнего, как самого себя. Сначала долг, а удовольствие потом. Не пользуйтесь людьми, как вещами. Судите по реальности, а не по внешней видимости. Будьте щедрыми и милосердными по отношению к слабым и бедным. Поступайте, как родитель по отношению к сироте. Хорошо относитесь к незнакомцам. Не воруйте. Не крадите. Уважайте своих родителей.
Все это исключительно хорошие советы, и всем нам будет намного лучше, если мы будем им следовать. Но то, как Иисус переиначил многие их этих вечных истин, является поразительным; он обладал способностью подойти к старым истинам под новым углом, и это заставляло его слушателей переосмысливать некоторые важные идеи. Но — говорить мне это вам не очень приятно — люди часто игнорируют хорошие советы и разумные предложения, которые эхом раздаются у них в ушах. А когда мы делаем неправильные вещи, то обычно это происходит не потому, что мы не понимаем различия между хорошим и плохим. Не многие убийцы, прелюбодеи и воры действуют, не имея понятия о простых моральных истинах. Очень немногие люди плохо обращаются со своими престарелыми родителями и крадут их деньги только потому, что никто не удосужился объяснить им, что такое поведение является плохим. Очень немногие клептократы из числа политиков и международные наркодилеры не понимают, что их поведение постыдно. Даже девятилетний хулиган, когда он ворует у восьмилетнего мальчика деньги на обед, знает, что поступает плохо.
Те люди, которые видят в Иисусе морального учителя или даже пророка считают его, возможно, самым великим, а, возможно, одним из многих в длинной череде учителей и советчиков, пытавших вывести человечество на путь истинный и призвать нас двигаться по нему.
Однако для авторов Евангелий Иисус был чем-то большим. Сказать, что Иисус был моральным учителем, это все равно что назвать Уинстона Черчилля пейзажистом; оба эти утверждения верны (впрочем, Иисус был значительно лучше как моралист, чем Черчилль как живописец), однако ни в том, ни в другом случае данное определение не отражает величие личности.
Авторы Евангелий верили в то, что Иисус пришел сюда с иной миссией. Он пришел сюда не для того, чтобы быть еще одним космически мудрым человеком, говорящим нам о том, что нужно делать правильные вещи. Он пришел сюда для того, чтобы сделать что-то с реальной проблемой, с которой сталкивается наш род — с нашей неспособностью внять хорошему совету, который мы сами с такой готовностью даем. Он пришел для того, чтобы заниматься той пропастью, которая возникает между Богом, требующим морального совершенства, и родом человеческим, неспособным праведно жить.
Это шокирующая концепция для многих религиозных людей, и, возможно, даже более шокирующая для идеалистически настроенных секулярных интеллектуалов и членов газетных редакционных коллегий, однако искренние моральные наставления не имеют почти ничего общего с тем, что, на самом деле, нужно человечеству. В конечном итоге, существующие в мире библиотеки переполнены книгами, в которых содержатся мудрые и глубокие советы. Они также содержат в себе истории, документирующие нашу неспособность как вида им следовать.
Иисус пришел не потому, что люди каким-то образом не поняли смысла морального учения и поэтому нуждаются в исправлении по нескольким вопросам и в некотором вдохновляющем наставлении. Он пришел не для того, чтобы выступать на конференции фонда Technology Entertainment Design (TED). Он, как считали авторы Евангелий, пришел потому, что история показала бессилие «морального подхода» к проблеме зла, и Господь решил, что нужно сделать что-то большее и что-то другое.
Утверждение о том, что Иисус был рожден непорочной девой, не было направлено на то, чтобы поместить Иисуса как величайшего из числа моральных учителей; оно было направлено на то, чтобы отделить Иисуса от других пророков и учителей морального закона. Речь шла о чем-то большем; в мир прошло нечто новое. Иисус пришел не для того, чтобы учить морали: он пришел для того, чтобы выйти за ее пределы. Утверждение христиан о рождении от Девы должно было стать радикальным заявлением о том, что христианство представляет собой нечто особенное. Христианство не есть очередной учебник «Как это сделать», сообщающий людям как себя вести перед лицом Создателя. Оно не об том, какая пища святая, а какая нечистая. Оно не о том, как умывать руки и не о том, в какую сторону смотреть, когда молишься.
Христианство — это больше, чем группа людей, пытающихся исполнить учение почитаемого ими основателя; это сообщество людей, собравшихся вокруг изменяющего мир героя. Иисус не исполнил своей миссии, произнеся Нагорную Проповедь; он выполнил свою миссию, умерев на кресте и восстав из мертвых.
Более того, Иисус не мог бы выполнить свою миссию, если бы он был простым героическим человеком. У человечества много героев, и история наполнена примерами людей, отдавших свои жизни за других. Мы можете пойти на кладбища союзников, расположенных у пляжей Нормандии, и увидеть бесконечные ряды могил людей, отдавших свои жизни за то, чтобы другие могли жить и быть свободными. Иисус сделал больше своей смертью, потому что он не был простым человеческим существом; авторы Евангелий и христиане, принимающие их свидетельства, верят в то, что Иисус был еще и Сыном Бога. Это Бог умер на кресте, это Бог взял на себя ответственность за человеческие грехи, это Бог испил до дна чашу человеческих страданий.
История рождения от Девы существует не для того, чтобы сделать Нагорную Проповедь величайшей моральной лекцией в истории человечества. Она существует потому, что сообщает глубочайшую и важнейшую истину об Иисусе — истину о том, что он был человеком, но также больше, чем человеком. Это не случайная деталь и не украшательство; это не неловкая защита от неудобных слухов. Это не результат научного невежества относительно того, как делаются дети; это заявление о том, что именно этот конкретный ребенок отличался от всех остальных.
Это важнейший теологический вывод, содержащийся в повествовании Луки. Однако у него в голове была другая цель, и об этом также следует помнить, когда мы задумываемся о Рождестве. История о рождении от Девы не является лишь историей об Иисусе. В Евангелиях также делается заявление о Марии, а через нее о женщинах в целом.
Древние христианские авторы часто называют Марию второй Евой. Первая Ева — и это известно почти всем даже сегодня — была женой Адама. Согласно первой книге Библии (Бытие), она не устояла перед соблазном змея в Эдемском саду, она нарушила запрет Бога и вкусила от запретного плода. Адам последовал ее примеру и тоже вкусил, и с того момента мужчины обвиняют женщин во всех проблемах, существующих в мире. В течение тысячелетий мужчины использовали эту Библейскую историю, а также другие подобные истории для оправдания статуса второго класса, в который обычно определяли женщин почти во всей частях мира (в некоторых его частях плохо воспитанные и необразованные молодые мужчины именно так называли свое порочное притеснение женщин — «дразнить Еву» (Eve-teasing).
Фигура Девы Марии представляет собой поворотный пункт для всего человечества, но также для роли женщины в мире. Она является Второй Евой, и она сказала «Да» Богу, когда он попросил ее стать матерью его сына. Когда Богу действительно нужна была помощь, он, как свидетельствует Библия, обратился к женщине, а не к мужчине. И эта женщина сказала «Да», и из ее веры и послушания пришло спасения мира.
С этой точки зрения библейское настаивание на девственности Марии отмечает ее самостоятельность и подчеркивает ту важнейшую роль, которую она играет.
В Евангелиях Мария изображается как партнер мужчины для прихода этого ребенка в мир, а человеческий отец мог бы вытеснить ее из центра этой истории. И тогда в центре христианства была бы история о том, как молодой герой преодолевает препятствия, чтобы стать достойным отцом Иисуса и добиться любви Марии.
Однако Библия дает нам нечто другое. Мария была человеком, принимающим решение. Мария была независимой личностью, и ее выбор открыл дверь для всех нас. В этот критический момент мировой истории она не действовала с мужчиной или через мужчину. Она не помогала своему мужчине; она не была «спутницей» жизни. Это Иосиф был спутником в Евангельской истории; Иосиф пассивен и преданно поддерживает Марию и ее ребенка.
Это послания является ясным, или должно быть таковым. Я еще вернусь к Марии; она представляет собой одну из великих загадок христианской религии для многих современных американцев, и многим из нас сложно понять, что она означает или может означать для людей сегодня. Однако пока, в этот третий день Рождества, достаточно понять следующее: когда христиане говорят, что Иисус был рожден от девственницы, то эти люди подчеркивают две вещи; они говорят о том, что Иисус является сыном Бога, он связан с Создателем вселенной уникальным и особым способом, а его миссия фундаментально отличается от всех тех пророков и учителей, которые были до него. А еще они говорят о том, что свободный выбор сильной и правоверной женщины открыл дверь к спасению всему человеческому роду. Иисус уникален, а женщины свободны и равны в представлении Бога — вот такое содержание мы должны извлечь из этой истории.
Христианство, как и многие другие мировые религии, часто весьма несправедливо относилось к женщинам. Однако в самом сердце исторического христианства всегда существовала идея о том, что правильный выбор одной молодой одинокой женщины дал возможность Богу спасти все человечество. Рождество — это феминистский праздник, праздник, прославляющий свободный выбор независимой женщины. Христианство стало крупнейшей и самой распространенной религией в мире, и женщины получают признание. Иначе и быть не может; христианство среди всех великих мировых религий своими истоками обязано выбором женщины, решившей сотрудничать с Богом.
Бог послал Иисуса в мир не потому, что был доволен статус-кво. Он послал его сюда, потому что необходимы были изменения — и в самом верху этого списка находилось желание Бога изменить положение женщин. Это изменение не произошло в один день, и даже сегодня мы в полной мере не видим всех последствий того, что половине мира было отдано должное, но с того дня, когда Мария ответила Гавриилу, действует новая сила в мире, и то, что мы видим сегодня, является цветением дерева, посаженного очень давно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Девственность — это новая (точнее, забытая старая) мода. Хит, который удерживается на самой верхней позиции в рейтингах жизненных приоритетов тинейджеров уже несколько сезонов. Нет-нет, я ничего не путаю! Чтобы было совсем понятно: быть непорочной девой сегодня так же престижно, как учиться в Гарварде. Ну почти так. Про Гарвард я неспроста вспомнила. Потому что вся эта мода культивируется в США, Европа ее подхватила, ну а мы все как-то в хвосте плетемся…
Вообще-то нехитрую истину насчет того, что лучший способ предотвратить нежелательную беременность, избежать венерических заболеваний и сохранить тем самым свое репродуктивное здоровье — все это может втолковать дочке мама, а сыну — папа. Или наоборот — кому как удобнее. А учителя в школе должны просветить детей насчет высокого предназначения любви и ценности семьи. Вроде бы все просто. Но почему-то и родители, и учителя этой простоты ну никак не одолеют! Информацию о самом главном для себя — науке страсти нежной — подростки получают где угодно и от кого угодно, но только не от родителей и не от учителей. Проблемы своей сексуальной жизни они обсуждают с родителями так же редко, как и с учителями: лишь 2,5 — 4 процента подростков говорят «про это» с мамами, папами и своими наставниками.
Усилия взрослых на этом поприще вообще выливаются в перманентные шараханья из одной крайности в другую. От суровых запретов даже на разговоры «про это» до предложений чуть ли не раздавать пятиклассникам презервативы. Вводили в школах предмет «Этика и психология семейной жизни», потом отменили. Сейчас, по словам заведующей лабораторией семейного воспитания Национального института образования Людмилы Смагиной, с этой тематикой «попытались вписаться в предмет гуманистика». Который, кстати, в 10-м классе изучают. А в 11-м предложили факультативный курс. Не поздновато ли? Специалисты института предлагали еще во время обсуждения нового Кодекса о браке заложить в нем норму о подготовке молодежи к семейной жизни. Предложение было законодателями отвергнуто. Когда разрабатывалась программа «Дети Беларуси», в ней также закладывалась норма о необходимости учебных курсов «Готовим жену» и «Готовим мужа». Но через год эту тему закрыли даже в базовой школе, где ее разрабатывали сотрудники института. Знаете, почему? Родители возмущались, что детей развращают…
Утешиться можно разве лишь тем, что во всем мире взрослые никак не определятся, как же все-таки научить детей заниматься сексом по достижении совершеннолетия, избегая при этом нежелательных беременностей, венерических заболеваний, проблем со здоровьем и жизненных драм. Экспериментировали на этой ниве, надо сказать, с размахом: десятки миллионов долларов потратили на обучение безопасному сексу. Сейчас тратят еще больше на «программы воздержания». С их помощью подростков учат «ответственному отношению к себе, к сексу и своему здоровью путем сохранения целомудрия». На это крутое «ноу-хау», например, американцы выделяют по 50 миллионов долларов в год. Из девственности сделали настоящий хит, с привлечением звезд шоу-бизнеса, спортсменов. Они без устали толкуют с экранов ТВ и со страниц журналов для тинейджеров, как это здорово — не заниматься сексом до вступления в законный брак. И это впечатляет подростков — они следуют предписанной моде. А в результате проблем с репродуктивным здоровьем молодежи за океаном стало значительно меньше.

Наши специалисты тоже все активнее поддерживают новую старую моду. Вот только таких денег на это «ноу-хау» наверняка никто не даст. Но кто ж нам мешает и без всяких денег поговорить откровенно с подрастающими дочкой и сыном? Как раз такую родительскую роль и взяли на себя организаторы проекта «Информация и услуги для подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья». Открывают информационно-коммуникационные центры — с видеотеками, дискуссионными клубами, обучают волонтеров, предлагают программы для родителей, социальных педагогов, школьных психологов, семинары для медиков.
Вроде бы все это — хороший повод закончить наш разговор на мажорной ноте. Но не получается. Потому что ведь понятно: усилиями одних общественников, даже при поддержке ООН, тревожную ситуацию, которая сложилась в стране с репродуктивным здоровьем молодежи, не изменишь. Нужна принципиально новая государственная политика в этой сфере. Сегодня она достаточно нейтрально-отстраненная. Но если такой же она останется завтра, то послезавтра, возможно, уже некого будет учить науке страсти нежной…

В первых двух главах Евангелий от св. Матфея и от св. Луки со всей определенностью говорится, что Дева Мария зачала Своего Сына без участия мужчины.

Позднее, Иисус доверил заботу о Своей Матери св. апостолу Иоанну, ученику, которого Он любил, стоявшему вместе с Ней у подножия креста. Отсюда следует, что у Владычицы нашей не было других детей.

В Евангелиях иногда упоминаются «братья и сестры» Иисуса, что может запутать читателя. Однако истинный смысл этих слов становится вполне понятным, если учесть, что в буквальном переводе с иврита они означают «близкие родственники». Возможно, также, употребление их в том значении, в котором эти слова часто используются в Новом Завете: когда говорят о группе верующих (Деян 1, 15).

Церковь всегда верила в девственность Марии и назвала Ее Приснодевой. (Lumen Gentium, 52) То есть, Церковь всегда была уверена в том, что Богородица сохраняла девственность до, во время и после рождения Сына, как утверждается в традиционной формуле, полной благочестия.

Мы объясняем девственное зачатие Иисуса действием силы Божьей: «…Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». (Возможен и другой вариант перевода этого стиха: «…Ибо с Богом нет ничего, что было бы невозможным». — Прим. переводчика.) (Лк 1, 37)

Как таковое, подобное явление превосходит человеческое понимание. Эта тайна не имеет ничего общего с языческими мифологическими представлениями, в которых бог, действуя как мужчина, оплодотворяет женщину. Девственное зачатие Иисуса есть результат Божественного деяния, совершившегося во чреве Девы Марии, подобного сотворению мира. Обычно, такая трактовка событий не разделяется неверующими. Так, ее отвергали некоторые евреи и язычники, современники земной жизни Иисуса Христа. Эти люди сочиняли истории, намного более приземленно объясняющие Его зачатие.

В одной из подобных легенд говорится, что отцом Иисуса, якобы, был римский солдат по имени Пантерас. Это — вымышленный персонаж, высмеивающий христиан. С исторической и филологической точек зрения, имя «Пантерас» — искаженное греческое слово «Παρθένος», означающее «дева». Жители Римской Империи, говорившие по-гречески, слышали, что Иисус был «Сыном Девы» («партенос»). И когда этим людям захотелось высмеять Его, они назвали Иисуса, по созвучию слов, «сыном Пантераса».

Подобные истории только подтверждают тот факт, что ранняя Церковь придерживалась твердой веры в девственность Марии, хотя это могло показаться чем-то невозможным.

Девственное зачатие Иисуса, прежде всего, есть знак того, что Он действительно является Сыном Божьим по природе Своей. Именно поэтому у Него не было отца-человека. Вместе с тем, Иисус, также, — истинный Человек, рожденный женщиной. (Гал 4, 4) В различных отрывках из Евангелий нам открывается величие спасительного Замысла Божьего, совершающегося на протяжении всей истории человечества. Это наиболее отчетливо проявляется в родословной Иисуса Христа.

Иисус, зачатый Духом Святым без участия мужчины, может быть лучше понят, как новый Адам, новое Творение Божье. Он открывает возможность возрождения, вслед за Собою, всему человечеству и каждому человеку в отдельности, так как Иисус всех нас искупил. (1 Кор 15, 47; Ин 3, 34) Об этом читаем, например, и в Первом Соборном Послании святого апостола Иоанна, где говорится: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1 Ин 2, 2)

Вместе с тем, девственность Марии — это знак Ее твердой веры и абсолютного подчинения воле Божьей. По этой причине, можно сказать, что Мария зачала Иисуса в Своей душе, прежде чем во чреве. Св. Августин говорит нам следующее: «Она …более благословенна, приняв Христа Своей верой, нежели зачав Сына во чреве». Являясь Девой и Матерью, Мария, также, есть прообраз Церкви и ее наиболее совершенное воплощение.

Икона «Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии»

Янтарь обладает уникальными природными свойствами воссоздавать точность изображения и тончайшие оттенки света. Иконы из янтаря ручной работы поражают неимоверной красотой, живостью и естественность изображения, его объемностью.

Непорочное зачатие Девы Марии является церковным догматом, принятым всего три столетия назад. До этого апологеты церкви вели ожесточенный спор, решая, перешел ли на Марию первородный грех человечества, ведь ее родители были обычными смертными. В итоге было решено, что с самого рождения Мария была наделена особой благодатью Бога, в виду будущего искупления Иисусом Христом грехов всего человечества. Христианскими художниками доктрина непорочного зачатия трактуется не однозначно. На одних иконах в Царстве божием дух Марии, изображенный в образе молодой женщины, созерцает Лик божий. Икона «Девы Марии» в каноническом догмате содержит изображение луны, солнца и венца из 12 звезд. Образ Девы Марии, попирающей змея ногами, иллюстрирует слова Бытия о вражде змея и жены, указывая на свободу Богоматери от первородного греха. На некоторых иконах рядом с ней рисуют ангелов. В иконографии Непорочное зачатие изображается также поцелуем Анны и Иоакима у Золотых ворот, портретом Анны. держащей Богородицу в младенческом возрасте. Православная церковь чествует Марию святой, называя ее непорочной и пречистой. Она так возлюбила Бога, что была наделена особой заслугой подарить миру Сына Божиего. Кроме того, что Мария освобождена от первородного греха, своей святостью заслужила также освобождение от греха фактического.

Праздник Непорочного зачатия является одним из главных богородичных. Художники рисуют православные иконы, изображающие важное событие, во многих вариантах. Верующие поклоняются деве Марии как символу особой благодати, молятся об исцелении от грехов, о заступлении перед богом, о даровании прощения.

Статья из польского журнала «Idziemy” № 50/2012

Dariusz Kowalczyk SJ

Aвтор является деканом Факультета Теологии Папского Григорианского Университета в Риме

Один из великих теологов, учитель Церкви, св. Фома Аквинский (умер ок. 1274 г.) не верил в непорочное зачатие Марии! Сегодня эта истина занимает особое место в жизни Церкви.

Mаленькая Мария со св. Анной, скульптура в храме св. Анны в Иерусалиме. Фото о. Henryk Zieliński/”Idziemy”

Католики всего мира празднуют 8 декабря Торжество Непорочного Зачатия. Многие конгрегации и секулярные институты посвященной жизни берут свои названия и основывают свои харизмы именно на непорочном зачатии. Что же, это значит, что Фома Аквинский был еретиком? Нет, просто он жил в такое время, когда Церковь еще не сформулировала ясно и окончательно данную истину. В течение многих веков в Церкви были разные мнения на эту тему. И только в середине XIX века вопрос был решен.

Папа Пий IX в своей булле «Ineffabilis Deus” от 8 декабря 1854 года провозгласил догмат: «учение, которое придерживается того, что Пресвятая Дева Мария была с самого первого момента своего зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена незапятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным”. Догмат о Непорочном Зачатии относится к зачатию самой Марии, не нужно путать его с девственным зачатием Иисуса, как это иногда бывает, или вообще с тайной девства Марии.

Постепенное понимание

Сама история, как Церковь дошла до принятия догмата о Непорочном Зачатии Марии, также, как и догмата о Взятии на Небо, приводит к вопросам и сомнениям: Почему только в 19 столетии существования Церкви пришли к мнению, что есть еще одна объявленная Богом истина веры? Может быть Церковь все это просто придумала?

Катехизис Католической Церкви учит нас, что откровение совершилось в Иисусе Христе, оно полное и окончательное, не следует ожидать никакого другого откровения, которое могло бы что-то добавить к тому, что мы уже получили. Нельзя представить себе, что провозгласили какой-то новый догмат, на основе неизвестного доселе откровения. Катехизис, однако, говорит, что, хотя «Откровение завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию” (п. 66). А если так, то «христианской вере предстоит на протяжении веков проникать постепенно в глубины его смысла” (п. 66). Догмат о непорочном зачатии Марии является результатом такого постепенного проникания, благодаря благодати Божьей, проникания в значение того, что было дано нам с самого начала в лице Иисуса, в Его истории, а также в Священном Писании. Таким образом, должно было пройти время, чтобы слова, сказанные ангелом Гавриилом Марии: «Радуйся, благодатная…» (Лука 1,28), мы поняли глубже. Именно слово «благодатная» содержит в себе указание на избавление от первородного греха. На этот процесс постижения истины о Непорочном Зачатии указывает Катехизис: «На протяжении веков Церковь осознала, что Мария Богом «исполненная благодати» (Лука 1, 28) получила искупление с момента Своего зачатия” (п. 491).

Догмат о Непорочном Зачатии относится к зачатию самой Марии, не нужно путать его с девственным зачатием Иисуса, как это иногда бывает, или вообще с тайной девства Марии.

В этом постепенном проникании в значение тайн откровения нам могут помочь так называемые частные откровения, например, откровение в Лурде. Обратимся еще раз к Катехизису, который подчеркивает, что роль частных откровений, тех, которые признаны официально и утверждены авторитетом Церкви, не в том, чтобы «»улучшить» и «дополнить» окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху” (п. 67). Иисус сказал Своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину” (Иоанн 16,12-13). Таким образом Дух Святой вел Церковь Христову чрез века, и давал ей все глубже проникать истины, данные нам однажды в зачаточном состоянии, в истории Иисуса из Назарета. Догмат о Непорочном Зачатии Марии является одним из плодов этого действия Духа Истины.

Что такое первородный грех?

Догмат о Непорочном Зачатии Марии говорит нам о том, что Она была сохранена от первородного греха. Чтобы это понять, нужно сначала узнать, на чем основано учение о первородном грехе. Описание греха прародителей в Книге Бытия разумеется носит символический характер, но оно указывает на тот факт, что, как объясняет II Ватиканский Собор, человек «подстрекаемый дьяволом, уже в начале истории злоупотребил своей свободой, противопоставил себя Богу и пожелал достичь своей цели без Него” (Gaudium et spes, 13). В результате человек перестал чувствовать любовь Божию, и стал скрываться от Него. В человеческом сердце появился страх вместо голоса Божьего: «Люблю тебя». Прерванная связь с Богом привела к тому, что и между людьми оборвалась связь. Грех прародителей коснулся всех людей. Не потому что этот грех люди повторяют сознательно и добровольно, а потому что человечество связано воедино. Катехизис учит: «Вот почему первородный грех назван «грехом» по аналогии: это грех полученный, а не совершенный, состояние, а не деяние” (п. 404). Мы приходим в этот мир, как существа общественные, в большой мере мы зависим от того, что было до нас. Ребенок, когда рождается, является великим благом, но сам по себе он не в состоянии развить отношений, основанных на любви с Богом и людьми. Мы испытываем, что так или иначе, человеческая природа искажена уже с самого начала. Без благодати Божьей человек не в состоянии очиститься от этого искажения. Таинство крещения является в данном контексте эффективным знаком того, что Бог оправдывает человека и дает ему возможность полного сверхъестественного развития. Разумеется, крещение — это не магическое действие, разрешающее все проблемы прикосновением волшебной палочки. Это непреложное Божье обещание того, что Он хочет привести человека к вечному счастью в небе. Однако спасение не совершится без добровольного ответа и стараний человека. Здесь важно заметить, что Божье действие в таинствах не исключает того, что Бог хочет действовать и вне таинств. Наоборот, таинства являются даром, а не барьером, ограничивающим Бога. Мы можем надеяться, что Бог силен коснуться Своей благодатью людей, не принадлежащих к христианской вере, несмотря на то, что они не крещены, способом, известным лишь Ему Одному.

С некоторой точки зрения можно было бы сказать, что правда о первородном грехе является чем-то очевидным. Ведь его последствия в мире, к сожалению, очень видны. Человеческая природа сама по себе изранена и склонна ко злу. Первородный грех мы видим в себе и вокруг себя. Поэтому мы и желаем избавления и спасения. Христианство провозглашает благую весть о том, что Бог во Христе Иисусе действенно и окончательно ответил на это желание.

Часовня Явлений Чудесного Медальона в Париже, на Rue du Bac

Избавление от зла

Бог избавил Марию от первородного греха и сделал так, что она с самого начала была «благодатной». Эта особенная благодать и привилегия делает Марию исключительной, однако не означает, что Мария не нуждалась в искуплении, которое всем другим людям было дано через смерть и воскресение Иисуса. Наоборот, мы можем здесь говорить о другом способе искупления: Бог, предвидя заслуги Иисуса, не только избавляет Марию от греха, но и хранит Ее от греха. Таким образом Он готовит Ее к Божественному, девичьему материнству, к тому, что Она станет Матерью Бога. Недавно умерший иезуит, o. Jacek Bolewski, мариолог и почитатель Непорочной, написал: «Иисус указывает на спасение, как на избавление от греха, который Он принял на Себя и, благодаря этому, победил. Но еще больший дар – это сохранение от зла, это свобода от греха”. Можно сказать, что в Марии совершенным образом реализовалась просьба из молитвы «Отче наш»: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6,13). Также просил Отца за Своих учеников и сам Иисус: «чтобы сохранил их от зла” (Иоанн 17,15). Мария была сохранена от зла с момента зачатия. И, как Непорочная, говорит, что и мы можем быть сохранены от зла, хотя и не тем же самым образом. II Ватиканский Собор учит, что Мария была «искуплена благороднейшим образом, благодаря заслугам своего Сына” (Gaudium et spes, 53). Этот благороднейший способ основан именно на сохранении от греха с момента зачатия.

В Марии совершенным образом реализовалась просьба из молитвы «Отче наш»: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого”.

  1. O. Bolewski говорит о некоторой разнице, утверждая, что в истории спасения Отцовский аспект любви выражается в прощении и сохранении от греха, а материнский аспект любви выражается в сохранении от греха, и его кульминация – это непорочное зачатие Марии. Знаком Отцовской любви является крест, на котором «Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Koр. 5,21). Знаком же материнской любви является личность Марии, ибо в Ней Бог полностью реализовал сохранение от греха. Кроме того, о. Bolewski говорит, что эти два аспекта спасения: избавление и сохранение от греха, изображены на Чудесном Медальоне, называемом также Медальоном Непорочного Зачатия. На одной его стороне мы видим победу благодати в образе Непорочного Зачатия, то есть сохранения от греха, а на другой знак Креста, то есть избавления от греха. Чудесный Медальон связан с мистической благодатью, которую получила 27 ноября 1830 года Катерина Лабуре (Labouré), будучи послушницей у сестер Дочерей Милосердия (Sióstr Szarytek) в монастыре на улице du Bac в Париже. Матерь Божия попросила Катерину отлить медальон, согласно показанному образцу. Одним из элементов видения была овальная надпись золотыми буквами: «O, Мария, без первородного греха зачатая, молись за нас, к Тебе прибегающих”. Заметим, что это произошло еще до провозглашения догмата о Непорочном Зачатии. Св. Максимилиан Кольбе, основывая Рыцарство Непорочной, выбрал именно этот медальон, как символ сообщества.

Чтобы мы были непорочными

Сохранение Марии от первородного греха указывает на исключительность Марии, которую Бог избрал, чтобы Она стала Матерью Сына Божьего, Иисуса. Однако марийные догматы говорят нам не только о Марии, но указывают нам некую правду о каждом человеке. Мария была избрана, чтобы исполнить особую миссию в Божьем плане спасения человека. что же говорит нам тайна непорочного зачатия о нас самих?

В начале Послания к Ефесянам Апостол Павел пишет, что Бог Отец во Христе «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Совей» (1, 4-5). Прежде создания мира в Божьем замысле мы были призваны к жизни непорочной, то есть к полному, вечному общению с Богом. Правда о непрочном зачатии Марии является своеобразным комментарием к этим словам Апостола Павла. Мария непорочна, потому что она была сохранена от греха. Но мы тоже были призваны к непорочному бытию, и, хотя мы являемся грешниками, и нас коснулся первородный грех, Бог хочет полностью нас очистить, чтобы реализовать Свой предвечный план.

Иногда мы думаем об истории человечества так, словно бы она начиналась уже с греха. Мы читаем в 50-м псалме: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”. Но наше начало иное, о чем свидетельствует процитированный отрывок из Послания к Ефесянам. Наше начало было в замысле Божьем «прежде создания мира”. Бог «придумал” нас и призвал к настоящей жизни, чтобы мы «были святы и непорочны пред Ним в любви”, вместе с непорочной Марией, которая прошла перед нами, указывая нам цель и дорогу.

Свидетельство св. Максимилиана

Мы уже вспоминали св. Максимилиана Кольбе, великого почитателя Непорочной. В своих письмах он оставил нам особенное свидетельство, как разуметь истину о непорочном зачатии Марии. Одним из важных указателей, относящихся к Марии, для о. Кольбе было откровение, полученное в Лурде 25 марта 1858 года Бернадеттой Собиру (Bernadetta Soubirous). Девочка спросила явившуюся ей Госпожу, как Ее имя, и услышала в ответ: «Я – Непорочное Зачатие”. Заметим, что Мария не говорит здесь, что Она непорочно зачата, но что Она – Непорочное Зачатие. О. Максимилиан утверждает: «»Зачатая непорочно» – еще можно как-то понять, но «Непорочное Зачатие» полно утешительных тайн”. Оказывается, что непорочное зачатие не является только каким-то внешним даром Бога, оно часть природы и личности Марии.

О. Кольбе показывает, что Мария является Непорочным Зачатием благодаря силе обитающего в Ней Святого Духа. Отсюда удивительные слова, которые мы находим в письмах святого францисканца: «Непорочная словно является воплощением Святого Духа”. Здесь важно слово «словно”, без которого такие слова следовало бы отбросить, как ересь. Видно, что о. Максимилиану не хватает слов, чтобы выразить, как он сам пишет, «Ее неизреченное соединение со Святым Духом”. Очень интересно и то, что святой интуитивно приходит к тому, что «Непорочное Зачатие” является титулом не только Марии, оно, прежде всего, относится к Святому Духу: «Отец рождает, Сын рожденный, Дух зачинающий, и это Их сущность, которая Их взаимно различает. Объединяет же Их одна и та же природа. Дух – это зачатие пресвятое, бесконечно святое, непорочное”.

Непорочное Зачатие является титулом не только Марии, оно, прежде всего, относится к Святому Духу

Эту тайну отца Кольбе перенял вышеупомянутый o. Jacek Bolewski, который утверждает, что «Непорочное Зачатие” указывает не только на Марию, еще глубже оно относится к Святому Духу: «Это в Ее непорочном зачатии во всей полноте и наиболее непосредственно открывается Святой Дух – Непорочное Зачатие в Боге”. Здесь нет места для развития теологических идей, в любом случае кажется, что переход от сотворенного Непорочного Зачатия, то есть Марии, к предвечному Непорочному Зачатию в Боге, то есть Духу Святому, – мысль интересная и многообещающая. В ее перспективе можно, например, задуматься над тайной непорочного зачатия Марии, как над знаком взаимной любви Пресвятой Троицы.

Непорочное сердце Марии

С тайной непорочного зачатия связано богослужение к Непорочному Сердцу Марии. Началось оно после провозглашения догмата о Непорочном Зачатии, благодаря явлениям в Лурде, а прежде всего, благодаря явлениям Матери Божьей в Фатиме 13 мая 1917 года. Трое детей – Лусия, Франческо и Жасинта увидели образ Божьей Матери и услышали Ее слова: «Не бойтесь, я пришла с неба. Готовы ли вы утешить мое Непорочное Сердце?”. Потом Мария велела детям, чтобы они приходили на это место 13 дня каждого месяца. В июле Мария сказала Лусии: «Ты должна приносить жертвы за грехи. Когда будешь это делать, повторяй: «O Иисус, я делаю это из любви к Тебе и за обращение грешников, в единении с Непорочным Сердцем Марии»”. Кроме того, Божья Матерь сказала, чтобы каждую первую субботу месяца люди принимали вознаграждающее Святое Причастие за грехи мира. Следует припомнить, что 13 октября 1942 года папа Пий XII сказал по радио, что посвятил весь род человеческий Непорочному Сердцу Марии. В том же году папа ввел во всей Церкви литургическое Воспоминание Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, которое мы теперь отмечаем в субботу после Торжества Пресвятого Сердца Господа Иисуса. Акт посвящения Пресвятому Сердцу Марии совершали папы и епископы поместных Церквей. Иоанн Павел II впервые совершил такой акт в Фатиме 13 мая 1982 года. В тексте папской молитвы мы читаем такие слова: «O Сердце Непорочное! Помоги нам преодолеть угрозы зла, которое так легко укореняется в сердцах современных людей – зла, которое со всеми своими непомерными последствиями тяготеет над нашей современной жизнью и старается закрыть нам путь к будущему! Пусть еще раз явится в деяниях мира бесконечная сила милосердной Любви! Пусть остановит зло! Пусть преобразит нашу совесть! Пусть в Непорочном Сердце для всех засияет свет надежды!”.

Час благодати

С Торжеством Непорочного Зачатия Марии связано еще одно явление, которое произошло 65 лет назад в Италии. В 1947 году медсестра Пьерина Джилли (Pierina Gilli) стала свидетелем явлений Марии в местечке Монтикиари (Montichiari), у подножия Альп. Следует заметить, что Montichiari, в переводе с итальянского означает Ясная Гора. Во время этих явлений Матерь Божья призывала к молитве, вознаграждающим добрым делам и к покаянию. Особенно Она была обеспокоена священниками, которые теряют веру и становятся неверными своему призванию. Еще Мария сказала, что желает, чтобы развивалось богослужение к Непорочному Сердцу, чтобы Ее почитали, называя Розой Духовной (Мистической) в религиозных институтах и монашеских конгрегациях.

Во время явлений в Монтикиари в 1947 году Мария призывала к молитве в «час благодати” за священников, которые теряют веру и предают данное им призвание.

Во время явлений, имевших место 8 декабря 1947 года, Мария сначала сказала слова, которые прежде говорила в Лурде: «Я – Непорочное Зачатие”, a после продолжала: «Я – Мария Благодати, это значит, что исполненная благодати Мать моего Божественного Сына Иисуса Христа. Желаю, чтобы ежегодно 8 декабря в полдень отмечали «час благодати для всего мира». Через это богослужение я ниспошлю многие дары благодати для тела и души. Будут многочисленные обращения. Господь, мой Божественный Сын Иисус окажет великое милосердие, если добрые люди будут молиться за своих грешных братьев”.

  1. O. Яцек Болевски (Jacek Bolewski SJ), которого я уже не раз здесь вспоминал, совершал публичное богослужение «Часа благодати” в санктуариум св. Анджея Боболи в Варшаве. В книге «Обновление с Марией” («Odnowa z Maryją”) замечает, что слово «час» мы можем соотнести с фрагментом из Евангелия от Иоанна 19, 27, где описывается диалог Иисуса с Марией и учеником Иоанном: «Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!». И с этого времени ученик сей взял Ее к себе”. Речь идет о «времени” материнства (то есть о выходящем за пределы хронологии), которое охватывает не только любимого ученика, но всех верующих. Мария исполнена благодати, как Мать Иисуса, Сына Божьего. Но это земное начало Иисуса в Марии указывает на то, что Церковь открывает со временем – на Ее непорочное зачатие. Непорочная Матерь Божья разными способами ходатайствует за нас перед Пресвятой Троицей, испрашивая необходимую благодать.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *