Главная / Все авторы

святитель Нектарий Эгинский

В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божией милости.

Святитель Нектарий Эгинский (1846 — 1920), митрополит Пентапольский. В миру Анастасий, родился в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя. С детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в Константинополе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.” На конверте написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога.

В возрасте 22 лет Анастасий переселился на остров Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, что означает «бессмертный».

Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский Патриарх Софроний (Меиданцоглу).

В сорокалетнем возрасте Нектария рукополагают в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм города Каира.

В 1889 г. Патриархом Александрийским Софронием хиротонисан во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария.

Быстрое возвышение, любовь Патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать.

Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея.

Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги «путешествующий епископ”.

Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей он назначается директором Ризариевской богословской школы в Афинах, в этой должности он пробыл с 1 марта 1894 г. по 16 апреля 1908 г. В богословской школе готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема.

К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за советом и благословением. Тогда же начинают проявляться в старце-святителе дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника. Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на острове Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы. Так возник женский Троицкий монастырь на Эгине.

К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых” младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться. Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что Владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину.

Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу. Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: «Да будет воля Твоя!”

Долго скрываемая болезнь, наконец, взяла свое. В больнице диагностировали у него онкологическое заболевание. Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Скончался 9 ноября 1920 года. После кончины его тело начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает.

Погребен святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно.

20 апреля 1961 года Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божией милости. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Многие храмы и часовни посвящены ему.

Святитель Нектарий родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в Восточной Фракии, крещен 15 января 1847 года с именем Анастасий. Его родители — Димос и Василики Кефалас были простыми бедными людьми, но по-христиански сердечными, благочестивыми, добродетельными. Они имели множество достоинств, и благодатным духовным плодом всего этого стал Анастасий Кефалас, впоследствии — святитель, чудотворец Нектарий мироточивый. Благочестивые родители растили Анастасия, пятого из шестерых детей, «в традициях и духе заповедей Господних».

Мать учила его песнопениям, молитвам и часто заставляла читать и петь различные тропари. Особенно старалась она, чтобы мальчик запомнил 50-й псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Этот умилительный псалом, волнующий всякую христианскую душу, производил особое впечатление на благословенное чадо. Мальчик читал его часто и, как он сам позже рассказывал сестрам своего монастыря и другим ученикам, когда доходил до слов: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся, — то останавливался и множество раз повторял этот стих, чем будущий святитель как бы предугадывал свое миссионерское служение.

С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание. Он очень любил церковь, с радостью посещал все службы и сколь можно долго оставался в храме — прислуживал священникам. Особо он внимал проповедям. Возвратясь домой из храма, мальчик повторял наизусть целые отрывки из проповеди и приводил тем самым в изумление всех домашних. Будучи еще совсем крохой, он мастерил из бумаги «облачения» и совершал со своими сверстниками всевозможные «службы». Когда Анастасию исполнилось семь лет, он где-то раздобыл белые листы бумаги и стал старательно их сшивать нитками. На вопрос матери, что он делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Словеса Божии». В Силиврии мальчик получил начальное образование. Особенно он любил читать книги религиозного содержания. Но продолжать учебу он не мог, потому что ни средней школы в его родном селе не было, ни денег, чтобы поехать куда-то учиться. Препятствия были большие, но еще большими были его вера и желание. Он весь пребывал во власти мечты получить христианское образование, с тем, чтобы учить других творить волю Божию. Так Анастасий принимает трудное решение уехать на чужбину. По благословению родителей, он отправляется в Константинополь. Сохранилось предание о том, что четырнадцатилетний Анастасий добрался до порта, чтобы подыскать корабль, на котором можно было бы пуститься в плавание. Он подошел к какому-то судну и стал упрашивать капитана взять его с собой. А тот, посмотрев на подростка, лишь ухмыльнулся: «Иди, погуляй, малыш. А потом приходи, мы тебя возьмем». Анастасий понял иронию как отказ капитана и со слезами смотрел, как готовили корабль к отправлению.

Вот уже капитан отдает команды машинистам, заработали двигатели, а судно — ни с места. Поступил приказ набрать обороты, но судно стояло, как привязанное. В недоумении капитан встретился взглядом с печальными глазами Анастасия, стоявшего на причале, и, пожалев подростка, сделал ему знак подняться на корабль. И — о, чудо! Лишь только Анастасий вступил на палубу, корабль сам отошел от берега! В Константинополе его первым рабочим местом стал табачный магазин. Но труд там оплачивался очень низко, потому юноша и ходил унылый, одетый в лохмотья, часто совсем голодный. Единственным его утешением была вера Христова: он беспрестанно молился. Днем трудился не покладая рук, а ночью изучал Священное Писание. Стремясь к миссионерской деятельности, он на кисетах и обертках табачных брикетов писал различные изречения святых отцов, чтобы духовно помогать своим клиентам. Об этом вспоминал сам святой Нектарий в предисловии к книге «Ученых сокровища».

Молодой человек продолжал жить в страшных лишениях. Как-то, совсем отчаявшись, он задумал испросить у Самого Бога то, в чем испытывал нужду. Он всегда это делал в молитве, но в простоте своего искреннего сердца решил обратиться к Богу… с письмом. Мальчик хотел изложить свою жалобу и попросить Господа укрепить его. Он взял ручку, бумагу и простосердечно написал то, что чувствовал. Заклеил конверт и подписал: «Господу Иисусу Христу на Небеса». А потом отправился на почту. По дороге повстречался хозяин соседнего магазина, который хорошо знал этого доброго мальчика и видел, какие испытания выпадают на его долю. Сосед тоже шел на почту и предложил отправить письмо Анастасия вместе со своими. На почте торговец увидел адрес на конверте и пришел в изумление. Не веря своим глазам, он открыл письмо и прочитал. Господь помог ему понять всю драму, переживаемую Анастасием. Этот человек тут же взял чистый конверт, вложил деньги и по-отечески написал, как этими средствами распорядиться. Запечатав конверт, он отправил его по адресу Анастасия, который, получив такое послание, не знал, куда и деваться от радости. В жизни мальчика наступил настоящий праздник, праздник в честь «ответа» от Господа. Он тут же купил себе одежду, обувь, продукты. А хозяин табачной лавки, завидев столь разительную перемену, сразу подумал, что все это куплено на краденные у него деньги. Он обругал мальчика, избил и выгнал его. Напрасны были слезы и объяснения. Конфликт разрешился лишь после вмешательства благодетельного соседа. Очень скоро Анастасию нашли новое, более подходящее для юноши занятие — он стал смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему можно было и самому учиться.

В Константинополе он прожил шесть лет. В возрасте двадцати лет в канун Рождества Христова, в 1866 году, тоскуя по дому, юноша решается поехать на праздник к своим. Во время плавания поднялась страшная буря. Кораблю грозило крушение. В какой-то момент мачта надломилась. Анастасий тут же снял с себя пояс, привязал к нему крест, который дала ему его добрая бабушка, и скрепил поясом сломанную мачту. Держа ее одной рукой, другой он совершал крестное знамение, произнося слова: «Господи, спаси нас. Дай мне, Господи, получить богословское образование, чтобы затворять уста оскверняющим божественное имя Твое!» И свершилось чудо! Корабль благополучно прибыл в порт.

В тот же год Анастасий перебирается на остров Хиос. Здесь ему предлагают место учителя в селе Лифи, где он и проработал более семи лет. Сельчане несказанно любили своего учителя, ценили то, что он не ограничивал свою деятельность лишь рамками школы, а проповедовал в храме слово Божие, проводил обширную духовную работу, занимался благотворительностью. Сам учитель жил чрезвычайно скромно, почти аскетически. По воскресным и праздничным дням он приходил в скит святых отцов на острове Хиос и слушал поучения старца Пахомия о началах монашеской жизни.

7 ноября 1876 года Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь. Его записывают в насельники знаменитого Нэа Мони (Нового Монастыря), построенного еще в 1045 году императором Константином Мономахом. Инок Лазарь получает послушание секретаря. Братия монастыря питала особую любовь к молодому монаху, ценя его покладистость и исключительно смиренный нрав. Через год после пострига многочисленные дарования инока были оценены по заслугам, и 15 января 1877 года, в день своего крещения, митрополитом Хиосским Григорием в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия Лазарь рукополагается в сан диакона. Он получает новое имя — Нектарий. Это имя станет позже известно всему миру. Призывая его, многие люди по вере своей сподобятся милости Божией.

В непрестанной молитве и посте провел отец Нектарий в Нэа Мони три года, готовя себя к тому высокому служению, на которое его подвигал Господь. Благодать Божия щедро изливалась на диакона Нектария. Величие его души проявлялось во всем. Молодой монах жаждал учиться, а средств не было. Но Господь не оставлял его! Он внушил одному благочестивому и богатому христианину, по имени Иоанн Хоремис, обратить внимание на диакона Нектария из Нэа Мони и помочь ему стать благословенным орудием Промысла Божия. Этот человек и взял на себя затраты по переезду отца Нектария в Афины для продолжения учебы. Возрадовался отец Нектарий, видя, как начинает воплощаться его мечта, И славил имя Преблагого Бога. Молясь за своего благодетеля, он с головой окунулся в учебу.

После завершения образования, по рекомендации Хоремиса, он переезжает в Александрию к Патриарху Софронию IV, занимавшему эту кафедру с 1870 по 1899 год. Патриарху нравились молодые люди, обладавшие истинно христианским нравом и любившие науки. Он особо оценил диакона Нектария, посоветовал ему вернуться в Афины, чтобы продолжить учебу и получить высшее богословское образование. В 1882 году отец Нектарий поступает на богословский факультет Афинского университета. Учится он блестяще, получает даже стипендию имени А. Пападакиса. Диплом выпускника богословского факультета отец Нектарий получает 13 ноября 1885 года и возвращается в Александрию. В соборе Святого Саввы 23 марта 1886 года Патриарх рукополагает его во священника. Через пять месяцев, в августе того же года, его возводят в сан архимандрита в храме Святителя Николая в Каире. Параллельно он назначается проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в Каире. Архимандрит Нектарий проявил великое рвение в выполнении своих высоких обязанностей. Он заботился прежде всего об умножении числа клириков в своей епархии, проповедовал и вразумлял людей, направлял деятельность храмов. За его трудами пристально следил Патриарх Софроний и принял решение вознаградить его усердие. Так Нектарий получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви. Через три года, 15 января 1889 года, верховный архимандрит Нектарий Кефалас рукополагается во архиерея и назначается митрополитом когда-то славной Пентапольской митрополии. Хиротония совершалась в патриаршем соборе Святителя Николая в Каире Патриархом Софронием и архиереями — бывшим епископом Керкирийским Антонием и Порфирием, епископом Синайским.

Митрополит Пентапольский Нектарий, славя Господа, начинает прилагать еще большие усилия для воситания своих духовных чад. Слава о нем идет по всему Египту и распространяется далеко за его пределами.

Но ненавидящий добро диавол устроил так, что у Владыки Нектария объявляется непримиримый враг в лице правящего архиерея. Все предполагали, что митрополит Пентапольский станет в будущем Патриархом Александрийским и с этого возвышения сможет наносить удары по главным центрам сатанинской державы. И это мнение, возможность осуществления такого, хотя митрополит Нектарий об этом никогда не думал, сатана делает темой пересудов, сплетен, домыслов. Завистливые и злобные люди стали убеждать Патриарха в том, что митрополит Пентапольский замышляет заговор и трудится лишь для того чтобы достичь одной цели: завладеть патриаршим престолом Александрии. Коварные доклады не замедлили оказать воздействие на более чем 90-летнего Патриарха, и через некоторое время благочестивый, смиренный и безобидный Нектарий очутился я роли гонимого. Его жизнь в Патриархии стала невыносимой. Поначалу с него сняли все обязанности, освободили от должностей, которые он занимал, наконец, Патриарх без всяких объяснений его уволил. Зло и зависть восторжествовали. Святитель Нектарий был удален с поста патриаршего Местоблюстителя, а через два месяца его изгоняют из пределов Патриархии с такой вот бумагой: «Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».

Святой Нектарий терпеливо переносит выпавшее на его долю испытание. Он уезжает из Египта в скорби, ибо оставляет здесь свою паству и все, что сделано его трудом. Около тысячи его духовных чад из греческой общины в Каире обратились к нему со скорбным прощальным письмом, в котором благодарили его за труды и за святость жизни. И вот он уже в Афинах.

Более семи месяцев святой Нектарий живет в Афинах в страшных лишениях. Но все свои духовные и материальные нужды, всю свою жизнь он вверяет Самому Господу. Он верил, что Господь и на сей раз позаботится о нем. Так и случилось. 15 февраля 1892 года ему предоставляется место проповедника во Фтиодитской и Фокидской епархиях. В марте 1894 года его приглашают возглавить Духовную школу имени братьев Ризари. Это была огромная ответственность. Он должен был готовить к служению способных богословов, проповедников, епископов, иереев. В этой должности святой оставался 14 лет. Период работы в Ризарийской школе был продуктивным и необыкновенно плодотворным. Вклад святого Нектария и здесь невозможно было переоценить. Как раз в период работы святителя на посту директора школы опустел патриарший престол Александрии и, как свидетельствуют печатные материалы того времени, мысли всех обратились к митрополиту Пентапольскому.

Но он предпочел уединенную жизнь. К этому времени он посещал уже Святую Гору и желание следовать по монашескому пути все более укреплялось в нем. В 1904 году, будучи еще директором Ризарийской школы, святой Нектарий основывает женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина. Там поселяются первые инокини — его ученицы, которых он часто посещал, укреплял их духовно и материально. В 1908 году он уходит с должности директора школы по состоянию здоровья и поселяется на острове Эгина. Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. В монастыре Святой Троицы он в большом смирении проводит остаток своей земной жизни, непрестанно молясь, служа Богу, создавая богословские труды, проповедуя, исповедуя, наставляя, духовно укрепляя людей до того самого дня, когда 8 ноября 1920 года в 10.30 вечера Господь призвал его к Себе. Пастырь оставил сей мир в возрасте 74 лет в Афинах и больнице «Аретэо» после двухмесячного лечения по поводу острейшего воспаления предстательной железы.

Сразу же по преставлении Владыки началось приготовление тела к погребению. С усопшего сняли рубашку и положили ее на рядом стоящую кровать, где лежал парализованный. Как только одежда коснулась тела больного, он тут же встал на ноги, славя Господа. В тот же миг вся комната наполнилась благоуханием. Без вскрытия тело подготовили к погребению и переправили на остров Эгина. А там с великим благоговением инокини и местные жители предали его земле на территории монастыря.

В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили.

Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат.

3 сентября 1953 года гробницу раскрыли вновь. На этот раз мощи святого, лишь Господу ведомо почему, были найдены истлевшими. 5 ноября 1961 года в монастыре и в городе Эгине прошли торжества по случаю официального причисления к лику святых Православной Церкви Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского (Патриарший указ за № 260 от 20 апреля 1961 г.). Труды, которые оставил после себя святитель Нектарий, многочисленны и представляют для всех нас, православных христиан, огромную духовную ценность. Но и сам святитель постоянно подает свою помощь всем, кто к нему обращается со смиренной верой. Известны случаи явления святого, предупреждение им опасностей, исцелений.

Сла­ва Пра­во­сла­вия – свя­тые угод­ни­ки Бо­жии, как но­вые звез­ды, вспы­хи­ва­ю­щие на небо­склоне Хри­сто­вой Церк­ви. Русь про­си­я­ла в по­след­ние вре­ме­на ты­ся­ча­ми но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, и все боль­ше и боль­ше из­вест­но на­шим ве­ру­ю­щим имен этих пра­вед­ни­ков Бо­жьих, сто­яв­ших за Ис­ти­ну.

Од­на­ко нель­зя за­бы­вать нам, что ве­ру­ем мы в Цер­ковь Все­лен­скую, что во Хри­сте нет на­цио­наль­ных раз­ли­чий, и что свя­тые яв­ля­ют­ся и в дру­гих стра­нах.

Про­слав­ляя Див­но­го во свя­тых Сво­их Бо­га, хо­те­лось бы по­ве­дать о свя­том угод­ни­ке, про­си­яв­шем в Гре­ции и недав­но став­шем из­вест­ным и в на­шем Оте­че­стве. Это свя­ти­тель Нек­та­рий, Мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский, Эгин­ский чу­до­тво­рец.

Свя­ти­тель Нек­та­рий Эгин­ский, свя­той, про­слав­лен­ный Гре­че­ской Цер­ко­вью, жил на ру­бе­же XIX–XX ве­ков. В Рос­сии вы­шло несколь­ко его жиз­не­опи­са­ний, но ши­ро­ко из­вест­ным его не на­зо­вешь. В Гре­ции он по­чи­та­ет­ся по­все­мест­но как про­слав­лен­ный чу­до­тво­рец. Мно­гие хра­мы и ча­сов­ни по­свя­ще­ны ему.

По мо­лит­вам свя­ти­те­ля лю­ди по­лу­ча­ют по­мощь и ис­це­ле­ние, в осо­бен­но­сти же по­мо­га­ет он страж­ду­щим он­ко­ло­ги­че­ски­ми за­боле­ва­ни­я­ми.

Ра­дуй­ся, ор­ля юное, иму­щее ум­ныя мо­лит­вы!

Ро­дил­ся бу­ду­щий свя­ти­тель в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей в 1846 го­ду в Се­ли­врии Фра­кий­ской, неда­ле­ко от Кон­стан­ти­но­по­ля, в Кре­ще­нии был на­зван Ана­ста­сий.

Как ис­тин­ный из­бран­ник Бо­жий, маль­чик с дет­ства по­лю­бил храм, Свя­щен­ное Пи­са­ние, на­учил­ся мо­лит­ве. Бед­ность ро­ди­те­лей не поз­во­ли­ла учить­ся на ро­дине, и в 14 лет он уез­жа­ет в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы по­сту­пить на ра­бо­ту и опла­чи­вать уче­бу.

Жизнь в боль­шом го­ро­де бы­ла нелег­кой. Маль­чик устро­ил­ся на та­бач­ную фаб­ри­ку, но средств не хва­та­ло, и од­на­жды от­ча­яв­шись, по­ни­мая, что по­мо­щи ждать не от ко­го, Ана­ста­сий ре­шил об­ра­тить­ся с прось­бой к То­му, ко­го так лю­бил и на Чью по­мощь упо­вал всю жизнь. Он на­пи­сал пись­мо Гос­по­ду: «Хри­стос мой, у ме­ня нет фар­ту­ка, нет обу­ви. Про­шу Те­бя по­слать их мне, Ты зна­ешь, как я люб­лю Те­бя.»

На кон­вер­те на­пи­сал адрес: «Гос­по­ду Иису­су Хри­сту на небе­са» и по­про­сил от­не­сти пись­мо на по­чту сво­е­го со­се­да тор­гов­ца. Тот, уди­вив­шись необыч­ной под­пи­си на кон­вер­те, рас­крыл пись­мо и, уви­дев та­кую прось­бу и си­лу ве­ры, от­пра­вил маль­чи­ку день­ги от име­ни Бо­га. Так про­мыс­ли­тель­но Гос­подь не остав­лял сво­е­го из­бран­ни­ка.

Шли го­ды, но юно­го от­ро­ка не ка­са­лись со­блаз­ны боль­шо­го го­ро­да. По-преж­не­му все свое сво­бод­ное вре­мя он по­свя­щал мо­лит­ве и изу­че­нию свя­тых от­цов. Его меч­той бы­ла про­по­ведь сло­ва Бо­жи­его. Из это­го вре­ме­ни за­ме­ча­те­лен один слу­чай. Од­на­жды бу­ду­щий свя­ти­тель от­пра­вил­ся на празд­ник до­мой.

Ко­рабль, на ко­то­ром он плыл, по­пал в шторм. Все пас­са­жи­ры в ужа­се ста­ли роп­тать на Бо­га. Ана­ста­сий же, ухва­тив­шись за про­вис­шие па­ру­са, от все­го серд­ца взы­вал: «Бо­же мой, спа­си ме­ня. Я бу­ду учить бо­го­сло­вие, чтобы за­ста­вить за­мол­чать тех, кто ху­лит Имя Твое Свя­тое.» Вне­зап­но шторм пре­кра­тил­ся, и ко­рабль бла­го­по­луч­но до­брал­ся до бе­ре­га.

Ра­дуй­ся, доб­лий во­ин Иису­са Хри­ста…

В воз­расте 22 лет Ана­ста­сий пе­ре­се­лил­ся на о. Хиос и на­чал ра­бо­тать школь­ным учи­те­лем, здесь он не толь­ко пре­по­да­ет, но и про­по­ве­ду­ет. Нрав­ствен­ность в се­ле и шко­ле бы­ла на са­мом низ­ком уровне при на­ча­ле его учи­тель­ства и по­сте­пен­но под­ня­лась до долж­но­го уров­ня бла­го­да­ря тру­дам Ана­ста­сия-учи­те­ля.

Его вли­я­ние на уче­ни­ков бы­ло та­ко­во, что те, а через них и все взрос­лые, вско­ре про­ник­лись к нему лю­бо­вью и глу­бо­ким ува­же­ни­ем. Он со­здал из уче­ни­ков пре­крас­ный хор и сам пел с ни­ми в сель­ской церк­ви, но ду­ша его тя­ну­лась к мо­на­ше­ству. Ана­ста­сий по­се­щал Афон и бе­се­до­вал со стар­ца­ми, и в кон­це кон­цов ушел в мо­на­стырь, где при­нял по­стриг и сан диа­ко­на с име­нем Нек­та­рий, ко­то­рое из­вест­но те­перь во мно­гих стра­нах.

Всем серд­цем рас­по­ло­жен­ный к ино­че­ской жиз­ни, юно­ша ча­сто по­се­ща­ет мо­на­стырь Нео Мо­ни. В нем он при­ни­ма­ет по­стриг в ино­че­ство с име­нем Ла­зарь, а по­сле трех лет, про­ве­ден­ных там, удо­ста­и­ва­ет­ся по­стри­га в ман­тию и ру­ко­по­ло­же­ния во диа­ко­на с но­вым име­нем Нек­та­рий.

Нек­та­рий озна­ча­ет без­смерт­ный. Это имя как нель­зя бо­лее под­хо­ди­ло ему, ибо по­ис­ти­не в ду­ше его тек Нек­тар Жиз­ни и из него са­мо­го слов­но ру­чей ис­те­кал бла­го­ухан­ный по­ток, ис­пол­ня­ю­щий ра­до­стью всех и вся.

По­лу­чив воз­мож­ность про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние, Нек­та­рий окан­чи­ва­ет бо­го­слов­ский фа­куль­тет в Афи­нах, и то­гда же его при­бли­жа­ет к се­бе Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Сафро­ний.

В со­ро­ка­лет­нем воз­расте пат­ри­арх ру­ко­по­ла­га­ет Нек­та­рия в свя­щен­ни­ки. С рев­но­стью и са­мо­от­вер­же­ни­ем при­нял он но­вое по­слу­ша­ние и на­зна­че­ние в Свя­то-Ни­коль­ский храм г. Ка­и­ра.

Через несколь­ко лет в этом хра­ме его по­свя­ща­ют во епи­ско­па Пен­та­поль­ско­го. Епи­скоп­ское до­сто­ин­ство ни­как не из­ме­ни­ло об­ра­за жиз­ни и по­ве­де­ния Нек­та­рия. Он по-преж­не­му стре­мил­ся лишь к стя­жа­нию сми­ре­ния. «Сан не воз­вы­ша­ет сво­е­го об­ла­да­те­ля, од­на лишь доб­ро­де­тель об­ла­да­ет си­лой воз­вы­ше­ния,» – пи­сал он в эти го­ды.

В од­ном из пи­сем то­го вре­ме­ни свя­ти­тель рас­ска­зы­ва­ет о при­ме­ча­тель­ном сне, в ко­то­ром ему явил­ся свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Нуж­но до­ба­вить, что Нек­та­рий в то вре­мя вос­ста­нав­ли­вал в Ка­и­ре храм в честь это­го ве­ли­ко­го свя­то­го. Во сне Нек­та­рий уви­дел гроб­ни­цу Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, а в ней са­мо­го Угод­ни­ка Бо­жия жи­во­го, как бы спя­ще­го.

За­тем Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец под­нял­ся из ра­ки и, лас­ко­во улы­ба­ясь, про­сил Нек­та­рия укра­сить ему пре­стол в хра­ме зо­ло­том, а за­тем об­нял его и по­це­ло­вал. Это це­ло­ва­ние ве­ли­ко­го ар­хи­ерея Ни­ко­лая, ви­ди­мо, име­ло зна­че­ние осо­бо­го бла­го­во­ле­ния к свя­ти­те­лю Нек­та­рию и, воз­мож­но, сим­во­ли­зи­ро­ва­ло пре­ем­ство да­ра и род­ство душ во Хри­сте.

Ра­дуй­ся, го­ни­мый прав­ды ра­ди…

Быст­рое воз­вы­ше­ние, лю­бовь пат­ри­ар­ха и на­ро­да, а еще бо­лее доб­ро­де­тель­ная и чи­стая жизнь свя­ти­те­ля во мно­гих вы­зы­ва­ли за­висть и нена­висть. Как го­во­рил об этом сам свя­ти­тель: «Доб­ро­де­тель­ный че­ло­век под­вер­жен ис­ку­ше­ни­ям и ис­пы­та­ни­ям в этом ми­ре», но в глу­бине сво­е­го серд­ца он ра­ду­ет­ся, ибо со­весть его спо­кой­на. Мир нена­ви­дит и пре­зи­ра­ет доб­ро­де­тель­ных лю­дей, од­новре­мен­но, прав­да, за­ви­дуя им, ибо го­во­ри­ли на­ши пред­ки: сам враг то­же вос­тор­га­ет­ся доб­ро­де­те­лью.

К ска­зан­но­му мож­но до­ба­вить, что не толь­ко вос­тор­га­ет­ся, но и мстит. Вли­я­тель­ные лю­ди пат­ри­ар­ше­го дво­ра опа­са­лись, что все­об­щая лю­бовь к свя­ти­те­лю при­ве­дет его в чис­ло пре­тен­ден­тов на ме­сто свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го, так как Сафро­ний был уже в пре­клон­ных ле­тах. Они окле­ве­та­ли свя­ти­те­ля, об­ви­нив не толь­ко в по­ся­га­тель­стве на пат­ри­ар­ше­ство, но и в амо­раль­ной жиз­ни.

Мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский был уво­лен в от­став­ку и дол­жен был по­ки­нуть еги­пет­скую зем­лю. Он не пы­тал­ся оправ­ды­вать­ся и за­щи­щать­ся. «Доб­рая со­весть – это са­мое ве­ли­кое из всех благ. Она – це­на ду­шев­но­го ми­ра и сер­деч­но­го по­коя», – го­во­рил в сво­их про­по­ве­дях свя­ти­тель, по­ки­дая свою ка­фед­ру на­все­гда. Враж­деб­ная на­стро­ен­ность те­нью сле­до­ва­ла за ним и в Афи­нах, ку­да он пе­ре­брал­ся.

Тщет­но он хо­дил по ин­стан­ци­ям, его ни­где не хо­те­ли при­ни­мать. Ар­хи­ерей Бо­жи­ей ми­ло­стью, вла­ча жал­кое су­ще­ство­ва­ние, был ли­шен не толь­ко уте­ше­ния, но по­рой и хле­ба на­сущ­но­го. Но Гос­подь воз­дал ему за тер­пе­ние.

Од­на­жды, в оче­ред­ной раз при­няв от­каз в ми­ни­стер­стве по де­лам ре­ли­гии, свя­ти­тель спус­кал­ся по ми­ни­стер­ской лест­ни­це со сле­за­ми на гла­зах. Уви­дев его в та­ком со­сто­я­нии, мэр го­ро­да за­го­во­рил с ним. Узнав о бед­ствен­ном по­ло­же­нии, в ко­то­ром на­хо­дил­ся Нек­та­рий, мэр до­бил­ся для него ме­ста про­по­вед­ни­ка. Слав­ный мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский за­нял ме­сто про­сто­го про­по­вед­ни­ка в про­вин­ции Эв­бея, но и здесь его встре­ти­ли враж­деб­но, по­ве­рив кле­вет­ни­че­ским слу­хам.

Каж­дое вос­кре­се­нье под­ни­мал­ся вла­ды­ка Нек­та­рий на ка­фед­ру для про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия, для уте­ше­ния и вра­зум­ле­ния, встре­чая недо­ве­рие и мол­ча­ли­вое осуж­де­ние слу­ша­ю­щих. От­ча­яв­шись до­сту­чать­ся до их сер­дец, он ре­шил: «В по­след­ний раз я под­ни­мусь для про­по­ве­ди, и ес­ли они не услы­шат ме­ня, уеду». И вновь Гос­подь по люб­ви Сво­ей со­вер­шил чу­до. За од­ну неде­лю об­ле­те­ла го­род весть, что то, че­му ве­ри­ли рань­ше го­ро­жане в от­но­ше­нии свя­ти­те­ля, бы­ло лож­но. В сле­ду­ю­щее вос­кре­се­нье про­по­ведь его бы­ла при­ня­та с во­оду­шев­ле­ни­ем.

Лю­бовь на­ро­да со­пут­ство­ва­ла Нек­та­рию. Но до кон­ца жиз­ни он дол­жен был нести крест из­гна­ния и имя опаль­но­го мит­ро­по­ли­та, не при­над­ле­жа­ще­го ни к од­ной ав­то­ке­фаль­ной Церк­ви. Ка­кое-то вре­мя у него по­яви­лась на­деж­да на из­ме­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния, ко­гда пре­стол в Алек­сан­дрии за­нял но­вый пат­ри­арх Фо­тий.

Свя­ти­тель об­ра­тил­ся к нему с пись­мом о пе­ре­смот­ре­нии де­ла и при­зна­нии сво­е­го епи­скоп­ства. Но на­деж­ды ока­за­лись тщет­ны. На его прось­бу но­вый пат­ри­арх да­же не от­ве­тил. До кон­ца сво­их дней мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский вы­нуж­ден был на­хо­дить­ся в непо­нят­ном ка­но­ни­че­ском по­ло­же­нии, под­пи­сы­вая все свои бу­ма­ги «пу­те­ше­ству­ю­щий епи­скоп».

Ра­дуй­ся, яко плен­ни­ком со­де­лал­ся еси люб­ве Бо­жия. Ра­дуй­ся, яко чад сво­их лю­бо­вию пле­нил еси…

По­сте­пен­но тьма кле­ве­ты от­сту­па­ла от име­ни опаль­но­го свя­ти­те­ля. Лю­ди, ви­дя его чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь, слу­шая вдох­но­вен­ные про­по­ве­ди, стре­ми­лись к нему. Сла­ва Пен­та­поль­ско­го мит­ро­по­ли­та из про­вин­ции ско­ро до­шла до сто­ли­цы и до гре­че­ско­го ко­ролев­ско­го двор­ца. Ко­роле­ва Оль­га, по­зна­ко­мив­шись с ним, вско­ре ста­ла его ду­хов­ной до­че­рью.

Бла­го­да­ря ей он на­зна­ча­ет­ся ди­рек­то­ром бо­го­слов­ской шко­лы име­ни Ри­за­ри в Афи­нах. В ней го­то­ви­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лей и свет­ские цер­ков­ные кад­ры. В пе­ри­од управ­ле­ния свя­ти­те­ля шко­ла пе­ре­жи­ла го­ды подъ­ема. С неис­ся­ка­е­мой лю­бо­вью и тер­пе­ни­ем от­но­сил­ся Нек­та­рий к сво­им под­опеч­ным. Из­вест­ны слу­чаи, ко­гда за про­вин­ность уче­ни­ков он на­ла­гал на се­бя стро­гий пост.

К это­му вре­ме­ни во­круг Нек­та­рия ста­ли со­би­рать­ся его ду­хов­ные ча­да, мно­гие едут к нему за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем.

То­гда же на­чи­на­ют про­яв­лять­ся в стар­це-свя­ти­те­ле Да­ры Бо­жи­ей бла­го­да­ти: про­зор­ли­вость, дар ис­це­ле­ния. Ко­гда он слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, на­хо­дясь в мо­лит­вен­ном со­сто­я­нии, ли­цо его из­лу­ча­ло свет, ко­то­рый был ви­ден окру­жа­ю­щим. Но по-преж­не­му глав­ным укра­ше­ни­ем его бы­ло ис­тин­ное сми­ре­ние.

Ко­гда в школь­ную цер­ковь при­ез­жал дру­гой епи­скоп со­слу­жить ему, он ни­ко­гда не за­ни­мал глав­но­го ме­ста, да­же ес­ли оно при­над­ле­жа­ло ему по пра­ву стар­шин­ства. Он все­гда ста­но­вил­ся спра­ва от пре­сто­ла, об­ла­чен­ный лишь в ма­лый омо­фор, а вме­сто мит­ры оде­вал чер­ный мо­на­ше­ский кло­бук.

Од­на­жды слу­жа­щий шко­лы, за­ни­мав­ший­ся убор­кой, за­бо­лел и очень пе­ре­жи­вал, что его уво­лят с ра­бо­ты. Через несколь­ко недель, вер­нув­шись, он об­на­ру­жил, что кто-то все это вре­мя вы­пол­нял его ра­бо­ту. Очень уди­вив­шись, он ре­шил узнать, кто этот ми­ло­серд­ный бла­го­де­тель. Ра­но утром при­дя в шко­лу, он в изум­ле­нии уви­дел сво­е­го «за­ме­сти­те­ля.» Это был мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский, ди­рек­тор бо­го­слов­ской шко­лы вла­ды­ка Нек­та­рий.

За­кон­чив под­ме­тать убор­ную, он ска­зал: «Не удив­ляй­ся, я не со­би­ра­юсь за­ни­мать тво­е­го ме­ста, я про­сто хо­чу по­мочь, чтобы за то­бой со­хра­ни­лась эта ра­бо­та. По­ка ты бо­лен, я бу­ду ра­бо­тать за те­бя. Толь­ко в шко­ле об этом не рас­ска­зы­вай».

Ра­дуй­ся, невин­ный пас­ты­рю невин­ных овец, ра­дуй­ся, муд­рый со­би­ра­тель дев­ствен­ных жем­чу­жин!

В чис­ле мно­го­чис­лен­ных ду­хов­ных чад воз­ле вла­ды­ки со­бра­лись несколь­ко де­ву­шек, же­ла­ю­щих по­свя­тить се­бя мо­на­ше­ской жиз­ни, но не ре­шав­ших­ся ид­ти ни в один мо­на­стырь, чтобы не ли­шить­ся ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства сво­е­го на­став­ни­ка.

Как пас­тырь доб­рый, за­бо­тясь о них, Нек­та­рий стал при­смат­ри­вать под­хо­дя­щее ме­сто и оста­нав­ли­ва­ет свои по­ис­ки на о. Эги­на. Най­дя здесь раз­ва­ли­ны древ­не­го мо­на­сты­ря, он на соб­ствен­ные сред­ства по­ку­па­ет эту зем­лю. Сю­да при­ез­жа­ют пер­вые на­сель­ни­цы.

В сво­ем мо­на­сты­ре свя­ти­тель по от­кро­ве­нию Бо­жье­му ввел дав­но ис­чез­нув­ший из прак­ти­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви ин­сти­тут диа­ко­нисс. Но, по­вто­рим, это бы­ло сде­ла­но им по от­кро­ве­нию.

К кон­цу жиз­ни еще один удар об­ру­шил­ся на свя­ти­те­ля. В мо­на­стырь при­шла 18-лет­няя Ма­рия Ку­да, убе­жав­шая от дес­по­тич­ной ма­те­ри-свеч­ни­цы. Свя­той Нек­та­рий при­нял ее в мо­на­стырь. То­гда мать де­вуш­ки по­да­ла жа­ло­бу на свя­то­го, об­ви­нив его в со­вра­ще­нии де­ву­шек и в убий­стве рож­да­е­мых яко­бы ими мла­ден­цев.

Сле­до­ва­тель, при­быв­ший в мо­на­стырь, об­зы­вал свя­то­го кен­тав­ром и тас­кал стар­ца за бо­ро­ду, а тот сми­рен­но от­ве­чал ему и сам го­то­вил еду обид­чи­ку, за­пре­щая мо­на­хи­ням пла­кать и роп­тать. Де­вуш­ку об­сле­до­вал врач и под­твер­дил ее чи­сто­ту; «уби­тых» мла­ден­цев то­же, ко­неч­но, не на­шли.

По­сле это­го мать де­вуш­ки со­шла с ума, а сле­до­ва­тель за­бо­лел тяж­ко и при­ез­жал про­сить про­ще­ния у свя­то­го.

Свя­ти­тель пред­ска­зы­вал сво­им по­слуш­ни­цам, что мо­на­стырь их бу­дет бо­гат, ес­ли они бу­дут усерд­но тру­дить­ся (о ка­ком бо­гат­стве го­во­рил свя­той? На­вер­ное, в первую оче­редь, о ду­хов­ном, хо­тя ныне мо­на­стырь не бед­ству­ет и ма­те­ри­аль­но).

Од­на­жды, про­гу­ли­ва­ясь с по­слуш­ни­цей на при­ро­де, Свя­ти­тель спро­сил ее: «Хо­чешь ли ты уви­деть сво­е­го Ан­ге­ла-Хра­ни­те­ля?» По­слуш­ни­ца, ко­неч­но, изъ­яви­ла боль­шое же­ла­ние. «Вот он пе­ред то­бой», – от­ве­тил свя­той. И тут же де­вуш­ка упа­ла без чувств, не вы­не­ся то­го, что уви­де­ла. Свя­ти­тель по­том жа­лел о том, что про­изо­шло, го­во­ря, что де­вуш­ка бы­ла еще не го­то­ва.

В дру­гой раз сест­ры мо­на­сты­ря про­си­ли свя­ти­те­ля объ­яс­нить им, как по­ни­мать сло­ва «вся­кое ды­ха­ние хва­лит Гос­по­да,» и ка­ким об­ра­зом при­ро­да сла­во­сло­вит Твор­ца. Свя­ти­тель ни­че­го не от­ве­тил на это, толь­ко на сле­ду­ю­щий ве­чер ска­зал сест­рам: «Вы спра­ши­ва­ли ме­ня о том, как при­ро­да сла­вит Гос­по­да? Вот по­слу­шай­те са­ми». Сест­ры услы­ша­ли по мо­лит­вам Свя­ти­те­ля то, что не объ­яс­нить нам.

Вся жизнь но­во­го мо­на­сты­ря про­хо­ди­ла под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Нек­та­рия, с ко­то­рым се­стер сво­ди­ла по­сто­ян­ная пе­ре­пис­ка. Ка­кой оте­че­ской лю­бо­вью, за­бо­той и неж­но­стью на­пол­не­ны его пись­ма. Неко­то­рое вре­мя свя­ти­тель од­новре­мен­но ру­ко­во­дил шко­лой, пре­бы­вая в Афи­нах, и сво­им но­во­устро­ен­ным мо­на­сты­рем, но Гос­подь рас­по­ря­дил­ся так, что вла­ды­ка ухо­дит в от­став­ку из шко­лы и на­все­гда пе­ре­се­ля­ет­ся на Эги­ну. Две­на­дцать по­след­них лет жиз­ни про­вел он со сво­и­ми ино­ки­ня­ми, вос­пи­ты­вая их для Небес­но­го Цар­ствия. Мно­го скор­бей и ис­ку­ше­ний при­шлось пе­ре­жить им, но это бы­ли и го­ды бла­го­дат­ные.

Оби­тель за это вре­мя при­ве­де­на в по­ря­док, на­ла­же­но хо­зяй­ство. Еже­днев­но свя­ти­тель Нек­та­рий про­во­дил с сест­ра­ми за­ня­тия по дог­ма­ти­ке, эти­ке, ас­ке­ти­ке, а ве­че­ра­ми они, со­брав­шись во­круг, слу­ша­ли рас­ска­зы о неис­по­ве­ди­мых тай­нах Цар­ствия Бо­жия. Ни­кто не за­ме­чал, как про­хо­ди­ло вре­мя.

«Уже позд­но, – ино­гда го­во­рил свя­ти­тель. – Пой­дем­те в храм на мо­лит­ву». А по­сле окон­ча­ния служ­бы до­бав­лял: «А что, ес­ли про­честь несколь­ко мо­литв Бо­жи­ей Ма­те­ри?» Вре­мя про­дол­жа­ло свой бег, и утрен­нее пе­ние пе­ту­хов за­ста­ва­ло всю об­щи­ну в хра­ме во вре­мя мо­лит­вы.

Ра­дуй­ся, уме­рый и жи­вый, ра­дуй­ся, зем­ной и небес­ный!

Го­ды зем­ной жиз­ни свя­ти­те­ля тем вре­ме­нем под­хо­ди­ли к кон­цу.

Чув­ствуя это, он мо­лил­ся, чтобы Гос­подь про­длил от­ме­рен­ный срок для за­вер­ше­ния всех дел в мо­на­сты­ре, но как и всю жизнь, сми­рен­но при­бав­лял: «Да бу­дет Во­ля Твоя»!

Дол­го скры­ва­е­мая бо­лезнь на­ко­нец взя­ла свое. В со­про­вож­де­нии двух мо­на­хинь его от­пра­ви­ли в боль­ни­цу. Гля­дя на ма­лень­ко­го, оде­то­го в ря­су ста­рич­ка, му­чив­ше­го­ся от страш­ной бо­ли, де­жур­ный слу­жа­щий спро­сил: «Он мо­нах?» – «Нет, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня, – он епи­скоп». «Впер­вые ви­жу епи­ско­па без па­на­гии, зо­ло­то­го кре­ста, а глав­ное – без де­нег», – за­ме­тил слу­жа­щий.

Свя­ти­те­ля уло­жи­ли в тре­тье­раз­ряд­ную па­ла­ту для неиз­ле­чи­мых боль­ных. Еще два ме­ся­ца про­вел он в му­ках. В день празд­но­ва­ния Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла и всех Небес­ных Сил Гос­подь при­звал к се­бе ду­шу свя­ти­те­ля Нек­та­рия.

В боль­ни­це про­был недол­го, у него ока­зал­ся рак. Чу­де­са про­ис­хо­ди­ли и в боль­ни­це, мед­сест­ры за­ме­ти­ли, что бин­ты, ко­то­ры­ми об­вя­зы­ва­ли ра­ны свя­ти­те­ля, бла­го­уха­ют. Вме­сте со свя­тым в па­ла­те ле­жал па­ра­ли­зо­ван­ный че­ло­век, и ко­гда ду­ша свя­то­го по­ки­ну­ла этот мир, то он по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние через ру­баш­ку свя­то­го Нек­та­рия.

Сра­зу по­сле кон­чи­ны те­ло свя­то­го на­ча­ло ми­ро­то­чить. Ко­гда гроб при­вез­ли на Эги­ну, то весь ост­ров вы­шел про­во­дить сво­е­го свя­то­го со сле­за­ми. Лю­ди на ру­ках нес­ли гроб свя­то­го и по­том за­ме­ти­ли, что одеж­да, в ко­то­рой они бы­ли во вре­мя по­хо­рон свя­ти­те­ля, бла­го­уха­ет. Ру­ки и ли­цо угод­ни­ка Бо­жия обиль­но ми­ро­то­чи­ли, и мо­на­хи­ни со­би­ра­ли ми­ро ва­той.

По­гре­бен свя­ти­тель Нек­та­рий в скле­пе мо­на­сты­ря, несколь­ко раз склеп от­кры­ва­ли по раз­ным при­чи­нам и каж­дый раз убеж­да­лись, что те­ло нетлен­но. Да­же фиал­ки, по­ло­жен­ные в гроб де­воч­кой, не бы­ли тро­ну­ты тле­ни­ем.

Пра­вед­ная кон­чи­на свя­то­го по­сле­до­ва­ла 9 но­яб­ря ст. ст. 1920 го­да. В 1961 го­ду со­сто­я­лась ка­но­ни­за­ция свя­ти­те­ля, бы­ли под­ня­ты его свя­тые мо­щи. Ока­за­лось, что оста­лись толь­ко ко­сточ­ки. Как ска­за­ли ду­хов­ни­ки, мо­щи ис­тле­ли, чтобы их мож­но бы­ло раз­не­сти по все­му ми­ру на бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го Нек­та­рия.

По­чи­та­ние свя­то­го угод­ни­ка в Церк­вях Во­сто­ка (Кон­стан­ти­но­поль­ской, Эл­лад­ской, Иеру­са­лим­ской и др.) срав­ни­мо с по­чи­та­ни­ем в Рос­сии пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. К со­жа­ле­нию, имя это­го свя­то­го до сих пор не вне­се­но в ме­ся­це­слов на­шей Церк­ви, и по­ка нет ему служ­бы.

Су­ще­ству­ет ака­фист свя­то­му Нек­та­рию на рус­ском язы­ке. Этот ака­фист до недав­не­го вре­ме­ни слу­жи­ли в Москве, в хра­ме Всех Свя­тых, что в Крас­ном се­ле (на­сто­я­тель про­то­и­е­рей Ар­те­мий Вла­ди­ми­ров).

В этом же хра­ме на­хо­ди­лась ико­на свя­ти­те­ля, ко­то­рая ми­ро­то­чи­ла, как го­во­ри­ли, и про­изо­шло несколь­ко ис­це­ле­ний. В на­сто­я­щее вре­мя по неко­то­рым при­чи­нам ака­фист не со­вер­ша­ет­ся в этом хра­ме, но там мож­но при­об­ре­сти ико­ны и ака­фист свя­то­му Нек­та­рию.

Осо­бо про­сла­вил­ся свя­ти­тель бла­го­дат­ной по­мо­щью он­ко­ло­ги­че­ским (ра­ко­вым) боль­ным, стра­да­ю­щим па­ра­ли­ча­ми и дру­ги­ми тяж­ки­ми за­боле­ва­ни­я­ми, одер­жи­мым бе­са­ми. Из­вест­но так­же, что свя­ти­тель Нек­та­рий по­мо­га­ет лю­дям в де­неж­ных за­труд­не­ни­ях.

По бла­го­сло­ве­нию прео­свя­щен­ней­ше­го Фила­ре­та, епи­ско­па Пен­зен­ско­го и Куз­нец­ко­го, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Нек­та­рия 22 (9) но­яб­ря 2002 го­да в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня се­ла Ста­рая Сте­па­нов­ка Лу­нин­ско­го рай­о­на Пен­зен­ской об­ла­сти бы­ло со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние, из Пен­зы и рай­о­нов об­ла­сти при­бы­ли па­лом­ни­ки.

По­сле бо­го­слу­же­ния бы­ло со­став­ле­но пись­мо вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­му Юве­на­лию, мит­ро­по­ли­ту Кру­тиц­ко­му и Ко­ло­мен­ско­му, Пред­се­да­те­лю Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых, с прось­бой о вне­се­нии име­ни свя­ти­те­ля Нек­та­рия в ме­ся­це­слов на­шей Рус­ской Церк­ви.

В Воз­не­сен­ском хра­ме есть ико­на свя­то­го и со­вер­ша­ет­ся ака­фист с освя­ще­ни­ем елея. Ака­фист со­вер­ша­ет­ся по вос­крес­ным ве­че­рам.

Бу­дем же и мы при­бе­гать к по­мо­щи это­го див­но­го свя­то­го, бла­го­да­ря Гос­по­да, сло­ва­ми тро­па­ря, по­свя­щен­но­го свя­ти­те­лю Нек­та­рию: Сла­ва про­слав­ль­ше­му тя Хри­сту, сла­ва дав­ше­му ти чу­дес бла­го­дать, сла­ва дей­ству­ю­ще­му то­бою всем ис­це­ле­ния.

По кни­ге жиз­не­опи­са­ния ар­хи­манд­ри­та Ам­вро­сия (Фон­трие).

Происхождение имени Нектарий

Греческое

Значение имени Нектарий

Нектарный (нектар — питие богов).
Именины: Апреля 3(16), ноября 29(декабря 12), декабря 5(18)

Нумерология имени Нектарий

Число Души: 3.
Числу имени 3 соответствуют творческие люди. Они талантливы в искусстве, спорте, веселы и безрассудны. Однако нуждаются в постоянной корректировке. Без нее «троек», как личностей увлекающихся сильно заносит. При наличии терпеливого наставника и советника которым может выступать один из родственников или просто близкий человек, «тройка» может свернуть горы и достичь невероятного успеха в жизни. Но при отсутствии таковых, судьба «троек» зачастую незавидна. При всей внешней неуязвимости в душе «тройки» довольно ранимы и чувствительны к критике. Сложны в личной жизни.
Число скрытого духа: 8
Число тела: 4

Знаки

Планета: Сатурн.
Стихия: Земля-вода, холод-сухость.
Зодиак: Козерог, Водолей.
Цвет: Черный, оливково-серый, свинцовый, темный.
День: Суббота.
Металл: Свинец.
Минерал: Оникс, халцедон, магнетит, обсидиан.
Растения: Тмин, рута, чемерица, кипарис, мандрагора, сосна, плющ, борец, белладонна, терновник, окопник.
Звери: Удод, крот, верблюд, осел, черепаха, муравьи.

Имя Нектарий как фраза

Н Наш (Наше, Ваше)
Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
К Како
Т Твердо
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Р Рцы (Реки, Говори, Изречения)
И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, «Вместе с»)
Й Иже (Ежели, Если, а также значение i — Единство, Едино, Воедино, Соединять, Совершенство, Союз, Объединение)

Интерпретация значения букв имени Нектарий

Н — знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит «мартышкиного труда».
Е — потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
К — выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо «все или ничего».
Т — интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста — напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, — действовать, используя каждую минуту эффективно.
А — символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Р — способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
И — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
Й — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.

На иконе святитель Нектарий Эгинский изображён в архиерейском облачении и монашеском клобуке. Левой рукой он удерживает Евангелие – символ проповеднического служения. Пальцы правой руки сложены в благословляющем имясловном жесте. Святой Нектарий, в миру Анастасий Кефалас, родился в 1846 г. в бедной благочестивой семье. С детства он мечтал получить духовное образование, но по недостатку средств был вынужден отправиться в Константинополь на заработки и устроиться в табачную лавку. Через некоторое время Анастасий нашёл работу в школе при подворье Храма гроба Господня. Здесь он восполнил недостаток в образовании, после чего получил место сельского учителя. Со временем молодой человек стал склоняться к мысли о монашестве. Пройдя иноческий искус в монастыре Нео Мони, он принял постриг с именем Нектарий. После окончания богословского факультета при Афинском университете, отец Нектарий был удостоен священного сана, а в 1889 г. рукоположен во епископа Пентапольского. Однако высокая подвижническая жизнь и необыкновенное смирение владыки Нектария возбудили зависть среди духовенства. По ложному обвинению архиерея лишили занимаемой кафедры, и до конца своих дней он проводил жизнь в крайней нужде. За несколько лет до кончины святой организовал женскую обитель в городе Эгина, отчего стал именоваться Нектарием Эгинским.
Способ изготовления
Икона изготовлена методом ультрафиолетовой печати по доске. Изображение нанесено минеральными красками с применением золочения. Лицевая сторона иконы покрыта лаком.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *