В Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око».

Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю.

Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца.

Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн.5:2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

11 июня отмечается память чтимой в Рыбинской епархии иконы Пресвятой Богородицы «Недремлющее Око». В этот день в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершает Божественную литургию в сослужении духовенства епархии.

В четверг открывается международный фестиваль «Острава камера око». Как можно догадаться по названию, мероприятие проходит в Остраве, и в центре внимания здесь не искусство режиссеров, а операторов.

Остравский киносмотр является самым молодым в семье чешских кинофестивалей, в этом году он проходит только во второй раз. Какую нищу выбрали его организаторы, чтобы сделать новый фестиваль нужным и неповторимым? Вопрос к программного директору Якубу Фельцману.

— Фестиваль «Острава камера око» сосредоточивает свое внимание на операторскую работу. Другого такого фестиваля в Чехии нет. Соответственно главный приз фестиваля присуждается оператору, а не режиссеру фильма и оценивается в первую очередь изобразительные достоинства фильма.

Фестиваль откроет тайская лента «Дядя Бунми», фильм, получивший главный приз на фестивале в Каннах. В Остраве пройдет чешская премьера фильма. Лентой интересовался и известный карловарский фестиваль, но картина досталась вам. Как вам такое удалось?

— Мы этот фильм заметили именно на каннском фестивале, причем мы проявили интерес сразу после первого показа, не дожидаясь объявления результатов фестиваля. Мы пригласили этот фильм в конкурсную программу нашего фестиваля, и приглашение было принято. Конечно, несколько дней спустя нам было приятно узнать, что фильм получил в Каннах приз. Кстати, у нас будет показан еще один участник каннского фестиваля, фильм «Проект Франкнштейн».

В конкурсной программе фестиваля шесть картин. Не мало ли это?

— Это, конечно, вопрос. Я склоняюсь к тому, что для операторского конкурса это достаточно и что количество шести фильмов дает возможность обратить внимание нашей публики отдельно на каждый фильм. Естественно это связано и с материальной базой фестиваля. Мы предпочли качество количеству. Наш фестиваль проходит только во второй раз, и я считаю, что в наших нынешних возможностях подобрать и предоставить хороший сервис шести фильмам.

Как продаются билеты, о какой тип фильмов люди проявляют особый интерес?

— Особый интерес вызывают показы, проходящие в нетрадиционных помещениях, и таких город Острава к счастью предлагает огромное количество. В первую очередь это старые фабрики. Поэтому мы по сравнению с прошлым годом расширили количество таких показов.

Остравский кинофестиваль был в прошлом году основан в рамках кандидатуры города на почетное звание «Европейская столица культуры 2015». Две недели назад стало известно, что Остраве не удалось победить в состязании с городом Пльзень. Не означает ли этот факт угрозу для будущего фестиваля? Состоится ли в следующем году это мероприятие в третий раз?

— Кандидатура Остравы означала для фестиваля импульс, который ему позволил появиться на свет. Однако с самого начала было понятно, что фестиваль должен отделиться, и начать жить своей жизнью. Это уже удалось. Первый фестиваль финансировался из бюджета оргкомитета «культурной столицы». Уже в этом году три четверти средств поступили из других источников. Надо сказать, что кандидатура подняла мощную волну интереса к культурной жизни города, и, судя по всему, на крылах энтузиазма будут продолжаться все проекты, начатые в рамках кандидатуры. Фестиваль пройдет и в следующем году, в тот же срок. И финансы мы будем искать так же, как это делают кинофестивали во всем мире, — заключает программный директор остравского кинофестиваля Якуб Фельцман.

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит»(Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

Недреманное Око Спасово. Дни празднования: 11 июня (29 мая по старому стилю).

В Сборнике древнерусского искусства находится описание древней, весьма замечательной иконы Недреманное Око Спасово. На этой иконе изображен Иисус Христос в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку. Перед Ним стоят с одной стороны ангел и с другой — Божия Матерь; над главою Его два Серафима держат орудия страданий: крест, копье и трость; вверху всего — благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Младенца Иисуса — Дух Святой в виде голубя.

Существует еще и другая икона Недреманное Око, несколько отличающаяся от вышеописанной. На ней изображен отрок Иисус Христос, лежащий на одре; с левой стороны приближается к Нему с выражением материнской любви Пресвятая Богородица; направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копье и трость с губкою, которые держит в руке. Над Божественным Отроком парит еще ангел, осеняя Его рипидою. Спаситель, по человечеству в юном возрасте, как Бог прозревает те страдания и крест, которыми Он должен искупить человечество.

Другие иконы Пресвятой Богородицы >>

Недремлющее око. Икона Божией Матери

Выпуск 25

Время от времени в жизни каждого из нас наступает миг, когда этот мир кажется нам юдолью скорбей и болезней. Причины могут быть разные: собственная болезнь, недомогание близких или их кончина. Мало ли препон подстерегает нас от рождения к могиле. И день оборачивается ночью: мы погружаемся в беспросветный мрак, над которым, кажется, никогда не встаёт солнце. Холод и отчаяние лишают сил, и мы в беспокойстве оглядываемся по сторонам в поисках сочувствия. И находим их у всесвятой и всеблагой Божией Матери. Она осушает наши слёзы и посылает лучик тепла и надежды, что разгоняет самую беспросветную, самую холодную мглу.

О, сколько православных икон Божией Матери хранятся почтительно и любовно по бескрайним просторам Руси. И в каждом пребывает частичка благодати Царицы Небесной. К Её иконам несут православные свои беды и радости, к Ней обращаются за помощью и поддержкой. Среди сонма богородичных образов есть один, о котором практически ничего не известно — кто его написал и когда. Но трогательное, поэтическое название иконы наполняет душу особым светом и теплом: вслушайтесь — православная икона Божией Матери «Недремлющее око». Имя это радостно, как улыбка, слетевшая с горних высот.

Суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, не позволили сохраниться множеству документов. Они сгорели в горниле революций и войн. Вместе с этими документами безвозвратно исчезли факты, и теперь мы можем лишь догадываться, додумывать. Что нам известно о православной иконе Божией Матери «Недремлющее око»? Увы, практически ничего. Можно лишь сказать, что тот, кто писал этот образ, был приверженцем итальянской школы живописи. Зато народная память сохранила чудеса, явленные Божией Матерью ради Её иконы «Недремлющее око».
Подавляя в себе предательскую жалость, товарищ Трухин вёл хрупкую измождённую женщину для исполнения приговора. Он давно знал эту контру, но не это мешало ему. Мало ли знакомых он ставил к стенке и исполнял справедливый приговор революции. Смущало другое. Впервые он увидел Ирину Константиновну цветущей женщиной, которая сидя за праздничным столом, приветствовала его: «Христос, воскресе!». И даже сейчас, как и тогда в душе откликнулось: «Воистину воскресе». Трусливо оглянувшись — не подслушал ли кто контрреволюционных мыслей, Трухин ударил женщину. Ударил, чтобы выбить из себя эти ненужные и опасные воспоминания. Женщина поскользнулась, но не упала. Она оглянулась на мучителя и тот удивился: Ирина Константиновна не кричала, не плакала, не просила. Такое самообладание редко, но случалось видеть Трухину. Но эта женщина… улыбалась, не блуждающей улыбкой сумасшедшей, а радостной улыбкой встречи с родными. При этом она смотрела на купола собора, стоящего неподалёку. Трухин оглянулся и увидел, как в безоблачном небе, на фоне куполов, проступает икона Богородицы. Ирина Константиновна перекрестилась, шепча молитву, а Трухин в злобе и панике выстрелил в образ. Икона вспыхнула нестерпимым светом. Обезумевший от страха Трухин, бросил оружие и с жалобным криком прикрыл ослепшие глаза: теперь он был беспомощнее котёнка, а о расстреле забыл и думать.

Православна икона Божией Матери «Недремлющее око» известна не так широко, как Казанский или Владимирский образы, но ежедневно сотни паломников стекаются в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска, чтобы поклониться дивному образу, дабы попросить Царицу Небесную ради Её образа «Недремлющее око» о том, чтобы не оставила неразумных чад в опасности телесной и духовной. Сей чудотворный образ прославлен также благодатными исцелениями. Перед этой иконой читается следующая молитва: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *