Содержание

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦ.:
1) с человеч. т.зр., Бог «губит и непорочного и виновного» (Иов 9:22). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: «всему и всем одно» (Еккл 9:2), «праведного и нечестивого будет судить Бог» (Еккл 3:17; ср. Мф 25:31 и следующие);
2) над Н. свершится суд: «отросток корня Иессея» «духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11:4). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым «пример будущим нечестивцам». Господь знает, «как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет 2:6,9). «…Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим 1:18), и «потому не устоят нечестивые на суде» (Пс 1:5);
3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7): Господь не желает «смерти грешника», но хочет, чтобы он «обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им «всех уставов» Бога (Иез 18:21): «В правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез 18:22);
4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который «умер за нечестивых» (Рим 5:6), мы «будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим 5:9). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим 4:5).

Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец — все обще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие… нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Пророк (Царь) Соломон

Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего (Пр.11:6).

Пророк (Царь) Давид

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс.1).

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Притча о злых виноградарях

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды, виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его, тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка (Мф.21:33-46).

Апостол Иуда

Нечестивые — это люди душевные, не имеющие духа

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают, что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви, пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд.1:4-19).

Апостол Петр

И если праведник едва спасается, то нечестивый где явится?

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1Пет.4:12-19).

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет.3:7).

Преподобный Симеон Новый Богослов

Всякий грех есть нечестие, и всякий грешник – нечестивец

Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец — все обще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие. Беззаконник есть тот, кто не имеет закона (знать не хочет законов); противозаконник есть тот, кто делает что-либо не по законам, коим подлежит; грешник есть тот, кто, делает добро не добре, или неправильно; нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге. Писание Божественное нечестивым называет еще и блудника, лихоимца, сребролюбца, славолюбца и всех тех, которые, порабощаясь подобным страстям, знают, что Бог, создавший очи, видит все, а живут все же с такою небогобоязненностию, как бы Бог не видел их. Если б имели они страх Божий и благоговеинство пред Богом, Который везде есть, все видит, то не посмели бы презирать Его, греша пред Ним так, как бы Он не видел, как они грешат. Когда же они любят славу человеческую паче славы Божией и делают всякое зло, думая, что не видит их недремлющее око Божие, то скажи мне, какой у них страх Божий и какое благоговеинство пред Богом, Которого трепещут и самые бездушные твари?

И святой Пророк Давид, сказав: погубиши вся глаголющия лжу, и прочее, прибавляет: по множеству нечестия (греч. нечестий) их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи (Пс.5:7,11), — показывая, что под нечестиями он разумеет грехи их, которые делали их преступниками заповедей Божиих, а не заблуждения их в веровании о Боге. Он же опять говорит относительно прелюбодеяния с Вирсавиею и убийства Урии: беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5). Видишь, как сердце Давидово, по его же сознанию, нечествовало пред Богом, когда он творил беззаконие? — Так нечествует и всякий христианин, когда грешит без страха Божия, бывая чрез то в поношение Христу. Посему некто из богоносных отцов и говорит: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнию?» То есть что пользы веровать право, а жить беззаконно? — Положим, что какой-либо христианин есть изменник, скупец, обидчик, но верует право, — что пользы ему от веры, если он не делает ни одного из дел, приличных христианину, и ни одной не имеет добродетели из тех, которыми обнаруживается благочестие, но самых еллинов превосходит в нечестии, судя по грехам, какие он делает? Особенно, когда еще худым примером своим причиняет он вред тем, с которыми сообщается, и бывает причиною похуления имени Божия и укорения веры Христовой из-за худых дел его? Если, как говорит святой Иоанн Богослов, сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1Ин.3:8), то этот, — верованием принявший явльшегося Сына Божия, а делами своими показывающий, что он связан делами диаволими, которые разрушил, явльшийся Сын Божий, — не хуже ли он самых неверных, и не нечестивее ли самых безбожников?

Святитель Василий Великий

ПРАВИЛА КРАТКО ИЗЛОЖЕННЫЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Вопросы о том, как надо относиться к согрешающим, неверующим или неправославным

Какой суд на тех, которые защищают согрешающих?

Думаю, что тягчайший суд, о котором сказано: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17:2). Ибо согрешивший получает не выговор, который бы мог его исправить, но защиту, которая утверждает его во грехе; он и других вызывает на подобные слабости, почему такому защитнику, если не покажет плодов, достойных покаяния, прилично сказанное Господом: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29).

Как надобно принимать кающегося искренно?

Как научал Господь, сказав: «созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лук.15:6).

Какое расположение иметь нам к нераскаянному грешнику?

Какое повелел иметь Господь, сказав: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17), и какому научил Апостол, написав: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Сол. 3:6).

Что значат слова: «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» И какие грехи прощать мне предоставлено?

Власть прощать дана не в отрешенном смысле, но под условием послушания и согласия кающегося с тем, кто печется о душе его. Ибо о таковых написано: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18:19). А о том, какие грехи прощать, не должно и спрашивать, потому что новый завет не показал нам никакого различия, обещает же отпущение всякого греха кающимся как должно, тем более, что Господь от собственного Своего лица обещал исполнение прошения о всякой вещи.

В братстве согрешившему когда-нибудь надобно ли после многого упражнения отдавать какое-нибудь дело на попечение, и если надобно, то какое именно?

Помня Апостола, который говорит: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор. 10:32,33), должны мы много иметь заботливости о том, чтобы не воспрепятствовать чем благовествованию Христову, не сделаться преткновением для немощных и не научить кого пороку, потому и в рассуждении таковых людей необходимо смотреть и дознавать, что служит к созиданию веры и к преспеянию всякой добродетели о Христе.

Если кто подозрителен в грехе, но явно его не делает; должно ли за ним присматривать, чтобы открылось подозреваемое?

Лукавые подозрения, происходящие от зложелания, осуждаются Апостолом (1 Тим. 6:4.). Но кому вверено попечение о всех, тому надобно внимательно наблюдать за всеми с любовью Христовою и с желанием уврачевать подозреваемого, чтобы исполнялось сказанное Апостолом: «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Колос. 1:28.).

Кто прежде жил во грехах, надобно ли тому избегать общения с неправославными, или уклоняться и от общения с живущими худо?

Поелику Апостол сказал: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Солун. 3:6.), то вообще всякое общение, и умом, и словом, и делом, с чем бы то ни было запрещенным всякому вредно и опасно. Но тем более надобно остерегаться сего жившим прежде во грехах, во первых потому, что душа, имевшая привычку ко греху, по большей части бывает поползновеннее к нему, а потом, как при попечении о больных телом строго наблюдается, чтобы удалять от них нередко и то, что полезно здоровым, так и в рассуждении болезнующих душою потребно еще больше осторожности и попечительности. А сколько вреда от общения с предающимися греху, сие изображает тот же Апостол, говоря о подобном сему предмете: «малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:6.). Если же столько вреда от общения с погрешающими нравственно, что сказать о тех, которые злочестиво думают о Боге, и которым после того, как однажды преданы за зловерие в страсти бесчестия, не попускает оно быть здравыми и во всем прочем, что видно из многих других мест, и из сказанного о некоторых в послании к Римлянам так: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:28—32)?

Иные домогаются не большего количества, но приятности яств, а другие желают для насыщения лучше большего количества, нежели приятного: как надобно обходиться с теми и другими?

Те и другие страждут: одни сластолюбием, другие жадностью. А ни сластолюбец, ни жадный к чему бы то ни было не свободны от осуждения. О тех и о других с сердоболием надобно прилагать попечение. Если же не исцеляются они от недуга, то явно их осуждение, как нераскаянных.

Если кто, будучи наказан тем, чтобы не принимать ему благословения, скажет: не буду есть, пока не приму благословения; должно ли терпеть его?

Стоить ли падение такого наказания, чтобы воспретить и вкушение пищи, сие без сомненья рассудит наложивший наказание. А если кто признан недостойным только благословения, и имея позволение вкушать пищу, не принимает ее, то да будет осужден как непокорный и упорный, а вместе как обнаруживающий и изобличающий себя в том, что, домогаясь сего, не врачует себя, но прилагает грех ко греху.

Если кто огорчается, когда не позволяют ему делать, чего неспособен он сделать исправно; то надобно ли терпеть его?

Об этом говорено во многих местах, а именно, что вообще действовать по собственной своей воле, или давать себе волю, противно здравому учению, а неподчинение себя усмотрению многих подвергает опасности впасть в неверие и прекословие.

Если случится где-нибудь встретиться с еретиками или язычниками, должно ли есть с ними вместе, или приветствовать их?

Обыкновенного приветствия Господь не запретил делать кому бы то ни было, сказав: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). А касательно вкушения пищи, с кем надобно отказываться от оного, имеем на то заповедь Апостола, сказавшего: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками, впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:9,11).

Если кому вверено дело, и он без спросу сделает что-нибудь не по приказанному, или сверх того, что ему приказано, то должно ли ему оставаться при деле?

Самому брать что-нибудь на себя вообще не благоугодно Богу, это не прилично и бесполезно для тех, которые стараются соблюдать союз мира. Если же с безрассудством остается кто в своем упорстве, то полезно отнять у него дело, потому что не соблюдает он заповеди сказавшего: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24); и еще вразумительнее: «не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Поелику мы, которые прислуживаем больным в странноприимном доме, научены прислуживать им с таким расположением, как бы служили братьям Господним, то, если принимающий от нас услуги будет не таков, как должны мы к нему относиться?

Поелику Господь сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50); то, если кто не таков, но оказывается грешником, достойным следующего приговора: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34), он, прежде всего, имеет нужду в увещании от настоятеля. А если останется в тех же грехах, то известен о нем суд самого Господа, присовокупившего: «раб не пребывает в доме вечно» (35), и Апостола, заповедавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13). Ибо, таким образом, и прислуживающие избавятся от недоумения, и все живущие вместе приведены будут в безопасность.

Как должно вести себя с теми, которые важных грехов избегают, а малые делают небоязненно?

Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть сего различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34); и еще: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). И Иоанн вопиет: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36), и причина угрозы за неверие не различие грехов, но преслушание. Вообще же, если позволяем себе говорить: грех «малый» и «великий», то можно признать бесспорным, что для каждого велико владеющее им и мало, чем он владеет; как у борцов — победивший крепче, а побежденный слабее одержавшего верх, кто бы он ни был. Поэтому в рассуждении всякого, согрешающего каким бы то ни было грехом, должно соблюдать суд Господа, Который сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). В рассуждении же всех таковых да соблюдается сказанное апостолом: почему «вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор. 5:2)? Ибо при отсечении надобно оказывать долготерпение и сердоболие.

Святитель Григорий Богослов

Для меня равно худы — и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое.

Святитель Иоанн Златоуст

Нечестивый не помнит ни геенны, ни будущего суда и воздаяния

Язва, занесенная нечестивцами, угрожает истребить во многих даже самое понятие о Промысле Божием… Откуда, скажи мне, так много речей о судьбе? Отчего многие приписывают все происходящее неразумному течению звезд? Почему некоторые предпочитают счастье и случай? Отчего думают, что все делается без причины и без цели? От тех ли, которые живут скромно и воздержно, или от тех нечестивцев, о которых… говорят, будто они поддерживают общественную жизнь…

Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию; и тот не погрешил бы, кто назвал бы общими врагами этих людей, которые живут во вред спасению других, потопляя своими гнусными учениями и нечистою жизнью.

Для того-то общий всех Господь и позволил жить вместе и добрым и злым, и благочестивым и нечестивым, чтобы злые получали пользу от добрых, и живущие нечестиво руководились к благочестию.

Когда ты увидишь, что человек живет в нечестии, и, однако, наслаждается великим благоденствием и не терпит никакого бедствия, то потому более и пожалей его, что он, подвергшись болезни и самой тяжкой заразе, усиливает болезнь, от веселья и неумеренности делаясь худшим, ибо не наказание есть зло, но грех, он удаляет нас от Бога, а наказание приводит к Богу и прекращает гнев Его.

Как слепец часто падает в яму, так и он <нечестивый>, не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, — не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но, отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю, предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его душою.

Всех… несчастнее человек порочный, погасивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен нечестию.

Нечестивый чужд Богу, и, если даже он не будет ввержен в геенну, от блага он уже устранен во всяком случае.

Подобно тому, как не только крадущие, но и те, которые в силах помешать им, но не делают этого, терпят одинаковое наказание, так точно не только нечестивые, но и те, которые могут, но не хотят отвлечь их от нечестия, подвергнутся одному и тому же наказанию.

Пока нечестие не будет представлено в гнусном его виде, дотоле предающийся нечестию не перестанет предаваться ему.

Бойся Господа всею силою твоею, и не соревнуй делам нечестивых, потому что огнь их не угаснет, и червь их не умрет (Мк. 9:44).

Преподобный Ефрем Сирин

Они ухитряются скрывать истину во лжи

Скрывающий в выражении похвал оклеветание и опорочение, непонятен для простецов, подобен ему и тот, кто в смиренном виде тщеславен. Они долго ухитряются скрывать истину во лжи, но, наконец, увлекшись (своим настоящим нравом) обличаются делами.

Преподобный Ефрем Сирин

Нечестивые в делах своих подобны слепому оку, в котором нет света

Если кто усовершается и в нечестии, то делается жилищем диавольским, и диавол в нем упокоивается.

Преподобный Нил Синайский

Нечестие, называя самою тяжкою болезнью и тьмою, не погрешаешь против истины.

Горе нечестивому, ибо, когда все просвещаются, он мраком покрывается.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Собственные пустота и нечистота пугают их

Люди, подобно бесплодной смоковнице, одеваются обманчивою внешностью без внутреннего плода, без добрых дел, так как, чтобы приносить плод, нужен труд самоиспытания, самоуглубления, покаяния непрестанного и молитвы, а к такому труду мало кто рачителен. Как мало истинно смиренных, милостивых, алчущих и жаждущих правды, чистых сердцем, ищущих мира и держащихся его, любящих правду и терпящих гонения за нее! Почему? Потому что не хотят глубже вникнуть в себя и познать себя. Потому что собственные пустота и нечистота пугают их, и они добровольно отвращают от нее очи свои, чтобы жить в постоянном мираже и самообмане.

Святитель Феофан Затворник

«Нечестивый падет от нечестия своего»

Нечестие есть неправильное отношение к Богу или забвение Его. Некоторые люди, будучи теснимы напором подобных мыслей и желая, однако, быть справедливыми, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, наблюдающий, обязывающий и требующий отчета. И что же? Совесть ежедневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успешно являют себя праведными. Не внимательные к себе пропускают мимо внутренний разлад со своей совестью, внимательные же кое-как управляются с ним. О, если бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить.

«Не верите Мне, верьте делам Моим»

Дела Господни были явны всем, и Он мог указать на них гласно. Это — исцеление болезней, изгнание бесов, власть над природой, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они ясно доказывали, что Иисус Христос – от Бога, и что слово Его – истина. Для нас к тем делам присоединились еще Его дивная смерть, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные духовные дары в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, не перестающие действовать в Церкви Божией. Все это – дела Господа. Поэтому можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и, поверив, прими всю Его истину.

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине, между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?. . . И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других. А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, — молчат, ибо нечего было сказать против, а всё не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, — придумали изворот о «князе бесовском» (Мф.9:34, 12:24, Лк.11:15). Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, — тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию — дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. (Иуды 4)
Это говорится про идолопоклонников Троицы. Они отвергают единого Бога, а Иисуса считают тоже Богом, как и Духа Святого. Но это не то, а чём нам повествует библия. Также похожим образом поступают и те, которые вроде бы ушли из идолопоклонства Святой Троицы, но всё-таки оставили себе идола — Иисуса, считая Его Богом, а не Сыном Божьим, как нам это говорит библия.
Библия нам говорит, что эти люди нечестивые. Как они могут быть нечестивыми? Ведь они вроде тоже верят Богу, некоторые даже очень богобоязненные, у них целые деноминации и конфессии, их последователей исчисляются не миллионами, а даже больше. Как же они могут быть нечестивые? Это же слово «нечестивые» переводится также и «кощунники». Слово «нечестивые» связано с пониманием «нечестивый дух».
Посмотрим, что такое кощунство!
Кощунство –
1. Оскорбление религиозной святыни.
2. Оскорбительное отношение к тому, что глубоко чтится, что свято и дорого кому-либо.
Кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель, святотатец, богохульник, надменный злодей. (Источник)
Мы очень часто сталкиваемся с тем, что, когда начинаем этим людям говорить истину, они начинают нас всячески обвинять, даже начинают оскорбительно выражаться и даже угрожать. Это делает тот нечестивый дух (бес), который находится в них и под видом Бога управляет ими, выдавая себя кому-то за Бога, кому-то за Иисуса, кому-то за Духа Святого.
А теперь посмотрим другое место Писания, которое говорит тоже самое.
Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. (1Ин.2:22)
Из этого стиха мы видим, что идолопоклонники Святой Троицы, также, как и те, у которых Иисус — Бог, являются антихристами, то есть, они наполнены духом (бесом), который противится истинам Слова Божьего, и соответственно являются также и частью великой блудницы Вавилона, о которой читаем:
Сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице (Откр.18:2)
То есть, великая блудница наполнена бесами (демонами) и нечистыми духами. Люди, которые находятся там, водимы этими нечистыми силами, чтобы противиться истинам Слова Божьего.
Что мы читаем об антихристе?
Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (2Фесс.2:3-4)
Здесь говорится о том, что этот сын погибели будет выдавать себя за Бога.
Но немножко посмотрим на это. Если кто-то придёт и объявит, что он — Бог, никто этому не поверит или очень малое число, не так ли? Но, а если кто-то придёт и объявит, что он — Христос (мессия), который — Бог, многие поверят ему. Потому что у них Христос — уже сейчас Бог!
Антихрист — это лже христос, который объявит, что он — Бог! Истинный Христос — не Бог, а сын Божий! Бог только один, и Он никак не может быть Христос! Весь обман духа антихриста в том, что он выдаёт Христа за Бога, независимо, кому этот человек поклоняется: Святой Троице, часть которой Иисус — Бог Сын; или же Христу Иисусу как Богу (даже не признавая Святую Троицу).
Придёт человек, который будет себя выдавать за Иисуса (именно христиане ожидают второе пришествие Иисуса). И он всем объявит, что он — Бог. Большинство христиан уже сейчас считают Иисуса Богом. Поэтому они все примут его как истинного Иисуса.
Потом этот «Иисус» начнёт убивать всех тех христиан, которые скажут, что он — не Бог.
А христиане будут одобрять его, потому что они будут думать, что это истинный Иисус пришёл уничтожить всех тех, которые не верят ему, как Богу.
Основание обольщения:
ИИСУС ЕСТЬ БОГ!
Если вы считайте, что Иисус есть Бог, вы находитесь под водительством духа антихриста, который ведёт вас на поклонение ложному Иисусу — на поклонение злому духу, который вам выдаёт себя за Иисуса!
Духи антихриста (нечистые духи, бесы, демоны) управляют и руководят всеми теми, которые считают Иисуса Богом, т.е. — идолопоклонниками Святой Троицы и также всеми теми, у которых Иисус — Бог! Они уже сейчас готовы принять антихриста, потому что он (антихрист) уже сейчас является их мессией и Богом!
Поэтому будем остерегаться этих нечестивых людей, которые водимы нечестивыми бесами, чтобы не отпасть от истины и не пойти вместе с ними в погибель!

Примеры употребления слова нечестивец в литературе.

Мягкосердечный страсбургский проповедник Мартин Буцер требовал колесовать нечестивца, вождь базельской реформации Эколампадий предлагал виселицу, кяльнский инквизитор Конрад Ульм в длинных посланиях к протестантам требовал, чтобы Сервета отдали ему для сожжения.

Жаль, что его ближайшим помощникам, коварному Бастаку и нечестивцу Аристонику, удалось ускользнуть от нас.

Ибо всех, кто не соглашался с ним в догматах, именовал святой и блаженный вероучитель антихристами, нечестивцами, безбожникам, обольстителями, обманщиками, псами и предателями.

Все же, не подсказывая человеку, какой номер он вытащил — счастливый или несчастливый, кальвинизм тем самым оставлял индивидууму известную заинтересованность, поддерживая в нем надежду на спасение и умеряя его страх перед вечным проклятием, если он станет поступать, как подобает избранному, а не как нечестивцу.

В таком случае, — сказала Агнеса, — это уже третье начиная с воскресенья Крестопоклонной недели Ведь не прошло и недели, как случилось чудо с тем нечестивцем, которого божественною своею силою покарала богоматерь Обервилье за его насмешки над пилигримами, а то было второе чудо за последний месяц.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Благочестие

Жизнь христианина
Христианский портал

· ‎

Христианин
Крещение
Спасение · Исповедь
Благодать
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех
Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва

Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм

Благоче́стие (калька с греч. εὐσέβεια) — христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии. В более позднем, византийском, употреблении часто используется как синоним богословского значения «правоверие».

Благочестивая душа знает Бога — ибо быть благочестивым значит исполнять волю Божью, а это означает знать Бога, т.е. когда кто старается быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, не любопрительным (склонный к словопрению), и делать все что угодно Богу (Антоний Великий).

Под благочестием в христианстве понимается созидание себя сосудом Святого духа, обретение благодати.

Быт.6:8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Быт.6:9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Честь — созидание себя сосудом достойному. Благочестие — Святому Духу.

Значение греческого термина

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим.5:4, Деян.17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.

Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

— 1Тим.4:7-8

Благочестие в Новом Завете

  • Является непреложным требованием к епископу или пресвитеру (Тит.1:8).
  • Пусто и бесплодно, если не выражается в праведной жизни (Иак.1:26).
  • Является результатом действия Божьей благодати в верующих (Тит.2:11-12; 2Пет.1:3).
  • Является великим приобретением, единственной настоящей ценностью для человека (1Тим.6:6).
  • Не является гарантией плотского благополучия (1Тим.6:5).
  • Выражается в том, чтобы проявлять любовь и милость к страждущим и хранить себя неосквернённым от мира (Иак.1:27).

Практическое благочестие

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

— 2Пет.1:3-8

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина должны преобладать:

  • Сдержанность при светлости души и пламенности духа
  • Послушливость доброму при целостности и хранении достоинства
  • Сердечная отзывчивость, внимание и активное участие в проблемах и бедах других людей (с целью помощи), альтруизм
  • Простота, искренность, честность
  • Смирение
  • Трудолюбие, добросовестность
  • Непротивление властям, пока требования властей не идут вразрез с волей Божьей
  • Прощение обидчиков (даже если не просит прощения)
  • Самокритичность
  • Снисходительность к недостаткам характеров других людей
  • Любовь к людям

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности (в отличие от ислама), христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане должны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

  • скромность;
  • смирение, кротость;
  • соблюдения норм приличия общества (культурных норм);
  • избежание соблазнов.

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

  • Скромность в одежде (не богатая одежда и не ультрамодная),
  • Отсутствие элементов, подчеркивающих высокий социальный статус или материальное богатство,
  • По возможности соответствие культурным традициям данной местности;
  • Одежда не должна быть вызывающей похотливые мысли и плотские желания у противоположного пола.

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин должен прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

… конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения…

— 2Пет.2:9

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

— 2Тим.3:12-13

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

  • сквернословие, злоречие, пустословие

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

— Иак.1:26

Люди, названные в Библии благочестивыми

  • Симеон (Лк.2:25)
  • Корнилий (Деян.10:2)
  • Анания (Деян.22:12 — с оговоркой «благочестивый по закону»)

Греческий корень в именах

Корень греческого слова, переводимого на русский язык как «благочестие», присутствует в греческом имени Евсевий и произошедшем от него русском имени Евсей

Ссылки

  • Определение в Библейском словаре Вихлянцева

См. также

  • Пиетизм

Благочестие, что это в жизни человека

Здравия всем.

Предлагаю поговорить о благочестие, но не только, как о понятии церкви, но, прежде всего, о значении этого слова не только в вере, но и в жизни. Посмотрел в Интернете и не увидел истинного объяснения этого слова, только общие поверхностные положения, вернее, состояния верующего, ничего общего с этим словом не имеющие.

Благо и честь, что это такое

Как видим, слово благочестие состоит из двух понятий – это благо и честь. Считаю, чтобы понять значение этого слова, необходимо определиться с обоими понятиями. Пока не буду вдаваться в церковные объяснения, попробую определить, что это значит в жизни каждого дня.

Благо – это то что в жизни воспринимается позитивно. Благо – это красота, счастье, любовь, дар судьбы.

Но и такое изъяснение поверхностное, понятие слова весьма разнообразно и глубоко. «Благодарю», говорит человек, когда что-либо получает, «благодать», говорит человек, когда пребывает в истоме. С психологической точки зрения, благо – это гармония, слияние с природой (с богом), с обстоятельствами, жизнью.

Остановлюсь немного на понятии – «слияние с богом». Что это значит? Но об этом ниже по ходу статьи, здесь обращаю внимание на слово – «СЛИЯНИЕ», не веры, не следование заповедям и законам, вернее, не только, но и, прежде всего, слияние с высшим.

Честь – это также очень разнообразное и глубокое понятие. Диапазоны осознанности от чести девицы (непорочности) до чести человека в жизни (береги честь смолоду), но и честь профессии, например, честь воина, политика, конкретного человека. Всё зависит от того, что имеется в виду.

Более того, есть ещё одна интерпретация этого понятия – это честность, что значит быть правдивым, ответственным за свои поступки… Честное слово, говорит человек в иных случаях. Это воспринимается, как клятва, которая нерушима и тот человек, кто нарушит честное слово, тат презираем, прежде всего.

Благочестие, что это

А теперь поговорим о благочестии. Сначала дадим определение с позиции необычной.

Благочестие – это честь, которая есть благо, как и благо есть честь. Вместе, благочестие, когда честь для человека – это благо, но и благо определяет высоту чести (человек живёт честно, получая от этого удовлетворение, то есть благо).

Вспомним понятие благочестия нравственно-духовное. Благочестивый – это человек, верящий в бога. Развернём это утверждение и скажем: живущий в боге, но бог и есть любовь. Благочестие – это человек, живущий в любви и считает это своей честью.

Благо – это честь, честь – это благо.

Ещё одна грань этого уникального слова. Разберу на примере. Мы говорим, получив весточку от кого-либо: – Это благая весть. То есть весть хорошая, радостная, ожидаемая.

А что будет с этой позиции означать слово благая честь? Как это можно изъяснить? Благочестивый человек – это высоконравственный, честный, справедливый, но и гордый этими прекрасными качествами. Честь человека заключается в творении блага независимо от обстоятельств, это для него образ жизни.

Но не будем утрировать и останавливаться в своих поисках, разберём ещё один смысл этого глубокого понятия. Возьмем такое слово, как благополучие. Здесь мы подразумеваем хорошую, устоявшуюся жизнь во всех смыслах и в материальном, в том числе. Благополучие – это человек имеющий всё необходимое для жизни.

Вернемся к понятию благочестие и попробуем дать определение, но не будем определять непреложность и законченность определения, а разберём со всех позиций.

Благочестивый человек – это человек, который честь считает благом.

Благочестие в литературе и в религии

В религии и любой вере благая весть – это весть бога (любая святая книга, заповеди, каноны). Исполняющий все законы божьи и наставления считается человеком благочестивым. Но, как я считаю, что исполнение законов божьих означает высокую нравственность, и главное, даже в библии благочестивый человек, скорее исключение, чем норма.

Подведём итоги.

Благочестие – это высокая духовность, не показная вера в высшее, а понятие СОТВОРЦА высшего.

Почему я так смело утверждаю о сотворчестве (слияние) с высшим (богом)? Именно, слово честь дает мне такое право. Это слово довольно часто встречается в Новом завете и только поэтому толкование его предлагается искать там.

Благочестивый человек – это добродетельный человек, но любой верующий должен быть, по определению, добродетельным.

Благочестивый человек – это человек, который живёт не просто по канонам и заповедям, а подражает во всём Иисусу Христу (это из Нового завета). Здесь и благо (любовь, вера) и честь, ибо Сын божий (ответственность).

Ещё раз. Благочестивый – это человек, живущий в любви, вере и знании, но и ответственный за все свои поступки и, прежде всего, помыслы.

Чтобы раскрыть тему ещё подробнее приведу два примера благочестия. Это слово можно найти не только в библии, но и у Гомера, например, в его знаменитом произведении «Одиссея». Он назвал Одиссея благочестивым человеком.

Одиссей и благочестие? Это хитрый, смелый, умный, даже мудрый и благочестие? Это слово у Гомера означало не только высокую нравственность, но и его честь перед богами, то есть ответственность за свои поступки и помыслы, как правильные, так и ошибочные.

У Достоевского встречается такая фраза: «Семья его была русская и благочестивая», что может означать только одно, ответственная и высоконравственная. Добавлю, что не показная нравственность, как зачастую бывает в религии, а нравственность и ответственность, как образ жизни, которая и называется благочестием.

Разумеется, это понятие (благочестие) можно разбирать и далее, но я пока остановлюсь, ибо это особое мнение и воспринимается при первом прочтении с нотой противления и несогласия, но предлагаю, прежде, как судить, подумать и решить, обоснованные ли утверждения.

Так же предлагаю небольшой ролик на десерт.

Всего доброго, друзья.

До скорых встреч.

неблагочестивый

Смотреть что такое «неблагочестивый» в других словарях:

  • НЕЧЕСТЬЕ — ср. нечесть жен. беззаконие, все, что противно закону божескому или согласным с ним законам человеческим; житие во грехах, беспутство, преступная жизнь и дела, законопротивность. | Нечесть жен. непочтенье, неповиновенье, бесчестье, позор, срам,… … Толковый словарь Даля

  • Пир (Платон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пир. Диалоги Платона Диалоги даны в последовательности, установленной Фрасиллом (Диоген Лаэртский, книга III) … Википедия

  • Григорий Декаполит — Γρηϒόριος ὁ Ϫεκαπολίτης … Википедия

  • Митрий — Mitrius … Википедия

  • неблагобо˫азнивъ — (2*) пр. Неблагочестивый: Бесчиньны бо нарѣчеть недѣлающа˫а. въ единомь семь реченьи многѹ злобѹ ˫авлѧ˫а. ибо бесчиньны и небл҃гобо˫азнивы ключаютьсѧ (ἀνευλαβής) ПНЧ XIV, 142а; еже быти хр(с)ть˫ану. ни ѹбо не сдравующа страхъ. не смыслѧща помыслъ … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ — прп. (пам. 20 нояб.). По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII в. (Р. Жанен), 762 г. (Ц. Бароний), но наиболее вероятны 80 90 е гг. VIII в. (Ф. Дворник). Точный год смерти также… … Православная энциклопедия

благочестивый

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. благочести́вый благочести́вое благочести́вая благочести́вые
Рд. благочести́вого благочести́вого благочести́вой благочести́вых
Дт. благочести́вому благочести́вому благочести́вой благочести́вым
Вн. одуш. благочести́вого благочести́вое благочести́вую благочести́вых
неод. благочести́вый благочести́вые
Тв. благочести́вым благочести́вым благочести́вой благочести́вою благочести́выми
Пр. благочести́вом благочести́вом благочести́вой благочести́вых
Кратк. форма благочести́в благочести́во благочести́ва благочести́вы

бла-го-чес-ти́-вый

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a. Сравнительная степень — благочести́вее, благочести́вей.

Корень: -благочест-; суффикс: -ив; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. почитающий бога, соблюдающий предписания религии ◆ Заезжает к нему однажды какой-то священник, старичок седенький, благочестивый… В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И такая это была жена благочестивая, что когда богу молилася, так даже пресветлым облаком вся одевалась и премногие радостные слезы ко всевышнему проливала. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1856—1857 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Н. В. Гоголь, «Майская ночь, или Утопленница», 1831—1832 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. Библия Луки. 2:25
  2. преисполненный благочестия ◆ Напрасно глядишь на распятие из слоновой кости, стоящее на столике; напрасно силишься благочестивыми размышлениями заглушить волнение: не помогает! И. А. Гончаров, «Счастливая ошибка», 1839 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. набожный

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: благочестие

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: pious, devout

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Что такое БЛАГОЧЕСТИЕ? Как БЫТЬ благочестивым?

      Мир вам, Ирина!
      Судя по тому, что пишут апостолы, благочестие — это хранение своей чести чистой, доброй, не замаранной. Т.е. это когда человек настолько благоговеет перед Богом, что хранит себя не осквернённым от этого мира и при этом сострадательным к тем, кто мучается в этом мире. Эту же мысль очень чётко высказывает апостол Иаков: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы помогать сиротам и вдовам в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27).
      Апостол Пётр во 2Петр.1 пишет о том, на каком основании возникает благочестие… Сначала необходима вера в то, что мы являемся причастниками Бога, т. е. живём, уподобляясь Ему. Эта вера родит в нас добродетель (желание удалятся от растлевающих мирских похотей). Добродетель научит нас рассудительности, т. е. способности понимать, что хорошо и что плохо, выбирая правду. Рассудительность поведёт нас к способности воздерживаться от восстающих на нас похотей. А тренировка в воздержании даст нам способность быть терпеливыми. И вот уже от способности терпеть родится такое качество верующего, как благочестие — возможность держать свою христианскую честь чистой, не осквернённой от мира.
      Вера — добродетель — рассудительность — терпение — благочестие…
      Давайте посмотрим на примере… Если вы приняли Иисуса своим Спасителем, то вы — дочка Вседержителя, Святого и Превознесённого. Когда вы начнёте верить в это, вы обязательно станете стремиться быть как можно ближе к вашему Отцу и, как следствие, будете всё больше познавать Его. И вот в процессе вы однажды узнаете, что Его святость означает «никогда не лгать». Ваш Отец очень желает, чтобы вы были похожи на Него, а значит, и в вас должна появиться добродетель «никогда не лгать». Вы будете тянуться к ней, потому что вам хочется быть похожей не Отца, а Господь станет помогать вам обрести рассудительность, будет научить вас видеть, как избегать капканов на этой дороге. Во время учёбы вы станете очень терпеливой: ведь вам придётся быть внимательной к деталям, усердной в молитвенном общении с Отцом, настойчивой в том, чтобы вновь вставать после падений. И вот когда эти уроки подойдут к концу, в вас поселится удивительное сильное желание во что бы то ни стало хранить обретённую вами чистоту и никогда уже больше не возвращаться туда, где всё ваше естество тянуло вас солгать. Это и будет благочестие.
      И так с каждой неверной чертой вашего или моего характера…. всё начинается с веры в то, что я — ребёнок Господа Бога Вседержителя, Святого и Превознесённого, Свято имя Его ( 1Ин.3:1).
      Как видите, чтобы быть благочестивым, надо верить в истину. Я так же думаю, вы заметили, что благочестие не что-то, что человек обретает мгновенно. Оно вырабатывается в верующем. И даже больше того, апостол Павел очень советует упражняться в благочестии. И действительно, ведь это качество верующего человека подобно главной мышце, держащей весь позвоночник нашего спасения. Как только эта мышца начнёт ослабевать, т. е. как только верующий перестаёт следить за тем, чтобы хранить свою христианскую честь доброй и чистой, так тут же всё духовное тело человека рождённого во Христе начнёт клониться к земле и похотям падшей природы. Не зря мудрый Екклезиаст сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).
      С уважением,
      Саша.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *