«Эта ситуация тебя не убьет»

Законопроект, ограничивающий внесудебный порядок изъятия детей из семьи, внесен в Госдуму. Он призван изменить процесс изъятия детей из неблагополучных семей так, чтобы он соответствовал новым поправкам в Конституцию о защите семьи и создании достойных условий для воспитания детей.

Реклама

Если нововведение вступит в силу, то органы опеки или правоохранители, получившие информацию об угрозе жизни ребенку, больше не смогут сразу отобрать ребенка у родителей — им придется подавать заявление об изъятии ребенка из семьи в районный суд по месту его проживания.

В проекте предусматриваются и «исключительные случаи»: если сотрудники опеки и полиции, прибывшие к недобросовестным родителям, видят, что «в течение нескольких часов может наступить смерть ребенка», то они вправе забрать его сразу, составив акт с объяснением причин.

Этот пункт законопроекта удивил общественников, которые давно пытаются поменять механизм изъятия детей в России. Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила в разговоре с «Газетой.Ru», что спрогнозировать гибель ребенка невозможно.

«Я даже не понимаю, о чем идет речь. То есть приходят опека, полиция, и им нужно прямо сейчас понять, что ребенок может умереть через два часа, если они его не заберут.

А если ребенок жалуется на сексуальное насилие? Изнасилование — это же не угроза жизни. Что мы скажем ребенку? «Ну дружок, оставайся здесь, раз ты выживешь и эта ситуация тебя не убьет. Пусть понасилуют еще какое-то время»,

— возмутилась глава фонда.

Председатель Совета приемных семей при Минпросвещения РФ Наталья Городиская также считает, что сами органы опеки будут вынуждены трактовать по-разному понятие «исключительные случаи».

«А что такое опасность, представляющая угрозу жизни: пустой холодильник или отец, который насилует своих детей? Как можно обнаружить, что смерть наступит в течение нескольких часов? Например, опека среагирует на жалобу, придет и увидит, что с детьми просто сидит пьяная мать — значит, можно в суд. А через три часа вернется отец и начнет махать ножом. Надо уточнять, что подразумевается под угрозой жизни», — подчеркнула эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

Автор законопроекта и полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде Андрей Клишас пояснил «Газете.Ru», что чиновникам еще предстоит установить критерии, согласно которым на практике органы опеки и правоохранители будут определять, что случай является «исключительным».

«Закрепление четких критериев позволит ограничить свободу усмотрения органов опеки и попечительства при установлении оснований для отобрания ребенка», — заявил сенатор.

«А если бьет до полусмерти»

Авторы пообещали в тексте законопроекта, что заявления об изъятия ребенка из семьи будут рассматриваться судом в течение 24 часов с момента поступления.

Само заседание будет проходить в закрытом режиме — на нем, согласно документу, обязательно должны присутствовать органы опеки и попечительства, прокурор и родители (или один из них). В необходимых случаях могут быть и другие заинтересованные лица, а также сам несовершеннолетний, которого хотят изъять, если его участие возможно.

По мнению главы Совета приемных семей Натальи Городиской, судебный процесс, который обещают провести в течение 24 часов, в итоге может затянуться, что ставит под угрозу жизни детей.

«Если затягивать будут этот суд или оформление документов, а ребенок в этот момент находится в серьезной опасности, то есть риски. А что если ребенок оставлен без еды или есть в семье человек, который бьет до полусмерти, но его органы опеки не застали, когда приходили?» — сказала собеседница «Газеты.Ru».

Тем не менее второй автор законопроекта, председатель комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы РФ Павел Крашенинников, назвал срок в 24 часа «максимально коротким», передавал ТАСС.

Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» также удивилась, что российский суд способен решить такое дело за 24 часа — как пояснила Альшанская, ранее она тоже выступала с идеей о судебном изъятии, но предлагала рассматривать такие заявления за 48 часов.

«Если суд справится с этим за 24 часа, то я только за. Правильно, что на заседании будут присутствовать родители. Хотя в законопроекте ничего не написано про адвокатов — они должны помочь родителям высказать свою позицию», — подчеркнула специалист.

Сенатор Клишас уточнил в разговоре с «Газетой.Ru», что на заседании может присутствовать адвокат, но не пояснил, указан ли он в законопроекте как «заинтересованное лицо» или просто не упомянут. «Да, адвокаты могут участвовать в рассмотрении данных дел в общем порядке», — сообщил он.

«Изъятия маскируются»

Неизменным в данном процессе осталось то, что после заседания, на котором изъятие несовершеннолетнего было одобрено, органы опеки должны в течение семи дней с момента изъятия обратиться в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав, либо с иском об отмене усыновления.

Эксперты уверены: оставив этот пункт, чиновники никак не решили проблему безосновательного отбирания детей органами опеки. Именно из-за него число произвольных изъятий не изменится — органы опеки и полиция лишь станут их маскировать.

«Невозможно собрать за семь дней такие документы, потому что нельзя за это время глубоко изучить ситуацию в семье. В итоге проблема, которая имеется в текущем законодательстве, остается. Это приводит к тому, что большая часть отобраний маскируется — их нет в статистике.

Они маскируются под добровольные заявления родителей — органы отбирают, а родителей заставляют подписать соответствующие бумаги. Либо это делается под видом акта о выявлении безнадзорного ребенка, хотя ребенок находился дома с родителями. И та, и другая практика существует именно из-за того, что для опеки сложно собрать документы за семь дней»,

— подчеркнула Альшанская.

Кроме того, по словам общественницы, в процессе изъятия вообще не нужен пункт о моментальной подаче заявления на лишение или ограничение прав: в некоторых случаях органы опеки могут обеспечить временное устройство ребенку, а родителю — дать время на исправление.

«У нас однонаправленная история: если мы отобрали ребенка, то все — лишаем вас прав. Решение должно быть индивидуально в каждом случае. Если родитель, например, находился в состоянии наркотического опьянения — во-первых, это может быть разовая ситуация, и из-за угрозы изъятия ребенка человек перестанет так поступать. Во-вторых, с этим родителем можно работать на реабилитацию», — отметила президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Председатель Совета приемных семей при Минпросвещения также назвала лишение родительский прав крайней мерой. «С семьей нужно работать на восстановление. Государство должно оказать любую помощь, которая поспособствовала бы воссоединению семьи. Нет ничего хуже, чем дети, оставленные родителями. Нужны меры профилактики, центры помощи, кризисные центры», — сообщила Городиская «Газете.Ru».

«Произвол со стороны сотрудников опеки»

Тем не менее автор законопроекта Андрей Клишас выразил уверенность, что нововведение позволит обеспечить «защиту прав ребенка и интересов семьи».

«Суд сможет принять взвешенное решение, обеспечив соблюдения прав детей и интересов семьи. Предлагается исходить, прежде всего, из интересов семьи, родительского воспитания при соблюдении прав детей. Вносимые законопроектом изменения направлены на создание условий для максимально эффективной охраны прав и интересов ребенка, на защиту его права воспитываться в своей семье», — заявил сенатор.

Депутат Крашенинников также считает, что вступление в силу предложенного проекта сократит количество «произвольных вмешательств органов опеки в дела семьи».

«В качестве оснований изъятия детей зачастую называют нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой»,

— напомнил он, уточнив, что все это не имеет под собой реальной угрозы жизни ребенку, передавал ТАСС.

Несмотря на все недочеты законопроекта эксперты согласны, что судебное изъятие — это шаг к тому, чтобы обеспечить безопасность детей и семьи в целом.

«Мы знаем про случаи, когда детей отбирают, и это действительно произвол со стороны сотрудников опеки. Я положительно отношусь к тому, что к данному решению предлагается привлекать суд, потому что тогда отобрание будет ответственностью не только органов опеки. Они же у нас во всем всегда виноваты: не изъял — ребенок пострадает, изъял — плохо», — отметила глава Совета приемных семей.

В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» выразили надежду, что чиновники разрешат экспертам внести свои коррективы в проект, чтобы он решал абсолютно все проблемы изъятия ребенка. «Конечно, отрадно, что это наконец было сдвинуто с места. Надеюсь, что будет какое-то обсуждение, чтобы мы смогли снять все зоны риска и чтобы законодательство поменялось не формально: не семь дней на подачу заявления, а персональная оценка ситуации, работа с семьей», — заключила Альшанская.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той

семейной жизнью, какая складывается намеренно или

ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления

ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно,

укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух,

которым мы живы.

А.Н. Острогорский

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Как справедливо замечает по этому поводу Г.Т. Хоментаускас, «под зеркальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти; в семье, рассматриваемой окружающими как «примерная», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга, между ними простираются «зона арктического холода» или «море безразличия». Семьи эти различны по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведение взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой отклонения в нравственном развитии ребенка, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Необходимость сохранения семьи может поддерживаться убежденностью взрослых в том, что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться какие-то меркантильные или престижные соображения. Увлеченные своими «играми» взрослые даже не замечают, как деформируется личность их ребенка, чутко улавливающего всю фальшь в их взаимоотношениях.

Возможен и такой вариант развития семейной ситуации, при котором супружеские и детско-родительские отношения отличаются внутренней теплотой, гармоничностью и стремлением к взаимопониманию. Однако это взаимопонимание касается лишь бытовой стороны жизни в то время, как направленность личности супругов, а, следовательно, и их детей характеризуется низким уровнем социальной активности. Родители нередко ответственно относятся к учебе своих детей и их материальному обеспечению и при этом проявляют поразительное безразличие к другим сферам их жизнедеятельности, их духовному миру и волнующим проблемам, разрешить которые самостоятельно без поддержки опытных взрослых они не могут. Следствием подобного семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный у них эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными, семьи могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. Такие семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных семейных союзов. Разновидности таких семей довольно многообразны. Однако, в отличие от семей с явной формой неблагополучия, они пока не стали предметом самостоятельного научного исследования специалистов, и поэтому информация о них довольно скудно представлена как в отечественной, так и в зарубежной литературе. К сожалению, распространенные формы отклоняющегося поведения детей многие авторы склонны рассматривать как следствие глубокого социального кризиса в современной России, не связывая их с различными вариантами скрытого семейного неблагополучия, хотя никто из них не отрицает ведущую роль семьи в становлении личности подрастающего человека. Конечно, между семьей и широким социумом нет жестких границ, тем не менее, не всякая семья становится неблагополучной в условиях неблагоприятных социальных отношений в обществе. Скорее наоборот: именно семья чаще всего позволяет сохранить в ребенке душевную и нравственную чистоту. Все зависит от особенностей взаимоотношений и поведения взрослых, которые приобщают своих чад к социокультурным правилам и нормам человеческого общежития. В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет «недоверчивую семью», «легкомысленную семью» и «хитрую семью». Именно этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

«Недоверчивая семья»: характерная черта такой семьи – повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимыми ущемлениями интересов кого-то из членов этой семьи.

«Недоверчивая семья» всегда права, а все вокруг всегда виноваты. Если ребенок совершает проступок или вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других. Даже если родители не могут отрицать прямую вину своего сына или дочери, в разговоре они главное внимание уделяют не вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за отсутствия поддержки или даже неблагожелательного отношения окружающих. Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. В школе ребенок из такой семьи начинает конфликтовать с учителями и воспитателями, никогда не признает своих ошибок и отрицает свою вину, а родители становятся на его сторону. Получается замкнутый круг: конфликты эти, с одной стороны, порождаются взглядами, воспринятыми ребенком в семье, с другой – еще больше усиливают недоверчивость самой семьи, обостренность ее отношений с социальным окружением. Довольно часто конфликты ребенка со сверстниками или школьными учителями становятся главным содержанием жизни семьи, основной темой бесконечных разговоров родителей о том, «какие все плохие».

Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут какого-то подвоха.

«Легкомысленная семья» отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны. Даже если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, но не задумывается всерьез о том, как это можно сделать. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны «притерпеться» к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живет по инерции «так, как есть», не предпринимая попыток что-либо изменить. Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих нужных вещей, покупка которых все время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то все некогда заняться. Выбор места работы или учебы членов семьи нередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил, где был меньше конкурс.

Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главное развлечение – телевизор (смотрят невдумчиво и все без разбора), вечеринки, застолье. Употребление алкоголя как наиболее легкого и доступного средства для получения сиюминутного удовольствия легко прививается в семьях такого типа.

«Легкомысленная семья» почти постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, противоречия очень легко переходят в многочисленные конфликты. Ссоры мгновенно вспыхивают по любому пустяку.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

В «хитрой семье» в качестве важных черт, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, что при умении можно обойти «вполне законным» путем. Члены семьи могут заниматься различными «побочными» видами деятельности сомнительной законности.

Еще одна характерная особенность такой семьи – стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека, и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто «не умеет жить», кто недостаточно умен, энергичен и, следовательно, вынужден идти к цели самым длинным путем. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о планах на будущее для детей. Вот и выискиваются кратчайшие пути и нужные знакомства. Предприимчивые родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, своеобразно сдвинуты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у него формируется та же установка: главное – не попадаться.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология семей, в которых отрицательные черты стиля жизни выражены так ярко. Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены и последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных – это душевное одиночество детей в семье.

9. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: НП РАН, КСП + Академический Проект, 1999.

11. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. — М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2004.

12. Эйдемиллер Э.Г, Добряков И.В, Никольская ИМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2003.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

И. Е. Реуцкая

Аннотация: статья посвящена проблеме неблагополучных семей, различным типам семейных проблем, а также психологическим особенностям родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей.

Ключевые слова: неблагополучная семья, психологические особенности, родители, несовершеннолетний.

Keywords: dysfunctional family, psychological characteristics, parents, minor.

Чаще всего под неблагополучной семьей понимают семью с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющаяся с возложенными на нее функциями. Адаптивные способности членов такой семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно .

Неблагополучная семья отличается доминированием негативных факторов (медико-биологических, социально-экономических, психологических, педагогических), не только детерминирующих ее неблагополучие, но и отрицательно влияющих на воспитание детей. Причем данные факторы могут присутствовать в неблагополучной семье одновременно в различных сочетаниях.

Согласно исследованию И.С. Гани-шиной, неблагополучная семья не выполняет функций по воспитанию, образованию, первичной социализации детей; наносит подрастающему поколению психологический вред: способствует социальной дезадаптации,девиации и де-линквентности поведения несовершеннолетних . Таким образом, к неблагополучным семьям применятся понятие «находящиеся в социально опасном положении». В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении — это семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности, находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающих правонарушения или антиобщественные действия), а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .

Отечественными исследователями выделены различные виды неблагополучных семей (С.А. Беличева, 1994; Г.Г. Зайдулина, 2000; А.В. Мудрик, 1994 и др.) . Для осуществления анализа психологических особенностей родителей и несовершеннолетних детей из неблагополучных семей представляется целесообразным учитывать классификацию, предложенную И.С. Ганишиной (2004) , так как она наиболее точно отражает проблемы, встречающиеся в практике правоохранительных органов при организации и проведении профилактической работы с неблагополучными семьями.

В соответствии с указанной классификацией неблагополучные семьи подразделяются на следующие типы:

— алкогольная;

— асоциально-аморальная;

— конфликтная;

— криминальная;

— семья с психически больными родителями;

— наркотическая;

— педагогически несостоятельная.

Семьи, относящиеся к алкогольному и наркотическому типу, характеризуются наличием в составе одного и более членов, употребляющих алкоголь или другие психоактивные вещества (ПАВ). В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра к ПАВ относятся: алкоголь, наркотики, психотропные и токсические вещества . Дети в таких семьях предоставлены сами себе, прогуливают школу, бродяжничают, совершают правонарушения, нередко сами употребляют ПАВ. В рамках данной статьи представляется целесообразным рассматривать указанные типы семей как имеющие один тип проблем — семьи с родителями, употребляющими ПАВ.

Семьи асоциально-аморального типа отличаются антиобщественными установками и ориентирами. Родители в подобных семьях не занимаются социально полезной деятельностью (не работают, не учатся), могут злоупотреблять ПАВ, не иметь определенного места жительства (бродяжничать), а при наличии жилья устраивать там притоны. В этих семьях родители не занимаются воспитанием и социализацией детей, дети часто вынуждены «работать» за родителей (например, просить милостыню), вследствие чего им некогда посещать школу.

Семьи, где родители (один из родителей) страдают психическим заболеваниями, отличаются чрезмерной жестокостью по отношению к своим детям. Родители могут страдать такими заболеваниями, как: шизофрения, эпилепсия, маниакально депрессивный синдром (МДП) и т. д. Наиболее социально опасным (в том числе с точки зрения негативного влияния на детей) из данных видов

психических заболеваний является шизофрения.

Конфликтные семьи отличаются наличием постоянных или периодических конфликтов, в них доминирует атмосфера взаимного неуважения, придирок, агрессии (как вербальной, так и не вербальной, а нередко и физической).

Криминальные семьи характеризуются наличием в составе одного или более членов (родителя, бабушки, дедушки, сестры, брата), проживающих совместно с несовершеннолетним, отбывающих или ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы. Причем к данному типу могут относиться только такие семьи, в которых криминальный образ жизни некоторых ее представителей оказывает влияние на других ее членов. В подобных семьях родственники могут привлекать несовершеннолетних к криминальной деятельности.

В педагогически несостоятельных семьях утрачивается родительское влияние на несовершеннолетнего в силу психологических причин. При этом педагогически несостоятельными могут быть и внешне благополучные семьи, но использующие неэффективные (а иногда даже деструктивные) стили воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В психологической литературе рассматривают различные неблагоприятные доминирующие стили воспитания подростков с психологической точки зрения: отчужденного, авторитарного, с попустительским отношением, гиперопекаещего и др.

Отчужденную семью характеризует низкий уровень интереса к подростку, избегание общения с ним. Подросток в такой семье чувствует себя лишним и

ищет общения за ее пределами (например, на улице).

Авторитарная семья предъявляет к подростку излишне жесткие требования в соответствии со сложившимся внутренними стереотипам, и если это было ранее принято — физическое наказание.

Семья с попустительским отношением отличается преобладанием принципа вседозволенности. В такой семье подросток манипулирует родителями.

Гиперопекающая семья характеризуется сверхнеобходимой родительской опекой, причем не только из вне, но и стремлением «захватить» душевные переживания подростка.

В семье также может быть одновременно множество разнообразных стилей воспитания, обусловленных неоднородным культурным уровнем ее членов.

В целом описанные типы неблагополучных семей редко встречаются в чистом виде. Часто какому-либо определенному типу присущи черты другого (например, алкогольная или наркотическая семья может быть также и асоциально-аморальной), то есть в одной семье могут одновременно присутствовать различные взаимосвязанные проблемы.

Например, в ходе рейда было установлено: родители не работают, злоупотребляют спиртными напитками, на момент проверки продукты питания в доме отсутствовали, дров и угля не было, в доме антисанитарные условия.

По факту жестокого обращения с ребенком выявлено: мать длительное время нигде не работала, злоупотребляла спиртными напитками, систематически избивала своего сына, наносила телесные повреждения стулом, ремнем, ставила на всю ночь в угол за то, что ребе-

нок слабо учился. Квартира находится в антисанитарном состоянии,у ребенка отсутствуют учебники, нет продуктов питания.

При проверке семьи установлено: родители воспитанием несовершеннолетнего сына не занимаются, злоупотребляют спиртными напитками, нигде не работают, в комнате общежития антисанитарные условия.

В связи с этим считаем целесообразным рассматривать психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей в зависимости от типов семейных проблем (причин семейного неблагополучия), которые обусловливают попадание несовершеннолетних, воспитывающихся в них, в социально опасное положение.

Психологические особенности

родителей в неблагополучных семьях

• В конфликтной семье родители отличаются недостаточной личностной зрелостью. Индикаторами личностного показателя являются: наличие внутри-личностных конфликтов, тревожность, неуверенность в себе, психическое напряжение; трудности поведения, акцентуированные черты характера; недостаточная адекватность в уровне различных личностных сфер члена семьи; трудности саморегуляции состояний, чувств, поведения; ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность. В социально-психологическом плане семья отличается слабой адаптивностью в межличностном поведении ее членов; преобладанием в межличностном общении негативных эмоций, когнитивным рассогласованием в восприятии, пони-

мании, совпадении ценностей супругов; затрудненном поиске методов, способов, видов решения различных проблем в процессе жизненного цикла .

• Представители криминальных семей являются носителями криминальной субкультуры, включающей в себя криминальные традиции, обычаи, жаргон, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга. Подобная культура имеет антагонистическую направленность и не позволяет ее носителям аккумулировать и передавать общечеловеческие ценности своим детям. Таким образом, у старшего поколения представителей «криминальных» семей нарушена система ценностных ориентаций, что влечет деформацию потребностно-мотивационной сферы их детей.

• Наличие в семье родителей, зависимых от ПАВ, то есть больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, часто, как было отмечено ранее, обусловливает их асоциально-аморальный образ жизни.

Лица, зависимые от алкоголя, могут находиться на первой (неврастенической, характеризующейся увеличением устойчивости к алкоголю), второй (нар-команической, характеризующейся появлением физической зависимости от алкоголя) и третьей (энцефалопатиче-ской, характеризующейся снижением устойчивости организма к алкоголю) стадии хронического алкоголизма.

На первой стадии у человека формируется психическая зависимость, проявляющаяся в навязчивом желании выпить, доминировании мыслей об алкоголе. Становятся отчетливыми характерологические изменения личности — по-

являются лживость, хвастовство, назойливость, болтливость. При отсутствии возможности принять алкоголь возникает раздражительность, депрессия, усиливается поиск средств для приобретения спиртных напитков.

На второй стадии у больных происходит алкогольная деградация личности со снижением памяти и интеллектуальной деятельности. Они становятся грубыми, эгоистичными, лживыми; не заботятся о семье; часто вынуждены менять место работы; продают вещи, чтобы купить спиртные напитки, пьют суррогаты. В состоянии опьянения у них появляется эмоциональная неустойчивость, беззаботная веселость, сменяемая злобой, раздражительностью, ассоциальными поступками.

На третьей стадии личность больного приобретает психопатоподобные черты, проявляющиеся эксплозивностью, неуместным юмором, иногда депрессивным настроением, суицидальными тенденциями .

Женщины, злоупотребляющие алкоголем, отличаются доминированием характерологических особенностей по двум основным группам: эмоционально-лабильная психопатия с асоциальными тенденциями (в характере преобладают следующие качества: грубость, агрессивность, асоциальные тенденции) и тревожно-депрессивная психопатия с повышенной тревожностью и зависимостью (в характере преобладают следующие качества: повышенная ранимость, тревожность, мягкость, конформность). Женщины, страдающие эмоционально-лабильной психопатией с асоциальными тенденциями, способны к жестокости, в том числе по отношению к своим детям.

Мужчины, страдающие алкогольной зависимостью, могут иметь следующие особенности патологий характера (психопатий) — психастенические, истерические, стенические . При психастеническом типе психопатии преобладают такие качества, как: неуверенность, недоверчивость, тревожность, де-прессивность, обидчивость. При истерическом — крайний эгоцентризм, эксцентричность, авантюризм. При астеническом — выраженные колебания настроения, вспышки аффекта (эмоций) и агрессии, склонность к возникновению фобий, появлению чувства внутреннего напряжения и тревоги, к состоянию угнетения и отчаяния.

У больных наркоманией развиваются синдромы психической и физической зависимости. Синдром психической зависимости выражается в постоянных мыслях о наркотических препаратах, угнетенном, подавленном настроении при их отсутствии. У них начинается борьба мотивов, желаний, наплыв навязчивых влечений, мыслей. При развитии синдрома психической зависимости перестраивается весь духовный мир человека; все его интересы, межличностные и социальные отношения направлены на изыскание возможности наркотизации. Синдром физической зависимости (абстинентный синдром) проявляется в компульсивном (повторяющемся навязчивом) влечении к приему наркотического средства и развитии абстинентных явлений. Компульсивное влечение определяет почти все поступки больных, мотивы их действий и сопровождается постоянным стремлением к поиску наркотиков.

Больные токсикоманией проявляют социально дезадаптивные формы по-

ведения из-за следующих изменений: колебания настроения с преобладанием злобности, жесткости, агрессивности; наличие интеллектуально-мнестических расстройств, выражающихся в трудностях усвоения новых знаний, ухудшении памяти, нарушении активного внимания .

В ситуации наличия в составе семьи даже одного члена, злоупотребляющего ПАВ, у других ее членов возникают характерологические сдвиги или «соза-висимость», проявляющаяся в виде доминирования в мотивации поведения чувства страха, тревожных переживаний (за ближайшее будущее, о мнении окружающих и т. д.); в смещении центра внимания на больного члена семьи. При этом члены семьи, живущие совместно с человеком, злоупотребляющим ПАВ, испытывают оскорбления и унижения, насилие с его стороны, так как люди с аддикцией от ПАВ теряют контроль над своим поведением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В медицинской литературе достаточно широко представлены описания психических расстройств и особенностей поведения лиц, ими страдающих. В связи с этим в рамках настоящей статьи не представляется целесообразным останавливаться на характеристике родителей, страдающих наследственно обусловленными психическими заболеваниями и расстройствами.

Семья, использующая негативные стили воспитания, применяет деструктивные стили родительского поведения: индифферентный, авторитарный, либеральный .

Для отчужденной семьи характерен индифферентный стиль поведения, отличающийся низким контролем за поведением детей, отсутствием теплоты

в отношениях с ними. Такие родители безразлично относятся к своим детям вследствие недостатка интереса и внимания к ним или из-за недостатка времени и сил на воспитание.

В авторитарной семье доминирующим является авторитарный стиль поведения, который характеризуется высоким уровнем контроля, холодным отношением к детям. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения.

Семья с попустительским отношением использует либеральный стиль поведения, характеризующийся низким уровнем контроля и теплоты в отношениях.

Гиперопекающая семья проявляет гиперсоциальность , которая включает в себя гипертрофированное, одностороннее чувство долга, отсутствие компромиссов, твердость характера, негибкость в отношениях с детьми.

Психологические особенности несовершеннолетних из неблагополучных семей

Анализ данных психологических и психиатрических исследований свидетельствует о возможности влияния неблагополучной семьи на личность несовершеннолетнего (В.А. Аврамовичюте, 1973; В.А. Гурьева, 2001; Д.Н. Леонтьев, 1996 и др.) . Среди психологических качеств, формирующихся у несовершеннолетних вследствие жизни в неблагополучной семье, выделяют следующие:

— неразвитость потребностно-мотивационной сферы личности, проявляющуюся в деформации ценностных ориентаций, норм морали и нравственных установок; отсутствии системы по-

ложительно ориентированных внутренних запретов; доминировании утилитарных интересов, потребительского отношения к жизни;

— операциональная сфера личности может включать в себя: слабое доверие к людям; неспособность адаптироваться в незнакомой среде; неспособность к устойчивым межличностным отношениям; низкую ответственность и самообладание; эмоциональную неуравновешенность и неспособность к контролю над своими эмоциями, побуждениями, влечениями; замкнутость; робость; мнительность; раздражительность; жесткость; агрессивность; легкость закрепления различных отрицательных привычек; неадекватность самооценки; «вязкость» мышления;

— модуляционная сфера личности может включать в себя: истощаемость нервной системы, пониженную активность, замедленный темп действий и т. д.

Разнонаправленность психологических качеств, присущих несовершеннолетним из неблагополучных семей, обусловлена спецификой их индивидуально-психологических особенностей (направленность личности, уровень самооценки, доминирующие черты характера, особенности темперамента, сформированные способы преодоления трудных жизненных ситуаций, преобладающие механизмы психологической защиты и др.), детерминированными, в том числе особенностями влияния неблагополучной семьи на указанную категорию лиц.

В русле проблематики статьи представляется целесообразным акцентировать внимание на психологических особенностях несовершеннолетних, воспитывающих в семьях, имеющих раз-

личные проблемы, обусловливающие их неблагополучие.

• Наличие в семье постоянных конфликтов способствует аномалии волевого развития несовершеннолетнего. Характерными качествами для детей из таких семей являются: лень, неорганизованность, трусость, упрямство . В условиях такого типа семьи дети испытывают чувства незащищенности, нестабильности, приводящие к страху, постоянному напряжению, замкнутости, неумению общаться. Постоянные конфликты в семье вызывают у детей неприязнь к ссорящимся родителям и агрессию по отношению к «неправому» с точки зрения ребенка родителя. Несовершеннолетние в таких семьях способны к неадекватным эмоциональным реакциям.

• Условия жизни в криминальной семье являются важнейшим фактором формирования негативных типов деви-антного поведения, прежде всего: де-линквентного, аддиктивного и агрессивного. Несовершеннолетние из криминальных семей совершают определенные виды деликтов (правонарушения, преступления) вследствие неустойчивости внутреннего мира и под воздействием криминального значимого социального окружения (семьи). Они не способны предвидеть наступление негативных последствий и поэтому легко поддаются на провокации. Такие несовершеннолетние могут проявлять неконструктивную агрессивность, вызванную осознаваемым отрицательным отношением к действительности и окружающим людям, в том числе членам родительской семьи. В связи с тем что в криминальной семье несовершеннолетние могут испытывать дискомфорт в психическом состоянии

они испытывают потребность в активном его изменении, что может обусловливать появление у лиц данной категории аддикций. В несовершеннолетнем возрасте преимущественно начинает формироваться злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние.

• Наличие в семье родителей, зависимых от ПАВ, может обусловливать асоциально-аморальный образ жизни в ней. Для несовершеннолетних, имеющих родителей, зависимых от ПАВ, характерны следующие психологические особенности: нечеткость представления о себе (из-за неупорядоченности, непредсказуемости жизни семьи дети не знают, какие чувства являются нормальными, а какие — нет), низкая самооценка (вследствие наличия чувства вины за происходящее в семье), замкнутость (из-за преобладающего чувства страха говорить о том, что происходит в семье). Они испытывают чувства разочарования (так как родители не выполняют своих обещаний), безысходности, противоречивое отношение или даже неприязнь к родителю, зависимому от ПАВ. В связи с тем что у детей в этих семьях дефицит внимания со стороны родителей, для них характерны любые способы привлечения его, в том числе девиантные формы поведения. По данным Н.Н. Боднянской, в семьях с пьющими родителями у детей более чем в половине случаев наблюдались признаки нервно-психических патологий: умственная отсталость, задержка психического развития, неврозы, патология характера, эпилепсия . Эти признаки могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий.

• Наличие в семье родителей, имеющих психическое заболевание, способствует появлению у детей повышенной тревожности, чувства беспокойства за жизнь родителей, собственное будущее, неуверенности в себе, низкой самооценки. При осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними из семей, в которых родители страдают шизофренией, эпилепсией и МДП, следует помнить, что при данных заболеваниях имеет место возможность наследственной предрасположенности.

• Использование в семье негативных стилей воспитания, рассогласованность воспитательных воздействий со стороны разных членов семьи (например, матери и отца; родителей и бабушек, дедушек и т. д.) негативно влияет на формирование личности ребенка особенно в подростковый период. Это обусловлено тем, что негативные черты личности человека особенно остро проявляются в периоды возрастных кризисов развития, а «подростковый кризис» — один из самых сложных кризисов в жизни человека.

Таким образом, психологическое благополучие родителей и их несовершеннолетних детей существенно обусловлены спецификой семейных взаимоотношений, которая также зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей, культурного уровня членов семьи, ее количественного состава.

Отчужденная семья отличается недостатком внимания к несовершеннолетнему, непоследовательностью в воспитании или его отсутствием, что вызывают у подростка чувство дефицита эмоциональности, социально-психологического одиночества, и в результате может при-

вести его к поиску контактов вне семьи, в том числе в асоциальных группах. Это является причиной появления у несовершеннолетнего девиантного поведения. Для несовершеннолетних из отчужденной семьи характерны трудности в общении, умственной деятельности, не-гилистические реакции, ажиотирован-ная агрессия или неадекватная лояльность, невротические расстройства .

Авторитарная семья характеризуется жестоким обращением с несовершеннолетним, что является фактором риска возникновения неблагоприятных последствий в его развитии. У пострадавших детей отмечаются следующие отклонения: низкий уровень социального функционирования с различными формами агрессивного и деструктивного поведения; в отдаленном будущем — поведенческие расстройства, связанные с асоциальными личностными деформациями. Такой вид воспитания приводит к выработке пассивно-защитного типа поведения с заторможенностью, робостью, неуверенностью, зависимостью. Воспитание в условиях строгих, но вместе с тем противоречивых запретов является основой для развития неврозов, навязчивых состояний и психастении. Противоречиво-унижающее воспитание приводит к формированию агрессивно-защитного типа поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью .

Семья с попустительским отношением обусловливает: формирование у несовершеннолетнего эгоизма и сопутствующей ему конфликтности, вседозволенности; отсутствие позитивных форм общения (адекватной лояльности). При общении такие люди используют

вербальную агрессию (например, «Я так хочу!», «Я сказал») и нигилизм. Таким образом, попустительская семья делает несовершеннолетнего несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими людьми.

Гиперопекающая семья проявляет чрезмерное внимание к ребенку, удовлетворяет все его желания, что обусловливает развитие у него истерических черт характера с повышенной и плохо контролируемой эмоциональностью на любые жизненные трудности и препятствия, эгоизмом; ведет к подавлению инициативы и воли подростка, инфантилизму . Постоянная система запретов у несовершеннолетних с сильным типом нервной системы (стеничных) вызывает протест; у слабых, тормозимых — резко утяжеляется комплекс неуверенности в себе.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2007.

3. Висневская Л.Я, Данилова Е.А. Пьют родители — страдают дети. — М., 1977.

5. Зайдулина Г.Г. Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье: дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 2000.

6. Капралова Р.М. Влияние семейных отношений на волевое развитие подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1967.

7. Кирпиченко АА. Психиатрия: учебник.—Минск: Высш. шк., 2001.

8. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под. ред. В.А. Гурьевой. — М.: Генезис, 2001.

логия. — 1996. — № 4.

10. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. — М.: Генезис, 2005.

11. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.

13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

14. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

15. Шайдукова Л.К. Женский и супружеский алкоголизм. Актуальные проблемы наркологии. — Казань: Мир без границ, 2006.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ В СЕМЬЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье рассматриваются роль внутрисемейных отношений в генезе девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Изучены особенности эмоциональной близости в семейных отношениях несовершеннолетних осужденных без лишения свободы.

Выявлено, что нарушение степени эмоциональной близости в семьях несовершеннолетних осужденных является криминогенным фактором. Семьи осужденных отличаются от семей право-послушных юношей по уровню сплоченности (эмоциональной близости).

Методологической основой работы является системно-феноменологический подход Берта Хеллингера, в котором деликвентное поведение несовершеннолетних рассматривается как вторичная или третичная компенсация системы, и криминалогическая теория воссоединяющего стыда Джона Брейту-эйта.

В исследовании использовалась разработанная авторами статьи «Шкала Эмоциональной близости».

Ключевые слова: внутрисемейные отношения. Девиантное поведение несо-

С. Д. Хачатурян, С. А. Худоконенко

вершеннолетних правонарушителей. Эмоциональная близость в семейных отношениях. Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Теория воссоединяющего стыда Джона Брейтуэй-та. Методика «Шкала Эмоциональной близости».

In research «the Scale of Emotional affinity» was used developed by authors of article.

Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович.

Словосочетания «трудный подросток» и «неблагополучная семья» в толкованиях не нуждаются. Дети, как зеркало, отражают проблемы семьи, и это тема для особого разговора. Как правило, окружающие говорят: «А что вы ожидали от ребёнка – он же из неблагополучной семьи!» Но прежде, чем объявить ребёнка «трудным», прежде чем навесить ярлык, неплохо бы попытаться помочь ребёнку в этой ситуации.

Прежде всего необходимо выявить и понять причины, толкающие подростков на антиобщественный образ жизни. Если ребёнок живет с родителями-алкоголиками или в семье, где постоянные скандалы и не складываются отношения между домочадцами, плюс зачастую финансовые проблемы, сам он не в силах самостоятельно справиться и с реальными бытовыми проблемами, и с психологическими. Подросток, чьи желания и потребности с детства не учитываются, в результате перестаёт осознавать свою ценность как человек и личности в целом, видит мир в искажённом виде, у него деформируется понимание социальных и семейных ценностей, формируется отчуждение, а иногда и полное неприятие мира. Одни дети в такой ситуации уходят в «режим автономного существования», а некоторым даже удаётся выстроить на первый взгляд вполне благополучную жизнь, только эмоциональная травма остаётся в их сердцах навсегда. Жизнь других ребят, выросших в неблагополучных семьях, и таких большинство, как снежный ком, катится только с горы и никогда не катится в гору.
Дети из неблагополучных семей, как никто другой, нуждаются в поддержке и понимании и никогда не откажутся от действительно реальной помощи. Преувеличенная агрессия, не всегда адекватное поведение, показной пофигизм – всё это лишь маска. Очень удобная маска, за которой можно спрятать слёзы, боль, обиду, страх.
Но чтобы дети стали совершенно другими, бывает вполне достаточно попытаться повлиять на атмосферу в семье и доме. И совсем в крайнем случае сменить место проживания ребёнка.
Сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних, учитель, сотрудник органов опеки, да и просто неравнодушный взрослый, оказавшийся рядом, может стать «спасательным кругом» для трудного подростка.
Неблагополучные семьи – это в первую очередь семьи, в которых родители не исполняют должным образом свои родительские обязанности, не заботятся о детях, злоупотребляют алкоголем, ведут противоправный образ жизни, где жилищные условия не соответствуют элементарным санитарным нормам, где дети по факту безнадзорны. Найти взаимодействие с такими семьями непросто, их образ жизни нуждается в кардинальных переменах. Главная задача инспектора по делам несовершеннолетних – суметь повлиять на остатки совести горе-родителей и помочь им изменить свою жизнь и жизнь их детей к лучшему. Хочу отметить, что с этой задачей сотрудники инспекции справляются. В целом в результате работы, проведённой инспекцией, ситуация меняется в лучшую сторону. В Рыбнице в 2018 году на учёте ИДН состояли 123 семьи, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, а в 2019 их было уже меньше – 115. Работа инспекции в своей основе направлена на предотвращение социального сиротства. Инспекторы ИДН прежде всего ориентированы на преодоление в семье кризисной ситуации и налаживание нормальной жизни детей. Изъятие ребёнка из семьи – это совершенно крайняя мера, которую инспекторы стараются предотвратить. Было несколько случаев, когда дети сами обращались к инспекторам с просьбой забрать их в интернат, так как жизнь в семье была невыносима. Ребята хотели жить в нормальных бытовых и психологических условиях. Просто хотели жить нормально. В таких случаях сотрудники ИДН сигнализируют в службу опеки и уже служба опеки выясняет все детали истинной ситуации в семье и совместно помогает подросткам в оформлении в интернат.
Во всех случаях ведётся постоянная работа с семьёй. Исправить ситуацию бывает крайне сложно, но возможно.
Задача взрослых, находящихся рядом, помочь и поддержать подростка, не дать испортить его жизнь окончательно. Важно к каждой непростой ситуации, возникшей в семьях наших подопечных, отнестись очень осторожно и осмотрительно. Надо помочь детям ощутить собственную значимость.
Бывают ли «лёгкие» подростки? Бывают, там, где к детям относятся с вниманием и любовью.
И. Томашинская, старший инспектор ИДН Рыбницкого ОВД.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *