пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Шедше! — этим словом облечены следующие мысли: «Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше». Оно — страшно. Слова Божии милости хощу, а не жертвы объясняют его. Слова эти имеют такое значение: «Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, — создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога.

Аскетическая проповедь.

Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого — по воле Божией.

Аскетическая проповедь.

Услышь, что говорит тебе Господь: «милости хочу.» Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблазняешься единственно оттого, что ты горд и слеп! Ты исполняешь некоторые наружные правила закона и за это любуешься собой, презираешь, осуждаешь ближних, в которых замечаешь нарушение некоторых мелочей, и не замечаешь исполнения великих сокровенных добродетелей, возлюбленных Богу, незнакомых твоему надменному, жестокому сердцу. Ты не глядел в себя довольно, ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешником. От этого не сокрушилось твое сердце, не исполнилось покаяния и смирения, от этого ты не понял, что наравне со всеми прочими человеками нуждаешься в милости Божией, в спасении. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Я пришел», – говорит Он, – «призвать не праведников, но грешников к покаянию.» Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство – узреть грехи свои! Какое блаженство – смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме него одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство – милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них одну милость.

Аскетические опыты. Том 1.

См. также Толкование на Мф. 9:11

МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ

от Матфея 12:1-21

Ключевой стих 12:7

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных”

Чем больше Иисус проповедовал и чем больше распространялось Его служение, тем больше фарисеи завидовали Иисусу и тем больше они «ставили Ему палки в колеса”. Но, несмотря на это, Иисус не враждовал с ними, наоборот, Иисус пытался им объяснить, что же на самом деле хочет от них Бог. Это важный вопрос и для нас, нам тоже очень важно знать, что Бог хочет от нас.

1. Иисус защищает учеников и исцеляет сухорукого (1-14)

Посмотрите на стихи 1,2. «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу”. Однажды, следуя за Иисусом в субботу, ученики взалкали и стали срывать недозрелые колосья и есть, растирая руками. По сути это не было нарушением закона Моисея. Во Второзаконии 23:24,25 сказано: «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего”. Фарисеи не обвиняли учеников, что они ели чужое зерно. Они обвиняли учеников в том, что те срывали и растирали колосья в субботу, что, по их мнению, было нарушением закона субботы. Давайте подумаем, что такое закон субботы.

Бог дал закон субботы во время исхода евреев из рабства в Египте. Кроме того соблюдение субботы – четвертая из десяти заповедей. Одна из десяти заповедей – это значит очень важно. Во Втор. 5:12-15 сказано: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний”. Бог хотел, чтобы человек в субботу отказался от всяких своих обычных дел и посвятил этот день, чтобы иметь личные отношения с Господом и для служения Богу. Также этот день не только для богатых, но и для бедных: для слуг, для рабов и даже для животных, чтобы они тоже отдохнули и тоже могли поклоняться Богу. Но фарисеи забыли цель субботы. Вместо того чтобы думать, как помочь агнцам в радости и благоговении приходить к Богу в субботу, они написали множество правил, что считать работой, а что не считать. Например, в субботу можно пройти 900м, а 1200 уже нельзя. Или в субботу нельзя нажимать на кнопки в лифте. По этим правилам, то, что ученики руками растирали колосья, считалось работой и нарушением субботы. С таким обвинением они подошли к Иисусу.

Но Иисус не принял их притензий. Он привел два примера. Во-первых, Иисус рассказал о царе Давиде, который ел священные хлебы предложения, которых не имел права есть. Посмотрите стихи 3,4. «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?”. Когда Давид спасался от царя Саула, который хотел убить его, Давид пришел к первосвященнику Ахимелеху, и просил у него хлеба. Но у священника не было другого хлеба, кроме хлеба предложения. Этот хлеб нельзя было есть никому кроме священников. Бог дал такой закон, народ Израиля благоговел перед Богом. Но священник дал эти хлебы Давиду. В 1-м Цар. 21:6 сказано: «И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы”. Нигде в Библии ни Давид, ни Ахимелех не осуждаются за это. Это потому, что Давид был благоговейным человеком. Поэтому он исполнил цель заповеди, хотя, формально, преступил ее. В то время ни один фарисей не отважился бы критиковать царя Давида, поскольку люди уважали его и почитали. Поэтому они не должны критиковать учеников, которые тоже исполняют суть закона субботы, хотя и не по правилам фарисеев.

Во-вторых, Иисус напомнил, что священники в храме в субботу больше работают, чем в обычный день. Посмотрите на стихи 5,6. «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма”. В субботу в храме есть очень много работы: нужно приносить удвоенную жертву, надо смотреть за светильником, надо приготовить новые хлебы предложения, надо принимать жертвы у народа, надо заботиться о чистоте храма. В субботу священники работают больше, чем в обычные дни. Но никто не осуждает их за это, ни Бог, ни люди. Это потому, что работа священников в храме сама по себе есть служение Богу. Поэтому то, что они работают – это не нарушение, а исполнение закона субботы. Также и ученики. Храм – это только дом, которому наречено имя Бога. Сам Бог больше Храма. Иисус – это воплощенный Бог. Ученики сейчас следуют за Иисусом, они исполняют Его волю, они имеют личное общение с живым Богом. Их жизнь сейчас – это не противоречие закону субботы, а исполнение. Сам Бог не осуждал голодных учеников, поэтому и фарисеи не могли их осуждать.

Отойдя оттуда, Иисус вошел в синагогу. Там был человек с сухой рукой, а фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли Иисус в субботу, чтобы обвинить Его. Давайте прочтем стихи 10-12. «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро”. Фарисеи спросили: «можно ли исцелять в субботу?” Использовать страждущего человека, чтобы уничтожить Иисуса, если Иисус поможет – это страшное извращенное сердце. Иисус, видя их злое сердце, отвечал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро”. Всякий человек, не смотря даже на субботу, вытащит свою овцу из ямы, чтобы она не погибла и чтобы не мучалась. У Бога такое же сердце к людям. Сердце Бога скорбит из-за страданий Его творений, поэтому Он не откладывает исцеления на понедельник, а исцеляет сразу. Кроме того, Бог хочет, чтобы люди в субботу делали добро, а не зло. Поэтому Иисус продемонстрировал милость Бога на этом человеке. Посмотрите стих 13. «Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая”. Иисус приказал этому человеку выйти на середину синагоги. Потом сказал: «протяни руку твою”. Он протянул, и стала его рука здорова, как другая. Это была великая работа Бога и огромная радость для этого человека. Все люди должны были радоваться, но фарисеи только больше ожесточились, и собрались на совещание, как бы убить и погубить Иисуса. Иисус, узнав об этом, удалился в другое место.

2. Милости хочу, а не жертвы (7)

В этих двух событиях: когда Иисус защищал Своих учеников и когда Иисус исцелил сухорукого, мы видим огромную разницу между Иисусом и фарисеями. Иисус полон благодати и истины, через Него видна слава Бога, а фарисеи выступают как слуги сатаны. Почему искренно верующие и благоговейные люди стали слугами сатаны, которые всегда стремились разрушить дело Бога, насадить сомнения и, в конце концев, распяли Иисуса на кресте? Посмотрите на стих 7. «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных”. Это цитата из Ос. 6:6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений”.

Бог хочет от нас милости, а не жертвы. Это значит Бог хочет искреннего и чистого сердца, а не формального исполнения предписаний. Фарисеи думали, что Бог требует от них жертвы, то есть дословного исполнения всех пунктов закона. Они много делали правильно. Например, для того чтобы быть чистыми, они постились и заучивали наизусть Слово Бога. Они проповедовали язычникам, чтобы обратить их в Иудаизм. Но, когда они делали это без любви и без милосердия, они стали гордыми. Если мы делаем какую-то работу без милости Бога, без благодарности и искреннего сердца, то становимся гордыми. Фарисеи обращали внимание на сами дела, а не на то, с каким сердцем сделано это дело. В результате они оценивали праведность по тому, как долго и ветиевато кто молится, по тому, какие богатые дары кто приносит. Но для Бога это не важно. Бог ненавидит, если кто-то приносит богатое пожертвование, а в сердце жалуется, что должен столько отдать или осуждает других, кто дал меньше. Бог ненавидит, если если кто-то улыбается в лице, а за глаза осуждает и враждует с ближним. Бог ненавидит, если брат говорит сестре о Боге, а на самом деле ищет, как искушать сестру похотью. У всех этих пороков есть одно общее: так поступают люди, которые думают, что Богу нужна жертва, что Бог нуждается в чем-то, что мы Ему даем.

Но Богу не нужна жертва. Он Сам все имеет. Богу нужна милость. Он показал нам Свое искреннее сердце тем, что послал Иисуса на крест, умереть за наши грехи. Его милость и Его любовь к нам выразились в жертве Его Единородного Сына Иисуса Христа. Чтобы спасти нас, Он Сам умер. Теперь Он хочет того же и от нас. Он хочет, чтобы мы проявили свое искреннее сердце через любовь и через милость к недостойным. Этому Бог радуется больше, чем всем всесожжениям, пожертвованиям и изучениям Библии для колличества.

Иисус был милостивым. Он принимал мытарей и праституток, чтобы простить им грехи и открыть Небесное Царство. За Ним всегда следовали толпы бесполезных грешников, потому что все они надеялись: какой бы я страшный грешник ни был, у Иисуса найдется немного милости и для меня. Он не осудит, а простит грех и приведет меня к Богу. Люди следовали за Иисусом, потому что знали: Иисус не хочет их использовать для себя, для своей выгоды, а хочет благословить и сделать их жизнь полной и благодатной. Иисус хочет, чтобы и мы стали такими пастырями, которые имеют милость Иисуса, которые с любовью помогают агнцам исправить свой путь перед Богом. Иисус хочет, чтобы и в реальной жизни мы прощали немощи и недостатки других, не осуждали соседа, брата или сестру за грех, а покрывали их недостатки, помогли подняться и стоять перед Богом.

Быть милостивым не обозначает быть беззаконным или гуманистично игнорировать грехи других. Быть милостивым обозначает не осуждать за грех, не ранить других, напоминая им о их грехах, но покрыть грех и помочь раскаяться и стоять перед Богом. Иисус был таким. Он не часто ругал грешников. Но Своим прощением делал Он так, что грешник раскаивался и возвращался к Богу. Иоанн написал об Иисусе: «и Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины”. Иисус полон не только благодати, но и истины. Милость это не только благодать, но и истина.

Молюсь, чтобы Бог сделал нас милостивами людьми, которые знают сердце Иисуса. Молюсь, чтобы Бог дал нам знать милость Иисуса, Который стал преступником на кресте, чтобы простить нас. Молюсь, чтобы мы стали добрыми пастырями, которые милостью Иисуса помагают агнцам раскаяться и стоять перед Богом. Быть милостивым – это и есть наша живая жертва перед Богом.

3. Иисус – добрый пастырь (15-21)

Иисус не желал ненужного столкновения с фарисеями. Поэтому Он оставил то место и пошел в другое. За Ним последовало множество больных людей, и Он исцелял все их болезни. Иисус приказывал им не говорить другим, Кто Он. Но Матфей подчеркивает, Кем был Иисус, цитируя Исаию 42:1-4. Давайте прочтем стихи 18-21: «Се, отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; И на имя Его будут уповать народы”. Эти стихи учат нас двум важным вещам об Иисусе.

Первое, Иисус был помазан Святым Духом Божьим. В Мт. 3:16 сказано: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него”. В Лк.4:18,19 сказано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”. С Духом Божьим Иисус проповедует правосудие всем народам, где многие люди страдают от неправедности. С Духом Святым Иисус исцелял многих больных людей. Со Святым Духом Иисус проповедовал благую весть Царства Божьего.

В Ин. 6:63 говорится: «Дух животворит, плоть не пользует нимало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь”. Своей физической силой мы мало что можем сделать. Чтобы совершить великое дело, нужен дух. Без духа любой человек – ничто. Это мы хорошо видели во время «оранжевой революции”. Также и сейчас мы видим, что нашей стране необходим не дешевый газ, а Дух Божий. Политики, даже облеченные властью и всякими ресурсами не могут ничего сделать, если у них нет духа. Слава Богу, что наш Господь, Иисус может помочь нам, поскольку Он был помазан Духом Святым. Слава Богу, что мы также можем помочь другим, поскольку Господь обещал послать нам Святого Духа.

Второе, Иисус трости надломленной не переломит. Посмотрите еще раз стихи 20,21. «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы”. Как мы знаем, тростник очень хрупок в пустыне, где палящее солнце и внезапные бури надламывают его. Надломленный тростник символизируют крайнюю слабость. Надломленная трость символизирует человека, надломленного властью греха. Многие молодые студенты, которые должны жить сильной жизнью, на самом деле проводят жизнь за компьютером, целый день играя в компьютерные игры. Это потому, что они слабые и раненные, как надломленная трость из-за власти греха. Они слишком хрупкие, чтобы помочь себе. Они слишком слабые, чтобы помочь другим. Но Иисус не ломает таких людей. Наоборот, Иисус исцеляет их и дает им новую жизнь в Боге. Более того, Иисус имеет надежду для них. Иисус в самом деле страдающий слуга для страждущих. Он дает новую жизнь в Боге для надломленных и сломанных людей. В Иисусе мы не отчаиваемся и имеем надежду для себя, для других и для нашего народа. Только Иисус – наша истинная надежда.

Слова «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит” относятся не только к молодым агнцам. Эти слова относятся и к взрослым верующим, которые попали в искушение, ожесточились, отошли от Бога. Эти слова относятся также к тем, которые сейчас находятся в искушении. Иисус трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус понимает слабость, и с милостью исправляет неправильное сердце. Иез. 33:11 говорит: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?”. Те, кто сейчас находятся в искушении, и те, кого Бог обличал в неправильном сердце перед Богом, сейчас придите к Иисусу, чтобы Он исправил, потому что Он милостивый Бог, Который не уничтожает грешника, но восстанавливает.

Через Иисуса мы видим прекрасный образ пастыря, который с милостью помогает самым раненым и безнадежным агнцам. Даже если душа агнца как надломленная трость или как курящийся лен, Он не поломает ее, а восстановит. Он доставит суду победу. Мы тоже можем стать такими пастырями, если, помня милость Иисуса, сами будем милостивыми. Молюсь, чтобы Бог дал нам узнать сердце Иисуса Христа, и узнать, что Бог хочет от нас милости и это есть наша живая жертва Богу.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №988-1
Людмила , Киев, Украина
04/10/2003

Спаси Господи, батюшка.
Мне не совсем понятны такие слова из Евангелия «милости хочу, а не жертвы» и как их нужно применять в повседневнойй жизни?
Заранее благодарю за ответ, Людмила

Ответ отца Олега Моленко:

Нужно приводить слова в Евангельском их контексте:

Мф.9:
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Из контекста данных слов мы видим, что они была сказаны Господом в ответ на обвинение фарисеев в Его адрес, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Такое обвинение могли предьявить лишь люди, имеющие о себе высокое мнение, как о безгрешных и праведных, что открывает их гордыню.

Ответ Господа состоит из трех частей: сравнительного, деятельного и объяснительного. Сравнительный ответ, заключенный в словах: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», уподобляет Господа — врачу, грех — болезни, грешников, сознающих свою греховность и ищущих ее избавления у Господа, — больным, фарисеев, мнящих себя праведниками и не видящих в себе общечеловеческой греховной болезни, — «здоровым».

Одновременно Господь одобряет и укрепляет тех людей, которые сознают себя грешными и идут к Господу за исцелением.

Деятельный ответ, заключающийся в словах: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?», обличает гордых фарисеев в духовном невежестве и ложном понимании слов Писания. При этом Господь отсылает их от Себя (Бог гордым противится!), как бы говоря им, мол, идите от Меня и, прежде чем осуждать грешников, научитесь посредством покаянного самопознания реальному отношению Бога к согрешившим людям, которое основано на милости и сострадательной любви.

В Писании это отношение Бога выражено словами: «милости хочу, а не жертвы». Но это же отношение Бог требует и от людей друг ко другу, что видно в словах молитвы «Отче наш» и в притче о Господине простившем рабу своему огромный долг, но который не простил малый долг своему должнику.

Таким образом милостивое и сострадательное отношение к грешникам является заповедью Господа.

Слово «жертвы» в данном случае означает формальное, сухое и лицемерное отношение к Богу, например, уплата Богу некоторой положенной части и т.п. Такой «жертвы», которая нерастворена милующим сердцем, Бог не хочет и не принимает! Есть одна угодная Богу жертва, которая связана с милостью: «жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не отвергнет» (Пс.50).

Сокрушенное от зрения своей греховности сердце становится смиренным. Смиренное сердце не возносится над другими людьми, но милует их и сострадает им. Этим милованием кающийся человек уподобляется Богу милующему и Он принимает такого человека к Себе.

Объяснительная часть, заключающаяся в словах: «ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», объясняет нам волю Божию в отношении людей, окончательно разделяя мнимых праведников от кающихся грешников. Бог пришел на землю для одной цели — спасти людей и призвать их к покаянию. Спасение людей с их стороны заключается в одном — в покаянии!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *