Продолжая излагать понятия Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы” (Матф.6:34). Как нужно понимать эти слова?

Как и в предыдущих текстах, так и в разбираемых словах Иисуса Христа фигурирует слово “не заботьтесь”. Но на этот раз оно употреблено несколько в ином смысле. Если раньше это слово употреблялось для того, чтобы указать человеку на то, чтобы он не заботился (в смысле чрезмерно не переусердствовал) о приобретении питья, еды, одежды, а прежде всего в жизни искал Царства Божьего и правды Его, то в данном разбираемом случае Иисус Христос рекомендует не заботиться о завтрашнем дне. Слово “итак” указывает на то, что Иисус Христос делает вывод из предыдущих высказываний. В предыдущем тексте Спаситель говорил о язычниках, жизнь которых отягощена заботами о питье, еде, одежде. В погоне за вкусной едой, сладким питьем, роскошной одеждой язычники строят планы к приобретению мирских благ и удовольствий. Язычники, одержимые стремлением к накопительству и роскоши, власти, почестям, богатству и удовольствиям, целые дни проводили в заботах о том, как перещеголять соседа и приумножить свои богатства, какие новые развлечения изобрести и попробовать.

В отличии от язычников, Иисус Христос рекомендует Своим последователям отрешиться от мирских забот, не стремясь ни к богатству, ни к власти, славе и удовольствиям, а жить просто и скромно, смиренно и покорно, ища правду Царства Божьего и служа своей жизнью Богу. Главным девизом жизни каждого христианина должны стать слова Спасителя о том, что прежде всего в жизни человек должен искать Царства Божьего и правды Его. А

потом уже заботиться о еде, питье, одежде, то есть обо всём мирском. Поэтому человек, живущий согласно этому совету Иисуса Христа, не будет стремиться перещеголять своего соседа в роскоши, приумножать свои богатства, обходить своего конкурента по службе или в бизнесе. То есть такой человек не строит планы, связанные с приобретением мирских благ и удовольствий, а живет тихо, мирно и смиренно, совершая добрые поступки, заботясь о спасении своей души.

Такой человек воспринимает события каждого дня не с позиций корысти, наживы и приумножения своих почестей и богатств, а с позиций развития своего морально-нравственного совершенства. То есть такой человек живет событиями каждого нового дня, участвуя в них так, чтобы не запятнать свою душу и совесть, чтобы не свернуть с пути спасения души в каждый конкретный прожитый им день. Для такого человека не нужно опережать время и стремиться в завтрашний день. Истинный христианин понимает, что каждый новый день несет человеку свои испытания в отношении его веры и совести. И поэтому истинный христианин сосредоточенно и спокойно воспринимает события каждого дня, вдумчиво разбираясь в них, чтобы не впасть в грех, не совершить богопротивный поступок.

Истинный христианин каждый день начинает с обращения к Богу через молитву в которой просит о том, чтобы Господь Бог Своей силой оградил человека от искушений и неприятностей и Своей мудростью направил человека на совершение правильных поступков, из которых и складывается каждый прожитый день. Поэтому истинному христианину не надо беспокоиться о завтрашнем дне, потому что Господь дал ему сегодняшний день, во время которого человек за совершение дел и несет ответственность перед Богом.

Слова Иисуса Христа о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне, целенаправляют человека на то, чтобы каждый свой день человек прожил достойно. А для этого человек всё внимание, усердие, заботы и старания должен посвящать сегодняшнему дню, во время которого должен стремиться не нарушить заповедей Божьих и не впасть в грех. И тогда из таких достойно прожитых дней и будет складываться благочестивая жизнь истинного христианина, превращенная им в усердное служение Богу.

Таким образом призыв Иисуса Христа к тому, что люди не должны заботиться о завтрашнем дне, говорит о том, что каждый человек должен уметь достойно разобраться в событиях настоящего дня и прожить его без греха.

Свое утверждение о том, почему не нужно заботиться о завтрашнем дне, Иисус Христос поясняет тем аргументом, что “завтрашний (день) сам будет заботиться о своем”. Как нужно понимать эти слова?

Эти слова указывают на то, что каждый день в жизни любого человека не случаен, а наполнен определенными, целесообразно возникающими событиями, проявляющимися в этот день по воле Божьей. События каждого дня человеческой жизни возникают не просто так, а представляют собой определенные испытания, ниспосланные Богом для укрепления и проверки совести и веры человека, его чести и достоинства. Наряду с этим враг рода человеческого каждый день строит против человека козни и измышляет искушения, чтобы толкнуть человека на совершение греха. И поскольку каждый день в жизни человека наполнен не случайными, а целенаправленными событиями, несущими для человека испытания, то и нужно в этих событиях разбираться человеку именно в тот день, в который эти события дал человеку Господь. И прожить этот день достойно, разобравшись в кознях сатаны и не попав в сети греха. А проблемы и заботы следующего дня человек будет решать в тот день, когда они наступят, потому что каждое событие возникает не случайно, а по воле Божьей, в определенный, отведенный для этого события Богом день. Вот в этот день и нужно разбираться с каждым конкретным событием и заботиться о нём в пределах возможностей данного дня.

Иными словами высказывания Иисуса Христа о том, что “завтрашний (день) сам будет заботиться о своем” нужно понимать в том смысле, что события каждого дня в жизни человека не случайны, а строго целенаправленны и регламентированы Богом, и нужно заниматься заботами, связанными с событиями каждого дня тогда, когда эти события произошли.

Зная о том, на что способен человек, Господь посылает человеку в определенный день те дела и заботы, с которыми человек в состоянии справиться именно в этот день, имея к этому все необходимые условия. А произойдут эти события, согласно воле Божьей, в тот день, когда человек будет готов к заботам о них. Поэтому Господь Бог посылает человеку только те заботы, которые человек способен решить, наполняя день каждого человека не только событиями определенного характера, но и строго определенным количеством событий, приходящихся на каждый день жизни каждого человека. Эта мысль подтверждается далее идущими словами Иисуса Христа: “довольно для каждого дня своей заботы”. Как нужно понимать эти слова Спасителя?

Эти слова говорят о том, что коль Бог, как Всемогущая сверхъестественная Сущность, наполняет строго определенными событиями каждый день жизни каждого человека, то Бог и посылает человеку в конкретно определенный день такое количество забот и событий, с которыми и может справиться данный человек.

"Не заботьтесь о завтрашнем дне"

Поэтому Иисус Христос и говорит что “довольно для каждого дня своей заботы”. То есть каждый человек должен решать лишь то количество проблем (забот), которые послал ему Господь в конкретный определенный день, согласно условиям и обстоятельствам и не выполнять те дела и заботы, которые лучше решить в другой день. Тем, что человек не будет брать на себя решение забот и проблем дня завтрашнего, он покажет, что доверился Господу Богу в формировании каждого своего дня, в наполнении каждого дня заботами определенного характера и количества и поручил заботе Божьей и попечительству Божьему каждый свой день. “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику” (Пс.54:23).

Такой формой поведения человек выражает свою преданность Богу, свое доверие Богу, вручая в руки Господни всю свою жизнь и выбирая Господа своим Защитником, Заступником, Наставником и Отцом Небесным.

В последней разбираемой фразе слово “забота” в современном переводе Библии не совсем точно переведена. В древнеславянском тексте Библии вместо слова “заботьтесь” стоит слово “злоба”, потому что именно это слово более всего соответствует греческому слову “kakia”, стоящему в этом тексте. В древнеславянском тексте Библии эта фраза звучит так: “Давлеет дневи злоба его”. Смысл этой фразы можно перевести так. Зачем человеку отягощать заботами настоящий день больше того, чем это положено Богом? Зачем человеку предаваться злостраданию, злиться и страдать от тягот будущего дня, когда можно ограничиться решением проблем дня сегодняшнего, а заботы завтрашние оставить завтрашнему дню.

Святой Иоанн Златоуст это место пояснял так: “Не довольно ли для тебя есть хлеб твой в поте лица твоего? Для чего подвергаешь себя и другого злостраданию? Для чего ты стараешься отяготить настоящий день больше, чем уделено ему тяготы? Для чего возлагаешь на него бремя и наступающего дня?” (Беседы на Матфея, 22-я глава).

И в древнеславянском и в современном варианте Библии Иисус Христос в этих словах говорит Своим последователям о том, чтобы они выполняли заботы, и решали проблемы, наполняющие собой конкретно определенный день, потому что Господь Бог посылает человеку определенные заботы в конкретный день. Причем именно те заботы и проблемы, в которых человек, в силу своего развития, может разобраться. И эти проблемы и заботы посланы Богом человеку именно в тот день, в который данный человек может их решить.

Поэтому человеку не надо допускать того, чтобы над каждым днем довлела злоба дня завтрашнего, то есть не нужно перегружать свой день заботами следующего дня. Потому что не только сам человек, но и Господь Бог формирует жизнь человека, и знает какому человеку в какой день и какие заботы надлежит послать для их решения.

Согласно раннехристианской точке зрения, имеющей место и в современном богословии, человек и его душа является объектом борьбы между сверхъестественными силами добра и зла. А ареной (местом действия) этой борьбы является разум и сердце человека, так как от разума и сердца зависят те поступки, какие совершает человек в своей жизни. Борьба за душу человека между силами добра и зла ведется искушениями и соблазнами с одной стороны, и просвещением и вразумлением с другой стороны. И от этой борьбы зависит то, кому будет принадлежать эта душа, силам добра или зла, Богу или сатане. А это зависит от поступков,

Таким образом в разбираемых словах Иисуса Христа говорится не об отказе от планирования каких-либо добрых дел и поступков, совершить которые можно не за один день, а за более длительное время, а о внимательном отношении к проблемам и событиям каждого дня, чтобы разобраться в них и не допустить грехопадения. Потому что под видом любого события может таиться искушение и прельщение к совершению греха. А для того чтобы более внимательно и бдительно относиться к замаскированным греховным соблазнам, Иисус Христос и советует человеку всё своё внимание сосредотачивать на событиях настоящего дня, чтобы в них разумно разобраться и не заботиться о завтрашнем дне, “ибо завтрашний сам будет заботиться о своём”. То есть с проблемами и заботами завтрашнего дня человек должен разбираться не сегодня, а завтра, тогда, когда придет завтрашний день и принесет свои проблемы или подскажет окончательное решение старых проблем, возникших раньше.

Таким образом, разбираемые слова Иисуса Христа нужно понимать в том смысле, что события, наполняющие каждый день, находятся под воздействием сил добра и зла, даются человеку не случайно, а для испытания его совести и стойкости в вере. Для того чтобы избежать грехопадения, человек должен не заботиться о завтрашнем дне, а всё свое внимание и бдительность сосредоточить на проблемах и заботах дня сегодняшнего, чтобы достойно прожить этот день и не допустить совершения греха. Потому что каждый день по воле Божьей имеет предназначенное этому дню количество дел и забот. “Довольно для каждого дня своей заботы”. А завтрашний день “сам будет заботиться о своем”. То есть завтрашний день принесет человеку свои заботы, разрешение которых по воле Божьей лучше осуществится с приходом завтрашнего дня. “Итак не заботьтесь о завтрашнем дне”

Иными словами Иисус Христос призывает людей бороться за каждый благочестиво прожитый день, который как день, посвященный Богу, отвоеван у зла и греха. Подтверждая эту мысль великий Гёте в своем знаменитом произведении “Фауст” писал о каждом честно и достойно прожитом дне человека так: “Конечный вывод мудрости земной: лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой”.

Как из капель воды состоит река, так из достойно прожитых дней слагается праведная жизнь человека. Постоянно думайте об этом, стремясь не заботиться о завтрашнем дне, но зато все силы и энергию отдавать на то, чтобы благочестиво прожить день сегодняшний.

Не бойтесь завтрашнего дня

Зинаида Полякова

         "Довольно для каждого дня своей заботы"
                                    (Мф. 6, 34)

Не бойтесь, люди, завтрашнего дня.
И будущим себя не напрягайте.
Сейчас живите, мир в душе храня,
И всё своей любовью освещайте.
Не бойтесь испытаний и невзгод,
Которые еще не наступили.
Ведь Бог нам не по силам не даёт-
Не делайте сомнительных  усилий.
Подальше отгоните  всякий страх
И завтрашнюю ношу не берите.
Пусть видят вас  с улыбкой на устах.
Любите ближних, радуйтесь, живите!

Бог силу на сегодня нам дает
А завтра будет новая  работа.
Тот мудрый, кто по принципу живет:
«У завтрашнего дня  — своя забота».

                        26.01.11

© Copyright: Зинаида Полякова, 2011
Свидетельство о публикации №111012702673

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Зинаида Полякова

Рецензии

Написать рецензию

А, как быть с потомками? Они ведь наше будущее. Надо ли думать и Заботиться о их завтрашнем дне? Спасибо, Зиночка! С праздником!

Евгений Крюков-Донской   27.05.2018 13:44   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

С праздником, Женя.
А что ты подразумеваешь под заботой о завтрашнем дне?
Я думаю, что если люди наконец- то УСВОЯТ, что жизнь человеческая это самая большая драгоценность и НИКТО!!! не имеет право ее обрывать (кроме Бога в свое для каждого время), то не нужно никаких забот. Все будет идти своим путем. Человек не должен жить в страхе. Человек должен иметь все возможности для самовыражения, любви, радости. А это все зависит от МИРНОГО устроения общества, где уважаются права человека. Поэтому МЫ должны СЕГОДНЯ положить конец всяческим распрям. А так как распри эти идут от единиц, которым всего мало и которые никогда не насытятся, то надо, чтобы сознание остальных выросло до понимания, что единиц надо поставить на место ЛЮБЫМ способом и сделать все возможное, чтобы не случилось повторения. Как в Библии.
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

Так будет и с этим злым родом.
(Матф.12:43-45). Если в странах будет всем всего хватать, то никакие сторонние государства не полезут разжигать страсти, потому что не будет щелей. А к вам лезут все, потому что у вас дырявый дом со всех сторон.

Как правильно не заботиться о завтрашнем дне

Наверное, Женя, еще не всем приперло по горло. Еще приноравливаются, приспосабливаются люди и нет единства. Я говорю сейчас не о вашей только проблеме, а обо всей стране и всех ее жителях. Забота одна- мир!

Зинаида Полякова   27.05.2018 14:14   Заявить о нарушении

Ах, Зиночка! — если бы, да кабы?… Благими намерениями устлана дорога …
Я, говоря о будущем имел в виду вот это —
http://www.stihi.ru/comments.html?2018/05/20/2988

Евгений Крюков-Донской   27.05.2018 14:31   Заявить о нарушении

Это все мудрствования, Женя. Мы живем сегодня! И на планете Земля! Прошлого уже нет. А завтра вообще может не наступить для каждого без исключения. Надо обустраивать наше "сегодня". И каждый!!! должен помогать быть на Земле Добру. Смех сказать, миллионы людей не могут справиться с парой сотен. Тебе не хочется от этого плакать?

Зинаида Полякова   27.05.2018 14:48   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Зинаида Полякова

«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы»

Если ты посвятил себя Богу для совершения Его дела, то тебе не нужно заботиться о завтрашнем дне. Тот, Кому ты служишь, знает конец от начала. События завтрашнего дня, сокрытые от твоего взора, известны Ему, Всемогущему.

Когда мы сами боремся за совершение порученного нам дела и возлагаем свои надежды на собственную мудрость, то мы берем на себя ношу, которую Бог не возложил на нас, и пытаемся нести ее собственными силами, без Его помощи. Мы берем на себя ответственность, которую Бог Один в состоянии нести, и таким образом становимся на Его место. Хотя нас могут коснуться всевозможные заботы, опасности и утраты (ибо последние присутствуют всегда), но все же, искренно веря, что Господь нас любит и желает нам только добра, мы не будем находиться в постоянном страхе за будущее.

Толкования на Мф. 6:34

Мы вполне доверимся Богу, как ребенок доверяется своим любящим родителям, и тогда наши заботы и мучения исчезнут, ибо воля наша успокоится в воле Божией.

Христос не обещал нам уже сегодня помочь нести заботы завтрашнего дня. Он сказал: «Довольно для тебя благодати Моей» и, как манну в пустыне, ниспосылает ее ежедневно. Подобно народу Израильскому во время его странствования в пустыне, и мы можем каждое утро получать небесный хлеб для дневного пропитания. Только сегодняшний день принадлежит нам, в этот день мы должны жить для Бога. В заботе об этом дне мы должны торжественно передать все наши намерения и планы в руки Христа и возложить на Него все наши заботы, ибо Он печется о нас. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

«Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша» (Иер. 30:15).

Если ты намерен искать Господа и ежедневно обращаться к Нему, если ты по собственному решению желаешь быть свободным и радостным в Господе, если ты с легким сердцем следуешь Его зову и принимаешь на себя иго Христа — иго послушания и служения, — то все твои жалобы смолкнут, твои затруднения исчезнут, и самые запутанные вопросы разрешатся.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *