Представители Русской Православной Церкви сомневаются в возможности канонизации рядового Евгения Родионова, обезглавленного боевиками в чеченском плену за отказ снять нательный крестик и принять ислам. «Нет никаких документальных сведений об обстоятельствах смерти человека. Все рассказы, которые существуют в развернутом или сжатом виде, есть всего лишь умопредставление людей на эту тему», – сказал секретарь синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью, опубликованном 14 января 2010 г. в газете «Комсомольская правда».

Причины отказа в канонизации – отсутствие документальных подтверждений о факте мученичества этого человека. Для канонизации, по словам о. Максима Максимова, необходимы ответственные свидетели гибели солдата, а они убиты. В настоящее время единственный живой свидетель, который может рассказать о смерти солдата, это его мать, но она не присутствовала при его гибели, «поэтому свидетелем может быть названа условно».

«Я вот так же, как вы сейчас мне вопросы задаете, у нее спросил: «Откуда известно, что сын принял смерть именно так?» Она сказала, что это общая, типологическая ситуация со всеми русскими воинами, попавшими в плен и убитыми. Но Церковь не может опираться на типологические свидетельства», – отмечает секретарь комиссии по канонизации. По его мнению, так можно поставить вопрос о канонизации тысяч погибших в Чечне солдат. «А почему нет, если вопрос типологический? Или вы меня будете уверять, что все солдаты – христиане и знают, за что умирают?» – задает вопрос священник.

Напомним, что лет пять назад мама воина мученика Евгения Родионова Любовь Васильевна (см .илл.) поделилась с главным редактором «Русского Вестника» Алексеем Сениным своими горестями: «Родина, границы которой мой сыночек защищал в Чечне (а Женя был пограничником), приняла его тело неласково. Я и мой сын жили в Московской области, в Подольском районе, в поселке Курилово. Его жителей хоронят на административном кладбище у храма Вознесения Господня. Тамошний молодой священник, о. Александр Филиппов, недавно бывший профессиональным массажистом, отказался отпевать моего сына без оплаты. Соседи сжалились над нами (денег у меня после Чечни совсем не было), заплатили ему 300 рублей, только тогда он совершил обряд отпевания. Впоследствии у него погиб брат, который сейчас похоронен в двух метрах от дверей храма Вознесения Господня, рядом со священнослужителями этого храма. Отношения мои с этим священником не сложились. Он ненавидит меня за прямоту, за то, что к Жене на могилу приезжают и приходят люди со всей России, от Дальнего Востока до Прибалтики, из бывших советских республик — Украины, Казахстана и из стран далеких — Америки, Германии, Франции (см. илл.). С 1997 года он не однажды предъявлял мне претензии в том, что я приглашаю священников послужить панихиду на могиле, не согласовывая с ним. Его раздражает, что он остается в стороне от поминовения убиенного солдата. Приезжают днем и ночью, священники и военные, генералы, и очень много детей, часто целыми классами. В храм они почти не заходят, потому что он всегда, кроме воскресенья, закрыт. Мне больно за Церковь, которая уничижается недостойными служителями. Примеров тому знаю предостаточно, о чем очень скорблю»: http://expertmus.livejournal.com/48573.html

Для справки: рядовой воинской части 2038 Назранского погранотряда Евгений Родионов 1977 г.р. 13 февраля 1996 г. вместе с Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым был послан дежурить на КРП, в 200 м от заставы, который представлял собой обыкновенную будку без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки…. Во время их дежурства на боевом посту была остановлена машина скорой помощи под управлением бригадного генерала Руслана Хайхороева, в которой перевозили оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. Офицеры из Калининградской обл. слышали крики солдат, звавших на помощь, но не посмели покинуть заставу. Командованию они доложили, что «солдаты дезертировали из части»… Уже 16 февраля Любовь Родионова получила телеграмму, что ее сын, Евгений Александрович Родионов, «самовольно оставил часть, и командование просит ее принять меры для возвращения сына на службу». Телеграмма была послана, когда боевики уже начали пытать захваченных в плен Евгения Родионова и его однополчан: принуждали одного пленного пытать другого, подвешивали на дыбе, морили голодом. Все это мучители заставляли описывать в письмах домой, чтобы родители быстрее собрали необходимую сумму для выкупа. Евгений писать наотрез отказался, сказав, что денег у них собрать негде, да и сердце у мамы больное — может не выдержать такого известия. Тем временем федеральные войска вплотную подошли к Бамуту, и за день до его сдачи с пленными решено было покончить. 23 мая 1996 г. Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После их отказа Евгению отрезали голову, остальных расстреляли. Матери Евгения Родионова, 9 мес. разыскивавшей сына, боевики передали видеокассету с записью его казни.
На сегодняшний день написано около 160 икон, посвященных воину-мученику Евгению , которые уже есть в 26 храмах России. В 1997 г. по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». Книгу-житие «Слово о солдате» написал и издал настоятель Свято-Духовского храма с. Вольное Новомосковского благочиния иерей Георгий Ханов (Днепропетровск). Игумен Кирилл, настоятель муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря Владимирской епархии также ходатайствовал о канонизации. 10 августа 2002 г. освящен полковой храм в честь воина Евгения Мелитинского на территории Алтайского погранотряда, в Акташе, настоятель которого о. Варлаам написал первую икону «Воина Евгения, в Чечне убиенного». Именно в этом храме алтайских пограничников произошло одно из первых чудес. 20 ноября 2002 г., как сообщил о. Варлаам, «один из солдат, рядовой Андрей Зяблицкий, верующий человек, прочитавший жизнеописание Евгения Родионова и проникшийся особой любовью к его личности, держал в руках храмовую икону с изображением св. мученика Евгения-воина . Молебен и крестный ход снимали на видеопленку,- и прямо во время съемок крестного хода икона в руках солдата замироточила. Миро истекало из нижней перекладины креста в руках воина». 21 октября 2008 г. воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии.
В интервью газете «Русский вестник» мама Евгения сообщила о свое встрече с о. Максимом Максимовым весной 2003 г.: «По форме беседа эта напоминала допрос. Молодой человек, по возрасту годящийся мне в сыновья, выспрашивал меня о том, с какими словами умирал мой сын, хвалил ли он Господа или ругал своих убийц? И есть ли этому свидетели? Отвечаю: есть. Пусть отец Максим, ежели не струсит, едет в Чечню к боевикам, и адреса известны — Бамут, Ачхой-Мартан, и спрашивает их. Мой сын, погибая, не думал о том, будут его канонизовать или нет…».
Протоиерей Александр Шаргунов в беседе на радио «Радонеж» 8 февраля 2004 г. заметил в этой связи: «Интервью священника Максима Максимова о канонизации воина Евгения Родионова, которое он дает ответственному редактору «Церковного Вестника», мягко говоря, вызывает у меня недоумение. Создается впечатление: автор убежден, что ему позволено говорить все что угодно от лица Церкви только потому, что он является секретарем Синодальной комиссии по канонизации. В самом деле, не может не поражать уровень рассуждений собеседников. Священник Максим Максимов рассуждает, что воина Евгения Родионова новомучеником нельзя назвать, во-первых, потому, что, цитирую: «надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников Российских, как бы мы ее ни растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, по 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам Российским, происходит очевидный подлог: в современной истории России это совершенно иной период». Получается, что гонения на Церковь кончились, новых мучеников больше не будет.
Не может быть, между прочим, речи о прославлении, скажем, убиенных Оптинских иноков или убиенного ваххабитом иерея Игоря Прозина, или протоиерея Анатолия Чистоусова, замученного в Чечне. Книга Апокалипсиса вообще закрыта, наступило принципиально новое время! Очевидно, эпоха тысячелетнего царства… Не хочется верить, что о. Максим исповедует такую откровенную ересь. Такое впечатление, что он не понимает, что пишет! Но кроме этого, возникает более простой вопрос: неужели секретарь комиссии по канонизации не знает того, что известно каждому семинаристу. Само название «новомученики» мы восприняли с XVI, XVII, XVIII, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказывались похулить веру во Христа и принять магометанство (между прочим, как мы видим, буквально то же, что было с воином-новомучеником Евгением!). Если следовать логике о. Максима, то и наших новых мучеников и исповедников Российских нельзя назвать таковыми».
Кстати, при канонизации новомучеников в той же комиссии РПЦ вопрос об их чудесах даже не поднимался…

В Москве, в Центральном музее Пограничной службы ФСБ России, презентовали документальный фильм «Мой сын рядовой Родионов». Он повествует о трагической судьбе молодого парня, который в далеком уже 1996 году, находясь в плену у боевиков в Чечне, отказался снять православный крест, за что был обезглавлен. Мог выжить, но от своих принципов не отказался. Причислен Русской православной церковью к священномученикам.
Первая чеченская кампания принесла немало смертей российских солдат. Но смерть Жени Родионова выпадает из общего списка именно из-за православного контекста, когда солдата, рядового пограничника, который нес службу на административной границе Чечни и Ингушетии, казнили именно за веру. Просто потому, что отказался снять православный крест.
У каждой войны есть свои герои. Как генералы, так и рядовые. Суворов – это русско-турецкие войны, взятие Измаила. Кутузов – Бородинская битва. Матрос Кошка – оборона Севастополя. Рядовой Матросов – Великая Отечественная война. Генерал Громов – Афганистан. Список огромный: Россия богата на героев. Кампания в Чечне тоже оказалась богатой на мужественные и смелые поступки наших военных. Легендами тех военных событий стали многие – генералы Трошев и Шаманов, другие полковники, майоры, лейтенанты и рядовые. На той войне, к слову, погибли девять сыновей генералов, в том числе сын командующего ВДВ Георгия Шпака, пятьдесят пять сыновей полковников – в окопах не отсиживались.

Великий подвиг совершил, как обычно, и простой русский солдат. И среди этих героев, безусловно, можно назвать имя Евгения Родионова. Рядового, гранатометчика по должности, добросовестного и ответственного парня, который своим мужеством вызвал уважение даже у врагов.
«Сложить голову на поле брани, как это ни прискорбно, – святая честь для каждого воина, который защищает свое Отечество, – говорит настоятель Крестовоздвиженского храма в деревне Дарна Истринского района Московской области отец Константин (кавалер медали «За отвагу» в Афганистане). – Попасть в плен и не сломаться – это гораздо сложнее. Пуля потому и дура, что прошибает навылет и не оставляет возможности выбора – это солдатская доля в бою. Жене Родионову, которого мы чтим как священномученика, выпала более тяжелая участь. Ему был дан непростой выбор между жизнью и отречением от веры.

Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы. Но он оставил крест у себя на груди. К сердцу прижал. И когда уже в плену его пытались убедить в необходимости избрания новой веры, неприемлемой по многим соображениям, он отверг эти предложения. Мы знаем много примеров из истории, когда христиан пытались отлучить от веры насильственными способами. Они не отказались от своих убеждений и сохранили свои принципы. Рядовой Родионов – наследник традиций, в первую очередь православных. Принял мученическую смерть, за что так и почитаем ныне. Молимся за него каждодневно».

Евгения Родионова почитают во многих российских храмах, а в мае 2011 года он включен как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитриевскую субботу.

В России в 2010 в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Евгению Родионову, который представляет собой бронзовую свечу, пламя которой будто обнимает фигуру Евгения, вокруг головы которого виден нимб, а в руках – восьмиконечный крест. Памятник этот установлен на территории местной школы, которая носит его имя.

В 2016 году в Москве на очередном заседании круглого стола Изборского клуба, объединяющего экспертов, аналитиков, публицистов, политиков патриотического толка, было подписано обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации (прославления в лике святых) воина Евгения Родионова. В обращении указывалось, что фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за веру и отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению. Именем воина Евгения предлагалось назвать улицы и площади российских городов. Было отмечено, что нынешняя патриотическая власть Чеченской Республики – субъекта Российской Федерации с огромным уважением относится к подвигу Евгения Родионова.
«Нельзя забывать своих героев, – говорит директор национальной премии «Воины духа» Игорь Исаков. – Они отдали свою жизнь за Отечество, знали, на что идут, поэтому заслуживают достойной памяти и уважения потомков. То, что сняли документальный фильм о славном воине Евгении Родионове, очень здорово. Это напоминание о том, что наши люди готовы на самопожертвование ради своей Родины, ради отстаивания своей свободы и своего суверенитета. Ведь ради спокойствия своей страны кто-то всегда находится на передовой, несет службу и порой жертвует жизнью. Наш долг – отдавать память своим защитникам, воспитывать на их примере молодое поколение. Нельзя забывать героизм тех, кто защищал нашу Родину в отечественных войнах, отстаивал интересы России в Афганистане, Чечне, прочих вооруженных конфликтах. Нужно помнить и о далеких событиях – той же Куликовской битве, где проявил героизм монах Пересвет, вышедший на схватку с Челубеем. Это генетическая память, и мы должны ее сохранить для потомков».


Здесь, конечно, нельзя не вспомнить и про маму Жени – Любовь Васильевну Родионову. После сообщения об исчезновении сына она десятки раз ездила в зону боевых действий. Была неоднократно обнадежена и неоднократно бита боевиками, добралась до главаря бандформирований Басаева и в конечном итоге получила вначале тело своего сына, а потом и фрагменты его головы. Установила истину, но так и не успокоилась. Ее воспоминания и стали основой документального фильма «Мой сын рядовой Родионов».

14 Июня 2017, 16:24

21 год назад в чеченском плену рядовой из Пензенской области Евгений Родионов отказался снять нательный крест и был за это убит

Евгений Родионов стал национальным русским героем. О его подвиге знают не только россияне, но и люди, живущие на Украине, в Казахстане, Германии, Франции, США.

Подвиг земляка помнят
Почитание Евгения Родионова началось стихийно. По многим церквям пошли рассказы о «божественном воине в огненном плаще», который в Чечне помогает пленным солдатам найти путь к свободе, показывает им мины и растяжки. И вот уже больше 20 лет иконы с его ликом появляются по всей нашей стране и за рубежом. В России существует более полутора сотен иконописных изображений Евгения Родионова. Некоторые мироточат. На Святой горе Афон, в Греции, в Сербии и других странах новомученика почитают, называя воином Евгением Русским.

За эти годы было создано множество фильмов, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения, а также памятников.

В Кузнецке его имя носит средняя школа № 4, перед входом в нее установлено скульптурное изображение воина, на стене висит огромный фотопортрет. Ежегодно в городе проводится турнир по боевому самбо памяти Евгения, проходят открытые уроки и классные часы, на которых детям рассказывают о подвиге земляка.

Десять лет назад в Кузнецке был создан благотворительный фонд имени Евгения Родионова. Его поддерживает мама Жени Любовь Васильевна.

России нужны герои
Много лет фонд возглавляет предприниматель Андрей Прошин. Организацию создал его отец, сам Андрей в те годы был юношей — примерно того же возраста, что и Женя в момент гибели.

Сейчас это молодой мужчина, который в буквальном смысле вырос на подвиге Евгения Родионова, досконально знает детали пленения, заключения и последнего дня воина-земляка.

— Подрастающему поколению нужен пример, — говорит Андрей. — Пример настоящий, живой. Мы привыкли искать героев в далеком прошлом, а Женя стал национальным героем нового времени. Простой русский парень, который стоял за правду и веру до конца. Его подвиг — пример того, как человек ставит во главу угла не деньги или известность, а истинные ценности, которые нельзя купить или продать.
Все эти годы задаюсь вопросом: что если бы я оказался на месте Жени? О чем он думал в последние минуты жизни? Прошлой осенью у меня впервые появилась возможность «прожить» это по-настоящему.

Андрей съездил в Чечню, на место гибели Евгения, вместе с его мамой Любовью Васильевной.

— Бамут — небольшой поселок, на окраине которого до сих пор стоят обстрелянные дома, — рассказывает он. — Небо патрулирует военный вертолет. Да, восстановлены школа и детский сад, но люди не торопятся сюда возвращаться.

Просто мама Жени
Женю казнили на берегу горной речки Фортанги. От администрации до места казни — чуть больше километра. Небольшая делегация проходила это расстояние молча. И это были мучительные минуты.

— Внутри все дрожало от напряжения и эмоций, — вспоминает Андрей. — На войне атеистов не бывает — это знают все… Но насколько это так, можно почувствовать только в зоне бывших боевых действий. Чувство очень мощное, пронизывающее с ног до головы.

Любовь Васильевна отошла в сторону, села на берегу реки и несколько минут сосредоточенно смотрела на воду. Она была олицетворением скорби и великого горя матери, потерявшей сына.

— Мы давно знакомы с этой удивительной женщиной, — говорит Андрей. — Она поражает своей мягкостью и одновременно мужеством, стойкостью. Через что ей пришлось пройти, одному Богу известно. Но она не только не сломалась, но стала опорой для многих людей, в том числе для меня. Мы созваниваемся почти каждый день. Бывает, открываю ей сердце, советуюсь, как поступить… Она невероятно мудрая, чистая, светлая: пообщаешься с ней пару минут — и ощущение, будто воды из родника напился.

В Чечне русские солдаты, узнавая Любовь Васильевну, становились на колени, просили ее благословения. И это удивительно, потому что она совершенно непубличный человек.

— Я перестала быть Любовью Васильевной Родионовой, я давно — просто мама Жени, — как-то сказала она.

Канонизация
Все это время вопрос о канонизации воина оставался открытым.

Народное почитание часто идет впереди официального церковного признания. Причисление к лику святых — это констатация того, что уже существует. Так было с Матроной Московской, до этого — с Серафимом Саровским.

Год назад на заседании Изборского клуба (сообщество известных экспертов) было подписано открытое обращение к Патриарху Кириллу с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации мученика Евгения.

— Канонизация Евгения Родионова нужна не ему, а всем нам, — говорит Андрей Прошин.

Он молится за нас
23 мая могила Евгения в подмосковном селе Сатино-Русское (куда позднее переехала семья) превращается в место паломничества. С каждым годом сюда приезжает все больше и больше людей. В их числе и земляки Жени — фонд памяти Евгения Родионова выделяет автобус и оплачивает проезд.

— После Божественной литургии на могиле десятки священников с разных концов страны служат панихиду, — рассказывает Андрей Прошин. — Некоторые чеченские ветераны в знак уважения оставляют у могилы свои медали. Люди, попавшие в беду, пишут записки, прося о заступничестве.

На поле возле кладбища полевая кухня кормит всех кашей и поит чаем.

— Атмосфера вокруг очень простая, — продолжает Андрей. — И есть незримое ощущение, что Бог рядом, что происходит что-то настоящее и важное. И что Евгений слышит молитву каждого и молится за нас…

История гибели Евгения
Евгений родился 23 мая 1977 года в Кузнецке, где жили его бабушка и дедушка. Дом Родионовых был в нескольких километрах от города, в селе Чибирлей. В его центре сейчас возвышается храм в честь воина-мученика святого Евгения Мелитинского.

Женя был крещен в детстве скорее в дань традиции. Его родители в те годы редко вспоминали о Боге. Но вера мальчика была крепкой: в 12 лет он надел на себя крестик и больше его не снимал. Мама как-то стала уговаривать сына:

— Ты хотя бы иногда, на людях, снимай крест, не показывай, что носишь его.

Он ответил:

— Мама, никогда так больше не говори.

В 18 лет его призвали в армию. Через полгода рядовой Родионов отправился в командировку на границу Ингушетии и Чечни. А через месяц Евгений вместе с сослуживцами заступил на пост, с которого ни он, ни трое его товарищей уже не вернулись…

Они попали в плен. 100 дней их избивали и пытали. Мученическую смерть Женя принял в день своего 19-летия — 23 мая 1996 года, когда христиане отмечали Вознесение Господне.

Боевики предложили парню снять нательный крест, отречься от православной веры и принять ислам. После того как он отказался, ему отрезали голову, остальных расстреляли. Трупы сбросили в воронку от авиабомбы и засыпали землей.

Любовь Васильевна прошла все муки ада в своих поисках. Чтобы поехать в Чечню, ей пришлось продать квартиру. Чтобы узнать о месте захоронения — заплатить боевикам деньги.

Сына Любовь Васильевна опознала по нательному кресту. Стоя на краю могилы, она произнесла фразу, которую запомнили солдаты-добровольцы, находившиеся рядом:

— Если не будет крестика на теле, то это не он.

Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку — выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Пришла война, и сеют смерть
Снаряды вражьи среди нас,
Но отступать назад, не сметь!
Упорно шепчет сердца глас.
Святые воины Чечни,
Кто смеет ставить Вам в укор?
Что все, круша в своем пути,
Враги дошли к вершинам гор.
Святые воины Чечни,
Кто смеет ставить Вам в укор?
Что все, круша в своем пути,
Враги дошли к вершинам гор.
Ведь так мала моя Чечня,
А враг бесчислен и жесток
Россия с нами неровня,
Как острый меч и волосок
Но был тяжелым вражий путь
Усеян трупами везде —
В Буденовск, Грозный и Бамут
Победа не сдана нигде!
Но был тяжелым вражий путь
Усеян трупами везде —
В Буденовск, Грозный и Бамут
Победа не сдана нигде!
Тебе навеки, Грозный мой,
Клянемся в преданной любви!
Тому свидетель есть немой —
Потоки вражеской крови!
Тому еще свидетель есть:
Армады выжженной гранит
Все круги Ада перенесть
Сумели рыцари твои!
И, молча, жертвуя собой,
В бессмертие ушли они!
Чечня, обретшая покой,
Пред ними голову склони!
И, молча, жертвуя собой,
В бессмертие ушли они!
Чечня, обретшая покой,
Пред ними голову склони!
Другие тексты песен «Тимур Муцураев»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *