Поделиться

Искушение Христа в пустыне. Елена Черкасова.

«Не хлебом единым жив человек» — так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности.

И действительно, людям нужна не только пища, одежда и крыша над головой.

В Библии описано, как покинув Египет еврейский народ сорок лет скитался по пустыне Аравийского полуострова. За это время умерли почти все, кто помнил каково быть рабом, и войти в обещанную Богом землю смогло уже новое, свободное поколение.

За время скитаний в пустыне народ пережил немало трудностей и суровых испытаний. В это время Господь дал Израилю не только знаменитые десять заповедей, но и сложнейший ветхозаветный закон, определявший все стороны человеческой жизни. Исполнять его было непросто.

И, конечно же, люди не раз роптали. Рабство в Египте уже казалось им славным временем, и многие мечтали вернуться назад. Туда, где они были рабами, но зато сытыми и уверенными в своем будущем.

Возражая этим мыслям, Моисей говорил, что Бог не напрасно посылал евреям за эти годы множество трудностей и испытаний. Во всем этом крылся глубокий смысл: «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» — говорит Библия. Иными словами, чтобы быть по-настоящему живым, человеку нужно иметь связь с источником жизни, которым является Бог. И душа человеческая живет, пока сохраняет эту связь с Богом.

Фраза «не хлебом единым жив человек» взята из Ветхого Завета, но наиболее широко распространилось это выражение, благодаря уже завету Новому.

В Евангелии говорится о том, что Христос, после Крещения в реке Иордан, удалился в пустыню. Сорок дней Он ничего не ел. Во время этого периода строгого воздержания к Иисусу пришел сатана и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отверг предложение искусителя, сказав ему в ответ: написано «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».

Часть нашей жизни — конкуренция, которая не обязательно связана с бизнесом. В конкурентной борьбе мы находимся всю нашу жизнь. Нередко это расстраивает, но и часто закаляет характер и рождает новые идеи. В Пятикнижье Моисея (книга Дварим, глава 8) мы читаем: «Помни, это Господь твой дает тебе силы приобретать богатства”. Эти строки читают в синагогах как раз на этой неделе. Казалось бы, что ничего нового в этом нет, много раз в Торе мы сталкиваемся с дарами Всевышнего, с необходимостью веры и выполнения заповедей. Но в этой же главе есть еще одна более знаменитая фраза — «Не хлебом единым жив человек”. Кстати, обе фразы поучительные и обе слегка выдернуты из контекста.

Предложение до первой фразы говорит о том, что ты можешь и забыть о существовании Всевышнего, утверждая, что силой и мощью своей ты создал богатство свое, а посему нужно помнить о первоисточнике успеха. А вторая фраза заканчивается тем, что человек жив и тем, что исходит от уст Всевышнего, намекая, что к достатку необходимо и благословение, и понимание. И все же когда мы выдерживаем и побеждаем в конкурентной борьбе — это одно, но вот когда проигрываем, то нет-нет, да и мелькает мысль, что это наказание за проступки. В той же 8-й главе книги Второзакония (Дварим) Моисей говорит, что страдания народа Израиля в скитании в пустыни были от Всевышнего, которым двигала только любовь к Израилю. «Благо мне, что страдал я, научившись законам Твоим”, — говорится в 119-м псалме. И все это учит нас верить, думать, а уже после делать выводы о влиянии так называемых проигрышей или черных полос в нашей жизни.
Шестьдесят лет назад почти в это же время в Тель-Авиве открыли супермаркет, и полиции пришлось разгонять демонстрации владельцев маленьких магазинчиков, которые боялись, что после открытия их бизнес остановится. Были сомнения и у минчан, когда 40 лет назад открылся один из крупнейших в стране универмаг «Беларусь”. Но время показало, что приходят не только в супермаркеты, а посещают и маленькие магазины, потому что они ближе к дому и там можно поболтать с владельцем, а общение в наше время не менее ценно, чем покупки. Не хлебом единым, а словом Всевышнего, верой в Него, как и в свои возможности и идеи, должны строиться отношения в нашем мире, и тогда никакая конкуренция не станет помехой для большей гармонии и взаимопонимания.
Раввин Григорий Абрамович

Не хлебом единым жив человек

Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3—4), «приступил в, Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918—1998).

Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *