Не давать повода ищущим повода

Как известно, одна из постоянных тем у критиков Церкви – роскошь, которую демонстрируют некоторые высокопоставленные священнослужители. Это тем более удобный повод для нападок, что он хорошо сочетается с давним и укоренившимся стереотипом «попа-мироеда».

Этот вопрос обсуждается в России не первый десяток лет. Еще в 90-е годы возникло выражение «попы в «Мерседесах». Начавшаяся после выходки «панк-феминисток» в Москве антицерковная буря в медиапространстве также активно использует эту тему: в частности, в пример отечественным иерархам постоянно приводят покойного Патриарха Сербского Павла, быт которого был строго аскетическим.

«Нет ничего плохого в том, что Патриарху, епископам, священникам дарят те или иные предметы быта. И даже если это дорогие предметы быта, то я в этом совершенно ничего плохого не вижу», — заявил глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в эфире радиостанции «Финам FM».

По словам священника, в истории и России, и других стран люди всегда несли самое дорогое в храм, какие-то предметы, которые могут украсить алтарь, иконостас, облачение, предметы быта епископа и священника, резиденцию епископа. «Всегда резиденция епископа — это было лицо Церкви, и предметы, которыми он пользуется, — это лицо Церкви. Это не просто мирской престиж, но и убежденность в том, что епископ — это образ торжествующего, царствующего Христа в Церкви», — подчеркнул Чаплин.

Он напомнил, что в Апокалипсисе царствующий Христос описан таким образом, что там упоминаются драгоценные камни, благородные металлы. Таким образом, епископу «приличествуют дорогие вещи», резюмировал Всеволод Чаплин.

Эти его слова оспорил известный миссионер и православный публицист протодиакон Андрей Кураев: «Если эти слова о Всеволода и есть позиция Патриархии — то какой вывод из них должны сделать сотни новых епископов, вступающих во владение своими новыми дробно-бедными епархиями? Мол, чтобы не срамить Христа торжествующего, и мы должны обставить свой быт (а о. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения) с максимальной роскошью. Это называется — «епископы станут ближе к народу»? Дорогие собратья и сослужители, может, оставите свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости? Хотите жить богато — живите. Осуждать не стану. Иногда даже буду завидовать (ибо и сам не свят). Но Веру нашу не троньте и Евангелие Христово не подменяйте».

Regions.Ru попросили православных священнослужителей и экспертов прокомментировать эту полемику.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский:

— Для верующих священники – это образцы для поведения, а неверующие всегда ищут расхождение между словом и делом.

Я хотя сам и стал священником в новой России, но у меня есть учителя-священники, которые прошли всю тяжесть советского времени. И они всю жизнь меня учили основному принципу: не давать повода ищущим повода. Они учили меня это делать во всем: в словах, поступках, образе жизни. Церковь всегда находится под пристальным вниманием как верующих людей, так и неверующих, поэтому в современном мире крайне важно помнить этот принцип.

Проблема в том, что священник, который исполняет свои обязанности, не должен думать, чем накормить своих детей и во что их одеть. Иначе он будет плохо исполнять свои обязанности служения. Именно жизнь по принципу «как бы заработать, на чем бы сэкономить» породили «Сказку о Попе и работнике его Балде», отсюда же появилась поговорка: «У попов сдачи не бывает». Это же не потому, что «попы» были «зажравшиеся»: духовенство XIX века жило очень бедно: почитайте Лескова, к примеру.

Священники не должны нуждаться, но при этом следить, чтобы их уровень жизни не сильно отличался от жизни обычных людей. Я помню, как одному священнику подарили подержанную иномарку и какое осуждение это вызвало у наших прихожан. Но ведь именно прихожанам будет удобнее, если у священника будет больше возможностей добраться к ним домой. Народ потом принял и понял, но первая реакция была именно возмущением.

Я солидарен со словами протодиакона Андрея Кураева: если есть желание жить в роскоши – живи, но не надо это возводить в абсолют и принцип. И как раз Святейший Патриарх в напутствие новопоставленных архиереев призывает их быть ближе к народу, а это возможно тогда, когда между священником и народом нет разницы в уровне достатка, поскольку «сытый голодного не разумеет».

Семен Семенов по материалам Regions.Ru

Мнения других экспертов здесь: http://www.regions.ru/news/2403682/

← Вернуться к списку

До вчерашнего дня понимал этот отрывок, как, наверное, большинство читателей.
Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
К стыду говорю, что у нас недоставало сил.
(2Кор.11:19-21а)
Выглядит это так (и не только в Синодальном переводе), будто у ап.Павла и его спутников не хватало сил терпеть то, что терпели Коринфяне.
На самом же деле Павел говорит о другом.
Автор срок говорит не о двух группах лиц: себе и коринфянах.
Но еще и о третьей — о лжеучителях.
О них он затрагивает слово на протяжении всего послания церкви в Коринфах.
В частности и в предыдущей главе:
2Кор.10:12
Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
Речь идет о лжеучителях, которые смущали верующих коринфян.
2-е Коринфянам 11
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, от простоты во Христе. 4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны .
Павел, в присущей ему форме, стал объяснять коринфянам, что они достаточно снисходительны ко многим.
И людям, и явлениям.
В первом послании он упрекает их в нисхождении ко греху одного из их прихожан, творящего жуткий инцест.
В 11 же главе Павел говорит о снисхождении коринфян к лжеучителям, которые насаждали иное евангелие.
Поэтому в начале 21-го стиха 11-ой главы второго послания Коринфянам Павел, используя сарказм, как бы говорит:
«Нам осталось вас поработить, обобрать и унизить. Может тогда бы вы начали снисходить и к нам. Но на то, чтобы вас поработить, обобрать и унизить, у нас увы не доставало сил»
К сожалению переводчики Синодального текста не смогли правильно перенести сарказм Павла из оригинального древнегреческого на русский язык.
У Кассиана это тоже не получилось.
2Кор.11:21
К стыду говорю, что как будто у нас не оказалось силы.
Поэтому на помощь приходят комментаторы.
Например, МакДональд:
Когда кто-либо приходил в Коринф, проповедуя, по сути, другого Иисуса, исповедуя исполнение иным духом, а Духом Святым, и провозглашая иное благовестие, коринфяне вполне охотно его терпели. Они проявляли удивительную терпимость к таким взглядам. Павел говорит саркастически: «Если вы поступаете так с другими, то почему же не поступаете так со мною?» Заключительные слова «то вы были бы очень снисходительны к тому» нужно понимать как иронию. Апостол не одобряет того, что они приемлют ереси, а, напротив, упрекает их в легковерии и отсутствии проницательности.
11,19 И снова Павел прибегает к иронии. Они ежедневно поступали с другими так, как он просил поступать с ним. Они считали себя слишком разумными, чтобы поверить неразумному, но именно это с ними и случилось, как он объясняет дальше. 11,20 Они с готовностью терпели людей описанного типа. Кто же этот описанный здесь человек? Из того, что следует ниже, ясно: это был учитель-иудаист, лжеапостол, добычей которого сделались коринфяне. Во-первых, он их поработил. Здесь, без сомнения, говорится о рабстве у закона (Деян. 15,10). Он учил, что веры в Христа недостаточно для спасения и что люди должны соблюдать еще закон Моисеев. Во-вторых, он объедал святых в том смысле, что предъявлял им тяжелые финансовые требования. Он служил им не ради любви, а ради денежного вознаграждения. Выражение «обирает», или «расставляет вам ловушки», — метафора из области охоты или рыбной ловли. Лжеучитель старался сделать этих людей своей добычей и увлекал их туда, куда хотел. Таким людям было свойственно гордо и хвастливо превозноситься. Критикуя других, они всегда старались показать себя перед другими людьми в более выгодном свете. И, наконец, они били верующих в лицо (по лицу) — большое оскорбление! Нам не нужно и размышлять над тем, стоит ли понимать это буквально, потому что на протяжении веков надменные церковники действительно били своих прихожан, таким образом утверждая свой авторитет. Апостол изумляется тому, что коринфяне охотно терпели такое оскорбительное обращение со стороны этих лжеучителей и при том не хотели терпеть его любовных предупреждений и увещаний. Дарби утверждает: «Удивительно, сколько люди готовы терпеть от ложного — гораздо больше, чем они вытерпят от истинного». (J. H. Darby, Notes on I and II Corinthians, p. 236.)
Осилили передать первоначальный смысл автора лишь несколько переводов.
Современный:
Скажу к своему стыду, что нам не хватило смелости так поступать с вами!
И Перевод Института в Заокском:
К стыду ‘своему’ признаюсь, что ‘в этом’ мы, ‘конечно’, уступили им!

Tags: Библия, Бог, Иисус Христос, евангелие, толкование

У меня девушка есть. Год с ней встречаюсь. Ни о чём.
Я сначала думал, придираюсь. А потом кинул смс на номер совместимости. И пришёл ответ «Ни о чём.” Три раза.
Утром яйца варила — бутылку Джек Дэниелса выпила. Говорит: «—Нервничаю, когда готовлю.” Хотите яйца за 6500?
Говорит: «—Ты храпишь.” Я то хоть во сне. А она в метро может. Недавно ехали, она захрапела — люди Тургеневскую проехали.
Я говорю: —У тебя кто-нибудь до меня был? —Да. —Сколько? —Семь. —Ты же говорила два. —Так год прошёл.
Говорит: «—Давай в прятки играть. Я прячусь.” Я говорю: «—Давай.” Первую неделю я сам искал. Через 2 недели милиция в Ростове нашла. За баком сидела, смеялась.
Ночью попить захотелось, на кухню иду — стоит, фарш крутит. Я говорю: «—Ты чё?”, а она мне «—Тьфу блять, разбудил!”
Устроилась недавно на скотобойню, бухгалтером. Я говорю: «—Зачем тебе это?” Она говорит: «—Мы пока с тобой принтер не купили, можно у меня на работе распечатывать.”
Недавно скидывает смс: «Нам надо расстаться, у меня есть парень.” Я скидываю: «Всмысле?” Она отвечает: «Это не тебе.”
Говорит: «—Хочешь познакомлю со своей родной сестрой?” Я говорю: «—Хочу, а у тебя есть?” Она: «—Так хочешь или нет? Родители ещё живы.”
Говорит: «—Я служила во вьетнаме.” Я говорю: «—Не верю.” Она говорит: «—А откуда у меня тогда в голове подробные карты авиаударов по сайгону?”
Устал. Бросить её хочу, с первого дня. Повода не даёт, сучка.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *