http://www.patriarch-detyam.ru

В наше время по повседневной одежде трудно понять, кем человек работает. Форма требуется только для определённых профессий, например для врачей или военных. Чтобы в случае необходимости вы сразу видели, к кому обратиться. Но есть и другие люди, увидев которых, вы всегда поймёте, кто они — это священнослужители.

Их одежда совсем не похожа на нашу с вами. Когда-то — в Римской империи -она была вполне обычной. Со временем одежда изменилась, но в Церкви сохранился её древний вид, освящённый традицией.

Такая верность установленным традициям, связь с прошлым, свойственна не только церковным людям. Во многих странах, например, с любовью продолжают носить старинные парадные военные формы, а на судебных заседаниях судьи появляются в длинных чёрных одеждах и даже в париках.

Особая одежда говорит о принадлежности священнослужителей к иному Царству — Царству Христовой Церкви. Ведь Церковь, хотя и проходит свое странствие и служение в мире, тем не менее глубоко отлична от него по природе своей. В сознании христиан служители Божии всегда и везде должны быть теми, кем они являются перед Богом и Церковью.

Если мы посмотрим на Патриарха не за богослужением, обычно он одет в чёрную рясу, на голове — белый куколь, в руке — посох, на груди — образ Божией Матери — панагия. Так же на Патриархе может быть длинная мантия зелёного цвета.

Что-то из этой одежды и предметов имеет право носить только Патриарх. Это знаки патриаршего достоинства. По ним мы можем понять, что перед нами не просто священник или епископ, а Предстоятель нашей Церкви.

Ряса

Ряса — повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная, до пола, одежда с широкими, опускающимися ниже ладоней рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.

Слово "ряса" в переводе с греческого значит "вытертая", "лишённая ворса", "поношенная" одежда. Именно такую, почти нищенскую, одежду носили в Древней Церкви монахи. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства. Свободная длинная одежда с широкими рукавами была распространена на Востоке и является традиционной национальной одеждой многих народов и поныне. Такая одежда была распространена и в Иудее времен земной жизни Спасителя. О том, что Христос Сам носил похожую одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения

Мантия

Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы.

Слово "мантия" в переводе с греческого значит "покрывало", "плащ". В древности такую одежду носили бродячие философы, учителя, врачи. Впоследствии мантия стала монашеской одеждой.

По одежке встречают или как узнать патриарха?

Теперь её носят и епископ, и простой монах.

У простых монахов мантия может быть только чёрного цвета. А епископская, или архиерейская, мантия со временем приобрела ряд отличий и теперь служит знаком епископского достоинства. Она просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зелёный.

На епископской мантии спереди, вверху у плечей и внизу у подола нашиваются "скрижали" — прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри верхних прямоугольников. В нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижалями называются каменные доски, на которых были высечены десять заповедей, данных Богом еврейскому народу. Эти заповеди стали основанием ветхозаветной религии, приняли их и христиане. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.

По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые "источниками", или "струями". Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое — обязанность епископа.

Архиерейская мантия надевается во время торжественных процессий, при входе в храм и в определённых случаях на богослужении. Вообще же, при облачении в богослужебные одежды, мантия снимается.

Куколь

Куколь — повседневный головной убор Патриарха, в котором он совершает и некоторые богослужения.

Куколь, или кукуль, — латинское слово, означает оно "капюшон". Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.

Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой — белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. Наметка разделяется на три части. Они, вероятно, произошли из обычая монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, а также так снимать головной убор в храме на молитве, чтобы куколь висел на спине и не занимал рук.

Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облачённого в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.

На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет — это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов — ангелов, стоящих ближе всего к Богу, — показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть поэтому появилось выражение: "Патриарх — ангел Церкви".

Панагия

Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — "Панагия". Называя так Богоматерь, Церковь признает Её высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.

Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди ещё в древности. Это были образы Богоматери, Иисуса Христа, иногда — просто крест на шнурке. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название "энколпион", что буквально значит "нагрудник", или "наперсник" (по-славянски "перси" — грудь). В наше время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.

Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.

Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают, что спасение людей в Церкви осуществляется через крестный подвиг Иисуса Христа и заступничество Богоматери.

Епископский жезл или посох

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.

Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода.

Великий параман

Параман представляет собой четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.

Параман — очень древняя часть монашеского одеяния. У первых монахов это были просто сплетённые из шерстяных нитей перевязи, которые завязывались так же крестообразно. Вместе с поясом параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время работы. Параман напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной одеждой. Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется великим. Он одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.

Предносной крест

Патриарший предносной крест — это художественное изображение Распятия Христа, прикреплённое к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.

Крест — самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях. Его изображали на священных книгах, церковной утвари, одеждах священнослужителей, устанавливали на куполах храмов и монастырей.

Обычай носить крест перед Патриархом возник в глубокой древности. Начиная с IV века в Иерусалиме, Константинополе, Риме и других важнейших городах христианского мира большое значение имели богослужебные шествия по городу с остановками на городских площадях, с совершением служб в тех или иных городских церквях (в зависимости от праздника). Наиболее торжественные из шествий возглавлялись Патриархами, и тогда перед ними носили большие украшенные кресты. Впоследствии предносной крест стал неотъемлемой частью Патриаршей службы вообще. Обычай носить крест во время любых богослужебных шествий, а не только Патриаршей службы, сохранился и доныне — недаром сами эти шествия принято называть "крестными ходами".

© Copyright 2004 Православие и Мир

Параман

Параман (также параманд, параманда, перемонатка — греч.: «добавление к мантии») или аналав (греч.: аналамванин – «воспринимать»), ранее также плетцы, плети — принадлежность облачениямонаха.

Параман — очень древняя часть монашеского облачения, известная с IV века. У первых монахов это были просто сплетённые из коженых ремней или шерстяных нитей двойные перевязи, которые спускаясь с шеи крестовидно обнимали плечи и под мышками препоясывали одежду для того чтобы было удобней двигаться во время работы.

Определите названия элементов патриаршей одежды.

Отсюда древнерусское наименование «плетцы» или «плети». Своей крестообразной формой параман знаменовал поднятие на рамена крестного ига Христова. Впоследствии к этим перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением Креста Господня и орудий Его страданий.

На сегодняшний дерь можно различить три разновидности парамана – 1) для монахов принимающих малую схиму, 2) для монахов принимающих великую схиму и 3) Великий Патриарший Параман.

  1. Параман возлающийся на монаха при совершении последования малой схимы представляет из себя четырехугольный плат с изображением восьмиконечного Креста на подножии, орудий Господних страстей и черепа Адама, который носится под одеждой на четырех шнурах пришитых по углам. Согласно чинопоследованию пострига, возложение сопровождается словами: «Брат наш, имярек, приемлет параман во обручение великаго образа и знамение Креста Господня». В греческом чине пострижения иноков, там, где в России дается постригаемому параман, читается «аналав».
  2. Параман великосхимников чаще называется «аналав». Согласно чинопоследованию, при постриге в великую схиму аналав (или схима, имеющая на себе его изображение) возлагается на постригаемого со словами: «Брат наш имярек приемлет аналав, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу». Схимнический параман носится поверх одежды и отличается от монашеского бoльшими размерами (почему иногда называется «великий параман») и «многокрестием» (включает в себя 40 крестов).
  3. В древний и средневековый период, кроме парамана монашеского, который носился под одеждой, у архиереев на Руси был еще параман служебный, который при богослужении надевался ими на стихарь или подризник. Сегодня в Русской Православной Церкви второй, служебный параман является одним из особых внешних отличительных знаков патриаршего достоинства. Великий Патриарший Параман одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.

Использованные материалы

  Ср. описание древнего парамана у Кассиана, "De coenob. instit.", I, с. 6.

  См. статью «Параман» из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/076/76876.htm

  Так, святитель Алексий Московский желая назначить преподобного Сергия Радонежского своим приемником на митрополичьей кафедре, предлагал прп. Сергию митрополичьий параман с золотым крестом. (Жизнеописание преподобного Сергия (Из книги Е. Голубинского "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра"): http://www.lavrabook.ru/lavra/sergij/e/?pagenum=6; об архиерейском парамане см.: Проскинитарий Суханова, Синодальн. ркп. № 574, л. 313 об., Казанск. изд., с. 230, прим.; архим. Леонида Описание рукописей Московск. дух. академии, вып. I, с. 166 fin.; преосв. Саввы «Пояснительный словарь к Указателю патриаршей ризницы», под словом «параманд»)

  См. Устав Русской Православной Церкви, IV, 8: http://www.wco.ru/biblio/books/ustav1/Main.htm?mos

Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет:
"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было
стать против козней диавольских. Итак, станьте, репоясав
чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир,а паче всего
возьмите щит веры, и шлем спасения возьмите, и меч
духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 11, 14-17).

"Всеоружие Божие"- это и есть прообраз церковных одежд и их символическое значение. Одеяние священников свидетельствует об их принадлежности к Царству Христовой Церкви. Самым ярким воплощением этой принадлежности является одеяние патриарха. Роскошное облачение Патриарха, его красота, великолепие вышивки по бархату и парче, золотое шитье и драгоценные камни, является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться каждый христианин. А каждая часть одеяний имеет свою историю, свое значение и особое назначение.

Особенности Облачения Патриарха.

До XVII века облачение патриарха значительно отличалось от одеяния рядового архиерея. Но на Московском соборе 1675 года (при патриархе Иоакиме) был пересмотрен "Архиерейский чиновник" (служебник) и изданы постановления, направленные против роскоши в одежде духовенства. С того времени и до наших дней, современное богослужебное облачение Патриарха Московского и всея Руси, принципиально, почти ничем не отличается от облачения рядового архиерея. Тем не менее, отличия сохранились во внебогослужебном облачении. Патриарх, не за богослужением, как правило, одет в чёрную рясу, голова покрыта белым куколем. В руке Патриарха посох, а на груди панагия с образом Божией Матери. Патриарх может быть облачен в длинную мантию зелёного цвета. Эти одеяния — знаки патриаршего достоинства. По патриаршему одеянию можно понять, что перед нами не просто священник или епископ, а Предстоятель нашей Церкви.
Отметим, что в повседневной жизни патриарх носит светскую одежду.
Наверх

Основные Части Облачения Патриарха.

Облачение Патриарха, кроме обычных священнических одежд, состоит из специального архиерейского одеяния. В небогослужебные дни патриарха облачается в черную рясу.
Наверх

Ряса.

РЯСА — повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная одежда до пола, с широкими, ниже ладоней, рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.
Наверх

Куколь.

Голова Патриарха покрывается белым куколем. КУКОЛЬ (с латинского "капюшон") — повседневный головной убор Патриарха. Но некоторые богослужения Патриарх совершает в куколе.
Наверх

Жезл и Посох.


Патриарший жезл является внешним отличительным знаком Патриаршего сана. Жезл патриарха — это посох с рукояткой. Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Жезл служит «знаком власти над подчиненными и законного управления ими». Также жезл является символом апостольского преемства.
Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата.(Из "Положения о наградах Русской Православной Церкви").
Одна из святынь Русской Православной Церкви — посох митрополита Петра, который в 1308 году Константинопольский Патриарх Афанасий вручил свт. Петру, посвящая его в архиерейский сан. Деревянный посох митрополита Петра хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля.
Посох митрополита Петра является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Посох передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года. Во время интронизации Патриарха Кирилла (16-го Патриарха), состоявшейся 1 февраля 2009 года Посох митрополита Петра также был привнесен из Оружейной палаты в Храм Христа Спасителя.
Отметим, что посох вручается каждому епископу при посвящении. В древние времена Византийскому Патриарху посох передавал сам император. Первоначально, епископский жезл, подобно пастушескому посоху, имел изогнутую верхнюю частью. Позже верхняя часть посоха приобрели форму, напоминающую якорь, с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз. Корабль (ковчег) — символ христианства, а якорь — символизирует надежду на Бога.
Каждая из частей посоха имеет и символическое, и функциональное назначение. Латинская поговорка об архиерейском посохе гласит:
«Загнутый верх привлекает, собирает;
прямая часть правит, держит;
наконечник казнит».

На посохе Патриарха Московского Филарета (Федор Никитич Романов — отец первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича), было написано: "(жезл) правления, наказания, утверждения, казнения".
Наверх

Сулок.

К верхней части посоха прикрепляется сложенный вдвое четырехугольный плат — СУЛОК (от русского диалекта — суволок). Сулок появился в Русской Церкви с середины XVII в. Назначение сулка — оберегать руки священнослужителя от жестоких морозов на Руси. Нижний платок предохраняет руку от прикосновения к металлическому жезлу на морозе, а верхняя часть сулка защищает от внешнего холода.

Сулок. Патриарх Кирилл с посохом и прикрепленным к посоху сулком.

Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата. (Из "Положения о наградах Русской Православной Церкви")
Сулки становились произведением церковного искусства, а иногда и Высочайшим пожалованием иерарху.

Саны и одежды православных священников и монашества

Постепенно к ним стали относиться бережнее, чем к посоху. А иподиаконы — посошники, носящие архиерейский посох во время службы, не дерзали касаться сулка рукой.
Наверх

Панагия.


На груди Патриарха располагается панагия — отличительный знак Патриарха. Панагия — это медальон на длинной цепочке с иконой Богоматери (Панагия с греческого – "Всесвятая") Обращаясь так к "Всесвятой" Богородице, Православная церковь признает Её превосходящей своей близостью к Богу всех, даже ангелов.
Наверх

Мантия Патриарха.

Поверх рясы Патриарха надевается мантия. МАНТИЯ (с греческого "покрывало", "плащ") — это длинная, до земли накидка без рукавов, с застёжкой на вороте. Мантия Патриарха имеет зеленый цвет. В мантию зеленого цвета облачают Патриарха при интронизации.
В старые времена подобную одежду носили люди свободных профессий — философы, учителя, врачи. Позже мантия стала одеждой монахов. В настоящее время это одеяние и епископа, и простого монаха.
Если мантия Патриарха всегда имеет зеленый цвет, то цвет богослужебных одеяний зависит от праздника, в который совершается богослужение.
Наверх

"Великий" Параман.


Патриарший "Великий" параман надевается поверх подрясника только перед богослужением, он больше обычного монашеского — и потому называется "Великим". Великий параман — символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
ПАРАМАН — это четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.
Вместе с поясом, параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время богослужения. Параман присутствовал еще в монашеском одеянии, как знак сораспятия Христу.
Наверх

Предносной Крест.


Патриарший предносной крест — это художественное изображение Распятия Христа, прикреплённое к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.
КРЕСТ — самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью. Он напоминает христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях.
Наверх

Справочная информация.

1. ПАТРИАРХ (ПАТРИАРХИ) (греч. patriarches – ‘родоначальник’, ‘праотец’). Патриарх – представитель высшего ранга христианской церковной иерархии. До 1589 года, Церковью на Руси управляли митрополиты с титулом "Киевский" и "Московский и всея Руси". Позже им стал Патриарх.
2. Сколько весит богослужебное одеяние. Богослужебная одежда допетровских Патриархов весила более 16 кг. Современное же облачение Патриарха, несмотря на внешнюю представительность, весит 3 — 4 кг.

Наверх

Источники информации.

— http://azbyka.ru/dictionary/09/ruban_tserkovnaya_ierarhiya-all.shtml
— http://ria.ru/infografika/20090127/160258303-ig.html#ixzz2jj0A75rv РИА Новости
— https://mospat.ru/ru/documents/church-award/hierarchical-awards/ Положение о наградах Русской Православной Церкви
— http://stal-nevsky.ru/?page_id=2428
— http://www.bogoslov.ru/en/text/376191.html Особенности богослужебного облачения патриарха на Руси
— http://www.vazhemonastery.ru/page14.php ОБЛАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА
— http://ru.wikipedia.org/wiki/Цвета_богослужебных_облачений

Наверх

Облачение Патриарха (Видео).

Наверх

Оставить Комментарий.

Наверх

blog comments powered by

Наверх

Патриаршее Облачение.

Архиерейский жезл — знак архипастырской власти епископа над церковным народом, подобной той, которую имеет пастух над стадом овец. В жезле (посохе) олицетворяется странничество, проповедничество, пастырство как символ мудрого руководства.

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух.

Название элементов патриаршей одежды.

Он пасет, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь. Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний ‑отвнешнегохолода.

Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании богодарованной властью над ней.

Сегодня жезл без сулка — исключительная привилегия Патриарха. Также особенностью Патриаршего богослужения является право Патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские Врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских Врат.

Одна из главных святынь Русской Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох митрополита Петра (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Он является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Дважды этот раритет из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Во время интронизации 16-го Патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года этот древний посох был по обычаю также принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты.

В 1308 году Константинопольский Патриарх Афанасий, посвящая свт. Петра в сан, вручил ему архиерейский посох — символ власти высшего духовенства. Митрополит Пётр обосновался в Москве, а Иван Калита повелел по этому случаю построить первый каменный храм вместо деревянного Успенского собора, чтобы он стал достойным местом служения Митрополита. Так церковной столицей, или первопрестольной, Москва сделалась намного раньше, чем политической столицей Руси. Однако свт. Петру так и не довелось увидеть великолепие нового Успенского собора — он скончался и был погребён в недостроенном храме. Вскоре после смерти Митрополита Петра стали чтить как святого, а его посох бережно хранили в Успенском соборе Кремля.

С тех пор стало традицией всем последующим главам Русской Церкви при посвящении символически вручать эту святыню. Посох означает пасторскую обязанность архиерея вести свою паству по пути спасения и не допускать заблуждений.

Патриарх Никон, решив сложить с себя патриаршие обязанности, тоже использовал посох Митрополита Петра как символ. Он демонстративно оставил его близ Царских врат и, взяв простую палку, покинул Успенский собор.

После того, как Пётр I отменил Патриаршество, ещё долгие годы москвичи продолжали чтить Патриаршее место, где всегда стоял посох. С возобновлением Патриаршества вернулась традиция вручать посох при интронизации. Он используется и в особо торжественных богослужениях.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *