72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами

Я уже не раз говорил вам, дети, что Христа сопровождали тысячи людей. Однажды Он со Своими учениками плыл на лодке по озеру. Они плыли недалеко от берега, по которому шел народ и смотрел, где лодка причалит. Иисусу Христу жаль было этих людей, которых некому было научить добру. Он приказал лодке остановиться и вышел на берег.

Спаситель исцелял больных, которых к Нему приносили, и учил народ, который стоял вокруг и внимательно слушал слова Господа.

Наступил вечер, а народу все прибывало и прибывало. Тогда ученики сказали Иисусу Христу: «Время уже позднее. Отпусти людей, пусть идут на ночлег и купят себе хлеба, потому что им нечего есть, ведь мы здесь в пустынном месте». «Зачем им расходиться, – ответил Христос, – накормите их».

Затем Он спросил апостола Филиппа: «Как бы нам купить хлеба этим людям?» На это Филипп ответил: «Даже если мы купим хлеба на двести динариев, то этого будет мало, чтобы каждому досталось хотя бы понемногу». «Подите посмотрите, не найдется ли у кого хлеба», – велел Спаситель.

Пошли искать. Апостол Андрей отыскал одного мальчика, у которого нашлось пять небольших ячменных хлебов и две жареные рыбки. Но что это для такого количества людей?! Иисус Христос приказал принести Ему всю эту еду. Потом Он велел рассадить народ кучками по сто пятьдесят человек в каждой.

Все расселись на зеленом лугу, и насчитали там пять тысяч одних мужчин, не учитывая женщин и детей.

Тогда Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы, посмотрел на небо, помолился, разломил хлеб на кусочки и стал раздавать Своим ученикам, а те разносили еду народу. И так Он разделил и раздал всем две рыбы. Никого не обнесли, дали всем, и все ели досыта.

Когда же наелись, Иисус Христос велел собрать объедки, и от пяти ячменных хлебов и двух рыб собрали двенадцать корзин несъеденных кусков. Народ, видевший это чудо, стал говорить, что это и есть Тот Пророк, Который должен прийти на землю. Хотели даже выбрать Иисуса Христа своим царем, но Он отказался.

Когда совсем стемнело, Иисус Христос велел Своим ученикам сесть в лодку и ехать на другую сторону озера, а Сам взошел на гору, чтобы помолиться. Весь народ к этому времени уже разошелся.

Прослушать эту главу:

Поделитесь ссылкой:

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ

Евангельская история в проповедях

Протоиерей Михаил Браверман

Тайна умножения хлебов

Иисус, призвав учеников Его, сказал:
«Жаль Мне народа; они со Мной уже три дня, и есть им нечего. И не хочу отпустить их голодными, чтобы не изнемогли они в дороге».
И говорят Ему ученики:
«Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить весь этот народ?» И говорит им Иисус: «Сколько у вас хлебов?» А они сказали: «Семь хлебов и немного рыбок». И Он, повелев толпе возлечь на земле, взял в руки семь хлебов и рыбы, произнес благодарение, преломил и дал ученикам, а ученики — народу; и все ели, и насытились, и набрали оставшихся кусков полные семь корзин. А едоков было четыре тысячи, не считая женщин и детей.

(Мт.15,32-38)
(Перевод Сергея Аверинцева)

Совсем недавно в Святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда –двумя рыбами и пятью хлебами Господь насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея.

Чудо как знак

Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.6,31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились».

Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек

А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля; и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, в котором при исчислении народа (книга Чисел) не учитываются ни дети, ни женщины.

Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его.

И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство Причащения. Совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях. Для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает апостол Павел, говоря о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в Таинстве Причащения, он пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор.10,16).

Хлеб земной и хлеб небесный

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф. 16,16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. И тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище, «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27).

Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «Дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48) и: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.:6:51).

Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве Причастия, устанавливая которое накануне Пасхи – в Великий Четверг, на Тайной Вечере – Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века, верующим в Него: «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф. 26,26). И во время Литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они – людям, так и теперь священник, прежде чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него.

Знак веры

Такова основная символика и значение хлеба в Писании и молитвенной жизни Церкви. Но и рыба, послужившая чуду, сотворенному Христом, тоже имеет свое символическое значение. Большинство апостолов были рыбаками, через чудесный улов призвал их Господь следовать за Ним, а после Воскресения через новый чудесный улов Господь укрепил их в вере. В греческом языке, самом распространенном в Римской империи, на котором и был зафиксирован Новый Завет, «рыба» – «ΙΧΘΙС» (ИХФИС). Это слово может быть прочитано как аббревиатура, которая расшифровывается так: «Иисус Христос – Феу Иос Сотир», то есть «Божий Сын, Спаситель». Это не что иное, как краткое исповедание нашей веры. Поэтому с древних времени христиане часто украшали места своих молитвенных собраний изображениями рыб. Впервые в святоотеческой литературе именование Иисуса Христа «рыбой» мы встречаем у Квинтия Септимия Флоренца Тертуллиана. Он называет Господа греческим словом «ихфис» в своем написанном на латыни трактате «О Крещении». То есть к концу II века, когда жил Тертуллиан, это понимание знака рыбы было общеизвестно. Принимая Таинство Крещения «от воды и духа», мы рождаемся для жизни со Христом; а принимая Таинство Причастия, мы таинственно питаемся Хлебом, сшедшим для нас с Небес. Так все, что было за века и за тысячелетия до нас, все, о чем мы читаем в Священном Писании, становится нашей жизнью. И то чудо, которое сотворил Господь, насытив двумя рыбами и пятью хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, говорит нам уже о нашем участии в христовых чудесах, о нашем участии в Его жизни, о нашей причастности Ему, о таинстве Причащения Святых Христовых Таин.

Аминь.

Сегодняшнее чтение заставляет нас вновь обратиться к случаю, когда наш Господь Иисус Христос накормил сразу 5000 человек. Это удивительное чудо само по себе, но есть еще ряд удивительных вещей, связанных с этим случаем помимо его самого.

Задумайтесь над самим фактом, когда в одном месте, в одно и то же время собираются 5000 человек. Иисус был в состоянии учить их всех одновременно, и так захватить их внимание, что никто из них не заметил как прошел день или что они голодны. Он был в состоянии осуществлять контроль над этой большой массой людей, и под конец организовать раздачу пищи, чтобы никто из них не ушел голодным. Евангельское повествование фокусирует внимание почти всецело на появлении самой пищи, и тем не менее здесь заключено и многое другое.

Из параллельных повествований мы узнаем, что все это имело место в удаленном месте (не в пустыне, конечно, ибо как мы читаем, здесь было много травы). Но место это, тем не менее, было вдали от многолюдных поселений, лишено любой формы человеческой помощи, кроме как скудного запаса пищи, имевшейся у одного мальчика и состоявшей из пяти ячменных хлебов и двух рыбок; да и что это такое для такого множества народа. Совершенно ясно, что здесь, руками Господа Иисуса, была явлена сила и всемогущество Божие.

В дни судей армия Гедеона была сокращена до очень малого количества, до трехсот воинов, и все это для того, чтобы явно могла быть показана сила Бога в уничтожении огромного полчища Мадианитян. Гедеон был обескуражен поставленной перед ним задачей, но только до тех пор, пока не услышал в стане врага удивительный сон о том, как круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, ударив в шатер, опрокинул его.

Насыщение пятью хлебами: Чудо с оттенком грусти

Как и в вышеупомянутом случае с насыщением людей, Бог не нуждается в каком-либо множестве, будь то людей или пищи, чтобы принести спасение Своим людям. Он есть Господь воинств, Который может дать спасение через скудный паек одного мальчика, через небольшую группу воинов Гедеона, через одного Господа Иисуса Христа. Поэтому насыщаются 5000; побеждается огромное множество Мадианитян, подобное саранче; уничтожаются грех и смерть.

Снова возвращаясь к 5000, мы обращаем внимание на другие вещи, сопутствующие этому удивительному чуду:

1)     Дисциплинированный порядок: люди были рассажены рядами по сто и пятьдесят человек (Иоанн 6:10);

2)     Воздаяние благодарения Богу. Наш Господь делал это всегда, хотя и имел силу Божию без меры (Иоанн 3:34,35; 6:11).

3)     Не было ничего брошено, но наоборот, все собрано в коробы (Иоанн 6:12);

4)     Был излишек для использования в другой раз (Иоанн 6:13);

5)     Иисус признан людьми за Пророка (Иоанн 6:14).

Какие уроки мы можем извлечь из всего этого для возрастания нашей духовности?

Довольно часто в нашей жизни во Христе мы сталкиваемся с проблемами, которые кажутся нам непреодолимыми. Мы попадаем в такие положения, с которыми, как нам кажется, мы не в состоянии совладать. Мы молоды, неопытны, у нас мало знаний, мы боимся (вспомним Гедеона). Печально то, что мы не всегда признаемся в этом, и так до тех пор, пока давление ситуации не выводит наружу всю нашу слабость и неспособность совладать с обрушившимся на нас несчастьем.

Мы должны помнить для начала о двух вещах:

1)     Мы служим тому же Богу, которому служили и Гедеон, и Господь Иисус и многие другие герои веры. Он и сегодня такой же могущественный, как и тогда. И рука Его не ослабела, чтобы спасать.

2)     Дух Божий сохранил для нас замечательные слова апостола Павла: «Вас постигло искушение (бедствие, несчастье, горе) не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринфянам 10:13).

Интересно, что до этого Павел советует нам не возноситься и не роптать, чтобы не признаться в необходимости помощи и поддержке от Бога.

Важно помнить, какому удивительному Богу мы служим. Наши жизни в Его руках. Давайте же позволим Ему оберегать нас.

Следующие положения в основном практические, основывающиеся на истории насыщения 5000.

1)     Наша духовная жизнь нуждается в дисциплине (народ был рассажен группами по 50 и 100 человек). Эта дисциплина должна проявить себя в ежедневном чтении Библии, в регулярной молитве и, если это возможно, в регулярных встречах для общения с другими, кто разделяет нашу Веру.

2)     Нам необходимо служить Богу всем, что мы имеем, каким бы неадекватным это не могло показаться. Этого вполне достаточно для Его целей. С Его помощью хватило пяти хлебов и двух рыбок, чтобы насытить 5000.

3)     Нам необходимо всегда и за все благодарить Его и искать Его благословений на всё, чем мы занимаемся.

4)     Нам необходимо быть уверенными, что если мы действуем согласно Его воле, мы всегда будем услышаны и получим необходимые средства. Ничего не должно пропадать, если и окажется излишек.

5)     Через нашу веру Господь откроется нам еще полнее. Мы познаем, наконец, что разделяем тот опыт, который Он имел в те далекие времена во время празднования Пасхи.

6)     Нам необходимо не забывать все время величать Бога. Победа Гедеона не была достигнута его силой, и не пятью хлебами и двумя рыбками накормил мальчик 5000 человек. Павел выражает это следующим образом:

«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (подобно воинам Гедеона, имевших факелы в кувшинах), чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Коринфянам 4:6,7).

Вспомните те кувшины Гедеона, которые полагалось разбить, чтобы засияли светильники, когда вознесется клич воинов: «меч Господа и Гедеона!» Великая спасительная сила Бога должна возвещаться нами перед всеми, и если эти глиняные сосуды – эти наши земные тела – должны быть разбиты, чтобы воссиял свет Евангелия, пусть так оно и будет.

Почему? Потому что мы также помним, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Его тело было пригвождено к кресту, чтобы мы могли видеть свет Евангелия. Его одного было достаточно, как жертвы за все человечество, если бы оно приняло это. Несомненно, Его, в самом деле, более чем достаточно для всех наших индивидуальных нужд. Мы приняли из Его рук великие благословения, полную меру их, сконцентрированных и бьющих через край, касающихся прощения грехов и надежды на жизнь вечную. Он поистине Хлеб Жизни, и Его мы вспоминаем сегодня в этой простой трапезе с хлебом и вином. И совершая этот простой акт поминания, давайте всецело примем Его в себя, в нашу жизнь и в наше служение так, как мы перевариваем эту пищу, добытую для нас таким удивительным образом.

Брат Давид Найнтингейл (14.10.2001г.)

Книги: 1Коринфянам, 2Коринфянам, Иоанн |

иеромонах Иов (Гумеров)

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42–44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну . Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа ), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь?

Воскресная проповедь: о насыщении 5000 человек пятью хлебами

Чтобы <…> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное ; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много — не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? — но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <…> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).



Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *