1.3. Богоугодное видение жизни

Этот дар сообщения человеку богоугодного видения жизни достиг высокой степени в наиболее известном Оптинском старце – прп. Амвросии (1812–1891). Его меткие, афористичные высказывания надолго запоминались и привлекли к старцу большое количество людей всех сословий. Повторяя и многократно разъясняя своим духовным чадам и подопечным все сказанное его предшественниками о воле Божией, прп. Амвросий ярко выявил еще одну черту старчества – глубокий психологизм, видение и понимание самых потаенных движений человеческой души.

Распознавая в душах стремление к особенным подвигам и праведности, старец говорил по этому вопросу точно и убедительно:

Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте сердца предаваться воле Божией. Не попустит бо Бог искуситися паче силы, но сотворит со искушением и избытие (Ср.: 1 Кор. 10, 13). Его же бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. …Аще же без наказания есте …убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12, 6, 8) .

Напрошенный крест… Необычное, но интуитивно понятное выражение. Старец как бы говорит: вы можете вашими просительными молитвами действительно получить от Господа те испытания, о которых думаете и к которым стремитесь. Но тяжесть этих испытаний может оказаться слишком высока и вместо мужества произведет в душе малодушие, а то и отчаяние.

Прп. Амвросий здесь деликатен. Он не развивает эту тему в направлении заповеди «не искушай Господа, Бога твоего». Хотя у некоторых людей отсутствие должного рассуждения о собственных чувствах приводит к смешению понятий: крест испрашивается в надежде на благодать, которая сделает несение этого креста легким. То есть люди на самом деле стремятся к получению благодати, а не несению креста, как они это утверждают. А это уже небезобидно. Ибо искушение Господа часто в том и заключается, что человек как бы вместо Бога принимает решение, что он будет так-то и так-то поддержан и даже чудесно избавлен от напасти, к которой он сам же и стремится.

Вместо этого старец сразу дает оптимальное решение – «в простоте сердца предаваться воле Божией». «В простоте сердца» означает отсутствие всяких измышлений на сердце – где, при каких обстоятельствах и как будет явлена воля Божия в отношении данного человека. То есть характер грядущих на жизненном пути событий надлежит определять не человеку, а Богу. При этом простота сердца является свидетельством, что человек действительно отказался от мечтаний о себе и вверил себя воле Божией, справедливо полагая, что Господу лучше известно, как раскрыть его лучшие качества.

Прп. Амвросий на положениях из Священного Писания показывает преимущества «креста назначенного» над «крестом напрошенным». Ибо в этом случае Бог Сам определяет меру испытаний для людей и не позволяет им (испытаниям) превысить возможности человека по несению скорбей. Личный крест нужен человеку не для удивления других, а для исправления себя. Он нужен для того, чтобы осознать скорби как наказание, данное Господом с любовью, то есть возможностью исправления и принятия Богом в качестве Его сына или дочери.

Поэтому старец сказал еще и так:

Иди – куда поведут, смотри – что покажут, и все говори: да будет воля Твоя! .

В этом высказывании явственно видна установка на отказ от своей воли. Своя воля здесь воспринимается как помеха действию воле Божией в человеческой судьбе. Но отказ от своей воли не означает бесхарактерность в человеке, его равнодушие к происходящему или пассивность. Следует подчеркнуть, что отказ от своей воли в учении старцев означает не безвольность, а отказ от своеволия – духовно и нравственно ошибочных действий, вытекающих из ограниченности человеческого опыта и поврежденности человеческой натуры грехом.

В словах прп. Амвросия как раз и видна устремленность к свершению воли Божией, что не отрицает, а предполагает активные действия в ситуациях, когда нравственный и духовный смысл событий стал очевиден для человека. Подобная очевидность воспринимается верующим как то, что Бог ему открыл должное видение происходящего, следовательно, открыл и свою волю, как человеку надлежит действовать.

Старец Амвросий дал разъяснение и относительно пределов времени в человеческой жизни:

Господь долго терпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление .

Человек уходит из жизни не тогда, когда он устал жить и страдать, а тогда, когда Бог выявил его дальнейший статус. Многие страдания Господь посылает своим избранникам ради их высокой доли в Царстве Небесном. Оптинским старцам это было известно как никому другому.

Прп. Анатолий (Зерцалов) (1824–1894) говорит так:

Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи. В скорбях сокровенна есть милость Божия! .

Сокрыта в скорбях милость Божия! Вот почему все Оптинские старцы так много писали и говорили о скорбях. В их учении о воле Божией скорби (болезни, немощи, недоумения и т. д.) раскрываются как инструмент исправления и совершенствования человека Богом, Его труда над человеком по освобождению последнего от пороков и греховных привычек.

Прп. Анатолий «Старший» (Зерцалов) уделил в своих наставлениях много внимания этому вопросу. Он говорил о необходимости быть готовым встретить скорби тем, кто полюбит молитву Иисусову, – ибо враг не оставит без отмщения эту нестерпимо жгучую для него молитву. Но одновременно старец заповедовал «скорби собирать как сокровище», поскольку это очень способствует Иисусовой молитве.

В этих наставлениях ярко выразилось понимание Оптинскими старцами роли скорбей в осуществлении воли Божией в человеческой жизни. Можно отметить несколько моментов этого понимания:

1. Неизбежность и неустранимость скорбей. Ссылками на Священное Писание и собственными разъяснениями старцы учили, что скорби хотя и неприятны, но играют такую же роль, как телесная боль, – то есть указывают на болезнь души, которую надобно врачевать. И до уврачевания души скорби будут посещать человека, хотя Господь по своей милости дает и утешение в скорбях.

2. Стремление к отсутствию скорбей неправильно, ибо по сути такое стремление является отказом от духовно-нравственного совершенствования, следовательно – отказом от исполнения воли Божией.

3. Самостоятельное искание скорбей есть такое же заблуждение, как самостоятельное искание лекарства от неизвестной человеку болезни. Вместо исцеления в этом случае можно получить еще более тяжкое увечье.

4. Полезны только те скорби, которые посылает человеку Господь, ибо не скорби важны для Бога, но разумение человека причины и характера его болезни. По достижении такого разумения Господь подает и исцеление, а вместе с ним и избытие скорбей.

5. Перенесение скорбей требует от людей мужества и терпения, воспитывает привычку к постоянной молитве и производит другие, хотя и отчасти вынужденные, но полезные изменения в человеке. Поэтому в учении старцев за скорби надлежит благодарить Бога, являющего через них Свою волю к исправлению и спасению человека.

Прп. Исаакий I (1810–1894) старался убедить иноков в необходимости терпения при случающихся скорбях:

Надо терпеть. Как же святые-то терпели? Что же после этого мы за монахи, если и малых оскорблений переносить не будем! .

Прп. Иосиф (1837–1911) подчеркнул необходимость упования на Бога в обстоятельствах скорбного земного пути:

Будущее же наше в руках Божиих. И без искушений прожить век нельзя. Не то, так другое, не другое, так третье. Поэтому и Господь предостерегает: «будите готови». Впрочем, если всегда будете молитвенно прибегать ко Господу, с упованием на Его милость, то всегда будете обретать благовременную от Него помощь .

Старец Иосиф был искусен в наставлениях, посвященных воле Божией. Он умел кратко повторить сказанное старцами-предшественниками и в то же время охватить новый круг вопросов, которые жизнь ставила перед его духовными чадами и подопечными.

В приведенном высказывании прп. Иосиф вновь акцентирует сказанное первыми Оптинскими старцами о том, что «Господь вся весть, еще и несодеянное наше» (прп. Лев), а посему и будущее наше, конечно же, тоже в Его руках. Со столь же несомненной уверенностью старец присоединяется и к оценке своих наставников, что без скорбей и искушений прожить нельзя – «не то, так другое, не другое, так третье».

Следовательно, соединение первого со вторым дает абсолютно логичное и единственное решение: многосложные проблемы жизни, которые иногда рвут человека на части, нужно соединить в себе молитвой к Господу и упованием на Его милость, от чего будет благовременная помощь и возможность жить дальше.

Прп. Иосиф говорил, что всегда должно помнить мудрую пословицу: «Живи не так, как хочется, а как Бог велит». В понимании старца это означало, что как устроились жизненные обстоятельства, так и должно жить. Ибо окружающие нас обстоятельства устраиваются не случайным образом, а Промыслом Божиим.

И здесь мы имеем со своего рода расширением рассматриваемой ситуации. Прп. Иосиф обобщил сказанное ранее старцем Амвросием «иди – куда поведут» на всю жизнь. Уже не частная ситуация требует отказа от своеволия, а ситуация всей жизни. В том, что в жизни устойчиво сложилось положительного, – это от Бога. И потому не надо поддаваться соблазну разрушения данного скромного, но достаточного уклада ради надуманного и неосуществимого плана, коренящегося в недостатке смирения, а отнюдь не в недоиспользованном потенциале человека.

Вероятно, здесь старец исходил из той тайны, которая Оптинским старцам была известна опытно. Суть ее можно определить так: чем сильнее смирение, тем более достойную дает Бог человеку жизнь. И потому не внешняя эффектность жизни (например, слава, известность, богатство, влиятельность и т. д.) составляет ее внутреннюю необходимость, но глубокое переживание своей причастности и неотъемлемости воле Божией, из чего жизнь данного человека раскроется с необходимой силой и вовне. При этом смирение первично и самоценно, то есть оно не является «инструментом» получения внешних благ, но само является внутренне данным благом, благодатью.

Прп. Варсонофий (1845–1913) хорошо выразил таковое смирение следующими словами:

Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами множество шкатулок, а ключей к ним нет… .

С новой силой звучит здесь сказанное первым старцем Львом о пределах, положенных человеческому пониманию. В нашей жизни нет случайных комбинаций условий и обстоятельств, все предопределено и вызвано к существованию Богом. Порыв ли ветра, хлопнувший ставнем и позвавший человека из дома, встреча ли с незнакомым человеком, боль или радость, слава или бесчестие – все неслучайно, все есть рассказ Бога нам о нас.

И оттого-то так непонятен этот рассказ, что многое в нем сокрыто, окутано тайной. Бог хочет нам что-то сказать, но Его мысли – не наши мысли. Потребуются долгие годы духовной работы, размышлений, нравственного совершенствования, опыта исполнения заповедей, прежде чем мы хотя бы немного научимся видеть свою жизнь, освещенную Светом, исходящим от Бога. Но и тогда жизнь не станет простой и понятной. Она станет еще более сложной через возросшую степень ответственности за себя и других, через требование мыслить точно и ясно, приходить на помощь всегда, сострадать другим не мыслью о сострадании, а самим взятым на себя страданием.

В какой-то момент мы начнем немного понимать, что значит быть настоящим человеком. И увидим, что это совсем не тот человек, к которому мы привыкли на земле. Мы увидим, что этот духовный человек проходит страдания и испытания ради того, чтобы в нем все сильнее светил Свет, в котором нет никакой тьмы. В этом Свете тайное становится явным, все обретает свой смысл и предназначение, жажда познания утоляется. Но перейти к этому Свету означает перейти из смерти в жизнь.

И ради этого перехода старец Варсонофий наставляет нас помнить об одной вещи:

Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности .

Познание и обретение в себе воли Божией возможно только в сознании своей греховности. Нельзя стать чистым, не понимая, что ты грязен. Нельзя прийти к истинному Свету, если за свет принимать свою тьму. И нельзя стать совершенным, не понимая, что ты не совершенен.

Поэтому старец учил не гордиться и не тщеславиться ни самим в себе, ни перед другими. Учил считать себя хуже всех и свыкаться с мыслью, что мы приговорены к адским мучениям. Что избавиться от них можем только по милости Божией. И говорил, что это нелегко, что только святые достигали того – считали себя достойными адских мучений, считали себя хуже всех.

Наше достоинство здесь, на земле, определяется мерой познания нашего недостоинства. Чем лучше мы знаем себя, тем лучше видим, сколь мы недостойны, – и оттого, что видим и принимаем эту правду о себе, становимся причастны самой Правде, и через то обретаем и некоторое достоинство.

Прийти к подлинному пониманию нашей трагедии – это значит прийти к страшному выводу о себе – что не кто-то, а конкретно ты достоин быть в аду, и что не кто-то, а именно ты хуже всех. И через это полное осознание своего недостоинства Бог приводит человека к святости, жизни ради Него и в Нем Самом. Той самой жизни вечной, в которой человек обретает свое вечное достоинство, полноту бытия и свершения Божественного предопределения о нем – что человек есть человек только в Свете, а во тьме его нет.

. ТОМ I._______Предисловие – 10_______А
Адские мучения – 14
Ангельский мир – 16
Антихрист – 17
Архипастырь – 19
Афон – 19_______Б
Бдение – 21
Бедность – 21
Безгрешность – 22
Безмолвие – 23
Безпечность – 26
Безстрастие – 26
Безчувствие – 27
Беседы – 28
Бесноватые – 28
Бесы – 30
Благоговение – 36
Благодать – 37
Благодарение Бога – 40
Благодарность – 45
Благополучие – 45
Благословение – 46
Божия награда – 47
Блаженство – 47
Ближний – 48
Блудная брань – 49
Бог – 56
Богатство – 57
Богообщение – 59
Богопознание – 59
Богословие – 60
Богослужение – 63
Бодрость духа – 68
Болезнь – 69
Брак – 93
Брань – 100
▪ Брань со страстями – 107
Братолюбие – 118
Будущая жизнь – 119_______В
Вера – 121
Воздаяние – 125
Воздержание – 127
Возношение – 129
Воинство – 130
Воля – 131
Воля Божия – 133
Воровство – 141
Ворожба – 142
Воспитание детей – 142
Вражда – 150
Вражии козни – 152
Врачевание души – 158
Время – 158
Всепрощение – 159
Высокоумие – 159_______Г
Гадание – 160
Гипноз – 160
Гнев – 161
Гонения – 165
Гордость – 168
Гостеприимство – 179
Государство – 180
Грех – 180_______Д
Дар любви – 186
Дарования – 186
Девство – 187
Дела добрые – 189
Делание – 192
Делание телесное – 193
Деньги – 194
Дерзость – 194
Диавол – 195
Дневник – 196
Добродетели – 196
Долги – 198
Должность – 198
Доносы – 198
Дружба – 199
Друзья – 200
Дух Святый – 200
Духовные беседы – 201
Духовная брань – 201
Духовная жизнь – 209
Духовная мать – 218
Духовная переписка – 219
Духовный отец – 221
Духовные отношения – 233
Духовная радость – 234
Духовный разум – 234
Духовное родство – 234
Духовное руководство – 235
Духовный сан – 240
Духовные советы – 241
Духовный человек – 241
Душа – 241
Душевнобольной – 243_______Е
Евангелие – 245
Евхаристия – 247
Епитимия – 247
Ересь – 248_______Ж
Жертва – 251
Жизнь в городе – 252
Жизнь вечная – 253
Жизнь земная – 254
Жизнь иноческая и мирская – 257
Жизненный путь – 258_______З
Забота о ближних – 261
Заботы – 262
Зависть – 262
Заклятые дети – 265
Заповеди Божии – 266
Заповеди старцев – 278
▪ Заповеди новоначальным сестрам – 278
Звон колокольный – 280
Здоровье – 280
Зло – 281
Злопамятство – 283
Злословие – 284_______И
Игуменья – 285
Иерусалим – 291
Издание книг – 291
Иконы – 292
Искус обучения – 292
Искусство – 293
Искушения – 294
Исповедь – 313
Исправление – 322
Испытания – 327
Истина – 329_______К
Казначейство – 331
Келья – 333
Келейное правило – 335
Клевета – 356
Клятва – 361
Колдовство – 361
Кража – 362
Крест – 363
Крестное знамение – 370
Кротость – 372
Курение – 373_______Л
Лакомство – 374
Леность – 375
Лечение – 376
Лжепророки – 382
Лукавство – 382
Любовь – 382
▪ Любовь Божия – 383
▪ Любовь к Богу – 384
▪ Любовь к ближним – 388
▪ Любовь к врагам – 394
▪ Любовь к миру – 395
Любопытство – 395
Любостяжание – 396_______М
Малодушие – 397
Мера – 399
Место жительства – 399
Милосердие – 400
Милостыня – 401
Мир – 405
Мир душевный – 406
Мир житейский – 414
Мирские удовольствия – 419
Мнительность – 420
Молитва – 421
▪ Церковная молитва – 437
▪ Прелесть в молитве – 438
▪ Разсеянная молитва – 440
▪ Слезная молитва – 440
▪ Сердечная молитва – 442
▪ Чувства в молитве – 444
Молитва Иисусова – 445
▪ Степени молитвы – 456
▪ Страхования в молитве – 469
▪ Прелесть – 475
Молитвы разные – 476
▪ Молитва за врагов – 476
▪ Молитва за духовных чад – 477
▪ Молитва о ближних — 477
▪ Молитва о немощных сестрах – 479
▪ Молитва во время опасности – 479
▪ Молитва о пропавших – 479
▪ Молитва против антихриста – 479
▪ Молитва о семье – 480
Молчание – 480
Монастырская жизнь – 483
▪ Устав – 492
Монастырь – 495
Монастырь и мир – 497
Монашество – 498
Новоначальное монашество – 511
▪ Монашеский постриг – 519
▪ Схима – 528
▪ Духовная брань – 529
▪ Уединение – 541
Монашеская жизнь – 542
▪ Борьба с немощами – 549
▪ Послушание – 556
Монашество и мир – 557
Мощи – 561
Мужество – 565
Мшелоимство – 566_______Н
Наречение имени – 567
Наставления – 567
Наставница – 568
Настоятельство – 570
Наука – 578
Начальство – 579
Неблагодарность – 597
Неверие – 598
Неверующие – 598
Недостатки – 598
Недуги – 599
Незлобие – 599
Неискренность – 599
Немощные сестры – 600
Немощь – 601
Неправда – 602
Неприязнь к ближнему – 602
Неприятности – 603
Нерадение – 603
Нетерпение – 604
Нечувствие – 605
Нищета духовная – 606
Новости – 606
Нравственность – 606
Нужда – 607
Нужды монастыря – 607_______О
Обеты – 609
Обещание – 610
Обитель – 610
Обличение – 610
Образование – 611
Общение с ближними – 611
Общежитие – 612
Общественная деятельность – 612
Одежда – 613
Оптина Пустынь – 614
Опыт – 614
Осторожность в словах – 615
Осторожность при общении – 615
Осуждение – 616
Откровение помыслов – 630
Отношение к ближним – 640
Отношение к братии – 646
Отношение к врагам – 649
Отношение к игуменье – 651
Отношение к настоятелю – 652
Отношение к обижающим – 652
Отношение к сестрам – 654
Отношения с братией – 658
Отпуск – 660
Отсечение своей воли – 660
Отчаяние – 661
Отшельничество – 665
Отъезд из обители – 665 _______Список использованной литературы – 668_______ТОМ II._______П
Падения – 9
Паломничество – 11
Памятозлобие – 12
Память Божия – 12
Память смертная – 13
Пастырь – 15
Пение – 18
Переход в другой монастырь – 20
Печаль – 24
Пища – 27
Плач – 29
Плоть – 31
Поведение в церкви – 31
Повседневная исповедь – 32
Подвиг – 33
Подозрение – 37
Покаяние – 38
Поклоны – 54
Покой – 55
Поминание усопших – 59
Поминовение – 59
Помощь Божия – 60
Помощь больным – 63
Помощь родным – 63
Помощь святых – 64
Помощь сестрам – 65
Помыслы – 66
▪ Помыслы на молитве – 73
▪ Брань с помыслами – 75
▪ Помыслы блудные – 80
▪ Помыслы о самоубийстве – 83
▪ Помыслы хульные – 83
Поношения – 89
Попущение Божие – 89
Послушание – 90
Плоды послушания – 105
Послушник – 108
Пост – 108
▪ Цель поста – 114
▪ Польза поста – 115
▪ Нарушение поста – 116
▪ Послабление в посте – 119
▪ Мера поста – 123
▪ Как проводить пост – 125
Постриг – 125
Поступление в монастырь – 127
Потеря зрения – 134
Поучение других – 135
Похвала – 136
Правда – 138
Православие – 139
Праздник – 145
Празднословие – 149
Праздность – 151
Превозношение – 152
Предопределение Божие – 152
Предчувствие скорбей – 153
Прелесть – 153
Примирение – 162
Природа – 162
Причастие – 164
▪ Как часто причащаться – 170
Произволение – 171
Проклятие – 172
Промысл Божий – 172
Простота – 181
Прощение – 184
Прощение грехов – 186
Прощение обид – 186
Псалтирь – 186
Путь ко спасению – 187
Пьянство – 196_______Р
Радость – 200
Раздражительность – 201
Разсеянность – 204
Разсуждение – 205
Разум духовный – 208
Рай – 209
Ревность – 209
Ревность не по разуму – 209
Родители – 211
Родственники – 213
Ропот – 218
Руководство – 221
Рукоделие – 226_______С
Самолюбие – 227
Самомнение – 230
Самонадеяние – 236
Самооправдание – 238
Самоосуждение – 241
Самопознание – 241
Самость – 242
Самоубийство – 242
Самоукорение – 244
Самочиние – 251
Сбор – 252
Своеволие – 253
Святость – 258
Святые – 259
Святые иконы – 259
Святые отцы – 259
Священное Писание – 260
Священство – 261
Семейная жизнь 263
Сердце – 267
Сестры милосердия – 267
Скорби – 268
Скорбный путь – 304
Скука – 305
Слава человеческая – 309
Славолюбие – 309
Славословие – 309
Слезы – 310
Служение больным – 313
Служение общественное – 313
Смерть – 313
Смех – 323
Смирение – 324
Смущение – 363
Сны – 366
Соблазн – 371
Соборование – 371
События – 374
Совершенство – 376
Совесть – 379
Совет – 380
Совопросничество – 382
Соединение с Богом – 383
Сокрушение сердца – 384
Сон – 385
Спасение – 388
Сплетни – 399
Спор – 402
Спорливость – 403
Сребролюбие – 403
Ссоры – 406
Старец – 410
Старообрядцы – 413
Старчество – 413
Страдания – 420
Странничество – 420
Странноприимство – 421
Страсти – 421
Страх – 428
Страх Божий – 430
Страх смерти – 432
Страхования – 433
Стыд – 435
Стяжание Духа Святаго – 435
Суд Божий – 436
Суеверия – 436
Суждения о людях – 437
Супружество – 437
Счастье – 439_______Т
Талант – 440
Театр – 441
Тело – 442
Терпение – 442
▪ Терпение обид – 458
▪ Терпение скорбей – 459
▪ Терпение укоризн – 469
Толкование Священного Писания – 470
Трапеза – 470
Трезвение – 471
Труд – 479
Тщеславие – 479_______У
Убытки – 487
Уединение – 488
Укоризны – 495
Ум – 497
Умиление – 497
Уныние – 498
Упование на Господа – 506
Устав – 516
Устроение скита – 517
Устройство новой обители – 517
Утешение – 517
Уход в монастырь – 522
Уход из обители – 525
Училище – 527
Учительство – 527_______Ф
Фарисейство – 530_______Х
Характер – 531
Хозяйство – 531
Храм – 531
Хула на Святаго Духа – 533_______Ц
Царствие Божие – 534
Целомудрие – 535
Церковь – 539_______Ч
Чай – 542
Человекоугодие – 544
Чистота сердца – 544
Чревоугодие – 545
Чтение – 545
▪ Чтение Священного Писания – 549
▪ Чтение святых отцев – 551
▪ Чтение духовных книг – 560
Чудеса – 562_______Ш
Шахматы – 565
Шутки – 565_______Ю
Юродство – 566_______Я
Ябедничество – 567
Язык – 567
Ярость – 568_______От редакции – 569
Список использованной литературы – 572

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *