Свято-Троицкая Сергиева Лавра в подмосковном Сергиевом Посаде на протяжении многих столетий остается одной из самых почитаемых русских святынь и охраняется ЮНЕСКО. Датой основания монастыря считают 11 августа 1337 года, когда преподобный Сергий Радонежский, а тогда отрок Варфоломей, пришел на гору Маковец. Обозреватель РИАМО собрала 10 интересных фактов из истории обители.

Жить в Сергиевом Посаде: ходить в Лавру без туристов и обедать у любимого ресторатора >>

Титул Лавры

© РИАМО, Александр Кожохин

В современной России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Почетный титул Лавры крупнейший православный мужской монастырь России получил по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. На Руси до этого такой титул имела только Киево-Печерская Лавра в Киеве. Лаврами (в переводе с греческого – «городская улица», «многолюдный монастырь») в V-VI веках в Палестине назывались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников.

Подмосковье глазами жителей. Интерактивная карта >>

Паломничество царей

© Фото, сайт Клуба «Филокартист»

Русские цари неоднократно бывали в Лавре в качестве паломников. Иван Грозный был крещен в Троице-Сергиевой Лавре и не раз отправлялся в паломничество в обитель. Юный Петр I также часто посещал Лавру. Императрица Елизавета Петровна ходила в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье пешком из Москвы.

Братия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Правда, делала она это необычным способом: в день она проходила всего 2-3 версты (чуть больше 2-3 километров), после чего отправлялась в карете обратно во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, где она закончила путь, и Елизавета проходила еще несколько верст. Таким образом, путь к Лавре занимал несколько месяцев.

Исцеление крестьянки Фомичевой

© РИА Новости, Олег Макаров

Чудеса исцеления, по свидетельствам верующих, совершались в Лавре множество раз. Одним из самых известных чудес является исцеление молодой крестьянки из Тверской губернии Ирины Фомичевой 20 марта 1909 года, которое было засвидетельствовано Духовным Собором Лавры. На следующий день после венчания у женщины отнялись ноги. Доктора признали болезнь неизлечимой, и муж оставил ее. В 1909 году Ирина приехала в Лавру и ежедневно ползала на четвереньках к Троицкому собору, где хранятся мощи Сергия Радонежского. Накануне Лазаревой Субботы, после всенощной, она ползла к мощам и вдруг почувствовала «особенное расслабление во всем теле», «треск костей» и «растяжение жил». Приложившись к мощам Преподобного, крестьянка встала на колени, ее окропили святой водой и отвели в сторону, где она уже встала на ноги. К мощам святого Сергия в Лавре каждый день стоит очередь из паломников, которая начинается с улицы.

Дмитровский кремль: земляной вал 12 века и подъем на колокольню >>

Самый большой Царь-колокол

Самый большой действующий колокол России находится на 88-метровой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его предшественник был отлит для Лавры по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году и весил около 65 тонн, его поднимали на звонницу силами более 300 человек. В 1930 году во время советской антирелигиозной кампании с лаврской звонницы сбросили около 20 колоколов, в том числе и Царь-колокол, который вернулся на колокольню только в 2004 году. Новый 72-тонный колокол отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Поднимали «Царя» при помощи специального строительного крана. Впервые голос нового «Царь-колокола» верующие услышали в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года. Так был воссоздан набор всех больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году.

Подземные ходы

Троице-Сергиева Лавра неоднократно подвергалась набегам, поэтому вопрос существования подземных ходов не вызывает сомнения у ученых.  Про подземные ходы, которые вели в хотьковский Покровский монастырь, пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты разговоры ведутся до сих пор. Есть свидетельство, что эти подземные ходы были такой ширины и высоты, что проехать по ним можно было чуть ли не на конной тройке. В разных источниках упоминается о том, что подземными ходами пользовались во время Великой Отечественной войны. Неоднократные провалы грунта в окрестностях Лавры, обнажавшие кирпичные кладки, также указывают на существование подземных ходов. Несмотря на многие свидетельства и доказательства, работ по их поиску и расчистке не проводилось.

Давидова Пустынь в Подмосковье: святыни монастыря и пруд с лебедями >>

Китайцы в Лавре

© РИА Новости, Юрий Кавер

Лавру ежегодно посещает около 300 тысяч туристов, а самые многочисленные из них – китайцы. Гости из КНР стали «туристами номер 1» в монастыре в последние несколько лет. Если еще пять лет назад в Лавру чаще всего приезжали туристы из Германии, Испании и Франции, то в настоящее время около трети всех туристов приезжают из Китая. Причем около 20% китайских туристов предпочитают посещать Лавру самостоятельно, а не с групповыми турами. В обители замечают, что гости из КНР с большим интересом гуляют по территории, покупают православную литературу и сувениры.

Монастырская коврижка 

©  фото с сайта «Сергиев канон»

Знаменитая лаврская медовая коврижка известна далеко за пределами монастыря. Коврижка готовится из пряничного теста по старинным рецептам, которые сохранили монахи. Основа теста – мед, благодаря которому коврижка очень долго сохраняет свой замечательный вкус и аромат. Именно медовые коврижки и квас чаще всего увозят из Лавры туристы и паломники. Ассортимент продукции в трапезных и кафе Лавры разнообразен. Большим спросом пользуется бездрожжевой хлеб: Сергиевский ржаной, Бородинский и Келарский хлеб с черносливом и орехами. Братия трапезничает отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. Этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня.

Топ‑5 самых известных сладостей в Подмосковье >>

Братия Лавры

© РИА Новости, Владимир Федоренко

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. Их жизнь скрыта от глаз мирян. «Братская» часть отделена от «туристической» оградой, на входе стоит дежурный. «Новоначальные» послушники Лавры живут в общей келье, но в основном у каждого монаха есть отдельная келья. Самому старшему из братии – за 80 лет, самому младшему – 25. Примерно 70% братии, помимо семинарии, имеют светское образование: средне-специальное или высшее. В монашестве существует своя иерархия: послушник, инок, монах, иеродиакон, иеромонах, и переступить какую-то стадию невозможно.

Отчитка отца Германа

В Петропавловском храме Лавры, который находится за территорией монастыря, многие годы проводится ритуал изгнания злых духов, или «отчитка». Чин совершает знаменитый архимандрит Герман (Чесноков), имя которого известно далеко за пределами Лавры. Отца Германа многие называют старцем, приезжают послушать его проповедь и привозят больных родственников из самых отдаленных уголков России. Люди свидетельствуют о чудесах исцеления, а проповеди отца Германа называют невероятно сильными и мощными. На сайте Лавры отмечается, что на проведение чина отчитки желательно получить благословение своего духовного отца или авторитетного и опытного священника, который может сказать, действительно ли в этом есть нужда. Перед отчиткой необходимо исповедаться.

Тайны Серпухова: монастырские подземелья и клады времен революции >>

Подворье в Антарктике

Троице-Сергиева Лавра имеет несколько подворий, в их числе – деревянная церковь Святой Троицы в Антарктике, которая находится на острове Ватерлоо, недалеко от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был освящен в 2004 году епископом Сергиево-Посадским Феогностом, деревянный сруб из кедра и лиственницы доставили с Алтая, а иконы для иконостаса выполнили дмитровские иконописцы. Идея создания храма принадлежит Патриарху Алексию Второму и главе Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину. Первым настоятелем стал насельник Троице-Сергиевой Лавры – иеромонах Каллистрат.

Лучшие виды на Лавру 

Лучший вид на Лавру открывается с Блинной горы, которая находится в центре Сергиева Посада. «Блинной» гору прозвали еще до революции. Раньше на этом месте располагался Блинный двор, где в лавках и трактирах продавали вкуснейшие «троицкие блины». В советские годы «Блинный двор» ликвидировали, потом там была барахолка, после проводили городские мероприятия. Сейчас на месте блинных лавок разбиты клумбы и оборудована смотровая площадка.  Еще один красивый панорамный вид на Лавру открывается с улицы Андрея Рублева, где расположена живописная колоннада.

Усадьба Введенское в Звенигороде, где бывал Павел Первый и снимали «Войну и мир»>>

Компания: Троице-Сергиева Лавра

Теги: Подмосковье, Храмы, Монастыри, Соборы, Иконы, Сергий Радонежский, Мед, Ученые, Китай, Дворы, Франция, Нападение, Сергиев Посад, Колокольня, Паломники, Литература, Смотровые площадки, Испания, Священники, Квас, Мощи Святых, Хлеб, Экспедиции, Германия, Великая Отечественная война

Дина Жильцова

Поделиться

Где поесть

Лаврская кухня настолько интересна, что пору организовывать в монастырь специальные гастрономические туры. Тем более, что отведать блюда, приготовленные по древнерусским рецептам, можно без особых проблем – в самой лавре и ее ближайших окрестностях есть места, где любители вкусно и недорого поесть получат массу положительных эмоций.

Предприятий общественного питания в Сергиевом Посаде на душу населения больше, чем в Москве. Один посадский ресторан или кафе приходится на 1317 человек, в столице же ситуация немного хуже – одно заведение на 1493 человека. Поэтому ни паломники, ни туристы, приехавшие в Троице-Сергиеву лавру, голодными точно не останутся. Поблизости от монастыря поесть, причем очень качественно, можно, в буквальном смысле слова, на каждом углу.

Ассортимент большинства посадских кафе и ресторанов практически ничем не отличается от предложений своих московских собратьев – стандартное меню с вольными вариациями на темы итальянской, французской, русской и кавказской кухонь. Незамысловато, но привычно и вполне съедобно.

Трапезные

Однако на общем вполне позитивном фоне следует особо отметить несколько кафе и ресторанов, где можно отведать уникальные блюда, приготовленные из продуктов, производимых на монастырском подворье. 

В первую очередь это трапезные, находящиеся на территории самой Троице-Сергиевой лавры. Две из них представляют собой небольшие кафе и находятся сразу же за Святыми вратами по левую руку от входа. Здесь всегда в наличии кофе, чай, соки, а также свежий монастырский хлеб и ароматная выпечка лаврского кондитерского цеха.

«Праздничная палата»

Еще одна лаврская трапезная, которая называется «Праздничная палата», расположена при входе в Царские чертоги, где находится Храм Покрова Божией Матери. Здесь имеются некоторые ограничения: обслуживаются только группы – туристические и паломнические – и для того, чтобы пообедать, придется предварительно сделать заявку келарю в письменном виде. На сайте Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии есть раздел, в котором можно ознакомиться с меню «Праздничной палаты» и скачать форму заявки на питание. Следует подчеркнуть исключительную демократичность и доступность цен – сытный комплексный обед из трех блюд стоит от 200 рублей.

Зал «Праздничной палаты» вмещает 120 человек. Здесь можно не только обедать по заявкам, но и устроить праздничный обед по поводу венчания или крестин, а также других мероприятий, включая детские праздники. Зал расписан фресками жития святых, потолок со сводами, деревянная мебель, резные стулья и скамьи – все это убранство создает особую атмосферу, дышащую духом прошедших времен. Можно также пригласить православный хор, который украсит любое торжество…

«Трапезная палата»

Вне стен крепости блюда лаврской кухни, приготовленные из произведенных монахами продуктов, можно отведать в «Трапезной палате» – ресторане при Старой гостинице лавры, расположенной с правой стороны Красногорской площади. Здесь же имеются два кафе, где также можно перекусить, выпить чай или кофе, а также продегустировать вина из лаврского винного погреба.

В общей сложности «Трапезная палата» может накормить одновременно до 170 человек. Большой зал вмещает около 120 человек – здесь, как правило, завтракают, обедают и ужинают туристические и паломнические группы. Выполнен в виде царской палаты, стены которой расписаны фресками из жизни Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Есть также отдельный зал на 23 места, где проводятся различные торжества и мероприятия. Третий зал вмещает 14 человек и имеет великолепный вид на Белый пруд. Четвертый зал самый маленький – в нем может отобедать не более 10 человек, и поэтому он предназначен для дружеских застолий в узком кругу или семейных обедов

Меню «Трапезной палаты» весьма разнообразно. Круглый год гостям предлагается два меню – постное и скоромное. Имеются также банкетное меню, поминальное меню и комплексное меню. Акцент сделан на блюда, выполненные по традиционным монастырским рецептам. Из напитков гостям предлагают «живой» квас, сбитень, медовуху, кагор и вина из лаврских погребов, хранящихся в дубовых бочках.

Вход в ресторан со стороны проспекта Красной армии. Прямо за аркой, на которой висит большая растяжка с названием «Трапезной палаты»,–- внутренний двор Старой лаврской гостиницы.

«Гостевая изба»

В левом крыле гостиницы находится еще один очень интересный ресторан – «Гостевая изба». Открыто заведение относительно недавно – в декабре 2012 года – но уже имеет довольно много постоянных посетителей, приезжающих сюда специально из Москвы.

Ресторан очень талантливо оформлен в стиле русских трактиров XIX века. Причем это тот исключительно редкий случай, когда стиль не переходит в китч и не вызывает ощущения нарочитого лубка.

Кухня «Гостевой избы» также русская традиционная. Любителям набившего оскомину салата Цезарь здесь делать нечего – его попросту нет в меню. Зато можно угоститься ухой, борщом, грибным супом, тыквенной похлебкой, фирменным теплым салатом с уткой – грудка, грибы вешенки и много зелени, гречневой кашей с жареным луком и грибами, мясным винегретом, пельменями – мясными или рыбными. Разнообразны и напитки: различные морсы, брусничная вода и квас собственного изготовления, а также настойки, изготавливаемые в ресторане – хреновуха, перцовка, анисовка, облепиховка. Ну и, разумеется, вино из монастырских подвалов…

Особая гордость ресторана – VIP-зал. В центре его стоит огромный раздвижной деревянный стол. В сложенном виде он рассчитан на 10 персон, но при необходимости за ним может поместиться до 20 гостей. В зале имеется печь-камин, которую топят в холодное время года. Интерьер выполнен в русском купеческом стиле конца XIX века. Причем для оформления используются оригинальные антикварные вещи – вплоть до напольных часов фирмы Gustav Backer, отбивающих время каждые четверть часа, и действующего граммофона с коллекцией пластинок, которые, кстати, может послушать любой гость VIP-зала.

А еще на стенах зала висят фотографии из семейного архива купца Когтева. И это не случайно – дело в том, что в XIX веке на месте Старой гостиницы лавры стоял трактир, который так и назывался «Трактиръ Когтева».

Кстати, также как и Старая гостиница лавры, «Гостевая изба» принадлежит обители…

Красногорские торговые ряды

Между Красногорской площадью и проспектом Красной Армии стоит шатровое трехэтажное здание из красного кирпича, возведенное в 1902-1903 годах архитектором Александром Латковым, – Красногорские торговые ряды. Здесь находится Паломнический центр, где можно заказывать экскурсии, почтовое отделение, в котором во время празднования 700-летия Сергия Радонежского происходило гашение конвертов первого дня, а также Монастырская лавка, кафе и ресторан-трапезная «Красные палаты».

Монастырская лавка примечательна тем, что в этом магазине продается большое количество продуктов, произведенных монахами на лаврском подворье. В первую очередь хлеб – его несколько сортов: от самого простого ржаного, до испеченного с черносливом, курагой и орехами. Кроме того, в лавке широкий выбор кондитерских изделий – торты, пирожки, пирожные, печенье нескольких сортов, имеется несколько видов упакованного в лавре чая, а также множество вариантов квашенной капусты, моченых яблок, соленых огурцов и помидоров, вареники – с картофелем, грибами, капустой, творогом. Рябом лежат пельмени – мясные и рыбные, а также копченая рыба: муксун, окунь, форель, судак, лещ, скумбрия. А еще жаренная по монастырскому рецепту мойва и соленая в бочках селедка. Глаза разбегаются!

Свято‑Троицкая Сергиева Лавра: 11 интересных фактов

Кофейня, расположенная в том же здании, в общем-то обычная. Традиционный набор кофе – эспрессо, американо, лате и так далее. Здесь можно позавтракать. В меню широкий выбор омлетов, яичницы с добавками – беконом, сыром, помидором, грибами. Есть каши, блинчики постные и скоромные с различными наполнителями – мясом, творогом, джемом, медом. Мед, кстати, тоже монастырский – с подворья лавры.

Фишка этого заведения – монастырская выпечка, которая производится в кондитерской, расположенной прямо над кофейней на втором этаже. Все с пылу, с жару, да еще с таким ароматом, что устоять просто невозможно.

Ресторан-трапезная «Красные палаты» благодаря своему шеф-повару демонстрирует меню, составляющее достойную конкуренцию ведущим московским заведениям. Представлены блюда русской и европейской кухонь, в том числе прекрасно подходящие даже для строгого поста, когда постящимся нельзя есть даже рыбу.

Для тех же, кто не постится, обед может быть примерно таким. В качестве холодной закуски брускет – приправленный оливковым маслом поджаренный итальянский багет с вялеными томатами и запеченными баклажанами. Крем-суп из тыквы на сливках с гренками и щучьей икрой. Далее – каре ягненка под винным соусом. И на десерт – крем-брюле от шеф-кондитера ресторана. Такой обед рекомендуется сопровождать винами из лаврских подвалов – белыми или красными, в зависимости от конкретного блюда. Стоимость такого обеда составит примерно 1500 рублей. Плюс 200 рублей бокал вина.

В ресторане 8 залов, где с комфортом могут обедать отдельные посетители и туристические группы. Время работы – с 9 до 23 часов. Бесплатный WiFi. А из окон открывается великолепный вид на Троице-Сергиеву лавру.

— Жизнь монаха — что в ней особенного?

— Жизнь монаха — стремление всецело отдать свою жизнь Богу, послужить Ему всеми силами своей души. Реализуется это стремление через послушание, то есть отсечение своей воли и исполнение заповедей Божиих, заветов святых отцов и Устава монастыря. Если бы нам иметь перечень болезней, который есть у некоторых из наших братий, проживших в монастыре не один десяток лет, мы бы просто не сдвинулись с места, сказав, что с такими диагнозами ходить нельзя. А они ходят на службы, несут послушания. Не потому, что боятся нарушить нечто человеческое, — они боятся нарушить Божие. Когда перед Великим постом у одного брата случился инфаркт, врачи не смогли уговорить его лечь в больницу. «Ну как же, Великий пост, первая седмица… Как же это в больницу? Я не смогу, не смогу…» В это утро братия уговорила его не пойти только на братский молебен и на раннюю литургию. «Мне нужно помянуть», — и он пошел на позднюю. В остальные дни во время всего Великого поста он ходил на братский молебен и на службы утром и вечером и пил прописанные лекарства. Когда после Пасхи ему сделали кардиограмму, оказалось, что инфаркт отступил.

Другой пример: у брата температура под 40', а он ходит на службы и на послушания, весь обливаясь потом. Врачи укладывают его в постель, что им с трудом удается сделать. Или у батюшки, которому уже 87 лет, полгода назад был перелом бедра. Кость, естественно, в этом. возрасте уже не срослась. Но это не мешает ему ходить на службы. Его никто не заставляет! Его понуждает желание быть с Богом. Это показатель полной самоотдачи Богу, а не красивые слова. Это жизнь опытных монахов, которая является для нас примером. Другому брату в 80 лет сделали серьезную операцию. Он сейчас не служит, потому что просто не может выстоять литургию. Он мог бы лежать в келии: его бы там причащали, приносили бы туда все необходимое — у него есть келейник. Но он сам ходит на службы, в трапезную. И даже попросился, чтобы его поставили на послушание. У него язык не повернется сказать, что он делает что-то особенное. Хотя даже то, что он просто выжил после той операции, само по себе чудо. Это настоящие монахи; те, кто, прожив в Лавре 50 и более лет, стали ими.

— Как стать настоящим монахом?

— Чтобы стать монахом, надо видеть монаха, ежедневное исполнение им обетов монашеской жизни. Старшие братья — хотят не хотят, болеют не болеют — по ним можно часы проверять: этот каждое утро в 5.20 спускается по лестнице на молебен, другой через две минуты его догоняет. Один встает на молитву в два часа ночи, другой в половину третьего, третий — в половину четвертого. И это еженощно. Кто-то скажет: нудно. Нет, монахи встают на встречу с Богом. Поэтому это не нудно, хотя и требует понуждения. Это осуществление в своей жизни Евангелия и отеческой традиции не по букве, а по духу. Жизнь по Уставу становится естественной потребностью насельника монастыря.

— Монашеская традиция Троице-Сергиевой Лавры, как и практически всех монастыpях России, в ХХ в. прерывалась. Как формировался современный Устав Лавры?

— Первый после возрождения Троице-Сергиевой Лавры Устав был составлен при наместнике обители архимандрите Пимене (Хмелевской) в 1959 г. и благословлен Патриархом Алексием 1. При Патриархе Алексии П Устав в 2006 г. переписали и дополнили. Устав отражает монашескую традицию для монаха сегодня.

— Что требуется от желающего вступить в число лаврской братии?

— Истинное желание жить монашеской жизнью. Твердость своего намерения человек должен проверить у себя прежде всего сам. Для поступления в монастырь, конечно, нужна, рекомендация духовника. И это не фикция, не просто бумажка, которую подписал тот или иной приходской священник. Выбор монашеского пути — это новый кардинальный поворот в жизни человека. И рекомендация духовника является определяющей. Чтобы ее получить, надо иметь реальное общение с духовником. А потом человека ставят на послушания, и его отношение к порученным ему обязанностям показывает, по крайней мере, внешнюю сторону его желания поработать Господу. Проверяется, насколько это желание у него постоянно. На-сколько он последователен в своем решении.

— Кто поступает сегодня в число братии?

И какой путь проходит человек от вступления до пострига?

 — Среди поступающих есть и молодежь, и зрелые люди. В вопросе о постриге определяющим является решение Духовного собора монастыря. Индивидуально рассматривается каждый конкретный случай. Главная «скрепка» здесь, конечно, духовники. А путь

у каждого брата свой. Человек может всю жизнь называться хирургом и так и не стать им. Все зависит от человека, от его желания. Если он хочет встречи с Богом, у него будет Сретение Господне. Как старец Силуан, еще будучи молодым иноком, воззвал к Богу: «Ты неумолим!» И тут же увидел Его. Или пустынники после продолжительной брани видели Господа: «Боже! Где же Ты был?» — «А Я смотрел, как ты сражался».

— Как складывается день насельника обители?

— В 5.30 — братский молебен, утренние молитвы, полунощница, ранняя литургия, потом братия расходится на послушания. У каждого свое: кто-то пономарит или стоит за ящиком, пишет иконы, кто-то книги редактирует, кто-то лечит братию, студентов академии и сотрудников. Завтрак по желанию, в 12.00 — общая братская трапеза, обязательная для всех.

Насельники Троице-Сергиевой Лавры

Вечернее богослужение. Ужин — по желанию. Вечернее правило келейно.

— Жизнь в скитах чем-то отличается от лаврской?

— Да, отличается, однако это единое братство. У каждого скита — свои особенности, в частности в расписании литургической жизни. Например, в Сергиевском скиту служба начинается в два часа ночи. Они живут по Афонскому Уставу уже более 10 лет. Сейчас там 15 монахов. Периодически братия из Лавры отпрашиваются туда, чтобы пожить неделю — две.

— В отпуск?

— Нет, знаете, это не совсем отпуск. Это, конечно, и не наказание. Но пожить в их режиме — требует определенного напряжения воли и сил. Братия встает там на молитву еженощно в 12 часов ночи, чтобы до литургии вычитать еще правило.

По материала журнала «Покров»

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *