Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1, 5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.

Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры. Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.

Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.

Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: » В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).

Из жизнеописания Арсения известно, что «Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры, в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).

В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был придел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника — скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».

В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий — например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов. Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

По материалам сайта Пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря и Рязанской группы любителей подземелий «СТИКС»

Лишь два сохранившихся документа, могут косвенно указывать на время основания Скановой пустыни, как именовалась она прежде. Первый из них от 1673 года говорит об отводе монастырю по указу царя Алексея Михайловича 90 десятин пашенной, лесной и покосной земли. Другой – грамота Святейшего Патриарха Иоакима от 1676 года, в которой говорится о том страшном пожаре, уничтожившем три церкви и все монастырские постройки. Вместе с тем, документы эти свидетельствуют, что обитель существовала уже задолго до пожара, ее основание можно отнести к началу XVII столетия. После пожара монастырь стал отстраиваться на месте нынешнего Троицкого монастыря, изящный ансамбль которого предстает сегодня перед нашим взором при въезде в Сканово. А вместе с тем более глубоко и целенаправленно насельниками стал осваиваться пещерный комплекс как скит для более суровых монашеских подвигов.
Сам монастырский комплекс до революции представлял собой следующий вид. При подошве горы находился источник Иоанна Крестителя с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красоте открывалась вся окрестность с ее полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году. А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии. Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были ископаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений.
Сюда удалялись подвижники, желавшие полного отречения от мира, благословленные на подвиг затворнического жития. С наступлением же советского времени из-за притеснений монашеская жизнь на пещерах стала постепенно угасать. Монашеская жизнь продолжала теплиться до 1928 года. После исчезновения последних монахов храм Преподобных Антония и Феодосия был полностью уничтожен, пещеры стали приходить в запустение, многие места в них стали обрушаться. В 1980 году во время обследования пещер московскими спелеологами в одном из ходов было обнаружено 17 черепов с пулевыми отверстиями, что дает основание полагать о проведении здесь массовых казней людей в разгар советских репрессий.
По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина), определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года на пещерах был учрежден отдельный монастырь – Сканов Пещерный мужской преподобных Антония и Феодосия. Сегодня пещерный комплекс трудами благотворителей и монастырской братии продолжает восстанавливаться: вход в пещеры благоустроен, расчищены и обложены кирпичом многие участки. С противоположной стороны оборудован еще один вход, ведущий в подземный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. Кроме пещерного комплекса в ансамбль возрожденного пещерного Сканова монастыря входит деревянная церковь в честь Печерской иконы Божией Матери, кельи монахов и трудников, оборудованный купальнями источник Антония и Феодосия Киево-Печерских, а на горе у алтаря бывшего храма – могилка убиенного о. Тихона

Пещерный монастырь расположен на севере области в 2 километрах к юго-востоку от села Сканово. В монастыре открыты 3 яруса переходов с 20 кельями, вырытыми монахами. Высота основных галерей — около 2 метров, ширина — до 1 метра. Общая протяженность пещер 635 метров. Время появления пещер в недрах горы неизвестно. По легенде, обитель основал пришлый монах Скан. Он обнаружил вход в пещеры, расширил его и вырыл келью, в которой жил и молился. С 2008 года здесь образован Сканов Пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских, построен братский корпус, восстановлен подземный храм. Ежедневно в пещерах проводятся богослужения. У подножия горы возведен храм, очищен и обустроен Святой источник, построена купель. Посетить пещеру можно в любой день. Местный послушник проведет желающих по основному пещерному ходу. Более детальный осмотр комплекса возможен с разрешения настоятеля. Имеются свидетельства, что в XIX веке на горе стоял пятиглавый каменный храм, у ее подножия рядом с главным входом в пещеры — часовня. Однако эти постройки не сохранились.

Село Трескино Колышлейского района известно верующим со всей России. Здесь в Свято-Рождественском мужском монастыре служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет даже от рака. Возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов. К нему идут, как в поликлинику, с болезнями и бедами, с проблемами и за советом.

Верующие со всей страны приезжают в монастырь за несколько часов до начала целительной молитвы. Чтобы занять место поближе к батюшке, заранее расстилают на полу коврики, поскольку во время отчитки им придется долгое время стоять на коленях. Иногда число одновременно молящихся достигает пятисот человек. Людям не хватает места в храме, и они стелют коврики на улице.

Жители разных регионов России добираются в Трескино кто как может. Обычно в монастырь приходят к шести часам утра. Молятся, исповедуются, причащаются. Это необходимо, чтобы приступить к главному — изгнанию нечистой силы, которая поселилась в человеке.

Евдокия Анашкина овдовела в 26 лет, одна вырастила троих детей, работала днем и ночью. Теперь болезни замучили. Но телесные недуги женщина приписывает не только возрасту и трудной жизни. Она предполагает, что ее больные ноги — происки дьявола и недобрых соседей.

Фельдшер Галина Сергеевна первый раз пришла к отцу Крониду 15 лет назад. Теперь она — частый гость в Свято-Рождественском мужском монастыре. За эти годы женщина много чего повидала. Бесы, говорит она, из людей так просто не выходят и без боя не сдаются.

Андрей Панин — бизнесмен из Кузнецка — в монастырь добирался пять часов. Провел ночь за рулем на скользкой и обледеневшей трассе. К началу службы успел.

По словам Андрея Панина, его сын в результате ДТП стал инвалидом. Врачи говорили, шансов, что он выживет, практически нет. Тогда бизнесмену посоветовали съездить в Трескино — к батюшке Крониду. И мальчик стал потихоньку поправляться.

Сам игумен Кронид прессе не показывается. После двухчасовой литургии прихожане и паломники рассаживаются на принесенных ковриках и полотенцах и начинают морально готовиться к главному этапу — отчитке. На первый план выходят местные монахи, которые оберегают игумена, изгоняющего дьявола, от чужих глаз. Двери в храм закрывают на крепкий засов. Журналистов «11 канала» также попросили удалиться.

В епархиальном управлении утверждают, что уникальные способности некоторых священников — это дар Божий. Но прибегать к такой серьезной мере надо только в крайнем случае. И только если вы глубоко верующий, соблюдающий посты и заповеди человек.

По словам игумена, ответственного секретаря Епархиального управления Пензенской области Серафима (Домнина), большинством болезней все-таки занимается традиционная медицина. И именно к врачам нужно идти в первую очередь. Отчитка, или экзорцизм может помочь людям с душевными расстройствами.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *