Народы Северного Кавказа

Европеоидная раса. кавказские и иберо-кавказские – самые распространенные языки. Ингуши, чеченцы, балкарцы, кабардинцы, адыгейцы, осетины.

Развитое земледелие и скотоводство (с 3го тыс. до н.э.). Просо, пшеница, ячмень. Различие культур по районам. Деревянные пахотные орудия с железными наконечниками. Отгонное скотоводство (лето в горах, зимой на равнинах). Пчеловодство, шелководство, ковроткачество, ювелирное дело, изготовление оружия, гончарное производство, ткачество.

Выделение Дагестана как особого региона вместе с Ингушетией и Чечней. Тип жилища связаны с природными условиями. Теснота застройки в горах. Обычай поселения родственников вместе с образованием единого квартала. Четырёхугольная каменная постройка, 1\2 этажа, плоская крыша (горные районы).

Мужской костюм: кафтан, узкие штаны, заправленные в мягкие сапоги, папаха, бурка, пояс-ремень, кинжал. Женская одежда: рубаха, длинные штаны, распашное платье, высокий головной убор, покрывало. Следы патриархального уклада, строгое поддержание родственных связей.

Сельские общины. Малые семьи с патриархальным укладом, моногамия, калым (выкуп за невесту). Тяжелое положение женщин.

Религиозные верования. Христианство и ислам. Ислам установился после монголо-татарского нашествия (Дагестан).

Тюркоязычные народы северного Кавказа

Тюркские народы Северного Кавказа условно можно разделить на две основные группы.

К первой относятся "коренные этносы", имеющие форму национально-территориального самоопределения.

Этнический состав Северного Кавказа. Проблемы толерантности в России

Это четыре народа, которые в соответствии с их численностью в России располагаются в следующем порядке: кумыки (более 550 тыс. чел.), проживающие, главным образом, в Дагестане; карачаевцы (235 тыс. чел.), балкарцы (140 тыс. чел.) и ногайцы (105 тыс. чел.), рассредоточенные в предгорьях и степных районах Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Таким образом численность этих народов по оценкам 2011 года превысила 1 млн. и составляет 1030 тыс. чел.

Вторую группу составляют "национальные меньшинства" — представители тюркских народов, имеющих за пределами Северного Кавказа свою территорию ("историческую родину") и государственность, однако в силу различных исторических причин, оказавшиеся на Северном Кавказе в виде довольно мощной и численно значительной диаспоры или компактно проживающего в определенных районах населения. К этой группе относятся турки-месхетинцы, крымские татары, азербайджанцы (больше всего их на территории Дагестана), а также татары и туркмены.

Кумыки (самоназвание: кум. Къумукълар) — тюркоязычный народ, один из народов Дагестана формирования и развития которого является равнинная и предгорная зона Северного Кавказа, в основном восточная часть его, ныне входящая в Дагестанскую республику и известная в истории как Кумыкия. Кумы́кский язы́к (самоназвание къумукъ тил) — язык кумыков, распространён в Дагестане, на севере Чечни и в Моздокском районе Северной Осетии. Относится к кыпчакской группе тюркских языков (в которую входят также карачаево-балкарский, ногайский и др. языки). До начала XIX века кумыкский язык являлся языком межнационального общения в северном Дагестане, т.е. в предгорном и равнинном Дагестане. Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, буйнакский и хасавюртовский, причём два последних легли в основу литературного языка.

Кумыкский народ является правопреемником своих предков, имевших в IV-XIX веках свою государственность в лице Кавказской Гунии, Хазарии, Шамхальства Тарковского. С 14 по 19 век (1867г.) Кумыкия существовала под эгидой кумыкских шавхалов (царей) в виде феодального государственного образования, шамхалата, находившегося в разные периоды своей истории под протекторатом Турции, Ирана, России. В 16 в. она вела многочисленные войны с Россией и Кабардой, став заслоном на пути их экспансии на юге-восточном Кавказе.

Границы ее простирались от Дербента на юге и до Кабарды на севере. В течении нескольких веков она была субъектом международной политики. В 1867 году после окончательного завоевания Кавказа Россией кумыкское шавхальство было ликвидировано. Однако кумыки не переставали бороться за свое национально-государственное возрождение, приняв деятельное участие в тюркском модернистском движении конца XIX — начала XX веков. В 1920 году была провозглашена дагестанская автономия, которая обрекла кумыков н безсубъектное существование в составе Дагестана и России.

Антропологически кумыки входят в состав балкано-кавказской расы большой европеидной расы, что роднит их с карачаевцами, балкарцами, крымскими татарами. Верующие кумыки — мусульмане-сунниты. Ислам проник в их среду в VIII — начале IX века, утвердился же к концу XV века. Ранее они исповедовали тенгризм и частично иудаизм и христианство.

Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла) — один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке который относится к кыпчакской группе тюркских языков. Проживают главным образом в Карачаево-Черкесии, где они составляют чуть меньше половины населения. Исповедуют Ислам суннитского толка.

В формировании карачаевского этноса, принимали участие местные горские племена и тюрки, главным образом кипчаки. Территории нынешнего проживания карачаевцев входит состав средневековой Алании. В ХIV в. сюда вторгается армия Тимура, которая кроме разрушений открыл дорогу более полному утверждению Ислама на этой территории. В 1831—1860 годах карачаевцы принимали активное участие в Кавказской войне. В 1861—1880 годах многие карачаевцы покинули земли Северного Кавказа и переселились на территории современной Турции. В 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская АО, которая прекратила своё существование в ноябре 1943 г., после депортации его населения. В 1957 г. вновь восстановлена, а в 1991 г. она преобразована в республику в составе Российской Федерации.

Балкарцы (самоназвание таулу, малкъарлы) — тюркский народ, близкий карачаевцам и говорящий с ними на едином литературном карачаево-балкарском языке. Численность в России — 130 тысяч человек. Живут преимущественно в южной и юго-западной частях Кабардино-Болкарской республики. Традиционно исповедуют ислам суннитского толка.

На этногенез балкарцев сильное влияние оказало тюркское население Прикубанья и Приазовья – особенно булгары, хазары, а после и кипчаки. Предки балкарцев участвовали в создании Тюркского, Хазарского каганатов и Великой Булгарии. После монгольского нашествия предки балкарцев были оттеснены с равнины в горные ущелья, где они образовали пять крупных «обществ»: Балкарское, Хуламское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское. Во второй половине XIX в. часть балкарцев переселилась на равнину, часть переселилась в Турцию, где и сейчас живут их потомки. В 1944 году балкарцы в полном составе были депортированы, после 1957 года вернулись в Кабардино-Балкарию.

Ногайцы (самоназвание — ногаи), народ в Российской Федерации.

Основная область расселения Ногайцев в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики

Являются потомками различных тюркских и монгольских народов, входивших в улус золотоордынского темника Ногая, смешавшихся с кипчаками и воспринявших язык последних. Некогда многочисленный народ, обитавший в низовьях Волги и имевший огромную военную силу, оказывал большое влияние на политику татарских ханств и считался их ближайшим союзником. Ногайская Орда – мощное Восточноевропейского государства 15-сер.16 вв., судьба которого в то время была неразрывно связана с татарским народом. В сер. 16 в. распалась на три государства; значительная часть ногаев откочевала в предгорья Северного Кавказа. Впоследствии они оказались под протекторатом России, которая постепенно сужала их автономные права. К сожалению процесс ассимиляции, смешения, а так же простое истребление весьма сузило численный состав ногаев.

Субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские Ногайцы (Ставрополье), кубанские Ногайцы (Карачаево-Черкесия) и астраханские Ногайцы (Астраханская область). Живут также в Турции и других странах.

Говорят на ногайском языке который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющем два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды.



Происхождение народов Кавказа. Кавказские хроники

Фатхула Джамалов

Происхождение коренных кавказских народов, ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДОВ НАСЕЛЯЮШИХ КАВКАЗ

Таргамос упоминается в Библии, в так называемой "Таблице народов", являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. "Бытие", гл.10.ст.3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама.

• Ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название “Жизнь картлийских царей”. Труд этот, основывающийся на еще более древних летописных источниках грузин и, может быть, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. Происхождение коренных кавказских народов Леонти Мровели рисует так: “Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов — у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета — сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами — Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.

Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока — море Гургенское, с запада — море Понтийское, юга — море Оретское и севера — гора Кавказ.

• Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого – Гаос, второго- Картлос, третьего- Бардос, четвертого- Мовакан, пятого- Лек, шестого- Эрос, седьмого- Кавкас, восьмого- Эгрос…” Ограничен круг кавказских народов, воспринимаемых древним историком как “потомки Таргамоса”. Если с армянами, картлийцами (грузинами), мегрелами и ранами (албанцами) все ясно, то другие наименования требуют расшифровки, которую мы получаем у Г.В. Цулая в соответствующих примечаниях. Так, моваканы оказываются племенем Кавказской Албании, родственным современным лезгинам , эры — древний могущественный народ, живший на сопредельных территориях современных восточной Грузии и западного Азербайджана (историческая Кахетия), леки — “грузинское название народов Дагестана в целом “ и, наконец, кавкасиане — предки не только современных чеченцев, ингушей и бацбийцев, но и других нахских племен и этнических групп, которые до нашего времени не сохранились.

• Четко очерчены границы “страны Таргамоса”, в которой ученые видят воспоминания о царстве Урарту в период его могущества.

Мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что назвав эпоним (имя легендарного родоначальника) того или иного народа, Мровели нигде больше не путает эту взаимосвязь, то есть дагестанцы для него всегда остаются “потомками Лекоса”, вайнахи — “потомками Кавкаса”, грузины — “потомками Картлоса” и т.д. При этом могут называться и новые эпонимы (например, у дагестанцев Хозоних), но всегда подчеркивается, что вводимый на страницы повествования новый легендарный персонаж — сын, внук или более дальний, но всегда прямой, потомок одного из восьми братьев — сыновей Таргамоса.

• В дальнейшем Мровели повествует о победоносной борьбе таргамосиан (в которых, как уже отмечалось, можно видеть халдов-урартийцев) с Ассирией. Отразив натиск ассирийцев и разгромив их силы, восемь братьев — сыновья Таргамоса, получают для жительства свои уделы на Кавказе. Шесть братьев и соответствующие им народы (армяне, грузины, мегрелы, “моваканы”, албанцы, эры) остаются в Закавказье. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет так:

“Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” — Волга — авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух — Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу — до Великой реки Хазарети. Кавкасу — от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.

• Итак, дагестанцы расселились от Каспийского моря до Терека, а вайнахи — от Терека “до рубежей Кавказа на Западе”. Интересно, что у Мровели мы находим и древнейшее название Терека (Ломеки), которое составлено из вайнахского словосочетания “горная река” (ломе — хи). Что касается географического термина “Кавказ”, то следует учитывать, что древнегрузинские авторы, в том числе и Мровели, под этим термином всегда подразумевали Центральный Кавказ и конкретно — гору Эльбрус.9 Следовательно, границы “удела Кавкаса” доходили до Эльбруса и включали в себя эту гору.

• Далее, после описания заселения дагестанцами и вайнахами Северного Кавказа, Мровели возвращается к событиям, происходившим в Закавказье, в “уделе Картлоса”. Он рассказывает о его потомках, о попытках ввести в Грузии царскую власть, о междоусобицах и т.д. Повествование доводится до античной эпохи и, несмотря на хронологическую неопределенность, явно подчеркивается два характерных момента — возвышение и расцвет среди древних грузинских городов столицы Мцхеты и язычество грузин, которые в отмечаемый период поклонялись “солнцу и луне и пятирице звезд, и первой и главной их святыней была могила Картлоса”.

• Приведем цитату из источника:

“В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов. Таргамосиане в то время пребывали во взаимном мире и любви.Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета. Решили шестеро Таргамосианов искать помощи в борьбе против хазар.И собрались все из племени Таргамосианов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились”.

• Прервем на минуту цитирование. Здесь необходимы некоторые разъяснения. В древнеармянской версии “Картлис цховреба” приведенный нами выше отрывок передается в следующих словах: “В это время укрепилось племя Хазрацов, стали бороться против рода Лекаца и Кавкаса, которые от этого впали в печаль; просили помощи у шести домов Торгома, которые в это время пребывали в веселии и мире, дабы пришли к ним для спасения, которые и пошли в полной готовности на помощь и перевалили горы Кавкаса и полонили земли Хазраца руками сына Тирета — Дуцука, который и призвал их на помощь”.

• Древнеармянская версия существенно дополняет грузинскую. Во-первых, становится ясно, что основная тяжесть войны с хазарами легла на плечи вайнахов (дурдзуков, как их почти до ХIХ столетия называли грузины), и именно они обратились к закавказцам с просьбой о помощи. Помощь была оказана, но завоевание хазарских земель было проведено вайнахскими силами (“полонили земли Хазраца руками сына Тирета — Дуцука…”). Вернемся, однако, к прерванной цитате:“Вслед за этим (то есть после военного разгрома — авт.) хазары избрали себе царя. Вся хазарщина стала повиноваться избранному царю, и возглавляемые им хазары прошли Морские ворота, которые ныне именуются Дарубанди (то есть Дербент — авт.). Не в силах оказались Таргамосиане противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество. Полонили они страну Таргамосианов, сокрушили все города Арарата, Масиса и Севера…”

• Далее повествуется о частых набегах хазар в Закавказье, об уводе в плен людей и т.д. Отмечается, что для набегов хазары использовали не только Дербентский проход, но и Дарьяльское ущелье. Затем Мровели фиксирует первое появление на Кавказе осетин:“В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли (то есть Армении и Грузии — авт.). Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети (Осетия), что была частью удела Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое — Дурдзукети…"

• У чеченцев когда-то было три таких символических предмета: «къоман йай» («национальный котел»), «къоман тептар» («национальная хроника») и «къоман мухар» («национальная печать»). Все они хранились в Нашахе, в родовой башне Моцар (Моцархой), древнего клана, который был хранителем этих общенациональных чеченских реликвий.

• На бронзовых полосах, которые были вертикально припаяны к внешней стороне котла, были выбиты названия этих 63-х тайпов.

• Котел был разрушен по приказу имама Шамиля двумя чеченским наибами в 1845 или в 1846 году. Наибы были представителями тайпов Нашхо и Дишни. Осознав содеянное, они начали обвинять в этом святотатстве каждый другого. Между ними завязалась вражда, и их потомков удалось примирить лишь в 30-е годы XX века.

• Недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ — в 1395 году. Себя он называет представителем “аланского племени нохчий”. Отец Аздина- Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военачальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар — городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая- язычество (“магос цIера дин” — то есть солнце — и огнепоклонничество). Миссия исламизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха.

• В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана — до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины — Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море — равнина Кешан и остров Чечен.

На Северном Кавказе компактно проживают: а) карачаевцы; б) коми; в) буряты; г) башкиры.

Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре, например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др.

http://smi2.ru

Материалы по теме:
Ф. Джамалов. Потомки атлантов: http://www.proza.ru/2009/10/03/441)
Ф. Джамалов. Библия от Иафета: http://www.proza.ru/2009/10/01/587
Ф. Джамалов. Там говорил Заратустра: http://www.proza.ru/author/kosmos

© Copyright: Фатхула Джамалов, 2013
Свидетельство о публикации №213011900969

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Фатхула Джамалов

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Фатхула Джамалов

Народы Северного Кавказа

На территории Кавказа проживает громадное количество маленьких народностей. Некоторые из них представляют собой остатки азиатских орд, проходивших туда и обратно через эти горы во время великого переселения народов, но большую часть составляют местные автохтонные племена. Каждое из этих племен сохранило свой собственный язык, и эти наречия восходят, вероятно, еще ко временам появления человеческого рода.

Во внешнем облике кавказца объединены черты, характерные для основных народов Европы и Западной Азии.

Домашние животные и культурные растения, разводимые в этих двух частях света, встречаются на Кавказе или поблизости от него.

Древние достопамятные труды, приписываемые Моисею, древнегреческая легенда о Прометее, знаменитая экспедиция аргонавтов за золотым руном — все возвращает нас мыслью к Кавказу, все заставляет думать и высказывать предположения, что этот регион был одной из точек, откуда род человеческий разошелся по большей части поверхности земного шара.

Исконным населением этих мест можно считать албанцев (албанцы — жители Кавказской Албании, древнего государства в Восточном Закавказье. — Пер.)иберов и колхов, то есть, говоря современным языком, лезгин, грузин, имеретинцев и мингрелов. Остальные племена обосновались здесь, скорее всего, попозже, за исключением армян, которые с очень давних пор населяют свою исконную родину — Армению, граничащую с Кавказскими горами.

Эта точка зрения может быть основана на следующих наблюдениях:

1. Иберия и Албания никогда не были завоеваны ни персидскими, ни мидийскими царями, ни римлянами, хотя последние всегда успешно воевали с албанцами и иберами.

2. Жители Иберии (нынешняя Грузия), подчинившись в конце концов персидским царям из династии Сасанидов, а позже покоренные татарами, турками и вновь персами, все это время сохраняли свою религию, свой язык и свой первоначальный характер.

3. Подчинение албанцев (современных лезгин) произошло позже, при Тимуре, или Тамерлане, когда полчища этого завоевателя наводнили Кавказ; этот процесс закончился сразу же, как только Тамерлан ушел из этих мест.

До нашествия Тамерлана гунны, хазары, арабы и монголо-татары довольствовались, вероятно, необжитыми тогда районами на западном побережье Каспийского моря, чтобы там обосноваться, не проникая во внутренние районы Кавказа, где бедность жителей, объединенных своей отвагой, предоставляла им мало благ, но много опасностей.

5. Наконец, лезгины и грузины, хотя и разнятся по религии и обычаям, имеют много общего во внешнем облике, что отличает их от остальных народов Кавказа, особенно черкесов и сванов, чьи черты имеют характер дикой независимости.

Мы не будем здесь вдаваться в подробности исследования происхождения и древней истории народов, населяющих ныне эти земли, пусть об этом нам расскажут Паллас, Потоцкий, Роммель, Клапрот и др.(См.: Потоцкий Я. Народы Кавказа. Происхождение иберов. Заметки Клапрота об идентичности осетин и алан. Сваны и иберы. О Зихии // Потоцкий Я. Первобытная история народов России. Т. 2. Гл. 8, 9- С. 328, 370, 381.) Между тем до сих пор мы располагаем лишь небольшим количеством данных об этом, и предстоит еще большая работа, чтобы составить целостное представление об истории народов Кавказа. Русские орлы в течение долгого времени властвуют в этих краях, по земле которых некогда ступали римские легионы и где великий Помпеи заслужил свой триумфальный венок. Эти орлы со времени своего победного взлета захватили долины, орошаемые Евфратом, и преодолели снежные вершины Тавра. Сейчас они парят над самим Кавказом, и от нашей меди звенят скалистые склоны этих гор, чтобы покорить потомков народов, некогда внушавших ужас всей Европе.

Будем же надеяться, что новый Посидоний, ступая по следам нового Помпея, сможет вновь зажечь факел истории от огня факелов Беллоны.

Мы подразделяем кавказские народы на семь больших групп, в соответствии с семью основными языками, на которых они говорят, а именно:

1) абазы, или абхазы, подразделяющиеся на несколько племен;

2) черкесы:

а) кубанские черкесы;

б) кабардинские черкесы;

3) осетины, состоящие из нескольких племенных подразделений;

4) кистины, или мычкизы, состоят из нескольких подразделений;

5) лезгины с их племенными подразделениями;

6) грузины подразделяются на:

а) собственно грузин;

б) имеретинцев;

в) мингрелов;

г) гурийцев;

д) сванов;

е) племена высокогорья: хевсуры, пшавы и тушины;

7) остатки татар, монголов, гуннов и других чужеземцев, чьи колонии ныне рассеяны по всему Кавказу.

Из предпоследней группы только сваны и племена высокогорья, названные вслед за ними, живут именно на Кавказе, остальные племена занимают земли в Закавказье — от Алазани до Черного моря.

Мы ограничимся здесь указанием территорий, населенных этими разными народами, по проходящим между ними границам, большая часть которых остается неопределенной из-за отсутствия точных сведений о них; и мы оставим на потом описание каждой местности и каждого народа в отдельности.

Абазы

Абазги (абазины), или абхазы, живут в краж, границами которых являются: на юге — река Ингури, отделяющая Абхазию от Мингрелии; на севере и северо-западе — река Гагрипша, отделяющая абхазов от черкесов; на северо-востоке — склоны Кавказа; наконец, на западе и юго-западе — Черное море. Этот район называют Большой Абхазией, чтобы отличить его от Малой Абхазии. Последняя находится между левым берегом Подкумка и правым берегом Урупа, у истоков этих двух рек. Жители Малой Абхазии называются алты-кесеки (абазины), или тапанта.

Другие абхазские племена занимают также высокогорные районы на территории кубанских черкесов.

Черкесы

Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также на равнинах от крепости Анапа до места слияния Терека с Сунжей. Границами территории их проживания являются: на юго-западе — Абхазия и Черное море; на юге — Малая Абхазия и Осетия; на севере — Кубань, Малка и Терек отделяют их от России, а на востоке Терек и Сунжа отделяют черкесов от мест, населенных племенами кистин. Черное море омывает западную границу Черкесии от устья Кубани до реки Агрипши.

Черкесов можно разделить на две группы: черкесы кубанские и кабардинцы, последние живут на территории между Кубанью, Малкой, Тереком и низовьями Сушки.

Бассиане и карачаевцы — древние жители Кавказа, в частности Кабарды. Преследуемые черкесами, они вынуждены были искать прибежища на бесплодных и покрытых снегом высокогорных склонах Кавказского хребта, где они живут и сейчас, еще оставаясь зависимыми от своих давних преследователей.

Сваны

Громадная балка, простирающаяся с юга на север, отделяет Мингрелию от сванов — народа, живущего вблизи Эльбруса. На их языке слово «сваны» означает «жители высокогорья»(Паллас. П.-С. Путешествие по южным областям России. Т. 1. С. 419.- Нем.).

Осетины

Осетины занимают два склона снежного хребта Кавказа: на западе — до Крестовой горы, на севере их территорию ограничивают долины Кабарды, на юге — Картли и на востоке — черкесские племена. Они живут в узких ущельях и теснинах рек Арагви, Ксана, Чурти, Лиахви, Паца, Урух, Ардон, Дурдур, Фиакдон, Гезельдон, Генальдон и Терек. Осетия -горная страна, и реки там текут чрезвычайно быстро.

Кистины

Племена кистин, или мычкизов (мицджегов), населяют местность к востоку от Осетии, от правобережья Терека до берегов Аксая, где они граничат с лезгино-аварскими племенами. Кистины занимают два склона Кавказа: на севере до рек Сунжа и Терек, на юге — до Кахетии и Лезгистана. Хотя жители Хев-суретии, Пшавии и Тушетии представляют собой смешение кистин, осетин и грузин, мы тем не менее рассматриваем их среди грузинских племен.

Лезгины

Восточная часть Кавказа, или древняя Кавказская Албания, разделена на множество округов, которые современные географы объединяют под двумя названиями: Дагестан, включающий все склоны Кавказа, идущие к Каспийскому морю, и Лезгистан, в который входят наиболее высокогорные долины как со стороны территории расселения кистин, так и со стороны Грузии — до левобережья Алазани.

Евреи

На Кавказе встречаются также и евреи, в основном в Дагестане, в областях Куба и Ширван. Это прекрасное племя людей, сохранившееся на Кавказе во всей своей чистоте. По предположениям Роммеля, эти евреи, вероятно, являются остатками десяти племен Израилевых, уведенных Салманасаром в плен в Персию в 721 г. до н. э. после разграбления их столицы Самарии и потом затерявшихся (См.: О происхождении евреев сочинение Роммеля. С. 86.).

Кочевые племена

Долины, расположенные к востоку от черноморских казаков, между Кубанью и Манычем, Тереком и Кумой, частично заняты кочевыми народами. Татары, ногайцы, калмыки и прочие рассеяны по огромным равнинам, находящимся между вышеназванными реками. Кумыки, в основном имеющие постоянные жилища, обитают на севере Дагестана и на берегу Каспийского моря между реками Терек и Сулак, или Койсу. Трухмены, или туркмены, живут в небольшом количестве на всем восточном побережье Кавказа, но в основном — в южных районах Дагестана и в Ширване.

Общие замечания о кочевых племенах Кавказа

Номады, живущие на равнинах двух склонов Кавказа, ведут кочевую жизнь в течение многих веков и очень привержены к ней. Живущие на Северном Кавказе могли бы стать оседлыми, если бы захотели заняться земледелием, ведь огромные пространства земли остаются невозделанными из-за отсутствия рабочих рук для их обработки, чего нельзя сказать о кочевниках, живущих у подножья южного склона Кавказа: в Ширване, Карабахе, в окрестностях Елизаветполя, Бомбахи и др. Характер почв и климата вынуждает их вести такого рода жизнь. И вот почему.

Эти области, о которых мы будем говорить позже более, подробно, летом представляют собой лишь бесплодные поросшие полынью степи, растрескавшиеся под палящими лучами солнца. Там раскален даже воздух, в то время как в горах — свежая зелень и умеренный климат. Кроме того, летом вода на равнинах мутна и опасна для здоровья, поскольку жители отводят с помощью многочисленных каналов воду рек при выходе их из гор и используют ее для ирригации рисовых полей, где вода какое-то время задерживается и застаивается, прежде чем течь дальше.

Кочевники после зимы, проведенной в этих степях, где в это время года их стада находят себе пропитание в изобилии, в первые дни мая поднимаются в горы и взбираются выше и выше в зависимости от увеличения летней температуры. Они находят в горах свежую траву для своих стад, прозрачную воду для питья и наслаждаются приятным климатом.

К концу августа, когда в высокогорных долинах начинает чувствоваться холод, кочевники начинают движение назад, они начинают спускаться вниз, чтобы к октябрю, когда горы покрываются снегом, вернуться в свои степи, где они зимуют. Эти наблюдения показывают, что закавказских кочевников невозможно приучить к оседлой жизни и что местные условия заставляют их жить в горах летом, когда невозможно жить на равнине, а зимой, когда равнины превращаются в отличные пастбища, они занимают берега Куры и западное побережье Каспийского моря. Кроме того, в этих местах слишком мало пахотных земель, для того чтобы прокормить то количество кочевников, которое здесь обитает.

В простоте кочевой жизни есть очарование, которое проще понять, чем объяснить. Кочевник, спящий на своем войлоке, ближе к свежей траве, от которой он не отделен досками, касается ее, вдыхает ее аромат. Когда на занимаемом им месте трава высыхает, он переносит свое жилище на некоторое расстояние, туда, где травяной покров зелен и свеж. Пейзаж, окружающий его, одинаков — это зеленый фон, который не меняется, но на котором каждое животное из его стада прекрасно выделяется, и одним взглядом он охватывает все свои владения.

Не для того, чтобы написать идиллическую фразу, мы упомянули о том, что кочевник меняет место, когда трава под ним вытоптана и съедена животными; имен но так делают татары, ногайцы, трухмены и другие. Доказательством того, что эта жизнь им нравится, является их страстная приверженность к ней. Впрочем, весь этот образ жизни характерен лишь для высокогорных равнин, где редко идут дожди.

Некогда такую кочевую жизнь вели почти все варварские народы, и историки не могли составить об этом правильного представления из-за отсутствия перед глазами примеров. Поистине настоящими кочевниками были гамаксобиты и ойкофорунты, которые возили свои жилища с собой на повозках; древние авторы всегда тщательно отличали их от скенитов, которые жили в шатрах ( См.: Потоцкий Я. Происхождение сарматских народов.

Сообщение народы северного кавказа

Т. 2. С. 98.)

Православный Кавказ — утопия или перспектива?

На этой неделе Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о разделении Ставропольской епархии на три новых. Открыта новая страница в истории православия на Северном Кавказе. Но эта история длится уже много веков, она началась задолго до крещения Руси. Этнические и политические границы Северного Кавказа не раз менялись, но светильник православной веры не угасал здесь со времен апостолов.


Православный Кавказ

В I веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ был ареной соперничества Рима и Парфии. Конечно, влияние империй распространялось в основном на Закавказье, но и земли к северу от Кавказских гор не оставались в стороне от событий мировой истории. По преданиям, со стороны Черного моря на Кавказ могли приходить апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, а со стороны Каспия — Варфоломей. Существует легенда, что апостол Варфоломей встретил мученическую смерть в окрестностях ныне дагестанского города Дербент. В IV веке христианство укоренилось в Грузии, Армении и Кавказской Албании (государстве на территории современного Азербайджана). Тогда же появляются первые, полулегендарные сведения о монастырях в Алании. Важной вехой в истории христианства на Северном Кавказе стали миссии византийского императора Юстиниана на черноморском побережье в середине VI века среди абхазо-адыгских народов. По-видимому, тогда сеть православных епархий, подчиненных Константинополю, охватила территории от моря до нынешней Северной Осетии.

В VII веке византийцы отступили с Кавказа под ударами зороастрийской Персии. Разрушительная война между императором Ираклием и шахом Хосровом опустошила земли от Черного моря до Персидского залива, и вскоре на обезлюдевших землях воцарилась третья сила — ислам. В эти годы северо-кавказские епархии временно переподчинились патриарху Грузии. В Х веке возникает формально подчиненная Константинополю Аланская митрополия, окормлявшая так или иначе народы от Черного моря до Каспия. Ее центр, по данным археологов, находился в долине реки Зеленчук в нынешней Карачаево-Черкессии. В X-XI веках большинство современных народов Северного Кавказа, от адыгов до дагестанцев, были крещены… Так называемое "великое крещение алан" относят к 916 году. Но в это же время с юга начал распространяться ислам, тюрки-мусульмане заселяют Азербайдажан.

Аланское государство было сокрушено монгольскими ордами в XIII веке. В XIV веке по предгорьям прокатилось нашествие Тамерлана.

Цивилизация пришла в упадок, от многих цветущих городов не осталось даже руин. Аланы (предки осетин) и адыги (предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов) уходят с равнин в горы, часть аланов переселяется в Закавказье.

Народы Кавказа

В предгорья отступает также часть половецких кочевых племен — будущие карачаевцы и балкарцы. Наиболее сильно пострадал Дагестан, где через Дербентские ворота постоянно проходили орды кочевников. Там православие уступает исламу уже в XIV-XV веках.

На Северном Кавказе возникает проблема, которая будет тяготеть над здешним христианством еще долгие века. Дело в том, что христианская церковь очень уязвима. Таинства, в том числе и главное из них — Евхаристию, — может совершать только священник. Священник может быть рукоположен только епископом, а епископ — другими епископами, ведущими свою преемственность от Христа и апостолов. Поэтому физическое уничтожение или географическое удаление епископата оставляет народ без пастырей. Когда войны захлестнули Кавказ и прервались прежние связи, христианство начало медленно угасать. Многие племена возвращались к языческим верованиям, в которых христианские святые причудливо смешивались с древними богами. В это время ситуацией пытаются воспользоваться католики, из генуэзских колоний Крыма отправляются миссионеры-францисканцы. Несмотря на конечный провал этой миссии, они сыграли не последнюю роль в поддержке гаснущей веры.

Все-таки, в Осетии и частично в Кабарде — наиболее развитых княжествах Северного Кавказа — православие сумело пережить темные времена. Оставались православными и многие роды Адыгеи, Черкессии и Чечни. Сохранялись эпизодические связи с Грузией, с греческим государством в Трапезунде. А с начала XVI века устанавливаются первые контакты с Россией. В 1561 году русский царь Иван Грозный женился на кабардинской княжне Марии-Кученей. Памятник Марии Кабардинской и сейчас украшает центральную площадь Нальчика. Однако, судя по всему, до приезда в Россию Мария была язычницей, а крещение приняла уже в Москве.


Православный Кавказ

В 1602 году была основана Астраханская епархия, в территорию которой входили и земли дружественных России народов Кавказа. Однако дальнейшее продвижение русских было на продолжительное время остановлено войнами с Крымским ханством и Турцией (на западе) и с Персией (на востоке). В XVII веке начинается широкое проникновение на Кавказ ислама.

В 1744 году Синод Русской Православной Церкви, ввиду невозможности постоянного окормления Кабарды и Осетии, решает о временной передаче этих земель под омофор Грузинской Церкви. В 1759 году происходит исход православных кабардинцев на северо-восток, они принимают русское подданство и основывают город Моздок (ныне в Северной Осетии). В 1774 году, по мирному договору с Турцией, вся Осетия и Кабарда окончательно входят в состав России.

Россия утвердилась на Северном Кавказе, а вскоре начала продвижение на юг от кавказского хребта. Но адыги на западе и чеченцы на востоке оказали сопротивление централизаторской политике. Началась Кавказская война, важную роль на первом этапе которой сыграл чеченец шейх Мансур, предшественник знаменитого Шамиля. Он объявил России священную войну — джихад, и многие недовольные Россией, но колеблющиеся в религиозном отношении вожди Чечни, Кабарды и Адыгеи приняли ислам. В борьбе с протурецкими мусульманами шейха Мансура правительство императрицы Екатерины решило опереться на лояльных Петербургу мусульман Поволжья. Эта политика продолжилась и при ее преемниках.

В 1840 году секретарь Кабардинского временного суда просил командующего русскими войсками генерала Грабе прислать на Кавказ "просвещенных и благонамеренных мулл", преимущественно уроженцев Казани и Бухары, "дабы на месте и открыто в мечетях могли они уличить Шамиля и его последователей в лживом толковании Алкорана". Начали создаваться духовные управления мусульман, причем в мусульман часто записывали и те роды, где еще сохранялись густо перемешанные с язычеством и исламом православные традиции. В конце XVII — начале XIX века христианство окончательно исчезает в Чечне, православными остаются лишь Осетия и отчасти Кабарда.

В 1880 году при содействии Священного Синода было основано Общество восстановления православного христианства на Северном Кавказе. В 1885 году организована Владикавказская епархия (до 1894 года — в составе Грузинского экзархата).


Православный Кавказ

Когда Российская Империя распалась, на территории Северного Кавказа делались попытки организовать Горскую республику (1917-1918 годы). Флаг Горской республики, элементы которого сейчас можно увидеть на государственном флаге Абхазии, состоял из чередующихся трех белых и четырех зеленых полос. Три белые полосы — это православные Абхазия, Кабарда и Осетия, а четыре зеленых — мусульманские Адыгея, Карачаево-Балкария, Чечня и Дагестан. Как видим, сто лет назад, хотя большинство кабардинцев в то время исповедовали ислам, самими горцами-сепаратистами Кабарда воспринималась как страна православной традиции.

Сейчас, за исключением Осетии, православие в российских республиках Северного Кавказа остается преимущественно религией русского меньшинства. Однако растущий интерес к истории предков может подтолкнуть к новым духовным поискам и кого-нибудь из тех северокавказцев, которые пока не выбрали свою веру.

Михаил Гуманов

  1. ПРАВДА.Ру

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *