Содержание

Кресты разные бывают

Священник Сергий Круглов

Батюшка готовится к службе, думает: ну вот, снова запоем: «Кресту Твоему…», и снова – проповедовать будем про то, что вся наша многоскорбная жизнь есть крест, который надо взять и нести со смирением и терпением, по образу того, как Сам Христос Свой крест нес…

Впрочем, думает батюшка, что значит – «мы». Он сам, батюшка, может, и не будет завтра на службе ничего говорить людям. Что говорить, ведь люди и так всё знают, все проповеди слыхали уже не по одному разу. Батюшка вообще в последние годы реже стал что-то «положенное» с амвона говорить… Разве что уж такое, что само из сердца вырвется, чем не можешь не поделиться с людьми, с прихожанами, которых много-много лет знаешь.

Батюшка сидит и рассматривает свой собственный наперсный крест.

Кресты священнические, как известно, разные бывают. Тому, кто только что рукоположен и служит первые свои младоиерейские годы, дают крест – восьмиконечный, «беленький» (впрочем, случается, что с таким батьки и до старости ходят, особенно в глубинке, это кому уж как повезет…).

Еще такой священники называют – «николаевский»: в стародавние времена на Руси кресты на груди были особым отличием немногих выдающихся служителей, и только в 1896 году указом императора Николая II было велено на всех без исключения иереев возлагать наперсный крест. В те времена эти «беленькие» кресты были серебряные, в наши времена – делаются по большей части из материалов, скажем так, идентичных натуральному.

Кто послужил подольше – получает крест четырехконечный, «желтенький», тоже из современных металлосплавов. Он еще зовется «павловский», при императоре Павле такой крест (тогда он делался из серебра в позолоте) был введен как особый знак отличия для маститых священников.

В наше же время маститые священники носят кресты уже иные, так называемые «наградные», тут уж – разнообразие форм и размеров, драгметаллов и камней, коли наградили – выбирай, какой тебе по душе…

Смотрит батюшка на свой наперсный крест, который много уж лет носит, и вспоминает священническую цеховую шутку, которую батьки применяют к вопросу о ступенях духовного возрастания пастыря в его служении.

Особенность этой шутки такова, что ни слова в ней не выдумано, все слова – чистая констатация факта: первые горячие неофитские годы носит священник белый крест, а на обороте его – надпись из первого послания апостола Павла к Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою», назидание, мол, носи, пастырь, крест, да помни, каким ты быть должен. На очередном «желтом» кресте – надпись: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием», вроде как одобрение, ну, молодец, мол, потрудился. А на богато украшенном наградном кресте – там кратко написано: «Софрино».

Смотрит батюшка на свой наперсный крест, потертый за годы, смотрит на самого себя, тоже изрядно потертого жизнью и службой… И думает: каков ты, крест священника?

Фото: simbeparhia.ru

И чувствует, как батарейки внутри сели…

Много про что батюшка думает в связи с расхожим понятием «нести крест».

Про новоначальную свою пору, растянувшуюся на многие годы, когда и служил, и по требам бегал, и проповедовал, и всё делал по поповской поговорке: «Не поспи – не пообедай, всё крести да исповедуй», и как годы эти текли-текли и в какую-то воронку утекли, и как батарейки словно бы понемногу внутри сели, и как усталость душевная и телесная накопилась, и вроде бы подкралось и то, что нынче именуют «выгоранием».

Ну, если честно, выгорание это у батюшки бывало какое-то нетипичное, не совсем такое, как в модных статьях описано: вроде вот выгорел, всё. Ан нет, собрал Бог твой пепел в кучку, чего-то там сделал – глядишь, поджег, и горит опять помаленьку…

Про то, как чем дальше, тем больше открывались у батюшки глаза на церковные грехи и нестроения, на то, что Фудель назвал «темным двойником Церкви». На то, что, оказывается, все две тысячи лет люди, приходящие в Церковь, несли каждый еще и свою историческую, этническую, политическую, а равно и внутреннюю греховную грязь на подошвах, что извечные три искушения Христа в пустыне до сих пор предлагаются врагом церковным людям, что живем мы на войне, и пока еще конца ей не предвидится…

Про то, как нарастало от вида всего этого с годами в душе нечто, похожее на отчаяние: «Что в Церкви-то творится!», с которым не знал что делать. Изливать его в Интернет в виде «анонимных разоблачений» или лезть на баррикады – нет сил и харизмы борца, да и тошно как-то. Кроме того, в зеркало на себя посмотришь – и пафос обличительный испаряется…

Вспомнил батюшка случай, когда от этого состояния его вылечил, как ни странно, старый добрый, вовсе не церковный, но любимый Булгаков, у которого в «Мастере и Маргарите» есть эпизод: на знаменитом концерте в театре Варьете один из зрителей, председатель акустической комиссии Семплеяров, потребовал разоблачения фокусов, и в ответ Семплеярову устроили подлинное разоблачение – принародно огласили его собственные грешки, и в этом эпизоде – самая что ни на есть евангельская правда.

А прихожане останутся массой

Думает батюшка и про то, что отрезвление от такого отчаяния – только одно: насущные ежедневные малые, «невселенские», дела, а с ними – Евангелие, литургия, приходящие в храм люди, которые снова и снова нуждаются, нет, не в тебе, батюшка, а во Христе.

Вот и выбирай: или отчайся вконец и беги из Церкви куда глаза глядят (куда?..), или – посмотри на Того, Кому тоже не было уютно в Его земном служении, вплоть до того, что гвоздями приколотили ко кресту, и – служи дальше.

А Господь уж как-то поможет, Ему не впервой.

Про то, что, сколько бы слов о Христе ни сеял в массу прихожан, но она так и остается массой, косной и суеверной, и попробуй-ка стань «батюшкой нет», примени, так скажем, вместо любимой тобой икономии строгую акривию, откажись отпеть человека, которого в первый и последний раз видишь в этом гробу, или покрестить младенца у родителей, в чьем знании Символа веры сомневаешься – столько врагов наживешь. (И тут же – мысли: ну, не знает он Символа веры, не читал Евангелия… Но разве отринул его Христос?

Тебя-то самого ведь когда-то не отринул? Христос-то ведь и о нем переживает, надеется в Церковь Свою его привести? Не читал он Евангелия – так прочитает, жизнь еще вся впереди. Вот ты и не следуй примеру иудейских архиереев, которые некогда в раздражении сказали: «Народ сей невежда в законе, проклят он!», не считай себя мерилом Православия. Лучше помолись Богу и приложи какие есть силы к пришедшему сему человеку, постарайся, чтоб открыл для себя Евангелие, раздуй в нем искорку, чтоб – увидел Христа … Ага, а где силы взять?! А то самое выгорание, опять же?! Думы, думы, баран да овца – начинай с конца)…

Фото: patriarchia.ru

«Не я ли на свете всех святее!»

«Тяжел ты, крест российского православного священника!.. А с креста, сказано, не сходят, с него снимают!.. Вот и буду героически нести его дальше!..» – тут к думам батюшки примешиваются новые краски: жаление себя, но уже смешанное с самодовольством и тщеславием. Стоп, говорит себе батюшка. Ты уж не мечтательный подросток, ты уж почти старик – самому-то не смешно от себя? А ну-ка, где опять-таки мое верное зеркало (снова и снова оно полезным бывает), гляну в него, пусть скажет в который раз, не я ли на свете всех святее!..

Зеркала под рукой у батюшки нет. Потому посмотрел он просто в окно. А там из осенних туч – солнце, небо виднеется… Никакого вроде бы чуда, никакого особо дивного знамения. Но батюшке становится понятно: не крест тебя тяготит. Крест Христов, иго Его – легок, недаром Он Сам призывал людей принять его на себя.

Не крест тяготит и приводит в уныние – тень от креста. Но ведь тень эта кончится, она не вечна, в этом наша вера и наше упование. А вечны – Солнце Правды и Небо Воскресения.

Доверять Христу и верить в людей

Батюшка думает о словах митрополита Антония Сурожского, которые прочел когда-то: «Я в Церкви – частное лицо». Отвечаю я – прежде всего за себя самого. А за других людей – не «отвечать» я должен, а должен им служить, пытаться любить, брать их на себя, не брезговать, если надо, влезать в их болячки, пытаясь как-то помочь.

И доверять Христу в том, что Он знает этих людей гораздо лучше тебя, видит и проживает всю тяготу земной жизни Церкви полнее тебя, Он есть глава Церкви, спаситель Ее и судья, а не ты.

И еще ты должен верить в людей, верить, что люди Церкви – это те, кто способен отодвинуть хотя бы на время свою самость, свои страсти, претензии, распри, злобу своего дня, и переключиться на Христа.

Те, с кем вместе завтра будешь стоять в одном храме и «едиными усты и единем сердцем» свидетельствовать: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва».

Главная / Кресты для священнослужителей деревянные Сортировать по: Названию Цене Сбросить Вид:

Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. После того как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц.
Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статус церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. С лицевой стороны он имеет рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 года, декабря 18».
Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-позолоченными.
В начале ХIХ века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.
Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IС, ХC» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части.
Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников. Кроме того, в ХIХ века протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

Новосибирская полиция разбирается в обстоятельствах драки, произошедшей в воскресенье около 22.00 в центре города. Одним из ее участников стал известный священнослужитель игумен Феодосий (в миру Александр Чернейкин). В мае 2015 года по решению патриарха Кирилла он был «извержен из сана» за коммерческую деятельность и призывы к церковному расколу.

Реклама

На появившемся в интернете видео хорошо видно, как бывший наместник епархиального мужского монастыря в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Новосибирске в рясе избивает оппонента.

На записи видно, как Чернейкин и его брат — оба весьма крупного телосложения — прижали сзади субтильного на их фоне Мальцева к ограде. Родственник бывшего священника крепко держит руки обидчика, вдобавок наваливаясь со спины, а сам Чернейкин бьет его по голове и лицу, покрикивая на оппонента.

«Человека кто тебе бить разрешил? — возмущается бывший поп, награждая оппонента ударом кулака по затылку. — Я тебе сейчас очки сломаю, все поломаю, падла. Зачем ты это делаешь, поганка? Ушки оторву и в жопу засуну».

Конфликт закончился тем, что обе стороны написали заявления в полицию друг на друга по факту нанесения побоев и оскорблений.

«В полицию поступило сообщение о драке в Новосибирске у одного из торговых центров. Отдел полиции находится рядом с местом происшествия, поэтому сотрудники быстро подъехали и доставили участников конфликта в дежурную часть. От обоих участников переросшего в потасовку дорожного конфликта приняты заявления, по которым будет проводиться проверка. И бывший игумен, и другой молодой человек пожаловались друг на друга, обвинив в побоях и оскорблениях. Проводится проверка, в ходе которой будет дана оценка действиям каждого из заявителей. Безусловно, в ходе проверки будет использована видеозапись конфликта», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе регионального МВД.

Избитый экс-священником местный бизнесмен Вадим Мальцев изложил свою версию случившегося. По словам директора компании «АгротехСибирь», он собирался повернуть в карман у торгового центра, когда ему перегородил дорогу «Ниссан». Иномарка стояла посередине проезжей части на перекрестке.

При этом из его слов следовало, что конфликт он отчасти спровоцировал сам, а перепалка происходила в основном с братом бывшего игумена, сидевшим за рулем.

«Я сначала помигал фарами, подождал, затем посигналил, снова подождал — всего минуты четыре, — рассказал Мальцев местному порталу «НГС.Новости». — Вышел, подошел к машине и попросил водителя опустить окно. Говорю: «Уважаемый, вы не могли бы машину с перекрестка убрать? Ведь существуют правила дорожного движения!» Мне в ответ прозвучало дословно: «Пошел ты… у меня машина сломалась». Затем достал маленькую отвертку из кармана и попросил убрать автомобиль, пригрозив в противном случае проткнуть колеса. Тогда господин водитель выскакивает из машины с отборным матом, упоминая мою маму. Очень хотелось, чтобы человек извинился.
Я снимаю с него кепочку, бросаю на газон. Правой рукой снимаю его очки, складываю ему их в левую руку. А там у него грязные волосы и коса. Я беру его косу и начинаю говорить, что у него рот-помойка. После этого на меня навалился служитель церкви и начал бить».

При этом Мальцев утверждает, что его оппоненты орудовали в том числе и православным крестом. Однако на видеозаписи инцидента, которая показывает лишь часть конфликта, этого момента нет — видно, что бывший игумен наносит удары руками.

Опальный священник также прокомментировал инцидент. По его словам, в его машине что-то сломалось и им с братом пришлось припарковаться на обочине, а водитель «Фольксвагена» вышел из автомобиля и попросил убрать его с дороги.

«Он сказал, что его ждет девушка, начал крыть нас трехэтажным матом, после чего обошел «Тойоту», достал из кармана отвертку и поцарапал заднее левое крыло», — рассказал бывший игумен. Впрочем, по другим данным, никаких царапин на иномарке двух братьев не нашлось.

По словам Чернейкина, в ходе ссоры оппонент ударил его брата в нос, сбросил очки и кепку, а потом стал таскать за волосы и бить по голове. После этого он решил вмешаться.

«Я очень сильно испугался, потому что в руках у мужчины была отвертка и он мог ткнуть ей Диме в глаз. Чтобы успокоить водителя, я взял его за шиворот, заломил руки и прижал к ограждению», — поведал Феодосий.

В Новосибирской митрополии подравшийся бывший священнослужитель имеет скандальную славу. В местной епархии ранее заявляли, что Феодосий в 2013 году в нарушение церковных правил участвовал в предвыборной кампании кандидата в депутаты заксобрания, а также открыто призывал к расколу церкви и созданию религиозных общин вне РПЦ. Кроме того, по данным епархии, с 2007 года Феодосий занимался продажей ювелирных изделий. За все прегрешения игумен был запрещен в священнослужении. После запрещения в служении ему также запретили носить монашескую одежду и крест. Митрополия призывала верующих отказаться от деловых и тем более религиозных контактов с Феодосием.

Сам экс-священник называет обвинения клеветой, а ранее даже обещал призвать оклеветавших его к ответственности. «Началась реформа по разукрупнению епархии, — рассказывал он местным СМИ. — Был один епископ, а стало три. Видимо, во мне кто-то увидел конкурента, и мне намекнули, что я здесь больше не нужен. И я уехал в Киев. А в Новосибирске у меня остался брат. Через два года я приехал к нему в гости. Мне позвонил знакомый и предложил выпустить листовку с поздравлением с праздником Крещения. Там не было ничего особенного, кроме самого поздравления и пожелания счастливого года. И тут со стороны митрополии последовала очень резкая реакция. Я даже не знал об этих запретах. Но это то же самое, как если молодой человек отслужил срочную службу в армии, у него осталась форма, медали. А какой-то генерал запрещает ему это надевать. Или директор потребует от выпускников, чтобы они не ходили по улице с портфелями. Это внутреннее распоряжение, касающееся сотрудников епархии. А я уже два года как уволился».

По словам Чернейкина, ранее в Новосибирске он являлся членом общественного совета при ГУ МВД и входил в состав комиссии по правам заключенных при Общественной палате России.

Золотой наперсный крест из Италии или субальпийских регионов, конец VI – VII века.Пектораль Папы Павла VI

Наперсный крест или pectorale (от латинских грудных , «в груди «) является крестом , который носил на груди, как правило , подвешенных от шеи с помощью шнура или цепи . В древности и средневековье наперсные кресты носили как духовенство, так и миряне , но к концу средневековья наперсный крест стал особым индикатором положения, которое носили епископы. В католической церкви ношение наперсного креста по-прежнему ограничено папами, кардиналами, епископами и аббатами. Современный наперсный крест относительно велик и отличается от маленьких крестов, которые многие христиане носят на ожерельях . Большинство наперсных крестов сделаны из драгоценных металлов (платины, золота или серебра), а некоторые содержат драгоценные или полудрагоценные камни. Некоторые содержат корпус, похожий на распятие, в то время как другие используют стилизованные рисунки и религиозные символы.

Во многих христианских конфессиях нагрудный крест символизирует то, что человек, носящий его, является членом духовенства или что тот, кто его носит, является членом высшего или старшего духовенства. Однако во многих западных церквях растет число мирян, которые предпочитают носить крест в той или иной форме на шее.

Хотя многие христиане, как священнослужители, так и миряне, носят кресты, наперсный крест отличается как своим размером (до шести дюймов в диаметре), так и тем, что его носят в центре груди под сердцем (а не чуть ниже ключиц. ).

На протяжении веков многих грудных крестов были сделаны в виде реликварии , которые содержат предполагаемые фрагменты Истинного Креста или реликвию из святых . Некоторые из таких нагрудных реликвий имеют шарнирные соединения, так что они открываются, открывая реликвию, или реликвия может быть видна спереди через стекло.

Историческое использование

Нагрудный крест, который носила девочка-подросток VII века из погребения на кровати Трампингтона

Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте — его упоминание Папой Иларием в 461 году. В 811 году Никифор послал Папе Льву III золотой наперсный крест. В это время наперсные кресты носили и духовенство, и миряне.

Однако широкое официальное использование наперсного креста в западной церкви началось не раньше 14 века. Использование нагрудного креста в римской Rite впервые было необходимо в римском Папском из Пия V .

Первым англиканским епископом, носившим наперсный крест, был Эдвард Кинг , епископ Линкольна (1885–1910).

Римско-католическая практика

Архиепископ Пол Би Ван Ок из Вьетнама носить наперсный крест Франциска подвешенный на цепи , а в рясе

В Римско- католической церкви наперсный крест является одним из понтификов, используемых Папой , кардиналами , архиепископами и епископами . Различные папы распространили эту привилегию на аббатов , аббатис и некоторых соборных каноников . Для Кардиналами использование регулируется по собственной инициативе «Crux Pectoralis» из Пия X .

Нательный крест носят как с церковными костюмами, так и с религиозными обрядами , а также при посещении как литургических, так и гражданских функций. В канцелярском костюме нагрудный крест надевается либо на шею, чтобы он оставался видимым, либо помещается в левый карман рубашки или пальто, чтобы цепь все еще была видна, а крест — нет (на самом деле это не официальное требование, но сделано для практических целей). В рясе нагрудный крест либо подвешивается к шее прелата и свободно свисает, либо прикрепляется к передней пуговице специальным крючком, прикрепляемым к кресту. Наличие наперсного креста полезно для отличия епископа от монсеньора , так как они носят похожие рясы.

В хоре платья , то есть, когда он носит рясу, Рош и моццетта -The наперсный крест обычно подвешен на шнур из шелка. Этот шнур зеленый и золотой для архиепископа или епископа и красный и золотой для кардинала и золотой для папы. Настоятель использует черный с золотым шелковый шнур, а настоятельница и каноник — черный шелковый шнур. Раньше апостольские протонотарии носили наперсный крест на пурпурном шелковом шнурке во время празднования в понтификах.

Кардинал Патабендиге Дон Коломбо носит нагрудный крест, подвешенный на веревке, в платье для хора

Во время мессы епископы носят наперсный крест, подвешенный на шнурке, поверх альба, но под ризой , где он не виден. Однако некоторые епископы носят наперсный крест поверх ризы, подвешенной на цепи.

Если священнослужители, не обладающие епископским характером, желают носить наперсный крест, предполагается, что они могут носить его под своей одеждой, чтобы не путать их с епископами. Опять же, на практике некоторые священнослужители, не являющиеся прелатами, действительно носят наперсный крест.

Его надевают поверх альба во время литургических церемоний . Святитель должен поцеловать крест, прежде чем надеть его себе на шею, и, надевая его, произнести молитву Munire me digneris (происхождение которой восходит к средневековью ), в которой он просит Бога о защите от своих врагов и умоляет постоянно помнить о страстях Иисуса и о победах исповедников веры.

Папский наперсный крест отличается от простого креста, использование которого Папа часто разрешает членам кафедр собора . Каноникам, которым была предоставлена ​​эта привилегия, разрешается носить крест только на хоровом богослужении, а не поверх альба на литургических службах, если специально не разрешено.

Пектораль — последнее дополнение к епископским украшениям. Однако обычай носить крест на груди со святыми мощами или без них восходит к глубокой древности и соблюдался не только епископами, но и священниками и мирянами. Первое упоминание о наперсном кресте как части папского орнамента принадлежит Иннокентию III , и его использование как таковое стало обычным только в конце средневековья. В качестве украшения для епископов мы впервые встречаем его в конце тринадцатого века ( Дюранд ), но в то время епископы обычно его не носили. Как говорит Дуранд: «носить его или нет было оставлено на усмотрение каждого епископа».

Англиканская практика

Rt. Преподобный Су Йи По , англиканский епископ епархии Западного Коулуна

Широкое использование наперсных крестов возродилось в англиканской общине и обычно ограничивается епископами . На груди англиканских епископов обычно не изображено тело (тело Иисуса). Они могут быть украшены аметистом или епископской митрой и обычно подвешены на простой золотой цепочке. Англо-католические епископы могут больше следовать римско-католической модели.

Другое англиканское духовенство иногда носит кресты на шее, но их внешний вид и форма, как правило, более скромные, чтобы не путать их с епископами (которые также обычно носят пурпурные , небные или амарантовые пурпурные рубашки).

На их встрече в Ватикане 21 ноября 2009 года для снятия напряженности в связи с предложением разочаровавшимся англиканам перейти в Рим Папа подарил архиепископу Кентерберийскому наперсный крест. Это было истолковано некоторыми наблюдателями как указание на то, что Папа признал архиепископа Кентерберийского епископом, несмотря на папскую буллу 1897 года Apostolicae curae, согласно которой католическая церковь отказывается признать действительность англиканского рукоположения.

Протестантская практика

В последние годы протестантские церкви вернулись к более традиционной церемониальной одежде из католической , православной или англиканской традиции. Наперсные кресты носят священнослужители многих конфессий, в основном лютеранства , епископ или пастор, а иногда и певчие или литургические помощники других конфессий. Вообще говоря, только прелаты будут носить золотой крест, подвешенный на цепочке, в церемониальных одеждах или в костюме, в левом кармане над сердцем. Духовенство, не являющееся епископом, обычно носит серебряный крест, подвешенный на веревке (обычно черной). В некоторых номиналах цвет шнура относится к определенному положению, занимаемому в этом номинале.

Епископ Strängnäs Thure Annerstedt носит нагрудный крест образца, используемого в церкви Швеции .

Церковь Швеции

В церкви Швеции наперсные кресты были повторно введены для епископов в 1805 году королем Густавом IV Адольфом . Модель 1805 года используется до сих пор. Епископы носят простой латинский золотой крест, подвешенный на золотой цепочке. Архиепископ Уппсалы использует ту же модель с добавлением золотых лучей в углах креста.

Восточно-католическая и православная практика

Архимандрит Русской Православной Церкви Палладий (Кафаров) в золотом наперсном кресте с драгоценностями (1888 г.)Православный Серебряный наперсный крест

В православной практике наперсный крест носят все епископы , но не обязательно все священники . В греческой традиции наперсный крест дается только конкретным священникам за верное служение; В русской традиции серебряный крест носят все священники. Всякий раз , когда крест надеть, носящую первый использует его , чтобы сделать крестный на себя , а затем целует его и кладет его.

На священническом кресте изображен распятый Христос, в живописном виде в виде иконы или в рельефе . Однако православное распятие отличается от западного типа тем, что сома (тело Христа) имеет не полную трехмерную форму, а рельеф не более чем на три четверти . Он также несет надпись INBI ( Titulus , что Понтий Пилат помещен над головой Иисуса на кресте ) и букву IC XC НИКА около четырех рукавов креста. Православные наперсные кресты почти всегда на цепочках из серебра или золота, иногда с замысловато обработанными звеньями. Священнические кресты часто имеют наверху икону Христа » Сделанный без рук «. Это икона, перед которой православные христиане обычно исповедуют свои грехи. В русской практике на оборотной стороне креста священника обычно начертаны слова апостола Павла, обращенные к святому Тимофею : «Будь примером для верующих в словах и поступках, в любви, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4: 12).

Православные наперсные кресты награждаются несколькими степенями (особенно в русской традиции):

  • Silver Cross присуждается всем священникам их епископу в день их рукоположения . Эта традиция началась с последним царем , Николай II , который награжден серебряным крестом на каждый священник в Российской империи . Даже после падения династии Романовых практика вручения Серебряного креста русским священникам при их рукоположении продолжается и по сей день. Эта практика помогает отличить священников от дьяконов или монахов , которые все носят один и тот же тип риассы (рясы) и в остальном неотличимы, когда не одеты. Серебряный Крест не покрывается эмалью и не украшается каким-либо образом, кроме гравировки или рельефа. Русские православные священники носят крест не по праву священства, а только с разрешения своего епископа. Один из способов, которым епископ может наказать одного из своих священников, — это запретить ему носить священнический крест.
  • Следующая награда — Золотой Крест . Это простой золотой крест, похожий на Серебряный, но без эмали и других украшений. Золотой Крест носят архиереи , аббаты и аббатисы в знак своей должности и могут быть награждены епископом другим священникам, как женатым, так и монашеским, за выдающееся служение церкви.
  • Самый высокий наперсный крест — с украшениями, то есть украшен драгоценными камнями , а иногда и покрыт эмалью, и обычно наверху изображена митра в восточном стиле . Этот тип нагрудного щита также называют «драгоценным крестом». Этот тип креста носят епископы , архимандриты и протопресвитеры в знак своей должности, а также могут быть награждены другими священниками. Все епископы имеют право носить наперсный крест с украшениями, хотя большинство просто носит панагию, когда не наделены полномочиями для службы.

При облачении перед совершением Божественной литургии наперсный крест преподносится епископу, который благословит наперсник, перекрестится с ним, поцелует крест и наденет. Между тем протодиакон , размахивая кадилом, произносит следующую молитву:

Кто хочет быть моим учеником, пусть отвергнет себя, возьмет крест свой и последует за мной ( Матфея 16:24 и т. Д.); всегда, сейчас и всегда и во веки веков. Аминь.

Священнику может быть предоставлено право ношения второго наперсного креста.

Священник, которому был вручен наперсный крест, обычно носит его постоянно, независимо от того, облачен он или нет.

В российской практике монахиня , не являющаяся настоятельницей, также может быть удостоена чести носить наперсный крест в качестве почетной награды (однако эта награда не вручается монахам , не являющимся священниками).

Коптская церковь

Нательный крест, который носят коптские епископы и аббаты, иногда делают из искусно обработанной кожи, хотя также используются металлические пекторали.

Викискладе есть медиафайлы по теме наперсных крестов .

Сноски

  • Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Пектораль» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). » Пектораль «. Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Протоиерейский крест – этот крест во время хиротонии в обязательном порядке возлагаться на каждого священника. Изготовляется из цветных или драгоценных металлов таких как: серебро, золото и платина, латунь. Очень часто украшается разнообразными накладками, драгоценными камнями, гравированным Распятием и литыми надписями. Сегодня купить протоиерейский крест можно в большом количестве вариантов исполнения начиная от простых латунных изделий, заканчивая настоящими ювелирными произведениями искусства.

Металлический или деревянный крест протоиерея полностью сохранил в себе внешний вид и очертания наградного креста который учредил Император Павел I, за исключения вензеля с датой учреждения вручения знака отличия. В наше время времени этот крест является наградным знаком. Такой крест имеют все протоиереи, так как ним награждают перед получением данного сана, отсюда и название «протоиерейский». Наша церковная лавка на протоиерейский крест не когда не делает сезонных и других наценок, поэтому все товары данного типа, которые представлены в данной категории имеют хорошее соотношение цены и качества.

Церковная лавка по продаже крестов для протоиреев

Сейчас практически в каждой церковной лавке протоиерейский крест из латуни можно купить сразу в комплекте с цепью, что очень удобно. Ведь иногда купив православный крест без шнурка или цепочки, возникает потребность отыскать подвес, который бы отлично сочетался с ранним приобретением. Цепь должна быть изготовлена из такого же материала и в том же стиле. Очень красиво смотрятся цепочки на звеньях которых имеются в том же стиле что и на протоиерейском кресте.

Этот крест носится священниками поверх рясы или ризы во время богослужений. Изготовляются с драгоценных металлов, дерева, часто украшаются драгоценными и полудрагоценными камнями. На его лицевой стороне изображают распятие. Ювелирные варианты принято украшать драгоценными камнями такими как:

  • Бриллианты.
  • Изумруды.
  • Сапфиры.
  • Топазы.
  • Камни Сваровски.

В качестве декоративных элементов на протоиерейских крестах часто встречаются отлитые из драгоценных металлов литеры, надписи, таблички. Распятие может быть отлито из золота, платины или изготовлено с применением разнообразных техник эмалирования. В зависимости от задумки мастера, цепь может украшаться камнями, надписями и покрываться золочением или никелированием.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *