Психическая болезнь как крест от Господа

Вестник "В помощь страждущей душе", 2012

Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным.

Болезнь – это наказание за грехи?

Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами…».

Трудный был у нас разговор. Молодому человеку очень тяжело. Он нуждается в помощи. И, конечно, Господь не забыл о нем. На все воля Божия. Надо только веровать в то, что от Всеблагого Господа нам все подается во спасение. Не надо поддаваться унынию. Пред Богом важны не должности и успехи, а вера, смирение, безропотное несение своего креста.

Протоиерей Владимир Воробьев по этому поводу пишет: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удастся объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни жизнь благодатная…

Часто говорят: “А почему вы благословляете пить таблетки? Разве от душевного заболевания можно лечить таблетками? Я вот пришла в Церковь, прошу благодати Божией, хочу, чтобы Бог исцелил мою больную душу. А почему вы посылаете к врачам? Что, благодать Божия не действует?” Благодать Божия действует, и любого, даже самого больного человека Бог может в одно мгновение исцелить от любой болезни. Хромого может сделать целым, слепого может сделать зрячим, а психически больного может сделать здоровым. Это безусловно. Но почему же Господь не делает этого? Вот ты хромой и хромай всю жизнь. Почему? А потому, что Господь тебя смиряет таким образом, потому, что Богом положен на тебя такой крест. А может быть, ты сам себе этот крест когда-то выбрал. Надо смиряться. Вот тебе не дано видеть двумя глазами, а только одним. А ты будешь глухой…

Точно так же с любой другой болезнью, и с психической тоже. Господь может тебя исцелить. Но сегодня или, может быть, всю жизнь Он хочет, чтобы ты обращался за помощью к врачу. Это вовсе не значит, что тебе не надо причащаться и что это тебе вместо Причастия…
Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истинное положение вещей и смирится, согласится жить с тем крестом, который Господь дал ему».

А вот как поучают нас святые отцы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно – во всю жизнь, это – тайный помысел его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь хотя бы на одно мгновение».

Святой преподобный Никодим Святогорец наставляет нас так: «Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут с промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, утешая в скорби по поводу умопомешательства: «О случившемся искушении Вам не должно скорбеть, но отдаваться на волю Божию, которая спасает всех спасаемых многоразличными скорбями. Попущенное умопомешательство Д. попущено ей на пользу, да дух ее спасется. Предоставьте ее Богу. Относительно всего, что она ни говорила и ни делала в своем припадке, Вам не обращать никакого внимания, и не должно принимать к сердцу никаких ее слов и дел, потому что все производилось и делалось ею вне рассудка…

Бог да утешит Вас в постигшей скорби. Влас главы нашей не падает без воли Его! Иначе взирает мир на приключения с человеками, и иначе Бог. Видим, что святой Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, святой Исаакий и святой Никита (который был впоследствии святителем Новгорода) долго страдали умоповреждением… Веруем, что без воли Божией не может к нам приблизиться никакая скорбь; всякую скорбь, как приходящую от руки Божией, приемлем с благоговейною покорностью воле Божией, с благодарением, славословием всеблагого Бога, непостижимого в путях Его, дивного во всех делах Его».

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Особенно это относится к тяжелым психозам, дегенеративно-дистрофическим заболеваниям коры головного мозга, врожденным формам умственной неполноценности и т. д. Но милость Божия по вере людей являет нам чудеса, и законы естества отступают.

Воспользуюсь очень ярким примером, который описан в небольшой книжечке с названием «Когда болеют дети». Ее автор – врач и священник отец Алексий Грачев. «Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о “неполноценности”. И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой (“Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение…». Подобные примеры не единичны, их множество.

Приведу очень поучительный пример из книги протоиерея Илии Четверухина и Евгении Четверухиной «Иеросхимонах Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни». Вот выписка из этой книги: «Интересен рассказ одной толмачевской прихожанки Е. И. Шульгиной, второй сын которой родился глухонемым. Она очень тяжело переживала это горе, временами доходила до отчаяния. По совету Е. Л. Четверухиной она поехала в Зосимову пустынь. Е. И. все рассказала старцу и стала просить его помолиться о сыне, о его исцелении. Батюшка решительно отказался. “Ты должна радоваться, ты счастлива, – говорил ей старец, – что в наше горькое время твой сын не скажет и не услышит ничего дурного. А молиться о сыне твоем надо так: “Господи, если нужно для славы имени Твоего, чтобы сын мой говорил, то дай ему это, если же нет на то Твоей святой воли, то пусть он останется глухонемым”.

Этот ответ батюшка произнес таким твердым и решительным голосом, что Е. И. ничего не могла возразить. И даже, наоборот, она не только перестала вдруг печалиться и тосковать, но вышла от старца вполне успокоенной и с тех пор совершенно покорилась воле Божией».

Дмитрий Авдеев

Признайте себя грешником

            Как известно, для того, чтобы помочь больному врач, прежде всего, должен поставить ему правильный диагноз. Считающий двухстороннее воспаление легких незначительной простудой рискует жизнью. Если не признать серьезность заболевания, не будет и достаточно серьезного подхода к лечению.

            Такая же закономерность наблюдается и в духовных вопросах. Библия утверждает, что человек – порочный грешник.

«Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12).

            Но человек, не желая принять эту реальность, скорее склонен считать себя нейтральным, не грешным и не святым или вообще добрым. Современные психологи и гуманисты утверждают, будто человек добр, хорош сам по себе. Он приходит в этот мир не просто нейтральным, а именно добрым, предрасположенным ко всему позитивному, созидающему и лишь под давлением внешних обстоятельств он начинает поступать плохо, делать зло, навязываемое ему извне. Это прямо противоположно словам Христа:

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19)

            Все грехи, совершаемые людьми исходят из их сердец и являются проявлениями их собственных нечестивых желаний.

«Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14).

            Если вы не признаете свою греховность, вы ставите себе ложный духовный диагноз, обманываете самого себя, мыслите о себе гораздо лучше, чем вас видит Бог.

Осознайте последствия своего греха

            Насколько плохо быть грешником?

            Каковы последствия этого?

            И как Бог относится к грешникам?

— Одни утверждают: никак. Ему все равно нет до нас никакого дела.

— Многие современные проповедники, настаивают на том, что Бог испытывает по отношению к грешнику лишь чувство любви.

            Но Библия утверждает: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).

            Бог гневается на грешника

Как вы считаете:

Насколько это плохо?

Насколько опасно?

Чем это может закончиться?

            «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23(а)). Причем речь идет не о мгновении физической смерти, а о вечной смерти, вечном отделении человека от Бога. «И пойдут сии в муку вечную» (Матф.25:46(а)).

            Когда земная жизнь человека закончится, за свои грехи он попадет в ад, затем будет навечно осужден и окажется в озере огненном.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:11-15).

            Если вы действительно осознаете ужас своего греха, вы сможете сказать о себе следующие слова: «Я грешник и за мои грехи меня ждет вечное наказание. Пройдут миллиарды лет, а гнев Божий по отношению ко мне не угаснет».

            Как же избавиться от своего греха, чтобы избежать вечного гнева Творца вселенной?

            Может ли человек сам спасти себя?

            Чаще всего предлагаемые решения связаны с человеческими заслугами.

— Постарайся больше не грешить.

— Делай больше добрых дел, чем злых.

— Жертвуй средства для той или другой религиозной структуры.

            Однако все эти способы избавления от греха бесполезны.

— Во-первых, потому, что даже если бы вы перестали грешить (что в идеале для человека невозможно) и стали делать только доброе, это никак не аннулирует ваших прежних грехов. Злые мысли и дела прошлого продолжали бы тянуть вас в омут вечных мук.

— Во-вторых, человек не способен делать добрые дела, удовлетворяющие высочайшие стандарты божественной святости.

«…вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64:6)

            Да, благодаря милости Бога, люди еще делают дела, которые внешне можно оценить как добрые: помогают неимущим, кормят голодных, жертвуют собой ради других и т.д. Но идеальной мотивации нет ни у кого. Гордыня, самопиар, корыстные интересы или ограниченность лишь человеческой жалостью превращают наши добрые дела в неугодные Богу. Все, что не совершается в первую очередь ради славы Божьей с кристально чистыми мотивами, не является добрым в абсолютном смысле.

            Итак, своими усилиями мы не можем избавиться от греха и избежать вечного наказания за него. Добрые дела не устраняют совершенные прежде грехи и с точки зрения святого Бога не являются таковыми. (Лишь когда Господь покрывает искупительной жертвой Христа все несовершенство добрых дел верующих, Он может радоваться им и вознаграждать за них в небесах).

Ищите спасения через Иисуса Христа

            Если сами самостоятельно спастись от гнева Божьего мы не способны, значит, нам необходим Спаситель. Мы нуждаемся в том, кто избавит нас от грехов и их вечных последствий. Но кто может это совершить? Сделал ли Бог что-нибудь для спасения грешников?

            Сделал! Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа (Ин. 3:16). Иисус в полной мере человек и Бог (Рим. 9:5). Более 2000 лет назад Он родился от Духа Святого и девы Марии (Мф. 1:18-25). Безначальный Творец, вторая личность Троицы, Бог Сын добровольно стал человеком, оставаясь при этом Богом (Ин. 1:12,14). Ради спасения верующих в Него Иисус Христос прожил святую жизнь и умер на кресте за их грехи. Если вы поверите в Иисуса как в единственного Спасителя, ваш грех будет вменен Ему, а Его праведность вменена вам.

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21).

            Вот как можно избавиться от греха и наказания за него. Через веру все грехи, совершенные человеком, вменяются Христу. И Бог Отец наказывает на кресте Бога Сына Иисуса Христа вместо верующего.

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис.53:10).

            Вместо уверовавших и раскаивающихся грешников Бог Отец наказал Своего Святого Сына. Христос добровольно страдал на кресте, чтобы я не мучился в аду.

            Крестная смерть Иисуса Христа избавляет от греха и наказания за него. Но она не делает нас праведными. Чтобы соединиться со святым Богом в раю, нам нужна праведность равная Его праведности. Как же обрести такую праведность? Своими силами мы не способны.

            Нам нужна вмененная праведность Иисуса Христа. Господь Иисус прожил абсолютно святую жизнь.

Как смириться с болезнью

От рождения до смерти Он не сделал ни одного греха и никогда не помыслил ни о чем греховном. Через веру совершенная жизнь Христа вменяется Его последователям, и Бог видит их такими же святыми и праведными, как и Своего безгрешного Сына.

«Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:18,19).

            Как грех Адама (одного человека) вменяется всему человечеству, так и праведная жизнь Иисуса Христа (одного человека) вменяется всем верующим в Него.

Просите Бога простить вас

            Если вы признаете себя погибшим грешником, достойным вечного осуждения, молите Бога о прощении через крестную смерть Иисуса Христа.

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»(Деян.17:30).

            Глубоко сожалейте о том, что ваши грехи оскорбили Бога.

«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс.50:6).

            Не оправдывайте себя, перекладывая Свою вину на обстоятельства (1Цар. 13:11-12), на других людей (Быт. 3:12) или на Бога (Иак. 1:13-15).

            Доверьтесь Христу как Спасителю, не сомневаясь, что Он силен избавить вас от всех грехов и даровать вечную жизнь. Иисус уже был осужден за грехи верующего на кресте, поэтому…

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18).

            Для обретения спасения человек, прежде всего, должен услышать Евангелие и понять его. Жизнь, направляемая истиной, начинается с познания Благой вести.

14 июля 2011 г. 16:43

Наказывает ли Бог за грехи?

СЕМЕНОВ: Дорогой Владыка, мы получаем много вопросов, где люди пытаются, ну, буквально, только что не исповедаться, взывают о помощи. Вот, например, такой вопрос мы получили от нашей зрительницы Людмилы: «Много лет назад, пишет она, я впала в непростительный грех. И Господь осудил меня при жизни. Я бесповоротно лишилась благодати Божьей. Уже 13 лет мучаюсь, хотя и хожу в церковь. Живу в постоянном страхе перед будущими мучениями. Скажите, как мне теперь жить? На что надеяться? Есть ли для меня спасение или нет?».

ВЛАДЫКА: Во-первых, я должен сказать, что нет вообще непростительных грехов. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить человеку. Во-вторых, Бог не наказывает людей в отместку за их грехи. Наказание, которое приходит от Бога, является научением для человека. Само слово славянское «наказание» как раз означает «научение». Бог может вразумлять человека тем или иным образом, но он никогда не мстит человеку за совершенные поступки. То есть, обычный человеческий закон  преступления и наказания здесь не работает. Хотя грех является преступлением перед Богом. И, наконец, самое главное, что я хотел бы сказать — Бог никогда не отворачивается от человека. Субъективно у человека может возникать чувство, что Бог от него отвернулся, что Бог о нем забыл, что Бог его лишил благодати. На самом деле, Бог не лишает нас  Своей благодати. Бог всегда к нам близок. Просто человек, когда грешит, иногда лишается этого чувства близости Божьей. Он настолько становится далек от Бога, что Бог находится рядом, а он далеко. Бог находится внутри человека, а человек вне Бога. И самое важное в такой ситуации — это не предаваться отчаянию. Потому что человек, когда согрешает, это можно сравнить с тем, что он падает. Но человек может упасть и потом продолжать лежать, а он может встать, отряхнуться и идти дальше.

Помогите, пожалуйста, как смириться со страшной болезнью и жить дальше?

Исповедь помогает нам получить прощение в наших грехах. Если мира в душе не наступает, значит надо еще и еще раз приходить на исповедь. А самое главное, что совершенные злые дела, совершенные грехи, нужно заглаживать добрыми делами, противоположными им. Если, например, в жизни человека произошло такое событие, как нарушение супружеской верности, то чем можно ее загладить? Супружеской верностью. То есть, не повторением того греха. И поэтому, если человек не повторяет свои  старые грехи, если он в них раскаивается, исповедуется, то рано или  поздно, конечно, он почувствует это прощение, которое исходит от Бога. И самое главное, еще раз повторяю, не отчаиваться, не впадать, совершив одни грехи в еще большие грехи.

За какие грехи какие болезни?

С точки зрения религии, каждый человек получает себе болезни, которые заслуживает за содеянные им грехи.

Как пережить медленное умирание близкого?

Хотя интересным остается тот факт, что в Библии об этом не сказано.

Взаимосвязь греха и болезни определенно существует, как бы этого не отрицали убежденные атеисты. Это очень легко доказать, на элементарных примерах, что объясняет издавна сложившееся мнение. За какие грехи, какие даются болезни и как избежать такого «наказания», мы разберемся в нашей статье.

Что связывает грехи и болезни?

Доказано наукой, что ревнивый, властолюбивый, легко поддающийся гневу, гордыне и тщеславию, человек, обязательно получает свою «награду». Это может быть гипертония, ишемия, проблемы с давлением и сердечно — сосудистой системой, таким образом, расплачиваясь за презрение унижение других и возвышенное самомнение.

Венерические заболевания, импотенция, СПИД, бесплодие, психические болезни служат как наказание за грех – прелюбодеяние. Это кара людей, губящих тела и души, чрезмерными любовными утехами, абортами, сексуальной распущенностью и извращенностью.

Логично предположить, что проблемы с желудочно-кишечным трактом, ожирение, бессонница, нервозность появляются в результате переедания, употребления алкоголя, лакомства, что называется чревоугодием.

Так же, в ряду болезней разделенных по грехам и поступкам, присутствует душевное и телесное бессилие, могильный цвет глазных ямок, бессонница – это спутники серебролюбивых. Так любители денег и золота платят за богатство, воровство, взятничество и т.д.

Не мене пагубно отражается на здоровье людей уныние и печаль, которые вызывают лень, апатию, тревогу, тоску и, в конечном счете, приводят к астении и депрессии.

Подводя итог, можно смело заявить, что грехи и болезни людей тесно связаны и для того чтобы оставаться здоровым и молодым, достаточно следить за собой, и не причинять вред окружающим.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *