Трубецкой был убежден в необходимости реформ в России, но при этом он был сторонником умеренности и надеялся на мирные переговоры с правительством. Однако в списке приговоренных к пожизненной каторге фамилия Трубецкого была первой.

От прапорщика до полковника

Сергей Петрович Трубецкой родился 9 сентября 1790 года в семье статского советника, нижегородского губернского предводителя дворянства князя Петра Сергеевича Трубецкого и княгини Дарьи Александровны Грузинской. Сережа получил домашнее обучение, затем начал посещать лекции при Московском университете, знал несколько иностранных языков. Но свой выбор Трубецкой решил остановить на карьере военного.

В 1808 году Сергей Петрович начинает службу в Семеновском полку в чине подпрапорщика. Во время Отечественной войны он был под Бородином, Тарутином, Малоярославцем. В 1813 году Трубецкой получил тяжелое ранение под Лейпцигом и был отправлен на лечение в Россию. Через три года он был произведен в штабс-капитаны, потом назначен капитаном и переведен на должность старшего адъютанта Генерального штаба. К 1821 году Сергей Петрович был уже полковником.

Тайные союзы

Вместе с единомышленниками Александром и Никитой Муравьевыми Трубецкой пришел к выводу о необходимости образования тайного общества. «Союз спасения» был основан в феврале 1816 года, но в 1818 году был распущен. На его месте возникла новая тайная организация — «Союз благоденствия», а князь Трубецкой стал одним из самых активных его членов.

Пока князь находился во Франции, в «Союзе благоденствия» произошли изменения: было принято решение о создании двух обществ — Северного и Южного. Во главе Северного общества встали Никита Муравьев, Евгений Оболенский и возвратившийся в Россию Трубецкой. Южным руководил Пестель, который предложил сделать Россию республикой, а достичь этого можно было путем цареубийства. Идеальным государственным строем Северное общество видело конституционную монархию.

«Диктатор»-предатель

После смерти императора Александра I в декабре 1825 года декабристы в Петербурге решили помешать принести присягу новому царю. Сергей Петрович Трубецкой был идейным вдохновителем выступления и избран «диктатором» декабристов. К 10 декабря был составлен план действий и написан Манифест к народу.

Одолевавшие Трубецкого сомнения не позволили ему сложить с себя звание диктатора: он должен был присутствовать 14 декабря на Сенатской площади. Однако в решающий день Трубецкой подвел своих товарищей: он не только не пришел на площадь, но и принес присягу императору Николаю.

Царская милость

В ночь с 14 на 15 декабря Трубецкой был арестован и отвезен в Зимний дворец, на допрос к Николаю I. Император вышел к нему со словами: «Что было в этой голове, когда вы, с вашим именем, с вашей фамилией, вошли в такое дело? Гвардии полковник! Князь Трубецкой! Как вам не стыдно быть вместе с такой дрянью? Ваша участь будет ужасная!».

Несколько дней спустя император приказал декабристу написать жене: «Я буду жив и здоров». Таким образом, смертную казнь Трубецкому заменили вечной каторгой, которую через месяц сократили до 20 лет. Князь был отправлен на Нерчинские рудники.

Верная жена

Судьбу князя разделила его жена Екатерина Ивановна Трубецкая. Она одной из первых решила поехать за мужем в Сибирь — ей удалось получить на это разрешение у императора.

Николай I и императрица Александра Федоровна попытались отговорить ее от этой затеи, но она осталась непреклонна. «Вы хорошо делаете, что хотите последовать за своим мужем, на вашем месте и я не колебалась бы сделать тоже!», — сказала императрица.

После 13 лет каторги, уготованных для князя, Трубецкие перебираются в село Иркутской области. Чтобы заработать на жизнь, Сергей Петрович начал заниматься хозяйством — выращивать скот, разводить овощи. В свободное время он пишет мемуары.

Дочери Трубецких остались при родителях и впоследствии воспитывались в иркутском институте. Екатерина Ивановна умерла в Иркутске в 1854 году.

Москва — Киев

В 1856 году Трубецкой получает свободу. Он был восстановлен в правах дворянина, но без княжеского титула. В Москве ему постоянно проживать не разрешили — он мог приезжать туда только с разрешением полиции, и Сергей Петрович отправился в Киев. По словам современников, он был в это время «добродушен и кроток, молчалив и глубоко смиренен».

Декабрист скончался 4 декабря 1860 года в Москве и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Адский камень (Слово состоит из 5 букв)

Ответ: Ребис (5 букв)

Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.
Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.

нитрат серебра

• автор Гаврилиады в романе «12 стульев» (Ильф и Петров)

• азотнокислое серебро, бесцветный кристаллический порошок, применяемый в медицине, фотографии

• бесцветный белый порошок, применяемый в медицине как противомикробное и прижигающее средство; азотнокислое серебро

• минерал, используется фармацевтикой для удаления бородавок

• химическое вещество, употребляемое в медицине азотнокислое серебро

• персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

• медицинское средство, прижигающее бородавки

• чем прижигают бородавки?

• половина Трубецкого из «12 стульев»

• . -Трубецкой из «Двенадцати стульев»

• половина Трубецкого из романа «Двенадцать стульев»

• половина Трубецкого из «Двенадцати стульев»

• Азотнокислое серебро, употребляемое в медицине, фотографии

• Нитрат серебра, азотнокислое серебро

• Персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

• . -Трубецкой из «Двенадцати стульев»

• автор Гаврилиады в романе «12 стульев» (Ильф и Петров)

• половина Трубецкого из «12 стульев»

• половина Трубецкого из «Двенадцати стульев»

• половина Трубецкого из романа «Двенадцать стульев»

Последняя бука буква «с»

Ответ на вопрос «Адский камень «, 5 букв:
ляпис

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ляпис

-Трубецкой («Двенадцать стульев»)

-Трубецкой из «Двенадцати стульев»

Чем прижигают бородавки

Медицинское средство, прижигающее бородавки

Половина Трубецкого из «12 стульев»

Определение слова ляпис в словарях

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. лапис лат. в переводе камень; адский камень, селитро(азотно)кислое серебро, употреб. врачами для прижиганья. Ляпис-лазур(л)и, темно-голубой камень, из которого делается краска ультрамарин. Ляса, см. лясить.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ляпис может означать: Нитрат серебра (I) для прижигания ранок. Ляпис-лазурь — непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета. Ляпис Трубецкой — белорусская панк-рок-группа.

Примеры употребления слова ляпис в литературе.

Нужно ослабить эту грануляционную ткань, например, прижиганием ляписом, и тогда заживление идет быстро.

Увидев своего крановщика, Нюра оттянула платок на затылок, вскинула над головой руку в черных, как из ляписа, подушечках мозолей, и.

Экипаж необходим — сами собой корабли не летают, за исключением автоматических грузовиков, которые двигаются по заранее вычисленному маршруту, — однако всю трудную работу делает Дора, а Лаз и Лор, то есть Ляпис Лазулия Лонг и Лорелея Ли Лонг, говорят ей, что делать, и обеспечивают необходимым.

Стоя рядом, Ляпис присматривал за ее работой, каковая со вчерашнего дня протекала вполне нормально.

Я же не могу сказать, что ты прекрасна, как день, — сказал Ляпис, — дни бывают разные.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Русский религиозный философ, видный представитель философии всеединства, публицист, правовед, общественно-политический деятель, князь. Брат С.Н. Трубецкого. Один из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева (1905). Один из организаторов Партии мирного обновления (1906), издатель журнала «Московский еженедельник», являвшегося органом Партии мирного обновления. Инициатор книгоиздательства «Путь» (1910-1917).

Отец – князь Николай Петрович Трубецкой. Мать – Софья Алексеевна (в девичестве Лопухина), была второй женой князя.

Жена – княжна Вера Александровна Щербатова. Свадьба состоялась в 1887 году. У супругов родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья.

Детство Евгений провел в Ахтырке. В 1874 году вместе с братом Сергеем поступил в частную гимназию И.Ф. Креймана, в 1877 году семья переехала в Калугу, куда Николай Петрович был назначен вице-губернатором, и мальчики перешли в Калужскую мужскую казенную гимназию. В гимназические годы Трубецкой, так же, как и брат, интересовался философией, в частности, увлекался позитивизмом и нигилизмом. Вместе с братом изучил «Историю новой философии» Куно Фишера. Знакомство с идеями А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского способствовали его повороту к религиозной философии.

С 1881-го по 1885 год учился на юридическом факультете Московского университета. Во времена студенчества увлекался изучением истории философии. Вместе с Сергеем открыл тогда для себя философские идеи В.С. Соловьева. После окончания университета работал в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В апреле 1886 года Евгений Николаевич защитил там диссертацию «О рабстве в древней Греции» и стал приват-доцентом.

В 1887 году на «средах» Л.М. Лопатина познакомился с Владимиром Соловьевым. В 1892 году при Киевском университете Св. Владимира Трубецкой защитил магистерскую диссертацию на тему «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» и получил там место приват-доцента. После защиты в 1897 году там же докторской диссертации на тему «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Царства Божия у Григория VII и публицистов его времени» стал профессором.

Е.Н. Трубецкой был ярким представителем философии всеединства. В отличие от Соловьева, он придерживался идеи внеположности мира божественного и мира природного. В основе же деятельности человека, по его мнению, лежала свобода. Именно на свободе выбора, которая являлась не только источником добра, но и зла, основывались отношения Бога и человека. Каждый индивидуум сам выбирает свой путь и несет за него ответственность. Отсюда идея Софии, которая является не посредницей между Богом и миром, а идеальным замыслом о мире, который человек может принять или отвергнуть. Также Трубецкой считал, что мир был создан Господом в результате свободного творческого акта из ничто, и доступ человека к всеединому абсолютному знанию был ограничен. Смысл жизни, по Трубецкому, как раз и состоял в поиске этого знания – в поиске вечных вневременных истин, заключенных в Божественном сознании. Внешний мир ученый трактовал как хаотичный и бессознательный, но постепенно идущий к миру божественных идей. Он упрекал Соловьева в том, что тот не разграничивал естественное и мистическое знание. Философ обосновывал это тем, что хотя наше познание обусловлено сущим, но не всякое знание есть знание о нем. Истинно лишь мистическое знание, универсальное и пронизывающее все сферы человеческого сознания.

Среди основных философских трудов Е.Н. Трубецкого можно назвать «Философию Ницше» (1904), «Историю философии права» (1907), «Социальную утопию Платона» (1908), «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Смысл жизни» (1918) и др.

Евгений Николаевич был также известным общественно-политическим деятелем. На рубеже веков он вступил в земский кружок «Беседа», с образованием либерального «Союза освобождения» в 1904 г. стал его членом. После образования Партии народной свободы в октябре 1905 году сразу примкнул к ней. Будучи либералов и конституционалистом, Трубецкой выступал с критикой теократических идей Владимира Соловьева и поддерживал идею правового государства, которого можно достигнуть путем реформ и культурной работы. Некоторые идейные разногласия с Соловьевым не помешали ему в 1905 году стать одним из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти великого философа. В том же году Е.Н. Трубецкой отказался принять предложение премьер-министра графа С.Ю. Витте занять должность министра народного просвещения, т.к. не чувствовал в себе таланта политика и администратора.

В начале 1906 году баллотировался в Первую Государственную думу от партии кадетов. Вскоре после этого Евгений Николаевич вышел из партии, а в июле 1906 года стал одним из создателей право-либеральной Партии мирного обновления, куда вошли левые октябристы (П.А. Гейден, Д.Н. Шипов, М.А. Стахович и др.), а также правые кадеты (сам Трубецкой, Н.Н. Львов и др.). Тогда же при помощи меценатки М.К. Морозовой он начал издавать печатный орган партии – «Московский еженедельник» (1906-1910). В нем были опубликованы более трехсот статей Трубецкого по разным вопросам. Здесь также печатались Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк.

С 1906 года князь являлся профессором Московского университета. В 1907-1908 годах и в 1915-1917 годах был членом Государственного совета. В 1911 году, протестуя против нарушения правительством принципа автономии университета, он вместе с группой профессоров покинул его стены и затем переехал в свое калужское имение Бегичево. Здесь он занялся хозяйством и написанием статей для издательств «Русская мысль» и «Путь» (последнее было создано по инициативе Трубецкого в 1910 году). Иногда он бывал в Москве, читал лекции, посещал различные общества.

После Февральской революции Евгению Николаевичу пришлось покинуть свое имение, т.к. вокруг было неспокойно. В 1917-1918 годах он принял участие в Поместном соборе РПЦ как товарищ председателя. Октябрьскую революцию ученый не принял. В 1919 году из-за угрозы ареста оставил Москву и уехал в Добровольную армию Деникина. Во время отступления белых оказался в Новороссийске. Здесь 23 января 1920 года Е.Н. Трубецкой умер от сыпного тифа.

Сочинения:

Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1: Миросозерцание Блаж. Августина. М., 1892.

Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI веке. Ч. 2: Идея Царства Божия в творениях Григория VII и публицистов его времени. Киев, 1897.

Философия Ницше. Критический очерк. М., 1904.

История философии права. М., 1907.

Энциклопедия права. М., 1908.

Социальная утопия Платона. М., 1908.

Миросозерцание Вл. С. Соловьева в 2-х тт. М., 1913.

Смысл войны. М., 1914.

Смысл жизни. М., 1914.

Национальный вопрос. Константинополь и святая София. М., 1915.

Война и мировая задача России. М., 1915.

Два мира в древнерусской иконописи. М., 1916.

Умозрение в красках. М., 1916.

Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.

Россия в иконе//Русская мысль. Кн. 1-2. 1918.

Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М., 1922.

Трубецкой Евгений Николаевич

(князь) — писатель и общественный деятель. Род. в 1863 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С 1906 г. состоит профессором энциклопедии и истории философии права в Москов. университете. Из его трудов особенного внимания заслуживают диссертации: магистерская — «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание блаженного Августина» (Москва, 1892), и докторская — «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов его современников» (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним-законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Т. признает идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т., вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросит с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: «Церковь и освободительное движение» («Право», 1905, 15) Т. высказывает уверенность, что русское духовенство может «колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления» и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела небольшая статья Т. в № 39 «Права» 1904 г.: «Война и бюрократия». Впервые на страницах легальной русской печати было ясно указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность общества, жившего «по произволу всевластной бюрократии, словно в дортуаре участка». Дальнейшими политическими событиями были вызваны статьи Т. в «Праве» за 190 5 г.: «Ответ губернских предводителей», «Крах» и др. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем «Московского Еженедельника», служащего органом партии мирного обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т. помещены, большей частью, в журнале «Вопросы философии и психологии». Таковы блестящие этюды: «Политические идеалы Платона и Аристотеля», «Философия христианской теократии», «Философия права профессора Л. И. Петражицкого», «Свобода и бессмертие» и др. В сборнике «Проблемы идеализма» Т. принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно.

В. Сперанский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич

(23 сентября 1863 – 23 января 1920) – рус. религ. философ, последователь и друг В. Соловьева; правовед и обществ. деятель; князь, брат С. Трубецкого. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1885); получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Преподавал в Ярославле, Киеве и (с 1905) в Москве; участвовал в организации и деятельности ряда науч. об-в (Психологич. об-ва при Моск. ун-те, Религ.-филос. об-ва им. В. Соловьева и др.). Т. – инициатор и участник книгоизд-ва «Путь» (1910–17), а также идеолог связанного с ним религ.-филос. направления. В годы гражд. войны в рядах т.н. Добровольческой армии Т. боролся против Сов. власти.
В гл. филос. соч. «Миросозерцание В. С. Соловьева» (т. 1–2, М., 1913), «Метафизич. предположения познания» (М., 1917) и «Смысл жизни» (М., 1918) Т. проводит критич. разбор философии Соловьева и развивает собств. систему. Освобождая учение Соловьева о «положительном всеединстве» от элементов пантеизма и эволюционизма в метафизич. аспекте и от утопич. «бесконфликтности» – в социальном, Т. корректирует тем самым филос. концепцию Соловьева в духе ортодокс, христ. доктрины.
Прежде всего Т. пересматривает скрыто-пантенстич. основоположения соловьевской софиологии (см. София), отмечая, что у Соловьева мир относится к вечной божеств. природе как явление к сущности и, след., оказывается обожествленным. Т. рассматривает мир как подлинное «другое» по отношению к божеств. природе, как создание из ничего. Вместе с тем Т. не отказался от центральной для философии Соловьева интуиции абс. всеединства и находит к этой проблеме собств. подход, опираясь на понятие абс. сознания. Абсолют, по Т., не являясь сущностью всего в мире, объемлет мир как всезнание, всеведение и всевидение, как «…полнота совершенного и абсолютного сознания обо всем» («Смысл жизни», Берлин, 1922, с. 23). Всеединая мысль и всеединое сознание охватывает действительное и возможное, правду и заблуждения. Мир во времени, по Т., онтологически связан с божеств. премудростью, с вечным миром божеств. идей как с замыслом о себе; он есть относит. небытие, призванное увековечиться в качестве бытия. В этой связи богочеловеч. процесс (совершенствование человека и человечества в боге) представлен у Т. как свободное осуществление божеств. замысла (к-рый человек волен принять или отвергнуть). В отличие от полугностич. (см. Гностицизм) традиции Соловьева, Булгакова, Флоренского, у к-рых София не всегда отграничивалась от сущности («души») мира, Т. более последовательно отождествляет ее с замыслом, с идеальным первообразом и констатирует в тварном мире «софийные» и «антисофийные» потенции. Отличая божеств. всеведение в вечности (сверхврем. созерцание временнóго потока) от предопределения, Т. согласует в духе христ. вероучения всеблагого бога и «лежащий во зле» мир (проблема теодицеи и свободы воли; ср. также с учением Л. Карсавина о «всевремени»).
В связи с тем, что концепция абс. сознания занимает в религ.-филос. доктрине Т. центральное место, его учение тяготеет к классич. объективному идеализму, в основание к-рого положено абс. понятие, а не абс. лицо. Связь с нем. идеализмом обнаруживается и в преимуществ. внимании Т. к гносеологич. проблемам. Т. предпринял критику Канта, показывая, что исходный пункт его критической, «беспредпосылочной» философии является догмой, и упрекая Канта в нежелании осознать свой догматизм (см. «Метафизич. предположения познания»). По Т., интуиция всеединого сознания представляет собою необходимую предпосылку всякого человеч. познавания. Любой истине присуща форма вечности, она имеет сверхврем. и сверхпсихологич. значение и тем самым приобщена к вселенскому Логосу. В духе противопоставления текучих фактов бытия их вечному смыслу, зафиксированному в божеств. «камере-обскуре» и познаваемому человеч. мыслью, Т. стремился разрешить апории Зенона, критиковал иррационализм Бергсона и полемизировал с «мистич. алогизмом» современных ему религ. философов – Флоренского, Булгакова, Эрна. У последних он находит неосознанное кантианство (в сочетании с неприязнью к Канту), к-рое трактует логич. формы мысли как чисто субъективные, антропологически обусловленные. Согласно Т., субъективны не логич. нормы, облеченные в форму всеединства, а лишь дискурсивное и рефлектирующее мышление, переходящее от термина к термину и психологически ограниченное как всякий процесс во времени (в отличие от сверхврем. созерцания, свойственного абс. мысли). Мысль, отказывающаяся от логики, абсолютизирующая антиномии и не стремящаяся их «снять», отпадает от всеединства. Т.о., Т. выполняет филос. завет Соловьева – защищает религ. значение человеч. мысли в ее форме разумной интуиции.
Концепция абс. сознания лежит также в основе работы Т. о рус. иконописи – «Умозрение в красках». Т. утверждает (обеспеченную божеств. созерцанием) объективную реальность красок и звуков, а не только физич. и психич. процессов, им соответствующих.

И. Роднянская, С. Хоружий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

(23.09. (5.10).1863, Москва — 23.01.1920, Новороссийск) — философ, правовед, публицист, общественный деятель. Инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910–1917), один из организаторов Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева.
Становление философских взглядов Трубецкого происходило в семейной среде в полемике с братом С. Н. Трубецким. Оба они в ранней юности пережили увлечение нигилистическими и материалистическими идеями. Впоследствии, под влиянием идей В. С. Соловьева и славянофилов, а также немецкой классической философии, Трубецкой перешел на позиции религиозной философии.
Обучаясь на юридическом факультете Московского университета (1881–1885), Трубецкой одновременно увлекался изучением истории философии. После окончания университета работал в Ярославском юридическом лицее. В 1892 г. получил степень магистра, после защиты докторской был профессором Киевского, а с 1906 г. Московского университета.
Обе его диссертации посвящены рассмотрению теократического идеала западноевропейского христианства — «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Блаж. Августина» (1892) и «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Царства Божия у Григория VII и публицистов его времени» (1897).
2-томный труд «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» (1913) до сих пор является одним из самых обстоятельных исследований творчества Соловьева. Наряду с анализом идей своего друга и учителя Трубецкой раскрывает в нем специфику и отличительные черты собственного мировоззрения.
Среди основных философских работ Трубецкого — «Философия Ницше» (1904), «История философии права» (1907), «Социальная утопия Платона» (1908), «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Смысл жизни» (1918) и др.
Особый интерес представляет цикл небольших сочинений на тему о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в ее иконе» (1918). В этих работах Трубецкой показал связь цветовой гаммы и содержания иконописных произведений. Он первый в отечественной литературе дал целостное эстетическое, философское, историческое и богословское истолкование древнерусской иконы.
Князь Трубецкой был также видным общественным и политическим деятелем. Он был членом Государственного совета (1907–1908), одним из основателей «Союза мирного обновления» и главным редактором печатного органа этого союза — «Московского еженедельника» (1906–1910), в котором публиковались Бердяев, Булгаков, И. А. Ильин, Эрн, Франк и др.
Основу партийной программы Трубецкого составляла идея эволюционного демократизма, согласно которому необходимо сменить царство произвола господством права путем реформ и культурной работы. Он критиковал и «черного зверя» (реакцию) за неуступчивость, и, не менее гневно, «красного зверя» (революцию) за всепоглощающее разрушение.
Октябрьскую революцию Трубецкой не принял. В годы гражданской войны — один из идеологов белого движения. Умер при эвакуации Добровольческой армии.
Достойны внимания мемуары Трубецкого, которые он начал писать в 1917 г. (Воспоминания. София, 1922; Из прошлого. Вена, 1925 (2-е изд.); Из путевых заметок беженца. Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 18). Он называл их «духовным завещанием России будущей» об «ушедшей навсегда поэзии прошлой России».
Трубецкой — один из представителей философии всеединства. В отличие от Соловьева, который утверждал единосущность Бога и мира, Трубецкой настаивал на точке зрения внеположности мира божественного и мира природного. Бог, считал он, обладает полной свободой воли, и отождествление его с творением невозможно.
Свобода у Трубецкого являлась также основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Трубецкого — на свободе выбора, которая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Поэтому София у Трубецкого является не посредницей между Богом и миром, а идеальным замыслом о мире, который человек может принять или отвергнуть (см. Софиология).
Трубецкой отрицал мысль Соловьева о том, что противоположение себе другого является для абсолютно сущего внутренней необходимостью, доказывая, что мир сотворен Богом не из первоматерии, а в свободном творческом акте из ничего. Он ограничил понимание человеком всеединого абсолютного знания, смысла всего существующего.
Смысл жизни Трубецкой видел в поиске вечных истин, которые заключены в Божественном сознании. Вечные истины неизменны, непреходящи и вневременны, люди открывают и находят их в процессе своей жизни.
Подобно Соловьеву, Трубецкой трактовал внешний мир как бессознательный, «слепой» и «хаотичный», но постепенно приближающийся к миру божественных идей. Вместе с тем, в отличие от Соловьева, считавшего, что божественные идеи представляют собой лишь идеальный образ грядущих тварей, которые рано или поздно достигнут полного осуществления, он утверждал, что созданные людьми искусственные предметы не являются отражением божественных вечных идей.
Он упрекал Соловьева за «смешение или неточное разграничение порядка естественного и порядка мистического». Идея о необходимости разграничения естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе — с вечными божественными идеями) обосновывалась тем, что хотя наше познание обусловлено сущим, но не всякое знание есть знание о нем. Свободно от ошибок и истинно лишь мистическое сознание, оно универсально и пронизывает все сферы человеческого сознания.
Что касается временной действительности, то она, по мнению Трубецкого, доступна нашему познанию потому, что имеет место в универсальном сознании Абсолютного. Веруя в идею всеединства и Богочеловечества как в конечную цель развития мира, Трубецкой, в отличие от Соловьева, исходил из разграничения религиозно-нравственной и социально-экономической сферы.

По Трубецкому, церковно-государственный строй, за который ратовал Соловьев, может быть осуществлен лишь путем насилия, так как государство не является свободной организацией, его нельзя включить в Царство Божие. Выступая с критикой теократических идей Соловьева, Трубецкой выдвинул идею правового государства, считая право проявлением Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития.
По мнению Трубецкого, Евангелие ценит государство не как возможную часть Царства Божия, а как ступень, долженствующую вести к нему в историческом процессе. Поэтому надо научиться ценить всякое, даже относительное, усовершенствование в жизни общества и человека. «Всякая положительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена полному ничтожеству» (Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. 1. С. 584).

Русский религиозный философ, последователь Владимира Соловьева, публицист, общественный деятель; князь. Доктор философии (1900). Первый выборный ректор Московского университета (1905). Один из редакторов журнала «Вопросы философии и психологии» (1900-1905). Брат Е.Н. Трубецкого.

Отец – князь Николай Петрович Трубецкой. Мать – Софья Алексеевна (в девичестве Лопухина), была второй женой князя.

Детство Сергей провел в Ахтырке. В 1874 году вместе с братом поступил в частную гимназию И.Ф. Креймана, в 1877 г. семья переехала в Калугу, куда Николай Петрович был назначен вице-губернатором, и мальчики перешли в Калужскую мужскую казенную гимназию. Уже в гимназические годы Трубецкой интересовался философией, в частности, увлекался позитивизмом и нигилизмом. Он изучал «Историю новой философии» К. Фишера. Знакомство с идеями А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского способствовали его повороту к религиозной философии.

В 1881 году он вместе с братом Евгением начал учебу на юридическом факультете Московского университета, но вскоре перешел на историко-филологический факультет, сначала на его историческое, а затем на классическое отделение. В период своего студенчества князь открыл для себя философские идеи В.С. Соловьева, стал его другом.

После окончания университета в 1885 году Сергей Николаевич остался на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В это время он активно изучал Платона, Аристотеля, И. Экхарта, Я, Беме, Ф.К. фон Баадера, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра. В 1886 году он сдал магистерский экзамен, а с 1888 года приступил к чтению лекций по философии в качестве приват-доцента. В 1889 году Трубецкой защитил магистерскую диссертацию «Метафизика в Древней Греции», а в 1900-м – докторскую диссертацию «Учение о Логосе в его истории». Эти труды способствовали формированию русской историко-философской науки. После этого Трубецкой получил в университете должность экстраординарного профессора (в 1904 году стал ординарным профессором). В 1902 году получил чин статского советника.

Наиболее полно Трубецкой изложил свои философские идеи в работе «Основания идеализма» (1896). В ней раскрыты принципы его учения, названного им «конкретным идеализмом» в отличие от отвлеченного идеализма немецкой классической философии. В качестве исходного пункта ученый взял не отвлеченное понятие (типа гегелевского «чистого бытия»), а конкретное сущее, реальное существо как субъект всех определений, которые открывает в нем мышление. Сущее необходимо предшествует мышлению; допуская противное, мы придем к панлогизму, то есть к порождению из отвлеченной мысли всего богатства ее определений.

Согласно Трубецкому, вечное актуальное сознание (Бог) предшествует всякому конечному (становящемуся) сознанию; тем самым он отвергал пантеистическое учение Фихте, Шеллинга и Гегеля о человечестве как «становящемся Боге» и отстаивал позиции теизма. Доказывая, что бытие нельзя свести к логической идее и что общие понятия — это только отношения мысли к своему предмету, он в то же время признал духовную природу реальности, разумные законы космического Логоса, по которым устраивается как природная, так и человеческая жизнь.

Большое внимание он уделял понятию веры. По Трубецкому, вера – это самобытная живая сила, определяемая как дух, она убеждает нас в реальности внешнего мира. Но, в отличие от Владимира Соловьева, Сергей Николаевич не отождествлял веру с интеллектуальной интуицией или вдохновением. Будучи православным человеком, он не сближал ее с вдохновением и ставил нравственно-этический аспект выше эстетического. При этом он подчеркивал единство веры и разума (логоса), откровения и умозрения. Отсюда его христианское понимание Логоса, которое, как понятие, связано с греческой философией. С.Н. Трубецкой был убежден, что в основе мира лежит разумное и любящее начало, а значит, он благ.

В конце 1890-х годов С.Н. Трубецкой включился в общественную жизнь. Он участвовал в земском движении, выступал в либеральной печати. 6 июня 1905 года в качестве главы земско-городской депутации произнес перед царем Николаем II знаменитую речь о сотрудничестве власти и общества (в ней была выражена программа либералов).

Кроме того, князь Трубецкой был борцом за академическую свободу. В 1901 году, когда начались студенческие волнения, он выступил за введение университетской автономии. Благодаря ему Московский университет ее обрел (27 августа 1905 года указом царя были введены «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерством народного просвещения»). 2 сентября 1905 года Сергей Николаевич стал первым выборным ректором Московского университета. Он возглавил его в трудное время: не утихали беспорядки среди студентов, мешавшие нормальной университетской учебной жизни и ставившие в трудное положение защитников академических свобод. 22 сентября новый ректор вынужден был закрыть университет, что, однако, еще более накалило остановку. 29 сентября, во время заседания комиссии по выработке университетского устава в Министерстве народного просвещения, у профессора случилось кровоизлияние в мозг, что привело к его безвременной кончине. Сергей Николаевич Трубецкой был похоронен 3 октября 1905 года на кладбище Донского монастыря в Москве. Похороны князя приобрели характер политической манифестации, за гробом шло около 50 тысяч человек.

Сочинения:

О природе человеческого сознания // Вопросы философии и психологии. Кн. 1. 1889; Кн. 3. 1890; Кн. 6, 7. 1891.

Метафизика в древней Греции. М., 1890.

Мнимое язычество или ложное христианство. М., 1891.

История древней философии. Курс лекций. М., 1892.

Психологический детерминизм и нравственная свобода // Вопросы философии и психологии. Кн. 25. 1894.

Противоречия нашей культуры // Вестник Европы. 1894. № 8.

Учение о Логосе в его истории. М., 1900.

Философские ст. М., 1908.

История древней философии в 2-х тт. 1906-1908.

Собрание сочинений в 6-ти тт. М., 1906-1912.

Сочинения. М., 1994.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *