В 1691 году был дан антимис на освящение деревянной церкви во имя Преображения Господня в Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой в 1689 году. Рядом с первым монастырским храмом в 1707 году поставили церковь Казанской иконы Божией Матери, а в 1724 году — церковь во имя Иоанна Предтечи, построенную из разобранного храма упраздненного Предтеченского мужского монастыря.

В 1735 году вместо двух первых церквей был заложен двухэтажный каменный Преображенский храм, а в 1738 году вместо старой построена новая деревянная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, престол из которой впоследствии был перенесен в Преображенскую церковь. В 1750 году строительство каменого храма было закончено.

В здании храма помещалась нижняя (зимняя) и верхняя(летняя) церкви. В верхней церкви разместился главный престол во имя Преображения Господня, в нижней — во имя Казанской иконы Божией Матери, а в трапезной — приделы, посвященные святому пророку Иоанну Предтече (справа) и святителю Иоанну Златоусту (слева). Напротив крепости, рядом с улицей, в 1756-1760 годах была сооружена каменная церковь во им Тихвинской иконы Божией Матери.

Место, на котором распологался монастырь, было очень неудобным, поэтому в 1794 году его перевели за черту города, на юго-восток, к Вознесенскомй кладбищу. Тихвинскую церковь разобрали, использовав материал для постройки монастыря на новом месте. Преображенский храм, бывший соборным храмом Спасо-Преображенского монастыря, стал приходским.

В 1861 году колокольня и сам храм были перестроены, что, по-видимому, привело к смещению грунта, повлекшему за собой образование трещин в алтарной части храма. В связи с этим апсиду пришлось укрепить контрфорсами. В 1900 году был усилен фундамент под алтарной частью, заменена ее кирпичная кладка, переделано завершение колокольни, пятиглавие на самой церки и сделана одна главка на алтаре.

Как и большинство храмов Пензы, Спасо-Преображенская церковь была закрыта в 1931 году. В эти же годы церковь была обезглавлена — были снесены ее оригинальные луковичные главки, которые хорошо просматривались издалека.

Поначалу в храме планировалось расположить общежитие, но когда встал вопрос о размещении архивных материалов, хранившихся до этого в бывшем кафедральном соборе, уготовленном к сносу, то Спасо-Преображенскую церковь срочно было решено оборудовать под архивохранилище, для которого к колокольне, от которой сохранились два нижних яруса, с северной стороны пристроили двухэтажный объем. В здании бывшего храма архив размещался вплоть до 1984 года, а затем в нем находилось хранилище областной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова.

В 1993 году храм был возвращен православной общине и с тех пор ведется его восстановление. Это самое старое здание города, которое сохранилось до нашего времени. Церковь построена в формах древнерусской архитектуры. Верхняя часть храма возвышается над зданием третьим этажом. Окна церкви имеют килевидные наличники из фигурного кирпича. Верх летней церкви украшен, так называемым, поребриком, а также четырьмя парами наугольных полуколонн, опускающихся от поребрика. Двухсветный объем второго этажа храма завершается декоративным пятиглавием. С востока к храмовой части примыкает двухэтажная трехчастная апсида. Приделы: вверху — во имя Преображения Господня, внизу — Казанской иконы Божией Матери и в трапезе — во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Успенский кафедральный собор: 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 07.00, 09.00 (великое освящение воды после первой Литургии).

Покровский архиерейский собор: 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 07.00, 09.30 (великое освящение воды после Литургий).

Петропавловский храм: 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 07.00, 09.00 (великое освящение воды после первой Литургии).

Благовещенская церковь: 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 08.00 (великое освящение воды после Литургии).

Митрофановский храм: 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 00.00, 08.00 (великое освящение воды после Литургий).

Введенский храм: 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 08.00 (великое освящение воды после Литургии).

Никольская церковь (мкрн. Терновка): 18 января — всенощное бдение в 17.00, 19 января — Литургия в 07.00, 09.00 (великое освящение воды после первой Литургии).

Троицкий женский монастырь: 18 января — всенощное бдение в 16.45, 19 января — Литургия в 07.45 (великое освящение воды после Литургии).

Спасо-Преображенский мужской монастырь: 18 января — всенощное бдение в 16.00, 19 января — Литургия в 00.00, 07.00 (великое освящение воды после Литургий).

Церковь Преображения Господня в Пензе (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Церковь Преображения Господня интересна тем, что это самое старое здание Пензы из всех сохранивших. Ее история идет еще с 17 века. В 1689 г. на этом месте был построен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Преображения Господня возвели в 1735—1750 гг. по указу «царей и князей Иоанна и Петра Алексевичей». Храм входил в состав монастырского комплекса.

Церковь Преображения Господня интересна тем, что это самое старое здание Пензы из всех сохранивших.

Церковь условно делилась на две части — верхнюю, или летнюю, и нижнюю — зимнюю церкви. Верхняя часть не отапливалась, а нижняя, наоборот, была теплой. Именно поэтому они использовались в разное время года. В 1794 г. в связи с ростом города монастырь перенесли за пределы Пензы.

В 1931 г. храм закрыли. Увы, такая участь постигла почти все пензенские церкви. Изначально в здании церкви Преображения Господня планировали открыть общежитие, в итоге церковь переоборудовали под архив для хранения документов. Архив просуществовал вплоть до 1984 г., а затем здесь разместили книгохранилище областной библиотеки им. Лермонтова. Лишь в 1993 г. решилась судьба церкви Преображения Господня. Храм отреставрировали и вернули верующим.

Обратите внимание на внешнее убранство церкви Преображения Господня — килевидные оконные наличники выложены фигурным кирпичом, есть поребрик, четыре пары полуколонн и пять луковичных главок.

Как добраться

На общественном транспорте до остановки «Библиотека им. Лермонтова».

• Адрес церкви Преображения Господня: ул. Спасо-Преображенская, 6.

Тропарь священномученику Иоанну Рижскому

глас 4

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Иоанне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Святой священномученик Иоанн Рижский – яркий пример непоколебимой твердости в Православии, явленной в страшные годы гонений на Святую Церковь. Причиной его мученической кончины явились сила его проповеди и непримиримые обличения безбожия, коммунизма и пороков.

Иоанн Поммер родился в 1876 г. в семье простого благочестивого крестьянина-латыша, его прадед был одним из первых латышей, принявших Православие, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Святая вера, выстраданная прадедами св. Иоанна, призвала и его самого к мученическому подвигу.

Обучаясь в Рижской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, Иоанн много читал и благоговейно молился. Он пользовался уважением товарищей за блестящие способности, готовность помочь и богатырскую силу. С юных лет в его душе зрело стремление к монашеству, на которое его благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский. В 27 лет Иоанн Поммер принял монашеский постриг, в 1904 г. – священный сан.

Архимандрит Иоанн самоотверженно трудился в должности ректора Литовской Духовной семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Его истовые богослужения и прекрасные проповеди утверждали в душах людей веру, надежду и любовь. Святой был необыкновенно прост, внимателен и сострадателен, отличался особенной благотворительностью русской и белорусской бедноте. В 1912 г. архим. Иоанн был хиротонисан во епископа и направлен на Одесскую кафедру, в 1913 г. – в Таганрог. Оказывая существенную помощь беженцам из Галиции, он привлек многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.

В годину тяжких испытаний для Церкви и Отечества, гонители пытались всячески очернить Владыку, но это лишь приумножило любовь пасомых, и когда он был брошен в тюрьму, масса народа явилась с крестным ходом к темнице и добилась его освобождения.

В эти годы епископ Иоанн стал ближайшим сподвижником святого Патриарха-исповедника Тихона в борьбе с врагами Церкви. В 1917 г. он был направлен в Тверскую епархию, где быстро наладил пошатнувшуюся церковную жизнь. Сильны и точны слова Владыки, разоблачающие обновленцев: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться». Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Кощунственное преподнесение Маркса с церковной кафедры лишь ярче подчеркивает непримиримую противоположность между Христом и Марксом. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».

Следующее назначение сщмч. Иоанна – в Пензу, где бывший архиеп. Владимир (Путята) при поддержке большевиков создал обновленческую «народную церковь», храмы были захвачены раскольниками, духовенство рассеяно. Претерпев издевательства и преследования властей, пережив ранения и покушения на свою жизнь, сщмч. Иоанн отстоял православные храмы и утвердил поколебавшихся в вере. В августе 1918 г. Владыка был в очередной раз арестован, приговорен к смертной казни, но затем отпущен. В следующем году вновь подвергся аресту и более года провел в заключении в Пензе, затем в Москве. В марте 1920 г. Владыку оправдали.

По неотступным просьбам латвийской паствы св. Патриарх направил сщмч. Иоанна на Рижскую кафедру. Непризнанная государством Латвийская Церковь находилась в то время в самом бедственном и опасном состоянии. В 1921 г. он вступил в управление епархией и Церковь Латвии получила широкую автономию, оставаясь в составе Церкви Рос­­­сийской. Владыка имел огромный авторитет среди православных, и латышей, и русских.

В 1926 – 1931 гг. сщмч. Иоанн состоял депутатом Латвийского Сейма, в котором горячо защищал интересы Православной Церкви и боролся с представителями левых партий. В 1926 г. он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, которым Церкви давалось право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение, гарантировались ее имущественные права. Теперь было разрешено создание религиозных школ и обществ, а решения духовной власти в каконических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Уже в 1926 г. была вновь открыта Рижская духовная семинария.

Владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии, добившись введения законов, способствующих открытию и поддержке русских учебных заведений, народных библиотек, улучшению дошкольного образования. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке за свидетельство об Истине. Он считал важнейшим для самостоятельной Латвийской Православной Церкви сохранять духовное и каноническое единство с Русской Матерью-Церковью.

«Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, – говорил святой, – приходите, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29 – 32) «.

Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера – место своей мученической кончины (ныне в черте г. Риги). Здесь сщмч. Иоанн, пребывавший в молитвенном уединении и не желавший никого подвергать опасности, был убит в ночь на 12 октября1934 г. Известно, что мученика привязали к снятой с петель двери и подвергли на столярном верстаке страшным пыткам. Ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и еще живого предали огню.

Наиболее вероятно, что к зверскому убийству святителя были причастны советские спец­­службы, видевшие опасность в связях Главы Латвийской Церкви с верующими в СССР. Он был твердым антикоммунистом, критиком просоветских сил в своей стране и ярким проповедником ненавистного безбожникам Святого Право­славия. На похороны собрались тысячи людей, уже тогда последовало благодатное явле­ние святителя и другие чудеса по его молитвам. В 2001 г. решением Священного СинодаРусской Православной Церкви сщмч. Иоанн Рижский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *