***
Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины – сказать, что она безобразна.
Иммануил Кант
***
Нет у муслима страха, кроме гнева Аллаха! Хаджи Давуд
***
Ибн Умар передал, что пророк сказал: «Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!» То есть таким местам, где молитвы не совершаются.

***
Арабы ценили иностранных ученых и их научные тексты, где бы они их не находили. Зейц пишет, что «как в мусульманской Месопотамии, так и в мусульманской Испании вскоре были созданы крупнейшие центры – своего рода центры международной исламской культуры. Во все, что было унаследовано от греко-римского мира, а также от Персии и Индии, был внесен свой крупный вклад».
***
Аллах говорит: «Когда же им говорят: ‘Не творите нечестия на земле!’ — они отвечают: ‘Мы творим только добрые дела’. Да будет тебе известно, что они-то и есть нечестивцы, но сами не ведают » (Коран, 2:11-12)
***
«Пророк Мухаммед является великим правителем. Он сплотил общину в свете истины, и этого достаточно для почета. Он спас людей от пролития крови и достиг мира. Он открыл им пути духовного возвышения. Такой человек заслуживает всеобщего уважения».
Лев Толстой, русский писатель
***
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений — СМЕРТЬ, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему лёгким». (Хороший хадис)
***
«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений…»(49:15)
***
Я просил у Аллаха сил … а Он дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил у Аллаха мудрости… а Он дал мне проблемы для разрешения.
Я просил у Всевышнего богатства… а Он дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать…
Я просил у Него любви … и Аллах дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ … а Аллах дал мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил
Но я получил все, что было мне нужно!!!!
***
Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Сплетник не войдёт в рай» (Аль-Бухари, Муслим).
Сб. «Сады праведных» имама ан-Навави, # 1536.
***
«когда придет помпщь Аллаха и с нею победа, ты увидешь, как люди толпами войдут в религию Аллаха. Прославляй же Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Аллах — Он принимающий раскаяние » (аннаср).
***
«Бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха. Поистине, тот из вас, кто проживет (достаточно долго), увидит множество разнотолков, а посему вам (следует придерживаться) моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, – вцепитесь в нее зубами и остерегайтесь новшества вещей, ведь, поистине, каждое новшество есть нововведение, и каждое нововведение есть заблуждение, а каждое заблуждение – в огне!» // хадис от Абу Наджиха // Абу Дауд и Тирмизи
***
«Лучшим из людей является тот верующий, который дерзает на Господнем промысле всей своей жизнью и всем своим добром».
Пророк Мухаммед
***
Остерегайтесь тех кто слишком много знает! ибо человек по сути забывчив!
***
«Какой Ислам лучше?» Он ответил: «Кормить голодных, приветствовать тех, кого знаешь и кого не знаешь» (аль-Бухари, Мусулим и ан-Насаи)
***
Однажды ученики шаха Накшибанда попросили у него показать чудо (карамат). Тот ответил:
— Все чудеса мои наяву. Вот полюбуйтесь: несмотря на такое множество грехов, я до сих пор стою на ногах и хожу по земле. Разве есть чудо больше чем это?..
***
Посланник Аллаха(с.а.с) говорил:»Пятница — это госпожа дней! Она является более величественной,чем день праздника Ид аль Фитр и день праздника Ид аль Адха.» (Аль-Байхакы).
***
Стань рабом Аллаха, что бы не стать рабом своих желаний….
***
Тоже слова пророка, мир ему: Поистине, болезнь очищает мусульманина от грехов подобно тому, как огонь очищает железо.
***
«О Аллах! Сделай так,чтобы мои глаза плакали от страха перед Тобой раньше,чем они заплачут от раскаяния и сожаления» Мухаммад с.а.с.
***
КТО НЕ СПОСОБЕН ПОБЕДИТЬ ВРАГА ВНУТРИ СЕБЯ, НЕ МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ И ВНЕШНЕГО ВРАГА.
/имам ас-Сайид Мухаммад Муртазай аз-Забиди/
***
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Каждый день, в который встает солнце, за каждый сустав, который есть у человека следует давать садака (милостыню). Справедливо рассудить двоих — это садака. Помочь забраться на верховое животное или подать на него поклажу — это садака. Доброе слово — это садака. Каждый шаг на пути к молитве (к мечети) — это садака. Убрать помеху с дороги — это садака». (Бухари, «Сульх», 11, «Джихад», 72; Муслим, «Закят», 56)
***
«Никогда не ссорься с другими людьми, и не проси ни у кого одолжений. Не будь никому бременем»(Ходжа Абд аль -Халик)
***
Милость Аллаха так велика, что Он не оставляет человека, ищущего истину, без своего руководства, открывая врата познания Ислама и избирая для этих целей того , кого пожелает.
***
Наш Бог-Аллаh и никто другой, Наш дом-Рай,и мы хотим домой,Не случайно,не напрасно жизнь Аллаhом нам дана, сердце бьется повторяя Ля Илляhа ИлляЛаh
***
«Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим».
Пророк Мухаммед (С.А.В)
***
Хасан Аль-Басри сказал: «Если кто-то передал тебе слухи от другого, то знай, он донесет до других и услышанное от тебя».
***
«когда придет помпщь Аллаха и с нею победа, ты увидешь, как люди толпами войдут в религию Аллаха. Прославляй же Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Аллах — Он принимающий раскаяние » (аннаср).
***
Пророк Мухаммад произнес: «Опасность для религии кроется в трех: нечестивом законоведе, несправедливом правителе и необразованном человеке, самостоятельно выносящем канонические решения”. Аль-джами‘ ас-сагыр книга имама Ас-Суюты
***
Если каждый день учить по одному аяту,то за 17 лет можно выучить Коран.
***
Каждая культура уникальна в своем роде, и не стоит создавать шкалу превосходства.
***
Наслаждайся жизнью так, как будто ты будешь жить вечно, заслужевай свое место в раю, будто ты умрешь завтра.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: «Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о детях

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

***

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

***

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

***

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

***

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

***

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

***

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

***

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

***

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

***

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

***

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

***

***

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

***

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

***

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

***

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

***

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

***

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

***

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

***

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

***

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

***

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

***

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

***

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

***

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

***

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)

Статус семьи в Исламе

Прежде чем мы узнаем о роли Ислама в создании и защите семьи, мы должны ознакомиться с положением семьи до Ислама и с положением семьи в современном западном обществе.

До прихода Ислама семьи строились на основе произвола и несправедливости. Все дела находились под контролем мужчин, а женщины подвергались угнетению и унижению. Например, если умирал мужчина, и у него оставалась жена, то его сын от другого брака мог жениться на ней и контролировать ее жизнь или препятствовать ее новому замужеству. Только мужчины имели право наследования, – женщины и дети не имели доли в наследстве. Женщины, будь они матерями, дочерьми или сестрами, воспринимались как источник позора, поскольку их можно было с легкостью взять в плен, что навлекло бы позор на всю семью. Поэтому мужчины живьем закапывали своих новорожденных дочерей. Аллах говорит об этом в Коране:

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Ан-Нахль 16:58-59)

Основой большой семьи – племени – была полная поддержка каждого ее члена, даже в грехе и преступлениях.

Ислам уничтожил эти порочные явления, установил справедливость, наделил каждого взрослого и ребенка правами, даже неродившийся плод, который в случае выкидыша следует похоронить.

Если вы посмотрите на современные западные семьи, то увидите, что они разобщены и родители не могут контролировать детей, ни умственно, ни морально. Сын может ходить куда пожелает и делать все, что вздумается; дочь может сидеть и спать с кем угодно, во имя свободы и прав. Что в результате? Разбитые семьи, внебрачные дети, пожилые родители, оставленные без опеки. Как сказал кто-то из мудрых: если хочешь узнать правду об этих людях, то сходи в тюрьму, больницу или дом престарелых, где дети вспоминают о своих родителях только по выходным и праздникам.

Дело в том, что институт семьи разрушен. С появлением Ислама огромное значение начало уделяться созданию крепких семей, их защите от всего вредного и сохранению семейных уз с предоставлением каждому ее члену важной роли в ее функционировании.

Ислам оказал огромное почтение женщинам как матерям, дочерям, сестрам и женам.

Ислам почитает женщину как мать. Передается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О, посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: «Твоя мать”. Этот человек спросил: «А кто потом?” Он сказал: «Твоя мать”. Человек спросил: «А кто потом?” Он сказал: «Твоя мать”. Человек снова спросил: «А кто потом?” – (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец”». (аль-Бухари, 5626; Муслим, 2548).

Ислам почитает женщину как дочь. Передается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«У кого есть три дочери или три сестры, или две дочери и две сестры, и он хорошо заботится о них и боится Аллаха (по отношению к ним), тот войдет в Рай». («Сахих» Ибн Хиббан, 2/190).

Ислам почитает женщину как жену. Передается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас те, кто лучше всех обходятся со своими женами, и я лучший из вас по отношению к своим женам». (ат-Тирмизи, 3895; он же назвал хадис хорошим).

Ислам наделил женщин правами, в том числе и правом наследования. Ислам дал женщинам равные с мужчинами права во многих областях. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Женщины – близнецы мужчин». («Сунан» Абу Дауд, 236)

Ислам предписывает мужчинам хорошо обходиться с женами и дает женщинам свободу выбирать мужа. Ислам наделяет отцов и матерей большой ответственностью в деле воспитания детей. Передается, что Абдулла ибн Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству, слуга является пастухом имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастухом и несет ответственность за свою паству». (аль-Бухари, 853; Муслим, 1829).

Ислам уделяет большое внимание уважению к родителям, заботе о них и подчинению им до самой кончины. Аллах говорит:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Аль-Исраа 17:23)

Ислам защищает честь, целомудрие, чистоту и родословную семьи, призывая к браку и запрещая беспорядочное смешивание мужчин и женщин.

Каждый член исламской семьи играет важную роль. Отцы и матери заботятся о детях и дают им исламское воспитание; дети слушают родителей, подчиняются им и уважают их права на основе любви и почтения. Даже наши недоброжелатели отмечают сплоченность мусульманских семей.

И Аллах знает лучше

Что значит для мусульман письменный текст, какой он бывает — и самые знаменитые формулы для шрифтовых композиций

Подготовил Илья Зайцев

Коран — божественное откровение, ниспосланное людям через пророка Мухам­мада, — одновременно первая арабская книга, записанная и оформ­ленная в виде кодекса  Кодекс — ранняя форма книги — листы папи­руса или пергамента (а потом и бумаги), скрепленные вместе и заключенные между двумя крышками переплета.. Принято считать, что первыми божественными словами, ниспосланными Мухаммаду, были слова первых аятов суры 96  Аят — минимальная единица в структуре Корана, стих. Сура — глава Корана.: «Чи­тай! Во имя Господа твоего, который сотворил, сотворил человека из сгустка. Читай, Господь твой — щедрей­ший, который научил каламу, научил чело­века тому, чего он не знал» (Коран, 96:1–5).

Таким образом, письмо и искусство калама (калам — тростниковая палочка, основной инструмент для письма в исламском мире) фактически приравни­вается к сотворению человека, по крайней мере сопоставляется с ним. Мусуль­мане верят, что письмо — видимое воплощение слова Бога, сакральное искус­ство, обязанное своим появлением божественному вмешательству.

Само арабское письмо происходит от наба­тейского алфавита, который, в свою очередь, восходит к арамейскому. Арабы увеличили количество букв наба­тей­ского с 22 до 28, поскольку их речь была богаче согласными звуками. Каж­дая из 28 букв имела три варианта написания в слове: в начале, в середине и в кон­це, — а также один изолированный вариант (представленный в алфавите). Наличие устойчивых сочетаний букв (лигатур) и диакритических значков (надстрочных и подстрочных точек) привело тому, что 28 знаков алфавита на письме давали 100 начертаний. Персидский алфавит, возникший на базе набатейского, содержал уже 32 графемы. Такое богатство графики стало одной из причин пышного расцвета каллиграфии. Свой вклад в разви­тие арабского алфавита внесли и турки, использовавшие персидские достижения.

Необходимость записи Корана для широкого его распространения привела к тому, что арабское письмо, видимо, уже к середине VIII века приобрело устойчивый вид и знако­мые нам сегодня черты.

Еще в омейядский период  Омейяды — династия арабских халифов, осно­ванная в 661 году и правившая до сере­дины VIII века. (с середины VII века) в арабской письменности можно наблюдать появление разных стилей начертаний букв: с одной сторо­ны — угловатый и прямолинейный, с другой — криволинейный и округлый. Первый получил название куфи, или куфический, (по городу Куфа в современ­ном Ираке, с кото­рым традиция связывает его происхождение) — именно этим почерком были переписаны первые списки Корана (мусхаф). От второго тоже родилась широкая палитра почерков.

Впоследствии куфический почерк продолжал развиваться, однако стал приме­няться в основном в архитектурном декоре, для монументальных списков Корана или государственных печатей. Среди рукописных вариантов куфи существуют «арабский» (‘араби), «восточный» (машрики) и «запад­ный» (магриби), а среди эпиграфических (использующихся в эпитафиях и архи­тек­турном декоре) — «узловатый» (му‘аккад), «покрытый листьями» (муваррак), «усажен­ный деревьями» (мушаджжар), «переплетен­ный» (мушаббак) и более всего известный так называемый «цветущий» (музаххир).

«Голубой Коран». Предположительно, из Кайруана. Тунис, вторая половина IX — середина X века Образец аббасидского куфи. Пергамент окрашен в голубой цвет, использованы золотые чернила. Согласно преданию, «Голубой Коран» был заказан аббасидским халифом Абд ал-Мамуном для гробницы его отца Харуна ар-Рашида в иранском Мешхеде. По неизвестным причинам из Северной Африки в Иран он так и не попал.The Metropolitan Museum of Art

Со временем каллиграфически выполненные цитаты из Корана стали само­достаточными композициями, сочетающими эстетическую красоту и боже­ственную мудрость. Отдель­ные аяты Корана или целые суры выписыва­лись внутри и снаружи архитектурных сооружений, на стенах мечетей, в книгах и медальонах-оберегах, на надгробиях, ору­жии, посуде, становясь молитвами, обере­гающими верующих и напоминаю­щими им о величии Господа. Рассказы­ваем о деся­ти самых распространенных таких надписях.

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного»

1 / 3 Басмала. Современный каллиграф Мехмед Озчай. Турция, 1999 годFundación Cultural Oriente 2 / 3 Басмала в виде птицы. Современная персидская каллиграфияFundación Cultural Oriente 3 / 3 Басмала. Современный каллиграф Мехмед Озчай. ТурцияFundación Cultural Oriente

Самой популярной в исламской культуре формулой стала басмала — фраза «Бисмиллахи-р-рахмани-р рахим» («Во имя Аллаха, милостивого, милосерд­ного»), которой открывается Коран и начинается подавляющее боль­шинство его сур. Любое благое деяние мусульманин начинает с произнесения этой фор­мулы; ею начинают­ся все книги, молитвы и официальные речи мусульман.

«Верую: нет божества, кроме Бога, а Мухаммад — его пророк»

1 / 2 Шахада «Верую: нет божества, кроме Бога, а Мухаммад — его пророк». Современная каллиграфия 2 / 2 Флаг Саудовской АравииWikimedia Commons

Другая частая формула, которую используют исламские каллиграфы, — шахада, формула единобожия. Самый известный пример ее использования — флаг Королевства Саудов­ской Аравии.

«К нему прикасаются только очищенные»

Надпись на корешке переплета Корана. Палестина, XVII векИвановский государственный историко-краеведческий музей им. Д. Г. Бурылина

Некоторые суры Корана стали излюблен­ными для какого-либо одного вида предме­тов или ремесленных изделий. В частности, существует традиция помещать на перепле­тах Корана аят 79 из суры 56 («Падающее») «К нему прикасаются только очищенные» (نا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُون ), который напоминает о соблюдении ритуальной чистоты перед молитвой и чтением священной книги.

«Воистину, Мы даровали тебе явную победу»

Меч каскара. Судан, XIX век© Илья Зайцев

Первый аят суры 48 «Фатх» («Победа») — «Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا) — часто помещали на клинках мастера-оружейники. Эти слова были ниспосланы пророку по вполне конкретному поводу — заклю­чению мирного договора в 628 году в Худайбие близ Мекки между мусульмана­ми и язычниками, когда обе стороны согласились не воевать друг против друга в течение десяти лет, и пророк перенес паломничество на следующий после этого год  Речь идет о важнейшем событии в мусуль­манской истории, когда в марте 628 года Мухаммад предпринял попытку совершить паломничество к Каабе — главной святыне сначала аравийского населения вообще, а затем и ислама. При первой попытке проро­ка и его общину не пустили в Мекку, но было заключено перемирие и со­глашение о том, что мусульмане смогут через год прийти в Мекку.. Помещенные на оружии, эти слова символизировали победу ислама.

«И напоил их напитком чистым»

Фонтан в ханском дворце в Бахчисарае. 1764 год© Илья Зайцев

На зданиях бань и на фонтанах-источниках мастера часто помещали аяты, связан­ные с водой, которая в Коране упоминается почти всегда в картинах рая. Например, сура 76, аят 21: «И напоил их напитком чистым» (وَسَقَاهُمْ رَبُّهُمْ شَرَابًا طَهُورًا); или сура 76, аят 18: » из ис­точ­ника, называемого Сельсебиль» (عَيْنًا فِيهَا تُسَمَّى سَلْسَبِيلًا) — имеется в виду, что они будут пить ее в раю. Именно эти строки помещены на нескольких фонта­нах Бахчисарайского дворца, в том числе на знаменитом Фонтане слез.

«Не знает душа, на какой земле она умрет. Поистине Аллах всезнающ, всеведущ»

Надгробие. Конец XVI века© Илья Зайцев

Для погребальной тематики Коран также давал необычайно много. На над­гро­биях мусульман всего мира помещали как нази­дание и напоминание о неиз­беж­­ном конце плоти, например, такие аяты: «Сказал Аллах Преславный и Все­вышний: «Не знает душа, на какой земле она умрет. Поистине Аллах все­знающ, всеведущ»» (Коран 31:34, окончание). Или: «Сказал Аллах Преблаго­словенный и Всевышний: «Каждая душа вкусит смерть»» (сура 29, аят 57). Эти аяты мы ча­сто встречаем в средневековых эпитафиях мусульман Волжской Булгарии, Золотой Орды и татарских ханств.

«Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их»

Парафраз из Тронного аята. Техника выдавливания ногтем по бумагеFundación Cultural Oriente

Одним из самых популярных в каллиграфии стал так называемый Трон­ный аят: сура 2 «Аль-Бакара» («Корова»), аят 255 «Ал-Курси». Он называется Трон­ным потому, что в нем упоминается трон Аллаха: «Аллах — нет божества, кроме Него, живо­го, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему прина­длежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он — Всевышний, Великий».

«Аллах — един, Аллах, вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Сура 112 на современной схеме для вышивания

В качестве самостоятельного текста распро­странен еще один фрагмент Кора­на — сура 112, которая имеет несколько названий: «Очищение «, «Едино­божие» или «Вечный» (по эпитету Аллаха): «Во имя Аллаха мило­сти­вого, мило­сердного! Скажи: «Он — Аллах — един, Аллах, вечный, не ро­дил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» Первый дошедший до нас русский перевод фрагмента коранического текста суры, сделанный непосредственно с ориги­нала и точно датированный 1572 го­дом, — это как раз сура «Очищение «.

«Сказал пророк, да будет над ним мир…»

Достоверный хадис «Кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха». 2010 год© kalem-guzeli.org

Кроме цитат из Корана источником вдохно­вения для каллиграфов были хадисы — пре­дания о деяниях пророка Мухаммада и его словах (факти­чески прямой речи Аллаха, ниспосланной через пророка), — дошедшие до наших дней благодаря пись­менной фикса­ции устной традиции. Хадисы сводили в спе­ци­аль­ные сборники, в том числе и темати­ческие. Каждый хадис начи­на­ется со слов «Сказал пророк, да будет над ним мир…». Далее идет непо­сред­ственно текст предания, например «Эта жизнь есть час, употребляйте его на слу­жение » или «Кто не благо­дарит людей, тот не бла­годарит и Аллаха».

«Аллах велик»

Композиция «Аллах велик» в исполнении каллиграфа Мехмеда Озчая. Турция, 2006 годFundación Cultural Oriente

Сами начертания имени Господа, его про­рока Мухаммада, четырех праведных хали­фов стали источником вдохновения для кал­лиграфов. Мастера часто ис­пользовали эпитеты Господа (99 имен Аллаха) для созда­ния отдельных компо­зиций. Источником также могли быть суры Корана. Например, «Он богат и достохвален» (отсылка к суре 57 «Железо», аят 24).

В Иране, где безраздельно царил шиизм  Шиизм — направление ислама, которое при­знает единственным источником веры Коран и отвергает большинство положений Сунны., источником для каллиграфов была не только персидская поэзия, но и имена Али  Али — двоюродный брат и зять Мухаммеда, четвертый праведный халиф, был убит в 661 году. и его сыновей, павших мучени­ческой смертью.

1 / 3 Зеркальная композиция «Он богат» в исполнении каллиграфа Мехмеда Озчая. Турция, 2000 годFundación Cultural Oriente 2 / 3 Композиция «Нет героя, кроме Али…»Fundación Cultural Oriente 3 / 3 Композиция «О, Али!» в исполнении современного иранского каллиграфа Насроллы АфджаиFundación Cultural Oriente Гид по исламскому искусству Архитектура Музыка Миниатюра Каллиграфия[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *