Церковь Воскрешения Лазаря – одна из старейших деревянных церквей русского Севера, тщательно охраняемая музейная ценность. Небольшая церковь была построена в XIV-XVI вв. на территории Муромского монастыря, перевезена на остров до 1391 года и поставлена неподалеку от Кижского ансамбля. В 1959 году проводились масштабные реставрационные работы под руководством А. В. Ополовникова.

По композиции Церковь Воскрешения Лазаря представляет собой ансамбль трех разных клетей, расположенных на одной оси. Клети, в плане максимально приближенные к квадрату, покрыты двускатными крышами различных уклонов и высот. Средняя клеть является собственно церковным помещением, она выше остальных и имеет болу крутую крушу, увенчанную лемеховой главой с крестом. Кроме того, срубы церкви и алтаря имеют подвальные помещения.

Западная сторона церкви укреплена изнутри шпонками справа и слева от двери. Полы и потолки врублены в стены, а перед входом находится двухступенчатое крыльцо. Алтарная часть церкви освещается тремя окошками – с юга, востока и севера. В основном объеме церкви Воскрешения Лазаря на южной стороне устроено большое косящатое окно, на северной – оригинальное волоковое.

Церковь Воскрешения Лазаря на острове Кижи является одним из самых интересных памятников деревянного зодчества и всегда вызывает у любителей истории и ценителей древнего искусства.

Немного истории и архитектуры

В конце XIX века в Муромской обители стояли две каменные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы (1866 год) и пятиглавый храм во имя Всех Святых (1891 год), а также ветхий деревянный храм Богоявления Господня. На территории монастыря располагались часовня во имя прп. Лазаря Муромского и часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV века и почитаемого наравне с прп. Лазарем. В ней почивали св. мощи прп. Афанасия, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли.

После национализации монастырское имущество было конфисковано. На территории Муромского монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 году здесь организовали сельхозкоммуну имени Троцкого. Постановление о закрытии бывшего Муромского монастыря было принято 30 августа 1930 года. После Великой Отечественной войны в стенах обители разместился дом инвалидов, а с середины 1960-х годов Муромский мыс опустел. К концу ХХ века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, построенной из красного кирпича, разрушенный братский корпус.

Возрождение монастыря началось в январе 1991 года.

Работы по реконструкции

Всего несколько километров разделяют Муромский Успенский мужской монастырь c другой достопримечательностью Карелии – мысом Бесов Нос. Главное и самое интересное здесь, вне сомнений, Онежские петроглифы – скопление древних наскальных рисунков. Заповедник занимает не только этот мыс, но и прихватывает два соседних и несколько близлежащих скальных островов Онежского озера. В окрестностях Бесова Носа учеными обнаружено более полусотни стоянок древних людей.

Бесов нос представляет собой скальный мыс, на 750 метров выступающий в Онежское озеро, находящийся между мысами Перри нос и Канин нос. В историческом смысле мысы Бесов нос и Канин нос являются, сохранившимися до нашего времени, монументальными живописными полотнами первобытного человека. Мрачные каменные берега этих мысов несут на себе группы узоров разной сложности — петроглифы. Наборы петроглифов мысов — одни из самых крупных на Онежском побережье, насчитывают в своем составе около 100 изображений. В петроглифах мыса Бесов особенно выделяется изображение антропоморфного существа, называемого Бесом из-за изображенных наростов на голове, напоминающих рога. Размер изображения длинной около 2 метров и оно окружено множеством более мелких изображения, на которых изображены птицы, люди, рисунки из повседневной жизни. Петроглифы являются памятникам монументального изобразительного творчества первобытной эпохи и датируются IV—III тысячелетием до нашей эры.

Лазаревская церковь Муромского монастыря конец 14 века. Карелия.

Лазаревская церковь самый древний изо всех сохранившихся до наших дней памятников русского древнего зодчества. Построена она шестьсот лет назад и относится к простейшему типу клетских церквей. Муромский монастырь, расположенный на юго-восточном берегу Онежского озера при впадении в него реки Муромки, был основан монахом Лазарем ( умершим в 1391 г.). Судя по писцовым книгам 16-17 веков монастырь был вполне сложившимся комплексом, включающим две церкви: «Успения … древяна клецки верх шатровый, … церковь теплая с трапезой Иоанна Предтечи древяна клецки …», рубленую шатровую колокольню, деревянные кельи и хозяйственные постройки. И во всех этих книгах упоминается находящаяся за монастырем «древяна клецки» Лазаревская церковь. После упразднения монастыря в 1867 году многие здания были уничтожены или потеряли свой первоначальный вид. Лишь Лазаревскую церковь, названную именем основателя монастыря, причисленного к лику святых, пощадили церковные власти. Ее поместили в своеобразный колпак внутри новой церкви. Местное предание говорит, что Лазаревская церковь была построена еще при жизни Лазаря, то есть до 1391 года, она невелика: около 9 метров в длину и 3.5 в ширину. В настоящее время церковь перенесена на остров Кижи Онежского озера.

Муромский Свято-Успенский монастырь – мужской монастырь на восточном берегу Онежского озера, находящийся на территории Красноборского сельского поселения. Является одним из древнейших монастырей Карелии.

Монастырь предположительно был основан в конце XIV – начале XV вв. Существует легенда о его создании, которая описывается в «Повести о Муромском острове». Основателем монастыря считается преподобный Лазарь Мурманский, в 1342 году отправившийся в Новгород и оставшийся там. Лазарь, по повелению своего духовного отца – новгородского святителя Василия – уехал на Онежское озеро, на Муромский остров, где построил себе жилище и часовню. К Лазарю начали съезжаться иноки. При жизни Лазаря иноками была построена первая на Поморье церковь – в честь Успения Пречистой Богородицы Печерской. Вслед за ней была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной и небольшая церковь Воскрешения Лазаря на кладбище.

Монастырь с течением лет наладил свой быт. Но в эпоху Смутного времени, а именно, в 1612 году, монастырь был разорен немецкими и литовскими вторжениями. Вскоре монастырь преобразовали в женский, а в 1787 и вовсе упразднили. Вплоть до 1867 года храмы упраздненной обители действовали как приход. В 1860-1866 гг. прихожанами был построен новый храм – Успенский – с приделами Иоанна Рыльского и Рождества Иоанна Предтечи. Над притвором нового храма была устроена колокольня на 12 колоколов, один из которых, весящий три пуда, был отлит еще в 1508 году.

В 1867 году обитель была восстановлена, был назначен штат, учрежден дом для престарелых и убогих. К 1891 году была построена каменная пятиглавая церковь Всех Святых. На втором этаже этой церкви был обустроен домовой храм святителя Николая. Все монастырские постройки были окружены каменной оградой. Над Лазаревской церковью в XIX веке был возведен большой деревянный храм. Службы проводились здесь только раз в год – в Лазареву субботу.

Вместе с установлением советской власти Муромский монастырь был упразднен, на его территории была организована сельхозкоммуна имени Троцкого, закрытая в 1930 году. После 1945 года здесь был создан дом инвалидов. В 1959 году Лазаревская церковь была отреставрирована и перевезена в Кижи, заняв место в перечне музейных реликвий как древнейший памятник деревянного зодчества России.

С 1991 года началось возрождение обители. К нашему времени на территории монастыря сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, полуразрушенный братский корпус. За два десятилетия были восстановлены трапезная, кельи, братский корпус, где разместилась зимняя церковь святителя Николая, колокольня и др. В монастыре, как раньше, ведется строгая уединенная жизнь.

Спасо-Преображенский мужской монастырь Мурома — одна из древнейших обителей Православной Руси. (Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.

В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК»РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем — монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.

Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.

Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *