Дни памяти: 25 июня, 3 сентября (перенесение мощей)

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Житие Петра и Февронии Муромских – ярчайший пример благодетели и преданности. Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины, и 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей. Подробнее о паре святых Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Житие Петра и Февронии Муромских: история

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Вы прочитали статью Житие Петра и Февронии Муромских. Возможно, Вам будет интересно:

  • Житие Святителя Спиридона Тримифунтского
  • Житие Георгия Победоносца

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, который в церковном календаре значится как День памяти святых Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи. О христианском и светском характере праздника, о его традициях рассказал протоиерей Свято-Троицкого Измайловского собора Константин ПАРХОМЕНКО.

– Хорошо помню 2008 год, когда День семьи, любви и верности стал всероссийским. И могу сказать, что это был очень ожидаемый всеми православными людьми праздник. Ведь у нас есть много праздников, но не было ни одного, посвященного семье, – пояснил отец Константин. – И мне, как священнику, было очень приятно, что этот праздник посвящен памяти двух великих святых – Петра и Февронии. К сожалению, мы очень мало о них знаем, потому что они жили в домонгольский период и не осталось ни одного древнего документа, где бы упоминались подробности их жизни. Но в церковной памяти сохранились их имена и суть их подвига.

– И в «Повести о Петре и Февронии Муромских» XVI века тоже…

– Это житие святых было написано спустя несколько столетий и основано на устных преданиях. В то время на Западе были модны повести о романтической любви, такие как «Тристан и Изольда». И у нас на Руси возникло свое повествование – о легендарной любви Петра и Февронии, об их идеальном православном браке. А еще эта история о находчивости женщины, которая может составить равную пару своему супругу. Ведь Феврония познакомилась с Петром, когда он сильно болел, и она его вылечила. Была смелой, яркой женщиной, любила загадывать князю загадки, что говорило и о ее уме. Стержнем их отношений стала огромная, удивительная любовь. Их похоронили порознь, в отдельных гробах, а потом оказалось, что они каким-то чудесным образом все равно оказались вместе, в одном гробу.

– Поистине удивительная история жизни покровителей семейного очага. Я знаю, что многие хотят пожениться именно 8 июля…

– День памяти святых Петра и Февронии приходится на Петровский пост, когда не совершается таинство венчания, оно может совершаться по окончании поста, в День Петра и Павла, 12 июля. И именно по этой причине Святейший патриарх и Священный синод установили еще один день памяти святых чудотворцев Муромских – 19 сентября – день перенесения их мощей, когда возможно венчание и люди могут сочетаться церковным браком. Но когда я вижу в День семьи, любви и верности гулянье молодежи, их радостные лица, то думаю, что в летний праздник, если так уж хочется, можно бракосочетаться и в загсе. А когда Петровский пост закончится, то уместно будет повенчаться в церкви. Я сам сделал жене предложение в День Петра и Февронии, а в День Петра и Павла мы венчались.

– Многие пары верят, что если в это время заключить брак, то у них будет долгая и счастливая семейная жизнь…

– Но надо понимать, что никто не отменял супружескую работу над отношениями. Потому что, какие бы высокие благословения молодые ни получили, если пара не проявляет духовного радения – не ходит в храм, не исповедуется, не причащается, не старается строить свою жизнь по-христиански, – то я не уверен, что у них все получится. Я вижу, как много бывает между мужем и женой непонимания, незнания, отсюда и проблемы. Но если люди хотя бы минимально трудятся над своими отношениями, такие браки, конечно, более удачны.

– Как проходит праздник в этот день?

– В Свято-Троицком Измайловском соборе я совершаю торжественную литургию в главном алтаре, а после этого – торжественный молебен. Потому что в нашем соборе есть частица мощей Петра и Февронии. Несколько лет назад, когда я возглавлял сектор семьи и брака при епархии, мы обратились к митрополиту Муромскому, чтобы он благословил частичку мощей Петра и Февронии и в Петербурге появилась бы такая святыня. И наш собор – единственное место в Петербурге, где находятся мощи святых чудотворцев Муромских. К ним всегда можно прийти помолиться – каждый день мы совершаем перед ними молебен, но особенно в день их памяти. Мощи Петра и Февронии посещают много людей – девушки приходят, молятся, чтобы найти жениха, и потом благодарят, что нашли свое счастье, а кто-то приходит, прикладывается к святыне, а потом говорит, что произошло чудо: в семье отношения наладились, стали более крепкими…

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная священником Ермолаем-Еразмом в XVI веке по устным народным преданиям, воспевает любовь и верность, которую муромский князь и его супруга пронесли через всю жизнь. Супружеской чете пришлось много пережить, в том числе бунт бояр, которые собирались свергнуть своего правителя из-за его женитьбы на простой крестьянке, что исцелила его от тяжелой болезни. Но Петр оказался верен супружескому долгу и согласился отказаться от княжества. И тогда в Муроме начались раздоры, борьба за власть, пролилась кровь. Бояре вынуждены были просить князя и его супругу вернуться в Муром. Князь и княгиня вернулись, их правление было справедливым и без суровых строгостей. А когда пришло время, благоверные князья отошли к Господу в один день.

Фото из личного архива Константина ПАРХОМЕНКО

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *