Старинный русский город Муром стоит уже более одиннадцати веков. Как Полоцк, Ростов и Новгород, он был упомянут еще в «Повести временных лет». Считается, что об основах христианской веры языческое население узнало от первого муромского князя — святого благоверного Глеба-страстотерпца. Сегодня в городе существуют три христианских обители – два мужских монастыря и один женский. Помимо богатой истории и духовных ценностей, эти центры православия хранят прекрасные памятники русского зодчества.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасский монастырь в России считают одним из самых древних. Раньше его появилась лишь Киевско-Печерская Лавра. Монастырь возвышается на высоком левобережье Оки, будто большой корабль. И от стен обители муромские просторы открываются во всей красе.

Монастырь обустроили на месте, где жил муромский князь Глеб – вокруг укрепленного княжеского двора, который был окружен дремучими лесами. Первый монастырский храм освятили в честь Всемилостивейшего Спаса, и в летописях, начиная с 1096 года, об этой обители пишут, как о «монастыре Спаса на бору». Здесь неоднократно бывали князья Петр и Февронья — русские святые, которых верующие почитают, как покровителей семейных ценностей.

В честь взятия Казани русский государь Иоанн IV Грозный построил в обители новый каменный Спасский храм и даровал монастырю дорогое облачение для священнослужителей, богослужебную утварь, иконы и книги (1554 г.). Позже, когда монастырь подвергался осаде врагов, в этом пятиглавом храме жили монахи и хранили монастырские ценности.

Второй сделанный из камня храм появился на монастырской территории в 1691 году. Покровскую церковь построили теплой и разместили на ее нижнем этаже кладовые пекарню и кухню, где готовили трапезу для братии. А на втором этаже обустроили помещения для проведения церковных служб.

Еще одна постройка, которая сохранилась на монастырской территории с XVII века – это кирпичные палаты настоятеля. Конечно, в таком большом здании он не жил в одиночку. Часть помещений внутри палат была отдана под монашеские кельи, а часть – под кладовые.

В начале XVIII века в Спасо-преображенском монастыре открылось первое духовное училище. Примечательно, что в нем готовят священнослужителей и по сей день.

За несколько веков своей истории обители удалось собрать большую коллекцию памятников древнерусской письменности – старых рукописных и печатных книг, а также документов. Но в 1918 году новые власти обвинили монахов в помощи белогвардейскому мятежу, закрыли старый монастырь, и большинство его ценностей было расхищено. Спасти удалось только те предметы, которые успел взять на хранение Муромский краеведческий музей. С 1926 года в течение 4 лет в монастырских стенах находились цеха местной фабрики, а позже здесь расквартировали военных.

Паломники приезжают в эту обитель, чтобы поклониться иконе Богоматери «Скоропослушница», которая попала в монастырь из Афона в конце XIX века. Кроме того, здесь хранится частичка мощей русского святого Ильи Муромца, привезенная сюда из Киевско-Печорской Лавры. Любители древнерусской архитектуры могут полюбоваться в монастыре двумя храмами (XVI-XVII вв.), пятью церквями и часовнями.

Находиться на ухоженной монастырской территории очень приятно. Здесь много зелени, цветущих клуб, и создан даже собственный мини-зоопарк, в котором живут фазаны, утки и павлины. А в монастырской пекарне можно приобрести вкусный хлеб, который делают сами монахи.

Мужской монастырь расположен по адресу: ул. Лакина, 1. Территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00.

Свято-Троицкий женский монастырь

С XII века в старой части города стояла деревянная церковь, освященная в честь святых Бориса и Глеба. Этот храм обветшал, и на его месте в середине XVII века поставили новый каменный Троицкий собор. Ктитором этого строительства стал муромский купец Тарасий Борисович Цветнов. Горожане звали его по прозвищу – Богдан Цветной.

Пятиглавый храм, созданный в традициях русского узорочья, дошел до наших дней, и он поистине замечателен. Над главами возвышаются удивительные по красоте позолоченные кресты, выкованные в XVII веке муромскими кузнецами. А особый колорит древнему храму придают полицветные изразцы, расписанные разными орнаментами.

В середине XVII века в обители появились новые постройки. На одном каменной фундаменте возвели многоярусную шатровую колокольню и красивую надвратную церковь с ложным шатровым завершением, которую освятили в честь Казанской иконы Богоматери. Вместе с собором они составили один из самых красивых архитектурных ансамблей древнего Мурома.

Во время советской власти с 1923 по 1991 год обитель была закрыта. Потом начался период ее непростого восстановления. Из музеев города в монастырь перенесли почитаемые верующими мощи святых Петра и Февроньи – муромских князей, считающихся покровителями брака и любви, а также старинный крест-мощевик.

При обители открыт приют для девочек-сирот и женщин пожилого возраста — «Надежда». Кроме того, монастырь занимается социальным служением в нескольких тюрьмах, колонии, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, среди солдат воинской части и в городском обществе инвалидов. Перед обителью установлен монумент Петру и Февронье, ставший настоящим местом паломничества среди влюбленных и молодоженов Мурома. Православная церковь отмечает день памяти этих святых 8 июля.

Женский монастырь расположен в центральной части Мурома, рядом с городской администрацией, на площади Крестьянина (бывшей Троицкой), 3А.

Благовещенский мужской монастырь

В XII веке в Муроме построили деревянный храм Благовещения, где горожане бережно хранили мощи князей, крестивших город, Константина Святославовича – сына Черниговского князя, а также его сыновей – Михаила и Федора. На месте этой церкви в середине XVI века и появилась мужская обитель.

История ее основания тесно связана с походом Иоанна IV Грозного на Казань. Царь вместе с войском останавливался в Муроме и дал обещание в случае победы обустроить на месте, где упокоились святые князья, обитель для монахов. Так и случилось, старый деревянный храм разобрали и силами московских зодчих из камня построили Благовещенский собор. Новая обитель сразу оказалась под царским покровительством. От царя она получила богатые дары, деньги из казны и несколько муромских деревень.

В начале XVII века обители пришлось превозмочь страшные испытания. В 1916 году польско-литовские войска, которыми управлял пан Лисовский, разграбили монастырь, а монахов взяли в плен. Когда Смутные времена на Руси завершились, муромский житель — купец Тарасий Цветнов на свои деньги отстроил обитель заново. А когда этот купец состарился, он принял монашеский постриг и позже был похоронен на территории монастыря.

В годы советской власти старинный монастырь закрыли, а братию распустили. Однако, в Благовещенском храме церковные службы не прекращались. Его закрыли только 1940 году, правда, всего на два года. Последнего настоятеля обители, как и многих священнослужителей, репрессировали. Открытие монастыря произошло в 1991 году.

До наших дней старый Благовещенский собор дошел со значительными перестройками. От храма, возведенного в XVI веке, остался только один подклет. Сейчас этот храм представляет собой очень красивое культовое здание, пышно украшенное в стиле русского узорочья. Внутри него находится самый старый в Муроме шестиярусный резной иконостас, выполненный местными мастерами в стиле барокко в конце XVIII века.

Верующие приезжают в эту древнюю обитель, чтобы поклониться мощам святых князей города Муром, а также, чтобы помолиться у почитаемых икон — образа Ильи Муромца, святых князей Петра и Февроньи, Иверской Богоматери и Николая Чудотворца.

Монастырь находится на Красноармейской (бывшей Успенской) улице Мурома, в д. 16.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Казань

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Храмы на Оке – пояс Богородицы

Муром, как и его города-собратья по древности — Ростов, Новгород, Полоцк, Белозерье — упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом. Это значит городу значительно больше чем 1140 лет, и он намного старше Москвы.
При слове Муром в сознании русского человека возникает образ былинного богатыря. Однако сквозь былинность муромского лесного края, опоясанного рекой Окой («поясом Богородицы»), отчетливо проявляются реальные исторические лица и события. Они-то и прославили Муром как твердыню православия, сохранившую и древние обители, и нетленные мощи святых, и чудотворные иконы, а главное — живую Христову веру.

На 150-тысячное население в Муроме действуют четыре монастыря (два мужских, два женских), шесть приходских храмов (включая храм в селе Карачарово, которое теперь примыкает к городу) и 6 часовен. Еще строится две церкви в новых районах города и одна часовня при Муромском железнодорожном вокзале. В двух воинских частях существуют полковые храмы: в честь Св. блгв. князя Александра Невского и Св. мч. Иоанна Воина.
Свет православной веры принес в тогда языческий тогда Муром его первый князь — Св. блгв. Глеб-страстотерпец. В своем княжеском замке на берегу Оки он построил храм Всемилостивого Спаса, где впоследствии был основан мужской монастырь, упомянутый в летописи как «монастырь Спаса-на-бору» под 1096 годом.
Только в следующем 1097 году новому Муромскому князю Константину (Ярославу Святославовичу) Бог содействовал крестить дотоле упорствующее в язычестве муромское племя. Он чудесно прославился тем, что бесстрашно вышел к бунтующим язычникам один без оружия, усмирил их и обратил в веру Христову. Тогда на глазах у разъяренных муромцев, вооружившихся убить князя-христианина, произошло чудо. Князь поднял над толпой, принесенную им с Вышгорода икону Божией Матери. Святой лик испускал сияние, подобно солнцу. Народ пал на колени, умилившись, и просил крещения. С тех пор икону стали именовать «Муромской».
Мощи Св. блгвв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора поныне почивают в основанном им Благовещенском монастыре. Народ приходит им поклониться.

Всероссийским церковным почитанием окружены имена и других Муромских угодников Божиих:

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца — Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.

Свв. блгвв. князья Петр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния – скончались 775 лет назад). Их многоцелебные мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре и прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители.

Свт. Василий Рязанский и Муромский, чудотворец (1295г.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем. Однако был оклеветан и изгнан жестокосердными муромцами. Когда же чудесным образом поплыл епископ по быстрине Оки на своей мантии с Муромской иконой Божией Матери, горожане пролили слезы покаяния, но Святитель уже покинул их…
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 году в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Св. прав. Иулиания Лазаревская, Муромская (+ 1604 г.). Прославилась благочестивой жизнью в Смутное время. В голод и эпидемии милостиво питала и одевала убогих, ухаживала за больными, чему отнюдь не противоречила ее знатное дворянское происхождение. За это Иулиания Осорьина именуется верующим народом Иуалианией Милостивой. Нетленные мироточивые мощи святой были обретены 23 августа (8 августа ст. ст.) 1615 г. Ее гроб до сих пор источает благовонное миро. Мощи совершают исцеления. Ныне рака с мощами Праведной Иулиании находится в Николо-Набережной церкви Мурома.

В связи с 400-летием преставления Св. прав. Иулиании восстанавливается церковь Михаила Архангела с. Лазаревское (в 6 км от Мурома), где была погребена Святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники.

Помимо десяти всецерковно канонизированных святых, поименованных выше, в Муроме известны еще 12 подвижников – местночтимых святых. Это, прежде всего, первый муромский епископ Василий, крестивший муромское население (мурому) вместе с князем Константином (сохранилась его гробница в подклете Благовещенского собора);
преп. Антоний Грошовник, схимонах Спасского монастыря и сотаинник прп. Серафима Саровского (о нем написано в Серафимо-Дивеевской летописи); прав.
Гавриил (Ястребов, + 1897) — протоиерей Муромский, почитавшийся как старец Св. Иоанном Кронштадтским, и др.

В трех упомянутых обителях Мурома особенное почитание воздается чудотворному Виленскому кресту (XVII в.) — в Свято-Троицком женском монастыре. В нем хранятся мощи 20-ти вселенских Святых.

Благовещенский мужской монастырь в 1812 году стал убежищем главных московских святынь — Владимирской и Иверской икон Божией Матери, привезенных сюда из Первопрестольной архиепископом Августином. С тех времен список Иверской иконы Царицы Небесной в этой обители прославлен многими чудесами.

Древнейший в России Муромский Спасский монастырь (старше его только Киево-Печерская Лавра), как уже было сказано, основан Св. блгв. князем Глебом. В нем принял постриг в схиму и скончался св. князь Петр Муромский. В монастырском соборе (построен царем Иоанном Грозным в честь покорения Казани) находится привезенная в XIX веке со Святой горы Афон чудотворная икона Божией Матери — «Скоропослушница», почитаемая далеко за пределами Муромской земли.

Четвертый монастырь в Муроме — Свято-Воскресенский женский монастырь. В нем за прошедшие тринадцать лет также была возрождена иноческая жизнь Он завершает с севера прекрасный ансамбль Муромских монастырей и храмов, раскинувших по берегу Оки свои купола и звонницы. Поистине только пояс Богородицы может быть столь красив и лучезарен.

Дыхание молитвы объединяет в Муромских храмах седую древность и сегодняшний день.

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок

Николо-Набережная церковь (иногда ее называют также церковью Николы Мокрого) расположена на высоком берегу Оки. На эту заметную ярко-желтую церковь открывается красивейший вид не только с самой реки, но из городского Окского парка. На Береговой (Мережной) улице Мурома раньше проживали торговцы и рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм расположен на месте деревянной церкви XVI в., которая, по преданию, стояла вблизи деревянного дворца Ивана Грозного. Новая церковь строилась в 1700-1717 гг. вопреки запрету Петра I на каменное строительство. Средства для храма выделил московский священник Д. Христофоров, который таким образом увековечил память своего отца, священника, служившего еще в деревянной Никольской церкви.

Изначально Николо-Набережная церковь была совсем небольшой – в один объем. Стены четверика оформлены просто и изящно: под карнизом здание опоясывает ряд декоративных арок вместо закомар и резной тонкий фриз. Высокие барабаны пятиглавия (центральный – световой) у оснований украшены циркульными кокошниками. Купола очень близки к шлемовидной форме и отличаются от выраженных луковиц Благовещенской, Троиц­кой и других церквей Мурома. Несмотря на общие композиционные черты с храмами Мурома второй половины XVII в., Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали «петровского» барокко: пучки колонок под общей капителью по углам здания, наличники окон из таких же колонок, с «разорванными» фронтонами вверху.

Колокольня и широкая трапезная были пристроены только в XIX в. Силуэт симметрично примыкающей к основному объему приземистой трапезной, соединенной с колокольней, несколько облегчается рядом небольших, вытянутых по вертикали окон с полукружиями вверху наличников. Под крышей стены трапезной украшает карниз с квадратными ширинками. Двухъярусная восьмигранная колокольня (восьмерик на четверике) увенчана одной главкой. Под карнизом колокольню опоясывает ряд круглых окон. Ярус звона оформлен арками, стилизованными под ложные закомары основного объема. Довольно грубо и безвкусно оформлен колоннами вход в церковь с западной стороны.

В конце XVII в. в Никольской церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были встроены изображения двенадцати сивилл – пророчиц, предсказавших рождение Христа, – написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона Николая Чудотворца XIV в., единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу истории Муромского княжества. Сейчас образ хранится в Муромском музее. Лик этой иконы, считавшейся чудотворной, притягивает суровой выразительностью и самоуглубленностью.

В Николо-Набережной церкви крестили Владимира Козьмича Зворыкина – изобретателя современного телевидения.

У подножия горы, под храмом находится Никольский родник – самый почитаемый в народе. По преданию, у родника несколько раз являлся сам Николай Чудотворец, а вода обладает целебной силой. Считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Богоматери «Живоносный источник».

В 1992 г. пострадавшая от времени и запустения Николо-Набережная церковь была возвращена верующим и отреставрирована. Сейчас в обновленном храме проходят службы, а его яркий силуэт украшает высокий берег реки Оки.

Адрес Николо-Набережной церкви: г.Муром, ул. Плеханова, 27а
Телефон: +7 (49234) 3-12-33

В. Королькова

Полное название при регистрации Местная религиозная организация , православный приход Свято-Сретенского храма г.Мурома Владимирской епархии Московский Патриархат .
Краткое название Свято-Сретенский храм
Юридический адрес и банковские данные 602217, Владимирская обл., г. Муром, ул. Карла Маркса д. 55 тел: 8 (49234) 2-19-04 ИНН 3334999080, КПП 333401001,р/с 40703810110170000557, Во Владимирском отделении Сбербанка №8611г. Владимир.к/сч 30101810000000000602,БИК 041708602,
Храм открыт Будни с 7-00 до 18-00В праздники с 7-00 до 19-00
Расписание богослужений
Престольные праздники Великомученника Димитрия Солунского , день памяти 8 ноября.
Святыни храма Икона с частицей мощей св.прав.кн.Петра и ФевронииИкона Афонских Святых с частицами мощей.Икона блаженной Матроне Московской.
Настоятель и притч церковный Протоиерей Петр Кибалюк – настоятель Протоиерей Роман Кметь — священник
Приписные Школа №6
Воскресная школа Работает по воскресным дням после богослужения

Историческая справка

Среди многочисленных храмов православного Мурома особое место принадлежит церкви Сретение Господня. Ныне она стоит в центре города, однако раньше, 300-400 лет назад, это место считалось окраиной средневекового Мурома. Древний храм дал наименование улице, которая до середины 1920-х гг. называлась Сретенской.

У Сретенской церкви был предшественник — скромный деревянный храм во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Он упоминается в древнейшем из сохранившихся документов Мурома — Сотной книге муромского посада 1574 г.

Дмитриевская церковь подробно описана в городской описи 1623/24 г. Из нее следует, что храм имел два придела во имя московских чудотворцев митрополитов Петра и Алексея. В те годы внутреннее убранство храма не отличалось роскошью и богатством. Согласно документам, иконостас и все иконы были написаны «на празелени», т.е. обычными красками, без позолоты, церковные сосуды были оловянными, а богослужебных книг насчитывалось всего девять. При храме имелась небольшая колокольня. На ней находилось «два колокола невеликих», весом в три пуда (48 кг). Церковь была холодной, т.е. не отапливаемой, и богослужения в ней совершались только в теплое время года.

История донесла до нас имена главных инициаторов строительства храма. Так, известно, что и храм, и все церковное убранство сооружено на средства «Смирнова да Третьяка Микитиных сыновей Судовщиковых» — богатых муромских торговцев, ставших впоследствии купцами гостиной сотни. Любопытно и другое свидетельство. В документах упоминается о старинном пруде, находившемся «позади попова двора». Этот пруд и поныне находился неподалеку от храма, известный муромским старожилам под именем «Жадинский пруд».

В 1676 г. в приходе церкви Дмитрия Солунского насчитывалось 22 двора. На рубеже XVII-XVIII вв. в приходе проживали старинные жители Мурома: купцы Жадины, Корольковы, Зворыкины, Стариковы, Елатомцовы, а также многочисленные семьи рядовых посадских людей — Шелудяковы, Синицыны, Котельниковы и многие другие.

По подсчетам муромского историка и краеведа, кандидата исторических наук В.Я. Чернышева в 1723 г. в приходе Дмитриевской церкви значилось 25 дворов, в которых проживало 69 лиц мужского пола (в описываемое время учету подлежали только мужчины, как основная единица налогообложения). Всего же прихожан насчитывалось не менее 140 человек. В статистическом отношении приход Дмитриевской церкви выглядел следующем образом. В 1723 г. в «купечестве» значилось 6 дворов; в «мясном промысле» — 6 дворов; в «калачниках» — 2 двора, в кузнецах — 1 двор; в «крашенинниках» (занимались покраской холстов) — 1 двор. Жители остальных 8-ми дворов кормились поденной черновой работой.

В конце XVIII столетия при Дмитриевской церкви соорудили небольшой теплый деревянный храм во имя Сретения Господня. По всей видимости, это было связано с ростом населения города, а также желанием прихожан иметь храм для совершения круглогодичного цикла богослужений.

К сожалению, точная дата сооружения деревянной Сретенской церкви не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1795 г. вместо ветхих деревянных храмов Дмитрия Солунского и Сретения Господня была сооружена каменная Сретенская церковь, сохранившаяся доныне. Главным инициатором строительства стал муромский купец первой гильдии Иван Никифорович Зворыкин.

В ходе строительства новый храм поставили несколько в стороне от предыдущих построек. Это связано с тем, что в конце XVIII в. город отстраивался по новому поквартальному плану, утвержденному Екатериной II, с прямыми, широкими улицами. С тех пор улица получила название Сретенская. Впрочем, это не мешало городским обывателям вплоть до середины XIX в. называть улицу по старинке — Димитриевская.

После постройки нового храма некоторые иконы из предыдущих деревянных церквей были переданы в небогатые сельские церкви Горицкого погоста Муромского уезда. Сретенский храм украсили новые иконы и церковная утварь, приобретенные на средства прихожан.

В 1801 г. к Сретенской церкви был приписан приход древней церкви Архистратига Михаила. Она находилась в самом центре Муроме — внутри бывшего деревянного кремля (ныне — территория Окского парка). Однако вскоре этот приход упразднили, а в память о нем в 1829 г. в Сретенской церкви был устроен придел во имя Архистратига Михаила.

До 1888 года Сретенский храм стоял без изменений. С 1888 по 1892 г. в нем развернулись большие строительные работы: трапеза храма была разобрана до основания и устроена вновь в значительно больших размерах. Престолы в трапезе были освящены в то же наименование, что и прежде.

Главной святыней Сретенского храма считался Животворящий Крест Господня, именуемый в просторечье Сретенским.

В конце XIX в. в приходе Сретенской церкви проживало более пятисот человек.

Муромский краевед А.А. Епанчин записал уникальную информацию о колоколах Сретенской церкви, сброшенных с колокольни в конце 1920-х гг. Согласно этим сведениям, на звоннице находилось десять колоколов. Первый, самый большой, весом в 25.308 пуд, был отлит в Ярославне в 1857 г. Второй — полиелейный колокол, отлитый в Ярославле, весил 124 пуда 6 фунтов. Третий — будничный колокол, отлит в Муроме 6 июня 1792 г., весом 42 пуда. Четвертый колокол весил 21 пуд 29 фунтов. Сведений о пятом колоколе нет. Шестой колокол, весом в 16 пуд 14 фунтов, отлили в Ярославле. Седьмой колокол происходил из г. Слободской Вятской губ., весом 8 пуд. 34 фунта. Восьмой колокол весил 1 пуд 16 фунтов. Девятый — 36 фунтов. Десятый колокол — г. Слободской Вятской губернии, 29 фунтов.

После революции 1917 г. Сретенская церковь разделила печальную участь многих муромских храмов. 8 мая 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающему Поволжью из храма изъяли церковное серебро, общим весом 1 пуд, 1 фунт, 44 золотника, что составило примерно 16,5 кг. Среди конфискованного имущества было тринадцать риз с икон, серебряный оклад Евангелия, серебряное кадило, а также украшавшие иконы венцы и жемчуг.

Прошло еще несколько лет. 31 мая 1929 г. на очередном пленуме горсовета было принято решение о возбуждения ходатайства перед уездным Исполнительным комитетом о закрытии в Муроме пяти церквей. Среди указанных храмов числилась и Сретенская церковь. Закрытый храм планировалось использовать «под культурные нужды». В июне 1929 г. уездный Исполком утвердил постановление горсовета о закрытии Сретенской церкви. Здание бывшего Сретенского храма решили отдать под дом культуры, так называемый «санпросвет». В ноябре 1929 г. в храме размещался также дом физкультуры. Любопытен один факт: официально утвержденный документ о закрытии Сретенской церкви был принят президиум ВЦИК только 20 января 1930 г. Главную святыню храма — Сретенский крест — передали в музей.

По решению президиума горсовета Сретенскую церковь передали Муромскому объединению льняных фабрик под склад для хранения льносырья. Вся арендная плата, полученная за использование помещения церкви, должна была идти на культурные нужды города.

Муромский старожил Е.Н. Дюмина (происходившая из рода Емельяновых), вспоминала, что в конце 1920-х годов Сретенскую церковь окружала зеленая лужайка, на которой цвели маргаритки. После закрытия храма помещения отдали под склад. Около церкви лежали тюки с волокном. Дети из близлежащих домов с большим удовольствием прыгали по мягким тюкам и мешкам. Затем здание на какое-то время передали под оружейный склад, и вокруг церкви стал ходить часовой. Лужайка прекратила свое существование. В последующие годы, по воспоминаниям Е.Н. Дюминой, в храме находился гараж, а потом — пекарня, из которой разносился по окрестностям аромат сдобы. Когда пекарню закрыли, то в церкви разместилась мастерская по изготовлению надгробных памятников, просуществовавшая до конца 1990-х годов.

Сретенская церковь, брошенная на произвол судьбы, ветшала и разрушалась. Еще 1920-е гг. с колокольни храма были сброшены колокола. Впоследствии и сама колокольня была по-варварски разобрана на кирпич. Это произошло в 1934 г., после того как в нее ударила молния, разрушившая верхнюю часть постройки. Забытый храм не раз переходил из рук в руки различных арендаторов и временщиков. И никто из них не заботился о поддержании храма. Для временных арендаторов древних храм был не более чем промышленная площадь, не требующая внимания и попечения. И лишь в 1997 г. храм вернули Владимиро-Суздальской епархии.

8 ноября 2001 г. в южном приделе Дмитрия Солунского была отслужена первая литургия, которую провели игумен Спасского монастыря о. Кирилл (Епифанов) и настоятель возрождающегося храма о. Петр Кибалюк. С именем последнего связаны большие работы, направленные на восстановление Сретенской церкви, продолжающиеся и по сей день.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *