Кинематограф составляет значительную часть современной культуры и оказывает большое влияние на восприятие мира. Экологическими могут быть драмы и комедии, художественные и документальные фильмы и, конечно же, мультипликационные фильмы. Всех их объединяет одна цель: не только развлечь зрителя, но и заставить его лишний раз задуматься об окружающем мире и бережном к нему отношении.

Еще в семидесятые годы прошлого столетия психологи установили, что любые модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют ту или иную привлекательность, причем нередко огромную. Особенно для самых юных зрителей с их неустойчивой психикой и еще не сформировавшейся системой ценностей.

Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние фильмов на массового зрителя, в свое время утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов, что и было многократно подтверждено экспериментами и жизненной практикой.

По мнению многих специалистов, зрительные образы оказывают большое воздействие на развитие и воспитание малыша. Яркие движущиеся фигурки персонажей мультипликационных фильмов привлекают внимание, завораживают ребенка, завладевают его сознанием.

К сожалению, экологические мультфильмы демонстрируются крайне редко и экран заполнен дешевой низкосортной, а иногда и вредной зарубежной продукцией. А ведь именно в детском возрасте приобретенные экологические знания и представления могут в дальнейшем преобразоваться в стойкие жизненные убеждения. Поэтому экологическому воспитанию детей в полной мере могут способствовать и анимационные фильмы.

Достаточно вспомнить 1974 года выпуска советский мультфильм «Шапокляк» — третий по счету из серии о забавных приключениях Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк. Эту уже довольно старую совместную работу Романа Качанова и Эдуарда Успенского, которые раскрывают юному зрителю в содержании мультфильма тему браконьерства и загрязнения природы бытовыми отходами.

Крокодил Гена и Чебурашка отправляются на морской отдых в поезде. Подленькая старушка Шапокляк, которая считает, что «хорошими делами прославиться нельзя», со своей крыской Лариской крадет их проездные билеты и бумажник. В итоги зеленого и лопоухого высаживают на первой же станции. Делать нечего, и они решают возвращаться домой по шпалам. И вот тут с ними случается много чего интересного: Гена и Чебурашка сталкиваются с браконьерами, которые прикидываются туристами и хотят глушить рыбу в озере.

Но и это еще не всё. Закадычные друзья сталкиваются и с противным и вредным директором фабрики, которая загрязняет выбросами местную речку. Этакий слащавого вида чиновник, который многое обещает, но ничего не выполняет. Объединившись с Шапокляк, Чебурашке и Гене удается всё же проучить злодеев и защитить природу.

«Долина папоротников: последний тропический лес» — лента 1992 года, созданная совместно австралийскими и американскими мультипликаторами. Сказка в юмористической форме учит зрителей заботе о природе и рациональному использованию ее ресурсов. Действие мультфильма разворачивается в тропическом лесу. Дух древних джунглей таит в себе множество загадок и ритуалов, которые чтят мотыльки, феи и другие чудесные существа этого царства. Каждый находится на своем месте и несказанно счастлив повседневному ходу вещей, потому что это заведено самой матушкой-природой — Богиней равновесия и спокойствия.

Но однажды их мир подвергается угрозе тотального уничтожения людьми, о которых обитатели леса никогда не слышали. Своими мощными бульдозерами люди сносят под корень вековые деревья, не подозревая о том, что в одном из них ждет своего часа мощный и безжалостный дух Хекус, несущий смерть всему живому. В итоге жители леса проявляют чудеса смекалки и с юмором расправляются со всеми обидчиками.

В мультфильме «Долине папоротников: последний тропический лес»» его авторы поднимают очень важные вопросы: о гуманном отношении к животным, а именно о недопустимости тестирования различных косметических и бытовых средств на них, о вырубке тропических лесов, опасности некачественной пищи и многом другом. Картина помогает зрителям, причем не только юным, понять, как важно сохранить любовь и доброту ко всему живому среди цивилизации.

В 1972 году был создан советский мультфильм «Бабочка». По сюжету мальчик поймал много бабочек, поместил их в закрытую банку и уснул. А во сне стал пленником огромной бабочки, которая пронесла его в марлевом сачке над Землей. И здесь мальчик наконец-то понял, что всё живое должно быть свободным, и открыл крышку банки…

«На лесной тропе» — отечественный анимационный фильм 1975 года, в котором говорится о важности сохранения природных богатств и соблюдении правил поведении в природе.

Замечательным мультфильмом из серии «Про тигренка и его друзей» можно считать ленту «Клад», где в увлекательной форме малышам показывают, что не так важны материальные ценности и богатства, как наличие чистой питьевой воды.

Еще одним отечественным мультфильмом о необходимости доброго отношения к миру природы, ее обитателям, о дружбе детей и зверей является картина «Рыжая кошка». Сюжет сказки построен на дружбе мальчика Пети и лесных зверей, убедивших его, что каждый зверь достоин любви и внимания.

Аниматору Олега Куваеву принадлежит авторство короткометражного детского мультфильма «Мальчик и Земля». Напомню, что именно Куваев нарисовал знаменитую «Масяню». Главный герой ленты «Мальчик и Земля» — малыш, который мусорит на улице, срывает цветы и бездумно тратит природные ресурсы. Земля, уставшая от пренебрежительного к ней отношения, обращается к нему с просьбой беречь природу и уважительно относиться к окружающей среде, иначе всё живое на планете погибнет.

Затем она дает мальчику ряд советов о том, как можно помочь экологии. Земля просит его не мусорить и не сжигать отходы, экономно расходовать воду, электроэнергию и бумагу, использовать меньше полиэтиленовые пакеты, бережно относиться к деревьям и цветам и вести активный образ жизни, предпочитая транспорту пешие и велосипедные прогулки. Кроме того, просит рассказывать об экологических проблемах другим детям, чтобы они тоже могли помочь планете. Мультфильм «Мальчик и Земля» доходчиво объясняет ребенку, почему так важно заботиться об экологии планеты.

Советский мультфильм «Сказка старого дуба» — поучительный фильм, сказка о том, как неправильное отношение к природе может навсегда изменить мир вокруг. Главный герой Макар своим поведением вредит птицам и деревьям, что непозволительно. «Сказка старого дуба» была создана много лет назад, но актуальна и в наше время.

«Побег из курятника». По мнению многих, это гениальный мультфильм британца Ника Парка, на создание которого ушло более двух лет и почти полторы тонны (!) пластилина. В центре сюжета птицеферма с курами, больше похожая на концлагерь для военнопленных. Птицам здесь живется несладко. Помимо ужасных условий содержания они подвержены постоянному страху за свои жизни и вынуждены нестись круглыми сутками. Конец этому безобразию решает положить смелая курочка Джинджер, которая вместе с петухом Рокки разрабатывает план побега. Их отважная борьба за свободу не оставит зрителей равнодушными.

Мультфильм получился очень смешным и жизнеутверждающим, и после его просмотра даже самый заядлый мясоед подавится куском курицы, вспоминая самоотверженных птиц, а ребенок и вовсе может стать убежденным зоозащитником.

В американском мультфильме «Делай ноги» достаточно много моментов, связанных с экологией. Если оставить «за кадром» песни и танцы, то можно увидеть не самую завидную жизнь и перспективы обитателей северного полушария. Авторы ленты признались, что нельзя снять фильм и не упомянуть экологические проблемы. Многие животные в жизни действительно гибнут от «удавок на шее» — пластиковых колец для перевозки алюминиевых пивных банок. И не всех их удается спасти, как в мультфильме. Рыбу вылавливают почти без остатка, только не «пришельцы», а именно люди. Животных ловят, убивают или отправляют в зоопарк. В фильме счастливый конец: люди отвозят пингвиненка обратно в его среду обитания, решают больше не ловить рыбу и вообще больше никого не тревожить.

Существуют и так называемые семейные мультфильмы, в которых тема экологии проходит не фоном, а полноценной главной темой. Их сюжеты совсем не детские, начиная от прекрасных саундтреков и заканчивая оригинальным стилем анимации и сложными взаимоотношениями героев. Этим они разрушают представления о том, что мультфильмы создаются только для детей.

Отечественный сатирический мультфильм «Это совсем не про это» создавался для взрослых и вряд ли будет понятен ребенку. Но при желании изобретательные родители могут объяснить своим детям метафорический смысл короткометражки и обсудить ее в семейном кругу. В центре сюжета трехминутной ленты корова, которая изо дня в день пасется на мусорной свалке, где питается объедками и мусором, пьет воду из реки, куда сливают производственные отходы, дышит воздухом с ядовитыми заводскими газами.

Вскоре за животным приходит хозяйка в противогазе, чтобы забрать его и подоить. Но какое молоко может дать корова после такой прогулки? Вместо свежего напитка хозяйке удается надоить только канистру… бензина. Полученное топливо женщина заливает в бак своей машины и уезжает по делам. Мультфильм в ироничной форме напоминает всем нам о том, что загрязнение окружающей среды не проходит бесследно и чревато серьезными, зачастую необратимыми последствиями.

Примеры, которые ребенок видит на экране телевизора или монитора компьютера, безусловно, очень важны, потому что герои лент накладывают свой отпечаток на поведение малыша. Ему очень хочется быть похожим на любимых героев, поступать так, как и они.

Взрослые не должны забывать, что их нравоучения и наставления малыш может пропустить мимо ушей, но может запомнить поведение мультяшных героев. И если они относятся к окружающему миру по-доброму, то и ребенок будет следовать их примеру. Хороший мультфильм для ребенка — незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, и он может оказать неоценимую помощь в экологическом воспитании ребенка.

Уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносят малышу мультфильмы, легко запоминаются и не выглядят нравоучениями. Они наглядны и понятны. Хороший экологический мультфильм, показанный вовремя,— прекрасное средство для воспитания ребенка.

Сегодня понятие «экологический мультфильм» становится шире и сложнее. Это мультипликация, которая не только демонстрирует пагубное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду, воспитывает в ребенке бережное отношение к природе, но и прививает детям морально-этические нормы и такие духовные основы личности, как доброта, честность, совесть и порядочность.

Многие родители, понимающие влияние экологических мультфильмов на ребенка, отдают предпочтение старым советским работам, благо онлайн-кинотеатр имеет широкий репертуар и найти любимые советские мультипликационные фильмы здесь совсем не сложно. Хорошая подборка порадует ребенка и положительно скажется на формировании его представлений об окружающем мире, тем более если мы говорим об экологическом воспитании.

Свежий выпуск «Семейного совета» с генеральным директором компании Дисней в России и СНГ Мариной Жигаловой-Озкан о том, чему учат современные мультфильмы, уже на канале «Эхо Общество»

Ведущие: Таня Роднянская и Яна Кушнер.

Т.Роднянская― Привет, вы попали на «Семейный совет», с вами я, Таня Роднянская, Яна Кушнер и штурмовик. Яна, ты серьезно относишься к выбору мультфильмов, которые смотрят твои дети?

Я.Кушнер― Тань, посмотри на меня сейчас. Как ты думаешь, серьезно ли я отношусь? Конечно же серьезно. На самом деле, действительно, очень хорошая тема, потому что в интернете и везде бушуют споры, вредны ли мультфильмы, как они влияют, чему они учат, ничему хорошему они не научат и так далее. У тебя четыре года ребенку. Какие мультфильмы вы смотрите?

Т.Роднянская― Мы выбираем классические мультфильмы, если мы смотрим современные, то я предпочитаю сама сначала посмотреть. Я тоже люблю мультфильмы, для меня это не пытка, я не говорю: «О, у меня нет времени проверять и рецензировать эти мультфильмы».

Я.Кушнер― Какая ты ответственная мама. А давай спросим у генерального директора компании Дисней, Марины Жигаловой-Озкан, чему учат мультфильмы.

Т.Роднянская― Привет, вы попали на «Семейный совет» «Эха Москвы». Меня зовут Таня Роднянская.

Я.Кушнер― А меня зовут Яна Кушнер. И сегодня у нас в гостях Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор компании Дисней в России и СНГ. Марина, спасибо, что пришли.

М.Жигалова-Озкан― Спасибо за приглашение, мне очень приятно.

Т.Роднянская― Добрый день, Марина. А сегодня с Мариной мы хотели бы поговорить, о чем современные мультфильмы. Каждый день мир меняется, меняются люди, темы, сюжеты, герои, персонажи, технологии в том числе меняются. И многие родители очень боятся, что, якобы, мультфильмы учат чему-то плохому, злому, неправильному. Так ли это? Как вы считаете, Марина?

М.Жигалова-Озкан― Во-первых, есть разные семьи, разные родители со своими взглядами. Дети тоже развиваются по-другому. Я могу рассказать про свое личное мнение и про то, как мы считаем в компании Дисней. Будучи мамой, я показывала анимационные фильмы, конечно, своему ребенку. И здесь очень важно, чтобы анимационные фильмы соответствовали возрасту, потому что есть мультфильмы для самых маленьких. И я помню замечательную серию, которая в нашей компании была сделана – «Маленькие Эйнштейны», если вы ее видели.

Это – потрясающая развивающие анимационные фильмы, очень короткие, для маленьких деток, которые знакомятся с классической живописью, с классической музыкой на очень простом уровне для того, чтобы маленький ребенок мог это воспринять.

Есть и в нашем портфеле анимационные фильмы для самых маленьких, «Клуб Микки Мауса» на канале «Дисней». Там Микки Маус в определенном образе. Конечно, это тот Микки Маус, которого мы знаем и любим. Но он нарисован по-другому, это 3D, он более упрощенный. И здесь он общается с маленькими детьми, тоже дошкольниками, учит считать, читать, попадает в какие-то очень простые жизненные ситуации и рассказывает детям, что в этой ситуации можно сделать. Я считаю, что такие анимационные фильмы очень нужны детям, потому что они дают возможность первого знакомства с окружающим миром, но именно на том комфортном уровне, который соответствует их психологическому развитию в этом возрасте.

Конечно, нельзя показывать трехлетним современные анимационные фильмы, которые рассчитаны на тинэйджеров, конечно, для него это будет шок. И, я считаю, что это – безответственно с точки зрения родителей. Поэтому, конечно, родители должны контролировать и направлять детей, что они смотрят.

Ребенок развивается и, идя в школу, у него уже появляются другие запросы. Он приходит в большой социум, ему нужно выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками. И здесь есть уже совершенно другие анимационные фильмы, которые могут соответствовать этому запросу.

Взаимоотношения в семье. Если посмотреть на все классические анимационные фильмы Дисней, они же все про очень важные вопросы, с которыми сталкивается каждый человек, который взрослеет. Взаимоотношения с родителями, ощущение самого себя как личности, можно ли быть собой, насколько это страшно, взаимоотношения с близкими, понимание добра, взаимоотношение со слабыми или с животными.

И, мне кажется, что классические анимационные фильмы Диснея как раз учат этому.

Т.Роднянская― А вот можно как раз на этой теме поподробнее остановиться? Не кажется ли вам, что в старых сказках – «Золушка», «Белоснежка» и так далее, там всегда были неполные семьи? Либо король-отец – вдовец, либо мама вырастила зернышко в горшочке и получила себе дочку… А современные мультфильмы, напротив, «Головоломка», например, мультфильм, где рассказывается о полной семье – есть мама, папа, дочка, они любят друг друга. И вот вам семейные ценности.

М.Жигалова-Озкан― Это очень интересный вопрос, мы сами это анализировали в команде. Действительно, если посмотреть на классические анимационные фильмы, то ребёнок должен пройти через трагедию для того, чтобы повзрослеть и стать более самостоятельным в этом мире. И так получалось, действительно, по всем классическим сюжетам наших мультфильмов. В «Бэмби» теряет маму, я рыдала, мой сын рыдал. «Король Лев» — он тоже теряет отца, и через это он пытается взрослеть. Сначала у него отрицание, потом он взрослеет и становится уже вожаком и лидером.

Действительно, да, мы наших героев любим проводить через тяжелые жизненные ситуации.

Я.Кушнер― Через тернии – к звездам.

М.Жигалова-Озкан― Для того, чтобы они осознали себя, поняли, кто они и как осознанно. Ведь очень важно для всех наших анимационных фильмов, чтобы герой осознанно сделал выбор. Он иногда может ошибиться. И мы знаем много примеров, когда сначала герои могут принять неправильное решение, как, например, в «Короле Льве». «Акуна Матата», спрятался и сказал, что: «Я не хочу участвовать в этом мире, он для меня тяжелый и сложный». Потом он сделал осознанное правильное решение. Это всегда очень важно. Я считаю, что в таких фильмах глубочайший, действительно, образовательный смысл.

Про «Головоломку» — я считаю, что это вообще федеральный анимационный фильм. Я даже не могу назвать его анимационным, это – фильм, это – глубочайший фильм, который дал возможность детям и семьям понять друг друга. Действительно, визуализация тех эмоций, которые у нас есть. Команда же провела многолетнее исследование для того, чтобы это все абсолютно соответствовало учениям психологии. Эмоции, какие-то эмоции они объединили, но это абсолютно психологически выверенный, очень тонкий фильм, где абсолютно четко объясняется и семьям, и детям период взросления, как эмоции меняются, как человек на это реагирует. И всегда теперь можно сказать своим родителям: «Ой, это у меня гнев».

Ну, там же есть шедевральные сцены, вспомните, когда у папы в голове, например, вообще хоккей, хотя, вроде бы, мама ему очень долго рассказывает о том, что очень важно. Там абсолютно тонко сделаны такие вот житейские, не очень понятные для всех моменты.

Я.Кушнер― Дети же меняются, дети стали другими, они рождаются уже немного другими. Как в связи с этим меняются типажи и герои, какой-то больший упор на феминизм, например? Или какие-то такие вещи, которые сейчас откликаются в современном мире?

М.Жигалова-Озкан― Это действительно так. Дети взрослеют быстрее. И я думаю, что, может быть, рождаются дети примерно одинаковые, но взрослеют точно быстрее, и это мы видим по героям. Во-первых, герои устаревают гораздо быстрее. Я помню, раньше Винни-Пух, еще буквально десять лет назад, был интересен детям до пяти лет. Но сейчас Винни-Пух – это 3-3,5 и все. Хотя через этого героя тоже многие взрослеют, потому что он дает определенные важные ощущения психологические в период именно взросления, узнавания окружающего мира.

Если говорить об изменении каких-то ценностей в обществе, то, конечно, герои и истории должны отвечать запросам сегодняшнего дня. И здесь очень интересно, в нашей компании действительно происходит переосмысление очень многих классических историй. Я очень люблю новый фильм Кеннета Брана, правда, он уже несколько лет, как вышел – «Золушка». Вы смотрели?

Т.Роднянская― Да.

Я.Кушнер― Я не смотрела.

М.Жигалова-Озкан― Ой, посмотрите, пожалуйста. Абсолютное переосмысление очень важной героини. Золушка – одна из любимых принцесс, в принципе, в мире и в России тоже. Если сегодня посмотреть, что может заставить молодую, прекрасную девушку остаться в таких угнетенных ситуациях? Ну, на сегодняшний в день, с точки зрения морали общества, это невозможно. Ее угнетают, ее унижают, она соглашается и остается все равно в этом доме. Для современных девушек вообще непонятно, с самостоятельностью, с гордостью.

Т.Роднянская― Вопрос: зачем она терпит?

М.Жигалова-Озкан― В фильме это потрясающе. Кеннет Брана смог создать настолько мощный внутренний мир и внутренний стержень у героини, что ты ее понимаешь, сопереживаешь. И она из жертвы превращается в очень мощную молодую женщину, которая, наоборот, борется за свои принципы и отдает дань памяти своей семье и своим родителям. И вот благодаря этому она становится мощным бойцом, а не жертвой. И это очень интересно, потому что это – абсолютное переосмысление. При этом история осталась та же.

Т.Роднянская― А помните, там даже есть момент, где Золушка говорит фразу: «Я не уйду из этого дома, я буду терпеть и сражаться, чтобы этот дом не достался мачехе и сестрам»? Вот прям борец.

М.Жигалова-Озкан― Конечно, потому что для нее этот дом – олицетворение ее семьи, ее истории, имеет большой символический смысл. Или, например, «Малефисента», тоже один из моих любимых фильмов. Вроде, мы все знаем, что она злая, а все оказалось гораздо сложнее. А вот этот символ, когда ей отрезают, отрывают крылья? Прямо мурашки. Это жестоко, но это часто в периоде взросления любой девушки может произойти такое событие, после чего она озлобляется и закрывается от всего мира. И только любовь маленькой девочки смогла как-то ее вернуть к жизни, вернуть ей настоящие эмоции.

И это очень важно. Герои в современном мире не могут быть одноракурсовыми, герой, который не только хороший или не только плохой. В нашем современном мире это так не бывает, для наших детей это скучно, потому что они понимают, что это – неправда. Наивности больше нет, мне кажется, в нашем обществе, у наших детей. Они взрослеют раньше, и вот эта детская наивность, мне кажется, она пропадает и уходит гораздо раньше.

Т.Роднянская― А говорит ли это о том, что сейчас нет запроса на слабых девушек? Принцесс, которых должен прийти и спасти храбрый принц на белом коне. Сейчас все девушки, как Яна сказала, феминизм торжествует, все девушки сильные, за себя могут постоять, как Рапунцель огреть сковородкой. Есть такой запрос или нет?

М.Жигалова-Озкан― По нашему ощущению на сегодняшний день такого запроса нет. Общество поменялось. И женщины, молодые девушки заняли очень важную, очень активную позицию, которая, наверное, существенно изменилось за 150-100 лет. Многие сказки уже 100-150-200 лет, и тогда и культура была другая, и роль женщины в обществе была другая, особенно – в последние несколько десятилетий, я считаю, женщина взяла на себя очень активную социальную роль, даже, наверное, более активную, чем 20-30 лет назад. И готовы бороться за свое, скажем так, личное пространство, за ощущение себя как личности, за равноправие в хорошем плане.

То есть, я считаю, конечно же, что в каких-то вещах мужчины могут быть сильнее, и это хорошо. Равноправие, я считаю, что это – равноправие возможностей и самореализации, потому что часто у женщины может быть выбор, например, что она не хочет работать, она хочет растить детей. Но это ее персональный выбор. Как раз для меня это очень важно, для меня равноправие – это про возможность выбора, который ты сама делаешь абсолютно осознанно.

Я.Кушнер― Вашему сыну, он подросток, ему 15 лет практически. Какой у него любимый мультфильм и, как вы думаете, чему он учит, и он какой вывод сделал из него?

М.Жигалова-Озкан― Я помню одно из первых впечатлений, когда он был ее совсем юным, он посмотрел «Бэмби». И когда там погибла мама, он так рыдал. И после этого он обнимал меня так много часов… И он понял ценность взаимоотношения с мамой, пока ты рядом, для него это был такой первый шаг к взрослению, в понимаю, что что-то вдруг может случиться, что мамы может не стать.

Он очень любил «Король Лев», и сейчас, в ближайшее время, выйдет новый «Король Лев». То есть, ему нужно было понять выбор героя, почему он сделал так. И, я считаю, что это тоже, вот эти разговоры, которые мы смогли с ним проговорить благодаря этому анимационному фильму, они нам очень помогли, потому что для него это было важно, эти эмоции пережить вместе. И вот я считаю, что очень важно для родителей находить время, и именно вместе с детьми садиться и смотреть анимационные фильмы. Потому что у детей могут возникнуть вопросы, определенные эмоции. Во-первых, ты так лучше знаешь своего ребенка: на что он реагирует, что ему важно.

Т.Роднянская― С какого возраста психологи рекомендуют смотреть детям мультфильмы?

Комментарий от семейного психолога, Самоцветовой Марии на тему «Чему учат современные мультики, понимают ли дети истинный посыл мультфильмов?» Если мы говорим про маленьких детей от 3 до 6 лет, то понять самостоятельно смысл мультфильма они пока не могут – в голове еще не дозрели некоторые структуры: абстрагирование, критика, аналитическое мышление, социальные навыки. Но, если рядом сидит родитель и как-то комментирует мультик, проявляет свои эмоции и поясняет их: как жалко Эльзу, она же не специально, она ведь так любит свою сестрёнку, обращать внимание ребенка на поведение героев, то в этом случае понять истинный смысл мультика ребенок уже может. То есть – с подсказкой родителя.

В более старшем возрасте, когда ребенок начинает выходить в социум, и у него начинает формироваться критика и оценка, помощь родителя уже не обязательна, ребенок может перенести и соотнести собственный опыт с тем, что показано в мультике. Например, «Зверополис» — тема толерантности, равенства, неравенства. Конечно, в пять лет ребенку трудно самому дойти до этого подтекста. Но в восемь, когда он уже школьник, и может сам, на своем опыте прочувствовать тему равенства-неравенства, этот смысл ему уже доступен.

«Склонны ли дети копировать героев мультика или это – родительский миф?» Дети вообще склонны копировать, но закрепляется в поведении то, что положительно подкрепляется. Заметьте, мы все играли в игры по мотивам мультиков, сказок, книг, но никто и никогда не хотел быть отрицательным героем, только если он не романтизирован. Если весь класс фанатеет от «Русалочки», и они каждую перемену играют в «Русалочку», то никто не хочет быть Урсулой, все хотят быть Ариэль.

Вся наша культура построена на противостоянии протагониста и антагониста. И, если первому всегда – честь, хвала, почет и уважение, то второму – порицание, отвержение и социальная изоляция. Дети копируют героев мультиков, но – главных героев, которые в 100% случаев положительные. Родительские мифы – это родительские страхи и тревоги, их надо отделять от детей: есть мой ребенок, а есть мой страх про ребенка.

М.Жигалова-Озкан― Да, очень верно, я согласна полностью. Но вот чем отличаются, я считаю, великие анимационные фильмы, в нем может найти смысл и трехлетняя девочка, и 15-летний подросток, который тоже в «Зверополисе» найдет истории, которые прочтет он и родители. И вот это, конечно, потрясающе. Я очень горжусь, что в нашей компании, если мы посмотрим на все многообразие анимационных фильмов Пиксар, например, мы про них еще даже не говорили, то это – фантастическое умение очень тонко сказать о вещах, которые поймет и маленький ребенок, и взрослый, и тинэйджер. И это очень здорово.

Я.Кушнер― В мультиках и современных, и более старых заложен некий 25-й кадр, который может как-то отрицательно повлиять на ребенка. Мы провели тоже несколько исследований, интервью и поняли, что 25-й кадр имеется в виду, когда на фоне положительного героя изображено какие-то действие, например, возьмем мультик не диснеевский, а «Шрек». Когда Шрек надувает лягушку, она лопается – это смешно. Но при этом он убивает лягушку.

М.Жигалова-Озкан― Да, конечно.

Я.Кушнер― Совсем маленький ребенок может это неправильно считать. Можете как-то прокомментировать, чтобы просто расставить все точки над i? Мамы, которые где-то выхватили эту фразу, ставят клеймо на всех мультфильмах.

М.Жигалова-Озкан― В мире производят огромное количество мультфильмов и анимационных фильмов разного качества. Люди с очень разным креативным потенциалом и разными задачами. Поэтому, единственное, что я могу рекомендовать родителям – пожалуйста, внимательно смотрите, что смотрят и что попадает в руки вашим детям, потому что есть огромное количество жестких, очень грубых и абсолютно ненужных анимационных фильмов, которые могут выбрать взрослые или тинэйджеры. Это уже совершенно в другом контексте. Поэтому – оберегайте своих детей, показывайте им вещи, которые для них адекватны, для их возраста, потратьте на это время. Это – задача родителя, я считаю.

Т.Роднянская― Тут хочется порекомендовать, по-моему, элементарный лайфхак. Посмотрите сначала этот мультик сами для того, чтобы понять, готовы ли вы этот мультик показать своему ребенку. Раньше для того, чтобы анимационная лента вышла, нужно было пройти много кругов ада, комиссии и проверки. Как с этим обстоит дело на сегодняшний день? Есть какая-то серьезная экспертиза до того, как фильм выйдет на экраны?

М.Жигалова-Озкан― Каждый анимационный фильм мы заранее предоставляем министерству культуры, которое смотрит и ставит определенный возраст. Если есть еще какие-то вопросы, то есть специалисты, которые могут более внимательно посмотреть на какие-то аспекты.

Я.Кушнер― Как в мультике «Фильм! Фильм! Фильм!», когда он бегает по кабинетам: «Сократить! Увеличить!».

М.Жигалова-Озкан― В основном анимационные фильмы бывают 6+, потому что, в любом случае, в кино маленькому ребенку достаточно сложно высидеть. Хотя, я вижу, что зрители и трех лет… Они взрослеют быстрее. Больше возникает вопросов и разных дискуссий абсолютно закономерных 12-14-16.

Т.Роднянская― Очевидно, что сейчас кинотеатры и в целом эта индустрия направлена на то, чтобы зритель молодел.

М.Жигалова-Озкан― Это здорово, потому что ребенок, я считаю, должен познавать мир. Поэтому его ограничивать от окружающего мира, я считаю, с точки зрения родителя несколько безответственно. Он же все равно с этим миром сталкивается, он уже пришел в этот мир, он будет жить с теми людьми и в тех обстоятельствах, которые в этом мире существуют. Поэтому ограничивать от телевизора, ограничивать от каких-то вещей, которые действительно происходят в этом мире… Мне кажется, нельзя, потому что потом столкновение будет катастрофичным. Конечно, нужно оберегать, конечно, нужно направлять, конечно, нужно делать так, чтобы ощущение и знакомство с окружающей действительностью было наиболее таким ласковым. Но совсем ограничивать, мне кажется, нельзя. Ну, а как? Мы живем в этом мире.

Т.Роднянская― Марина, вы создавали свой собственный фильм, фильм-сказку «Последний богатырь». По этому опыту судя, нашим, российским детям интересны больше российские сказки? Для них это актуально или они лучше посмотрят «Головоломку» или аналогичные мультфильмы? Какое отношение к российским сказкам?

Я.Кушнер― Для них богатырь – это круто?

М.Жигалова-Озкан― Вы знаете, теперь русские сказки – это круто. И я очень этим горжусь, потому что мы с командой, вместе с нашими сопродюсерами, вместе с «Yellow, Black and White», вместе с Димой Дьяченко, режиссером фильма, реально сделали так, что теперь русские сказки – это круто. Нас посмотрело около 8 миллионов человек, пришло в кинотеатры, только в кинотеатры посмотреть. И все очень ждут продолжения, и на канале «Россия», когда прошел фильм, тоже с фантастическим рейтингом, по-моему, самым высоким за всю историю российского телевидения для фильмов. И это здорово. Теперь это стало круто.

И я очень рада, потому что до этого у нас была попытка с «Книгой Мастеров». Получилось на тот момент, но тогда еще и возможности кино, и спецэффектов были более ограничены, чем они есть сейчас. Если это делать интересно, задорно, с юмором, то, видите, и вроде то наследие, которое всем уже касалось несколько запыленным, можно вывести, сделать современным, абсолютно адекватным сегодняшнему времени. И очень востребованным.

Т.Роднянская― А может ли это быть востребовано на Западе?

М.Жигалова-Озкан― Я думаю, что это востребовано. Потому что мы сейчас показываем, продублировали фильм, это заняло очень большое время, мы не ожидали. Очень сложно было подобрать адекватные голоса нашим героям, чтобы это было интересно и глубоко, а не просто плоский перевод. И показываем нашим глобальным коллегам, фильм уже был показан в Китае, его у нас купили.

Я.Кушнер― Интересно, какой фидбек будет у коллег.

М.Жигалова-Озкан― Интересно, посмотрим. Это воспринимается как сказка, потому что там достаточно… Конечно, там есть наши фольклорные персонажи, но там есть аттракцион, там есть избушка, там есть главный харизматичный герой, красавица Мила Севацкая, которая сама делала практически все трюки. И плеяда наших восхитительных актеров…

Т.Роднянская― Ну, и потом, помните, Чебурашку же однажды полюбили, и в Японии, и в Азии, и в другом мире. Полюбили, перевели, сняли продолжение.

М.Жигалова-Озкан― Конечно.

Т.Роднянская― Как вы считаете, стоит ли в какой-то момент детей отучать от мультфильмов, чтобы, возможно, они не выросли инфантильными? Или это – мифы, заблуждения? И переводить на фильмы.

М.Жигалова-Озкан― Мне кажется, отучать от мультфильмов невозможно, вы же смотрите мультфильмы?

Т.Роднянская― Смотрим.

М.Жигалова-Озкан― И я смотрю.

Т.Роднянская― А тем более, с появлением детей заново пересматриваем.

М.Жигалова-Озкан― Конечно. И мой сын, которому 15, с удовольствием смотрит и «Мстителей», и «Звездные войны», и анимационные фильмы. Потому что, наоборот, мультфильмы становятся не основополагающим контентом, который смотрят дети, а одним из. И они переходят на какие-то другие формы контентов, в цифровой мир, в игры, в художественные фильмы, естественно. Поэтому, мне кажется, давайте смотреть мультфильмы в любом возрасте.

Т.Роднянская― И правда, давайте не будем переставать смотреть мультфильмы. Не думаю, что от этого мы станем инфантильными. С вами была я, Таня Роднянская.

Я.Кушнер― И Яна Кушнер. А также – Марина Жигалова-Озкан. Марина, спасибо большое, что пришли.

М.Жигалова-Озкан― Спасибо.

Т.Роднянская― А я хочу напомнить вам, что самые важные решения принимаются только на «Семейном совете». Пока!

Яна, ты сейчас, будучи взрослой, любишь смотреть мультфильмы?

Я.Кушнер― Честно? Нет. Я смотрю их только с детьми, сама по себе не смотрю.

Т.Роднянская― Ну, я скажу, тогда ты многое теряешь, потому что современные мультфильмы, например, «Зверополис», «Головоломка» очень интересные для взрослых, потому что ребенок найдет в них что-то свое, а взрослый найдет в них что-то свое. Я тебе обещаю, тебе понравится, ты будешь смеяться.

Я.Кушнер― Ну, сегодняшний эфир, видишь, как на меня повлиял. Пойду смотреть.

Т.Роднянская― Пойдем вместе.

Я.Кушнер― Берем с собой. Штурмовик с нами идет?

Отечественные мультики — это не только мимими, уроки нравственности и доброты, но и пропаганда (на самом деле нет) лени, бродяжничества, слабоумия и отваги. Какой урок вынесете вы — так и будет. Пост объявлен праздником максимально неправильного восприятия всего на свете. Ирония mode on.

Безответственность

Потрясающая иллюстрация отношения безалаберной #яжематери к своему #этожеребенку. Пока всклоченная и замызганная родительница занята неизвестно чем, свора ее #годовасиков наводит шорох не только в зоопарке, но и за его пределами. Череда невинных шалостей достигает апофигея в седьмой серии, где один из приматов притворяется больным и вместе с братьями угоняет карету скорой помощи. Чтоб вы понимали, им за это даже ата-та не прилетело. «Бандитский Петербург» по сравнению с мультфильмом про «Обезьянок» — сказочка от Оле Лукойе.

Бродяжничество

Вот тут даже напрягаться не нужно, чтобы дурной пример разглядеть. Просто ребенок живет в джунглях среди диких зверей. Тусуется там, между тем, не один год: растет, учится по деревьям лазать, от тигра-людоеда сбегает периодически. И все это так мило и романтично временами, что хочется оставить все мирское, голышом отправиться в цветущие зеленые заросли и прибиться к стае волков. Ненадолго, впрочем, прибиться. Минут так на пять.

Сомнительная дружба

Карлсон, конечно, «умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил», но на деле похуже любого криминального элемента. Нашел обделенного вниманием мальчика, устроил в его комнате дебош с порчей имущества, обманным путем завладел материальными благами в виде банки варенья (1 шт.), а после сподвиг потерпевшего на несанкционированную акцию, опасную для жизни — прогулку по крыше. В общем, таких друзей за ухо да в музей.

Жажда мести

Выросло несколько поколений людей, которые боятся турникетов: спасибо эпизоду с оторванным хвостом волка из «Ну, погоди!», но сейчас не об этом. Совершенно неясно как и когда поссорились главные герои, но их вражда неслабо так затянулась — более чем на два десятка серий. Изощренность попыток сделать друг другу больно может порадовать самого искушенного маньяка: застрелить, скинуть с высоты, переехать комбайном… Нормальная такая чернушка-то, если приглядеться.

Обжорство

Плохо, что у Винни-Пуха нет бабули, она бы нарадоваться не могла аппетиту дитятки. Но! Медведь в гостях у кролика поступил по меньшей мере похабно: заигрался в саранчу настолько, что и припасы все подмотал, и свою празднично пухлую тушу не смог уволочь восвояси. Если бы авторы мультфильма знали шутки проfat mom, точно пририсовали бы главному герою собственную орбиту.

«Стрекоза и муравей»

Если кто в детстве басен не читал, напоминаем: стрекоза-тян и муравей-кун просто очень разные. Конец.
Ладно, накапайте валерьянки, мы продолжаем. Стрекоза любила тусоваться, а муравей впахивал как папа Карло — кто на что учился. А когда замерзающая и голодная стрекоза попросила у старого друга помощи (чуть у батареи погреться и крошек со стола поесть) была цинично выставлена на мороз. Что было дальше, не знает никто, но скорее всего тянка замерзла насмерть и больше о ней никто не слышал. Такая история о злопамятстве, жестокости и оставлении друга в беде.

Слабоумие и отвага

Ситуация вызывает преодолимое желание фейспалмить до потери сознания: кусок теста ушел в лес, чтобы троллить голодных диких животных. Это была часть про отвагу. Но повелся на очень дешевый приемчик, придуманный лисой, из-за чего оказался съеденным. Это часть про слабоумие. Мораль: если вы безмозглый, сидите дома не верьте лисе.

«Бобик в гостях у Барбоса»

Домашний Бобик пригласил в гости бездомного Барбоса, пока хозяина не было дома. И чтоб вы там чего лишнего не подумали, они просто друзья. Но Бобик не нашел ничего лучше, чем навешать приятелю про свою сладкую жизнь, лосося на завтрак и личного раба — человека. Просто представьте, как вы приводите домой обездоленного и показываете телек с 2х2, новую консоль и таз черной икры. Ну, это как-то странно. Ничего, Бобик потом был бит веником, пусть и не за вранье.

«Живая игрушка»

Мультфильм должен быть маркирован плашкой «18+» и не рекомендован для просмотра людям со слабым сердцем. История такая: девочке надоели обычные игрушки, и она приспосабливает для забав живого зайчонка, всячески его истязая (ладно, всего лишь пеленает и бантами украшает) на глазах у зайчики-матери. Боль, грусть и мольбы о пощаде читаются в глазах у животного, но кому какое дело.
При съемках ленты ни одно животное не пострадало.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *