Приветствую!

Я Вас понимаю, и Ваши сомнения имеют под собой почву. Ведь так вроде написано… Вопрос вечных мук я уже рассматривал в своей книге «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» в главе «Согласно Библии вечные не мучения и ад (адские муки), а огонь, дым» . Также прочитайте статью «Дым мучения во веки веков. Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью»

Давайте еще раз более подробно разберем этот вопрос.

Итак, мы видим в Библии как нам кажется вечные муки людей. Однако, в том же Священном Писании Бог заявляет, что Он «ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ И МИЛОСЕРДЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ И МНОГОМИЛОСТИВЫЙ и истинный» (Исх. 34:6).

Разве человекоЛЮБИЕ и МИЛОСЕРДИЕ и МНОГОмилостливость, ДОЛГОтерпение как-то перекликаются с возможностью вечно мучить ошибавшихся, заблудших людей? Бог прямо говорит, что Он «есть ЛЮБОВЬ» (1 Иоан. 4.8). А разве истинная любовь совместима с созерцанием вечных мучений того, кого ты любишь?!

Кроме этого, запугивание верующего вечными муками в геенне не поможет сформировать у него любящий характер. Бог же изначально сделал нас свободными и хочет, чтобы мы внутри были добры и любили ближних, а не делали это из страха перед вечными адскими муками.

Для Бога очень важна мотивация, а страх перед вечными муками не даcт искренних добрых дел, а лишь может принудить к ним. Вы будете рады, если Ваш сын из страха перед вечными мучениями, то есть из принуждения, сделает Вам что-то приятное, а внутри он Вас не любит, а может и того хуже — желает зла? Или Вам будет приятнее, если Ваш сын заботится о Вас от искренней любви и делает приятное из внутренних благих теплых побуждений..? Я думаю этот вопрос скорее риторический.

Из Библии видно, что муки нечестивых будут проходить в огне геенны. Об этом не раз говорит Библия.

Вечны ли адские муки?

В своей книге я пояснял разницу между двумя Библейскими словами адом – могилой и генной — серным озером, где после Второго Пришествия Христа и Великого Суда окажутся беззаконники. В геенне их ждет не вечная мука, а умерщвление в зависимости от тяжести грехов (сравните Гитлера и тихого пьяницу). Те, кто менее зол и страдать будет меньше, как и говорил Иисус:

«Раб … тот, который знал волю господина своего … и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:47,48)

Уже этого пояснения Иисуса должно быть достаточно, чтобы понять, что невозможны ВЕЧНЫЕ муки для разных людей. И в целом, разве может быть наказание вечным? Безусловно, некоторые злые люди, доставившие другим много боли, в геенне не моментально умрут. Другие же погибнут почти моментально. В итоге все беззаконники будут истреблены как солома в огне, как говорит Библия.

«Он … соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф.3:12, см. также Ис. 33:12,14, Мал. 4:1,3).

А теперь давайте рассмотрим те тексты, где якобы говорится о вечных муках.

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10)

Четко видно, что здесь мучимы веки веки сатана, зверь и лжепророк — источники страданий миллионов людей. Причем зверь и лжепророк брошены в озеро были ранее — сразу после Второго Пришествия Христа:

«И схвачен был зверь и с ним лжепророк … оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20).

В этих текстах не идет речи о вечном мучении людях. Наоборот рядом с вышеприведенными стихами четко написано, что люди будут в озере умерщвлены. В 20 главе о народе вышедшем на брань против Бога и Его святых написано, что на них с неба ниспал огонь их пожрал их:

«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:9).

А в следующем 10 стихе отдельно говорится о сатане, и видно что его ждала другая участь в отличие от тех, кого он совратил – был мучим веки и веки.

Что касается людей, то под термином «пожрал» понимается уничтожение их в геенне, что явственно следует из последующих текстов. В Библии часто используется параллелизм – стиль, когда в одном тексте дважды описывается одно и то же, только при повторении с уточнением какого-то аспекта:

«И судим был каждый по делам своим … Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:13-15).

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8).

Как мы видим, книга Откровение не учит вечным мукам людей, а их смерти в геенне – озере огненном. А вот сатану ждут муки веки и веки. Но я думаю, и диавол не будет мучим вечно, а пока не исполнится о нем воля Божья и не восторжествует справедливость. А потом и он будет уничтожен. Ведь в Библии слово вечно не подразумевает бесконечно, как это объяснено в моей книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" в упомянутой в начале этой статьи главе.

Теперь давайте разберем вечные муки, упомянутые в Евангелие от Матфея. Прочтем внимательно слова Иисуса Христа:

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его … И пойдут сии в МУКУ вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф. 25:41,46)

В 41 тексте видно, что вечен огонь для диавола, а не мучения. В книге я разбирал еще несколько текстов, из которых видно, что вечны огонь и дым, а не муки.

А в 46 стихе в фразе «пойдут сии в МУКУ вечную», слово МУКА — κόλασις имеет и другие переводы. В оригинале слово κόλασις имеет основное значение: «наказание, кара» и употребляется когда речь идет о наказании для исправления виновного, а также говорит о наказании как о справедливом воздаянии за вину.

В ранее исследуемом нами тексте о муках сатаны в книге Откровение в оригинале используется другое слово – не κόλασις, а βασανίζω. Слово βασανίζω имеет переводы: мучить, пытать; страдать, мучиться, бедствовать.

При внимательном анализе, становится очевидно, что по отношению к грешным людям и дьяволу Богом предусмотрены разные наказания, обозначенные разными словами.

Таким образом, как видно в Евангелие от Матфея в 25 главе 41 текст вообще не говорит о вечных муках людей в аду, а речь идет об огне и сатане. А 46 стих можно перевести по иному, где сообщается о справедливом возмездии — наказании виновных. Слово же вечно здесь обозначает не то, что наказание не кончится, а то что этого не будет возможности исправить. То есть вечное наказание обозначает, что не будет второго суда – кассации, апелляции, пересмотра дела в суде другой инстанции! После вынесения этого приговора уже не изменить участи признанных виновными.

Новый завет писался на древнегреческом языке. Переводчики же, будучи уверены в вечном мучении душ, не совсем верно перевели слово κόλασις в Матф. 25:46. Здесь Иисус противопоставляет вечную жизнь вечной каре — наказанию, а не вечным мучениям. Тут говорится, что людей ждет вечное осуждение от других людей и ангелов, а не нескончаемые муки. Это разные слова и понятия. Об этом же говорил и апостол Марк:

«Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он ВЕЧНОМУ ОСУЖДЕНИЮ »(Мар. 3:29)

То есть, это наказание — ВЕЧНОЕ воздаяние, кара, а не бесконечные МУКИ и страдания. А ВЕЧНОЕ, значит то, что эта кара не закончится по воле человека и необратима. У библейского слова ВЕЧНО именно такие значения, а не только бесконечно. Это разобрано в моей книге.

То, что в Евангелие от Матфея в 25 главе речь идет не о нескончаемых истязаниях — муках, а о каре, наказании, четко видно из других текстов Священного Писания. Вот некоторые из них:

«Праведно пред Богом — оскорбляющим … воздать скорбью … в явление Господа Иисуса с неба … в пламенеющем огне совершающего отмщение …, … которые подвергнутся НАКАЗАНИЮ, ВЕЧНОЙ ПОГИБЕЛИ» (2 Фес. 1:6-9).

«Нынешние небеса и земля … сберегаются огню на день суда и ПОГИБЕЛИ НЕЧЕСТИВЫХ ЧЕЛОВЕКОВ. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, … земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:7,10)

Здесь, как и во многих других текстах Библии, рассмотренных в моей книге, говорится о ПОГИБЕЛИ нечестивых.

Заканчивая данный материал, хочется отметить, что истина — это не только то, что нам нравится, к чему мы привыкли. Чтобы искать истину, нужно быть готовым, что можно услышать то, что Вам непривычно и не понятно. Так многие иудеи не могли поверить, что перед ними не плотник Иисус из Назарета, а Мессия, о Котором возвещали пророки, ведь они верили своим духовным наставникам, которые учили другому и ждали иного мессию. А эти духовные наставники были очень уважаемы в народе. Так что не нужно слепо всем верить, а необходимо искать истину. А значит нужно объективно оценивать факты и анализировать аргументы. Что касается Библии, нужно учитывать ВСЕ ее тексты в совокупности, не закрывая глаза ни на один из них и не выкидывая из Библии слова и не приплюсовывая.

Статья № 41

АДСКИЕ МУЧЕНИЯ – ВЕЧНЫ?

ЕЩЕ О “ВЕЧНОСТИ” АДСКИХ МУК, ТАКЖЕ И О ТОМ, ЗАЧЕМ БОГУ ТВОРИТЬ?

Вопрос читателя:
Все мы знаем, что по учению церкви в конце времен, грешники отойдут в ад для вечных мучений, а праведники в рай. Но как совместить милость Божью с таким судом?.. разве можно оправдать получение вечных наслаждений для одних, вечными муками других?

Ответ:

1. АДСКИЕ МУЧЕНИЯ – ВЕЧНЫ?

Вопрос: «Все мы знаем, что, согласно учению Церкви, в конце времени грешники отойдут в ад для вечных мучений, а праведники в рай. Но как сопоставить милость Божью с таким судом? Разве можно оправдать вечное наслаждение для одних вечными мучениями для других?»

Ответ: Безусловно, нет! Бог есть ЛЮБОВЬ, а любовь не печет на сковородках грешников в аду. Да и где сказано, что мучения от геенского огня будут вечными? Сказано, что “И дым (не огонь!) мучения их будет восходить во веки веков” (Откровение, 14 глава, 11 стих)…

Что такое дым? Это воспоминание об огне. Когда сгорает дом – дым пожарища еще долго напоминает о трагедии. “Дым” геенского пожарища и должен быть вечным, как память и предупреждение тем, кто будет царствовать со Христом, дабы не повторилась более драма грехопадения. Дым Освенцима, Бухенвальда и по сей день, как сера, печет глаза, и вызовет слезы у всего человечества…

Теперь относительно вечности ада. В том же стихе читаем: “И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его…” Вечен ли зверь? Вечен ли сам змий? Вечный ли лжепророк и иже с ним? На этот вопрос ответ – нет! (Говорю это в контексте нашего мира, нашей земли). Ибо сказано:

“А диавол (вселенский дух злобы), прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь (человеческая система насилия, взявшая силу и власть у змия), и лжепророк (проповедники насилия во всех, в том числе и скрытых его формах), и будут мучиться день и ночь (в геенском огне страданий, рожденных духом насилия и корыстолюбия, уже сегодня безумно пылающем на земле) во веки веков” (Откр. 20.10).

Действительно ли вечным будет этот “огонь”? Не придет ли конец “веку сему”, как пришел он Содому и Гоморре? Ведь сказано же, что эти города “понесли наказание вечного огня, и поставлены в пример…” (пример вечных мучений! – см. Иуды, 7 стих). Но горит ли там сейчас огонь? Нет, не горит! Вечный огонь – это символ окончательного, навеки искоренения скверны. В Апокалипсисе читаем не о бесконечном море огня и серы, но об озере! А озеро имеет берега, а значит рано или поздно и выгорит дотла!

Вечны ли адские муки? (1 часть из 2)

Один дым и останется…

“И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая (тут смерть и духовная, и окончательная, – полное самоуничтожение зла, небытие: ничто нечистое жизни будущего века не унаследует!)” (Откр. 20.14);

“Последний же враг истребится — смерть…” (1Коринфянам, 15 глава, 26 стих).

“…и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло! (пройдут смерть и ад как буквальные, так и духовные)” (Откр. 21.4)…

2. ЕЩЕ О “ВЕЧНОСТИ” АДСКИХ МУК

Вопрос: Уважаемый о. Олег! Вы очень хорошо сказали, но как понять Ваше уточнение: «Говорю это в контексте нашего мира, нашей земли…»?

Ответ: Я недаром подчеркнул, что сказанное рассматривается мной в контексте именно нашего мира, нашей земли, финалом эволюции которой станет полное самоуничтожение зла. А значит и ада, как вместилища этого зла, и мук адских.

Но было бы ошибочно, идя на поводу присущего большей части человечества эгоцентризма, утверждать, что мы едины во Вселенной, и что всё вращается лишь вокруг нас! Ведь сказано: “Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней ” (Псалом 23(24), 1-й стих). А это значит, что как до нас, так и после были и будут рождаться все новые и новые миры. Все новые и новые цивилизации разумных существ снова и снова будут проходить путем развития от неживой материи к Существу Разумному, и от Существа Разумного к Существу Духовному, собственно Ангелу.

И все новые и новые Адамы, достигнув высот духовного Эдема, будут падать, чтобы снова, теперь уже навечно, подняться к высотам Богопознания, высотам единения с Богом, высотам обожения. Чтобы подняться в Царство Духа, которое есть Царством Небесным! Так предначертано Творцом, и нет иного пути освободиться нам от “рабства тления”…

“Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь (созданная не роботом, но Человеком, по образу Божию. А отличительным признаком сего образа есть именно свободная воля) освободится от неволи тления на волю славы сынов Божьих” (Римлянам, 8 глава, 19-21 стихи).

“Отец Мой доныне делает (творит), и Я делаю…” Может ли Творец перестать быть Творцом?..

3. ЗАЧЕМ БОГУ ТВОРИТЬ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ)

Вопрос: В минувшей Вашей публикации прозвучало: «…как до нас, так и после были и будут рождаться все новые и новые миры»… А зачем они будут рождаться?..

Ответ: Вопрос звучит классически: Зачем Богу нужно быть Творцом? Зачем вообще творение? И ответ здесь классически прост: Бог есть Любовь. А любовь альтруистична по природе своей. Любовь “не ищет своего” (см. 1 Коринфянам, 13 глава, 5 стих), и “никогда не перестает” (там же, стих 8). И не смотря на то, что Бог самодостаточен по сути Своей, и находится в Вечном Блаженстве Любови, Он, по слову блаженного Феодорита, “…будучи бездной благодати, изволил не сущим даровать бытие”.

Мир сотворен Богом “чтобы и другие существа, прославляя Его, находились в Его благости (блаженстве, счастье)” (“Православное исповедование”).

Му́ки а́довы — 1) мучения душ нераскаянных грешников как следствие Божьего воздаяния с одной стороны и их внутреннего состояния с другой стороны, длящиеся с момента завершения Частного Суда до времени всеобщего воскресения и последующего за ним Страшного Суда; 2) вечные мучения нераскаянных грешников после завершения Страшного Суда как результат определения этого Суда, вынесенного в соответствии с духовно-нравственным расположением каждого осужденного (см. подробнее: Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем?).

Будут ли сковородки в аду?

Несмотря на наличие в Священном Писании и Предании, и в частности в иконографии, символических изображений мучений нечестивцев в аду под образом телесных истязаний, мнение о том, что в аду человек будет жариться чертями на сковородках и вертелах, истязаться цепями и змеями, диавольскими колотушками, пилами, огненными колесами, обязано не столько ортодоксальным источникам, сколько воображению и народному фольклору (см.: Рай и ад: два места или два состояния?).

Состояние грешников в аду, как до Страшного Суда, так и после, конечно же нельзя характеризовать иначе чем как мучительное.

Вечны ли адские муки? Часть 1

Только муки эти, представленные в Священном Предании в символах, не следует сводить к грубо физическому истязанию грешников демонами, которым, будто бы, определена вечная роль находиться в аду на привилегированном положении мучителей-палачей.

Что касается диавола и его ангелов, все они будут брошены в озеро огненное, где и будут мучиться и гореть (Откр.20:10-15). Какова будет степень их вечных мучений, знает Господь. Вероятно, что эти мучения будут превосходить те мучения, которые станут следствием праведного воздаяния грешникам (людям), каковые, понятно, грешили не без подстрекательства лукавых демонических сил.

Относительно же нечестивых людей муки будут сведены, главным образом, к мукам совести (горение в огне (Мк.9:48)); изъедающему действию неуврачеванных страстей, которые, по Промыслу Божию, не найдут реализации в аду (червь неумирающий (Мк.9:48)); чувству глубокого одиночества, богооставленности (тьма внешняя (Мф.25:30)); раскаянию без возможности очищения покаянием, отсутствию радости, свойственной Божьим святым, ожесточению (плач, скрежет зубов (Мф.25:30)).

Разумеется, муки грешников после Страшного Суда будут отличны от мук, претерпеваемых грешниками до всеобщего воскресения. Ведь сейчас в аду мучаются только их души, а впоследствии муки будут распространяться и на тела. В чём именно это выразится — сказать трудно. Во всяком случае некоторые святые отцы отмечали, что, например, действие огня и червя, отсутствие света будет сказываться и на телесных ощущениях, а символический плач (Мф.25:30) и скрежет зубами в какой-то степени может быть соотнесен и с буквальным плачем и скрежетом зубов. Кроме того, после Страшного Суда страдания будут отличаться большей полнотой.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *