В нашу Лаодикийскую эпоху, когда среди христиан царит дух теплохладности, встретить ученика Христа, который хотя бы пытается жить по заповедям, тяжело. А уж православный, который не копошится в земном прахе, а устремляется к небу, к Богу, живущий духовной жизнью — это как динозавр. Мы даже практически не слышим о том, что надо отрываться помыслами от земли. Если же и слышим, то эти слова у нас влетают в одно ухо и вылетают в другое. Между тем, это основа христианства. Об этой основе, без которой для нас вряд ли откроются двери Царствия Небесного, говорится в книге нашего православного современника – архимандрита Лазаря Абашидзе «Мучение любви».

Книгу можно прочитать на сайте электронной библиотеки Саратовской епархии. Это весьма хитрый сайт. Если кликнуть «к каталогу библиотеки», то с открывшейся страницы нельзя будет перейти ни к какой книге ни по названию, ни по автору. Надо сначала кликнуть «к каталогу библиотеки», потом на открывшей странице кликнуть «последние поступления в библиотеку». После этого откроется страница, с которой можно уже переходить на книги и по названию, и по автору. Еще если кликнуть «рубрикатор», то со страницы рубрикатора тоже можно переходить на книги.
В основном, книга посвящена современному монашеству. Архимандрит Лазарь описывает теплохладность относительно духовного мира, царящую в современных монастырях. Иноки работают, не покладая рук, отстраивая здания и стены обителей, и пытаясь спасть мирян от духовной смерти, а самого главного не делают – не идут ввысь, к небу, к Богу, не работают над своим духом. Между тем, развитие своего духа – вот истинная цель монашества. Никто из великих монахов прошлого не уходил из мира для того, чтобы просвещать мир или чтобы возводить стены в обителях.
Иногда в книге даются образные описания состояния мира, находящегося за пределами монашеских стен. Архимандрит Лазарь говорит, что мы живем в самую последнюю эпоху, в которую крайне тяжело спасаться.
«Каждый христианин сегодня, каждый монах – как бы среди пламени, как отроки вавилонские в печи: одно чудо Божие хранит ищущих спасения и разве что ангельским ограждением верующий охраняется от испепеления в этом седмижды разженном пламени, – пишет архимандрит Лазарь. – Тут уже, скорее, у каждого идет своя одиночная борьба, единоборство с врагами вне и внутри. Уже почти нигде не идут в бой рядами, крепко стоя плечом к плечу и протянув вперед копья и мечи. Но каждый кувыркается в одиночном поединке с окружающим его соблазном, пытаясь вырваться из цепких, удушающих объятий. Почти уже каждый верующий пробирается кто как горазд – через колючие заросли, без дороги, часто и без тропы, наугад, часто на свой страх и риск, через овраги, по краю пропастей. Наставники? Но и наставники по большей части также в жестоком поединке, со всех сторон оплетены жестокими соблазнами, вползающими в душу коварными змиями, едва-едва отбиваются от непрестанного нашествия зла».
Архимандрит Лазарь прямо говорит, что мы живем в предантихристовую эпоху. Совсем недавно еще православные старались не говорить о скором воцарении антихриста и близости конца света, вероятно, боясь прослыть сумасшедшими. Так как с заявлениями и скором конце света часто выступают психически больные люди. Однако сейчас ситуация стала меняться. Например, в 2013 году о скором конце света сказали в своих Рождественских посланиях первоиерарх РПЦЗ митрополит Агафангел, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Орловский Ливенский Антоний. Теперь периодически о конце света говорит даже Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал об этом, например, в четвертую годовщину своей интронизации.
В книге «Мучение любви» так говорится о скором воцарении антихриста: «Теперь малое затишье, лишь обманчивое успокоение вод: вдали уже чернеют медленно надвигающиеся громады разрушительных вод, буря только набирает силу, хладнокровно раскачивая мутную бездну, приводя ее во все более катастрофическое колебание. Вот-вот – и уже весь мир поднимется в едином безумном порыве против своего Творца, объединится во всеохватывающем безрассудном стремлении воцарить, даже обоготворить самого дьявола. Скоро уже будут все дружно и ликующе вопить, как когда-то против Христа вопили: распни, распни Его, – теперь в едином духе будут вопить: «Воцарим, воцарим, восславим его», обращая умиленные лица и простирая трепещущие руки к человеку, продавшему душу дьяволу».
Несмотря на то, что больше всего в этой книге говорится не о мирской жизни, а о монастырях, она может быть интересна многим мирянам. Из нее можно узнать, чем отличаются наши иноки от великих монахов прошлых эпох, жизнь и подвиги которых описаны в разных патериках. Кроме того, из того, что говорится в книге про духовную жизнь, многое относится и к мирянам. Например, в одном месте архимандрит Лазарь пишет, что порой бесы начинают свою атаку на душу человека не с заведомо греховных помыслов, а сначала начинают внушать как бы добрые помыслы, но как только человек ими увлекается, мнимое добро оборачивается злом. Например, какие-то как бы добрые помыслы постепенно становятся идолами для души. Критика архимандрита Лазаря монашества не отталкивает от себя верных чад Церкви, так как это не оголтелая критика с большой примесью клеветы, практикующаяся либералами, а спокойная взвешенная критика человека, который любит свою Церковь и печалится о недостатках. Немаловажно и то, что книга написана интересным образным языком.
Алла Тучкова

Грех Адамов. Архимандрит Лазарь Абашидзе

В книге «Грех Адамов» рассмотрены важнейшие вопросы, которые нередко встают перед верующим человеком: в чём именно состоял грех нашего праотца Адама, каковы его последствия на судьбу человечества в целом и на каждого из нас и почему?<br /> Отец Лазарь утверждает, что «тот, кто преткнулся в понятиях о первородном грехе, тот непременно будет хромать на всех путях познаний христианских». То есть без верного понимания основ православной веры дальнейшее усвоение знаний может стать затруднительным и даже породить различные заблуждения. В своей работе автор, опираясь на творения святых отцов Церкви, последовательно и обоснованно излагает тему грехопадения, развенчивая старые и новые мифы о ней.<br /> Архимандрит Лазарь (Абашидзе) — священнослужитель Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви, известный современный духовный писатель, иконописец, проповедник, миссионер.<br /> По последним сведениям, архим. Лазарь (Абашидзе) является насельником скита в горах Кавказа.<br /> Среди книг выдающегося пастыря, изданных по благословению Патриарха Алексия II, следует особо выделить «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души». Выдержанная в святоотеческом духе, книга отвечает духовным запросам православного человека, живущего в современном обществе. Начиная с вопроса — как научиться покаянию, готовиться к исповеди, архим. Лазарь переходит к разоблачению оккультных учений и модных теорий века сего, касается темы зависимостей, в том числе, алкогольной, предостерегает от нецерковности и неверия в существование мытарств, учит — как настроиться на духовную жизнь новоначальному.<br /> Многократно переиздавались и келейные записки архим. Лазаря «Мучение любви», в которой автор предостерегает христиан от теплохладности, делает попытку анализа монашеской жизни в современном мире, дает ценные и простые советы от собственного живого подвижнического опыта.<br /> Архим. Лазарь обращается также и к «Душе, отягощенной духом уныния», страницы его книги напоминают о смысле человеческой жизни и необходимости стремления к Богообщению. В сборник «О пороках современного общества» вошли злободневные статьи архим. Лазаря (Абашидзе) «О блуде» и «О телевизоре» архим. Рафаила (Карелина). А в своем труде «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещенных младенцев» архим. Лазарь вновь напоминает современному человеку о том, что путь к Истине содержится только в Православной Церкви и лежит только через принятие крещения в ней.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *