Можно ли венчаться в церкви в пост Рождественский, Успенский, Петров?

В пост венчаться нельзя

Православная церковь делает много ограничений по поводу венчаний. Русская Православная Церковь гласит, что венчаться молодоженам нельзя:

  • На протяжении поста (Великого – 7 недель перед Пасхой, Петрового – в 2017 году с 12 июня по 11 июля, Успенского – с 14 по 27 августа, Рождественского – с 28 ноября по 6 января)
  • Вторник, среду, субботу
  • В Новогодние Святки (с 7 по 19 января)
  • В дни празднования Пасхи и остаток недели
  • 1 день перед празднованием дванадесятых праздников и в праздники (венчание не запрещается, но не рекомендуется)
  • В дни храмовых празднеств (в каждой церкви свой храмовый праздник) и 1 день перед праздником
  • На Масленичной неделе (последняя неделя перед пасхальным постом, называемым Великим, на этой неделе венчание не запрещается, но не рекомендуется)
  • 1 день перед праздничным днем Усекновение головы Иоанна Предтечи (11 сентября) и в день праздника

Исключение из устава сможет сделать архиерей, правящий церковью, где собираетесь венчаться.

Итак, запрещенных для венчания дней много, в 2017 году, в России, венчаться молодоженам можно 116 дней из 365.

Русская Православная Церковь придерживается самых строгих правил. В Западной Европе православные церкви не так строги к дням, разрешенным для венчания, в субботу, воскресенье здесь основные дни, когда молодые венчаются. В Греции и Румынии можно венчаться в Петров пост, на Кипре – в оба летние посты.

Согласно церковному уставу, если местный батюшка вас повенчал в церкви, в недозволенный день, брак все равно действительный.

Примечание. Дванадесятые праздники:

  • 7 января – Рождество Христа
  • 19 января – Крещение Христа
  • 15 февраля — Сретение Господнее
  • 7 апреля — Благовещение
  • За 1 неделю до Пасхи – Вербное воскресенье
  • Сороковой день по Пасхе — Вознесение Господнее
  • Пятидесятый день по Пасхе — Троица
  • 19 августа — Преображение
  • 28 августа — Успение Богородицы
  • 21 сентября — Рождество Богородицы
  • 27 сентября — Воздвижение
  • 4 декабря — Введение в храм Богородицы

За сколько до венчания нужно держать пост?

Пост перед причастием, предшествующим венчанию, нужно держать минимум 3 дня, но лучше 1 неделю

Перед венчанием православная церковь советует устроить пост не только телу, но и душе – осознать все грехи и покаяться. За несколько дней до венчания жениху и невесте нужно прийти на исповедь и причаститься.

Как проходит исповедь и причащение?

  • Прежде всего, за несколько недель перед венчанием, узнайте расписание богослужений в церкви, которую собираетесь посетить.
  • Исповедование и причащение проходит после вечерней или утренней службы.
  • К исповеди нужно готовиться 1 неделю, а если времени нет, то 3 дня, не меньше.
  • Накануне посещения церкви нужно вспомнить, какие грехи за вами числятся и записать на листочек, чтобы потом не забыть рассказать священнику, поскольку не названный во время исповеди грех останется непрощенным.
  • В дни, предшествующие причастию, нужно помириться со всеми, с кем вы ссорились, и попросить у них прощения.
  • Также нельзя в это время ругаться, развлекаться, заниматься сексом.
  • Всю неделю нужно придерживаться поста – не есть мясные, молочные блюда и яйца.
  • Утром и вечером читайте молитвы. Кроме каждодневных молитв нужно читать Покаянные каноны к Пресвятой Богородице Марии, Христу и Ангелу хранителю.
  • Для женщин. Заранее подсчитайте, когда должны наступить месячные кровотечения, поскольку в церковь можно заходить только после полного прекращения менструации.
  • Если собираетесь на исповедь с утра, после полуночи взрослым нельзя принимать пищу, воду и курить, есть и пить можно только детям до семилетнего возраста.
  • Приходите в церковь до начала службы, слушайте молитвы, звучащие в храме и повторяйте их про себя.
  • После богослужения все, кто желает исповедоваться, по очереди подходят к священнику и каются в своих грехах.
  • Если батюшка отпускает вам грехи, вы направляетесь целовать крест с Евангелием.
  • Затем священник выносит для всех, кто исповедался, чашу, в которой Святые Дары.
  • Прихожане же должны сделать земной поклон (стоя на коленях нужно коснуться челом пола) в будние дни, и поясной (небольшой наклон головы и тела) – в праздничные дни и воскресенье. Во время поклона читается литургия, молитву нужно всем тихонько повторять.
  • После молитвы руки нужно сложить на груди: снизу левая, сверху правая, и подойти, по одному, к чаше со Святыми Дарами. Вначале выстраиваются дети, за ними — мужчины, а потом женщины. Перед принятием Святого причастия называете свое имя, принимаете ложечку с причастием, целуете край чаши, и отходите к столику запить водой. Это нужно делать, чтобы во рту не осталось ничего.
  • Оставшуюся часть дня нельзя ругаться, попусту болтать, заниматься сексом.

Курение – это грех?

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Игумен Лука (Степанов):

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что тление папиросы являет образ вечного тления в адском пламени тех, кто не оторвет себя до исхода из временной жизни от этой губительной привычки. Иной мудрый пастырь говаривал, что никотинный дым хотя вдыхается телом, но занимает в душе место Божией благодати и не допускает ее. Этих просвещенных указаний достаточно. Сам я с детства к этому дыму питаю искреннее отвращение, а потому не могу понять скорбящих о необходимости расстаться с этим зловонным легочным прижиганием.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Да! Все мы знаем, что курение наносит вред человеческому здоровью, а в Писании сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17).

Курение лишает Причастия

Протоиерей Павел Гумеров:

– Несомненно, курение – это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак – на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Священник Валерий Духанин:

– Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение – это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение – это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

Вспоминаю из жития преподобного Силуана, как он однажды посетил Россию, ехал в поезде в какой-то монастырь, а напротив него занял место купец, который предложил ему сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите “Отче наш”». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

На каких бы авторитетных и знаменитых людей ни ссылались, что они курили или курят, как, например, император Николай II, это не оправдывает самого курения. Немощи были и у знаменитых людей. Но ведь никто не станет изображать на иконе государя императора Николая II с трубкой, потому что все понимают: это несовместимо. И курение, кстати, служило одной из официальных причин откладывания канонизации. Государь-страстотерпец прославлен за подвиг терпения ради Христа, а немощи есть у любого человека.

А вот один очень близкий мне иеромонах рассказывал, как в молодости, на своем пути к храму он никак не мог бросить курить, и только после того, как он с верой приложился к мощам преподобного Амвросия Оптинского, дурную привычку как рукой сняло. Из этого можно извлечь два урока: первый – что курение все-таки препятствует человеку на его пути к Богу, и сама душа чувствует что-то неладное – совесть чувствует в этом греховную страсть; а второй тот, что иногда собственных сил не хватает для преодоления этой немощи и уже требуется особая Божия помощь.

Курение, безусловно, является грехом, точнее – греховной зависимостью. И значит, в этом надо каяться на исповеди, надо прилагать все силы к искоренению в себе этой страсти.

Если православный не может бросить курить, значит, у него есть не преодоленные духовные проблемы, а курение – лишь их проявление

Если человек ходит в храм, участвует в Таинствах, но не может бросить курить, значит, он еще не до конца разобрался в самом себе, внутри есть какие-то духовные проблемы, не разрешенные и не преодоленные, а само курение – лишь проявление этого. В любом случае, это признак нашей непреображенности. И на пути ко Христу курение должно само собой отпасть как привязанность совершенно ненужная, лишняя и пустая.

Тусклый мир курильщика

Священник Димитрий Шишкин:

– Является ли курение грехом? – Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное – это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает – поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать – хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным – первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! – закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно – снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил – и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно – опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил – и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение – не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Священник Игорь Сильченков:

– Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения», – учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Священник Максим Горожанкин:

– Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение – это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

>

Поцелуи и объятия в пост

Хадисы о поцелуях во время поста

О том, что поцелуи, объятия и ласки между супругами никак не влияют на действительность поста, четко сказано в достоверных хадисах.

Супруга пророка Мухаммада Умм Саляма передает, что «он (Пророк) целовал ее во время поста» .

*

‘Аиша также говорила, что «Пророк целовал ее и обнимал (ласкал) во время соблюдения поста» .

*

Однажды ‘Умар ибн Абу Саляма спросил у посланника Божьего: «Может ли соблюдающий пост целоваться?» Он ответил: «Спроси об этом у нее (у Умм Салямы)». Он спросил, и та ответила, что «Пророк так делает » .

*

Супруга пророка Мухаммада Хафса передает, что «Пророк целовал во время соблюдения поста» .

Единственной оговоркой в этом вопросе, упоминаемой самой ‘Аишей, является осторожность, то есть главное — не заходить слишком далеко , не доводить поцелуи, ласки до полового акта, в результате которого пост нарушается и муж будет обязан поститься два месяца подряд в искупление греха . Также имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова ‘Аиши о том, что «запретным во взаимоотношениях между мужем и женой во время соблюдения ими поста является лишь половой акт» .

Великий мухаддис и богослов имам ан-Навави, комментируя приведенные хадисы, сказал: «Нет разногласий относительно того, что поцелуи (объятия, ласки) не нарушают пост (они не влияют на его действительность), кроме как в случае, если в результате этого произойдет непроизвольное семяизвержение » .

Вопросы по теме

Считается ли пост нарушенным, если имели место быть оральные интимные ласки с мужем днем во время поста? Д.

Пост не нарушен. Нарушает его только лишь непосредственный половой акт.

Во время Рамадана в прошлом году в светлое время суток я целовался и обнимался со своей женой. Половой близости не было, но у меня произошло семяизвержение. Получается, что мой пост в тот день был нарушен? После окончания месяца Рамадан я восполнил этот день. Достаточно ли было восполнить нарушенный день или мне надо держать пост два месяца подряд в искупление? А.

Прямого аргумента по этому поводу в Сунне нет. Основное мнение ученых — подобное семяизвержение нарушает пост . Некоторые богословы сказали, что это не нарушает пост, но они в меньшинстве . Вы постились один день. Этого однозначно достаточно .

Ищу ответ на один вопрос о супружеской близости во время поста. Читал в материале «Супружеская близость во время поста», что оральные ласки не нарушают пост. Хотелось бы уточнить, входят ли сюда и оральные ласки женой полового органа мужа, если в последующем произошло семяизвержение? Меня очень беспокоит этот вопрос. Расим.

Так как в результате описанного вами процесса (не просто поцелуи и объятия, а нечто значительно большее) произошло семяизвержение, ваш пост был нарушен . Восполните его один к одному после завершения месяца Рамадан. Этого будет достаточно .

Сильное возбуждение портит пост? Мы с супругой сильно «увлеклись» днем, но до полового акта не дошло. Хотелось бы узнать, пост нарушен или нет?

Пост не нарушен, если не было непосредственного полового акта .

Два года назад во время поста у меня были интимные ласки с моей девушкой. Что это влечет за собой? Руслан.

Это не нарушает пост.

Если она не являлась вашей женой, то подобные отношения — грех, серьезный грех, вне зависимости от того, в какой из месяцев года это произошло.

Нарушается ли пост, если целуешься с женой в губы в дневное время?

Можно ли обниматься и целоваться с женой днем, во время поста?

Можно ли целоваться во время месяца Рамадан? Ведь слюна передается при поцелуе.

Во время соблюдения поста можно целоваться с женой. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) целовал свою супругу ‘Аишу в Рамадан в дневное время, что с ее слов передано в нескольких достоверных хадисах .

Напоминаю, что пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца.

1. Разве можно целоваться с женой в месяц Рамадан во время поста? Прочитав ваш ответ, удивлен. Еще раз хотел убедиться.

2. У меня друг собирается жениться. Можно ли прочитать никях в месяц Рамадан днем, во время поста?

1. Да, можно, причем и целоваться, и обниматься. О дозволенности этого ясно сказано в достоверных хадисах .

2. Да, можно. Однозначно.

Нарушен ли мой пост, если при поцелуях жены выделилась жидкость, но не сперма? А.

Нет, не нарушен .

Моя жена — христианка, но поженились мы по исламским канонам. Она с уважением относится к моему вероисповеданию. Я знаю, что во время поста в непосредственную близость с женой можно вступать после захода солнца, но у жены бывает ко мне влечение по утрам, после восхода. Будет ли являться нарушением поста, если я ей предоставлю «минимальные интимные ласки», не вступая в половое сношение? Александр.

Интимные ласки не нарушают поста , но строго остерегайтесь непосредственной близости (полового акта)!

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Хадис от Умм Салямы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 120, хадис № 322, а также Т. 2. С. 573, хадис № 1929; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1649.

Глагол, употребленный в хадисе, характеризует телесное прикосновение. Канонически во взаимоотношениях мужа и жены во время соблюдения поста дозволено все, кроме полового акта. Последний же возможен лишь после захода солнца и до начала утренней зари, до азана на утреннюю молитву Фаджр. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 226.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, хадисы № 1927 и 1928; Ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 427–429, хадисы № 62–72 (1106); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1650.

Св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 429, хадис № 74 (1108); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, хадис № 1651.

Хадис от Хафсы; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 429, хадис № 73 (1107).

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 188; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225.

Подробнее об этом говорилось в начале данного материала.

И не только он. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187.

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187.

В результате подобного семяизвержения пост будет все-таки нарушен и восполнить его необходимо лишь одним днем поста после месяца Рамадан.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, . Т. 4. Ч. 7. С. 215; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 191; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225.

См., например: См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 225, 226; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1707, 1708, 1721, 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя . В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189, 190; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 226.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1705, 1718; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1707, 1708, 1721; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1705, 1718; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 575, хадис № 1936.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 572, 573, хадисы № 1928, 1929; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадисы № 1683-1685, все «сахих».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 572, хадис № 1927–1929; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2382-2385, все «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 187–192; Имам Малик. Аль-муватто . Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 228, хадис № 648.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 189; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 71.

Хадисы от этом см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2382–2385, все «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадисы № 1683–1685, все «сахих».

Искуплением за прерванный таким образом пост является непрерывный двухмесячный пост.

Что можно есть?

Чем питаться является очень важным вопросом. В течение всего поста являются разрешенными продукты, растительного происхождения и блюда, приготовленные на их основе. Некоторые послабления допустимы в особые дни: в Благовещение и Вербное Воскресенье меню можно разнообразить рыбой и морепродуктами, а в Лазареву субботу по традиции едят рыбную икру. Более подробный список смотрите ниже.

Важно! Гастрономические ограничения поста не должны касаться беременных женщин, больных и пожилых людей, маленьких детей – всех тех, чей организм ослаблен и требует полноценного режима питания.

Список продуктов

Поститься — это не значит все время голодать или есть каши на воде. Меню в это время можно разнообразить салатами, которые не дадут организму ослабнуть и лишиться жизненных сил. В этот период можно употреблять в пищу:

  • Крупы: гречневая, рисовая, манная, пшеничная, пшенная, овсяная, ячневая, просо и другие. Во всех перечисленных крупах содержится обширный комплекс полезных витаминов и микроэлементов, которые смогут восполнить дефицит полезных веществ в период ограничения в еде;
  • Овощи и фрукты: картофель, свекла, морковь, капуста, тыква, кукуруза, лук, чеснок, яблоки, груши, бананы, апельсины и многие другие – ограничений нет никаких. Богатство витаминов, содержащихся в них, способно обеспечить полноценное питание для мирян. Овощи и фрукты можно запекать, варить, жарить, готовить на паровой бане или употреблять в сыром виде;
  • Грибы: шампиньоны, вешенки, белые, опята, лисички. Их считают аналогом мяса, ведь они в своем составе содержат до 4% (а сушеные грибы до 70%) белка. К тому же их химический состав богат минералами, витаминами, аминокислотами – незаменимыми участниками жизненно важных реакций, протекающих в организме;
  • Бобовые. Восполнить отсутствие животного белка можно белком растительного происхождения. Особо богаты на него горох, фасоль, чечевица, нут;
  • Орехи: грецкие, миндаль, фундук, кешью. Сухофрукты (изюм, курага, инжир, чернослив, финики, цукаты), семечки (подсолнечные, тыквенные, кунжут). Они просто не заменимы для тех, кто привык к «сладенькому»: высокое содержание углеводов и жиров поддержат отличное настроение, придадут энергии, окажут благотворное влияние на состояние организма в целом.

    Орехи и сухофрукты можно употреблять отдельно, можно включить в состав основных блюд, например, добавив в кашу или притрусив ими тарелку с салатом, а также, заправив небольшим количеством меда, полакомиться настоящим, и, самое главное, полезным десертом;

  • Соленья.Пост – это то время, когда домашние закрутки приобретают особую актуальность. Соленые помидоры и огурцы, баклажаны и кабачки, квашеная капуста и маринованные грибы – отличный вариант привнести разнообразие в рацион человека;
  • Растительные масла: подсолнечное, оливковое, кукурузное, льняное, тыквенное, кунжутное. Их можно использовать при термической обработке блюд, например, для обжарки овощей, или в качестве заправки салатов;
  • Зелень: укроп, петрушка, базилик, тархун, мята, мелисса, лук-порей, салат станет отличным дополнением к гарниру или салату, к тому же в ней содержится большое количество полезных микроэлементов и витаминов;
  • Мучные изделия. Макароны, вермишель прочно вошли в нашу жизнь, не стоит забывать о том, что их можно есть во время Великого поста, так как они быстро насыщают. Самое главное, следить за тем, чтобы на упаковке с макаронными изделиями, стоял знак «Изготовлено из твердых сортов пшеницы». Допускается поедание галетного печенья, сухариков;
  • Сладости. Полакомиться можно вареньем, джемом, козинаками, халвой – всеми сладостями, приготовленными без использования яиц, сливочного масла и других молочных продуктов. Сахар, не относится к продуктам животного происхождения. Однако стоит напомнить, что одна из целей поста – отказ от всевозможных искушений, дабы верующий человек мог очистить свое тело и душу;
  • Напитки. Можно утолять жажду при помощи зеленого и черного чая, кофе, компота, морса, киселя, фруктового или овощного сока;
  • Хлеб. Как же без него? Лучше, если он будет солодовым, ржаным или из отрубей.

Календарь питания на каждый день

Во время поста не следует делать питание однообразным и скучным, еда может быть разнообразной по-своему.

Обилие продуктов растительного происхождения позволяет ежедневно предлагать своим домочадцам вкусные, оригинальные блюда и закуски, приготовленные на их основе.

Не нужно бояться экспериментов и миксов, но важно также не забыть об основополагающих канонах постящегося православного человека.

Сбалансированное питание по дням в выглядит следующим образом:

Открывает Великий пост первая седмица, которая считается одной из самых строгих: Понедельник – полное воздержание от пищи.

Вторник – постный хлеб, желательно вчерашний, и вода, можно квас.

Со среды по пятницу – допустимо только сухоядение – употребление сырой, то есть не прошедшей термической обработки, пищи без масла. В эти дни допустимо поедание фруктов, овощей, орехов; не рекомендуется даже пить чай, кофе, компот, то есть то, что было приготовлено путем кипячения.

Суббота и воскресение – можно кушать горячую пищу, приготовленную на растительном масле. В выходные можно приготовить постный супчик, кашу, пасту с грибами и овощами, пожарить грибы с зеленью, открыть баночку солений.

Со второй по шестую седмицы принцип питания остается следующим: Понедельник, среда, пятница – сухоядение. В это время необходимо стараться избегать блюд, приготовленных на огне. Можно кушать салаты из свежих овощей или фруктов, хлеб, орехи, мед.

Вторник, четверг – горячая пища без растительного масла. На завтрак можно сварить любую кашу, заправив ее сухофруктами, ягодами, медом, зеленью, на обед – овощной суп, картофельное, гороховое, чечевичное пюре с соленьями (но только, если в технологии приготовления не было использовано подсолнечное масло), на ужин можно запечь тыкву, картофель или баклажаны, в качестве десерта – фруктово-ягодный микс.

Суббота и воскресенье – горячая пища с растительным маслом. В выходные дни можно поджарить картошку на растительном масле, овощные котлетки (грибные, капустные), картофельные зразы, приготовить овощной теплый салат с баклажанами, помидорами, кабачками или винегрет, постные голубцы с грибами, сварить щи из овощей и пюре из бобовых, приправив последнее грибным соусом, приготовить овощную или фруктовую запеканку.

Самое время вспомнить о домашних заготовках: кабачковой икре, лечо из томатов и перца, баклажан по-грузински. Можно полакомиться и сладостями: уместны будут травяные чаи, халва, козинаки, варенье и джем.

Последняя, седьмая седмица, называется Страстной. Ограничения в питании в течение этой недели наиболее существенны. Первые три дня проходят в строгом посту. Обычно верующие в этот день ограничивают свой рацион питания овощными салатами, приготовленными без термической обработки и добавления масла, фруктами. Можно сделать понедельник овощным днем, вторник – фруктовым, среду – фруктово-овощным. Не следует забывать о перекусах, для которых идеально подойдут орешки.

В Чистый четверг можно побаловать себя горячим блюдом без масла. Хороший вариант – томатный суп, каша, сваренная на воде, запеченные на гриле или в духовке овощи. Важное условие: кушать в Страстной четверг можно только один раз.

Страстная пятница – день строгого поста. Монахи в этот день вообще не едят, а только пьют воду. Мирянам желательно также урезать свой рацион, ограничив его водой и хлебом.

Субботний день перед Пасхой едят пищу, состоящую из хлеба, воды. Овощи и фрукты без масла. Это последний день перед Пасхой,и о очень строгий.

Вино?

Очень многих беспокоят вопрос: «Можно ли употреблять алкоголь во время Великого поста»

Монашеский устав гласит: по всем выходным дням, в том числе в Лазареву субботу, но не в Страстную, а также на праздник Благовещения и в Вербное Воскресенье можно выпить немного виноградного вина объемом в одну красовулю (кубок, обладающий размером, равным сжатой ладони монаха в кулак).

Но это правило прописывалось уставом многие века назад, когда на то были свои основания:

  1. в древние времена, когда все лекарственные средства изготовлялись из растений или других подручных средств, алкоголь выполнял функцию антисептика и антибиотика;
  2. помимо лечебного предназначения вино также было призвано пополнять водный баланс в организме. Традиция винопития пришла из Византии, где климат был жарким, и человеческий организм испытывал потребность в постоянном пополнении запасов воды. К тому же древние люди разбавляли хмельной напиток обычной водой, чаще всего в соотношении одной доли вина к трем долям воды;
  3. качество алкоголя в ту пору значительно отличалось от современной продукции: вино производилось только из натуральных ингредиентов, в технологии приготовления не использовались красители, а крепость алкогольного напитка значительно уступала современным аналогам;

Современной фармацевтике под силу излечить практически все заболевания, недостаток жидкости в организме легко восполнить безалкогольным напитком, благо их сейчас на полках магазинов великое множество, а качество нынешнего вина оставляет желать лучшего. Поэтому вывод довольно прост: «можно» не значит «обязательно». Современному православному христианину вполне реально обойтись и без вина в течение всего времени.

Но уж если все-таки в указанные дни принято решение немного выпить, то предпочтение следует отдать красному сухому вину (оно максимально обладает оздоровительными свойствами), предварительно разведенному с водой, и в объеме, не превышающим один бокал.

Рецепты салатов

«Экзотика»

Этот салат без опасения можно готовить по понедельникам, средам и пятницам, когда допускается поедание сырых овощей и фруктов.
Для его приготовления понадобится:

  1. белокачанная капуста;
  2. морковь;
  3. лук;
  4. чеснок;
  5. сельдерей;
  6. Свежий огурец;
  7. яблоко или апельсин;
  8. в качестве заправки – свежевыжатый лимонный сок;

Капусту необходимо мелко нашинковать, подсолит и оставить на 10 минут для того, чтобы она выпустила сок, который впоследствии обязательно нужно слить. Моркови очистить, тщательно вымыть и натереть на крупной терке. Мелко нарезать лук, измельчить пару зубков чеснока и несколько веточек сельдерея. Огурец и фрукт нарезается кубиками. Все ингредиенты смешиваются в емкости, солятся, перчатся, поливаются лимонным соком.

«Маркитанка»

Этот вариант салата подойдет для выходных дней: овощи в его составе подвергаются термической обработке, сам он заправляется растительным маслом. Технология его приготовления весьма проста:

  1. картофель отварить с кожурой;
  2. почистить;
  3. порезать кубиками;
  4. добавить баночку консервированной кукурузы;
  5. немного квашеной капусты (лучше красного цвета);
  6. измельченные укроп;
  7. петрушку;
  8. кинзу;
  9. лук;
  10. сельдерей;
  11. заправить растительным маслом и лимонным соком.

Все перемешать и можно подавать на стол.

Все эти рецепты актуальны не только в этом году.

Пост по дням недели

В некоторые дни недели пост может быть более строгим, а в некоторые, в том числе и выпадающие на церковные праздники, можно допускать некоторые послабления. Так, понедельник, среда и пятница – дни строгого поста, сухоядения. В эти дни можно употреблять только те продукты, которые не подвергались тепловой обработке, исключено и добавление растительного масла. В дни строгого поста можно есть только черный хлеб, овощи и фрукты, запивая их водой или несладким компотом. Если вы в эти дни будете делать салаты, для заправки можно использовать только лимонный сок, смешанный с небольшим количеством меда.
Во время поста не следует голодать, особенно если до этого вы не отказывали себе в еде. Это чревато проблемами с желчеотделением и эрозивными процессами в желудочно-кишечном тракте.
Горячие блюда можно есть по вторникам и четвергам, но и в эти дни добавлять в них масло запрещено. А вот суббота и воскресенье – дни послабления, когда вы, наконец, можете обжарить на растительном масле рыбу или овощи, добавить его в салаты.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *