Можно ли христианину заниматься йогой.
Йога — это что, религия или медицина?

     Сейчас, когда увлечение йогой и «нетрадиционными» системами оздоровления организма человека, переживает пик популярности в нашей стране, часто можно услышать вопрос, можно ли христианину заниматься йогой. Прежде чем ответить однозначно – можно заниматься или нельзя. Давайте попробуем разобраться, что же такое йога на самом деле. Сами учителя, преподаватели йоги, проповедники этого «чисто оздоровительного» учения, всегда и в любом случае настаивают на том, что йога не имеет религиозного «подтекста». А является «древним, восточным, сакральным» учением «получения» здоровья, «нетрадиционным» медицинским методом «само исцеления» и вообще йога учит «как жить правильно», «как изменить сознание человека», «способ его мышления».

Нужна ли православному христианину йога?

При этом, в обязательной форме, учитель настойчиво подчеркивает то, что йога прекрасно совместима с любой религией, особенно с христианством и не имеет с ним никаких противоречий. Поэтому заниматься йогой можно и христианину.

  • Можно ли христианину есть свинину.
  • О совместимости христианства и занятий ведическими практиками.

         Звучит гладко, правда? Лично меня, как христианина, настораживает сразу специфическая, характерная проповедническая терминология. Отчего же учителя йоги, так резко реагируют на вопрос – йога это религия? Нет, говорят, не религия, а сакральное учение или древняя восточная система, индийская, а точнее оздоровительная практика верующих аскетов в индуизме. Хотя на самом деле ведическая, но очень не религия. В этот момент, мне хочется сказать громко: «Стоп машина!». Прошу повторить медленно, еще раз и пояснить мне недалекому, в каком месте йога перестает быть религиозной практикой. Достаточно грамотный учитель йоги, вполне может и пояснить. Разъяснение будет дано в том духе, что настоящие йоги не имеют отношения к христианству и вообще не признают Христа Спасителем нашим, относятся к нему нейтрально, ровно, безразлично, как ко всем богам в любой религии мира. Уважая их всех скопом, как выдающие исторические личности, известных людей прошлого, вокруг которых невежественные массы наворотили всякие фантазии. На этом основании, учителя йоги определяют свое учение нерелигиозным. И очень даже совместимым с христианством ведическим учением, которым особенно хорошо заниматься в окружении икон и горящих свечей. Гммм. У меня шок от таких пояснений. Зачем же «смешить мои тапочки»? Им и так тяжело пришлось в прошлой жизни, хотяяя — если тапочки были йогом, чего уже им терять. Самое страшное переселение душ для тапочек миновало. Они могут выдохнуть с облегчением. Выдыхай бобер — пойдем дальше.

  • Курение это грех? Грех ли курение?
  • Почему учителя йоги ВСЕГДА говорят о том, что христианину можно заниматься йогой?

         А где логика? Если учение отрицает Христа, как Спасителя нашего, то это уже не религия, а оздоровительная восточная медицина? Как ни странно, но терминология в большинстве случаев срабатывает. И многие люди, декларативно заявляющие о себе, как о христианине, почему-то не видят тут «проколов». Ну они же сказали что йога – это не религия. Ну они же сказали что христианину можно заниматься йогой. А голова человеку на что дана? Не только для прямой функции – чтобы есть. Головой же думать иногда надо. Да, преподаватели йоги ВСЕГДА говорят, что можно заниматься йогой всем христианам и НИКОГДА не утверждают обратного. Ну так врут же, безбожно врут, недоговаривают, играют терминами, понятиями. При чем не особенно скрываясь. Вы можете представить себе картинку, как в стране расположенной на пост христианском пространстве, проповедник йоги, набирающий группу учеников, будет каждого новичка предупреждать. Мол, приходите заниматься нашей ведической практикой, мы вам рады, только знайте, что с христианством, занятия йогой совместимы быть не могут.

    Но это же паранойя. Смесь маркеттингового (уф! ну и словечко!) абсурда с миссионерской шизофренией. Нееет. Эти ребята не дураки и знают что делают. Помнят бессмертную фразу: "Самому на себя стучать — последнее дело".

  • Можно ли христианам носить красную нить.
  • Советы Православной церкви по поводу занятия йогой для христианина.

         Поэтому, решая для себя, можно ли христианину заниматься йогой, разумнее всего было «спросить разрешения», не у проповедника другой религии – йоги. А получить разъяснения (совет) у представителя собственной, нашей же христианской церкви. В чем, в чем, а в отрицании медицины, здоровья, науки или подобных «грехах», Православная Церковь замечена никогда не была. А вот в заботе о духовном здоровье прихожан, христианская церковь иногда подозревается. Плюс к тому, за более чем 2000 лет существования, Православная Церковь, худо бедно, но научилась различать, эзотерические учения и ведический аскетизм, от медицины.

  • Сколько свечей ставить в церкви.
  • Зачем йоги занимаются йогой. В чем смысл?

         Зачем йоги занимаются йогой? Понятно, что улучшают что-то, сначала здоровье, как они говорят, затем сознание, способ мышления, а потом и душу. Все это задачи «низкого уровня доступа», ступени, через которые нужно пройти любому адепту йоги на Большом Пути. На самом деле, у йоги, как у религиозной аскетической практики, есть вполне определенная вероучительная цель. Йога – это метод, технология позволяющая добиться высшей для индуиста цели. Он желает вырваться из бесконечного, ужасного в его понимании кошмара, колеса вечных перерождений души. Он хочет умереть окончательно, навсегда и раствориться так, чтобы угрозы нового рождения не существовало больше никогда. Для этого, перед йогой, как религиозной практикой, практической технологией, ставится только одна высшая задача – суметь совершить качественное самоубийство. Убить не тело, которое суть прах, а душу. Христиане почитают душу бессмертной неотъемлемой частью личности – считая это благом. Индуисты почитают душу бессмертной, как изощренное наказание и нашли способ вырваться из круга вечных перерождений души (заметьте души, а не личности).

  • Как избавиться от негатива людей.
  • Занятия йогой — это не сатанизм.

         Поэтому, отвечая для себя самого, можно ли христианину заниматься йогой, лучше всего хотя бы принимать во внимание, вероучительные, религиозные мотивы занятий йогой. Представлять картину целиком. Ведь в йоге, как в серьезном ведическом учении, действительно можно почерпнуть оздоровительную, медицинскую, лечебную составляющую. Занятия йогой – это не прямой классический сатанизм. Тут все более сложно закручено. Теоретически, подготовленный, понимающий, образованный христианин, вполне может разделять, где заканчивается оздоровление и начинается религиозная антихристианская проповедь.

  • Свечи за здравие врагов.
  • Медитации при занятиях христианином йогой.

         Самым спорным для современного человека, незаметным «камнем преткновения», в занятиях христианином йогой, будет такой момент, как медитация. Учитель йоги, быстро и тактично поставит вас перед выбором. Пояснит, что только одними растяжками и упражнениями на гибкость, вы ничего не сможете добиться. Это все «подготовка тела», без которой невозможно изменение сознания. Как способ изменения сознания рекомендуется медитация. Типа, совершенно «кошерная», безобидная, безвредная ведическая практика, проверенная на многих поколениях современных и древних аскетов, успешно практиковавших йогу. Мы понимаем уже, что значит для христианина «успешная практика» йоги. Можно ли христианину, в рамках занятия йогой, медитировать? Просто из любопытства, для пущего оздоровительного эффекта. Подумаешь, немного поменяется сознание, что тут плохого. Гмм. Как бы это сказать повежливее. Богатый аскетический опыт существует не только в индуизме. Не меньший, а может и больший, опыт аскетических практик накоплен в Православном монашестве. Христианскому аскетизму медитации давно известны, в том числе и как способ «повышения эффективности» молитвы, донесения обращения к Богу, связи с невидимым, духовным миром. Выводы общеизвестны.

  • На что наводят порчу.
  • Медитации и медитативные молитвы в Православном христианстве, опыт монахов аскетов.

         Редкие, очень опытные монахи молитвенники, занимающиеся этим всю жизнь, под руководством наставника, имеющие выдающийся молитвенный талант, действительно практикуют своеобразную форму молитвы, в состоянии очень близком к медитативному. Однако практика признана чрезвычайно опасной и категорически не рекомендована людям, не имеющим специальной многолетней подготовки, опыта именно таких молитв. «Медитативные молитвы» никогда не практикуются в одиночестве, без присмотра и поддержки. Как только замечаются признаки того, что монах молитвенник «забрел не туда», «опыты» прекращаются. Хотя с точки зрения йога – христианский монах забредает как раз туда куда нужно. Получает необычные качества, например не мерзнет в мороз, способен сушить телом, мокрые простыни при температуре минус 30, взлетать, не нуждается в пище и хорошо себя чувствует и т.п. Для обычного светского человека – йоговская медитация, лучший способ получить забесовление, вместо «улучшения сознания». Спасибо за внимание к нашему тексту. Надеюсь, что вы получили более полное представление, смогли узнать, можно ли христианину заниматься йогой. Можно, но ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО.

  • Зачем носят булавку.
  • Святейший Патриарх Кирилл

    «Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

    В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

    Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения.

    Опасно ли православному человеку заниматься йогой?

    Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

    «Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

    «Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

    Иеромонах Серафим (Роуз): «Христианская йога»

    Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение; следующие описания взяты из его книги.

    Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты» (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

    Тот же автор продолжает: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» (стр. 63).

    Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель «христианской йоги» — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для «христианской» медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния» (стр. 158). Упражнения приводят к «необычайному ощущению покоя» (стр. 6). «Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет» (стр. 49). «Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны» (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, «можно с полным правом назвать «состоянием полного здоровья», которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни» (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: «Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности» (стр. 50).

    Но все это — только подготовка к «духовной» цели, которая не заставляет себя долго ждать: «Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму» (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает «легкость, которую» он «почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании» (стр. 6). Человек становится «более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес» (стр. 13). «Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни» (стр. 31). Даже для «ученика-йога» молитва становится «сладостной» и «охватывает всего человека» (стр. 183). Человек расслаблен и «готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать» (стр. 71). «Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания» (стр. 72). «С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова» (стр. 11).

    Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских «христианских» опытов. То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор «Христианской йоги», будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые «медитации», которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических «медитаций» последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. «Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества» (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости «христианский йог» умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей «духовных переживаний»: он даже не видел «Ангела света», а только дал волю своим собственным «религиозным фантазиям», порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная «медитация» в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

    Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика «Добротолюбия» на французский язык с приложением выдержек из «Добротолюбия», только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным «мудрецам», разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании «Добротолюбия» является то, что он называет «сердечной молитвой» (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

    Ниже мы полнее прокомментируем опасности «христианской йоги», когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами «восточной медитации», которые предлагаются сегодня христианам.

    Глава из книги «Православие и религия будущего»

    http://www.pravmir.ru/kak-pravoslavnomu … ya-k-joge/
    http://www.pravmir.ru/opasno-li-pravosl … sya-jogoj/

    Я страдаю болезнью позвоночника. Врач посоветовал заняться йогой. Говорит, в йоге есть комплекс упражнений, который помогает при моей болезни. Но, насколько мне известно, все упражнения в йоге направлены на достижение какого-то духовного эффекта. Я человек православный, регулярно хожу в Церковь и не намерен погружаться в изучение чуждой мне религии. В то же время я знаю, что многие из упражнений современной гимнастики взяты именно из йоги. Где же та грань, за которой физические упражнения превращаются в духовные? Петр

    Отвечает Дмитрий ПЕТРОВСКИЙ, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям ОВЦС:

    – Уважаемый Петр! Йога зародилась в индуизме и буддизме как совокупность духовных и физических практик. Цель йоги — управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более возвышенного психического и духовного состояния. Согласно философии индийского дуализма в мире действуют два начала: материя и дух. Жизнь получается в результате соединения этих двух субстанций, которые совершенно разнородны, но не сознают своей разнородности и притягиваются друг к другу. Стоит душе человека ясно осознать всю отличность своей природы от природы материи и глубоко проникнуться этим сознанием, как она освободится от связи с телом и после смерти растворится в духовной субстанции. Поэтому некоторые называют йогу искусством смерти.

    Казалось бы, аскетика Православия и аскетика йоги созвучны, но на самом деле разница принципиальная. Мысль о теле как темнице души, несомненно, имеет языческое происхождение и в корне противна христианству, утверждающему, что тело — храм Духа Святого, и проповедующему телесное воскресение.

    Все направления йоги основаны на допущении, что люди могут своими действиями достичь единства с Абсолютом. В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенствования — путь, на который увлек диавол первого человека Адама, соблазнив его возможностью стать Богом.

    Одна из систем йоги — хатха-йога — сосредоточена на очищении тела, приводящем к очищению ума и жизненной энергии. Хатха-йога включает в себя специально подобранный комплекс тренировочных поз, сопровождаемых определенным дыханием. Разные упражнения укрепляют разные части тела и органы. В настоящее время хатха-йога в ее многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

    На вопрос о допустимости йоги как чисто физической практики нет сформулированной церковной позиции, существуют только личные мнения. Одни считают, что Православие и йога несовместимы, другие не видят ничего предосудительного в том, чтобы использовать некоторые позы в целях оздоровления. Действительно, йога — очень эффективная оздоровительная система, но эффективна она именно благодаря своей комплексности и укорененности в определенной духовной традиции. Ее популярность у нас понятна — в христианстве не сохранилось такой методически проработанной физической системы. Кроме того, большинство современных учителей йоги подают ее как внерелигиозную (или всерелигиозную) систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, самое большее — к некоему абстрактному «просветлению».

    И все-таки, осваивая технику различных поз, вы неизбежно начнете погружаться в их духовный смысл. В подавляющем большинстве случаев современная йога, практикуемая в нашей стране, — это подражание дилетантов дилетантам. Поэтому, чтобы понять смысл упражнений, вам придется читать дополнительную литературу. При этом вы невольно будете подвергать свое сознание воздействию той языческой философии, которая сегодня затуманила разум многих людей.

    В России и, в частности, в Москве, несмотря на чрезмерную рекламу курсов и школ йоги различных направлений и степеней сложности, очень мало специалистов, готовых преподать йогу именно как целостную систему. А редко встречающиеся профессионалы уже сделали свой духовный выбор — не в пользу Православия. Общение с такими учителями для души небезопасно. Индуизм совсем не любвеобилен по отношению к другим религиозным практикам, и, если заниматься у серьезных специалистов, они рано или поздно поставят перед вами вопрос о духовном выборе. Для них, живущих в этой традиции, естественно, что для дальнейшего роста необходимо соблюдение религиозных ритуалов. Если православный человек займется классической йогой, ему, чтобы остаться православным, неизбежно придется противостоять всему культурно-историческому и духовному фону, который несет чуждая для него традиция. Это непросто.

    Я не утверждаю, что невозможно заниматься йогой только как гимнастикой. Множество лечебно-оздоровительных синтетических систем основывается на позах йоги. Например, гимнастика Поля Брэгга, пилатес и прочее. Какой комплекс упражнений выбрать? Каждый подобный вопрос должен решаться индивидуально. Рекомендацию врача заняться йогой необходимо обсудить с духовником, который, зная вас и ваши склонности, сможет определить степень возможной опасности упражнений конкретно для вашей духовной жизни. Мы, как христиане, призваны к свободе, а не к анархии духа. Поэтому «все мне позволительно, но не все мне полезно» (1 Кор. 6: 12).

    http://www.pravmir.ru/kak-pravoslavnomu … ya-k-joge/
    http://www.pravmir.ru/opasno-li-pravosl … sya-jogoj/

    Какова техника пассивной гимнастики для лежачего больного?

    В основном объектом пассивной гимнастики являются конечности больного.

    Можно ли православному заниматься йогой?

    Сиделка одной рукой захватывает конечность в области сустава, а другой — за эту конечность в некотором удалении от сустава. Первая рука служит опорой, а вторая производит с конечностью необходимые движения. В результате конечность больного «пассивно» движется.

    Пассивное движение рук. Для гимнастики плечевого сустава левой рукой сиделка захватывает надплечье («плечо») больного, а правой — его руку за локтевой сустав («локоть»). Затем она двигает руку больного вверх-вниз, вперед-назад и вращательно по и против часовой стрелки, то есть имитирует основные естественные движения руки. Точно такой же принцип естественности движения применяется и при гимнастике других суставов. При гимнастике локтевого сустава левой рукой сиделка захватывает плечевую часть руки вблизи локтя, а правой — предплечье.При гимнастике кисти сиделка левой рукой захватывает предплечье у запястья, а правой — кисть. Гимнастика пальцев рук включает пассивные движения каждого пальца по отдельности и всех вместе.

    Пассивная гимнастика для нижних конечностей охватывает тазобедренные суставы, коленные, голеностопные суставы и пальцы ног. Принцип захвата частей нижних конечностей тот же, что и для верхних. Еще более простое описание пассивной гимнастики — все суставы больного человека нужно осторожно и не оказывая давления «разрабатывать», поворачивая и сгибая их во всех направлениях. При этом суставы надо поддерживать ладонью.

    Каковы изометрические упражнения для лежачего больного? Суть изометрических упражнений состоит в том, что больному предлагается сократить (напрячь) определенную мышцу, преодолевая какое-то сопротивление, и удерживать мышцу в таком состоянии несколько секунд. Суставы при этом неподвижны.Примером может служить растягивание эспандера или резиновой ленты и удерживание их в растянутом состоянии. Еще примеры. Больной сводит ладони вместе, а потом давит подушечками всех пальцев одной руки на подушечки пальцев другой руки. Или сводит руки «в замок» и пытается растянуть руки в стороны. Для каждой группы мышц разработаны определенные упражнения, и о них вам обязан рассказать инструктор.

    Каковы особенности активной гимнастики для лежачего больного?

    Упражнения для шеи включают прижимание головы к груди, отведение ее назад, затем сгибание шеи к обоим плечам и еще повороты шеи налево и направо.

    Упражнения для рук включают сгибания и разгибания всех пальцев и кисти, круговые движения кисти и круговые движения в локтях, подъемы рук, разведение рук в стороны. Полезны также упражнения с холщовыми или резиновыми шариками, ручным эспандером, ручная работа с пластилином и перебирание мелких предметов.

    Упражнения для ног включают сжимание и разжимание пальцев ног, круговые движения стоп, вытягивание стоп (надо мысленно как бы стремиться вставать на цыпочки), подтягивание стоп «на себя», сгибание и разгибание ног в коленях в положении на спине и животе, тазобедренных суставах в разных направлениях в положении на спине и на боку, подъемы ног.

    Упражнения для профилактики тромбозов включают частые подъемы ног и упражнения, известные под названием «езда на велосипеде» и «ножницы».

    Упражнения для профилактики остеопороза делаются с эспандером и резиновыми бинтами, то есть с отягощениями.

    Упражнения для легких (для профилактики пневмоний) включают надувания воздушных шариков и медленные вдохи с небольшими задержками дыхания и разведением и сведением на груди рук после выдоха.

    Упражнение для профилактики запоров включают «надутие» на вдохе живота и втягивание живота «в себя» на выдохе с подтягиванием согнутых в коленях ног к себе в положениях на спине и на боку.

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *