Актуальные вопросы

“Можно ли поминать некрещеных в церкви?”

Рассуждение первое. «Все крещеные, все православные?»

Запрет на поминовение «неверных» возник еще в ранней Церкви, но тогда обсуждаемый здесь вопрос просто не мог возникнуть. Не было тогда еще полумер, каждый христианин ясно осознавал, ЧТО такое крещение, ЧТО произошло с ними в купели, и потому граница «верных» и «внешних» была очень четкой.

А что сейчас? Многие прошли через купель в детстве, но так и не обрели веру, некоторые крестятся просто потому что «так надо», большинство (что греха таить) «православных» являются таковыми только по названию. Можно ли считать таких людей крещеными? Один из св. Отцов сказал как-то про тех, кто приступает к крещению без рассуждения и осознания этого шага: «люди окрестят, а Дух Святой не будет тебя крестить».

В связи со сказанным возникает вопрос: уместно ли в современном мире проводить границу Церкви в категориях крещен-некрещен? Ведь в этом случае крещеный в детстве воинствующий атеист оказывается в «привилегированном» положении перед некрещеным сочувствующим ?

Рассуждение второе. «Нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся…»

Церковь – это Тело Христово (Кол. 1:24). И Евхаристия – это главное ее таинство. Таинство, в котором причащающиеся становятся единым целым, единым организмом, Единым Телом Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (1Кор. 10:17). Именно с этим связано появление запрета на поминовение «неверных». Как может священник во время Литургии произносить «Нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа причастие», имея в виду тех, кто отказывается быть частью Тела и Крови?

Но у наших свечных ящиков как-то не принято спрашивать о том, живет (жил) ли человек, имя которого написано в записке, церковной жизнью или нет, регулярно ли он приступает (приступал) к таинствам; достаточно только наличия факта крещения: крещен – можно поминать, нет – нельзя. Но ведь если следовать той логике, из которой возникло это правило, то вернее было бы отказывать в поминании всех, кто по жизни не является (не являлся) членом Тела Христова, а не заниматься формализмом…

Рассуждение третье. «Где двое или трое собраны во имя Мое…»

Литургия – это таинство, совершаемое от лица всей Церкви, но ведь существуют молитвенные чины, которые именуются частными требами и совершаются от лица группы людей. Вот пример.

Собрались ребята из N-го братства православной молодежи на еженедельный акафист, а священника нет. Ну, вот так уж вышло, что ни у одного священника не получилось прийти. Что же тогда сделают ребята? Уверен, что раскроют акафист и пропоют его сами. Да, молебен не будет совершен полностью, многие моления, совершаемые только священнослужителями, будут опущены, но разве дерзнет кто-то сказать, что молебен не состоялся?

Аналогично и с панихидой. Существует чин литии, которая, по сути, представляет собой молитвословия из панихиды, но которые могут совершать миряне без священника.

Вспомните, как проводили молебны в дореволюционное время. Нет, например, дождя — крестьяне собираются и просят батюшку совершить молебен, и сами (вот что важно) стоят и молятся. Священник в данном случае выполняет просто роль пастыря, ведущего свою паству по молитвенной стезе.

Так не является ли молебен (панихида) лишь исполнением завета Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20)? А в этом случае, разве есть грех в том, что люди захотят собраться и помолиться о спасении того, кто не был крещен, но кого собравшиеся любят и желают, чтобы Господь его помиловал?

Рассуждение четвертое. «Не заграждай рта у вола молотящего» (1Тим. 5:18)

А теперь хочу обратить внимание на одну интересную особенность нашей современной церковной жизни.

Если в стране происходит какое-нибудь бедствие (захват заложников, например), то совершаются молебны о спасении страждущих. Если все же есть погибшие – служатся панихиды. Причем совершаются эти службы повсеместно, во всей РПЦ и при этом не спрашивается у родных свидетельство о крещении…

Среди погибших в Беслане были не только православные, но разве это помешало тысячам, сотням тысяч людей со слезами на глазах поминать в храме «всех от рук супостат убиенных»? Какими предписаниями можно было угасить этот единый порыв сочувствующих сердец, соединившихся в общей молитве за детей, жизнь которых оборвалась на взлете? Кому приходило на ум спросить о конфессиональной принадлежности детишек, прежде чем излить боль кровоточащего сердца перед Господом? Воистину это тот случай, о котором Господь сказал: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40).

Так почему в обыденной жизни непрестанное «нельзя» торжествует над любовью к ближнему?! Не скорбит ли сердце христианина от того, что его родственник так и умер без покаяния, неужели грешно не у Престола, нет (см. рассуждение второе), а просто всем вместе (см. рассуждение третье) собраться и помолиться о том, кто предстал пред Богом «не в брачной одежде» (Мф. 22:12)? Неужели Богу, который есть Любовь , противно такое проявление братской любви?

Некоторые выводы.

Так можно или нельзя поминать некрещеных в церкви? Однозначно на этот вопрос ответить очень сложно.

С одной стороны понимание сути евхаристических молитв не позволяет писать в записках даже крещеных, но невоцерковленных людей. С другой – любовь к тем людям, кто еще не принял свет Христов в свою душу, а тем более к тем, кто отошел в мир иной, так и не крестившись, вопиет о милости к ним. И если не их добродетели, то может быть любовь родных, вера служащих в милосердие Божие смогут им хоть как-то помочь.

Говорят, что в записке поминать нельзя, а от себя помолиться можно. Но если это касается не мирянина, а священнослужителя? Где граница между молитвой иерея Иоанна и раба божьего Иоанна? Можно ли провести такую границу?

Так что, разрешить поминать всех подряд? Разумеется, так поступать тоже нельзя. Это не только пойдет в разрез с самой традицией христианства, но и полностью размоет границы Церкви, растворит ее в миру.

Итак, наличие проблемы очевидно. Какое же решение? А решением может быть только возрождение института оглашенных и более серьезного отношения к таинству крещения. Если бы люди крестились не просто по традиции или “чтобы не болеть”, а по вере и стремлении к Истине, если бы для людей, входящих в купель, крещение было действительно умиранием для мира и рождением в новую жизнь (2Тим, 2:11), то сама собой ушла бы и та неясность в определении границ Церкви, о которой я говорил вначале…

Многие скажут, что это от нас не зависит, это дело священства — отнюдь.

Как поминать усопших по уставу православной церкви в годовщину смерти

Сколько людей приступает к таинству, не осознавая происходящего, только потому, что их к этому склоняют родственники? Если уж мы печемся о своих близких, то не лучше ли, молясь за них келейно, для начала привести их к осознанию величия крещения, серьезности этого шага? И не надо думать: “сейчас окрестим, зато получим больше возможности молиться за человека (подавая записки)” — нет, не получим. В рассуждении втором уже объяснена ошибочность подобной логики, это чистейшей воды магизм, сведение молитвы, как акта общения с Небесным Отцом, до процесса осуществления определенного набора обрядовых действий (прочитали записку, помазали лоб и т.д.). Вспомним слова Спасителя “если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного” (Мф, 18:19) и не будем оставлять надежды — Господь обязательно услышит наши мольбы, близкий человек осознанно придет к купели и после будет только благодарен за то, что его не лишили радости этого великого таинства!

P. S.

В своих рассуждениях я исходил из того, что желание помолиться о некрещеном исходит из сердец любящих людей, когда они сами принимают в молитве непосредственное участие. Распространенную же среди «христиан» практику подать записку в церкви, чтобы ТАМ за кого-то помолились, я не учитывал. Подобное лицемерное отношение к молитве, основанное на мистификации церковных обрядов (важно совершить последовательность каких-то действий) даже молитвой трудно назвать. Скорее это смахивает на попытку низвести Церковь до бюро по оказанию духовных услуг…

Анатолий КОРОТКИЙ
http://o-namestnik.livejournal.com/3372.htm

————————————————————

Я имею в виду тех сочувствующих, которые хорошо относятся к православию, осознают важность и ответственность крещения, но не готовы пока сделать этот шаг. Таким был, например, св.равноап. Константин Великий, император Римской империи, легализовавший христианство, но крестившийся лишь незадолго до смерти, через 25 лет после религиозного перелома, произошедшего в его душе .

На сайте Владивостокских Епархиальных ведомостей на вопрос читательницы «Можно ли молиться за некрещеного человека?» неизвестным автором был дан ответ: «Нельзя молиться за некрещеного в церкви. Дома по благословению духовника еще допускается» Оказывается для того, чтобы любить своего «неверного» родственника и изливать свою любовь пред Господом нужно особое разрешение… А я-то раньше считал, что «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8).

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Ин. 4: 7-8)

на главную страницу
сайта Гродненской епархии

за некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц.

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственни­ков. Церковь за некрещеных не молится, т. к. эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное христианское поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви.

92. Можно ли поминать в церкви некрещеных?

По Уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещенных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков) — эти люди отлучили себя от Церкви сами. Странно было бы совершать молитвы наравне с верными и за людей не православной веры, не признавших Православную Церковь за Церковь истинную, и, тем самым, выступавших против нее.

Самоубийцы же — люди, отказавшиеся нести своей жизненный крест, восставшие против Божиего промысла, против Божией воли, против Его Церкви.

По учению святого апостола Павла, Церковь есть живое Тело Христово, а Он — Глава, все же верующие — члены, так сказать, — живые клеточки этого великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Некрещеные люди, равно как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, потому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно и молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно. Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в пашню вместе с зернами здоровыми. И как такому зерну, в отличие от зерен неповрежденных гнилью, не помогает ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца, так и душам, погасившим в себе Дух Христов, трудно получить помощь от молитвы близких.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины. Один боялся потерять положение, другой — должность, кто-то стеснялся или ему было некогда, но в основе всего лежит их неверие в Бога. И это неверие, отрицание Бога душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает. И поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося. (Обратите внимание. Прим. Анны)

Еще опаснее молиться за самоубийц, т. к. воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Существует расхожее мнение, что есть специальный день, когда Церковь совершает молитвы за самоубийц. Это неверно. Такого дня нет.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносится в мир иной при смерти человека и становится благодатной почвой для восприятия молитв живущих. Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви — есть не что иное, как хула на Духа Святого. В Евангелии же сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого не прощается. Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского. Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.

По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).

В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. «Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение». Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших неправославных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

 

Молитва святому мученику Уару:

О, святый мученице Уа’ре досточудный, ре’вностью по Владыце Христу разжига’ем, Небе’снаго Царя’ пред мучителем испове’дал еси, и о Нем усе’рдно пострада’л еси, и ныне Церковь почита’ет тя, я’ко прославля’емаго от Владыки Христа’ сла’вою Небесною, Иже дарова’ тебе’ благода’ть великаго к Нему дерзнове’ния, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и све’том Безнача’льнаго Сия’ния наслажда’ешися, воспомяни и на’ших сродников томление, уме’рших в нече’стии, приими наше проше’ние, и якоже Клеопа’трин род неверный молитвами Твоими от ве’чных мук свободил еси, та’ко воспомяни елицы противобо’жне погребе’нныя, уме’ршия некреще’ными, потщися испросити о’ным от ве’чныя тьмы избавле’ние, да вси едиными усты и единем сердцем восхва’лим ПремилосерднагоТворца’ во ве’ки веков. Аминь.

Страничка подготовлена Анной.

Религия Христианство  >>   Кто такой настоящий христианин   Таинства Церковные   Крестик   О постах   Не всеми выясненные вопросы по библии  О некрещенных и самоубийцах  Секта. Сектантство

Главная  |   Карта сайта  >>   Христианство  >>   Религия Христианство   Молитвы  Иконы и святые   Ангелы    Христианство и ведовство    Литература

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *