Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель? Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

Крестные моего ребенка сейчас начали ОЧЕНЬ сильно общаться. Можно ли?

Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка. А кто не может быть крестным? И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.

Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви. По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка.

Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала.

И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих.

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Он может и не спросить, конечно. Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию.

Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных.

В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы.

Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть.

Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов. Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной. Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали.

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми.

Читайте также:

oito 28 БРТЕМС 2004 ЗПДБ  

лТЕУФОБС НБНБ Й ЛТЕУФОЩК РБРБ УПВЙТБАФУС РПЦЕОЙФШУС. лБЛ ПФЗПЧПТЙФШ?

нПС ЪОБЛПНБС РБТХ ОЕДЕМШ ОБЪБД ЛТЕУФЙМБ УЧПЕЗП УЩОБ. лТЕУФОПК НБНПК РПЪЧБМБ ОЕЪБНХЦОАА РПДТХЗХ, Б ЛТЕУФОЩН РБРПК УФБМ МХЮЫЙК ДТХЗ НХЦБ (ИПМПУФПК). рПУМЕ ЛТЕУФЙО Х ОЙИ ЪБЧСЪБМЙУШ ПФОПЫЕОЙС… Й ПОЙ ДБЦЕ РПДХНЩЧБАФ РПЦЕОЙФШУС. ъОБА, ЮФП ЙНЕФШ ЙОФЙНОЩЕ ПФОПЫЕОЙС ЛХНПЧШСН ЪБРТЕЭЕОП. лБЛ ЙИ ПФЗПЧПТЙФШ? пОЙ ОЕ ИПФСФ ОЙЮЕЗП УМХЫБФШ… й ЪОБЛПНБС ЧУСЮЕУЛЙ РПФЧПТУФЧХЕФ ЙИ ПФОПЫЕОЙСН.

уЮЙФБЕФУС, ЮФП ЛТЕУФОЩЕ НБНБ Й РБРБ УЧСЪБОЩ ДХИПЧОЩНЙ УЧСЪСНЙ Й РМПФУЛЙЕ УЧСЪЙ ОЕДПРХУФЙНЩ. оП чЕТБ Й ПВЩЮБЙ ЬФП ОЙ ПДОП Й ФПЦЕ. фбЛ ЮФП ДХИПЧОБС УЧСЪШ НПЦЕФ ВЩФШ Й УТЕДЙ УХРТХЗПЧ. оЕ ПФЗПЧБТЙЧБКФЕ МАДЕК.

Barby 28 БРТЕМС 2004 ЗПДБ

…тПДЙФЕМЙ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЛТЕУФОЩНЙ УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ; НХЦ Й ЦЕОБ ЛТЕУФОЩНЙ ПДОПЗП НМБДЕОГБ. вБВХЫЛЙ, ДЕДХЫЛЙ, ВТБФШС Й УЕУФТЩ ЧРПМОЕ ЗПДСФУС Ч ЛТЕУФОЩЕ ТПДЙФЕМЙ…
http://hiv-aids.ru/arch/?doc=57
рПУПЧЕФХКФЕ РПЮЙФБФШ еЧБОЗЕМЙЕ Й вЙВМЙА, ИПФС… еУМЙ МАДЙ ИПФСФ ВЩФШ УЮБУФМЙЧЩ, ФП РХУФШ ВХДЕФ ФБЛ, ОЕ ОХЦОП УФБЧЙФ ЙН РТЕЗТБД. оБЫБ ЦЙЪОШ ЛПТПФЛБ, ОХЦОП ЦЙФШ ОБУФПСЭЙН Й РПМШЪПЧБФШУС ДБТБНЙ ЦЙЪОЙ.
оЕ ПФЗПЧБТЙЧБКФЕ ЙИ — РХУФШ ИПФШ ЛФП-ФП ВХДЕФ УЮБУФМЙЧ. б ФП, ЮФП ЬФП ЗТЕИ… оБ МАВПК ЗТЕИ ЕУФШ РТПЭЕОЙЕ. оЕ ОБН УХДЙФШ.

Почему крестным нельзя жениться?

рПЦЕМБКФЕ ЙН УЮБУФШС Й МАВЧЙ.

оБУЛПМШЛП НОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЛХНПЧШС ОЕ ЙНЕАФ РТБЧБ ОБ гетлпчощк ВТБЛ( ТБЧОП ЛБЛ Й ОБ ЙОФЙНОЩЕ ПФОПЫЕОЙС)…
еУФШ ТБУУЛБЪ П ЧМАВМЕООЩИ АОПЫЕ Й ДЕЧХЫЛЕ ЙЪ НБМЕОШЛПЗП РПМШУЛПЗП ЗПТПДЛБ.
х ОЕЗП РПСЧМСФУС ЧПЪНПЦОПУФШ РТПДПМЦЙФШ ХЮЕВХ Ч УЕНЙОБТЙЙ ( ПВОБТХЦЙМУС ДБМШОЙК ТПДУФЧЕООЙЛ -ЕРЙУЛПР) Й УДЕМБФШ ГЕТЛПЧОХА ЛБТЕТХ, ОП ЛБФПМЙЮЕУЛЙК УЧСЭЕООЙЛ УЧСЪБО ПВЕФПН ГЕМЙВБФБ… пО ТЕЫБЕФ ПУФБФШУС РТПУФЩН ТЕНЕУМЕООЙЛПН- ОП ЦЕОЙФШУС ОБ ФПК, ЛПЗП МАВЙФ.
пОБ ЦЕ ТБДЙ ЕЗП ВХДХЭЕЗП ТЕЫБЕФ РПЦЕТФЧПЧБФ УЧПЙН ЮХЧУФЧПН:
ПОБ УПЗМБЫБЕФУС ОБ ВМЙЪПУФШ У ОЙН…б ЛПЗДБ ПО РЩМЛ ЧПУЛМЙГБЕФ, ЮФП ЪБ ЬФП ЛМСОЕФУС УДЕМБФ ДМС ОЕЕ ЧУЕ, ЮФП ХЗПДОП- ПОБ РТПУЙФ ЕЗП УФБФШ ЛТЕУФОЩН ПФГПН ЕЕ РМЕНСООЙГЩ. пО ПВЕЭБЕФ.
й МЙЫ Ч ГЕТЛЧЙ ЧЙДЙФ, ЮФП ЛТЕУФОБС НБФШ- ЕЗП ЧПЪМАВМЕООБС.
оП ПО РППВЕЭБМ! б ВТБЛ НЕЦДХЛТЕУФОЩНЙ ОЕДПРХУФЙН…
лБТШЕТБ ЕЗП ЛБЛ ГЕТЛПЧОПЗП ДЕСФЕМС ВЩМБ ВМЕУФСЭЕК…

хЧЩ, РПЪДОП… нБМП ФПЗП ЮФП ПОЙ РПЦЕОЙМЙУШ, ФБЛ УП ДОС ОБ ДЕОШ Х ОЙИ ТЕВЕОПЛ ТПДЙФУС… — oito
mea 28 БРТЕМС 2004 ЗПДБ

б У ЮЕЗП чЩ ЧЪСМЙ, ЮФП ЛХНПЧШС ОЕ НПЗХФ ЙНЕФШ ЙОФЙНОЩЕ ПФОПЫЕОЙС? рП-НПЕНХ, ФБЛПЕ ПЗТБОЙЮЕОЙЕ ОЕ ОБУФПМШЛП УФТПЗП. оБУЛПМШЛП С ЪОБА, ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС ДЕМБФШ ЛТЕУФОЩНЙ ТПДЙФЕМСНЙ ТЕВЕОЛБ УХРТХЗПЧ. дБ Й ФП ЪДЕУШ ЕУФШ УХЗХВП РТБЛФЙЮЕУЛЙК ЙОФЕТЕУ, ЛПФПТЩК Л ЧЕТЕ ОЙЛБЛПЗП ПФОПЫЕОЙС ОЕ ЙНЕЕФ. уЮЙФБЕФУС, ЮФП ЛТЕУФОЩНЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ МАДЙ ЙЪ ТБЪОЩИ УЕНЕК, ЮФПВЩ Ч УМХЮБЕ ЗЙВЕМЙ ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ ТЕВЕОПЛ ЧУЕ ЦЕ РПМХЮБМ ДХИПЧОХА РПДДЕТЦЛХ ПФ ДТХЗПЗП ЛТЕУФОПЗП, ЮФПВЩ ЧУС ЪБВПФБ П ТБЪЧЙФЙЙ ТЕВЕОЛБ ОЕ МПЦЙМБУШ ОБ РМЕЮЙ ПДОПК УЕНШЙ. фБЛ ЮФП ТБУУМБВШФЕУШ Й ОЕ ЧНЕЫЙЧБКФЕУШ Ч ПФОПЫЕОЙС РПУФПТПООЙИ МАДЕК.

оЕ НЕЫБКФЕ МАДСН ВЩФШ УЮБУФМЙЧЩНЙ!
вТПУШФЕ ЬФЙ ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ РТЕДТБУУХДЛЙ!
чЩ ЛПЗДБ ОЙВХДШ ЮЙФБМЙ вЙВМЙА!? фБН ИПФШ УМПЧП ЕУФШ П ЛТЕУФОЩИ ТПДЙФЕМСИ. пВТСД ЛТЕЭЕОЙС ТЕВЕОЛБ ЧППВЭЕ ЙНЕЕФ РПД УПВПК СЪЩЮЕУЛХА ПУОПЧХ Й Л ЙУФЕООПК ЧЕТЕ ОЕ ЙНЕЕФ ОЙЛБЛПЗП ПФОПЫЕОЙС! вПМШЫЙК ЗТЕИ ЧЩ ДЕМБЕФЕ ЛТЕУФЙЧ ТЕВЕОЛБ! лТЕЭЕОЙЕ ЧПДПК — ЬФП ЪБЧЕФ НЕЦДХ ЮЕМПЧЕЛПН Й вПЗПН, ЬФПФ БЛФ ДПМЦЕО РТПЙУИПДЙФШ ПУПЪОБОП Й РП ЧПМЕ УБНПЗП ЛТЕУФСЭЕЗПУС! йЪХЮЙФЕ вЙВМЙА!
рХУФШ МАДЙ МАВСЭЙЕ ДТХЗ ДТХЗБ УПЪДБАФ УЕНША. нПЦЕФ ЙНЕООП РП ЧПМЕ вПЦШЕК ПОЙ ЧУФТЕФЙМЙУШ!

Fus 28 БРТЕМС 2004 ЗПДБ

б РПЮЕНХ чЩ ДХНБЕФЕ, ЮФП чБН ХДБУФШУС ЙИ ПФЗПЧПТЙФШ?
с ЧУЕЗДБ ДХНБМ, ЮФП ЧПРТПУ ЦЕОЙФШУС ЙМЙ ОЕФ — ТЕЫБАФ ДЧБ ЮЕМПЧЕЛБ, Б ФТЕФШЙН МЙГБН УП УЧПЙНЙ УПЧЕФБНЙ Ч ЬФПН ЧПРТПУЕ ДЕМБФШ ОЕЮЕЗП.

ДБ ЬФП МАДЙ ЧУЕ РТЙДХНБМЙ! Й ЛТЕЭЕОЙЕ, Й ЛХНПЧШЕЧ, Й ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ РТЙВБНВБУЩ. ЧПФ РТЕДУФБЧШФЕ, ЮФП РПУМЕ УНЕТФЙ ПЛБЦЕФУС, ЮФП РТБЧЙМШОЩК ВПЗ ОБ УБНПН ДЕМЕ ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЪХМХУУЛЙК, Б ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ ЙЕЗПЧЩ, ВХДДЩ Й БММБИЙ — ЬФП ЧУЕ ЕТЕУШ, Й УРБУХФУС ФПМШЛП ЪХМХУЩ, Х ЛПФПТЩИ Й Ч РПНЙОЕ ОЕ ВЩМП ОЙЛБЛПЗП ЛТЕЭЕОЙС. РТЕДУФБЧЙМЙ? ИПТПЫЙН ЮЕМПЧЕЛПН ОБДП ВЩФШ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, Б Ч ЛБЛХА ГЕТЛПЧШ ИПДЙФШ Й Ч ЛБЛЙЕ РТЙНЕФЩ ЧЕТЙФШ — ВПЗХ ЧУЕ ТБЧОП. ФБЛ ЮФП РТЙУПЕДЙОСА УЧПК ЗПМПУ Л ПВЭЕНХ ИПТХ — ОЕ НЕЫБКФЕ МАДСН ВЩФШ УЮБУФМЙЧЩНЙ!

Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка?

Может ли кум жениться на куме?

О духовном родстве

Предлагаем ознакомиться и с таким мнением о духовном родстве. Но все же не стоит забывать, что благословение на брак – очень важный момент, которым нельзя пренебрегать. И прислушиваться к решению священника надо в каждом отдельном случае.

Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные…  Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность Таинства Брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в загсе. Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой. Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с VI-го и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юститиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691-692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими».Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номокано́н – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209. О духовнем сродстве.

Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.

О друзем сродстве духовнем.

Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения приемлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовныи святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почитать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменяются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года – Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (http://www.patriarchia.ru/db/t ext/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относительно духовного родства исходят не от апостольских постановлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более позднего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.

Теперь хочется указать на положение дел относительно духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и указам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещенного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духовное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола – муж-восприемник; если женского – только восприемница».

Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весьма неизвестно».

Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен – идут против действующих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?

В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница – крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он распространился уже в XIII веке.

Могут ли быть крестными муж и жена

Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемников – крестного отца и крестной матери – не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крестным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача – научить крестника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) – не имеет никакого значения. Крестные даются крещаемым не для числа и не для духовного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок

Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники никого, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хороших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов – «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи – дозволительны.

Иерей Тимофей Куропатов, православный женский журнал «Славянка», март-апрель 2012 года

   №12 (138) / “Правило веры”

 

Вопросы о крещении

— Почему крёстные не могут быть вместе? Нельзя ли крестить ребёнка во второй раз?

— Крестные отец и мать не могут быть мужем и женой потому, что кровное и духовное родство смешивать нельзя. Церковь это запрещает. Ребенка второй раз крестить не нужно, т.к. крещение, которое есть духовное рождение, неповторимо.

— Мой муж родился в 1946 г. в маленьком поселке. Его мать была верующей и хотела крестить сына, но в поселке не было ни храма, ни священника, кроме того, отец моего мужа был неверующим и если бы узнал о намерениях своей жены, то был бы против.

В поселке жила бывшая монахиня (их монастырь закрыли, а ее насильно выдали замуж).

Вопрос к служителям церкви: можно ли крестить ребенка, если родители не состоят в браке?

Мать моего мужа решила крестить ребенка сама, дома вместе с монахиней. Она налила в корыто воды, они вместе читали молитвы. Всех подробностей я не знаю. Так она покрестила не только моего мужа, но и всех его братьев и сестер.

Как вы думаете, можно ли считать его крещеным? Или ему нужно пойти и покреститься в храме как положено?

— Такие люди, как ваш муж, называются погруженными. Если крещение было совершено не священником, а любым православным человеком в неординарных условиях во имя Отца и Сына и Святого Духа, то оно является действительным. Мужу надо сходить в храм, чтобы священник совершил над ним таинство миропомазания (чего монахиня совершить не могла).

— Может ли родная мать находиться вместе с ребенком при его крещении? Если не может, то почему?

— Не может в том случае, если после рождения ребенка не прошло еще 40 дней, так как в этот период женщина считается нечистой и не должна заходить в храм, пока над ней не будет прочитана очистительная молитва.

— Можно ли крестить ребенка, если предполагаемые крестные родители находятся в другом городе, так называемое заочное крещение? И обязательно ли для ребенка наличие крестных родителей?

— Заочно крестными родителями не становятся, потому что они должны во время крещения принимать из рук священника ребенка от купели. Крестные родители у маленьких детей должны быть обязательно, хотя бы один.

— Я некрещеная и в скором времени собираюсь покреститься. Мне 24 года. Нужна ли мне крестная мать? Или оба крестные? Я читаю Евангелие и молитвы (утренние, вечерние). Чувствую, что мне надо покаяться и исповедаться. Возможно ли мне исповедать до крещения?

— По правилам церкви крестные нужны в любом возрасте. Читать Евангелие и молитвы до крещения, конечно, можно. Можно попросить батюшку выслушать вашу покаянную беседу перед крещением. Но это не будет таинство покаяния, а грехи вам отпустятся во время крещения.

Спаси Христос!

Читайте ответы на вопросы в рубрике «Вопрос-ответ» на епархиальном сайте: www.vladivostok.eparhia.ru

Версия для печати ++
Текущий раздел газеты "Благовест" >>
Текущий номер газеты "Благовест" >>
На главную страницу сайта Владивостокской епархии >>

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *