В 1995 году учёными Калифорнийского университета был обнаружен эффект, названный впоследствии «эффектом Моцарта». Он состоял в том, что студенты, проходившие тест IQ на пространственное мышление справлялись, с задачей лучше, если в ходе эксперимента слушали музыкальные композиции Моцарта. Для улучшения результатов на 8-9 баллов понадобилось прослушивать мелодию (сонату К.488) в течение 10-15 минут. Для сравнения этой же группе студентов, состоящей из 36 человек, давали прослушивать трансовую и минималистичную музыку, аудиокниги и команды по релаксации, но эффекта увеличения интеллектуальных способностей не наблюдалось. Проведение теста на IQ в тишине тоже не продемонстрировало улучшения показателей.

Чтобы проверить удивительные результаты по улучшению мозговой активности, которые демонстрировала музыка Моцарта, эксперимент решили расширить.

«Эффект Моцарта»

В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:

  • первая слушала музыку Моцарта,
  • вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
  • третья – проходила тест в тишине.

Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.

Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:

  • 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
  • В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
  • В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.

О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.

Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение

Темп

Канадские исследовали, меняя различные музыкальные настройки, пришли к выводу, что результаты IQ-тестов улучшаются при прослушивании более динамичной музыки.

Сравнивая во время тестов разные варианты, они отметили, что лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко. Данные канадцев подтвердили исследователи из Балтимора. А малазийцы обнаружили ещё и признаки физической релаксации во время прослушивания мелодий в ритме 60 ударов в минуту, что приблизительно соответствует темпу, который обозначается термином «ларгетто».

Громкость

По данным исследователей сразу 4-х университетов:

  • тихая музыка, при прочих равных, почти не влияет на мышление,
  • средняя и громкая музыка способствует абстрактному мышлению, но громкое звучание затрудняет обработку информации,
  • среднее по громкости звучание идеально для творческого мышления и запоминания.

Песни или «инструменталка»

48% испытуемых демонстрируют переключение внимания и снижение сосредоточенности при включении песенных композиций со словами. Этот эффект не наблюдается, если для фонового сопровождения включать инструментальные произведения.

Практически все музыкальные треки для онлайн прослушивания, созданные для улучшения работы мозга, концентрации, снятия стресса, не содержат слов. Такая музыка часто исполняется на гитаре, пианино или ксилофоне, который создаёт ощущение природных звуков. Например:

Звуки природы

Своеобразную музыку для работы мозга можно «слушать онлайн», даже не прибегая к помощи технических средств. Исследовали Политехнического института Ренсселера продемонстрировали, как природные звуки улучшают способность к концентрации, память и другие когнитивные функции. Среди звуков природы, улучшающих внимание, лидируют пение птиц, шум дождя, журчание ручья и звуки горной реки.

Синергия

Особый эффект, повышающий интеллектуальные способности и помогающий стимулировать мозг, наблюдается при сочетании музыкального и препаратного методов мозговой активации.

В соединении с музыкальным сопровождением хорошо себя показали средства, оказывающие мягкое воздействие на организм.

Речь идёт о препаратах растительного происхождения, таких как HeadBooster, BrainRush, Optimentis. Музыкальные сеансы при использовании этих средств рекомендуется согласовывать с рекомендациями по курсовым приёмам препаратов. Такая комбинация даёт длительный и устойчивый эффект, активизируя высшие когнитивные функции и улучшая эмоциональное состояние.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Наука и жизнь // Иллюстрации Трехмерная томограмма мозга человека, слушающего музыку. Под ее действием в мозге в разных зонах (а) и (б) зарегистрировано возбуждение. Некоторые зоны мозга, возбуждаемые при прослушивании музыки. ‹

Что происходит в нас под действием музыки? Что нового известно о веществах, вырабатываемых в мозге при восприятии музыки?

Теперь установлено, что музыка влияет на оба полушария. Причем правое (эмоции) воспринимает тембр и мелодию, а левое (речь и логика) — ритмы. Диапазон музыкальных ритмов лежит близко к частотам дыхания и сердцебиения. Звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически. Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других — наступает успокоение, расслабление, снижается давление.

Впрочем, новые исследования все время вносят новые представления об этих процессах. В 1993 году Франсис Ране (США) написала в авторитетном научном журнале «Nature» статью о том, что прослушивание музыки Моцарта влияет на результаты тестов — явление назвали эффектом Моцарта. Что это: влияние на эмоции или влияние на физиологию? Правда, сегодня появилось немало работ, называющих этот эффект мифом. Нас ждет еще много открытий в понимании работы мозга.

Музыка — универсальная форма искусства, присущая культуре любой нации. Она тесно связана с другими творческими видами поведения человека, такими, как танцы, пение. Хотя влияние музыки на состояние людей замечено давно, оставалось неясным, какие же области мозга и вещества отвечают за восприятие музыки.

Лишь недавно, после разработки метода функциональной магнитно-резонансной томографии, появилась возможность изучать изменения активности нейронов — клеток нервной системы — во время прослушивания музыки.

Величина магнитно-резонансного сигнала зависит от того, в какой степени гемоглобин насыщен кислородом. А величина кровотока (то есть уровень кислорода) в определенной зоне мозга определяется ее работой (функциональной активностью). Поэтому исследователь может регистрировать степень насыщения крови кислородом, отражающую включение в работу той или иной зоны мозга, — результат возбуждения коры в ответ на разные виды стимуляции (чередование фаз двигательной, мыслительной или иной активности пациента и покоя). Этот метод позволяет изучать деятельность различных отделов мозга, строить их карты, в том числе карты моторной, сенсорной коры, зон речи и слуха. Сопоставление карт активации и стандартных томограмм (в покое) исследуемой области позволяет провести параллели между отдельными функциями. Именно так было достоверно установлено, что музыка возбуждает области мозга, связанные с эмоциональным поведением, такими, как островок мозга, гипоталамус, гиппокамп, миндалина и префронтальная кора. Оказалось, что музыка радости усиливает кровоток в вентральной и дорсальной областях полосатого тела, передней поясной извилине, парагиппокампальной извилине и области слухового восприятия. В то же время печальная музыка возбуждает гиппокамп (миндалину) и область слухового восприятия. В ответ на воздействие нейтральной музыки наблюдалось активирование островка мозга и области слухового восприятия.

А что говорят нейрохимики? В тех областях мозга, которые отвечают за восприятие музыки, изменяется и уровень ряда нейромедиаторов (веществ, передающих нервные импульсы). Мы будем говорить о трех из них, самых важных для восприятия музыки. Это эндорфины, эндоканнабиноиды и дофамин.

Эндорфины — химические соединения, которые естественным путем вырабатываются в головном мозге и обладают способностью уменьшать боль. Они влияют на эмоциональное состояние: приводят человека в состояние эйфории. Их иногда называют «природными наркотиками» или «гормонами радости». Эндорфины необходимы для состояния хорошего самочувствия, а их недостаток может быть причиной развития наркотической, в том числе алкогольной, зависимости.

Следующие в этом ряду — эндоканнабиноиды — регуляторные молекулы организма; они вырабатываются в латеральной части гипоталамуса центром контроля потребления пищи, и участвуют в передаче эндоканнабиноидных сигналов. Совсем недавно обнаружили, что эндоканнабиноиды образуются постсинаптически (синапс — структура, обеспечивающая передачу нервного импульса), а действуют на пресинапс. Обычно молекулярные сигналы идут от пресинапса к постсинапсу, то есть для эндоканнабиноидов направление обратное. Влияя на выработку и активность других нейромедиаторов, они регулируют процессы, определяющие аппетит, запоминание, забывание. Так, возможно, эндоканнабиноиды помогают мозгу стереть отрицательные эмоции в прошлом, чувство тревоги, неприятные воспоминания.

Затем идет дофамин — нейрогормон, «гормон удовольствия», медиатор нервной системы из группы катехоламинов; биохимический предшественник норадреналина и адреналина. «Прародитель» гормона, за которым так отчаянно гоняются «экстремалы», вырабатывается в мозге под действием музыки.

Нарушение в обмене дофамина наблюдается при шизофрении, болезни Паркинсона и др.

Недавно стало известно: супружеская любовь и верность у мышей-полёвок связаны с выделением клетками мозга дофамина. Он синтезируется в клетках эндотелия (регулируя мозговое кровообращение), а также некоторыми нейронами головного мозга, обеспечивая передачу информации в центральной нервной системе.

Сейчас появляется все больше фактов, указывающих на возможности использования терапии музыкой ряда неврологических и психических заболеваний: болезней Альцгеймера и Паркинсона, шизофрении, депрессии, тревожных состояний и аутизма. В то же время для действительного внедрения музыкальной терапии в клинику необходимо получить доказательные результаты ее эффективности — это требует тщательных, так называемых слепых (без любого субъективизма) испытаний.

По-видимому, действие музыки зависит от исходного состояния человека. о нем можно в определенной степени судить по электроэнцефало -грамме, и было бы очень заманчиво, исходя из особенностей изменений на энцефало-грамме того или иного больного, назначать ему определенный вид музыкальной терапии. Прогресс нейрохимии, нейроэлектрофизиологии и радиотомографических методов позволяет надеяться, что в скором будущем ученые сумеют доказать действенность таких видов нестандартной терапии, как музыкальная, ароматичес кая, цветовая и другие, которые могут существенным образом изменять нейрохимические процессы и кровообращение в головном мозге.

Где бы мы ни находились, хотим мы этого или нет, нас постоянно сопровождают музыкальные ритмы: в детстве — колыбельные песни, любимая радиоволна в пробке, караоке у соседей. При этом мы не задумываемся об огромном влиянии этих ритмов на наш внутренний мир, на самочувствие и поведение.
А между тем, воздействие музыки на организм человека может быть успокаивающим и расслабляющим, подымающим жизненный тонус и раздражающим.
Наш организм живо откликается на вибрационную частоту музыки, потому как тоже является своеобразным музыкальным инструментом: каждая клеточка, каждый орган, каждая система имеют свои вибрации. Если их озвучить получаются настоящие мелодии.
К примеру, ДНК «звучат» схоже с индийскими медитациями, а раковые клетки с «Траурным маршем» Шопена.
Музыкальные вибрации, достигая глубоко лежащих тканей, массируют внутренние органы и стимулируют в них кровообращение, влияют на костную структуру и организм в целом.
Психологи утверждают, что совпадение естественных биоритмов и ритмов музыкальных усиливает воздействие звуков на организм. При несовпадении, биологические ритмы человека подстраиваются под звуки музыки, что и меняет его психоэмоциональный настрой.
Все мы имеем индивидуальные вибрационные ритмы, поэтому у нас разные музыкальные вкусы. С возрастом все процессы в организме замедляются, в том числе и вибрационные, размеренные и спокойные мелодии предпочитаются быстрым и ритмичным.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Еще в древности было известно, что с помощью музыки можно усилить радость, успокоить печаль, смягчить боль и даже излечить от болезни.
В I веке до нашей эры в Парфии музыкой лечили от душевных переживаний и тоски. Для этого был специально построен музыкально-медицинский центр.
Асклепий, знаменитый лекарь, добивался излечения больных ишиасом, играя на трубе. Демокрит многие болезни исцелял игрой на флейте.
В Древнем Египте лучшим средством от различных болей и бессонницы считалось хоровое пение.
Врачи Древнего Китая полагали, что музыка способна вылечить любую болезнь, для воздействия на определенные органы они выписывали «музыкальные рецепты».
Пифагор, великий философ и математик, создал теорию о музыкально-числовом строении космоса и предложил использовать музыку в целебных целях. Великий ученый использовал музыкальную медицину для лечения пассивности души, чтобы она не теряла надежды, против гнева и ярости, против заблуждений, а также для развития интеллекта, проводя занятия своих учеников под музыкальное сопровождение.
Платон, ученый и последователь Пифагора считал, что музыка восстанавливает в человеческом теле гармонию всех процессов, а также устанавливает гармонию и пропорциональный порядок во Вселенной.
Авиценна относил музыку к «нелекарственным» способам лечения и, наряду со смехом, запахами, диетой, с успехом применял при лечении психических больных.
На Руси издавна подмечено исцеляющее свойство колокольного звона, им лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными современности установлено, что колокольный звон, содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями.
В XIX веке И. Догелем было установлено, что музыка изменяет частоту сердечных сокращений, глубину и ритм дыхания, повышает или понижает кровяное давление. Причем эти изменения происходят как у человека, так и у животных.
Известным pyсским хиpypгом академиком Б. Петpовским мyзыка использовалась во вpемя сложнейщих опеpаций, что обеспечивало более гармоничную работу организма.
Академик В.М. Бехтерев, известный психоневролог, научно доказал благотворное влияние музыки на дыхание, газообмен, ЦНС, кровообращение, практически на все процессы жизнедеятельности.
В США музыку начали активно использовать для лечения психических расстройств у ветеранов второй мировой войны.
Популярность музыкотерапия значительно возросла во второй половине XX века. В западных вузах появляется специализация: профессиональный врач-музыкотерапевт. В США в настоящее время зарегистрировано 3500 практикующих музыкальных терапевтов, потребность в таких специалистах неуклонно растет.
Российский Минздрав официально признал музыкотерапию в 2003 году.

ДОКАЗАНО НАУКОЙ И ПРАКТИКОЙ
Римская академия не так давно опубликовала результаты многолетних исследований воздействия музыки на организм человека: гипертония, сердечные боли, последствия стрессов, депрессию, страх, бессонницу можно вылечить с помощью музыки в 90 случаях из 100.
Михаил Лазарев, московский врач-педиатр и директор детского восстановительного центра, игрой на флейте успешно лечит бронхолегочные заболевания.
Избавился от заикания Жерар Депардье, по совету врача он ежедневно слушал музыку Моцарта.
Во многих европейских клиниках музыку применяют в самый стрессовый для пациента предоперационный период. Специальные мелодии снижают уровень гормонов стресса в крови, мобилизуют организм, а во время операции заменяют лекарственную анестезию.
Подобных примеров в наши дни накоплено неисчерпаемое множество.

ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКИ
Немецкий поэт Новалис еще в XVIII веке называл любую болезнь музыкальной проблемой, которая требует музыкального лечения.
Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина.
Объясняется это тем, что ритмы классической музыки и ритмы сердца человека совпадают (в минуту 60-70 ударов), что объясняет их благотворное влияние на все основные функции организма.
Классические мелодии увеличивают лактацию, как у кормящих женщин, так и у млекопитающих.
С удовольствием слушают классику дельфины, растения быстрее растут и зацветают.
При хронической усталости обеспечит зарядом бодрости и энергии «Скрипичный концерт» и «Венгерские танцы» Брамса.

Бессонница.
Немецкими учеными установлено, что колыбельные песни гораздо эффективнее снотворных. Прослушиваемые на ночь колыбельные обеспечивают глубокий, здоровый сон, как детям, так и взрослым.
Выработке мелатонина — гормона сна способствуют: «Концерт для фортепиано» (2я часть) Бетховена, «Возблагодарим Господа» (116 псалом) Моцарта, Дебюсси «Лунный свет», «Вторая симфония» (3-я часть) Рахманинова, Вивальди «Концерт для гобоя», григорианские псалмы. Наибольший эффект достигается при прослушивании музыки перед сном.Алкоголизм лечится успешнее под звуки балета Равеля «Дафнис и Хлоя».
Шизофреники ведут себя более стабильно под музыку Генделя.
Улучшение кровообращения вызывают звуки кларнета и флейты-пиккало.
Нормализуют давление и сердечную деятельность негромкие, спокойные мелодии струнных инструментов и «Свадебный марш» Ф. Мендельсона.

Будущим мамам полезно слушать классику, которая способствует правильному формированию костной структуры плода. Кроме того, гармонические звуки закладывают основу духовного и физического развития будущего малыша. Беременные женщины, слушая классическую музыку, могут излечиться от сердечных, сосудистых, нервных расстройств. Особенно благотворно влияет на беременную женщину и на плод творчество Моцарта.

По мнению американской исследовательницы, доктора Франзис Раушер, музыка Моцарта — феномен положительного воздействия звуков на живые организмы: она развивает интеллект, повышает умственные способности у всех слушателей, независимо от того, нравится мелодия или нет, обладает обезболивающим эффектом, улучшает периферийное зрение.

Уменьшить тревожность, выйти из стрессового состояния помогут мажорные небыстрые мелодии этнических композиций, симфонии Чайковского, рапсодии Листа, «Вальсы» и «Мазурка» Шопена, «Мелодии» Рубинштейна.
Успокоение и снятие нервного напряжения. Расслабляют звуки флейты, игра на скрипке или фортепиано, звуки природы, полезны классические произведения: Дебюсси «Свет луны», «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Симфония №6» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Колыбельная» Брамса.

Улучшение общего самочувствия, поднятие жизненного тонуса. Необходимы маршевые мелодии оказывающие мобилизующее действие, ускоряющие сердечный ритм. Из классики: 3-я часть «Шестой симфонии» Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.

Избавление от мигрени и многих болей принесут религиозные мелодии, полонез Огинского, Моцарта «Дон Жуан», Хачатуряна «Сюита Маскарад», Листа «Венгерская рапсодия 1», «Фиделио» Бетховена, «Юморески» Дворжака.

Общее оздоровление. Робберт Шофлер, американский ученый и создатель музыкальной фармакологии, рекомендует слушать увертюры Моцарта, симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта. По его мнению эти произведения мобилизуют организм для быстрого выздоровления и действуют общеукрепляюще.

МУЗЫКА НЕ ТОЛЬКО ЛЕЧИТ
Однако применение музыки в лечебных целях имеет некоторые противопоказания и ограничения, о которых следует обязательно знать.
Не стоит чрезмерно увлекаться сочинениями Штрауса и Вагнера, их произведения, по мнению музыкотерапевтов, могут пробуждать низменные инстинкты, ноктюрны Шопена могут усугубить депрессию.

Современная рок-музыка может вводить в состояния стресса и подавленности. Слишком быстрая, громкая, диссонансная музыка вызывает усиленный выброс адреналина, что не всегда и не всем полезно.

Интересный опыт провели японские ученые:
кормящие мамы, слушавшие классические мелодии, были более спокойны, у них увеличивалась лактация на четверть. Мамы, которые слушали рок-композиции, нервничали, количество молока у них сокращалось вдвое.
Наряду с этим, музыка групп Enigma и Pink Floyd известна высоким оздоровительным влиянием.

РЕКОМЕНДАЦИИ.
Музыка только тогда приносит пользу, когда доставляет удовольствие, когда ее слушают, пропуская через свои мысли и сознание.
Следите за своими реакциями, если музыка вызывает внутренний протест (жанр, исполнение, неприятные ассоциации), то использовать ее в качестве музыкальной терапии не стоит, даже если она рекомендована врачом.
Применяя музыку в лечебных целях, не переусердствуйте! Сеанс музыкотерапии должен заканчиваться, как только вы почувствуете, что мелодия начинает вас раздражать и утомлять. Даже несколько минут способны оказать положительное воздействие.
Музыка должна звучать только для вас, настраивайтесь на соответствующий лад, останавливайте ход ваших мыслей, особенно тревожных, представляйте тот эффект, который вы желаете получить.
Музыка — вещь объективная. Мы не можем изменить саму мелодию, но у нас есть выбор — слушать то, что нам приятно, а значит, благотворно воздействует на наш организм.
Контролируйте, по-возможности, окружающую Вас музыку и будьте здоровы!

ВИВАЛЬДИ ДЛЯ МЫСЛЕЙ, МОЦАРТ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Ученые вновь радуют нас новостями о пользе классической музыки. Несмотря на то, что в известной песне из кинофильма «Почти смешная история» под музыку Антонио Вивальди предлагается «печалиться об этом и о том», психологические исследования показали, что быстрые части всем известного музыкального цикла «Времена года» стимулируют скорость мышления, память и внимание.

Специалисты из Нортумбрийского университета (Великобритания) попросили 14 молодых людей выполнить тест на умственную концентрацию и скорость реакции. Волонтерам нужно было нажимать на клавишу, когда на мониторе появлялся зеленый квадрат. Если он не того цвета, или если это был не квадрат, а, скажем, овал, то его следовало игнорировать. Одновременно с помощью ЭЭГ фиксировалась электрическая активность мозга.
Как можно догадаться, перед выполнением теста испытуемым давали послушать запись концерта Антонио Вивальди. Выяснилось, что прослушивание быстрых частей из концерта «Весна» ускоряет реакцию мозга — с 408,1 мс до 393,8. Контрольная группа выполняла тот же тест в абсолютной тишине. Если человек слушал более медленную и сдержанную музыку из осенней части цикла концертов, реакция мозга замедлялась до 413,3 мс. Тональность на эффект не влияла: и «Весна», и «Осень» написаны в мажоре.

Согласно многочисленным исследованиям, создатели классической музыки не зря признаны гениями. Их музыка не только доставляет эстетическое наслаждение, но и лечит, утешает, успокаивает. Произведения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывает на мозг людей заметное оздоровительное и развивающее воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора воздействуют на мозг на нейробиологическом уровне.
В 1993 году невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей: произведения этого композитора благотворно влияли на здоровье его пациентов.

В 1995 году психолог Френсис Раушер (США) провела более детальные опыты с крысами. Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение — соната до-мажор Моцарта. В это же время крыс тренировали проходить лабиринт. Оказалось, что после прослушивания музыки знаменитого австрийца грызуны пробегали лабиринт в среднем на 27% быстрее и делали на 37% меньше ошибок, чем их собратья, которые эти 2 месяца жили среди естественного шума или в тишине. Этот эксперимент навел ученых на мысль, что универсальный «механизм» воздействия классической музыки на живые организмы имеет не только эмоциональную, но и нейробиологическую природу.
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета, нейролог Марк Боднер, использовали МРТ-сканирование головного мозга, чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена «К Элизе» и поп-музыки 30 годов XX века. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами — проще говоря, слуховой центр, и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Амадея Моцарта активизировала практически все участки коры — в том числе те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении и обработке зрительной информации.

Американский нейробиолог Джон Хьюджес из штата Иллинойс проверили действие произведений Моцарта на 36 пациентах с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки. Когда вместо произведений Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов-классиков или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения. Получается, что произведения австрийского классика действительно оздоравливают и развивают мозг!

В 2009 году появились данные о том, что музыка Моцарта может замедлять процессы метаболизма у недоношенных детей, помогая этим самым прибавить необходимый вес. Это открытие сделали израильские ученые из медицинского центра в Тель-Авиве. Исследователи измеряли обмен веществ у новорожденных детей в состоянии полного покоя, когда они слушали музыку Моцарта по 30 минут два дня подряд, а затем измеряли показатели процессов метаболизма, когда дети уже находились в тишине. Специалисты обнаружили, что в среднем метаболизм замедлялся в течение 10-30 минут при прослушивания Моцарта.

А вот музыка Людвига ван Бетховена, как утверждают психологи, помогает справиться с душевными терзаниями: депрессиями, страхами, тоской, отчаянием, повышенной возбудимостью, агрессией и тому подобными проблемами. Опыты показали, что музыка великого Бетховена, которому наверняка были знакомы и отчаяние, и страх, и тоска (а что еще может ощущать мужчина, потерявший возлюбленную, и музыкант, потерявший слух?), помогает разобраться в собственных чувствах.

Музыка лечит душу и тело…
Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган.

Итак, какой инструмент за что «отвечает»? Считается, что:
— скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострада-ние, готовность к самопожертвованию;
— орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос — земля — космос»;
— пианино очищает щитовидную железу;
— барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
— флейта очищает и расширяет легкие;
— арфа гармонизирует работу сердца;
— виолончель благотворно действует на почки;
— цимбалы «уравновешивают» печень;
— баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
— саксофон, самый «сексуальный» инструмент, активизирует сексуальную энергию.

Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя.

Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний.

Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича — держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).

Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.

Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый opган в системе «человек» вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.

Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций.

Больное сердце — яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание».

Лечебное воздействие оказывают не только инструменты, но и музыкальные произведения. Так, при бессоннице рекомендуется подбирать музыку, ритм которой чуть медленнее частоты сердечных сокращений (подойдут произведения в стиле барокко или блюзы). При гипертонии очень эффективно прослушивание фуг Баха, а свадебный марш Мендельсона хорош не только для новобрачных, но и для людей с больным сердцем. Сердечникам также подходит Пятая симфония Бетховена. В качестве лекарства от мигрени музыкальные терапевты советуют «Весеннюю песню» Мендельсона или «Американца в Париже» Гершвина.

Универсальным действием обладает музыка Моцарта — и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Причем эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевленные предметы. Например, в Европе обнаружили, что коровы, регулярно слушавшие произведения Моцарта, давали больше молока, а японцы полагают, что Моцарт делает хлеб пышнее, а рисовую водку сакэ — ароматнее.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *