Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского — одного из самых любимых и известных русских святых.

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской — оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь.

Где находятся мощи Сергия Радонежского?

В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся? Читайте также:

О мощах Преподобного Сергия

Тихие чудеса Сергия Радонежского

Здесь хозяин — Преподобный

Близ Преподобного Сергия

Что мешает нашему счастью?

Источник

На поклон к святому. О чём помолиться Сергию Радонежскому

Великая гробница. У мощей преподобного Сергия

Дни почитания — 18 июля- обретение честных мощей, 20 июля, 8 октября- Преставление.

Православные христиане ведают Сергия Радонежского, как Варфоломея. Жил он с 3-го мая 1314 г. по 25-е сентября 1392 г., и был монахом церкви Русской. Преподобный Сергий стал основателем Троицкого монастыря (г. Москва), который ныне известен как Троице-Сергиева лавра, а также преобразователем монашества в Северной Руси.

Родился Варфоломей в селе Варницы возле Ростова. Отцом преподобного был боярин Кирилл, мать звали Марией. С 10 лет Сергия обучали грамоте в церковной школе. В обучении мальчик не был так успешен, как двое его братьев, за что учитель постоянно ругал его. Сергий молился со слезами на глазах, но учеба и дальше приносила огорчения для него и родителей. И тогда случилось нечто, что изменило всю жизнь святителя.

Было ему 13 лет, когда отправил отец сына искать в поле лошадей. Увидел мальчик старца-схимника, который на Ангела похож был. Стоял он на поле и молился слезно. Не испугался Варфоломей, подождал, пока тот закончит молитвы свои. Увидел старец мальчика и спросил, чего хочет тот. Сергий поклонился и с дрожью в голосе поведал о горе своем, и просил схимника, чтобы молитвы к Богу он направил с прошением об освоении мальчиком грамоты. Старец помолился и, взяв с ковчежца частицу просфоры, благословил чадо, сказав, что отныне Господь помогать ему станет в ученье. Хотел после этого уйти пророк, но Варфоломей просил посетить дом его родительский. Выслушав за трапезой рассказы родителей мальчика о чаде их, стал старец и молвил, что будет знать Сергий грамоту, и, мало того, станет великим служителем Божиим. Уходя, пророк добавил: «Будет ваш сын обителью Святой Троицы, и многие пойдут за ним, желая понимать Божественные заповеди».
Примерно в 1328 г. семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, где постаревшими родителями было принято схиму в Хотьково-Покровского храме.

История жизни Сергия Радонежского

После того, как родители Варфоломея умерли, он отправился в тот же Хотьково-Покровский монастырь, где на тот период уже находился его овдовевший брат Стефан. Желая пригнуть к «строжайшему монашеству» Варфоломей с братом основали пустынь у реки Кончуры среди Радонежского бора. Здесь в 1335 г. была возведена церковь во имя Святой Троицы. Сегодня в месте этом стоит соборный храм с таким же названием.

Стефан слишком суровых порядков не выдержал, уехал он в московский Богоявленский монастырь, где через некоторое время стал игуменом. Варфоломей в это время принял постриг под именем Сергия, призвав некоего игумена Митрофана. Такое имя выбрал он, поскольку отмечался тот день, как день памяти мучеников Сергия и Вакха. Было тогда ему 23 года.
Образовалась здесь обитель, оформленная как Троице-Сергиев монастырь, первым игуменом был Митрофан, вторым – Сергий, с 1354 г. ставший пресвитером. Запретил он подаяние, желая, чтобы иноки жилы от труда своего. Пример он и сам подавал. Постепенно слава обители распространялась. Пустынь превратилась в богатый монастырь, поскольку многие приносили пожертвования.

Благословил митрополит Алексей, а Сергий сделал – ввел общинножительский устав, многие русские монастыри последовали примеру такому. Перед смертью митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал приемником ему, но игумен отказался.
Одним современником было очень точно подмечено: «Сергий тихими и кроткими словами мог достучаться к самым загрубелым и ожесточенным сердцам». С его милостыни многие князи примирялись. Обращались к нему князи, бояре и воеводы за благословением.
В 1382 г., в дни, когда Тохтамыш наступить на Москву решил, Сергий покидает свой монастырь на определенный период, отправляясь к князю Михаилу Александровичу Тверскому под защиту.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергием было основано еще несколько храмов, среди которых Благовещенский монастырь, Старо-Голутвин, Высоцкий и Георгиевский монастыри. Учениками его было возведено более 40 обителей.

В «Житии» преподобного Сергия (написанном в 1417-1418 гг.) рассказывается о том, что много чудес он в своей жизни совершил, многих исцелил, а однажды воскресил святой мальчика, которого отец на руках принес к нему.

За полгода до то кончины своей, которую чудотворец предвидел, собрал он братию и благословил преподобного Никона на игуменство.25 сентября 1392 г. отошел Сергий в Царство Небесное.

Мощи преподобного в 1919 г. подвергались вскрытию. Останки святителя найдены были в виде костей, волос и одеяния монашеского, точнее, фрагментов его. В период с 1920 г. по 1946 г. находились они в лавре. С 20 апреля 1946 г. мощи переданы церкви.

Канонизация

День памяти преподобного отмечается 25 сентября (8 октября), а также в день, когда мощи его обретены были – 5(18) июля, в Соборе Радонежских святых это 19 (6) июля.

Где находятся мощи Сергия Радонежского в Москве?

Информации о том, с какого момента Сергия приписали к лику святых, не сбереглось. В 1427 г. на родине служителя Божьего возведен был Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Были и такие, что сомневались в святости Сергия. Но всяческие грамоты говорят о том, что причисление преподобного к святым все же было. В светских энциклопедиях даже дата указана – 1452 г.

Сегодня по одобрению папы римского почитают Сергия Радонежского в восточнокатолических церквях.

Храм-памятник построен по повелению Ивана Грозного и освящен при его сыне Федоре Иоанновиче. Здесь вы увидите усыпальницу династии Годуновых и могилу великого лингвиста, которому до сих пор молятся студенты и школьники, желающие изучить иностранные языки. А еще в Успенском соборе находится гроб самого Сергия Радонежского, правда слегка обкусанный паломниками – в буквальном смысле этого слова…

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был построен по повелению Ивана Грозного и является триумфальным памятником в ознаменование падения последнего осколка Золотой орды – Казанского ханства. На закладке храма присутствовал сам царь со всем семейством. Строительство продолжалось 26 лет – с 1559 по 1585 год. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана IV, совершил обряд митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины.

Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.

Мощи Сергия Радонежского — где находятся

Слева от парадного крыльца Успенского собора ранее была трапезная паперть, на которой находился трапезный притвор – на том месте, где он когда-то стоял, на стене Успенского собора до сих пор видны следы кирпичной кладки арочной формы. Внутри притвора была усыпальница Годуновых. В XVIII веке притвор был разобран, и чтобы усыпальница не оказалась под открытым небом над ней в 1782 году была сооружена небольшая палатка, накрывающая могилы царя Бориса Годунова, его супруги Марии, сына, царевича Федора и дочери – царевны Ксении.

Справа от входа в храм стоит часовня. В XVII веке после снятия осады польско-литовского войска в стене Успенского собора была обнаружена трещина. Для проведения ремонтных работ было необходимо обнажить часть фундамента в этом месте. Стали копать и прямо под стеной собора обнаружили родник. Водой из этого источника умылся страдающий слепотой инок Пафнутий и прозрел. Источник оказался целебным и признан святым. Был устроен колодец, над которым построили часовню, от колодца впоследствии был сделан отвод, и святая вода стала поступать под летнюю сень в чашу с крестом – кстати, последнее историческое сооружение на территории монастыря.

Почти столетие величественный Успенский собор простоял не расписанный – лишь через 99 лет после окончания строительства, в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского была нанята артель ярославских и троицких иконописцев из 25 человек под руководством мастера Дмитрия Плеханова. Мастера покрыли стены и своды храма фресками за один летний сезон. До наших дней роспись дошла без реставрации, только была очищена от копоти свечей и лампад.

После своей кончины архиепископ Моисей Рязанский был похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, где, кроме него, погребены архиепископ Августин (Виноградов), поднимавший дух русского воинства во время Отечественной войны 1812 года, а также митрополит Макарий (Булгаков), написавший фундаментальные труды по догматическому богословию и истории церкви. Кроме того, у западной стены храма покоятся супруга короля Ливонии Магнуса королева Мария Старицкая (дочь удельного князя Владимира Старицкого) и ее дочь — королевна Евдокия.

В Успенском соборе имеются две мозаичных иконы – Первомученника Якова Стефана и Божией Матери Казанской. Первая из них ранее находилась в Храме Христа Спасителя и была изъята оттуда перед разрушением старого здания храма в 1931 году. Что касается иконы Божией Матери Казанской, то о ее происхождении до сих пор идут споры. Согласно некоторым источникам,  она также из Храма Христа Спасителя, однако имеются свидетельства, что эта икона ранее находилась в часовне Казанского вокзала Москвы.

В храме находятся две раки с мощами – святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, освящавшего народы Алтайского края, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, который просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Святитель Иннокентий знаменит тем, что изучал языки коренных народов и делал на них переводы святого писания. Он считается небесным покровителем тех, кто изучает иностранные языки и к нему за помощью обращаются студенты и школьники.

В юго-западной части Успенского собора на постаменте под стеклянной витриной стоит гроб Сергия Радонежского, деланный преподобным собственноручно. В этом гробу он был похоронен в 1392 году и в нем же были обретены его мощи спустя 30 лет после смерти. Мощи оставались в гробу вплоть до XVI века, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена серебряная рака, которая теперь стоит в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Когда мощи Сергия Радонежского покоились в гробе, люди приходили и прикладывались к святыне. Каждый из паломников хотел иметь у себя частичку этого гроба и поэтому, приложившись, откусывал маленький кусочек. И правая стенка постепенно стала исчезать. Чтобы это остановить, края гроба оббили металлическими пластинами…

С южной стороны Успенского собора расположен вход в крипту, в которой находятся усыпальницы двух патриархов Русской православной церкви и двух митрополитов. Крипта редко посещается туристами, хотя проход в нее совершенно свободен. Причины две: во-первых, туристы о крипте практически ничего не знают, а, во-вторых, вход в в нее неприметен и не привлекает внимание посетителей Троице-Сергиевой лавры.

Крипта в Успенском соборе появилась в XIX веке — здесь были похоронены митрополит Сергий и митрополит Леонтий. И, чтобы служить по ним заупокойное богослужение, освящают придел с алтарем. Затем, уже в ХХ веке, появляются еще два придела. В центральном находится усыпальница двух патриархов — Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 году, и Пимена (Извекова), умершего в 1990-м. В витринах, находящихся в этом приделе, представлены личные вещи патриархов, части облачения, фотографии — посетители крипты могут пройти внутрь за надгробья и все рассмотреть.

За ракой патриарха Алексия I часть каменного пола прикрыта ковром — это место, где были обретены мощи святителя Макария, митрополита Московского.

Храм в Рогожской Слободе окружен местностью с удивительной историей, которая крепко связана с возведённым рядом Спасо-Андрониковым храмом, а также с Сергием Радонежским и Андроником Московским. Церковь основали в 1365 году, когда из города Константинополь возвращался митрополит Алексий.

Троице-Сергиева лавра

Он вёз Нерукотворный Образ Спаса, являющийся символом благословения на Русской митрополии. Но случилось так, что длительную поездку пришлось прервать по причине сильного шторма в Черном море, который мог стать последним, что видели участники путешествия. Чудесным образом буря утихла именно утром 16 августа, в день празднования Образа Спаса Нерукотворного. Алексий был впечатлён событиями прошедших дней, и чтобы ознаменовать избавление от худшего, благословил преподобного Сергия Радонежского на возведение храма во имя Спаса. После того, как он уже был построен, Митрополит не один раз посетил святыню для поклонения и молитве Святому Образу.

В начале 1395 года, земли всколыхнуло нашествие грозного Тамерлана, которое угрожало уничтожению Москвы и прилегающих к ней земель. Видя всё это, великий князь Василий Димитриевич в срочном порядке поручил своим людям вывезти из Владимира священную икону Божией Матери Владимирской. В пути её сопровождали высшие чины духовенства, князь и множество верующих, которые завершили поход возле Успенского собора Кремля. Это событие волшебным образом спасло Москву от разорения, в честь которого основали великий праздник Сретения Владимирской Божией Матери.

Возвращаясь к истокам возникновения храма Радженского, нужно отметить, что в далёком 1365 году Сергий, будучи великим игуменом русских земель, отправился в пешее путешествие к Нижнему Новгороду. Отправлялся он к владениям местного князя, а по дороге зашел в Спасский храм, чтобы помолиться Нерукотворному Образу и увидеться со своим лучшим учеником, настоятелем святыни Андроника Московского. Веря преданиям, они попрощались именно на том месте, где потом соорудили деревянную, а позже и каменную часовню монастыря. Строительство деревянной часовни началось в 17 веке, а перестройка в каменный фасад стартовала в середине 18 века. Назвали её «Проща на улице Вороньей» (сегодня это улица Сергия Радонежского).
Лучшие времена для храма в Рогожской слободе начались в 1889-1890 годах, когда богатый купец Василий Александров, будучи жителем этих земель, выделил денежное пожертвование для сооружения более современной и крепкой часовни. Задание поручили талантливому архитектору – А. Латкову.

Далее, в 1892 году, в честь празднования 500-летия памяти преподобного Сергия Радонежского, от стен монастыря утвердили торжественное крестное шествие, которое заканчивалось у каменной часовни. Это действие было ежегодным праздником для местных христиан, вплоть до наступления большевистского переворота.
Во время правления богохульствующей власти, собор в Рогожской слободе обезобразили, а часовню и вовсе сняли. Внутри здания учредили местную культурную базу заводских безбожников под названием «Серп и молот». Небольшая горстка верующей общины перебралось в рядом находившуюся святыню. После этого часовня часто меняла своих арендаторов. К примеру, в середине 1980 года там находился популярный на то время магазин «Вино», а потом мастерская, занимающаяся ремонтом наручных часов. В наше время её качественно отреставрировали и открыли свои двери для всех желающих. Найти её можно около Рогожской Заставы (бывшая площадь Ильича).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *