История честной главы Иоанна Предтечи – на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Тимофей Китнис в роли ведущего в документальном сериале «Неизвестная Европа» с главой Иоанна Крестителя в руках. Амьен, Франция

Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.

Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.

Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www.wikipedia.org

Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).

Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.

Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.

С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.

Фото www.thomas-tdf.de

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.

Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.

Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи

Монастырь Иоанна Крестителя Месапотамос. Кипр

Мужской монастырь, названный в честь Иоанна Крестителя (Предтечи), расположен в очень живописном месте. По дороге из Лимасола в Троодос сразу за деревней Trimiklini начинаются более крутые подъёмы в «горку». И природа меняет свой облик − вдруг откуда ни возьмись появляются хвойные леса, столь непривычные для тех, кто видел Кипр только на побережье. Отсюда и начинается горный массив Троодос. Монастырь Иоанна Крестителя находится в начале южного склона Троодоса среди хвойного леса.

Мы приезжали к нему несколько раз, но получалось всё как-то скомкано, под конец дня − и освещение не то (что немаловажно для фотографа), и подуставали уже. Но в этот раз посетили целенаправленно и, поэтому погода прислушалась, хотя была середина декабря. Вот таким он предстал перед нашим взором в сени пожелтевших «осенних» деревьев.

История монастыря Timios Prodromos

По версии местных исследователей, монастырь был основан в XII веке. Но первые письменные упоминания о нём относятся лишь к XV веку. Чтобы быть более конкретным, можно привести в пример постановление франкского короля Якова II от 4 апреля 1468 года, согласно указу которого, монастырю была оказана финансово-гуманитарная помощь, включающая в себя двенадцать кувшинов вина и пять византийских динаров ежегодно.

Как и многие монастыри Кипра, этот монастырь переживал времена расцвета и упадка. Вот таким он предстал нашему соотечественнику монаху-путешественнику Григоровичу-Барскому.

Монастырь оный есть мал, именуется же Предтеча Внутренней реки, обретается между горами прекрасными, густым лесом порослыми и множеством певгов (сосен или пихт), при источниках вод сладких, близ реки малой или потока великого; имать церковь малу и две или три кельи только, черепицею покрыта снегов ради, и Игумена с двумя иноками… Монахи питаются, как и в прочих обителях, от земледелия и пасения козлищ. Одним словом, зело место прекрасное и от мира далече уединенное, и не только иноческому, но и пустынножительству приличное; образа же его рисовать не стал, понеже место только вокруг есть лепотно, здание же худо.

Давайте посмотрим издали на здание монастырской церкви, а потом продолжим рассказ.

Другим письменным источником, упоминающим монастырь, является фирман, изданный во время османского господства.

Фирман, ферман — указ или декрет монарха в некоторых исламских государствах Ближнего и Среднего Востока.Термин происходит от персидского фармāн (перс. فرمان‎) — «приказ».

Согласно этому указу монастырю давалось право использовать воду реки Меса Потамос для орошения своих земель, там, где сейчас расположена деревня Saittas.

Не надолго отвлечёмся от монастыря и расскажем пару слов о том, в чью честь он назван.

Иоанн Креститель (Предтеча)

Иоанн Креститель — ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду.

На английском языке его называют «St. John the Baptist», что русскому уху не мило. На греческом тоже звучит совсем не похоже: Τιμίου Προδρόμου (Тимиу Продрому − ударение в каждом слове на второй слог). Это мы рассказали, чтобы вас не смущали надписи на указателях.

Церковь Иоанна Крестителя

Итак, мы подошли к небольшой монастырской церкви, но прежде чем зайти внутрь, продолжим рассказ о монастыре.

К концу периода османского правления на Кипре многие монастыри пришли в упадок. Не избежал этой участи и этот монастырь. Все монастырские постройки практически разрушились, даже каменная церковь, датируемая XIV веком, тоже начала разрушаться. Сейчас она, конечно отреставрирована.

А теперь пройдём ненадолго внутрь и осмотрим её скромное убранство.

В начале XX века епископом Китиона было принято довольно странное решение − создать на территории монастыря отель. Тем не менее, отель пользовался большой популярностью у киприотов, которые до сих пор любят уезжать в горы в летний период − здесь намного прохладнее и, соответственно, комфортнее. Посмотрим на старые фотографии отеля и расположившегося неподалёку водопада Меса Потамос, найденные в сети.

В то время работало несколько «горных» отелей, самым известным из которых является отель Беренгария. Если от последнего сохранился хотя бы остов, то здесь всё было иначе. Дело было на заре «смутных» пятидесятых, когда Кипр зрел к восстанию против колонизаторов-англичан. В 1949 году архиепископ Макариос III поселился в отеле на несколько дней, чтобы провести референдум Единства. А позже встречался здесь с Гривасом Дегенисом и другими членами революционной партии ЭОКА, боровшейся за независимость Кипра. Англичане не раз пытались врываться сюда, чтобы найти бойцов, что не могло не сказаться на внешнем виде здания, да и вообще, имидже отеля. В 1960 году отель прекратил своё существование.

Лишь в 1998 году епархия Лимасола решила восстановить на этом месте обитель, и к 2003 году были закончены все ремонтные и восстановительные работы. Немного прогуляемся теперь по территории сегодняшнего монастыря. Для колоколов здесь выделена отдельная звонница.

Можно найти на территории и другие постройки.

И вот в 2005 году здесь поселились первые семь монахов. У монастыря даже есть своя страничка на Фэйсбуке, откуда мы взяли вот эту фотографию.

Вместо эпилога

Киприоты по этому маршруту накатали привычную «колею». Но не потому, что рядом есть водопад Меса Потамос, о котором мы уже говорили. Кстати, в полном названии монастыря имя реки тоже присутствует. Его можно найти в заголовке упомянутой фэйсбучной страницы: Ιεράς Μονής Τιμίου Προδρόμου Μέσα Ποταμού.

Вернёмся к киприотам. Вернее даже ко всем, кто давно проживает на Кипре. Если от монастыря повернуть по указателю в западном направлении, то метров через шестьсот можно добраться до оборудованного места для пикника. Таких в горах Троодоса много, но сейчас поведаем только об этом.

Здесь есть всё для культурного отдыха: установлены столики, подведена вода, есть место, где можно «зажечь» мангалы. Да и красивая природа к этому располагает.

Заодно напомним, что сейчас мы находимся в горах на высоте более 1000 метров над уровнем моря, поэтому на обратной дороге обязательно ищите место для остановки, чтобы запечатлеть симпатичные пейзажи.

Фотоальбом

Посмотреть фотоальбом

Как добраться

Едем по известному многим маршруту Лимасол-Троодос. Сразу за деревней Trimiklini вправо от трассы B8 одна за другой будут отходить несколько дорог. Наш поворот будет на деревню Kakopetria сразу за заправкой. Сворачиваем здесь и едем 1,5 км до поворота влево по указателю на монастырь Timios Prodromos. Поворачиваем и начинаем двигаться по лесной, порой «петлявой» асфальтовой дорожке 5 км пока не приедем к монастырю. В нужных местах поставлены указатели, так что не ошибётесь.

Примерно за один километр до конечной точки, на одном из крутых поворотов, можно увидеть указатель на водопад Mesa Potamos, о котором мы уже говорили. Можно запланировать прогулку и к нему. А метров за двести до точки назначения встретится поворот налево к пикниковому месту, о котором упоминали выше, до которого метров сто пятьдесят всего.

Мощи святого Иоанна Крестителя (Генуя)

Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито.

Как же попали останки самого величайшего из смертных – Иоанна Крестителя в этот город?

Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман. Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей. В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия.

Мы зашли в этот собор IX века. В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа – крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Мы спели тропарь и прочитали молитву святому. К нашей молитве присоединились и присутствующие в храме.

» Вы откуда?» – задаю традиционный вопрос.

«По национальности я серб, но русский в душе», – улыбается огромного роста молодой человек.

А Марио продолжает свой рассказ: «Католики не воздают столько почитания святым мощам, как православные. Они больше внимания уделяют ценным оправам (реликвариям), в которые честные мощи помещены. Но вы не должны осуждать это, так как тоже много лет не почитали святых». Видимо, Мария имел в виду период советских гонений на Церковь.

Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo). Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.

За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».

В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая – святому апостолу Иакову Зеведееву.

В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же – реликварий с власами Пресвятой Богородицы.

В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на Которосльной наб., 69. Художественные и, в частности, архитектурные достоинства величественного Предтеченского храма, доминирующего в застройке правобережья Которосли, позволяют причислить его к памятникам искусства мирового значения.

12 фото Смотреть фотогалерею 12 фото Церковь Иоанна Предтечи. Открытка начала ХХ века из

На правом берегу Которосли, в юго-западной части дореволюционного Ярославля, издревле существовала ремесленная Толчковская слобода, населенная кожевниками. Для выделки высококачественных кож в старину применялась ивовая кора, которую измельчали (толкли) в ступах. Поэтому Толчковская слобода «именование свое приять от жителей в ней, по художеству своему толчевному приуготовляющих, сиречь толкущих кору, со древес собираемую, от коего толчения и назвася тако, си есть Толчковскою слободою».

Есть предание, согласно которому в Толчкове издавна существовал Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 отрядом польских интервентов. Хотя не сохранилось документов, подтверждающих это предание, теплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659−65 на месте сгоревшей в 1659 деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На южной стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. В 1671 было начато и в 1687 окончено строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря — Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны — во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы «всем миром» — в специально для этого заведенной книге среди пожертвований упоминаются, кроме денег, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже «мишурных кружев на 32 рубля».

Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея.

Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700, роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703—1704. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины.

Тематика толчковской росписи впечатляет богатством вложенного в нее богословского содержания, масштабностью и изумительной логикой символико-композиционной схемы. В огромном центральном куполе изображен Вседержитель с раскрытым Евангелием. В высоком барабане тремя регистрами размещены 24 ветхозаветных праотца. На парусах написаны евангелисты, на лобовых частях паруса следующие композиции: на восточной «Спас на убрусе», поддерживаемый двумя ангелами, на западной «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, на южной Архангел Гавриил в круге, а на северной Архангел Михаил. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной — «Сошествие Святого Духа». В юго-западном куполе «Богоматерь Знамение», в парус барабана вписана сложная многофигурная композиция «Древо Иессеево», на подкупольной арке «Крещение Господне». В северо-западном куполе «Иоанн Предтеча в потире», в парусе композиция «Союзом любви связуемые апостолы», представляющая из себя большой деисус из медальонов с Христом и апостолами, на подкупольной арке сцены «Вход в Иерусалим» и «Жены мироносицы».

Своды традиционно заняты под изображения праздников: на северном «Благовещение» и «Рождество Богородицы», на южном «Рождество Христово» и «Сретение». На западном своде помещена символическая композиция «София созда себе дом». На западных столпах, разбитых на 4 яруса, и на подпружных арках изображены 59 сцен деяний святых апостолов. Боковые части этих арок заполняют гирлянды круглых медальонов, составляющие различные чиновые деисусы. На боковых частях восточных арок (под центральным куполом) написан вязью текст тропарей архангелам Михаилу и Гавриилу.

Стены храма разбиты на 9 ярусов. Верхние семь из них сюжетные шириной 1,2 — 2 м, в восьмом (25 см) помещена храмоздательская летопись, написанная вязью. Девятый ярус (1 м) представляет собой подзор из пышных цветов и трав на черном фоне. В западных люнетах стен размещены праздники: «Покров» (ю.), «Преображение», «Богоматерь всех скорбящих радость», «Успение» (з.), «Крестовоздвижение» и «Воскресение» (с.).

В трех верхних ярусах, включая восточные люнеты, очень обстоятельно (в 90 клеймах) иллюстрирована земная жизнь Иисуса Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый ярус, а на южной стене частично и пятый, посвящен теме Страстей Христовых (44 сцены). В пятом и шестом ярусах в 67 клеймах разработана храмовая тема из «Жития и чудес Иоанна Предтечи». В ней значительное место отведено Усекновению главы Крестителя и сценам ее обретения. В седьмом ярусе западной стены изображены 6 картин «Песни Песней» в аллегорическом толковании — место ветхозаветных персонажей Соломона и Суламифи здесь занимают Христос и его возлюбленная Церковь в образе длинноволосой красавицы в короне и пышном европейском платье.

На северной и южной стенах написаны годовые святцы — редчайшее в древнерусском монументальном искусстве изображение календаря православных святых. Толчковские святцы являются уникальным примером миниатюры во фресковой живописи. Замковые арки одиннадцати больших окон оформлены эмблемами Саваофа, Христа и архангелов в узорчатых обрамлениях клубящихся облаков. В арках трех входных порталов написаны деисусы в кругах с Эммануилом, Вседержителем и Саваофом. На откосах порталов традиционные ангелы, стерегущие вход.

В трех высоких замкнутых помещениях алтаря общепринятый символико-литургический цикл росписи дополняется литературными сюжетами на тему литургии. В центральной конхе алтаря иллюстрирована церковная песнь «О тебе радуется». В апсиде живопись размещена в трех регистрах. В верхнем из них 10 сцен из литургии Григория Богослова, в среднем — сказания из духовного сборника «Лимонарь» — «Об оклеветанном иерее», «О Ефреме Антиохийском», «Об авве Леонтии и ангеле», в нижнем — фигуры вселенских патриархов. На западной стене композиции «Преломление хлеба апостолом Петром» и «София Премудрость Божия», в арке центрального портала «Евхаристия». В конхе жертвенника «Жертвенный Агнец»; в своде иллюстрации к сказаниям из книги Василия Великого «Животы святых» — «О просфоре», «О еврейском отроке и царе Амфилоге»; в апсиде архидиаконы с кадильницами; на алтарной преграде «Похвала Богородице»; на откосах входного портала «Чудо Архангела Михаила в Хонех» и «Явление серафима пророку Исайе». В арке проема, соединяющего жертвенник с центральным алтарем, сюжет «Три отрока в пещи огненной», в арке, ведущей из алтаря в диаконник, «Богоматерь Знамение», а также преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские. В конхе диаконника написано «Воскресение Христово», в своде сцены из Ветхого и Нового Завета на тему воскрешения мертвых. В верхнем регистре апсиды изображены величественные фигуры русских князей в парчовых княжеских шубах; в нижнем регистре в овальных медальонах выдающиеся деятели русской церкви. На алтарной преграде Богоматерь в образе Царицы Небесной на фоне райских кущей.

Роспись основного храма в целом несет на себе печать величавой торжественности и отмечена превосходным пониманием художниками задач монументально-декоративного искусства.

В приделе Гурия и Варсонофия на стенах, разбитых на 4 яруса, написаны 26 сцен из жития этих святых. В одном из клейм примечательно изображение панорамы Свияжского монастыря. В конхе алтаря написан Деисус с Христом Эммануилом на троне, Богоматерью и Предтечей, в апсиде — архидиаконы. Роспись Трехсвятительского придела посвящена житиям Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (28 сцен). В конхе алтарной части изображены Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой, в апсиде вселенские патриархи. Стенопись паперти Толчковской церкви включает в себя более 500 композиций и по богатству тематических циклов не имеет себе равных в древнерусском искусстве. Склоны ее свода, начиная с северного колена, заполнены преимущественно ветхозаветными сюжетами из книг «Бытие», «Исход», «Числа», Книги Судей, книг Царств, книг пророка Даниила, Иова, Ездры. Лучшими по художественной образности и полноте изложения являются циклы «История Моисея», «Падение Иерихона» с романтическими сценами из жизни блудницы Раав, «История Давида и Вирсавии», «История праведной Сусанны» и «История Юдифи».

В центральной части западного свода над входным порталом написана Троица Новозаветная, на противоположном склоне «Богоматерь Всех скорбящих радость», по сторонам «Апостольские беседы», «Коронование Богоматери», сцены из жизни Юлиана и Василиссы и др. В подсводные арки-люнеты наружных стен четверика вписаны сложные многофигурные композиции: на северной паперти «Достойно есть» и «Страшный суд» со сценами из жития Василия Нового, на западной паперти «О тебе радуется» и «Суд синедриона», на южной паперти сюжеты «Видение Иоанна в монастыре св. Венедикта» и «Видение Похвалы Богоматери св. Фоме Кантуарийскому» из западноевропейских нравоучительных сборников «Великое зерцало» и «Небо новое».

Три перспективных портала на паперти фланкируют традиционные фигуры ангелов. Над арками порталов размещены деисусные композиции из медальонов. Между арками-люнетами четверика и в некоторых местах между окнами отдельные святые в рост со сценами из их житий. Вход в северный придел Казанских чудотворцев обрамляют медальоны с изображением «Семи таинств». Над входом в южный придел написана композиция «Предста царица» с ярославскими и муромскими чудотворцами, а также фигуры пустынников. На внешней стороне северной паперти, на оконных откосах и между ними продолжается ветхозаветный цикл историями Троицы, Иосифа Прекрасного, книгами «Эсфирь» и «Товит».

Западную и южную стены занимает обширный литературный цикл из русских и переводных духовных сборников XVII в. Здесь иллюстрированы 20 новелл «Великого зерцала» («О грешной матери в образе свиньи», «О добродетельном Карпе», «О попе невоздержанного жития», «О юноше в земле Британской» и др.), рассказы из Киево-Печерского патерика («О попе Тите и дьяконе Евагрии»), из Скитского патерика («О мученице Фомаиде»), повесть Варлаама «О трех друзех», рассказы из Синодика, из запрещенной в XVII книги «Мессия правдивый» И. Галятовского. Оригинально трактованы некоторые сцены, образцами для которых послужили гравюры XVII в. — «Темница богоугодная» П. Берынды, «Плоды Страстей Христовых» В. Андреева и лубочные картинки — «Корабль веры» и «Ангел хранитель». В северном крыльце иллюстрировано «Сказание о Богоматери Толгской» (с изображением прибытия на Толгу царя Ивана Грозного и царя Федора Алексеевича с сестрами); в западном крыльце — Апокалипсис в 40 сценах, в южном — «Житие Андрея Юродивого». Почти все сцены сопровождаются обширными пояснительными текстами, иногда написанными виршами. Их часто помещают в узорчатые барочные рамы.

Идущие вдоль стен паперти каменные скамьи расписаны стилизованными гвоздиками и ягодами. Под окнами помещен оригинальный орнамент, состоящий из нежных, реалистически трактованных цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII в. Во многом близкая светской живописи стенопись толчковской паперти представляет собою своеобразную энциклопедию русской жизни, являет ментальный мир русского человека в период расцвета культуры Ярославля. Она свидетельствует о широте интересов ярославского общества в то время, об его готовности к диалогу с культурой других народов.

В 1904—1905 художником из Мстеры М. И. Дикаревым была произведена реставрация икон и фресок храма, переписаны фронтоны крылец, расписаны травами деревянные двери и ставни окон. С 1960-х производится укрепление и реставрация стенной живописи.

Высокий резной шестиярусный иконостас главного храма выполнен на рубеже XVII—XVIII вв. Иконостас украшен резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев. В приделе Казанских чудотворцев резные царские врата являются великолепным образцом декоративно-прикладного искусства. Их поверхность покрыта ажурной резьбой, состоящей из пышных фантастических цветов и виноградной лозы. В растительный узор вплетены изображения сказочных птиц и грифонов.

В начале XVIII в. при церкви сооружается ярусная колокольня, в 1875—1876 устраивается каменная ограда. До 1804 при Предтеченской церкви существовало приходское кладбище. В 1859 были вызолочены все 15 глав на храме. В 1903—1906 был произведен капитальный ремонт здания главного храма — укреплен фундамент, перезолочены главы, уложен новый керамический пол вместо чугунного в церкви.

Закрыта церковь Иоанна Предтечи в 1931. В настоящее время находится в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание теплой церкви Вознесения утрачено.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *