Поделиться

Св. апостол Павел. Мозаика Ломоносовской мастерской.

Двенадцатого июля по новому стилю Церковь молитвенно вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. По преданию, в этот день святые мученики были казнены. В этот же день два с половиной века спустя, мощи апостолов были перенесены из гробниц в церкви, возведённые по повелению императора Константина Великого. Но после завоевания Римской империи германскими племенами о мощах всехвальных апостолов никто не упоминал. Казалось, что след святынь затерялся в истории. Церковное предание гласило, что мощи всё ещё покоятся в построенных в их честь базиликах, но где именно?

В середине двадцатого века церковные археологи обнаружили в Риме, под собором святого Петра, древний некрополь. Точно под центральным алтарём современного храма находилась гробница, в одной из стен которой была обнаружена ниша с мощами. Надпись «Пётр здесь», христианские символы на ограде гробницы, росписи рядом с нишей — всё указывало, что предание не ошибалось, здесь покоится один из самых известных учеников Христовых.

Эта находка пробудила интерес к поиску мощей апостола Павла. По закону его, римского гражданина, не могли казнить, как Петра, в цирке императора Нерона. Он был обезглавлен за территорией Рима, к югу от городских стен, в местности Сальвийские воды. Предание говорит, что апостола похоронила знатная римская христианка Лукина. Могила находилась в её поместье. В начале четвёртого века над гробницей со святыми мощами была выстроена базилика в честь апостола Павла. Из-за своего местоположения она получила название «собор святого Павла «за стенами» — Сан Паоло фуори ле Мура. Церковь в тысяча восемьсот двадцать третьем году пережила сильнейший пожар. Восстанавливали собор всем миром, в буквальном смысле этого выражения. Множество стран, в том числе и Россия, предложило свою поддержку. Император Николай Первый прислал малахит и лазурит для украшения алтаря и интерьера храма. Такое внимание русского властителя неслучайно, если вспомнить, что его отца-императора звали Павлом.

В две тысячи девятом году начали изыскания церковных археологов. Они обнаружили, что за прошедшие века пола в соборе был поднят почти на полтора метра от первоначального уровня. Учёные нашли под землёй мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик». Но находились ли там мощи? Ведь в середине пятого века племя вандалов, захватившее Рим, не только разграбило городские храмы, но и не пощадило многие христианские святыни.

В саркофаг был введён тончайший зонд. С его помощью в гробнице обнаружили следы льняной ткани двух цветов: окрашенной в пурпур и голубой, пластину из золота, красный ладан. В саркофаге находились фрагменты мощей. Исследование показало, что они принадлежат человеку, жившему в первом веке. Так наука подтвердила церковное предание.

Саркофаг решили оставить на своём месте, в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб апостола Павла и приложиться к его святым мощам.

Собор Петра в Ватикане

В день святых апостолов Петра и Павла хорошо вспомнить где находятся их святые мощи. Собор Святого Петра в Риме на территории суверенного государства Ватикан стоит на том месте, где в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. Здесь в 67 году после суда был распят и апостол Петр. После казни апостола похоронили на кладбище к северу от цирка, во II веке над его могилой поставили небольшую часовню, в IV веке — большую базилику, а с XVI по начало XVII века построили храм, который мы видим сейчас.

Святой Иоанн Златоуст: «Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое — его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока — тела этих святых апостолов… Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа!»

Апостол Петр, распятый в 64 году на арене цирка Нерона, был погребен на кладбище, располагавшемся к северу от цирка. В середине II века над его гробницей появилась небольшая часовня, ставшая ядром базилики, поставленной уже в IV веке. Cвятой император Константин вскоре после Миланского эдикта 313 года, давшего христианам свободу веры, начал строительство большого храма, освященного в 329 году. В центре апсиды новой пятинефной постройки с поперечным трансептом и располагалась гробница апостола Петра.

Веками храм украшали лучшие художники. Каждый — на свой лад. Ответственным за уничтожение древнехристианской базилики считают Донато Браманте (XVI), прозванного архитектором-разрушителем. В 1547 году папа Павел III поручил составить новый проект знаменитому Микеланджело. Титан Возрождения наметил установку огромного купола над центральной зоной храма, где должен был стоять папский алтарь. Сам алтарь поставили под знаменитым балдахином Бернини, исполненным по заказу Папы Урбана VIII из бронзы, снятой с портала Пантеона. Именно под этим балдахином находится главное «сокровище» храма, ради которого, собственно, он и строился. Это — мощи апостола Петра, о которых в наш век многие, посещающие этот храм, подзабыли. Но «сознательные» паломники сначала спускаются к ним, в скромное подземелье базилики.

Обычно тут останавливаться нельзя, но служители снисходительно относятся к коленопреклоненным россиянам, тихонько поющим «Величаем тя…». Мимо течет река западных пилигримов: у гробницы Первоверховного они не останавливаются, торопясь наверх, к великолепию собора. «Сан Пьетро», самый большой в мире христианский храм, действительно, не может не ошеломить. Все тут грандиозно, да так, что посетитель может и забыть, что это церковь…

Наши предшественники в XIX веке были особенно к этому чувствительны. По мнению А. Н. Муравьева, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить самое чувство Православия» (1846). Чуть позднее Муравьева в Рим прибыл другой богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, ему вторивший: «Пасхальная служба была не столь благоговейной, а пышною. Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце». В целом критика избыточной роскоши Ватикана стала на долгие годы одним из клише в отечественной паломнической литературе.

Как логичное продолжение следует визит в базилику апостола Павла «за городскими стенами», где поспокойнее: можно не торопясь помолиться у недавно реставрированной раки с мощами, а затем осмотреть собор с его яркими малахитовыми алтарями — вклад императора Николая I за упокой души убиенного августейшего родителя, Павла.

Базилика Апостола Павла за городскими стенами

Недалеко от базилики святого Павла — монастырь у Трех источников, где палачи предали усекновению св. Павла и где его честная глава, трижды упав о землю, извела три источника. Сами главы святых Петра и Павла как ценнейшия реликвии сначала хранились в домовой церкви римских пап на Латеранском холме — оттого и церковь прозвали «Святая Святых». Однако затем для удобства пилигримов их перенесли в Латеранскую базилику св. Иоанна Крестителя, в особый ковчег, где им поклоняются и поныне (православных богомольцев, правда, несколько удручает, что ковчег этот водружен на 10-метровой высоте…).

Вериги апостола Павла

Три источника, появившиеся от удара головы апостола Павла о землю

Главы апостолов Петра и Павла

Не минует паломническая тропа и страшной государевой тюрьмы — Мамертинской темницы: тут апостолы томились в ожидании казни. В конце концов, Петра увели на распятие на Ватиканский холм; Павла же, как римского гражданина, казнить позорной смертью, распятием, да и в черте города, не дозволялись, и его усекли мечом на Остийской дороге. Вели их сначала вместе, а там, где апостолов разлучили перед казнью, позднее тоже поставили храм. Последнее их прощание выражено в надписи над главным входом в церковь: «На сем месте расстались друг с другом апостол Петр и апостол Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: «Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: «Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”».

Мощи апостола Павла находятся в Риме, в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Это — одна из папских базилик Рима, расположена за Аврелиановыми стенами; отсюда и ее название. В 1980 году базилика святого Павла была внесена в Список всемирного наследия.

В I веке здесь размещалось кладбище, где находилась могила святого Павла, казненного в 65 году, во времена правления Нерона. Ранние христиане почитали Павла, и в 324 году император Константин возвел на месте захоронения Павла базилику.

Император Феодосий I счел небольшую церковь недостойной священного места. По договоренности с римским папой Львом I базилику стали перестраивать. Когда строительство было закончено, в Риме не было более просторной и величественной базилики.

Потом базилику перестраивали во времена Грациана и Валентиана II.

Украшали базилику святого Павла и римские первосвященники. Папа Григорий Великий I улучшал и украшал базилику. При базилике было устроено два монастыря — мужской и женский. Также был построен алтарь над могилой апостола Павла. Папа Лев III выложил мраморный пол. В IX веке, когда участились набеги сарацин, папа Иоанн VIII окружил религиозный комплекс стеной с башнями, создав мини-город Джованниполи.

В X веке базилика и окружающие ее монастыри были переданы в ведение клунийских монахов. Григорий VII, который был здесь аббатом, подарил храму бронзовые двери византийской работы. В XI веке там возвели часовню. А в 1285 году Арнольфо ди Камбио создал дароносицу; был построен великолепный дворик. В 1600-х годах, при папе Клементе VIII, возвели главный алтарь, а в 1724 году — часовню Святого Причастия.

Но 15 июля 1823 года грандиозный пожар уничтожил большую часть базилики.

Современную базилику начали возводить в 1825 году при папе Льве XII. Весь христианский мир помогал в возведение нового храма. Царь Николай I прислал малахит для алтарей.

В 1840 году базилика была освящена. Она в плане представляет собой латинский крест и состоит из пяти нефов. В поперечном нефе расположены портреты всех понтификов, заканчивая нынешнем папой.

В центральном нефе под апсидой находится триумфальная арка, называемая также аркой Галлы Плацидии — сестры императора Гонория, который финансировал создание этой арки.

Внутренняя длина базилики 131,66 м, ширина 65 м, высота 29,70 м. Это вторая по величине папская базилика Рима.

Во время восстановления базилики после пожара 1823 года под алтарной частью храма впервые был найден саркофаг длиной 2,5 метра и шириной около 1,2 метра. На крышке саркофага были обнаружены две мраморные пластины со словами Paulo Apostolo Mart, то есть «Апостолу и мученику Павлу». Их датировали 440-461 годами. Тогда, однако, захоронение целиком из-под земли извлечено не было.

Решение откопать саркофаг было принято после 2000 года, когда праздновался юбилей Римско-Католической Церкви. Поскольку многочисленные паломники жаловались на то, что захоронение святого нельзя ни увидеть, ни прикоснуться к нему. Первые археологические раскопки в алтарной части были произведены в 2002-2003 годах.

Следующие археологические разыскания прошли в период со 2 мая по 17 ноября 2006 года. Тогда и было обнаружено предполагаемое захоронение апостола Павла. Мраморный саркофаг стоял на глиняном полу; его датировка — не раньше 390 года, когда было принято решение расширить первое строение, находившееся на этом месте — базилику императора Константина.

Дабы разрешить сомнения относительно содержимого саркофага, было решено провести экспертизу. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. В саркофаге было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда. Из саркофага были извлечены мельчайшие фрагменты костей. Их отправили на экспертизу; причем, ради соблюдения чистоты эксперимента, специалистам, ее проводившим, не сказали, откуда взяты останки. Методом радиоуглеродного датирования было установлено: человек, чей прах находится в саркофаге, жил в I или II веке.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *