(от греч. mónos ≈ один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность М. ≈ дуализм , признающий два независимых начала, и плюрализм , исходящий из множественности начал. М. первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистический М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому М. Разновидностью последнего является т. н. «нейтральный М.» ( махизм , эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала (например, у Э. Маха ≈ из «элементов»). Идеалистический М., сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования «сотворения» мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека (Р. Декарт ). В противоположность идеалистическому М. и дуализму материалистический М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического М. до понимания общественной жизни. Высшей и единственно последовательной формой М. является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть противоположности материального и идеального как исторически возникающие и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии и о познании, довести здание материализма «до верху», придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и революционного действия. Целостность учения марксизма-ленинизма ≈ образец монистического развития теории. Диалектико-материалистический М. ≈ не только мировоззренческий, но и логико-методологический принцип, требующий от теории раскрытия внутреннего единства и связи явлений, последовательного проведения определённой точки зрения на факты, систематического восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым проявлениям.

Л. К. Науменко.

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности – дуализму.

Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм. Задача первого – найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго – найти ее только для конкретного класса явлений – математических, физических, химических, социальных и т.д. По характеру решения основного вопроса философии – вопроса об отношении мышления к бытию – различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание – единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность – мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т.д.: множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т.д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из атомов и т.д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э.Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц – первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции – эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг – СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически – через отношение к сознанию.

Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира – континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный – элементов и структуры. Представители первого – Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго – Демокрит и Лейбниц и др.

Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира – не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь – сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами – синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой – его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия – из точки и т.д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т.д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.

Г.Д.Левин

Не путать с моизмом , маоизмом или мо (религией) . Об академическом журнале см . Монист . Точка в кружке использовалась пифагорейцами, а затем и греками для обозначения первого метафизического существа, Монады или Абсолюта.

Часть серии по

Бог

Монизм приписывает единство или единство (греч. Μόνος) концепции, например, существования. Можно выделить разные виды монизма:

  • Монизм приоритета утверждает, что все существующие вещи восходят к источнику, отличному от них; например, в неоплатонизме все происходит от Единого . С этой точки зрения только одно онтологически базовое или предшествующее всему остальному.
  • Монизм существования утверждает, что, строго говоря, существует только одна вещь, вселенная , которую можно только искусственно и произвольно разделить на множество вещей.
  • Субстанциональный монизм утверждает, что множество существующих вещей можно объяснить в терминах единой реальности или субстанции. Субстанциальный монизм утверждает, что существует только один вид материала, хотя многие вещи могут состоять из этого материала, например, материя или разум.
  • Двухаспектный монизм — это точка зрения, согласно которой ментальное и физическое являются двумя аспектами или перспективами одной и той же субстанции.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Зеленцова, Марина Григорьевна, 2001 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб: Алетейя, 1998.-305 с.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.-336 с.

3. Абрамов С.С. Неявная субъективность. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991.-207 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.-224 с.

5. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -286 с.

6. Адамов А.К. Основы философии ноосферы. Саратов: Б.и., 1996.155 с.

7. Адорно Т. О технике и гуманизме// Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. — С. 364-371.

9. Айзятов Ф.А., Зейналов Г.Г. Устойчивое развитие и стратегия общественного прогресса. М.: Прометей, 1999. — 107 с.

10. Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск: Наука, 1990. -158 с.

11. Акулов B.JT. Диалектический материализм как система. Минск: Университетское, 1986. -318 с.

12. Акулов B.JL Материалистический монизм. Минск: Универсистет-ское, 1988.- 168 с.

14. Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1987. 335 с.

15. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. Учебное пособие. М.: Проспект, 1997.-568 с.

16. Амосов Н.М. Реальность, идеалы, модели// Наука и жизнь. 1989. -№5.-С. 65-72.

17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.

18. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

19. Анохин П.К. Роль системного аспекта в разработке пограничных проблем нейрофизиологии и психологии// Нейрофизиологические механизмыпсихической деятельности человека. Труды международного симпозиума. JL: Наука, 1974.-С. 10-16.

22. Аристотель Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. — 550 с.

23. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 329 с.

24. Архангельский Л.М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. — 239 с.

25. Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-272 с.

26. Аскин Я.Ф. Принцип единства мира: многообразие аспектов// Принцип единства. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1980. — С. 3-30.

27. Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965.-320 с.

29. Афанасьев В.Г, Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382 с.

30. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. -М.: Политиздат, 1986. 333 с.

32. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 294 с.

33. Бек X. Сущность техники// Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.-С. 172-190.

34. Бердяев Н. Философия СЕободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.

35. Березовский П.И. Понятие материи в системе категорий диалектического материализма. Красноярск: Изд-во КГУ, 1982. — 189 с.

36. Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Методология науки и стратегия выживания цивилизации. М.: Изд-во МГУК, 1999. — 338 с.

37. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64 с.

38. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов. М.: Знание, 1992. — 64 с.

39. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М.: Наука, 1980.-235 с.

40. Босенко В.А. Актуальные проблемы диалектического материализма. Киев: Вища школа, 1983. — 175 с.

41. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.

42. Бруно Дж. Диалоги. М.: Госполитиздат, 1949. — 552 с.

43. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 174 с.

44. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 268 с.

45. Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. -М.: Мысль, 1978. 216с.

46. Булычев И.И. Человек как интегральная философская проблема. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1991. — 177 с.

48. Бургин М.С. Фундаментальные структуры ноосферы: достижение абсолюта. -Киев: Изд-во Укр. акад. информатики, 1997. 83 с.

49. Буркхард Я. Непонятая чувственность// Это человек. Антология. -М.: Высшая школа, 1995. С. 124-155.

51. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

52. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1977. — 191 с.

53. Вернадский В.И. Архив АН СССР. Ф. 518. — On. 1. — Д. 220.

54. Вишняцкий Л. Центральный путь природы// Знание-сила. 1991. — № 4.-С. 27-30.

55. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.-368 с.

56. Гасилин В.Н. Единство мира и детерминизм// Принцип единства. -Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1980. С. 30-39.

57. Гегель Г. Сочинения. Т. 1. М.: Госиздат, 1931. — 368 с.

58. Геккель Э. Мировые загадки. М.: Изд-во «Гудок», 1935. — 535 с.

59. Гелен А. О систематике антропологии// Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С. 152-201.

60. Гильбо Е. Апология доктора Фрейда// Знание-сила. 1989. — № 8. -С. 52-60.

61. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. — 64 с.

63. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1964.583 с.

64. Гольбах П. Система природы// Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1963. — 715 с.

65. Горелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. М.: Знание, 1991.-64 с.

66. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-564 с.

67. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973.-319 с.

68. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. — 188с.

69. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. — 224 с.

72. Губин В.Д. Проблема бытия в современной европейской философии. -М.: Изд-во РГГУ, 1998. 191 с.

73. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М.: Знание, 1981. —64 с.

74. Гумницкий Г.Н. Марксистская диалектика как система. М.: Знание, 1987.-64 с.

75. Гумницкий Г.Н. К определению понятия материи// Философские науки. 1990. — № 2. — С. 72-74.

76. Гумницкий Г.Н. Основы этики. Учебное пособие. Иваново: Изд-во ИИСИ, 1992.-62 с.

77. Гумницкий Г.Н. Марксизм и проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания. Учебное пособие. Иваново: Изд-во ИГ АСА, 1995.-27 с.

78. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988.-269.

79. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.-357 с.

81. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? М.: Молодая гвардия, 1975.-174 с.

82. Давыдов В.В. О понятии человека в современной философии и психологии// Человек в системе наук. -М.: Наука, 1989. С. 21-30.

83. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия. М.: Б.и., 1994. — 131 с.

84. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция» природы и общества?// Вопросы философии. 1998. — № 8. — С. 15-25.

85. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Т. 2. СПб: Изд. Черкесов, 1872. — 540 с.

86. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — 654 с.

87. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. Новороссийск, 1995. — 383 с.

88. Дерюгин С.В. Основной вопрос философии: вариант решения проблемы// Философские науки. 1991. — № 1. — С. 159-167.

89. Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. JL: Изд-во ЛГУ, 1985. — 302 с.

90. Дильтей В. Описательная психология. СПб: Алетейя: Кренов, 1996. — 153 с.

91. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 246 с.

93. Дробницкий О.Г. Понятие морали. -М.: Наука, 1974. 387 с.

94. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М.: Наука, 1976. — 234 с.

95. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М.: Соваминко, 1990. — 279 с.

96. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.-286 с.

98. Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 152 с.

102. Естественнонаучный материализм в современной буржуазной философии. М.: Изд-во АН СССР, 1986. — 172 с.

103. Жамкочьян М. Чего мы хотим от школы?// Знание-сила. 1992. — № 4.-С. 2-10.

104. Жаров JI.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1988. — 125 с.

105. Железов Е.А. Сущностные силы человека. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989.- 163 с.

106. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-720 с.

107. Жульев В.К. Бытие. М.: Лицей, 1994. — 320 с.

108. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 128 с.

110. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. М.: ЗГО,1991.

111. Зильберман Д. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность// Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 72-105.

113. Иванов Е.М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. -М.: Патент, 1993.-80 с.

114. Идеал, утопия и критическая рефлексия/ Под ред. Лекторского В.А. -М.: Росспэн, 1996.-302 с.

116. Исторические типы рациональности. В 2-х т. Т. 1. — М.: ИФ РАН, 1995.-350 с.

117. Йолон П.Ф. и др. Рациональность в науке и культуре. Киев: Науко-ва думка, 1989.-288 с.

119. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. -Новосибирск: Наука, 1991. 304 с

120. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецние-реба, 1985.-308 с.

121. Кант И. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4, ч. 1. М.: Соцэкгиз, 1965. -541с.

122. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М.: Интерпракс, 1995. 350 с.

123. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. -М.: Медицина, 1978. 248 с.

125. Келасьев В.И. Интегративная концепция человека. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.-208 с.

126. Кивенко В.Д. Становление научного представления о структуре материи. Ростов н/Дону, 1969. — 150 с.

127. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М.: Наука, 1985.-142 с.

128. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ в.в. М., 1996. — 124 с.

129. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. — 302 с.

130. Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1992. — 195 с.

131. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии. 1997. -№ 3. — С. 62-79.

133. Ковалев A.M. Целостность и многообразие мира. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 1996.-368 с.

135. Кожаров А. Монизм и плюрализм в идеологии и политике. М.: Прогресс, 1976.-303 с.

137. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. — 238 с.

138. Кондрашин И.И. Диалектика материи: Системный подход к основам философии. М., 1996. — 218 с.

139. Конкин М.И. Биологические предпосылки мыслящего духа. М.: Высшая школа, 1998. — 124 с.

140. Коптюг В.А. и др. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. Владивосток: Дальнаука, 1997. — 82 с.

141. Корсунцев И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии. М.: Изд-во РФО, 2000. — 272 с.

142. Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета// Философские науки. 1992. — № 2. — С. 49-61.

143. Косевич Е. Раннехристианская философская и теологическая мысль в отношении проблематики тела// Философские науки. 1992. — № 3. — С. 83102.

144. Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания. Анализ концепций глобального развития. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. — 120 с.

145. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебное пособие. Волгоград: Б.и., 1995. — 352 с.

146. Кричевец А.Н. Об априорности, открытых программах и эволюции// Вопросы философии. 1997. -№ 6. — С. 79-91.

147. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. — 493 с.

148. Круткин В.А. Онтология человеческой телесности. (Философские очерки). Ижевск: Изд-во Удмурд. ун-та, 1993. — 172 с.

149. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. -М.: Наука, 1990.-141 с.

150. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. — 488 с.

151. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной// Вопросы философии. -1998.-№8.-С. 167-170.

152. Кузнец А.А. О социальном психоанализе// Вопросы философии. -1998.-№3.-С. 162-170.

153. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во Свердлов, ун-та, 1992. — 146 с.

154. Кузнецов М.А. Ноосфера человечество — мировоззрение. — М.: Глобус: Юрикон, 1998.- 125 с.

155. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М.: Политиздат, 1980. 312 с.

156. Кузьмина Е.И. Психология свободы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.- 195 с.

157. Кураев А. Пантеизм и монотеизм// Вопросы философии. 1996. — № 6.-С. 36-53.

158. Кутырев В.А. Современное социальное познание. -М.: Мысль, 1988.- 202 с.

159. Кутырев В.А. Проблема выживания человека в «постчеловеческом» мире// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 272-284.

160. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: Изд-во «Н.Новгород», 1994. 199 с.

161. Кутырев В.А. Разум против человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: Изд-во «ЧеРо», 1999. — 227 с.

162. Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». М.: Наука, 1983.254 с.

163. Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — 127 с.

164. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. — 363 с.

165. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992.188 с.

166. Кюлевинд Г. Школа сознания// Знание-сила. 1991. — № 5. — С. 5459.

167. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.384 с.

168. Лем С. Сумма технологии. М.: Мир, 1968. — 605 с.

169. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. Т. 18.-С. 3-525.

170. Ленин В.И. Философские тетради// Полн. собр. соч. Т. 29. — С. 3332.

171. Ленк X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники// Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. — С. 372-392.

173. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

175. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. — 156 с.

176. Логинов А.А. Суть бытия. Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 190 с.

177. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.: Знание, 1980. — 208 с.

178. Лоренц К. Год серого гуся. М.: Мир, 1984. — 184 с.

179. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Вопросы философии. 1992. — № 3. — С. 39-53.

180. Лосев К.С. и др. Проблемы экологии России. М.: Б.и., 1993. — 347 с.

182. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982. — 263 с.

183. Мамардашвили М. Феноменология и ее роль в современной философии// Вопросы философии. 1988. — № 12. — С. 55-59.

184. Мантатов В.В. Проблемы диалектики устойчивого развития в курсе философии// Проблемы преподавания философии в высшей школе. Материалы Всероссийской конференции.-М., 1996.-С. 125-129.

185. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х т. Т. 1. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1998. — 208 с.

186. Марголис Дж. Личность и сознание. М.: Прогресс, 1986. — 418 с.

187. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-689 с.

188. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 3.

189. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20.

190. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 21.

191. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 23.

192. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 42.

193. Марков М.А. О природе материи. М.: Наука, 1976. — 216 с.

194. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб: Изд-во СПбГУ, 1993.-231 с.

196. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. — 479 с.

197. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.-302 с.

198. Межуев В.М. Человек как предмет науки// Человек в системе наук. -М.: Наука, 1989. С. 49-58.

199. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. -М.: Мысль, 1966.-382 с.

200. Микешина Л.А. Образ философии в современных российских учебниках// Современное философское образование: содержание, структура и методы преподавания философских дисциплин. Материалы конференции. Иваново: Изд-во ИвГУ, 2000. — С. 3-14.

201. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.351 с.

202. Моисеев Н.Н. Нравственность и феномен эволюции// Общественные науки и современность. 1994. -№ 6. — С. 131-139.

203. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции// Вопросы философии. 1998. — № 8. — С. 26-32.

204. Морэн Э. Дух и мозг// Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988.-С. 63-81.

206. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. -М.: Мысль, 1972.-190 с.

207. Мысливченко А.Г. Идея создания целостной концепции человека// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 43-49.

208. Мячин Ю.Н. Философия как общее учение о мире и человеке. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. 66 с.

209. Навасардян Р.Г. Формирование марксистской концепции человека. -Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1976. 211 с.

210. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.: Наследие, 1996. — 184 с.

211. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. — 280с.

212. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: Наука, 1969.-246 с.

214. Новая технократическая волна на Западе. Сб. статей: Переводы. -М.: Прогресс, 1986.-450 с.

216. Ноговицын О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 188 с.

217. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии. (Системный анализ). -Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 1995. 156 с.

218. Нуйкин А.А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях// Вопросы философии. 1989. — № 7. — С. 83-99.

221. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия, 1985.-220 с.

222. Павлов А.И. Введение в онтологию. О содержательной аксиоматизации материалистической диалектики. М., 1998. — 160 с.

223. Павлов Т. Избранные философские произведения в 4-х т. Т. 3. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 827 с.

224. Петров-Бытов П.П. Контуры единого образа мира. СПб: Русколань, 1996.-92 с.

225. Петрушенко А.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М.: Наука, 1971.-289 с.

226. Платонов Г.В., Гирусов Э.В. Устойчивое экоразвитие путь к ноосфере// Вестник Моск. ун-та. — Сер. 7. Философия. — 1997. — № 1. — С. 49-66.

227. Плеснер Г. Ступени органического и человек// Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С. 96-151.

228. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Изд. фирма «Ad Marginem», 1995. — 339 с.

230. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во «Культурная инициатива», 1992. — 446 с.

231. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. — 332 с.

232. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: Центр, 1977. — 269 с.

233. Радьяр Д. Планетаризация сознания. М.: Ваклер, 1995. — 302 с.

234. Раскин Д.И. Онтологические вариации. Н.Новгород: Изд-во МНЭПУ, 1999.-219 с.

235. Розанов В.В. Цель человеческой жизни// Смысл жизни. Антология. -М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 19-64.

238. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.

239. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. М.: Мысль, 1973. —526 с.

240. Рутманис К. Разорванность человеческого существования// Человек и духовность. Рига: Зинатне, 1990. — С. 30-37.

241. Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1968. — 395 с.

242. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. 3. Антропология. СПб: ООО «Петрополис», 1999. — 288 с.

244. Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1993. — 107 с.

245. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. — 576 с.

246. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-360 с.

248. Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием. М.: Изд-во МГУП, 1997. — 242 с.

249. Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352с.

250. Скибицкий М. Мировоззрение, естествознание, теология. М.: Политиздат, 1986.-221 с.

251. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1998. — 244 с.

252. Сознание и физический мир. Сборник статей. Вып. 1. М., 1995.150 с.

253. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. — 253с.

254. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: ИС РАН, 1993.- 195 с.

255. Спиноза Б. Этика// Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. — С. 359- 618 с.

256. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.

257. Спиркин А.Г. Философия. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999.815 с.

258. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: ИФ РАН, 1996.- 175 с.

259. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.464 с.

260. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Изд-во ФО СССР, 1991.- 159 с.

261. Тоффлер Э. Футурошок. СПб: Лань, 1997. — 464 с.

262. Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. — 122 с.

263. Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 184 с.

264. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция. Космос. Человек. Кишинев: Штиница, 1986.-270 с.

265. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М.: Луч, 1993. — 274 с.

266. Урсул А.Д. и др. Цивилизация на перепутье. М.: ИФ РАН, 1992.81 с.

268. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск: Наука, 1995.402 с.

269. Федотов А.П. Каноны современного мира// Вестник Моск. ун-та. -Сер. 7. Философия. 1997. -№ 4. -С. 105-114.

270. Федотова В. Духовное и душевное// Человек и духовность. Рига: Зинатне, 1990.-С. 7-22.

271. Фейербах Л. Сочинения в 2-х т. Т. 1. -М.: Наука, 1995. 502 с.

272. Фейербах Л. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Наука, 1995. — 425 с.

273. Фетисов В.П. Познание человека как диалектический процесс. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1979. — 95 с.

274. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба// Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 3-15.

275. Философия. Учебное пособие. Ч. 2. Основные проблемы философии/ Под ред. Кириллова В.И. и др. М.: Юристъ, 1998. — 320 с.

276. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

277. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии// Философские науки. 1990. -№ 5. — С. 81-91.

278. Франк С.Л. Смысл жизни// Смысл жизни. Антология. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. — С. 489-583.

279. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

280. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.

281. Фролов И.Т. Современная наука и гуманизм. М.: Знание, 1974. — 62с.

282. Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 143-221.

284. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.

285. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.

286. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.

287. Фурманов Ю. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания// Философские науки. 1991. -№ 8. — С. 34-50.

288. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. — 831 с.

289. Хакимов Р.З. Современные концепции биологии: философский анализ. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1998. — 282 с.

290. Хенгстенберг Э. К ревизии понятия человеческой природы// Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995. — С. 211-250.

291. Хейзинга И. Homo Ludens. М.: Изд. группа «Прогресс-Академия», 1992.-464 с.

292. Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев: Наукова думка, 1982.444 с.

293. Холстон Дж. Что такое антинаука?// Вопросы философии. 1992. -№2.-С. 26-58.

294. Хомич И.И. Человек живая система. — Минск: Беларусь, 1989. — 270с.

295. Хонин С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990. — 165 с.

296. Хунинг A. Homo mensura: люди это их техника// Философия техники в ФРГ. — М.: Прогресс, 1989. — 172-190.

297. Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993.271 с.

298. Цукерман Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей// Знание-сила. 1995.- №5. -С. 116-127.

299. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.

300. Чебанов В.К. Введение в духовный материализм. Ставрополь: Кн. изд-во, 1995.-287 с.

301. Человек и мир человека. Киев: Наукова думка, 1977. — 342 с.

302. Человек как космический феномен. Материалы конференции. -Ижевск: Изд-во- Удмурт, гос. ун-та, 1993. 168 с.

303. Человек. Философские аспекты сознания и деятельности. Минск: Наука и техника, 1989. — 208 с.

304. Шановский В.К. Диалектика сущностных сил человека. Киев: Ви-ща школа, 1985. — 170 с.

305. Шарден Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240 с.

306. Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988.-С. 31-95.

307. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992. — 184 с.

308. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма// Новый мир. 1971. — № 10.-С. 193-209.

309. Юлина Н.С. Программа «Философия для детей»// Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 36-42.

310. Ярошевский М.Г. Дильтеева дихотомия и проблема переживания// Вопросы философии. 1998. -№ 1. — С. 70-78.

311. Ярошевский Т. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984.197 с.

312. Ястребов И.Б. Лекции по русской философии Х1Х-ХХ в.в. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — 96 с.

313. Bertalanffi L. Problems of life. L., 1952.

314. Brown L.R. Building a Sustainable Society. New York; London, 1981.

315. Bunge M. Scientific Materialism. Dordrecht, 1981.

317. Laszlo E. Introdaction to System Phylosophy. N.Y., 1973.

318. Marcuse G. One-demensional man: Studies in the ideology of advanced industrial society. -L., 1964;

319. Mc Hale M.C., Choong P. A Measure of Humanity// Futures. 1989. February. Vol. 21, № 1.

320. Mumford L. Myth of Machine. Vol. 1. -N.Y., 1969.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *