Педагогический мониторинг

Мониторинг (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям — наблюдение, оценка и прогноз.

Педагогический мониторинг — это мониторинг качества образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное слежение за его содержанием, прогнозирование его развития и приобретения нового опыта —форма организации, сбора, обработки, хранение и распространения информации о процессе.

В педагогическим мониторинге обычно используется входной, выходной и промежуточный контроль.

Цели и задачи мониторинга

Целью мониторинга являются — определение динамики изменений показателей, для выработки управленческих решений.

Мониторинг, в отличие от тестового контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, исследует промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений. Поэтому не случайно мониторинг в теории внутришкольного управления рассматривается как механизм управления развитием системы, и в этом его отличие от внутришкольного контроля.

Показатели мониторинга

Показатели, наиболее влияющие на результаты педагогического мониторинга:

  • объективность – интерпретация полученных результатов не зависит от личности учителя;
  • оперативность – учитель должен успеть в ходе учебного процесса обработать данные и тут же принять обоснованное решение о коррекции;
  • достаточность – объём информации должен соответствовать потребностям учителя, управляющего учебным процессом, и быть достаточным для принятия того или иного решения;
  • доступность – форма представления и содержание поступающей информации должны быть пригодными для принятия управленческих решений;
  • валидность – соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить;
  • полнота – возможность получения необходимой для управления информации о состоянии каждого учащегося.

Результаты мониторинга

Модель педагогического мониторинга учебных достижений школьников, разработанная в рамках исследования, представляет собой:

  • систему действий учителя, включающую в себя операции непрерывного сбора, обработки, анализа и интерпретации информации об усвоении учащимися социального опыта (познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности), позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений, их прогноз и коррекцию;
  • непрерывный, цикличный процесс, состоящий из последовательных этапов:
  • подготовительного, конструктивно-проектировочного;
  • организационно-деятельностного;
  • аналитико-рефлексивного;
  • коррекционного, в ходе которых осуществляется сбор, обработка, анализ и интерпретации информации о динамике и результатах личностного развития школьников.

Модель педагогического мониторинга учебных достижений школьников включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: субъекты мониторинга; цель, этапы, функции субъектов мониторинга; критерии и показатели оценки результата (уровень усвоения опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений).

Для оценки эффективности педагогического мониторинга учебных достижений школьников в деятельности учителя выявлены такие критерии:

  • учебные достижения школьников,
  • компетентность учителей в проведении мониторинга,
  • удовлетворенность участников образовательного процесса реализацией целей мониторинга.

В некоторых школах Нью-Йорка пытались по этому же принципу отменить оценки.

Результаты мониторинга

Чтобы тупые лентяи не чувствовали себя тупыми лентяями. Так в конце учебного года общая успеваемость школ НАСТОЛЬКО СИЛЬНО упала, что этот эксперимент тихонько был списан под ковер.

Тестовый контроль (срез)

Тестовый контроль или срез — выявляет рассогласование целей и результатов, то есть показывает насколько цели далеки от результата. Например, насколько в данный момент учащиеся одного школьного класса лучше другого.

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина вошел в тройку лучших университетов России согласно рейтингу мониторинга эффективности вузов

По данным рейтинга мониторинга эффективности вузов по итогам 2016 отчетного года РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина стал одним из трех лучших университетов России, получив максимальные оценки по всем критериям.

Губкинский университет вошел в группу лидеров и занял третью строчку среди всех университетов России, набрав по всем семи показателям рейтинга высокую оценку – «А». В тройку лучших вошли Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы стал одной из задач государственной политики в области образования и науки.

Результаты мониторинга эффективности российских ВУЗов

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 05.04.2017 № 308 «О проведении в 2017 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях…», вузы обязаны представлять данные о своей деятельности для анализа ее эффективности.

Методика рейтинга заключается в следующем: университеты ранжируются по семи лигам, четырем векторам оценок – А, В, С и D, где первая лига и вектор оценки А считаются лучшими показателями. В рейтинге учитывались семь основных показателей: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, зарплата профессорско-преподавательского состава, трудоустройство выпускников и дополнительный показатель.

«Мы ориентируем свою деятельность на удовлетворение потребностей наших главных «заказчиков» – нефтегазовых компаний, студентов и их родителей. Для этого в университете в первую очередь совершенствуется научно-образовательная инфраструктуры и обеспечивается устойчивое развитие научно-педагогических школ. Мониторинг Минобрнауки позволяет нам правильно фокусироваться на обеспечении качества ключевых процессов. Наряду с амбициозными задачами по вхождению российских университетов в международные рейтинги нужно не забывать о национальных интересах и сегодняшних потребностях системообразующих отраслей российской экономики. Многие из наших вузов имеют славную историю, формируют традиционные культурные ценности у молодежи и по-своему уникальны, что очень затрудняет использование оценочных критериев западными рейтинговыми агентствами российских вузов», — прокомментировал результаты рейтинга ректор университета Виктор Мартынов.

Источник

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Минобрнауки России от 29.03.2018 N ИК-463/05
"О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2018 году" (вместе с "Инструктивным письмом о порядке предоставления данных по форме "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2017 год (форма N 1-Мониторинг)")

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 2018 г. N ИК-463/05

О ПРОВЕДЕНИИ

МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2018 ГОДУ

В целях обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", а также раздела V "Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту" плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р, и исполнения приказа Минобрнауки России от 22 марта 2018 г.

Результаты мониторинга.

N 204 "О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования" прошу обеспечить предоставление информации о деятельности образовательных организаций высшего образования (включая деятельность филиалов) в соответствии с прилагаемым инструктивным письмом в срок до 23 апреля 2018 года.

И.В.КУЗНЕЦОВА

Приложение

 

 

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ ПО ФОРМЕ "МОНИТОРИНГ

ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2017 ГОД

(ФОРМА N 1-МОНИТОРИНГ)"

Информация для проведения мониторинга и оценки эффективности образовательных организаций высшего образования и их филиалов (далее — образовательная организация) предоставляется по форме "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2017 год (форма N 1-Мониторинг)" (далее — форма N 1-Мониторинг).

Программное обеспечение для подготовки сведений по форме N 1-Мониторинг (далее — программное обеспечение) будет доступно после 26 марта 2018 г.

на сайте Главного информационно-вычислительного центра в личном кабинете образовательной организации в разделе "Мониторинг ВО" по адресу http://www.miccedu.ru.

Для образовательных организаций, ранее зарегистрированных для работы на сайте http://stat.miccedu.ru, код допуска ("Имя" и "Пароль") в личные кабинеты остаются прежними.

Образовательным организациям, не имеющим доступ к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации. Процедура первичной регистрации выполняется только головными образовательными организациями на сайте http://stat.miccedu.ru в разделе "Регистрация".

При наличии в образовательной организации филиалов сведения по форме N 1-Мониторинг предоставляются также и по каждому филиалу. При заполнении формы N 1-Мониторинг под филиалом понимается любое территориально обособленное от образовательной организации подразделение, реализующее образовательные программы высшего образования, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах, при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Расчет показателей эффективности деятельности проводится отдельно для головной образовательной организации и филиалов.

В целях оптимизации управления отчетностью, предоставляемой образовательными организациями в Минобрнауки России, электронная версия формы N 1-Мониторинг предусматривает автоматическую синхронизацию с данными формы федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" по состоянию на 1 октября 2017 года.

Выходной файл (*.zip) для Минобрнауки России с электронной версией отчета формирует средствами программного обеспечения только головная образовательная организация. Перед формированием выходного файла (*.zip) с электронной версией отчета головная образовательная организация должна также заполнить сведения по филиалам или объединить данные, поступившие от ее филиалов, если таковые имеются. Для самостоятельного заполнения формы филиалом головной образовательной организации необходимо передать филиалу свой экземпляр программного обеспечения. Филиал заполняет сведения по форме и предоставляет их в головную образовательную организацию для формирования итогового отчета.

Формируемый выходной файл (*.zip) для Минобрнауки России с электронной версией отчета содержит все заполненные (объединенные) в программном обеспечении сведения:

по головной образовательной организации;

по филиалам (при наличии).

Сформированный программным обеспечением выходной файл (*.zip) с электронной версией отчета следует загрузить через личный кабинет на сайте http://stat.miccedu.ru.

Бумажный вариант отчета по форме N 1-Мониторинг необходимо распечатать с помощью средств программного обеспечения (отчет по головной образовательной организации, отчет по каждому филиалу), прошить, подписать руководителем головной образовательной организации и заверить печатью головной образовательной организации. В случае если бумажный вариант отчета подписан не руководителем образовательной организации, то должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени образовательной организации.

Результат проверки соответствия бумажного варианта отчета по форме N 1-Мониторинг установленным требованиям оформления можно проверить в личном кабинете образовательной организации.

Бумажный вариант отчета по форме N 1-Мониторинг направляется почтовым отправлением или курьером по адресу: ФГБУ "Центр развития образования и международной деятельности" ("Интеробразование"), 119021, Москва, Большой Чудов переулок, д. 8, стр. 1.

Номера штрих-кодов на каждой странице бумажного варианта отчета по форме N 1-Мониторинг должны быть идентичными и соответствовать номеру штрих-кода электронного варианта отчета. Номер штрих-кода электронного варианта отчета и результат проверки соответствия бумажному варианту можно проверить в личном кабинете образовательной организации.

В случае загрузки через личный кабинет более одного отчета к рассмотрению принимается отчет, соответствующий бумажному варианту.

Дополнительную информацию по вопросам предоставления доступа, работы в личном кабинете, заполнения формы и работы с программным обеспечением можно получить по телефону +7 (499) 785-22-87 (многоканальный) с 10.00 до 18.00 по московскому времени или по электронной почте stat_vpo@miccedu.ru.

Кроме того, обсуждение вопросов, связанных с заполнением формы N 1-Мониторинг, предусмотрено через интерактивную форму (форум) в соответствующем разделе сайта http://forum.miccedu.ru.

Заместитель директора

Департамента государственной политики

в сфере высшего образования

Е.Н.КОЛЕСНИКОВА

 

 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *