Действующие монастыри Владимирской области позволяют каждому познакомиться с с культурно-исторической ролью русского православия, познакомиться с историей монастырей, и их духовно-культурными ценностями. В этих стенах царит особенная атмосфера, которая дарует душевное просветление и внутреннее спокойствие. В поездки по святым местам отправляются не только для изучения православия, но и для очищения души и более глубокого понимания собственной сути. Во Владимирской области сохранилось множество храмов и монастырей, которые были основаны еще во времена расцвета столицы Северо-Восточной Руси.

В самом центре города Владимир расположен мужской Богородице-Рождественский монастырь, который до XIV века являлся основным центром церковной жизни страны. Здесь был похоронен Александр Невский, но на сегодняшний день его мощи находятся в Санкт-Петербурге. Но в монастыре сохранилась икона Знамения Божией Матери, которая принадлежала князю. Монастырская обитель перетерпела несколько пожаров, нашествия хана Батыя и других иноземных захватчиков, эпоху атеизма. Но несмотря на непростую судьбу, мужской монастырь во Владимире не утратил своего значения в духовной жизни страны.

Свято- Боголюбский женский монастырь во Владимире был основан князем Андреем Боголюбским на месте, где ему явилась Пресвятая Богородица, и велела оставить перевозимый Андреем из Вышгорода в Ростов Богородичный образ во Владимире, и построить для него храм, а на месте божественного явления – монастырь. Произошедшее событие князь Андрей велел запечатлеть на написанной по его приказу иконе, получившей название «Боголюбивой». Так появился новый иконографический тип Богородичной иконы.

В действующие монастыри Владимира приезжают люди из разных уголков нашей страны, чтобы поклониться святыням. Например, многие едут в Александров Владимирской области в женский Свято-Успенский монастырь к чудотворной Владимирской иконе Божьей Матери. В Александрове есть еще один женский монастырь — Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный, в стенах которого побывали Иван IV Грозный, Сергий Радонежский. В муромском мужском Спасо-Преображенском монастыре хранится икона Божией Матери «Скоропослушница», к которой едут просить о спасении при неизлечимых заболеваниях и других тяжких недугах. В монастыре хранятся частицы мощей Св. Илии Муромца. Мощи св. Петра и Февронии покоятся в муромском Свято-Троицком женском монастыре.

В Покрове Владимирскойобласти есть женский Свято-Введенский островной монастырь. Это уникальное место — обитель находится в середине Введенского озера в окружении живописной природы. Сегодня на территории имеются мастерские, где монахини реставрируют старые иконы и изготавливают утварь для церкви. Также тут действует православный детский пансионат для оставшихся без попечения девочек. Для паломников и туристов работает монастырская трапезная, которая летом располагается на водной террасе.

В каждом городе региона есть святые места, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни. Храмы и монастыри Владимира поражают красотой архитектуры, ощущением святости и всепроникающей гармонии.

Монастырь, расположенный по адресу Московский проспект, д.100, основан в 1740-хх годах. Изначально обитель находится на месте Смольного, но, со временем, община разваливается, и в 1797 году монастырь упраздняется. В дальнейшем обитель возрождается на Васильевском острове при Благовещенской церкви. В 1848 году в пользование общины передаются обширные земли за Московской заставой, и, сразу после постройки первых зданий, монахини переезжают туда.

К 1917 году в обители проживало почти 400 женщин: 75 монахинь, 58 послушниц и более 250 сестер. На территории общины находилось 8 храмов, конюшня, богадельня, птичник, скотный двор, золотошвейная, иконописная и ковровая мастерские, больница, детский приют.

Дальнейшая участь монастыря печальна: за период с 1918 по 1938 годы один за другим храмы сносятся, сестры арестовываются. В 1938 году обитель прекращает свое существование. Оставшиеся монастырские помещения перестраиваются, и в них располагается НИИ электромашиностроения.

С 1996 года церковная жизнь в обители понемногу возрождается. На данный момент при монастыре существуют богадельня, приют и церковная школа для детей, церковная лавка, швейные мастерские.

Первое упоминание о Свято-Богоявленском мужском монастыре относится к 1628-1629 гг. В выписке из писцовых книг этих годов упоминается о вотчине князей Ромодановских, на территории которой и располагался монастырь. «Погост Богоявленская слобода на реке Мстёра, два на погосте церковь Богоявления Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа да другая церковь Ивана Милостивого… А у церкви в церковной земле келья черного попа Конона да келья другого крылошенника Арсения, да келья старца и оный двор попа Ефимия». В описной и раздельной книге за 1710 г. в Богоявленской слободе обозначено два монастыря: «Монастырь Богоявленский, в монастыре церковь каменная во имя Богоявления Господня. Другая церковь деревянная во имя Иоанна Предтечи. Другой монастырь девичий, а в нём церковь Иоанна Милостивого… Другая церковь во имя Филиппа Митрополита…» В доношении иеромонаха Иоасафа в Суздальский архирейский дом в 1717 г. сказано: «В Суздальском уезде… в вотчине князя Ромодановского в Богоявленской слободе, что на Мстёре два монастыря: мужской Богоявленский монастырь, …да Ивановский девич монастырь, церковь Иоанна Милостивого деревянная и ограда деревянная…»

Богоявленская церковь к 1683 году обветшала, и князья Фёдор, Андрей и Михаил Григорьевичи Ромодановские били челом Иллариону, митрополиту Суздальскому, дозволить снова выстроить каменную церковь. В храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: «Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте» и давалось подробное описание, как должен выглядеть храм. Новый храм строился с 1683 по 1687 года, он же стал усыпальницей рода Ромодановских. «… в сей Богоявленской церкви погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими крестами среброгазовыми». (1844 год) По преданию, в трапезной части храма (у западных врат) был ход под самую церковь, где проходили поминальные службы. Князья Ромодановские делали в свой монастырь богатые вклады. Судьба многих из них, к сожалению не известна. Среди них были: «Евангелие 1644 года, печатное, обложено серебром и золотом с каменьями»; «потир серебрянный с позолотою»; «блюдо большое серебряное с позолотою» с изображением родового герба; два больших серебряных с позолотою кадила; подсвечник серебряный; дорогое церковное облачение; иконы древнего письма. В Богоявленском храме хранилась также «много древних бумаг». Отдельно от Богоявленского храма в северо-западной части расположена тёплая каменная церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Иссследователи-архитекторы относят время строительства церкви к ХVII веку. Однако первое упоминание о ней встречается лишь в 1734 году в донесении князьям Головкиным. С упразднением монастыря в 1764 году церковь становится приходской, оставаясь тёплой церковью Богоявленского храма. В память спасения жизни императора Александра III в Париже 7 июля 1869 года состоялась торжественная закладка придела в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освящён придел в 1898 году. В ХIХ веке монастырь становится духовным и культурным центром для жителей посёлка. 1864 год — по инициативе И.А. Голышева было создано Богоявленское православное братство; 1870 год — вышел в свет иллюстрированный альбом «Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре», демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. В 1887 году была выстроена часовня в юго-западном углу монастырской ограды, которая в годы атеизма служила лавкой для продажи керосина. В 2001 году часовня была восстановлена и вновь освящена в честь св. блгв. вел. князя Александра Невского. Настенная роспись часовни, выполненная художником-реставратором В.А. Лебедевым, повествует о главных вехах жизни великого князя. Над воротами с западной стороны была устроена колокольня с высоким шпилем, на которой «… в ХIХ веке располагались 8 колоколов. Подле её боевые часы на ходу. По обе стороны врат стояли пушки с лежащими около них ядрами».

После Октябрьской революции Богоявленский храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Свято-Богоявленский собор был превращён в музей церковной старины (позднее получил статус краеведческого). С колокольни сняты все колокола, закрыто было и кладбище. В 1929 году вскрыли гробницы Ромодановских. Владимирская церковь сначала служила подсобным помещением музея, а потом просто стояла закрытой; лишь в 1945 году по просьбе мстерян было возобновлено богослужение в тёплой церкви. Краеведческий музей, расположенный в главном храме, просуществовал до 1954 года, а после его закрытия ценные экспонаты были вывезены и пополнили фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1959 года в течение 40 лет Мстёрское сельпо использовало Богоявленский храм под склад для хранения муки. Всё это, а также случаи бесчинства подростков, нанесли большой ущерб памятнику. В 1989 году по решению Мстёрского поселкового совета погибающий монастырь возвращён епархии. Но ещё 10 долгих лет он стоял осквернённый и безлюдный. В Богоявленском соборе тогда располагалась свалка различного мусора, а разрушаемая ограда к тому времени стала потихоньку сползать к руслу реки Мстёра, оставшийся кирпич от которой постепенно скатывался вниз, в воду.

Весна 1999 года принесла перемены. Общественность Мстёры и руководители предприятий приложили усилия для спасения святыни. 24 сентября 1999 года архиепископ Владимиро-Суздальский Евлогий благословил его открытие. На сегодняшний день преобразованы в келии и отремонтированы внутренние помещения бывших торговых рядов в ограде, проведено отопление. Завершены восстановительные работы на колокольне. К Пасхе 2001 года на колокольню были подняты сорокопудовый колокол и 5 разноголосых поменьше, отлитые на Урале, на средства В.Е. Бычкова, в те годы финансирующего всё строительство в монастыре. В Богоявленском соборе перекрыты крыша, главки, застеклены окна, проведены штукатурные работы, отремонтирован и выложен плиткой пол, проведено отопление. Благоустроена монастырская территория.

Материал из буклета «Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь»

Владимирская женская община (ныне архиерейское подворье в поселке Придорожный) начала действовать за несколько лет до её официальной регистрации. Основательницами общины были монахиня Георгия, рясофорная послушница Екатерина Степановна Куликова (позднее монахиня Евникия) и рясофорная послушница Александра Михайловна Тагунова, дочь муромского купца 2-й гильдии Михаила Тагунова. Последней принадлежали 55 десятин земли. Эта земля граничила с землями Дмитровского погоста и стала территориальной основой будущей общины.

В 1891 году стараниями жертвователей и сестер зарождающейся общины был возведен двухэтажный деревянный крытый железом жилой корпус на 14 келий. Дом был обнесен забором, в его восточной части было устроено помещение для домовой церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящена 27 мая 1897 г.). С 1897 года при этой домовой церкви возвели деревянную колокольню с восемью колоколами. В период 1895-1900 гг. были построены 2 деревянных корпуса, а в 1901 году — деревянный дом для священника. Еще до регистрации общины, в 1893 году, в первом доме проживали 14 сестер разного возраста. Все они участвовали в церковном пении и чтении при богослужениях в церкви Дмитриевского погоста.

В 1896 году сестры обители направили архиепископу Владимирскому и Суздальскому Высокопреосвященнейшему Сергию прошение с ходатайством благословить открытие монашеской обители, с назначением настоятельницей А. Тагунову. Прошение было подписано 15 сестрами. По сведениям на конец года образования общины (1897 г.), при общине был дом для приезжих (за оградой). Община кроме жилого корпуса владела скотным двором, кормовым сараем, кирпичными заведениями, пчельником, пашнями, покосами, строевым и деревянным лесом. Сестры занимались вышиванием. Богослужебные правила совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни все участвовали в пении на службах в Дмитриевском погосте. Этот поселок находился в 1,5 км от Владимирской общины. Сейчас он относится к поселку Придорожный и является скитом архиерейского подворья. Насельницы общины были 15 сестер, возраст которых был от 12 до 80 лет. Четырнадцать человек было обучено грамоте. Настоятельнице Тагуновой А.М. было 56 лет, ее ближайшей помощнице Куликовой Е.С. — 58 лет.

В 1907 году усердием уже новой настоятельницы общины монахини Анатолии начато строительство нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение храма состоялось 3 сентября 1912 года. С 1914 года вокруг территории общины появилась кирпичная ограда. С того же года настоятельницей общины стала монахиня Серафима, 62 лет (пострижена во Владимирском Успенском женском монастыре, в общине с 18 августа 1903 г.). Насельниц общины было 7 монахинь и примерно 85 послушниц. Предпологалось, что в ближайшем будущем община станет новым женским монастырем. Однако из-за начавшихся революционных потрясений век Владимирской общины оказался недолог.

В начале 1920-х годов общину ликвидировали, а в постройках общины разместили колонию инвалидов имени М.В. Фрунзе. Однако храм Рождества Пресвятой Богородицы закрыть не посмели. 14 декабря 1928 года была закрыта и церковь, которую передали той же колонии инвалидов под клуб. Еще через несколько лет инвалидов оттуда вывели, а уцелевшие общинные здания заняло одно из отделений совхоза «Великовский». Закрытая и разоренная церковь использовалась под скотный двор, потом там помещалась машинно-тракторная станция. В конце концов полуразрушенное здание, потерявшее завершение и даже крышу, забросили. Теперь кроме полуразрушенного и забытого всеми храма ничто не напоминало о процветавшей столетие назад Владимирской женской общине.

18 июня 2005 года настоятельнице Свято-Троицкого женского монастыря г.Мурома игумении Тавифе (06.08.2016†) во сне было явление Божией Матери «Иерусалимская», в котором она повелела найти и восстановить монастырь южнее Суздаля. Начались поиски этого места. После ряда чудесных обстоятельств это забытое место было найдено. Началось восстановление разрушенной святыни.

Первые восстановительные работы начались осенью 2007 года. Очищали территорию от зарослей, освобождали храм от химикатов (удобрений), вывозили землю, обильно пропитавшуюся этими химикатами за долгие годы их здесь хранения. Тогда же построили первые два деревянных домика: один – под трапезную, в нем потом жили сестры; другой – для рабочих. Рядом было построено складское помещение под стройматериалы. 8 мая 2008 года приехали первые две сестры для жительства на территории восстанавливаемой общины. 11 июня были освящены сестринские домики и домик для рабочих, фундамент архиерейского дома, место под сестринский корпус и место для бурения водяной скважины. Весной и летом проводились работы по устройству дорог и подъездных путей. Прилегающая к храму местность обустроена: на бывшем пустыре, некогда заросшем бурьяном, построены ограда, селитебные дома, хозяйственные постройки, здания для ведения сельскохозяйственного производства и животноводства. Между храмовым комплексом и основной трассой проложено две дороги. 9 сентября того же года подворье впервые посетил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.

Восстановление храма началось в 2008 году. К весне 2009 года церковь покрыта оцинкованными кровлями, установлена медная глава с позолоченным крестом. Восстановлены утраченные архитектурные части сооружения. Храм освящен 12 ноября 2011 года Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря города Владимира архимандрита Нила (Сычева), духовенства Камешковского и Муромского благочиний.

6 февраля 2016 года в подворье прибыла икона Иерусалимской Божией Матери с Афона, работы афонских мастеров. Она была принесена в дар Владимирской митрополии монахами Свято-Пантелеимонова русского монастыря. Митрополитом Владимирским и Суздальским было принято решение передать икону Богородице-Рождественскому подворью и поместить ее в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Под колокольный звон и пение сестер обители икона в сопровождении духовенства Владимирской митрополии торжественно вносится в храм: икону несут два архиерея — митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев). Так сама Царица Небесная выказала свое благоволение к святым трудам по возрождению обители и храма Рождества Пресвятой Богородицы, удостоив место сие появлением Своего образа, именуемого Иерусалимским, созданного насельниками Святой Горы Афонской — преславного Удела Заступницы Небесной.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *