Фото: Михаил Архипов, 2014 г.
Благовещенский монастырь — древнейший монастырь Нижнего Новгорода, основанный в начале XIII века на правом берегу реки Оки, недалеко от места ее впадения в реку Волгу. Первое упоминание относится к 1221 году. Один из трех сохранившихся монастырей Нижнего Новгорода (помимо Вознесенского печерского монастыря и Крестовоздвиженского монастыря).
Монастырь основан великим Владимиро-Суздальским князем Юрием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, в 1221 году при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году был полностью уничтожен, но через сто лет обитель была возрождена.
В 1649 году возводится Благовещенский собор, в 1837 году — храм Алексия, каменный пятиглавый храм в стиле ампир. После революции монастырь был закрыт. В 1948—2005 годах в Алексиевской церкви (храме Алексия) монастыря размещался Нижегородский планетарий. Сейчас это действующий мужской монастырь.
Как добраться: Нижний Новгород, Мельничный переулок, 10. От речного вокзала — 30 минут пешком по Нижне-Волжской набережной и Черниговской улице. От Московского (железнодорожного) вокзала — автобус/маршрутка Т5, Т57, №43 и №45 до остановки «Благовещенская площадь».
Самый лучший вид на монастырь открывается с борта теплохода, следующего по Оке, либо с Канавинского моста. Хорошо виден монастырь и со смотровой площадки на улице Заломова, находящейся над ним.

Храм Алексия. Фото: Михаил Архипов, 2012 г.

Храм Алексия. Фото: Михаил Архипов, 2012 г.

Храм Алексия. Фото: Михаил Архипов, 2007 г.

Благовещенский собор. Фото: Михаил Архипов, 2014 г.

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Самая классная вещь для жж — список чего-нибудь.
Список скитов Нижегородской области. Это старрообрядческие поселения влесу, на окраине деревни, возможно прямо в деревне, которые представляют из себя, может быть, землянки, а может быть, целые комплексы, например, деревянную церковь (похожую на избушку, но какую-то Иную), келью, жилой дом, сторожку, ограду, стены или вал скита. Раньше, понятное дело, скиты действовали, в них жили отшельники или приходили паломники. Сейчас они скорее всего не действуют, а может быть…
Мельников-Печерский описывал наши скиты на Керженце, я не читала, но собираюсь посмотреть их сама.
1) Малиновский скит.
Борский р-н, д. Филипповка.
В ските 8 построек, в т.ч. Князьвладимирская (=Казанская) ц. М (памятник муниципального значения, о как!)
Обратите внимание, что в ските есть церковь, а адрес указан — деревня. наверное, эта деревня ближайшая в радиусе 20 км к этому скиту..
2) Комаровский скит.
Семеновский р-н, д Елфимово. М.
3) Скит Смольяны. Семеновский р-н, д. Труново.
4) Скит Пустой (Старый) Шарпан. Семеновский р-н, д. Рождественское
5) Скит новый Шарпан. Семеновский р-н, д. М. Зиновьево.
6) Скит «Семь дев». Семеновский р-н, д. Ларионово.
деревнЯ ларионоВО, ОгибноЕ, РождественскОЕ выглядит глупо, как дядя Маша. но мы не знаем историю своего-то города, а кто будет разбираться, когда в этой деревне была церковь и она была селом, а когда ей сменили пол, снесли церковь, поставили молельный дом, или даже его не поставили.
В выходные собираюсь проехаться по области на веле, посетить и проверить, как у нас с религией. Первой в голове рождается мысль, что в деревнях каменные (да-да, у нас такие есть, хоть и меньше, чем в других областях) церкви действуют, а в Дивеевых-Макарьевых — нет. Еще досоставляю список монастырей и усадеб.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *