Одной из достопримечательностей Астрахани является Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, основанный, предположительно, во второй половине XVII века. Первые сведения нем относятся к 1688 году, когда к астраханскому митрополиту Савватию обратился старец Александр с братией с просьбой о дозволении постройки каменной церкви. Разразившаяся эпидемия чумы существенно затормозила постройку храма, унеся жизни старца Александра и части братии монастыря. Храм был достроен уже при митрополите Сампсоне и 19 октября 1697 года освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Известно, что помимо собора монастырь имел двухъярусную колокольню и был обнесен деревянной стеной.

Кстати именно стены монастыря послужили защитой для Бориса Петровича Шереметева (1652-1719), прибывшего в Астрахань в марте 1706 года подавлять восстание стрельцов. Именно за успешное подавление астраханского восстания Б.П. Шереметев первым в России был удостоен графского титула.

В начале XVIII века в монастыре был выстроен деревянный храм в честь Сретения Господня, перестроенный в 1730 году из камня.

Сегодня принято считать, что до прихода к власти большевиков православие в России широко поддерживалось властями, что впрочем, справедливо лишь отчасти. Одним из сложных для монастыря (и православия в Астраханской Губернии в целом) периодов было время правления первого астраханского губернатора Артемия Петровича Волынского (1689-1740). Покровительствуя католическим проповедникам, активизировавшимся в городе, Волынский крайне нетерпимо относился к православию, всячески унижая авторитет и достоинство православных священнослужителей. Благодаря его «усилиям» из города был выслан епископ Иоаким, начались преследования его сторонников. Был посажен в темницу и подвергнут жестоким пыткам настоятель монастыря. В 1723 году Волынский добился закрытия обители, после чего там был устроен гарнизонный госпиталь. За многочисленные бесчинства в 1724 году император Петр I отозвал Волынского из Астрахани. Примечательно, что конец карьере Волынского (занимавшего впоследствии пост кабинет-министра при императрице Анне Иоанновне) положил инцидент, в ходе которого был избит критиковавший его выдающийся астраханец – поэт, первый российский академик Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769).

В 1737 году в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.

В 1756 году была построена каменная келейная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», которая позднее в виде предела была присоединена к Сретенскому храму. Этот предел был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Из-за сильного обветшания в 1895 году старый Сретенский храм был разобран, а на его месте заложен новый храм, освященный уже в 1899 году в честь Сретения Господня. Тогда же был выстроен, сохранившийся до наших дней настоятельский дом. Правый предел храма освящен в 1909 году в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а еще через год в честь Святителя Тихона Задонского был освящен левый предел.

В 1919 году, уже во второй раз за свою историю, монастырь был закрыт. Храмы монастыря действовали до 1929 года. Иоанно-Предтеченский собор и церковь Иона Воина действовали до 1929 года, а затем были закрыты и варварски уничтожены. Храм в честь Сретения Господня был также закрыт, но чудом уцелел и долгих 60 лет использовался не по назначению.

Возвращенный Церкви в 1989 году храм был освящен в честь Усекновения Честной Главы Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а его боковые приделы в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского.

В 1995 году восстановил свой статус и сам монастырь, начав нелегкий путь восстановления из руин небытия.

Монастырь и храм названы в честь самого почитаемого, после Божией Матери, христианского святого – предтечи и крестителя Иисуса Христа, который согласно Евангелию от Матфея сказал о нем следующие слова: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». В честь него в православном календаре установлено несколько праздников.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь можно увидеть в ходе обзорной (авто) экскурсии по городу Астрахани.

КОНТАКТЫ:
Адрес: г. Астрахань, ул. Магнитогорская, 9.
Тел. (8512) 51-05-36

Все ДостопримечательностиБлаговещенский Новодевичий монастырь – вернее, то, что от него осталось – украшает центр Астрахани. Кроме старинных стен о Русской Православной Церкви здесь напоминает лишь великолепная колокольня, воздвигнутая в 2013 году на средства министерства культуры России в рамках профильной программы, а также старинная часовня во имя святителя и чудотворца Николая.
Бывший монастырь со всех сторон окружён советскими топонимами: с севера улица Молодой Гвардии, с востока – улица в честь всесоюзного старосты Калинина, с юга улица Советская, а с запада – Морской садик с захоронением революционных матросов.
В самом бывшем монастыре царит областной военный комиссариат, отгородившийся от всего мира железными стенами. Чем занимаются военные чиновники на скрытой от глаз непосвящённых территории – непонятно. Сборный пункт на территории монастыря по улице Калинина, 13 функционирует с советских времён.

С населением, призываемым в Вооружённые силы России, нынче работают на сборном пункте военного комиссариата на улице Джона Рида. Почему весь облвоенкомат не перебрался на Джона Рида в современные здания – неизвестно и покрыто военной тайной.
Бывший Благовещенский Новодевичий монастырь так и остаётся бывшим, хотя Россия вот уже 28 лет живёт не по законам богоборческой власти…
Женский монастырь возник более трёх веков назад. До этого здесь располагался Вознесенский мужской монастырь. В 1699 году здесь же был освящён каменный храм.
Вознесенский монастырь упразднили в 1706 году. Связано ли это с Астраханским восстанием 1705-1706 годов – неясно, но иноки монастыря явно чем-то проштрафились.
В помещение монастыря перевели женскую обитель.
В 1778 году игуменья монастыря Маргарита устроила в юго-восточном углу астраханского Благовещенского монастыря маленькую каменную часовню, сохранившуюся до наших дней. Там хранилась почитавшаяся астраханцами икона Святителя Николая Чудотворца. В 1900-1901 году близкую к разрушению часовню Святителя Николая переделали. В 1900 году часовня была полностью разобрана, а уже через год освятили новое здание. В советское время часовня использовалась как жилое помещение.
В начале XX века в Благовещенском монастыре построили новую колокольню. В 1906 году план ее постройки одобрил астраханский епископ Георгий (Орлов), и через год строительство успешно завершилось. Благодаря щедрости местных купцов на нее потратили гораздо больше предполагаемого бюджета. В годы богоборчества колокольню уничтожили. Новая колокольня построена к 2013 году по проекту вековой давности.
В 1894 году в Благовещенском монастыре случился пожар. Огонь полностью уничтожил сдаваемые в аренду два деревянных корпуса, каретник и конюшню, здание церковно-приходской школы, трапезную для монахинь, каменную кухню с кладовыми и дровяными амбарами, а также каменный флигель настоятельницы монастыря, но огонь не тронул храмы и часовни.
Благовещенский монастырь упразднили с приходом советской власти. Его помещения использовались в разное время как госпиталь, военная часть, детский дом. Когда в здании разместили детский дом №6, из обители выселили всех монахинь, хотя монастырские храмы по-прежнему остались в их распоряжении.
Расположенные на территории Благовещенского монастыря храмы и величественную колокольню в 1930 году полностью разрушили. Некоторые деревянные кельи для своих нужд использовал частный жилой фонд. А в 1949 году большую часть монастыря отдали астраханскому областному военкомату…

Наступили новые времена, когда прекратилось гонение на Православие.

Работы по восстановлению облика астраханского Благовещенского монастыря начали в 2008 году. В первую очередь привели в порядок стены и башни, отремонтировали и открыли для прихожан часовню Святителя Николая.
В Благовещенском монастыре до большевистского переворота было два храма и две часовни. Первая – часовня в честь Николая Чудотворца, вторая – в центральной части обители, при входе в соборный и Иоанно-Богословский храмы. Именно здесь хранилась главная ценность монастыря – икона Божией Матери «Живоносный источник». Также посреди часовни был колодезь, где совершались молебны перед чудотворным образом Божией Матери. Местные жители считали воду, освященную на этих молебнах, особо целебной. Место, где располагалась часовня с колодцем, ныне контролируется облвоенкоматом.
Настало время, чтобы восторжествовала справедливость. Территорию православного монастыря необходимо вернуть Русской Православной Церкви. Работать с призывной молодёжью можно в любом другом месте, а святое место должно возвратиться Церкви. В стенах монастыря должны звучать молитвы на благо страны и боголюбивого народа.
Священнослужители и астраханские верующие совместно с представителями власти в кратчайшие сроки облагородили бы это место, которое могло бы стать ещё одним уголком не только для прогулок, но и для лечения души.

Николай Иванов

БРОНИРОВАТЬ: +7-937-900-30-30 (WhatsApp), +7-927-661-34-61 (Viber)

А знаете ли Вы, что всего в полутора часах езды от Астрахани есть самая настоящая пустыня с кочующими барханами высотой до 20 метров!?

Думаете, мы шутим? Отправляйтесь с нами в увлекательное путешествие и убедитесь в этом сами!

Убедившись, держите себя в руках))

Учитывая, что днем в этой местности частенько дует ветер, а летом еще и припекает жаркое астраханское солнышко, лучше время для экскурсии в пустыню из Астрахани – утро. Да, и что может быть лучше, чем встретить новый день в цветущей степи или на вершине огромного бархана, наслаждаясь прекрасными видами просыпающейся природы!?

Выехав из города на автомобиле повышенной проходимости Вы отправитесь на запад Астраханской области, туда, где за Волгой раскинулась бескрайняя степь с участками полупустыни и даже пустыни. Именно там находится самый высокий бархан в Астраханской области, носящий имя Большой брат.

Территория эта труднодоступна, отчего природа здесь сохранилась в своей первозданной красоте. Редкие чабанские точки, да заезжие джиперы, вот, пожалуй, и вся цивилизация в этих диких краях. Экскурсии в пустыню из Астрахани – хороший вариант отдыха от городской сеты.

Настоящими хозяевами бархана являются ящерицы круглоголовки, встречающиеся здесь повсюду. Фотосессия с таким «драконом» мало кого оставляет равнодушным.

Другой излюбленный объект охоты фотографов-натуралистов – различные насекомые, коих в ходе экскурсии на бархан Большой брат можно увидеть бесчисленное множество.

Помимо необычных представителей животного мира здесь можно встретить интереснейшие и редкие растения.

Под действием ветра и осадков пустыня очень изменчива, отчего бывать здесь интересно даже по многу раз. По этой причине экскурсии в пустыню в Астрахани очень популярны.

На обратном пути в Астрахань Вы также сможете посетить степное озеро, покрытое белоснежной солевой корой, придающей этому участку ландшафта необычный вид.

Отправившись на экскурсию к бархану Большой брат в мае, можно увидеть цветущие маки, фотографии на фоне которых будут радовать Вас многие годы, вызывая желание вернуться в эти места вновь.

ФОТОАЛЬБОМЫ ЭКСКУРСИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
— Одноклассники;
— ВКонтакте;
— Facebook.

ОСОБЕННОСТИ
Продолжительность – около 5 часов.
Язык – русский (другие языки по договоренности).
Ограничение по возрасту – от 7 лет.
Максимальный размер группы – 8 чел. (2 автомобиля повышенной проходимости).
Лица с признаками алкогольного (и иного) опьянения до экскурсии не допускаются!

Категорически запрещается:
— употреблять любые алкогольные напитки;
— отвлекать водителя во время движения;
— находиться в автомобиле во время его движения, не пристегнувшись ремнем безопасности;
— оставлять без присмотра несовершеннолетних детей;
— трогать насекомых, пресмыкающихся и животных;
— рвать любые растения.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Отправляясь на экскурсию в пустыню из Астрахани, обязательно возьмите головной убор, удобную обувь (желательно закрытую), одежду с длинным рукавом, крем от загара, солнцезащитные очки, запас питьевой воды (не менее 2 л на человека). Не одевайте на экскурсию обувь на высоком каблуке (пожалейте свои ноги).
Дополнительную информацию об уникальных природных комплексах Астраханской области можно получить в разделе «Природа региона» этого сайта, а также в ходе посещения астраханского краеведческого музея.

РАСПИСАНИЕ
Экскурсии на бархан Большой брат организуются с начала апреля до конца сентября (за исключением июня – периода вылета мошки), в любой день недели и только в индивидуальном формате.
Дата, время, место начала и завершения экскурсии согласовываются с Заказчиком.

Обратите пожалуйста внимание, что указанные выше цены индивидуального обслуживания – это фиксированная стоимость экскурсии для конкретной размерной группы. Например, если для 1-4 чел. (1 автомобиль повышенной проходимости) указана цена 7999 руб., то это означает, что для любого количества человек, в пределах указанного (1-4 чел.), общая стоимость экскурсии составляет 7999 руб. (чем больше человек, тем ниже стоимость экскурсии для одного человека). Минимальная цена обслуживания (1875 руб./чел.) достигается при максимальном размере группы (8 чел.).

В стоимость индивидуального обслуживания включено: встреча и проводы по согласованному адресу (в пределах центра города Астрахани), трансфер на комфортабельном автотранспорте по маршруту «г. Астрахань-Наримановский р-н-г. Астрахань», пешая прогулка по бархану Большой брат, дополнительные 1-2 остановки в степи (у цветущих маков и т.д.), посещение соленого степного озера, сопровождение русскоговорящим гидом на всем протяжении маршрута.

СОВМЕЩЕНИЕ
Экскурсия в пустыню (на бархан Большой брат) в один день может быть совмещена с любой из перечисленных ниже экскурсий (при совпадении сезонов проведения):
— с экскурсией по астраханскому кремлю;
— с пешеходной экскурсией по городу Астрахани;
— с обзорной (авто) экскурсией по городу Астрахани;
— с экскурсией на осетровую ферму;
— с экскурсией к началу дельты Волги.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ (согласовываются при заказе поездки и оплачиваются дополнительно):
— услуги гида-переводчика (английский и немецкий языки) или переводчика (другие языки).

С давних времен в России существовали места, куда душа русского человека тянулась, искала успокоения и утешения в скорбях. Троице-Сергиева Лавра, Лавра Киево-Печерская, Оптина пустынь в Калужской губернии — самые известные из них. Эти духовные центры известны были всем. Было такое святое место и на Астраханской земле, когда-то очень известное, но потом совсем почти забытое.

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.

В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.

В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня — чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.

В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».

Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.

При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром Российского старчества. При преемнике старца Евгения — архимандрите Паисии (1854-1867г.г.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор, и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды.

Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, второго после Оптиной центра Российского старчества, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с уставом Глинской пустыни. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества, и жили в полном послушании настоятеля и старцев.

То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914 г.г.), также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов. Также этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.

В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор.

Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады хирели, огород зарастал, помещения рушились на глазах.

В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Сейчас на «Высокой горе» тихо так, как, наверное, в первоначальные времена. Будто Господь специально освободил это место, чтобы возродить прежнюю монастырскую славу. Трудно поверить, но всякий кто идет сюда с нечистым намерением — обжигается, понимая всю кощунственность своих замыслов.

Господь словно показывает всем — это место святое, не трогайте его. А пока на это святое место Господь начинает приводить паломников, верующих людей, каждого своим путем. И всякого, кто хоть раз побывает здесь, тянет вновь на «Высокий бугор» с неимоверной силой. Даже если человек и не очень укрепленный в вере — ощутив здесь благодатную силу, он не может без слов любви вспоминать о Чуркинской пустыни.

Особенно притягивает людей могилка старца архимандрита Евгения. На его могилке многие уже получили исцеление, помощь в своих сложных житейских ситуациях. Чувствуют люди и молитвенную помощь других монастырских старцев, которых здесь погребено немало.

И царят здесь молитва, монастырский дух, отгоняя все внешнее и суетное. Верится, что эта благодатная сила, сокрытая под спудом «Высокой горы» скоро откроется людям, и оживет, и поднимется прежняя обитель, привлекая к себе все новые страждущие души, ищущие покой и утешение.

Серафимово благословение

Сейчас многие астраханцы отправляются в паломнические поездки. Особенно сильно притягивает духовные взоры Серафимо- Дивеевская обитель, где почивают благодатные мощи преподобного старца Серафима Саровского.

Но мало кто знает, что и у нас на Астраханской земле есть святое место, непосредственно связанное с именем великого Саровского старца.

Сейчас это место почти забыто, но постепенно Господь начинает открывать славу некогда знаменитой на все Нижнее Поволжье Чуркинской обители. Этот монастырь находится в нескольких километрах от села Большой Могой, Володарского района.

Многое в нем было разрушено за время Советского правления, уничтожены были Соборный Успенский храм, величественная колокольня, древняя Всехсвятская церковь и освященная почти перед самой революцией Никольская церковь.

От обители, где долгое время находились туберкулезная и психиатрическая больницы, осталось всего несколько корпусов, но и они, возвышаясь на высоком бугре, носившем некогда название «Высокая гора», смотрятся очень величественно.

Много святынь хранилось некогда в этой обители. Но все они бесследно исчезли после её закрытия. Но одну из них, пожалуй, самую главнейшую, Господь сохранил для нас. Это могилка приснопамятного старца архимандрита Евгения, бывшего настоятелем Чуркинской пустыни с 1840 по 1850 год.

Начиная свой духовный путь, старец Евгений отправился в Киев, чтобы поклонится святым Киево-Печерским угодникам, нетленно здесь почивающим, и получить благословение на монашество.

Вняв его слезной мольбе, Господь направил его в Китаевскую пустынь, где подвизался прозорливый старец Досифей (старец, девица, скрывавшаяся под мужским обличием). Старец благословил его в Саровскую пустынь, и будущий архимандрит Евгений смиренно подчинился этому благословению, отправившись в Саров.

Знаменательно что, он шел по пути, по которому незадолго до него следовал благочестивый юноша Прохор Мошнин, тоже получивший благословение у этого старца на поступление в Саровскую пустынь. Этот благочестивый юноша стал впоследствии знаменитым старцем Серафимом Саровским.

Первые годы в Саровской пустыни оба этих юношей — и Прохор Мошнин и будущий архимандрит Евгений провели вместе. Вместе они несли в обители послушание, вместе они окормлялись у одних и тех же старцев. Первоначально они были на послушании у старца иеромонаха Иосифа, а после его кончины, у самого строителя Саровской пустыни — иеромонаха Пахомия. Об этом старце Пахомии, старец Досифей говорил как «о муже святой жизни — подражателе преподобных Антония и Феодосия».

Под мудрым руководством таких благочестивых подвижников юные послушники, проходя разные послушания, преходили от силы в силу, получая благодатный опыт, научаясь молитве и духовному подвигу. Почти в одно время они были пострижены, 13 августа 1786 года послушник Прохор Мошнин был пострижен с именем Серафим, а 26 марта 1787 года в Великую Пятницу после выноса плащаницы будущий настоятель Чуркинский обители был пострижен с именем Евгений, в честь одного из семи святителей Херсонес-Таврических.

Но с этого времени разошлись духовные пути двух иноков Саровской пустыни. Монах Серафим остался здесь, чтобы прославиться впоследствии своими духовными подвигами, а монаху Евгению был уготован иной путь в иные земли — в Астрахань, чтобы стать впоследствии светильником этого края.

Возможно, что пути этих двух старцев и пересекались впоследствии — в 1825 году. В этом году, старец Евгений, опечаленный гибелью Воскресенско-Болдинского монастыря, смытого во время бури волнами реки Волги, и почитая себе виновника его гибели, желая получить духовное утешение, отправился по святым местам России, а позже — в Константинополь, Иерусалим и на Афон.

Первой он посетил дорогую для сердца Саровскую пустынь и прожил здесь довольно долгое время. Несомненно, что он пожелал посетить и своего духовного друга — старца Серафима, который в ноябре 1825 года вышел из затвора, но встретились ли они, и о чем говорили, остается неизвестным.

Даже если они не встретились воочию, но духовно они были рядом. Пламенная молитва не могла не объединить этих двух подвижников. Старец Евгений, вспоминая своего духовного друга, обращался к нему с просьбою, помолится о нем, недостойнейшем и грешнейшем, каким он почитал себя. Старец же Серафим, предвидя, что скорбь его друга не случайна, а промыслительна, и Господь ведет архимандрита Евгения к будущей великой славе, молился о даровании ему крепости, и радовался, предвидя духовный расцвет нового рассадника иноческого благочестия — Чуркинской пустыни.

И Господь действительно вел старца Евгения дивными своими путями — через Афон, где он хотел уединится и провести последние годы жизни — снова на Астраханскую землю. Приняв под свое управление Чуркинскую пустынь, архимандрит Евгений нашел здесь полную разруху — и внешнюю и духовную.

Через десять лет, ко дню его светлой кончины, обитель была уже благоустроена, выстроены новые храмы и келии, а главное — была собрана новая братия, устремленная одним духом с ним к горнему Иерусалиму.

Перед самой своей кончиной старец Евгений много предсказывал, говоря о будущем Чуркинской обители: «Чуркинскую обитель прославит Бог, и здесь соберется большое число братии, много-много будет стекаться сюда людей, как в древних и прославленных монастырях русских».

Он очень точно охарактеризовал всех своих преемников по управлению обителью, сказал, что скоро в обители будет новый дивный собор, что будут возвращены отнятые некогда у монастыря рыболовные воды, и что недалеко от обители возникнет город. Видя скорбь своих чад, боящихся, что с его смертью они потеряют своего отца, старец Евгений утешал их, говоря: «не скорбите, Господь пошлет мне достойного преемника, а вам любящего отца».

И действительно, через четыре года, после блаженной кончины старца Евгения, настоятелем Чуркинской пустыни был назначен архимандрит Паисий, человек высокой духовной жизни. Замечательно, что будущий настоятель Чуркинской обители, получил благословение на монашество от преподобного Серафима Саровского.

Выслушав просьбу юноши, великий Саровский старец сказал ему: «Помнишь ли житие Иоанникия Великого? Странствуя по горам и стремнинам, он нечаянно уронил из рук жезл свой, который упал в пропасть, жезла нельзя было достать, а без него святый не мог идти дальше. В глубокой скорби он возопил к Господу Богу, и ангел Господень вручил ему новый жезл».

После этого преподобный старец Серафим вложил в правую руку юноши свою собственную палку. Лишь впоследствии архимандрит Паисий осознал, что этим великий старец предсказал ему его настоятельство в Чуркинской обители. Предсказывая ему будущие трудности, старец сказал: «Трудно управлять душами человеческими, но среди всех твоих напастей и скорбей в управлении душами братией, ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей».

Предсказывая волю Божию будущему архимандриту Паисию, преподобный старец Серафим, несомненно, прилагал и свою молитву, заботясь об устроении Чуркинской пустыни. Его святая молитва была залогом сказанных старцем обетований, как и его участие в судьбе Чуркинской обители, принявшей его, Серафимово, благословение.

Господь связал имя преподобного старца Серафима Саровского с именем Чуркиских старцев Евгением и Паисием, при которых обитель возобновилась и достигла своего расцвета. И молитва великого Саровского старца до сих пор почиет на этих местах Астраханского края.

В том также была несомненная воля Божия, отразившаяся в последнем предсмертном предсказании старца Евгения. Он предсказал, что недалеко от обители будет возведен город, и никто из слышавших это предсказание и помыслить не мог, что город этот начнет расти вскоре, почти на пустом месте. В десяти километрах от обители в конце XX века появился промысел Чурка, превратившийся в небольшой рыболовецкий поселок. После революции он получил наименовании Володарский, и сейчас это районный центр, значительный рабочий поселок, который вот-вот получит статус города.

Но не только в этом исполняется предсказание старца Евгения. В этом поселке промыслительным образом в начале 90-х годов был выстроен храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского. Так, в современной нам жизни проявилось духовное благословение Саровского старца, которое почиет не только над местом, где была некогда Чуркинская пустынь, но и над всей здешней окрестностью.

Старец Серафим, будто незримо присутствует здесь своей молитвой и благословением, покрывая ими юго-восточные пределы Астраханского края.

Старец Евгений

Есть на Астраханской земле немало благодатных мест. Многие из них только сейчас, после 70-летнего духовного забвения, начинают открываться людям. Это, в первую, очередь Чуркинская пустынь, и находящаяся на ней могилка старца Евгения.

Многие, узнав о могилке старца Евгения, спешат сюда в бывшую Чуркинскую пустынь, несмотря на то, что добираться приходится с трудом. Многие уже получили на могилке помощь и исцеление от болезни, есть даже случай исцеления от рака.

Сам старец Евгений был человеком удивительным. Долгое время подвизавшийся в знаменитой Саровской пустыни, вместе с преподобным Серафимом Саровским, он неожиданно оказывается в Астрахани, собирая пожертвования на обитель, и остается здесь.

Он становится настоятелем известного в то время Воскресенско-Болдинского монастыря, находившегося на стрелки рек Волги и Болды. Во время страшной чумной эпидемии 1806 года астраханские жители, веря в святость и силу молитвы старца Евгения, во множестве устремились сюда. И всякий, кто попадал под кров святой обители, даже уже страдавший от болезни, исцелялся от нее. Благодарность астраханцев к своему святому молитвеннику не имела границ. Но вскоре старца Евгения ждало великое испытание.

Во время страшной бури волжские волны смели большую часть монастыря, и он был упразднен. В скорби старец отправляется на святую гору Афон, желая здесь, в покаянии и молитве провести последние дни.

Но Господь снова выводит его в Астрахань, и в 1840 году он назначается настоятелем Чуркинской пустыни.

Этот некогда славный монастырь находился в полной разрухе. Благодаря трудам и молитвам старца, обитель была восстановлена, в неё собралась многочисленная братия.

Сам старец предсказал монастырю славное будущее, рассказав братии, что у него будет славный преемник, который выстроит великолепный собор и вернет обители некогда отобранные у неё рыболовные воды.

Все это в точности сбылось. Но не только своими предсказаниями прославился старец. Здесь в Чуркинской пустыни, совершилось немало случаев его чудесной помощи.

В 1847 году, в прикаспийских степях, была страшная эпидемия холеры. И так же, как в 1806 году, народ устремился за помощью в монастырь, к старцу Евгению. Изнеможенные, уже не имеющие сил люди, ползком устремлялись от пристани к обители, и только достигали ног старца, то тот час же получали исцеления.

Рассказывали ещё один поразительный случай. Одного местного крестьянина поймали за рубкой монастырского леса. Старец Евгений, всегда отличавшийся мягкостью и милосердием, определил виновному такое наказание: рассадить на указанном им месте порубленные деревья и поливать их в течение двух недель. Крестьянин так и сделал. И чудо! Эти деревья принялись, и до сих пор можно любоваться остатками этой чудесной аллеи, тянущейся от входа в обитель на запад к речке Быстрой.

Сила молитвы старца была велика. Казалось, все, что ни попросит старец у Господа, все Отец Небесный исполнял по его прошению. Однажды зимою известили старца, что в обитель должен приехать архиерей. Зовет тогда старец к себе своего келейника, монаха Авксентия, и с беспокойным видом говорит: «К нам скоро приедет владыка, а нам принять его нечем. Поди, поставь сейчас на Чурке (речке) несколько вентерей (рыболовная снасть), не пошлет ли нам Бог икряную белужку и осетра».

Келейник, конечно, усомнился, не веря, что в такой ничтожной речушке, как Чурка можно поймать красную рыбу, но, привыкнув беспрекословно во всем повиноваться своему старцу, исполнил его приказание. Через два дня старец, взяв с собой келейника, пошел посмотреть поставленные вентери. Вытащили первый — ничего. Во втором затрепетал осетр, оставался ещё третий. В это время мимо проезжал на саночках знакомый ловец. Он подошел к старцу за благословением и при этом спросил: «Что рыбку ловишь, батюшка?» — «Да, друг, ловим, — ответил тот, — не пошлет ли нам Бог икряную белужку».

«Здесь белуги не ходят», — возразил ловец.

«Врешь ты!», — закричал на него, как бы с сердцем, старец, — «Нам надобно! Завтра архиерей приедет».

И затем приказал келейнику вытаскивать третий вентерь. И что же — в нем оказалась великолепная икряная белуга! Она свернулась почти в кольцо, потому что иначе ей невозможно было бы и поместится, и лежит, не шелохнувшись. А между тем ей стоило бы только ударить хорошенько хвостом, чтобы вентерь разлетелся как паутина!

Скончался старец архимандрит Евгений 17 декабря 1850 года, и с тех пор не прекращался поток верующих на его могилку, пока в 1919 году Чуркинская пустынь не была закрыта. Известно несколько случаев посмертных явлений старца, даже в недавнее время он являлся благочестивым жителям села Марфино.

Почитание старца снова восстанавливается. Люди узнают о его молитвенной помощи и спешат со многих уголков Астраханской земли к его могилке.

А скоро и из дальних уголков России потекут сюда люди. Нельзя ведь сокрыть светильник, стоящий на верху горы, тем более который так ярко светит.

Игумен Иосиф (Марьян),

настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *