Содержание

Сайт Псковского областного архива:

В 27 верстах от г. Пскова по Гдовской дороге рядом с рекой Толвой и озером располагается Спасо-Елеазаровский мужской монастырь, основанный в середине XV века (около 1447 г.). Это место, пустынное и дикое, избрал для своих отшельнических подвигов преподобный Евфросин, основатель монастыря. Преподобный Евфросин, в миру Елеазар, родился в 1376 г. в селе Виделибье. Получив возможное по тому времени книжное образование, он в раннем возрасте почувствовал стремление к монашеской жизни и после смерти отца ушел из родительского дома и поступил в Снетогорский монастырь близ г. Пскова. Там он принял пострижение и скоро обратил на себя внимание братии и прославился у окрестных жителей строгим послушанием и воздержанием и ревностью в исполнении правил монастырской жизни. Вскоре Евфросин оставил Снетогорский монастырь и поселился в 1425 г. в уединении на речке Толве. Впоследствии сюда же прибыл другой инок Снетогорского монастыря преподобный Савва, основавший впоследствии Крыпецкой монастырь. Здесь же поселился инок Серапион. Скоро к Евфросину собрались новые иноки, желавшие учиться его наставлениями и примером. Значительно увеличившаяся в числе братия стала просить своего наставника о построении церкви для общей молитвы. Согласившись на их просьбу, преподобный велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. От мирского имени преподобного обитель получила название Елеазаровой пустыни. Начало его полагают около 1447 г., хотя переселение сюда самого Елеазара последовало в 1425 г.

Имея все права настоятельства и управляя новоустроенной обителью, Евфросин, несмотря на убеждения братии, до самой смерти не принимал сана и чести игуменства. Первым игуменом в монастыре был Игнатий, вторым Харлампий, третьим Памфимий.

Преподобный Евфросиний скончался 15 мая 1481 г. на 95-м году жизни. После причисления его к лику святых на Московском соборе 1551 г., ему была составлена особая служба и положено празднество на день кончины, то есть 15 мая.
Царские жалованные грамоты Елеазарову монастырю не сохранились, и неизвестно, как далеко простирались в XVI в. его льготы и привилегии, какими обычно пользовались в то время монастыри. При царе Михаиле Федоровиче монастырь владел значительной поземельной собственностью. За ним числилось 1484 четвертей земли и 101 крестьянин.
Преполовенская каменная холодная церковь находилась на Спасском подворье г. Пскова в 1-й части на углу Успенской и Спасской улиц. Устроена она была от Великопустынского монастыря в 1707 г., в ней со дня ее основания отправлялась служба во время крестного хода, учрежденного в XVI в. для обхождения с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в день Преполовения Пасхи вокруг г. Пскова, потом ее отдали Елеазарову монастырю.
До учреждения духовных штатов 1764 г. Елеазаровский монастырь имел за собой 450 душ крестьян. По духовным штатам 1764 г. к Елеазаровскому монастырю причислили братство упраздненного Великопустынского монастыря, отстоящего от Пскова в 60 верстах, перенесли церковную утварь и что особенно важно — чудотворную икону Всемилостивого Спаса, которая составляла главную святыню Евфросиновой обители. Елеазарова пустынь была возведена в штат III-го класса и стала именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровским Трех-Святительским монастырем и с этого времени началось ее игуменство.
Согласно ведомости третьеклассного Спасо-Елеазаровского Великопустынского монастыря за 1801 г., в нем состояли следующие церкви: 1-я — Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста с приделом Рождества Богородицы каменной; 2-я — за монастырем на горе в роще, церковь Преподобного Евфросина деревянная; 3-я церковь — в Пскове на монастырском Елеазаровском подворье Преполовения Господня каменная. Когда эти церкви построены, неизвестно за неимением летописей. Земли для монастыря было отмежевано 236 десятин пашенной и сенокосной около монастыря, а в пустоши Подмошье — 27 десятин. На землю были составлены планы и межевые книги. По штату в монастыре положено одиннадцать человек, а с настоятелем двенадцать.

В 1805 г., когда Снетогорский монастырь был обращен в загородный архиерейский дом, третьеклассная архимандрия и все монастырское движимое имущества были переведены из него в Елеазаров. После нашествия французов по прошению псковских граждан Елеазаровский монастырь был возведен в достоинство второклассного высочайшим указом от 15 января 1813 г. и учреждено в нем архимандритство. Согласно ведомости Елеазаровского монастыря за 1813 г., по штату в монастыре положено было быть 16 служителям, а с настоятелем — 17.

Настоятельский деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте был построен в 1814 г. при настоятеле архимандрите Афанасии, впоследствии архиепископе Новгородском. В 1831 г. был построен каменный двухэтажный братский корпус на 27 келий, с двумя мастерскими: портняжной и сапожной. Корпус был выстроен за казенный счет при настоятеле архимандрите Мелхиседеке. При въезде в обитель находилась старая деревянная на каменном фундаменте гостиница для богомольцев, построенная в 1834 г. при настоятеле архимандрите Серафиме.

При Спасо-Елеазаровском мужском монастыре состояло пять часовен. Первая — Спасова каменная у святых ворот с куполообразным верхом, покрытая листовым железом, была построена в 1865 г. на том месте, где была встречена при перенесении из Великопустынского монастыря в Елеазарову обитель чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Вторая — Ефросиновская часовня также была построена в 1865 г. из булыжника при архимандрите Иллиодоре. Отличалась от Спасовой часовни формой крыши и располагалась в роще за кладбищенской церковью. Однопрестольная кладбищенская церковь, расположенная в 100 саженях от монастыря на севере, современна преподобному Ефросину и первоначально была посвящена памяти преподобного Онуфрия Великого. Третья — Богородицкая часовня Цареградской Божьей Матери деревянная находилась у источника в версте от монастыря. Построена часовня в память встречи Ефросином чудотворной иконы Цареградской Божьей Матери. Четвертая — крестовая деревянная часовня, открытая со всех сторон и имеющая вид сени на столбах с небольшой главой и крестом, была сооружена вблизи обители на восточной стороне, на месте погребения защитников обители, павших в бою при нашествии польского короля Стефана Батория на г. Псков в 1581 г. и погребенных игуменом Савватием. Зосимо-Савватиевская часовня, находящаяся на пасеке в 1, 5 версте от монастыря, была построена игуменом Иувеналием в 1909 г. в честь преподобных Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев, покровителей пчеловодства. В 1867 г. над папертью Преполовенской церкви вместо бывшей звонницы на столбах устроили каменную шатровую колокольню. На нее поместили пять колоколов, из них большой весом 30 пудов был пожертвован в том же году генерал-майором Тималовским, а остальные колокола мелкие без обозначения веса.
11 октября 1883 г. настоятель Спасо-Елеазарова монастыря игумен Серафим сообщал Псковской духовной консистории о том, что монастырь имеет собственное подворье в г. Пскове с землей в 1200 квадратных сажень под садом, большим двором и постройками. Постройки эти состоят из двух полукаменных домов с надворными службами, которые отдаются в аренду разным посторонним лицам и приносят доход, за исключением всех расходов на ремонт квартир, уплату городских повинностей и страховых пошлин и ночного караула, около 500 рублей. По планам при монастыре значилось удобной и неудобной земли 285 десятин 141 сажень, из которой две части состояли под лесом и небольшим озером, не приносящим монастырю никакой пользы. Третья часть земли обрабатывалась вольнонаемными рабочими и приносила монастырю около 300 рублей. По штату в монастыре положено быть 18 братьям, а к 1 января 1883 г. их состояло при монастыре 30 человек.
В 1885 г. при Спасо-Елеазаровом монастыре открыта церковно-приходская школа.
К братскому корпусу в 1904 г. с южной стороны был пристроен при настоятеле игумене Кирилле новый двухэтажный каменный корпус, в нем разместились 17 келий, трапеза, хлебопекарня, кухня и кладовая.

В 1906 г. по ходатайству настоятеля игумена Иувеналия через епископа Псковского и Порховского Арсения указом Синода от 4 ноября 1906 г. за № 12412 Спасо-Елеазаров Трех-Святительский монастырь II-го класса был преобразован в общежительный с таким числом братии, которое в состоянии будет содержать обитель на свои средства с присвоением ежегодно получаемого содержания от казны в размере 1250 руб. 3 копеек.

В 1910 г. на средства благотворителей-духовных чад схиархимандрита Гавриила устроили небольшую домовую деревянную церковь во имя Святого Архистратига Гавриила, находящуюся напротив храма Трех Святителей. Церковь покрыли листовым железом, стены снаружи оштукатурили, а внутри обшили тесом. Деревянный березовый иконостас с иконами хорошей живописи был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной, посетившей Спасо-Елеазаровскую обитель первый раз 7 августа 1910 г. при освящении храма.

На одной линии с настоятельским домом в 1911 г. при настоятеле игумене Дометии был выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом. Дом разделялся небольшим коридором на две части, одна часть была занята монастырской торговой лавкой, а с другой стороны находились кельи братии. Тут же рядом расположился двухэтажный полукаменный дом с устроенной внутри крыши отдельной летней комнаты вроде мезонина. Дом был построен в 1913 г. на собственные средства архимандрита Гавриила. В нижнем подвальном этаже с восточной стороны была устроена усыпальница на три места, а над ней небольшая главка с крестом. Для склада дров в 1914 г. был построен деревянный сарай, находящийся в саду напротив колокольни Трех-Святительского храма и примыкающий к монастырской каменной ограде. В подклетях соборного храма размещалась житница и кладовая, а в подклетях придельного храма находилась усыпальница, столярная мастерская и кладовая. По данным за 1915 г., Спасо-Елеазарова общежительная пустынь имела в своем распоряжении вне стен монастыря: кузницу, конный двор, мукомольную мельницу, баню, гостиницу для богомольцев, скотный двор, дом для прачек, пчельник, флигель.

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в результате которого из Спасо-Елеазаровского монастыря Остенской волости за время от 5 апреля по 30 июня было конфисковано 2 пуда 15 фунтов 38 золотых различных ценностей.

5 октября 1923 г. на заседании президиума Псковского губернского исполнительного комитета слушали вопрос о закрытии церквей Пантелеймоновской, Псковоградской Георгиевской, монастыря Елеазаровского и часовни на городской площади в г. Острове. Принимая во внимание расположение Елеазаровского монастыря в прифронтовой полосе, где «служители монастыря укрывают у себя лиц, пытающихся нелегально перебраться за границу», президиум постановил закрыть Спасо-Елеазаровский монастырь.

31 октября 1926 г. в бывшей церкви Елеазарова монастыря, которая была передана губисполкомом в ведение сельсовета, был открыт Народный дом. Церковная утварь большей частью из церкви была убрана, а иконы все были закрашены. Для окончательного оборудования Нардома требовался строительный материал, который, по мнению шефского отделения губсуда и местного актива, можно было использовать из кладбищенской церкви монастыря. Шефское отделение губсуда просило 16 ноября президиум Псковского губисполкома снести кладбищенскую церковь, поскольку «она служит рассадником напоминаний населению религии», а строительный материал использовать для окончательного оборудования Народного дома.

Клирикам, монашествующим и мирянам Псковской митрополии
Обращение Митрополита Псковского и Порховского Тихона

Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.

С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.

Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.

Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.

14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.

Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.

Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Тихона (Шевкунова), митрополита Псковского и Порховского, трудами насельниц, паломников.

Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Дата основания: 1156

Статус: действующий

Адрес: г. Псков, Мирожская наб., 2

Сайт: http://mirozhsky-monastery.ru/

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший в Пскове, один из древнейших на Руси. Время основания монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь

Дата основания: 1299

Статус: действующий

Адрес: г. Псков, ул. Снятная Гора, 1

Телефон: +7(8112) 75-01-88, 75-01-25.

Сайт: http://snetogor.ru/

Недалеко от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь, который изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе в излучине реки Великая.

Монастырь всемирно известен фресками. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как мирожские и сохранились фрагментарно.

Как добраться: монастырь расположен по адресу Снятная гора, 1 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусе №1 (остановка «Снятная Гора»)

Спасо-Елеазаровский мужской монастырь

Дата основания: 1447

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово

Тел.: 8 (911) 394-29-27, 8 (811-2) 679-558

Сайт: http://eleazarovo.ru/

Елеазаров во имя святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

Псково-Печерский монастырь

Дата основания: 1473

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5

Сайт: https://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 — 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Спасо-Онуфриев мужской скит

(Христорождественский Онуфриево-Мальский мужской монастырь)

Дата основания: ок. 1480

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Печорский р-н, у д. Малы

Монастырь расположен на берегу Мальского озера. Основателем монастыря считается прп. Онуфрий Мальский 1492 г., никаких сведений о жизни которого не сохранилось. Год основания в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год.

В монастыре было две церкви. Главная Спасо-Рождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее венчают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря.

Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь

Дата основания: 1487

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Псковский р-н, д. Крипецкое-1

Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его преподобный Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании.

Успенский Святогорский мужской монастырь

Дата основания: 1569

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Пушкиногорский р-н, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1

Сайт: https://svyatogorsky.org/

Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря».

Святогорская обитель издревле входила в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. Монастырская крепость представляла важное звено обороны Псковской земли на рубеже древнего пригорода Воронич.

Никандрова Благовещенская мужская пустынь

Дата основания: 1584

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Порховский р-н, ур. Никандрова пустынь (6 км южнее д. Любовец)

Сайт: http://www.nikandrova-pustyn.ru/

Мужской монастырь, основанный иноком Исайей в 1589 при церкви над могилой пустынника Никандра, жившего тут в болотистой местности с серередины XVI в. и умершего в 1581 году. В XVII-XVIII вв. основные постройки отстроены в камне, сооружены ограда с башнями (1800-е), кельи. При Павле I, с большим почтением относившемся к настоятелю пустыни архим. Геннадию, в 1800 отнесена к ордену Св. Иоанна Иерусалимского, начато большое строительство, после смерти императора и увольнения архим. Геннадия прерванное. В XVIII-XIX вв. у монастыря проходила крупная ярмарка. В 1918 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1928. Вскоре большинство построек разобрано на стройматериалы для постройки военного городка в Порхове, до 1990-х уцелели только руины настоятельского корпуса. Решение о восстановлении принято в 2000, выстроен ряд новых зданий. В наши дни особо известен своими издавна почитаемыми источниками.

Творожковский Троицкий женский монастырь

Дата основания: 1862

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково

Страничка в контакте: https://vk.com/tvorozhkovo1862

Творожковский православный Свято-Троицкий женский монастырь находится в селе Творожково Стругокрасненского района Псковской области. Творожковский монастырь был создан выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной фон Розе (в девичестве Шмаковой; 1809—1880 гг.) в 1862 году.

Супргуги фон Розе купили имение Творожково в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии в 1858 году., находившееся рядом с селом Гаврилова Гора и деревней Барский Дубок. Уговор супругов был таков: кто из них остается в живых, тот строит обитель для поминовения другого. Николай Андреевич фон Розе скончался 14 июня 1858 года и погребен на Митрофаньевском кладбище в Петербурге,которое коммунисты сравняли с землей и Александра Филлиповна основала сначала общину и стала посещать православные монастыри, чтобы присматриваться к устройству монашеской жизни.

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Дата основания: 1897

Статус: действующий

Адрес: Псковская обл., Островский р-н, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80

Сайт: http://www.simanskii.ru/

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь — православный женский монастырь в Псковской области. Основан в 1897 году. Был закрыт в начале XX века, возрожден в 2003 году.

Владимир Александрович Симанский, прадед будущего Патриарха Алексия I, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. По воспоминаниям Патриарха Алексия I к концу XIX века родовое имение «представляло собою целый ряд небольших, но весьма уютных особняков, а в середине парка возвышалась церковь Спаса с колоннадами на четырёх её сторонах».

Брат деда Алексия I, Павел Владимирович Симанский, принявший священный сан, хотел, чтобы после его смерти в имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году «всю землю своего имения и храм и некоторые дома в пользу обители», а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике. Данное начинание поддержал отец будущего патриарха, также пожертвовавший значительную сумму и принадлежавшую ему землю.

Женский монастырь, устроенный в 1897 как женская община на средства свящ. П. В. Симанского (родственика будущего патр. Алексия I) при Спасской церкви в имении помещиков Симанских. Преобразован в монастырь в 1907. Закрыт после революции, часть построек разрушена. Восстановление построек начато в 2003, монастырь вновь открыт в 2006.

Остров (Псковская область.)

Остров — древнейший русский город. Первое упоминание в летописи о нем относится к 1341 году, и летописец говорит о нем, как уже о сложившемся городе. Летописная история города Острова начинается с военных событий, и это не случайно: Остров служил не только крупным пригородом Пскова, но и важнейшим пограничным форпостом на юге Псковской земли. В связи с этим, с момента возникновения Острова здесь была построена крепость.

По предположению исследователей, крепость эта первоначально была деревянной, из-за стен которой возвышалась деревянная Никольская церковь. Однако, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что уже в конце 14 века в Острове была построена каменная крепость, являющаяся крупным по тому времени военно-оборонительным сооружением Древней Руси.

Каменная крепость из серого колотого известняка на извести была воздвигнута на возвышенной части небольшого, довольно низкого островка между рекой Великой и протокой, именуемой в древние времена «Черной речкой» или «Слобожихой». Форма крепости соответствовала рельефу занятого ею участка. От наиболее низкой части острова она отделялась рвом, соединенным с рекой Великой и заполненным водой. В крепости не было тайника, его заменял наполненный водой из Великой внутренний канал, вырытый рядом с юго-восточной стеной, который снабжал защитников крепости во время осады. Крепостная стена поднималась над островом примерно на десять метров, с северо-западной стороны — до 15 метров. Боевой ход стен прикрывался парапетом с бойницами. На северо-востоке острова стены как бы заходили одна за другую, образуя довольно узкий проход, называемый кожухом или забахом.

Остров имел своего пасадника и свое вече, решавшее вопросы войны и мира, учиняло суд над преступниками, выбирало и судило главных городских сановников. Звон вечевого колокола собирал на площадь всякого, кто считал себя полноправным гражданином. Конец XV столетия характеризуется на Руси усилением Великого княжества Московского, идет процесс создания единого Русского национального государства. В 1510 году к Москве присоединилась и Псковская федеральная республика. Вечевой колокол в Пскове, а следовательно, и в Острове был снят.

Занимая пограничное положение и прикрывая Псков с юга, Остров, а с ним крепость подвергались неоднократным нападениям. Так в 1406 году ливонские рыцари две недели разоряли окрестные села под Псковом и Островом, приблизились к Острову, но на штурм не решились.

«ТВОЕ ГОРЕВОЕ ВЕЛИЧЬЕ ПРОСЛАВИТЬ ОТВАЖНО БЕРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛИ ПОГРАНИЧЬЕ — ПСКОВЩИНА — ВОЕННАЯ РУСЬ. СТОЛЕТЬЯМИ РВЕТСЯ «НАХ ОСТЕН» ЖЕЛЕЗНОЕ ВОЙСКО ВРАГА. У МАЛЕНЬКОЙ КРЕПОСТИ ОСТРОВ, ОДНАКО, КРУТЫ БЕРЕГА»

Это отрывок из стихотворения «Песнь о Псковской земле» нашего земляка, члена Союза писателей России поэта Олега Алексеева.
В течении всего XV столетия враги посягали на крепость. Лишь в 1502 году после упорного штурма немцы захватили крепость. Город был сожжен дотла, погибло четыре тысячи его защитников.

Блистательную страницу вписала крепость в военную историю русского народа в конце XVI века, когда в 1581 году на Русь двинулись первокласные по тому времени, прекрасно вооруженные войска польского короля Стефана Батория. С самого начала войны крепость стала опорной базой русских войск, где они получали питание и отдых. Ксенз Станислав Пиотровский, ведший «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию» писал: «…полагали, что Островом легко овладеть и обещали взять его для забавы и ради присутствия короля, но, когда увидели место, занимаемое крепостью, со всех сторон окруженное водою…-то сейчас поняли, что труднее взять его видя, чем не видавши…». Островичи проявили огромную стойкость. Исход осады решил сам Баторий. Объезжая крепость, он заметил сильную выгнутость западной стены, что не давало возможности вести флангурующий огонь по осажденным. Король приказал своим солдатам идти на приступ именно с этой стороны. Город был разграблен захватчиками и сожжен почти дотла. В 1582 году по Запольскому миру Остров вновь был возвращен Москве.

Зависимость пригорода Острова от города Пскова можно видеть во многих архитектурных деталях Никольского храма, построенного в крепости в 1542 году и сохранившегося до наших дней. Как по наружному, так и по внутреннему своему виду Никольский храм напоминает стиль древних Псковских церквей. И то обстоятельство, что алтарь церкви против обычая обращен на север лишний раз, по видимому, подчеркивает бескорыстное служение маленькой крепости своему могущественному покровителю.

На шейке купола Никольской церкви в свое время была сделана надпись, кафельные буквы которой, к сожалению, выпали. Выше надписи шейка купола была опоясана целым рядом изящьных украшений, каждое из которых представляло из себя пятиглавый храм с цветами и фигурами животных по бокам, а вверху — герб. (официально герб Острова утвержден 28 мая 1781 года).
В иконостасе Никольской церкви большую художественную ценность имела икона «Сошествие в ад», которая в настоящее время хранится в Государственном музее Санкт-Петербурга.

С течением времени, особенно после успешных походов Петра I в Северной войне, крепость Остров потеряла свое первоначальное военное предназначение и становится с 1708 года заурядным уездным городом. С 1767 года, по свидетельству Новгородского губернатора Сиверса, в городе появляются перспективы развития торговли льном. И к концу XIX века Остров становится ведущим в Псковском крае в экономическом отношении, учредив в 1864 году акционерное общество по торговле льном.

История Острова не будет полной, если не упомянуть о том, что Александр Сергеевич Пушкин не раз проезжал его, направляясь из Санкт-Петербурга в родное село Михайловское. Город Остров неоднократно упоминается в письмах А.С. Пушкина к А.П. Керн. 5 февраля 1837 года тело великого поэта, убитого на дуэли, провозили через Остров, чтобы предать земле у стен Святогорского монастыря.

Одной из главных достопримечательностей города Острова является уникальное сооружение — цепной мост через реку Великую, который поражает смелостью воплощения технической идеи, свидетельствует о высоком искусстве российского мостостроительства. Мост состоит из двух отдельных пролетов, построенных через два рукава р. Великой. Величина каждого из пролетов 94 метра, со
стрелой провеса цепей в 12 пролета. Опоры выведены из отборной известковой плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита. Открытие цепного моста, на котором присутствовал сам Николай I, состоялось в ноябре 1853 года. Создатель цепного моста — инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский — был удостоен ордена Святой Анны второй степени. Вот какие строки родились у островского поэта Г.П. Смирнова благодаря этому уникальному памятнику архитектуры:

«Чтоб не в тягость пошло ожидание, Не томились минуты в часах, Вы всегда назначайте свидание На островских висячих мостах.»

В городе сохранился ряд памятников архитектуры XVIII и XIX веков. Созданные в различные периоды русской истории они отражают те черты, которые господствовали в архитектуре того времени. Троицкий собор и Покровская церковь стали завершающим аккордом в формировании городского центра. В свое время они были самыми монументальными сооружениями города. Троицкий собор был построен в 1790 году по велению Екатерины II. Его местоположение и размеры определялись ролью главного культового сооружения города.

Необходимо отметить нахождение в городе культовых зданий различных религий: церковь Жен Мироносец (1819 г.), Кирха Святого Иоанна (1905 г.), Костел (1905 г.) — всего на территории района упоминается 89 церквей, монастырей и часовен, особое место занимает здесь церковь Спаса Нерукотворного (1845 г.), родовое имение господ Симанских, дом-усадьба Валуевых-Неклюдовых (середина XVIII века) — временная резиденция русских царей во время их путешествий и деловых поездок по России, дом и склады купца Калашникова (ныне льнозавод), Ямская станция (административное здание Дорожно-строительного управления №3) Александровская гимназия (ул. К. Либнехта №5), реальное училище (ул. 25 Октября №31)

XXвек вписал в историю города Острова главы героизма и мужества островичей в годы Великой Отечественной войны. Уже 3 июля 1941 года война вошла в жизнь жителей Острова. Никогда не изгладится в памяти народной подвиг отважных островских молодогвардейцев. На центральной площади города возвышается гранитная фигура Героя Советского Союза Клавы Назаровой — руководителя Островской подпольной комсомольской организации (работа скульптора Н. А. Страхова и архитектора В. А. Бубновского).

Подвиг Клавы Назаровой, Анны Ивановой, Олега Серебренникова, Льва Судакова, Александра Митрофанова, Милы Филипповой известен всей стране. Молодежное подполье в оккупированном Острове возглавила Клава Назарова, старшая пионервожатая школы №5, член райкома ВЛКСМ. Через советских разведчиков А. Д. Дмитриеву, А. Козловского группа К. Назаровой установила связь с партизанским отрядом. С помощью подпольщиков большая группа островской молодежы избежала угона на каторжные работы в Германию.

Участились побеги советских военнопленных. Комсомольцы собирали ценную информацию о дислокации и продвижении гитлеровских частей и передавали ее через связных партизанам.

Клава Назарова и Анна Иванова были казнены 12 декабря 1942 года на центральной площади города. 9 сентября 1943 года немецкофашисткими захватчиками в Тишенском лесу были растреляны участники подпольной комсомольской организации: Людмила Филиппова, Олег Серебренников, Лев Судаков, Александр Митрофанов, и отважная советская разведчица Зоя Круглова.
На месте расстрела подпольщиков ныне установлена мемориальная плита. Скромное воинское кладбище на площади Клавы Назаровой закрывает последнюю страницу боевой славы города Острова. Здесь захоронены воины Советской Армии, павшие в период Великой Отечественной войны. Среди них — 20-летний майор Тарас Степанович Рымар, чей батальон 21 июля 1944 года предотвратил взрыв фашистами северного пролета висячего моста через р. Великую. В начале августа 1944 года состоялся митинг по случаю освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, на котором выступил майор Рымар:

«Очень тяжелая борьба за освобождение Острова от фашистов навеки сроднила меня с вашим городом. Прошу считать меня сыном Острова. Кончится война — приеду работать сюда. А если погибну — похороните меня здесь в братской могиле».

19 сентября 1944 года в боях за Советскую Прибалтику Рымар пал смертью храбрых. Боевые друзья выполнили завещание комбата и похоронили его в Острове. Не только улица имени Рымара, но каждый дом, каждый квартал, взятый им у врага в бою, напоминают о подвигах этого воина.

Внастоящее время Остров третий по численности и величине город Псковской области. На территории района расположены 444 населенных пункта. Его территория занимает 2435 кв.м., что составляет 4,3% от территории Псковской области. Население Островского района составляет 41,6 тысяч человек, из них городского населения 29,7 тысяч человек.

Сайт: http://ostrovcity.narod.ru

СИМАНСКИЙ СПАСО-КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. ОСТРОВ

В конце XIX века в городе Остров, расположенном в 50-ти километрах от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Симанский Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские — древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря.

Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Через год, 17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году — состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку.

За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению. Однако Господь поругаем не бывает и 13 октября 2003 года по благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия началось возрождение женского монастыря. Была создана община прихода храма Казанской Божией Матери. Собирать сестер и восстанавливать монастырь по благословению Владыки была направлена монахиня Маркелла (Павлова), которая уже имела опыт возрождения монастырей. На Камчатке на базе разрушенной воинской части ей пришлось открывать женский монастырь. Это первый монастырь в честь иконы казанской Божией Матери, открыт там, где никогда не было монастырей. Монашеский путь матушка начала по благословению о.Николая Гурьянова, и после смерти батюшки чувствуется, что он не оставляет ее без своей молитвенной поддержки.

С 1 апреля 2004 года матушка приступила к своему послушанию — восстановлению и очищению от рухлых сараев, строений, мусора, мерзости запустения Спасо-Казанского женского монастыря. Помогали солдаты из воинских частей города Острова. Командиры очень сердечно отнеслись к нуждам монастыря. Каждый день работали солдаты по расчистке территории монастыря.

1-го сентября 2004 года началось строительство деревянного храма в честь Иоанна Кронштадского. В 2005 году был выстроен с колокольней теплый уютный храм, где ежедневно проводятся службы, читается псалтирь и выполняются остальные требы. 14 июня 2005 года официально зарегистрирован в городе Острове женский монастырь с десятью сестрами, настоятельницей назначена матушка Маркелла. Также в монастыре создана маленькая богадельня, где сестры ухаживают за беспомощными бабушками. Ежедневно сестры раздают свежеприготовленную пищу бездомным, немощным людям города Острова.

За период с 1-го апреля 2004 года по настоящее время проведены следующие работы по восстановлению монастыря: восстановлены Святые Врата, построены заново монастырские стены, построены две трапезные — сестринская и для рабочих, баня. Построены корпуса: для музея Патриарха Алексия I, художественная мастерская, класс пения, прачечная, еще одна баня, склад, ризничная. Восстановлен старинный подвал, Сестринский корпус, которому 150 лет. На монастырском подворье, где 30 га земли, восстанавливается храм Михаила Архангела. Выстроен хоздвор, начато строительство келий, проведено электричество, пробурена скважина, сделан водопровод. На подворье монастыря ежегодно летом проживает детский православный лагерь. Ребята помогают восстанавливать Храм Михаила Архангела.

Восстанавливается разрушенная обитель благодаря пожертвованиям. Вместе с восстановлением обители восстанавливаются и наши души. 29 ноября 2008 года в монастыре состоялся первый постриг. Приглашаем Вас посетить обитель для совместной молитвы и посильного труда, а у кого откроется сердце отдать свою жизнь служению Господу — могут остаться совсем. Сейчас трудно спастись в одиночку, в этом бушующем мире страстей, но как сказал Господь: «Где двое, трое собраны во Имя Мое, там и я посреди них». С Апостольских времен люди объединялись во Имя Христово и, отказавшись от земных привязанностей, следовали за Спасителем. В нашем монастыре Вы найдете все необходимое, чтобы научиться терпению, смирению, и любви, а от Вас нужно только послушание. Матушку Маркеллу ценят за чуткое и мудрое руководство, за доброту, любвеобильность, и за уместную строгость. Весть о том, что в городе Острове возрождается Спасо-Казанский симанский женский монастырь облетела всю Россию, об этом узнали и далеко за ее пределами. И сразу потекла народная помощь их разных городов.

19 марта 2009 г. монастыре на восстановленном храме во имя Спасо-Нерукотворного Образа установили Кресты на купол и звонницу.

Совсем недавно Владыка Евсевий закладывал первый камень этого храма, и вот сегодня на храме стоит Крест. Во время поднятия крестов над монастырем засветило солнце и долго кружили птицы.

Низкий всем поклон и благодарность!
Монастырь действительно строится всем миром на народную копеечку.

Как доехать

Приехать в монастырь из Санкт-Петербурга можно с автовокзала на Обводном канале на любом автобусе идущем до Острова. Удобнее отправляться утром, так как ехать около 6-ти часов. Подъезжая к Острову, нужно предупредить водителя, чтобы остановил в Симанском, у реки Великой, а оттуда до монастыря по берегу реки ~ 15 минут пешком. В монастыре спросить матушку Маркеллу.
Из Москвы и других городов можно добраться на поезде до Пскова, а от Пскова на электричках или автобусах до Острова.

При отправлении группы из нескольких человек, сообщите, пожалуйста, количество людей и дату приезда, чтобы мы готовы были принять.

Сайт: http://www.simanskia.ru

Часовня надкладезная в Спасо-Казанском Симанском монастыре, Остров

Восьмигранная надкладезная часовня, перекрытая купольной кровлей. Построена в 2005 рядом с руинами Спасской церкви.

Спасская церковь — Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Казанском Симанском монастыре, Остров

Кирпичный храм в стиле классицизма, построенный в 1838-1845 на средства В. А. Симанского. Ротондальная в плане постройка, усложненная алтарным выступом и притворами, над западным притвором поставлен ярус звона колокольни. До открытия монастыря была приписана к Покровской церкви Острова. Закрыт не позже 1930-х, к 2000-м сохранялись только стены без перекрытий. В 2007-2010 выстроен в формах, близких к первоначальным.

Казанский собор — Собор Иконы Божией Матери Казанская в Спасо-Казанском Симанском монастыре, Остров

Крупный кирпичный четырехстолпный (?) храм с приделами кн. Владимира и ап. Павла. Был начат постройкой в нач. ХХ в., достроен не был. Разобран не позже 1930-х, сохранились основания стен.

Церковь Иоанна Кронштадтского в Спасо-Казанском Симанском монастыре, Остров

Деревянная одноглавая церковь простой архитектуры со звонницей, построенная рядом с руинами Спасского храма в 2004, звонница пристроена в 2005.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *