Содержание

Самарская область

Свято-Воскресенский мужской монастырь (Самара)

Свято-Воскресенский монастырь

Согласно архивным данным, до 1930-х годов на месте существующего монастыря располагался Иоанно-Предтеченский скит от Самарского Свято-Никольского мужского монастыря (в настоящее время на его месте находится Окружной Военный Госпиталь).

Строительство Воскресенского собора началось в первой половине 90-х годов по благословению митрополита Иоанна (Снычева). В 1992 году один из ветхих домов, расположенных на территории заброшенного сквера «Огонек» был оборудован под Храм, другие – под Воскресную школу, библиотеку, трапезную, дом причта.

Согласно Постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в соответствии с рапортом Управляющего Самарской епархией Архиепископа Сергия, приход был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Самара.

Адрес: г. Самара, 443035, ул. Краснодонская, 101.

Ттелефон: 954-24-88, 954-24-84, 959-25-36 (секретарь)

Воскресенский мужской монастырь (Тольятти)

Свято-Воскресенский мужской монастырь города Тольятти – один из немногих монастырей в России, который создается заново. Он расположен в районе Портпоселка на берегу рукотворного Жигулевского водохранилища, покрывшего своими водами город Ставрополь-на-Волге.

Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская земская городская больница, которая была основана Евграфом Осиповым. Начало строительства земской больницы датировано 1868 годом, окончание 1872 годом. До 1953 года больница служила по своему прямому назначению. С 1953 года в связи со строительством Куйбышевской ГЭС, в ходе которого старый Ставрополь был затоплен, начались изменения, как в городе, так и в больнице.

Адрес: 445003, г. Тольятти, Портпоселок, ул. Нагорная, 1А;

Телефон: (8482) 48-92-97

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

Адрес: 446013, г. Сызрань, ул. Монастырская, 2

Телефон: (8464) 33-29-22

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь (Винновка)

В 2003 году силами братии самарского Свято-Воскресенского мужского монастыря началось восстановление винновского храма во имя иконы Казанской Божьей Матери. 5 октября 2003 года в храме была совершена первая литургия, тогда же было принято решение о создании на базе храма подворья Воскресенского монастыря.

7 мая 2006 года была заложена монастырская гостиница, а 26 декабря 2006 года подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.

В монастыре действуют библиотека и музей истории Винновки и обители. Также в монастыре разводят молодь стерляди для выпуска в Волгу предприятиями в качестве компенсации вреда за пользование водными ресурсами.

Адрес: 445165, Самарская область, Ставропольский район, с. Винновка, ул. Казачкова, 3

Заволжский в честь Честного и Животворящего Креста Господня мужской монастырь

В начале 2000-х при самарском храме во имя преподобного Сергия Радонежского сложилась монашеская община. В 2003 году община основала монашеский скит на противоположном берегу Волги, в полутора километрах от села Подгоры, где у подножья горы Плаксиха находится источник, названный в честь пророка Илии. В 2006 году в скиту был освящён храм.

Решением Священного Синода от 16 мая 2007 года скит был преобразован в мужской монастырь. В 2008 году в монастыре проживало около 20 насельников, в том числе 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, под руководством наместника игумена Георгия.

Монастырская территория разделена на две части, в первой находится престольный храм, источник и несколько келий, остальное находится на территории скита, куда посетители обычно не допускаются без дозволения игумена.

Адрес: 443543, Самарская область, Волжский район, с. Подгоры, с.п. Рождествено, ул. Лесная, 5А;

Телефон: (846) 224-08-26

Иверский Самарский женский монастырь

Иверский монастрырь

В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию и росту в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе знаменитое Самарское знамя.

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено и осквернено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся корпусов, признанные памятником архитектуры регионального значения.

Адрес: г. Самара, 443010, Волжский пр-т, 1.

Телефон: 332-81-46, 332-37-14

Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь

Первое документальное упоминание о деревянной церкви во имя пророка Илии в селе Подгоры относится к первой половине 17-го века (1640г.) В 1860 г. было начато возведение кирпичного здания взамен деревянного. В 1890 г. строительство кирпичного здания церкви было завершено.

В начале 1930-х годов церковь была закрыта, здание частично разрушено; сохранившаяся часть использовалась не по назначению.

В настоящее время обязанности настоятельницы женского монастыря исполняет благочинная обители, старшая монахиня Нина (Механикова).

На сегодняшний день в обители возведены небольшие келейные корпуса, игуменский дом, малая и летняя трапезные, дом для священнослужителей, проведен водопровод. Завершено строительство домового храма во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы в игуменском доме. Здесь действуют иконописная и швейная мастерские, изучается золотое шитье и вышивание.

Адрес: 443543, Самарская область, Волжский район, с. Подгоры, с.п. Рождествено, ул. Кавалеров Славы;

С 04 октября по 13 октября в Самаре в культурно-выставочном центре «Радуга» тибетские монахи монастыря Джонанг Тактен Пунцог Чолинг (г. Шимла) построят мандалу Калачакры. Наш город один из пяти российских городов, где тибетцы побывают. Также, монахи познакомят самарцев с древними буддийскими ритуалами. ProGorodSamara пообщался с буддийскими монахами и узнал зачем нужно разрушить мандалу, как проходит день в монастыре и почему нужно расслаблять свой ум

В чём смысл строительства мандалы и последующего её разрушения?

Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: прежде чем начать построение мандалы требуется сделать освящение места. Для этого делаются специальные ритуалы, посвящённые божествам местности, духи воды и земли. У них просят разрешение. Построение делается для того, чтобы люди в мире, России и Самаре стали счастливее, добрее и для укрепления мира на планете. Благословение от этой мандалы распространяется и на тех людей, кто ее строит и на тех, кто смотрит на строительство и на тех, кто медитирует. После полного построения мандалы ее благословляют и призывают божества. Они оставляют там божественную энергию. Разрушая ее и раздавая песок людям или развеяв его над рекой — оставляется благодать в этой местности. Песок попадающий в руки к людям дарует благословение, удачу, защиту, счастье. Попадающий в воду – улучшает урожай и почву, вызывает дожди.

Это не первый российский город, что вы посетили. Вы побывали в Сочи и Ростове-на-Дону. Какие впечатления от пребывания в этих городах? Как прошло там построение и разрушение?

Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: очень понравились люди, организация мероприятия и процесса создания мандалы. Надеемся, что и в Самаре пройдёт всё хорошо.

Слева — Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче, справа — Кхенпо Геше Кунга Цамжунг

Существует мнение, что буддистские монахи могут контролировать своё тело на более высоком уровне, чем обычные люди. Правда ли это?

Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: наш организм состоит из внешней части – тела, и внутренней – души или сознания, как вам удобно считать. Мы знаем, что если дать лекарство больному – его тело вылечится. Но нет лекарства для избавления страданий души. Буддизм предлагает определенные методики для работы со своим сознанием, с помощью которых можно добиться гармонии тела и духа.

Есть огромное количество мифов вокруг тибетских монахов – начиная от сверхконтроля над собственным телом и заканчивая различными боевыми искусствами. Расскажите, как всё-таки проходит настоящий день буддистского монаха?

Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: в нашем монастыре (Джонанг Тактен Пунцог Чолинг — прим. ред.), мы встаём в 4:30, независимо от возраста. Далее, мы занимаемся медитацией в течении часа. Потом следует получасовой отдых. В 8:30 мы завтракаем. С 9:00 до 12:00 идут различные занятия предметы, изучающие искусство йоги, построение мандалы, игры на различных ритуальных музыкальных инструментах и, конечно же, искусство философского диспута. Далее – обед и послеобеденный отдых. Потом вновь учёба до 17:30. После — ужин и двухчасовая медитация. С 22:00 монахи в своих кельях и могут заниматься личными делами. таков, примерно, обычный день в монастыре.

Можно ли сказать, что буддизм более философия, чем религия?

Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: существует три уровня понимания буддизма. Первый – как науки, второй – как духовной практики и третий – как определённой философии. То есть, мы рассматриваем буддизм в этих трёх контекстах.
Когда мы говорим о науке, мы рассматриваем фундамент буддизма. Существует определенный раздел буддизма, посвященный сутрам. Он делится на 5 частей: буддистская философия; учение о запредельных деяниях; учение о срединном пути; виденье мира; учение о нравственной дисциплине.
Когда мы говорим о духовной практике, мы используем тантры. Они делятся на 4 части: исполнения; применения; йога-тантры и наивысшая йога-тантры. Многие пользуются лунными календарями, например, worldluxrealty.com/node/3157.

А как становятся священнослужителем в буддизме?

Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: есть две причины. Во-первых, это наиболее эффективный способ помощи другим людям, посредством собственной духовной практики. Во-вторых, это быстрый способ достижения состоянии просветления.

Как вы считаете, какое количество посетителей в Самаре придёт понаблюдать за построением и на другие ритуалы?

Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: хотелось бы надеяться, что это мероприятие посетит как можно больше людей, так как традиция калачакры имеет 2500-летний возраст. Кроме того, буддистское учение имеет давнюю связь с Россией. Есть надежда, что наш визит заинтересует определённую категорию людей. В Самаре уже не раз проходит построение мандалы. И, в вашем городе, насколько мне известно, есть люди, исповедующие буддизм.

Мандала

В процессе работы над мандалой монахи смогут составить гороскоп для любого человека. В нашей стране астрология очень популярна. Что это за гороскоп и как вы его будете составлять?

Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: существует 6 видов тибетской астрологии. Первый вид – астрология первоэлементов. Второй – звёздная астрология, связанная с движением звёздных тел. Третий – фэн-шуй, когда определяется, например, удобное место для построение дома. Четвёртый – астрология опыта. Пятая – китайская астрология, солярно-лунная. Шестой – символьно-численная астрология. Мы составляем гороскопы на основе первого вида тибетской астрологии. Составляется нотальная карта, позволяющая узнать кем был человек в прошлой жизни и что ждёт его в этой и следующей жизнях. Астрология первоэлементов универсальна и неважно, какого вероучения держится человек. В ней есть тема, посвященная свадьбам. Люди могут узнать, станет ли их брак гармоничным или распадётся через некоторое время из-за несовместимости. Так же, можно с помощью первоэлементов дать прогноз, какие препятствия ждут человека в жизни и как их преодолеть. Ещё одним видом является так называема «астрология плода» — можно предсказать, когда наиболее благоприятно начинать новое дело, поступить на работу и так далее, а когда этого лучше не делать. Гороскоп основывается на определенных метках на человеческом теле – родимых пятнах, родинках. Человек, найдя их, с достоверностью может получить информацию о прошлой, настоящей и будущей жизни. Можно предсказать и продолжительность жизни; сферу деятельности, в которой человек наиболее полно себя сможет реализовать; будет ли человек материально благополучен или нет.

Есть ли шанс у простого самарца стать просветлённым?

Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: люди во всём мире и в Самаре, в частности, обладают природой Будды. Если человек интересуется буддизмом и применяет практики по очищению от всего негативного, что было накоплено за многие перерождения, и копит добрые заслуги, то у него есть возможность стать просветлённым. Определённое количество благих заслуг и мысли о благе для других дают шансы на пробуждение. Мы увидели среди россиян немало людей, интересующихся этим и следующим таким принципам.

Как сделать самарцев добрее?

Махапандит Нангял Шераб Нима Ринпоче: в современном мире технологии совершенствуются быстрее ума и духа. Считаю, что буддистское учение достаточно эффективно для разума. Это учение внутреннего духа. Оно способно улучшить наше внутреннее содержимое, душу. Мы можем предложить самарцам общечеловеческие знания и методы, которые помогут им стать лучше – определенные медитации, развитие душевных качеств. У нас принято выбирать различные методики для медитации. И многим тибетцам это помогает стать добрее и лучше. Все люди одинаковые и то, что помогает нам, поможет и самарцам.

Кхенпо Геше Кунга Цамжунг: кроме того, у каждого из нас есть 24 часа в сутках. Думаю, мы можем позволить себе уделить утром и вечером немного времени для медитации. Это поможет стать человеку лучше. В течении рабочего дня люди привыкли думать о работе, погружаться в рутинные мысли. В этой круговерти наш ум не останавливается и не можем расслабиться. Именно утром и вечером мы можем окунуться во внутренне спокойствие души.

Самарские монастыри. Воссоздать облик деревянных храмов и монастырей Самары позволяет гравюра, сделанная по рисунку художника Джона Кэстля, который в конце 30-х годов XVIII в. провел в Самаре несколько лет

Монастыри Самарской епархии

Волжские монастыри подарили России рукопись «Слова о полку Игореве” и знаменитую Лаврентьевскую летопись. Книги Иргизских монастырей спасал сотрудник Самарского уни­верситета, известный историк-академик М.Н. Тихомиров

В Самарской области сегодня восемь монастырей. Перечислим. Это Заволжский мужской монастырь в честь Честного и Животворящего Креста Господня в с. Подгоры. Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь в с. Подгоры. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка. Вознесенский мужской монастырь в г. Сызрань. Воскресенский мужской монастырь в г. Тольятти. В честь Благовещения Божией Матери в г. Тольятти. Самарский Иверский женский монастырь и Свято-Воскресенский мужской монастырь в Самаре.

До образования отдельной Самарской епархии на территории края действовали мужской и женский монастыри в Самаре, оба – Спасо-Преображенские, оба закрыты в XVIII веке. В 1840-х гг. были закрыты два женских единоверческих монастыря на Большом Иргизе – Средне-Успенский и Верхне-Покровский. К моменту основания Самарской епархии на территории края действовали ещё три единоверческих монастыря – мужские Иргизский Нижне-Воскресенский монастырь, Верхний Спасо-Преображенский монастырь и женский Средне-Никольский монастырь.

Помимо этого действовали Бузулукская Тихвинская (с 1847 года) и Самарская Иверская (с декабря 1850 года) женские православные общины. Обозначим основные вехи и этапы, которыми прошла в здешних местах монастырская жизнь.

Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь

Исследователь Оренбурго-Самарского края П.И. Рычков приводит легенду XIV в., рассказывающую, что митрополит всея Руси Алексий, плывя по Волге в 1357 г. в Золотую Орду, останавливался при слиянии реки Самары с Волгой, выходил на берег, любовался окрестностей, посетил жившего близ устья Самары в лесной келье пустынника и при этом изрек пророчество «что со временем возникнет здесь город великий, в котором возсияет благочестие и оный никакому разрушению подвержен быть не имеет”.

В память об этом существовала на берегу реки Волги часовня, вначале деревянная, а впоследствии каменная. Именно в XIV в. начинается монастырское строительство в этих местах.

С момента основания Самары, рядом с крепостью стояли два монастыря – Спасо-Преображенский мужской и Спасо-Преображенский женский. Профессор Симбирской семинарии К.И. Невоструев первый предпринял описание самарских монастырей, входивших в состав Симбирской епархии, а затем отошедших от нее («Историческое описание бывших в г. Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей”. М., 1867).

Дальнейшая их судьба такова – Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь, видимо, в 1630-х гг. со всеми угодьями был приписан к Патриаршему дому. В 1631 г. настоятелем в монастыре был монах Феодорит. В середине века монастырю принадлежало около 90% дворов сельских жителей всего Самарского уезда. «В переписных и отказных книгах Самарского Преображенского монастыря 1640-1642 гг. за ним стояли следующие владения в вотчине: два села Воскресенское и Ильинское (Подгоры), а вскоре, до 1671 г. построено еще одно – Архангельское (Новинки), прилежащие к ним деревни и починки, а именно деревня Выползово и четыре мордовские и чувашские деревни, как верно, обращенные иноками в христианство, Шелехметская. Борковская, Терновская, Чуракаевка”.

В 1670 г. царем Алексеем Михайловичем издается указ: «Самарскому мужскому Спасо-Преображенскому монастырю быть особо от Патриаршего дома”. В 1672 г. воеводой Василием Яверлаковым были составлены переписные книги монастыря вследствие его перехода в казну. В 1683 г. монастырю пожалованы рыбные ловли на р. Самаре на 40 верст от Кинельского устья до г. Самары. В 1684 г. игуменом в Самарский Спасо-Преображенский мужской монастырь был назначен Иоасаф из Симбирского Успенского монастыря. В 1718 г. игуменом в монастыре состоял Парфений, а в 1734 г. – Даниил.

Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь

В 1738 г. Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь по указу Казанской Духовной консистории был упразднен, а имевшаяся в монастыре деревянная церковь Спасо-Преображения с приделом во имя свт. Алексия, митрополита Московского, была обращена в приходскую”. Церковь эта при пожаре 1765 г. сгорела и вместо нее в 1768 г. была построена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя свт. Алексия. Последняя так же сгорела в 1807 г.

Две деревянные церкви Самарского мужского Спасо-Преображенского монастыря изображены в центральной части гравюры. Одна из них относится к клетскому типу и дополнена «легкой шатровой колокольней. Рядом возвышается другой монастырский храм. В отличие от первого он относится к типу шатровых церквей. Могучий шатер – перекрытие храма и несущий его мощный бревенчатый восьмигранный сруб (восьмерик) заметно отличается от легкого каркасного шатрового завершения деревянных колоколен. Отчетливо виден повал, т.е. расширение сруба восьмерика кверху, что функционально защищало бревна кладки от дождевой влаги, а в художественном отношении усиливало впечатление от высоты и стройности вертикали храма”.

Самарский женский Спасо-Преображенский монастырь

О Самарском женском Спасо-Преображенском монастыре скупые сведения содержатся в «Самарском хронографе”. При неимении у себя никаких земель, крестьян, угодий и т.п. средств, монахини содержались жалованьем и доброхотными подаяниями. Число монашествующих в 1718 г. – 27 человек во главе с игуменьей Иустинией Андреевой, а затем – Юлианией. В 1733 г. должность настоятельницы в монастыре исполняла игуменья Александра.

С 1741 г. Св. Синодом для Самарского женского Спасо-Преображенского монастыря установлен штат в 16 монахинь, а также определены их оклады. В 1743-50 годах монастырем управляла игуменья Параскева. «В описи монастыря 1764 г., сделанной прапорщиком Середолиным, значится каменная церковь во имя Преображения Господня с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы, двуглавая, длины 10 саж., ширины 5.5 саж. При церкви колокольня каменная осьмериковая, с 5 колоколами. Монастырь обнесен деревянной тесовой оградой, теперь (в 1764 г.) весьма ветхой, длины 17, поперечника 16, всего 66 саженей. В 1764 г. монастырь был упразднен”.

Спасо-Преображенский храм. Фотография 1875 г.

Поводом к закрытию монастыря послужил указ Екатерины II от 26 февраля 1764 г. «О разделении церковных имений…”. Кроме изъятия у монастырей вотчин, сократилось количество монастырей – 53,1% мужских и 67% женских монастырей прекратили существование. Что касается монастырского храма, после закрытия монастыря он стал приходским. Спасо-Преображенская церковь неоднократно страдала от пожаров, восстанавливалась, перестраивалась. Ее облик конца XIX-начала XX в. неоднократно запечатлен на фотографиях.

С упразднением в 1764 г. Самарского женского Спасо-Преображенского монастыря завершился первый этап монастырского строительства в Самаре. Следующий этап связан с двумя событиями – учреждением в январе 1851 г. Самарской губернии и открытием в марте 1851 г. Самарской епархии, в результате чего Самара стала административным и духовным центром края.

Первый епископ Самарский Евсевий (Орлинский) известен деятельностью по открытию новых приходов, строительству храмов и учреждению монастырей. К 1917 г. в Самаре действовали Самарский Иверский женский общежительный монастырь и Самарский Николаевский мужской монастырь 2 класса. Монастырское влияние на общественную жизнь осуществлялось через создание монастырских школ и библиотек, монастырских хоров, приютов для детей-сирот, монастырских живописных, золотошвейных и белошвейных мастерских.

В послереволюционное время после принятия Декрета об отделении церкви от государства, эти механизмы перестали работать. Монастырь, как социальный институт, факически прекратил официальное существование. Уже в конце 1920-х гг. началось массового закрытие монастырских трудовых общин и артелей. К началу 1930-х гг. на территории края не осталось ни православных монастырей, ни монастырских трудовых общин – монастыри ликвидировали, члены общин были изгнаны из келий, некоторые расстреляны или провели остаток дней в лагерях. По данным архива ФСБ по Самарской области, только в первой половине 1930-х гг. было арестовано 149 монашествующих, из них 59 расстреляно, остальные отправлены в лагеря.

Самара, Иверский женский монастырь. Вид с колокольни Храма Христа Спасителя

На грани разорения оказалось множество памятников храмовой архитектуры. От мужского Николаевского монастыря остались только каменные ворота у центрального входа в обитель. Комплекс Самарского Иверского женского монастыря сохранился почти полностью за исключением колокольни и Успенского собора, уничтоженных в 1930-е гг. В 1991 г. территория Самарского Иверского женского монастыря была возвращена епархии, в настоящее время он является действующим.

Самарский Иверский женский монастырь

Живописно расположенный на склоне крутого волжского берега, Самарский Иверский женский монастырь был центром православной жизни дореволюционной Самары. Обитель в плане являлась почти ровным четырехугольником, огражденным каменной стеной с круглыми башнями по четырем углам. Дорога с юга на север через ворота под колокольней к выездным воротам разделяла монастырь на две половины – большую на нагорье и меньшую на подгорье. Сегодня- Самара, Волжский проспект, 1.

Монастырь создан по инициативе горожан, обратившихся в январе 1850 г. с прошением к епископу Симбирскому Феодотию. К тому времени изъявили желание посвятить себя иноческой жизни 38 сестер. Общину назвали Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, пожертвовавшей в новую обитель фамильную икону Божией Матери «Иверская” в драгоценной ризе.

В первые годы существования обители в ней было три небольших корпуса – два жилых и в одном помещадась молитвенная часовня. Переименование общины в Самарский Иверский женский монастырь произошло 21 августа 1860 г. После пострижения в монашество настоятельницы монастыря Марии Яновой с именем Маргариты она была возведена в сан игуменьи. К 1860 г. в общине проживало 190 насельниц.

Монастырь был общежительный нештатный – не получал субсидий от казны на свое содержание. С первых лет существования в нем были открыты всевозможные мастерские – золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплетная и башмачная и др. На доходы от мастерских и на частные пожертвования развивался самарский монастырь.

Смотреть видео

С 1874 г. начальницей в монастыре становится игуменья Антонина, до этого исполнявшая должность казначеи. Она родилась в семье священника и при крещении получила имя Анастасии. Выйдя замуж за священника Розалиева и через год, овдовев, она в 1853 г. поступила в монастырь.

В 1879 г. купчихой Параскевой Шихобаловой была выстроена просторная на каменном фундаменте двухэтажная больница для обители. 8 сентября 1889 г. в обители открылась церковно-приходская школа для девочек и при ней приют для девочек-сирот.

28 июля 1891 г. при встрече наследника царского престола Николая Александровича (Николая II) игуменья Антонина преподнесла ему икону Божий Матери «Иверская”, шитую золотом мастерицами обители, и полотенце, на концах которого был вышит вид Самарского Иверского монастыря.

27 июля 1894 г. Самару посетил Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), совершивший молебен в обительском храме. 3 июля 1901 г. в обители заложен трапезный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1908 г. монастырь возглавила назначили игуменья Серафима (в миру Анастасия Васильевна Миловидова, вдова священника). Монастырский комплекс включал в себя четыре храма – каменный холодный трехпрестольный во имя Успения Божией Матери (до 1902 г. -Сретенский); каменный теплый во имя Иверской иконы Божией Матери; каменный при колокольне во имя Чудотворца Николая; каменный двухэтажный трапезный храм во имя «Иерусалимской” иконы Божией Матери. Среди других монастырских строений – 22 жилых корпуса, двухэтажный каменный корпус настоятельницы, каменный корпус мастерских и монастырской школы.

Монастырские кладбища, верхнее и нижнее, занимая значительное пространство, шли от колокольни и корпуса, занятого церковной школой, с юга на северо-восток вдоль утрамбованной дороги. Кладбища эти располагались на крутом склоне с устроенными из камня спусками, прерываемыми в нескольких местах каменными же площадками. Спуски ограждались деревянными перилами. Кладбища со всех сторон окружала деревянная изгородь. На монастырских кладбищах, кроме умерших в обители, покоятся останки родовых дворян: князей Урусовых, Нащекиных, Толстых, Алабиных, Шелашниковых и др.; останки ученых: преподавателя Казанской Духовной Академии Н.Соколова, директора Самарской гимназии А.И.Соколова и др.; останки генералов А.И.Смолькова и И.П.Голева (героя обороны Севастополя в Крымской войне), архитектора А.А.Щербачева, Т.К.Головиной (дочери К.П.Головина) и др.

Большую часть захоронений составляли могилы умерших из местного купечества и горожан. Над могилами и склепами были установлены разнообразные памятники и часовни. Над могилой купца Д.В.Кириллова, умершего в 1884 г. и похороненного на верхнем кладбище вблизи Успенского храма, был сооружен величественный мавзолей. Все пространство, занятое кладбищами и свободное от могил и памятников, все свободные от жилищ и хозяйственных построек площадки, все палисадники перед корпусами были засажены разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.

В 1919 г. на основе монастыря была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. Большинство жилых корпусов были заняты под квартиры рабочими «Водосовета” и общества «Металлист”, в оставшихся до 1929 г. проживали монахини. К началу 1930-х гг. монастырский комплекс утратил основные доминанты. Был взорван Успенский собор и разрушена 65-метровая колокольня.

Возрождение монастыря началось в 90-е гг. В 1991 г. вновь организованной женской общине было возвращено здание трапезного храма, а в 1995 г. – здание Иверского храма. Летом 1994 г. на территории Самарского Иверского женского монастыря был установлен и освящен владыкой Сергием поклонный крест, выполненный известный российским скульптором Вячеславом Клыковым. В 1994 г. община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.

В конце 1990-х гг. был отремонтирован и украшен иконами главный храм монастыря – Иверский. Отремонтирована трапезная, заново построена колокольня, восстановлена монастырская ограда. Монастырю выделены земли близ совхоза «Черновский”.

Самарский Николаевский мужской монастырь

Монастырь располагался в двух верстах от города по направлению на север. Из него открывался великолепный вид на р. Волгу с ее крутым поворотом, на г. Самару 111 и Жигулевские горы. (Сегодня это территория 4 микрорайона, четная сторона ул. Осипенко). Монастырь украшал панораму левого берега Волги, венчая его гребень. Белокаменные монастырские постройки оживляли вид предместья.

Первоначальная мысль основать в Самаре мужской монастырь принадлежала епископу Евсевию, который обосновал это следующим образом: «необходимость приюта для вдового духовенства – заштатного и престарелого, для приготовления бедных детей к причетнической должности, необходимость помещения при монастыре для ближайшего испытания и лучшего надзора за подсудимыми из духовенства и малолетних преступников, и, наконец, желание многих из мещанского и крестьянского сословия послужить делу благочестия”.

Старинные монастырские ворота с иконой Чудотворца Николая

Городским обществом под строительство обтители в 1857 г. было отведено 77 дес. 586 саж. земли – она сдавалась в аренду и на получаемые средства монастырь постепенно отстраивался. В 1858 г. алатырский купец Федор Щеткин пожертвовал в пользу монастыря 150 дес. земли за р. Волгой в Жигулевских горах. В начале 1860 г. епископ Феофил сообщил, что для первоначального размещения братии уже приготовлен деревянный флигель в с. Ширяево. Имено он стал приютом для братии, а позже в нем разместилась трапезная.

В 1861 г. в обители была построена каменная церковь. Монахов здесь проживало около пятидесяти человек. В 1863 г. последовал указ Св. Синода на открытие монастыря 3 класса. Настоятелем утвердили игумена Варлаама, состоявшего ранее при Уфимском Архиерейском доме.

С начала существования монастырем непосредственно заведовали самарские епископы и только епископ Гурий передал всю полноту власти настоятелю (в то время эту должность исполнял архимандрит Вениамин, с 1903 г. – игумен Иннокентий). К 1916 г. монастырем управлял настоятель архимандрит Анатолий, бывший оптинский монах. За монастырем числилось 465 дес. 686 саж. земли, он получал ежегодно от казны 1500 руб. пособия, так как к этому времени был причислен ко второму классу. В 1916 г. в монастыре проживали 5 иеромонахов, 1 иеродиакон, 6 монахов, 3 рясофорных послушника и 39 послушников на испытании. Духовником монастыря являлся 93-летний иеромонах Вениамин.

В монастырский комплекс входили деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость”, каменный храм с двумя колокольнями во имя свт. и Чудотворца Николая, а также соборный каменный трехпрестольный храм во имя свт. и Чудотворца Николая. Кроме того в монастыре находились двухэтажный на каменном фундаменте странноприимный дом при воротах; каменный двухэтажный корпус (в верхнем этаже которого находились помещения для настоятеля и монастырской библиотеки, а в нижнем -для братии); полукаменный дом для братии; деревянный одноэтажный трапезный корпус; деревянный флигель, в котором находился свечной завод.

На территории монастыря было небольшое кладбище возле восточной ограды, где покоились умершие монахи и некоторые из мирян. Так, в 1913 г. здесь был похоронен известный врач, основоположник кумысолечения, доктор медицины Н.В. Постников, а в 1916 г. старейший врач Самары, ординатор-хирург Губернской земской больницы А.Н. Сатрапинский.

Монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями по углам (до наших дней сохранились лишь каменные ворота, которые когда-то служили главным входом). От ворот до монастыря шла дорога, по обеим сторонам которой тянулись огороды.

В 1914 г. настоятель монастыря игумен Анатолий задумал строительство каменного корпуса для братских келий, а также часовни и школы за пределами монастыря в Монастырском поселке. Проект этих построек разработал архитектор П.В.Шаманский. В декабре 1914 г. Духовная консистория дала разрешение на строительство, спустя год он был выстроен. Строительство часовни и школы в Монастырском поселке ввиду военного времени и недостатка средств было отложено и в итоге не осуществилось. Здание братского корпуса сохранилось до наших дней (центр 4-го микрорайона по современной ул. Осипенко, 10). Долгие годы здание использовалось под школу, ныне в нем располагается Российская Академия медико-технических наук. В 1992 г. здание получило статус памятника архитектуры.

Рядом находится еще одна монастырская постройка – двухэтажная каменная трапезная (ныне ясли-сад № 391 «Петушок”). Трапезная сильно искажена перестройками, но историческая часть здания сохранилась.

После революции, согласно принятым декретам и постановлениям Советской власти, касающимся Церкви и ее институтов, монастырь был ликвидирован. Однако до конца 20-х годов существовала община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. С 1929 г. начался новый этап тотального наступления на Церковь. С этого времени все храмы монастыря передали под госучреждения, а с 1930 г. их начали разбирать.

В настоящее время от монастырских построек сохранились немногое. Это каменные монастырские ворота, но сейчас они расположены не на первоначальном месте (первоначально вход в монастырь был со стороны современной улицы Циолковского). Сохранился двухэтажный каменный келейный корпус 1915 года постройки по ул. Осипенко 10а, получивший статус памятника архитектуры. К монастырским относится и здание постройки начала 1910-х гг., отданное под детский сад (ул. Осипенко 12), бывшая монастырская трапезная. Часть здания Самарской Духовной Семинарии на улице Радонежской, 2 также раньше располагалась на монастырской территории.

Монастырские подворья Самары

Особый типь монастырских учреждений составляли подворья, в свою очередь подразделявшиеся на монастырские, архиерейские и патриаршие. Накануне Октябрьской революции в Самаре подворья имели следующие монастыри: Раковский Свято-Троицкий женский монастырь, Бугульминский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Чагринский Покровский женский монастырь, Бузулукский Тихвинский женский монастырь, Бузулукский Свято-Троицкий женский монастырь, Бугурусланский Покровский женский монастырь.

Почти все они располагались в районе современной Самарской площади и находились друг от друга в одном квартале. Подворья эти распологались в обычных городских усадьбах и не отличаясь от них ни размерами, ни застройкой. Администрация подворья назначалась игуменом и находилась в подчинении у последнего. Церковные здания на таких подворьях отсутствовали. Единственное исключение – на подворье Раковского Свято-Троицкого женского монастыря по ул. Сокольничьей, ныне Ленинской, с 1906 г. располагалась каменная часовня.

https://posredi.ru/monastyri-samarskoj-eparhii.htmlhttps://posredi.ru/wp-content/uploads/2019/03/samara_samarskij-zhenskij-spaso-preobrazhenskij-monastyr.jpg https://posredi.ru/wp-content/uploads/2019/03/samara_samarskij-zhenskij-spaso-preobrazhenskij-monastyr-150×150.jpg2020-05-15T11:50:03+05:00 Сергей СиненкоПравославиеСамарская областьженский монастырь,мужской монастырь,православие в Поволжье,Самара,Самарская областьСамарские монастыри. Воссоздать облик деревянных храмов и монастырей Самары позволяет гравюра, сделанная по рисунку художника Джона Кэстля, который в конце 30-х годов XVIII в. провел в Самаре несколько лет Монастыри Самарской епархии Волжские монастыри подарили России рукопись ‘Слова о полку Игореве’ и знаменитую Лаврентьевскую летопись. Книги Иргизских монастырей спасал сотрудник Самарского…Сергей СиненкоСергей Синенко s705705@yandex.ruAuthorПосреди России

Сегодня монастырский храм представляет собой шедевр архитектуры. Его спроектировал самарский архитектор Николай Жоголев в лучших традициях теремного северного зодчества. Вместе с мастерами из Украины, Грузии, Узбекистана здесь работали лучшие в России специалисты по дереву.
Уникальные мозаичные иконы Пророка Божия Илии и святого благоверного князя Олега Брянского изготовлены в самарской мастерской Валерия Молчанова из уральских самоцветов яшмы, чароита, кварца и радонита.
Крест вырезан из розового дуба, а купол украшен лемехами — деревянными чешуйками из осины, которые со временем становятся серебристыми.
В Самаре подворьем мужской обители является Троице-Сергиев храм, из прихожан которого и состоит костяк монастырской общины.
Все священнослужители получают образование в Самарской Православной Духовной Семинарии, а лучшие из них продолжают обучение в Московской Духовной Академии и Высшей Церковной Академии Крита.
В монастыре очень строгий устав. Обычно, с 5 утра до 11-00 проходит утренняя служба, а затем, не менее трех часов, – вечерняя. Остальное время уходит на молитвы, общение с паломниками и труды по хозяйственным нуждам обители. Сами монахи живут в скромных кельях без электричества.
Согласно уставу монастыря на проживание принимаются исключительно паломники-мужчины. Здесь им предоставляются кров и питание, а также самое главное – возможность пожить в молитвенной тишине обители, потрудиться для спасения души и на благо Церкви, приобщиться к Таинствам и Богослужениям.
С каждым годом крепнет и монастырское хозяйство. Сегодня на территории обители вырос фруктовый сад, расчищено озеро для разведения рыбы, возделана земля под огород, оборудованы мастерские для трудников. Есть скотный двор и небольшая пасека. Территория обители ежемесячно благоустраивается.
Посещение монастыря для женщин и туристов ограничено источником пророка Ильи и храмом Креста Господня. Однако, 22 ноября, в престольный праздник в честь святителя Нектария Эгинского, все желающие могут посетить и скитскую часть монастыря.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *