Во время моей недавней поездки на Урал мы в дружеско-семейном формате съездили в Курганскую область, в город Далматово – посетили Далматовский Свято-Успенский монастырь и городской краеведческий музей.

Именно отсюда в середине XVII в. началось русское заселение Южного Зауралья. Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое значение в русской колонизации края.

Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.

Для того, чтобы на практике ознакомиться с тем, что же осталось здесь до настоящего времени – мы и отправились в путь.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь расположен на высоком, левом берегу реки Исети, в центре города Далматово, выросшего вокруг монастыря начиная со второй половины XVII в.

Портрет преподобного Далмата (с фотографии С.М. Прокудина-Горского, 1912 г. написан, вероятно, в XVII веке):

Кольчуга и шлем преподобного Далмата. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.:

Основатель Далматовского монастыря преподобный Далмат (Дмитрий Иванович Мокринский), происходил из «детей боярских» (служивое сословие), служил городовым в Тобольске. В зрелые годы, оставив государственную службу, постригся в монахи. В 1644 году он основал на берегу Исети, в месте, именуемом «Белое Городище», монашеский скит.

Это было первое русское поселение на земле, принадлежавшей на тот момент сибирским татарам.

В 1651 году построенные на Белом Городище деревянная часовня и кельи были разорены в ходе набега калмыков, «старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть».

С тех пор икона Успения Пресвятой Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря.

После набега монастырь был отстроен вновь, с церковью, деревянными стенами и башнями. Макет деревянного Далматовского монастыря из городского краеведческого музея:

В 1662–1664 гг. обитель опять была разорена и разрушена в результате нападения башкир и отрядов внуков последнего сибирского хана Кучума. После пожара – снова отстроена. Преподобный Далмат принимал в монастыре беглых русских крестьян, расселяя их на монастырских землях, из-за чего имел конфликты с местными представителями органов власти.

Как свидетельствуют источники, преподобный Далмат был хорошо образованный человек, ревностный к православной вере, требовательный к себе и к другим, не искавший ни власти, ни богатства, ни славы. После его смерти в возрасте 103 лет усыпальница преподобного становится главной святыней созданного им монастыря.

Старейшее здание в современном монастыре – каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, построен в период с 1707 по 1720 гг. В советское время в монастыре действовал завод по производству молочного оборудования и собор был приспособлен под производственные помещения. До настоящего времени он не отреставрирован.

Так этот полуразрушенный собор выглядит сейчас. Душераздирающее зрелище:

А так он выглядел 100 лет назад, в 1912 году, когда его сфотографировал С.М. Прокудин-Горский:

В краеведческих работах упоминается, что далматовский собор Успения Пресвятой Богородицы стал первым русским каменным зданием во всём Зауралье. Таким образом – перед нами уникальный памятник истории и культуры. Очень жаль, что он находится в крайне плачевном состоянии.

Тогда же, когда был возведен собор, в эпоху Петра Первого, за счет государственной казны было осуществлено строительство монастырской каменной стены с башнями. Далматовский монастырь был оценен как ключевая крепость в Зауралье, поэтому Российская Империя всерьез вложилась в его укрепление.

Зубчатые стены с несколькими уровнями бойниц, возраст которых составляет около трехсот лет, и две крепостные башни, сохранились до сих пор. Некоторые участки стен отреставрированы, однако состояние башен производит весьма грустное впечатление. А ведь это самая древняя Зауральская крепость, на этих стенах неоднократно велись серьезные военные действия, с них отражали штурмы пугачевского войска, набеги кочевников и мятежи.

Стены и башни Далматовского монастыря:

Молоковозы у крепостной стены Далматовского монастыря в советские годы, в то время, когда на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Фото из монастырского музея:

Две действующие церкви на территории Далматовского монастыря:

Надвратная церковь Иоанна Богослова, построенная после 1850-го года:

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», построенная между 1871 и 1881 гг.:

Церковь находится в процессе реставрации. На ней восстановлены главы и купола, в самой церкви расчищаются старинные фрески, проводятся регулярные службы.

Макет церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в монастырском музее:

В целом – Далматовский монастырь представляет собой уникальный памятник истории и культуры, по большому счету – это ключевой исторический объект для всего Южного Зауралья. Монастырь возрождается, хотя хорошо видно, какого огромного труда это требует.

В монастыре расположен интересный музей. Неподалеку от его стен, в бывшем здании реального училища располагается городской краеведческий музей с очень интересной, насыщенной экспозицией, содержащей, в том числе, массу материала по истории монастыря и всего города и края.

К огромному сожалению, музей имеет только муниципальный статус, существует исключительно за счет городского бюджета – а скромный размер этого бюджета стает ясен каждому, кто пройдется по улицам чистого, интересного, но столь обыденно бедного русского провинциального города Далматово.

В реставрацию монастыря, в восстановление его древнего Успенского собора, в развитие музейного и историко-краеведческого дела в Далматово абсолютно необходимы вложения из регионального и федерального бюджетов. Мне кажется, в проекте реставрации этого места вполне могли бы поучаствовать на только Кур

ганская область, но и соседние с ней, и существенно более богатые, Екатеринбургская и Челябинская области, чья история последних сотен лет тоже очень сильно завязана именно на этот ключевой пункт – Далматовский Свято-Успенский монастырь.

Напишу в ближайшее время на этот счет несколько писем в разные органы власти. В конце концов – капля камень точит…

Чимеево – один из главных духовных центров Урала и Зауралья. И там произошла большая трагедия, 3 июля сгорел главный храм Казанской Божей матери Чимеевского мужского монастыря. Больше не увидим мы прекрасной голубой деревянной 140 летней церкви. Погиб и оригинальный деревянный иконостас, отполированный клыком волка.

Село Чимеево и мужской монастырь

Село Чимеево находится в Белозерском районе Курганской области, в 90 километрах к северу от Кургана. Оно раскинулось по берегам речки Нияп – притока Тобола.

Чимеево – старинное село, оно было основано еще в 1681 году. Название пошло от фамилии первого жителя-каторжника, основавшего поселение. Как и было положено в то время, при поселении построили небольшую церковь и нарекли ее в честь царей Константина и Елены. По легенде однажды в село по реке Нияп неведомо откуда приплыла икона Казанской Божьей Матери. Это сочли как знак свыше. Икону поместили на почетное место в храме Константина и Елены. Сведения о чудесной иконе стали расползаться по всей округе. Сюда потянулись первые паломники.

Но 5 ноября 1770 году церковь вспыхнула и сгорела. Все, что находилось в церкви, полностью сгорело, в том числе иконостас. Но разбиравшие завалы местные жители вдруг обнаружили каким-то чудом сохранившуюся икону Казанской Божьей Матери. Икона нисколько не пострадала от огня, лишь потемнела от сажи.

В 1774 году жители Чимеево построили новый храм, который назвали также в честь Константина и Елены. В конце XVIII века, в 1797 году, к храму пристроили новый придел, освященный в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Со временем деревянная церковь сильно обветшала. В 1887 году местные жители решили построить новый храм. В 1890 году храм был готов. На каменный храм денег хватило, поэтому построили все такой же деревянный. На этот раз его освятили в честь явления Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм, несмотря на свое деревянное исполнение и непростую участь, дошел до наших дней.

С приходом советской власти храм, как и все другие по стране, ждали сложные времена. В 1930 году местного священника арестовали и расстреляли. В 1937 году ту же участь разделил и его последователь. Церковь закрыли.

В разгар войны, в 1943 году, сельские власти вдруг решили переоборудовать храм под зернохранилище. По легенде чудотворную икону никак не могли сдвинуть с места. Председатель совета пригрозился разрубить ее на мелкие щепки. Однако, ему стало плохо, и спустя несколько дней он скончался от кровоизлияния. В 1947 году склад зерна закрыли, а помещение отчего-то вдруг решили вернуть верующим. Редкий случай.

Несколько десятилетий, вплоть до своей смерти в 1977 году, настоятелем храма был Петр Трофимов – личность очень сильная и колоритная. Многие годы за свою веру он провел в тюрьмах и сталинских лагерях. В лагере получил серьезную травму – ему перебили один из позвонков. В результате в конце жизненного пути отца Петра парализовало. Несмотря на все невзгоды и преследования, он не сломался и сохранил веру.

Чимеевский святой источник

В полутора километрах к северу от Чимеево находится не менее известный Чимеевский святой источник. Приезжающие сюда паломники непременно набирают бутыли воды – кто сколько может унести. Некоторые не ограничиваются этим и лезут в купальню с ледяной водой. Кстати, ученые установили, что в этой воде содержится серебро. А оно, как известно, убивает все микробы и обладает целительной силой.

Между прочим, советская власть покушалась и на этот источник. Его засыпали, некоторое время здесь была обычная помойка. Лишь в 1979 году стараниями местных жителей родник был расчищен и приведен в порядок. Сейчас от дороги к источнику ведет деревянная лестница с коваными перилами. Над источником построили беседку, а поблизости оборудовали купальню.

В 2000 году в Чимеево снимался документальный фильм о вере, местных святынях и чудесных проявлениях. В качестве режиссера выступал автор известной в то время передачи «Играй гармонь» Геннадий Заволокин. Фильм получился очень музыкальным, в него вошли песни самого Заволокина о православной вере в исполнении фолклорного ансамбля «Частушка».

В 2002 году вместо обычного прихода в Чимеево был основан Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь. Сама Чимеевская икона Божьей Матери недавно включена в календарный месяцеслов Русской православной церкви. За ней закреплена дата — 21 июля. В этот день в Чимеево наиболее многолюдно. Чудотворная Чимеевская икона Божьей Матери ежегодно притягивает тысячи паломников со всего Урала и других регионов России. Говорят, что многие приезжающие сюда больные люди исцеляются.

Также в Курганской области можно посетить другие интересные достопримечательности: Далматовский монастырь, Шадринск, соленое озеро Медвежье или целебное озеро Горькое.

Как добраться?

На автомобиле по трассе Екатеринбург – Курган нужно ехать до поворота на Чимеево. Из Кургана или Тюмени нужно ехать по трассе Курган — Тюмень до поворота на Чимеево. Также можно доехать на автобусе, который следует из Кургана до села Ягодное. Ходит два раза в день.

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь Адрес: Курганская область, Белозерский р-н, с. Чимеево
Телефон: 8 (35232) 2-84-46, 8 (35232) 2-84-49, 8 (35232) 2-84-75, 8 (35232) 2-84-91
Электронная почта: chimeevo@mail.ru

Боровский женский монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы

Адрес: Курганская обл., Катайский р-н, с. Боровское

Дата основания: 1992

Статус: действ.

Web: http://www.borovscoe.ru/

Женский монастырь основан при бывшей приходской Никольской церкви села Боровского. Устройство обители начато в 1992, официально получен статус монастыря в 2000. Расположен в пяти км от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель.

Далматовский Успенский мужской монастырь

Адрес: Курганская обл., Далматовский р-н, г. Далматово, ул. Советская, 194

Дата основания: 1644

Статус: действ.

Web: http://dalmat.su/

Мужской монастырь, основанный в 1644 старцем Далматом, к 1-й пол. XVIII в. один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи. С XVIII в. при монастыре существовала «славяно-российская школа», с 1816 — духовное училище. В 1922 преобразован в музей-монастырь, в 1930 окончательно закрыт. С 1945 занят заводом молочного машиностроения «Старт», часть построек сломана. Вновь открыт в 1992.

Казанский Чимеевский мужской монастырь

Адрес: Курганская обл., Белозерский р-н, д. Чимеево

Дата основания: 2002

Статус: действ.

Web: http://chimeevo.com/

17 июля 2002 по решению св. Синода Казанский приход преобразован в Казанский Чимеевский монастырь.

В монастыре хранится чудотворная Чимеевская икона Богоматери.

Введенский женский монастырь (Верхняя Теча)

Женский монастырь основан на Верхнетеченском подворье Далматова монастыря после пожара в 1742, уничтожившего постройки Введенского женского монастыря близ Далматово.

Монастырь устроен при приходской Предтеченской церкви, содержался иждивением Далматовского монастыря. Упразднен в 1764, монахини оставлены на месте под управлением Духовного правления.

Вновь возобновлен как Троицкий 20 янв. 1861 при Троицкой церкви села, построенной К. П. Зыряновой, будущей игуменьей монастыря.

В 1868 община возведена в степень третьеклассного монастыря.

Закрыт в 1918, устроена трудовая артель, в 1921 постройки монастыря переданы вновь созданному совхозу.

В 1928 жилые и хозяйственные помещения бывшего монастыря проданы с публичных торгов.

В 1995 в Верхнюю Течу переехали монахини из села Чимеева и был воссоздан Введенский женский монастырь.

Адрес: Россия, Курганская область, Катайский район, село Верхняя Теча

Телефон: (35251) 2-91-42

Свято-Духовская женская монашеская община (Смолино)

Адрес: Курган, пос. Смолино, пер. Малый, 12

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *